Психолого-педагогические науки • • •
В игровом взаимодействии часто обнаруживается непродуктивность стандартного мышления, стереотипных действий, повышается порог видения психолого-педагогических проблем, актуализируется творческий мыслительный потенциал. В конечном итоге формируется профессиональное поведение учителя, его психолого-педа-гогическая культура.
Ролевые игры способствуют формированию у будущих учителей творческого нестандартного подхода к анализу педагогических ситуаций. Они учат прогнозировать, планировать, сознательно включать рефлексию в структуру решения педагогических проблем, формируют гуманистическую педагогическую позицию, то есть способствуют повышению педагогической культуры [4].
Кроме работы по формированию у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, ставилась задача роста духовности будущего учителя. Она решалась посредством включения в занятия упражнений из художественной литературы эстетикопедагогического содержания, где акцентировалось внимание на сложности духовного мира человека (ребен-
Примечания
55
ка), палитре его чувств и переживаний, красоте нравственно-эстетического общения.
В процессе использования художественной литературы реализовался приём косвенного, опосредованного влияния на процесс формирования опыта нравственного общения будущих учителей посредством гуманистической позиции писателей-классиков и современников.
Оправдала себя и такая форма работы, как игра-соревнование, где студенты реализуют свои знания, умения и навыки (разработать и защитить проект школы будущего - «Школа, в которой мне предстоит работать»; решить педагогические ситуации - «Я учитель, я справлюсь...»; продемонстрировать навыки культуры и техники речи - «Учимся говорить правильно...» и другие).
В результате целенаправленной работы по формированию педагогической культуры у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин увеличилось количество студентов с высоким уровнем сфор-мированности педагогической культуры (с 2,2% до 36,6%), что подтверждает ее эффективность.
1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991. 2. Бенин В.П. Сущность понятия «педагогическая культура»// Понятийный аппарат педагогики и образования. 1996. Вып. 2. 3. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бон-даревской. - Ростов н/Д., 1995. 4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989. 5. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М., 1997.
УДК 378(471.67)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
©2008 исламбекова И.С., Салманова Д.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
56
• • •
Известия ДГПУ, №2, 2008
В статье обоснована сущность рефлексии и указан механизм осуществления педагогической рефлексии, ориентированной на подготовку педагога к проектной деятельности. На основе анализа проведенных исследований в области подготовки педагога к профессиональной деятельности выявлены условия педагогической рефлексии, при которых наиболее эффективно протекает формирование проектной культуры будущего специалиста.
The article deals with the grounding of the essence of reflexion and pointing the mechanism of realizing the pedagogical reflexion oriented for a teacher’s training for projective activity. On the basis of the analysis of the research in the sphere of teachers’ training for professional activity the conditions of the pedagogical reflexion under which the formation of the future specialist’s design culture proceeds effectively are revealed.
Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, проектная культура, проектное мышление, педагог профессионального обучения.
Keywords: reflexion, pedagogical reflexion, projective culture, projective thinking, professional training teacher.
Образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения потребностей личности и общества, реагируя на все общественные процессы и изменения. На современном этапе обучения, когда учитель из хранителя информации переходит в субъект проектирования и его деятельность становится продуктивной, система подготовки будущих педагогов профессионального обучения наряду с базовыми знаниями и умениями должна обеспечивать формирование проектного мышления, способствовать превращению творчества в норму и форму существования личности учителя. Повышаются требования к подготовленности педагога: наряду с общепринятыми (аналитическими, прогностическими, эвристическими, коммуникационными, контрольными, коррекционными) появляется блок проектных умений. Кроме того, конкурентоспособным выступает субъект, освоивший основы наук, способный к планированию, прогнозированию и реализации идеи, владеющий инновационными способами восприятия и передачи информации и практически подготовленный, прежде всего, как профессионал.
Интенсивные преобразования в общественном развитии страны, которые привели к преобладанию организационных, деятельностных и информационных технологий, предполагают постоянное совершенствование содержания подготовки будущих педагогов, в связи с чем возрастает роль и значение непрерывности повышения уровня подготовки кадров, а также оперативная их адаптация к новым условиям.
В такой ситуации важной составляющей профессиональной подготовки личности учителя становится способность к рефлексии, в решающей мере определяющей сформированность
творческого, проектного мышления, коммуникативных, креативных и других умений проектной культуры в целом. Осуществление проектно-
преобразовательной деятельности, требующей творческой активности, влечет за собой состояние постоянного напряжения и утомления, что снижает качество профессиональной деятельности, приводит к ошибкам в проектировании педагогических процессов. С этих позиций оптимальным условием, способствующим успешному решению профессиональных задач, ориентированию в нестандартных профессиональных ситуациях, проектированию, конструированию педагогической деятельности
Психолого-педагогические науки • • •
являются включение обучающихся в развивающие ситуации и активную среду, раскрепощение студентов в процессе общения и формирование коммуникативной компетентности, рефлексия и реализация открытой личностной позиции, а также проживание нового личностного опыта и т.д.
В теории и практике профессионального образования назрела необходимость в подготовке будущих педагогов, преподавателей вузов с высоким уровнем педагогической рефлексии, что нашло свое подтверждение в ряде российских психологопедагогических исследований (А. А. Бизяев, Б. 3. Вульфов, Е. И. Исаев,
О. В. Калашников, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, В. А. Якунин).
В современных исследованиях рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека», или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного» [4, 7, 10].
О. В. Калашникова, поясняя сущность рефлексии, утверждает, что это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями, способствующими «поворачиванию» сознания человека к своему внутреннему миру, помогающее не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания [6].
Следовательно, рефлексия включает в себя не только самопонимание, самопознание, но и процессы понимания и оценки другого, с помощью чего дос-
57
тигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, отношениями других людей, групп, общества и т.д. «Отрефлексировать» означает пережить, «пропустить через себя свой внутренний мир», «оценить» на основе способности взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Вместе с тем проблема педагогической рефлексии в системе формирования проектной культуры педагога профессионального обучения в современных образовательных условиях остается недостаточно изученной как в теоретическом, так и в прикладном плане. В работах М. Н. Демидко [4], Б. П. Ковалева [7], С. В. Кондратьева [8] представлены, как правило, психологические особенности педагогической рефлексии учителей средних учебных заведений, студентов специальных и высших учебных заведений или социальнопсихологические методы развития рефлексии в организации образовательного процесса с государственными служащими, менеджерами быстро развивающихся организаций, руководителями производств на основе акмеологического подхода.
Исследователь А. А. Бизяева [1], определяющий педагогическую рефлексию как сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии, включающей два уровня:
- операциональный (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании);
- собственно личностный (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная субъектная включенность в рефлексивную ситуацию).
58
Известия ДГПУ, №2, 2008
Е. С. Перенкова [12] рассматривает профессиональную рефлексию, определяя ее как психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности. Российский педагог Б. 3. Вульфов [2] разграничивает профессиональную рефлексию и педагогическую профессиональную рефлексию. Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Педагогическая профессиональная рефлексия понимается им так же, как и профессиональная рефлексия, но связанная с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
Педагогическая рефлексия при формировании проектной культуры педагога позволяет:
- специально организовать учебную деятельность, характеризующуюся целенаправленностью, преобразующим характером, предметностью, осознанностью; общностью в построении способов, процесса деятельности и конечных результатов;
- развивать личность, открывая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-пси-хологических и профессиональных ресурсов, в рефлексивной среде и рефлексивном сообществе;
- активизировать отношения между участниками деятельности, поскольку предполагается наличие особенностей отношений субъекта и объекта педагогического процесса, протекаемого синхронно, сохраняя своеобразие действий каждого;
- актуализировать педагога через возможность посмотреть на деятельность с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней и, наконец, занять по-
зицию вне ее, над ней для суждения о ней. Актуализация рефлексивности позволяет педагогу преодолевать педагогический эгоцентризм, а найденный личностный смысл создает перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных стереотипов, открывая путь для дальнейшего профессионального роста.
Рефлексивные способности при формировании проектной культуры личности обусловливают саморегуляцию личности, налаживающую регулирование своего отношения с внешним миром и поддержание своего целостного «Я» на всех этапах, где изменяются мышление и деятельность, а следовательно, развиваются интеллектуальные, эмоциональные, волевые аспекты личности.
Рефлексивная работа направлена на более полное осознание и структурирование полученного в прошлом опыта, приобретаемого опыта, а также опыта, проектируемого на будущее. В процессе проектной деятельности развитие рефлексивных качеств происходит за счет самонаблюдения и взаиморефлексии.
Студенты в рамках изучения дисциплины «Теория и методика обучения» получают «учебный пакет», на основе которого осуществляется проектная деятельность и разрабатывается проект педагогического процесса, впоследствии реализуемый с использованием тренинговых упражнений, предполагающих:
- актуализацию ожидания и потребности студентов в личностном и профессиональном саморазвитии, готовности к получению нового опыта;
- осознание своего «Я-педагог» в профессиональной деятельности;
- моделирование различных возможных путей личностного и профессионального роста;
- структурирование опыта, полученного здесь и сейчас.
На начальном этапе выполнения тренинговых упражнений использу-
Психолого-педагогические науки • • •
ются задания, которые нацеливают на самостоятельный анализ внутренних переживаний, выраженных в ожидании чего-то нового, приобретаемого на занятиях; опасения из-за временного неведения происходящего и т.д. Полученные результаты выносятся на внутригрупповое обсуждение, предполагающее размышление, уточнение.
Педагогическая рефлексия способствует порождению новых твор-
Примечания
59
ческих идей, повышению уровня проектной культуры, что позволяет рассмотреть ее в качестве механизма перевода неявного знания в явное. Такой переход, на наш взгляд, является механизмом, шунтирующим подсознание, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.
1. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07. - СПб., 1993. - 20 с. 2. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Magister. 1995. №1. - С. 71-79. 3. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. - Махачкала, 2002. 4. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: методические рекомендации. - Минск: РИПО, 2001. - 31 с. 5. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального самосознания будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. №3. - С. 57-66. 6. Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07. - СПб., 1999. - 20 с. 7. Ковалева Б.П. Рефлексивная регуляция взаимодействия учителя с учащимися и пути ее коррекции // Вестник ГрГУ. Сер. 1. №1. - С. 164-172. 8. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций по одноименному курсу для студентов педагогических специальностей: В 3 ч. 4.2: Психология учителя. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1996.
- 90 с. 9. Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М.: Педагогика, 1971. - 111 с. 10. Левина А.А. Педагогическая рефлексия - начальный этап преодоления затруднений в педагогической деятельности // Психология обучения. - 2007. №2. - С. 109-119. 11. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с. 12. Перенкова Е.В. Самоанализ, рефлексия в системе методической работы школы // Сельская школа. - 2007. №2.
- С. 16-25. 13. Филимонюк А.К. Модель формирования проектной культуры будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2007. №1. - С. 54-57.