Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ "ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ "ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОД / РАСХОД / ФИНАНСЫ / ЦЕЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холодковская Наталия Сергеевна

Актуальность методической разработки данного урока заключается в необходимости повышения уровня финансовой грамотности школьников. Урок реализуется за счет активных технологий обучения. Анализ конкретных ситуаций позволит учащимся сформулировать основные этапы финансового планирования и правила составления личного финансового плана, обеспечив их готовность к личному финансовому планированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL DEVELOPMENT OF A LESSON ON FINANCIAL LITERACY "PERSONAL FINANCIAL PLANNING"

The relevance of the methodological development of this lesson lies in the need to increase the level of financial literacy of schoolchildren. The lesson is implemented through active learning technologies. Analysis of specific situations will allow students to formulate the main stages of financial planning and rules for drawing up a personal financial plan, ensuring their readiness for personal financial planning.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ "ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"»

Таким образом, цель по определению возможных направлений деятельности парфюмерно-косметических компаний в сфере корпоративной социальной ответственности была достигнута. Однако, стоит заметить, что компании при разработке стратегии не выбирают сразу все возможные направления, а скорее фокусируются на наиболее приоритетных. Такая практика представляется вполне оправданной, поскольку позволяет компаниям не распыляться на поверхностное решение многих проблем, а осуществлять комплексный подход к решению выбранной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова, О.В., Федорцова, С.С., Ряполова, Г.А. Глобальные цепочки стоимости: окно возможностей для России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4 (86). - С. 167-169.

2. Стаханов, Д.В., Федорцова, С.С. Концентрация предпринимательских инвестиций и выбор инвестиционных приоритетов / Д.В. Стаханов, С.С. Федорцова // Экономический рост: факторы и механизмы устойчивого развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С.22-31.

3. Федорцова, С.С. Оценка системы управления персоналом предприятия на основе современных мотивационных методов / С.С. Федорцова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2019. - № 1. -С. 380-388.

4. Федорцова, С.С., Стеценко, Ю.А. Творческий интеллект (креативность) в системе интеллектуальных способностей специалиста организации / С.С. Федорцова, Ю.А. Стеценко // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2021. - № 9-3 (96). -С. 46-49.

5. Федорцова, С.С., Даллакян, К.А. Основные проблемы и развитие молодежного предпринимательства в России // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2021. - № 33-3 (120). - С. 14-17.

6. Федорцова, С.С., Стаханов, Д.В. Управление персоналом организации на основе современных мотивационных методов (теоретические и практические аспекты) / С.С. Федорцова, Д.В. Стаханов. - М.: Интернаука, 2020. - 68 с.

Н. С. Холодковская

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ТЕМУ «ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Аннотация: Актуальность методической разработки данного урока заключается в необходимости повышения уровня финансовой грамотности школьников. Урок реализуется за счет активных технологий обучения. Анализ конкретных ситуаций позволит учащимся сформулировать основные этапы финансового планирования и правила составления личного финансового плана, обеспечив их готовность к личному финансовому планированию.

Ключевые слова: доход, расход, финансы, цель, планирование.

N.S. Kholodkovskaya

METHODICAL DEVELOPMENT OF A LESSON ON FINANCIAL LITERACY «PERSONAL FINANCIAL PLANNING»

Abstract. The relevance of the methodological development of this lesson lies in the need to increase the level of financial literacy of schoolchildren. The lesson is implemented through active learning technologies. Analysis of specific situations will allow students to formulate the main stages of financial planning and rules for drawing up a personal financial plan, ensuring their readiness for personal financial planning.

Keywords: income, expenditure, finance, goal, planning.

Одной из важных задач современного образования является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных условиях. Преследуя цель формирования социально-финансовой компетентности учащихся для достижения ими собственных финансовых целей, представим в данной статье методическую разработку урока по финансовой грамотности на тему «Личное финансовое планирование». Актуальность урока продиктована необходимостью повышения финансовой грамотности учащихся: умения ставить и достигать финансовые цели, знания способов формирования эффективных сбережений, грамотно оценивать возможные риски, умения принимать ответственность за собственное финансовое благополучие. [1]

К основным задачам, решаемым в ходе урока, отнесем следующие: 1) сформировать понятие «личное финансовое планирование»; определить роль финансового планирования в жизни человека; формировать навык рационального распределения доходов и расходов; 2) развивать культуру финансовой грамотности; 3) воспитывать ответственное отношение к собственному финансовому благополучию.

Формирование финансовой грамотности обучающихся в рамках данного урока реализуется за счет построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации «сегодня» и «завтра» и направляет на формирование ответственности у учащихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Базисом данного урока выступает системно-деятельностный подход к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся.

Представим основные этапы урока.

В основе урока лежит форма групповой работы, направленная, с одной стороны, на взаимодействие учащихся, а с другой - индивидуализацию обучения, удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика. Эксклюзивность данной формы работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие между учащимися сопровождается опосредованным руководством их деятельности со стороны учителя. Учащиеся самостоятельно не только видят проблему, но и находят способы их решения, у них формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. Правильное, продуманное комплектование групп - одно из важных условий эффективной организации групповой работы. Для того, чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. Что касается количественного состава группы, то оптимальным составом обладает группа из четырех-пяти человек. Деятельность группы из четырех-пяти учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

Для организации групповой работы в рамках данного урока необходимо сформировать четыре команды, в каждой из которых пять человек. Формирование команд идет по следующей схеме: учащиеся вытягивают из шкатулки небольшой листок бумаги, на котором напечатана одна из известных пословиц, отражающих тему урока: «Без копейки рубля не бывает»; «Деньги умных любят»; «У кого много остатку, тот не боится недостатку»; «Не доходом экономят, а расходом». Пословица, которая досталась учащемуся, и есть название его команды. В кабинете расставлены столы, на каждом пословица - название команды. Вытянув пословицу, учащийся садится за тот стол, на котором стоит табличка с названием его команды.

Урок начинается с приветственных слов учителя. Для создания положительного настроя и учебной мотивации учитель приветствует ребят: «Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами на уроке по финансовой грамотности. Вы уже разбились на группы. Для формирования команд каждой группе необходимо выбрать капитана, который представит вашу команду, а в дальнейшем организует ее работу».

Выбор капитана команды объединяет учащихся; кроме того, когда капитана выбирают сами игроки команды, они приучаются оценивать друг друга по достоинству и, выражая доверие своему товарищу, побуждают его к большей ответственности.

Актуализация знаний обучающихся является основой качественного формирования новых знаний. Актуализировать - значит «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти, подготовить аудиторию к успешному выполнению основной учебной задачи. В качестве методов по актуализации знаний, позволяющих не только разнообразить урок, но и учить мыслить, иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, в рамках данного урока рекомендую использовать технологию развития критического мышления, включая в процесс урока прием «Верно - не верно».

На прошлом занятии мы рассматривали с вами тему «Функции и виды денег». Давайте вспомним, какие функции выполняют деньги, и какие виды денег можно выделить? У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами указаны номера вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли, что ...». Ответы вы обсуждаете в группах. Если вы считаете ответ верным, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

С помощью вопросов и предположений сужается круг вопросов, которые будут рассмотрены на уроке. Учащиеся уже в начале урока могут понять, что им предстоит узнать сегодня, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. Очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый из учеников получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале - после работы с приемом «Верно - Не верно».

При введении новых понятий (финансы, бюджет, доход, расход) рекомендую использовать ребусы, с помощью которых можно активизировать деятельность обучаемых, актуализировать знания учащихся, а сами ребусы могут быть использованы для мотивации учащихся.

Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке, повышает их работоспособность и позволяет интенсифицировать учебный процесс, воспитывает интерес детей к предмету и положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников.

Разгадывая готовые ребусы, ученики развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют память. Это один из приёмов педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.

Примеры ребусов представлены на рис.1.

1 = Ф

7>Г>

ENTER

Рис. 1 - Ребусы

Учащиеся включаются в командную работу, обсуждают ответы. Готовность команды дать ответ отражает капитан поднятием руки.

Для активизации учащихся в обучении учитель использует доску для расположения на ней данных понятий. В течение всего урока понятия «деньги», «финансы», «бюджет», «расход», «доход» прикреплены на доске. Данные понятия образуют «словарь» урока. Использование классной доски повышает качество урока.

С целью активизировать знания и связать тему предыдущего урока с настоящим перед учащимися ставится вопрос: «Скажите, как связаны эти понятия с понятием «деньги»?»

В словарь урока учитель добавляет термин «деньги».

Учащиеся включаются в обсуждение, предлагают свои варианты ответов. Учитель не сообщает правильные ответы самостоятельно, координирует деятельность учащихся, с помощью наводящих вопросов приводит ответы учащихся к формулированию взаимосвязи между понятиями.

На данном этапе урока у учащихся сформировались взаимосвязи между понятиями, образующими словарь урока, но тема урока пока не сформулирована.

Согласно современным требованиям к уроку с позиции ФГОС, цели и задачи должны быть сформулированы в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся, а также отражать формирование УУД.

Для формулировки темы урока включаем в обсуждение цитату Пабло Пикассо: «Наши цели могут быть достигнуты только с помощью плана, в который мы должны горячо верить и в соответствии, с которым должны решительно действовать. Другого пути к успеху нет» и просим учащихся установить связь между новыми терминами и словами известного художника.

Технология «Мудрая фраза» - включение в урок слов известных людей - активизирует познавательную деятельность учеников, способствует повышению мотивации к учёбе, заряжает учеников позитивным настроем. С педагогической точки зрения использование таких фраз выполняет воспитательную, социализирующую и познавательную функции.

В итоге обсуждения фразы Пабло Пикассо и основных понятий урока, учащиеся самостоятельно смогут сформулировать тему и цель урока.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Учащиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что оно важно, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

В итоге, тему урока и цель урока учащиеся формулируют самостоятельно.

Тема урока: «Личное финансовое планирование».

Для активизации учащихся в обучении учитель вновь использует доску для записи на ней темы урока «Личное финансовое планирование».

В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи урока соотносятся с планируемыми результатами. На данном этапе каждый учащийся должен определить для себя задачи, которые он будет решать в течение урока. На этапе рефлексии ученик определит, решил ли он поставленные перед собой задачи или нет.

Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. Учитель обращается к ученикам с вопросами:

- Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, формулируют задачи урока.

- Что же такое личный финансовой план? Какие этапы в составлении финансового плана можно выделить? Какова роль финансового плана в жизни человека?

Приступая к достижению поставленных задач, необходимо учитывать принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и поставил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.

Учитель ставит перед учащимися вопрос: «Что же такое личный финансовый план?» Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений. Чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Учитель руководит процессом отбора и направляет деятельность учащихся, подводя итог: «Личный финансовый план - это индивидуальный план достижения поставленной вами финансовой цели».

После ответа на поставленный вопрос следует следующий, логично вытекающий из предыдущего: «А какие финансовые цели можете сформулировать вы?»

Ответы учащихся обобщает учитель, знакомя аудиторию с наиболее распространенными финансовыми целями, к которым относятся: приобретение автомобиля, недвижимости, возможность путешествовать, обучение, сбережения, финансовая независимость. При обобщении данных учитель формирует у учащихся положительные эмоции, возникающие при овладении приёмами самостоятельного добывания знаний.

На основном этапе урока - этапе решения проблемы целесообразно использовать метод кейс-технологий, который предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Данная интерактивная технология позволяет взаимодействовать всем учащимся, включая педагога, способствуя развитию умений анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план осуществления решений.

Эффективность кейс-метода проявляется в освоении технологий выработки управленческих решений и эффективной коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения. Кроме того, кейс-технологии участвуют в развитии интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Особое значение приобретает использование кейс-технологии в групповой работе: у учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В ходе урока учащимся были предложены различные кейсы, анализ которых необходимо было провести в команде и дать обоснованный ответ. Время на работу в команде - 2 мин. Все кейсы предложены командам в печатном виде.

Приведем примеры конкретных ситуаций, используемых в ходе данного урока.

Задание 1. Определите правильность постановки цели в каждом конкретном случае.

1. Девушка хочет приобрести брендовую сумочку.

2. Молодой человек хочет купить квартиру в Ростове-на-Дону, стоимостью три млн. рублей.

3. Студентка желает купить туристическую путевку в Милан в 2023 году.

4. Семья хочет приобрести автомобиль, первоначальной стоимостью 750 тыс. рублей.

Примерный срок покупки 5 лет.

Ответы учащихся на поставленные конкретные ситуации позволили сформулировать правила постановки финансовых целей: финансовые цели должны быть конкретизированы и выражены в денежном эквиваленте, с указанием срока достижения. При постановке цели нельзя путать желание (мечту) и цель. Я хочу купить машину - это желание. Я хочу купить машину Kia Rio за 550000 руб., через пять лет - это цель.

Для достижения поставленной цели необходимо определить свои финансовые возможности, т.е. какими сбережениями вы обладаете на данный момент и что можете делать для достижения поставленных финансовых целей.

Задание 2. Рассмотрев примеры личных финансовых целей, определите среди них реальные (ответ обоснуйте):

1. Семья Ивановых планирует купить земельный участок за 800000 рублей, срок приобретения - четыре года, имея среднемесячные накопления - 25000 рублей.

2. Имея 32 тысячи ежемесячных накоплений, Смирнов И.С. собирается приобрести автомобиль BMW за 1200000 руб., через пять лет.

3. Учащийся пятого класса, имея 100 руб. в месяц карманных денег, хочет накопить до конца обучения в школе (11 класса) 20000 рублей.

4. Доход семьи составляет 120000 рублей в месяц. Ежемесячные расходы - 75000 рублей. Семья планирует через 2 года купить квартиру стоимостью 2 млн. рублей.

Ответы учащихся на поставленные конкретные ситуации позволили сформулировать основу финансового планирования: для достижимости финансовой цели необходимо сопоставить размеры доходов и расходов.

Для учета личных финансов учитель рекомендует учащимся использовать бесплатные приложения: Кошелек, Дзен-Мани, EasyFinance, где деньги, CoinKeeper, Toshl, Budget, M8-my money. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям. Применение программных продуктов в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Полученная информация в ходе выполнения кейсов позволит учащимся решить одну из поставленных выше задач и сформулировать основные этапы финансового планирования:

1 этап: определить свои финансовые цели.

2 этап: определить свои финансовые возможности.

3 этап: сопоставить цели и возможности и составить план.

Процесс обучения для учащихся весьма энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс необходимо прервать, организовав общую игру, цель которой - на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям. В качестве динамической паузы в рамках данного урока целесообразно провести следующую игру: каждая команда «не глядя» вытягивает карточку, на которой указано слово или словосочетание в тематике урока: «копилка», «рост доходов», «получение зарплаты», «инвестиции», «вклад в банк». Задача каждой команды - с помощью жестов, «без слов» объяснить значение данного слова. Включение физминутки в урок помогает переключить внимание ребят с одного вида работы на другой, настроить на работу, расслабиться и поддерживать интерес к уроку.

На этапе закрепления вновь используем кейс-метод.

Задание 3. Рассмотрите предложенный финансовый план и ответьте на вопрос о возможности реализации данного плана.

Молодая семья, Александр и Наталья, работают в успешно развивающейся IT-компании с апреля текущего года. На заработанные деньги они хотят в следующем месяце купить себе новые телефоны: телефон «А» для Александра, который стоит 57 000 руб., и телефон «В» для Натальи стоимостью 37 000руб.

Смогут ли они это сделать, имея следующие данные: заработная плата Александра 125 000 руб.; заработная плата Натальи 61 000 руб.; на коммунальные услуги, транспортные расходы и бытовые нужды они тратят в месяц 17 000 руб.; на погашение и обслуживание кредита они ежемесячно тратят 15 000 руб.; культурные развлечения в месяц (1 поход в театр - 5 000 руб., и 1 поход в кино 1 000 руб. - цена билета на человека); накопления на отдых в Крыму - ежемесячно откладывают по 20 000 руб., отдых планируют вавгусте; посещения мест общественного питания на двоих в рабочие дни по 1500 руб., а в выходные -по 3000 руб. (в месяце 20 рабочих дней и 10 выходных).

Дайтеответы на следующие вопросы:

1. Определите общую сумму расходов молодожёнов.

2. Определите чистую сумму доходов молодожёнов.

3. Какие изменения необходимо внести в статью «доходы» финансового плана молодоженов для достижения их цели?

4. Какие изменения необходимо внести в статью «расходы» финансового плана молодоженов для достижения их цели? [2]

Ответы учащихся на поставленные вопросы при анализе конкретной ситуации позволили сформулировать действия по достижению финансовых целей и решить задачу, сформулированную в начале урока:

1. Оптимизировать свой бюджет.

2. Найти дополнительные источники дохода.

3. Заставить свои сбережения работать.

Итак, личное финансовое планирование - это индивидуальный план достижения поставленных финансовых целей, т.е. это один из финансовых инструментов, главная цель которого заключается в проведении анализа и оптимизации денежных потоков, которые присутствуют у каждого человека всю его жизнь. Личное финансовое планирование позволяет достигать финансовых целей, а значит, делает нашу жизнь лучше и увереннее.

Немаловажную роль в структуре современного урока отводится домашнему заданию, целью которого является формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовка ученика к самообразованию. Учитывая установку домашнего задания на индивидуализацию и ориентированность ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, в качестве домашнего задания к данному уроку предлагаю учащимся составить проект личного финансового плана согласно форме, печатный вариант которой выдан каждому ученику (табл. 1).

Таблица 1.

Мой личный финансовый план

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель Когда? Стоимость

Текущая Будущая

Финансовые цели у всех разные. Их может быть и одна и пять, но они должны быть осознанными.

Мои доходы Мои расходы

Количество строк доходов/расходов у каждого своё. Не ограничивайте себя, но выделяйте в отдельные строки только самые крупные статьи.

Все ли эффективно? Могу ли я увеличить доходы или уменьшить расходы? Действительно ли это мне нужно? Переплачиваю ли я за бренд? Есть ли аналоги? Я могу откладывать: руб. в месяц

Как я могу сберегать больше? 1. Могу ли я уменьшить свои расходы, отказавшись от чего-то ненужного? 2. Есть ли у меня возможность немного подзаработать? 3. Мои сбережения хранятся дома, в кошельке или копилке? А если их инвестировать? Сколько я откладываю сейчас Столько я бы мог откладывать

Сопоставьте желания с возможностями

Цель Когда? Стоимость Скорость движения руб. в мес.

Текущая Будущая

СЛЕДУЙТЕ своему финансовому ПЛАНУ И ДОСТИГАЙТЕ ЖЕЛАЕМОГО!

В ходе выполнения учебного проекта в рамках домашнего задания учащиеся самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Выполнение учащимися учебного проекта предусматривает использование разнообразных методов и форм учебной деятельности, поскольку достижение основной цели проекта предполагает решение частных задач. При этом осуществляется личностно-ориентированный подход к организации такого учебного исследования, когда участник проекта разрабатывает отдельную его часть, с учетом своих склонностей и интересов.

Этап подведения итогов урока имеет важное значение. Он предусматривает соотнесение полученного результата с намеченной целью занятия и дает оценку успешности ее достижения, анализируя деятельность субъектов, определяя положительные и отрицательные моменты, намечая перспективу деятельности на следующие занятия. Одним из основных действий данного этапа является оценивание. Здесь дается общая оценка занятия, и каждый учащийся оценивает меру своего личного продвижения к цели - проводится самооценка. Затем на основании данной оценки и самооценки формулируются общие выводы и выстраиваются перспективы дальнейшей работы. В силу ограниченного времени, в качестве приема для адекватной оценки занятия и самооценки обучающихся, была выбрана интерактивная платформа Мепйте1юг, на которой учитель заранее создал страницу опроса, включив следующие вопросы:

1. При составлении личного финансового плана особое внимание следует обратить на этапы финансового планирования: а) постановка целей, б) определение своих финансовых возможностей, в) составление плана.

2. Укажите возможные варианты действий по достижению поставленных финансовых

целей.

Для работы с платформой Мепйте1»г учащиеся с помощью своих мобильных телефонов заходят на сайт mentimetor.com и вводят указанный учителем код, либо, воспользовавшись камерой телефона, наводят ее на QR-код и переходят на страницу опроса.

При ответе на первый вопрос учащиеся должны выбрать тот вариант ответа, который считают наиболее важным. При ответе на второй вопрос учащиеся вносят ответы самостоятельно.

В результате все ответы учащихся программа Mentimetor обрабатывает в реальном времени и выводит их на экран. Учитель и учащиеся видят на экране результаты опроса в виде диаграммы или списка данных.

Использование данной платформы позволяет за считанные минуты реализовать этап контроля знаний и сделать соответствующий вывод.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. В качестве приема использована «Копилка знаний», в наполнении которой участвовали учащиеся.

Каждой команде были выданы банкноты разного цвета. Учащиеся наполнили копилку согласно своим впечатлениям от урока: сиреневая банкнота - занятие было мне полезно, я узнал много интересного; желтая банкнота - занятие мне понравилось, но я не все понял; зеленая банкнота - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Слова учителя «Помните, что каждый человек должен знать, чего хочет именно он и как получить желаемое. Это и будет вашим личным финансовым планом» создадут положительный эмоциональный фон и настроят учащихся на осознанное формирование ими собственных финансовых компетенций. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой

грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично.

На завершающем этапе урока очень важно создать ощущение радости и гордости. Учитель благодарит класс за участие в уроке, говорит, что было интересно и приятно работать с ними. Ребята уйдут с урока с хорошим настроением, а значит, они и придут на следующий урок радостными и готовыми к новым свершениям. Хорошее настроение - залог отличного урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнова, Н. В. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников // Научные исследования. 2016. №4 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-povysheniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 18.03.2022).

2. Проект подготовки и проведения Чемпионата по финансовой грамотности. - URL: https://multiurok.ru/files/proekt-provedeniia-finansovykh-boev.html (дата обращения: 18.03.2022).

Раздел III. Экология

Т.П. Агафонова, Я.В. Коженко, Д.В. Сафонова

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются риски и угрозы экологической безопасности России, рассматриваются приоритетные направления совершенствования и развития механизма обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, национальная безопасность, государственное управление, национальные интересы.

T.P. Agafonova, Y.V Kozhenko, D.V. Safonova

PRIORITY DIRECTIONS FOR IMPROVING AND DEVELOPING THE MECHANISM FOR ENVIRONMENTAL SAFETY IN MODERN RUSSIA

Abstract. The article analyzes the risks and threats to the environmental security of Russia, discusses the priority areas for improving and developing the mechanism for ensuring environmental security.

Keywords: environmental safety, national security, public administration, national interests.

В современном мире, где каждая отрасль жизни, сфера жизнедеятельности человека интенсивно трансформируется посредством применения прогрессивных цифровых технологий, за пеленой позитивных динамичных изменений сложно заметить наличие негативных явлений, хотя некоторые из них имеют масштабность, выходящую за пределы одного муниципального образования, одного государства и даже одного континента. За последние два года Российская Федерация, как и большинство государств мира, пережила масштабные изменения во всех отраслях и сферах жизнедеятельности, что отразилось на качестве нашего бытия и значительно преобразовало нашу жизнь в целом.

Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России, однако её состояние в сравнении с другими европейскими и азиатскими передовыми государствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.