Научная статья на тему 'Методическая разработка профиля «Культура и искусство Востока» (по ФГОС 3-го поколения)1'

Методическая разработка профиля «Культура и искусство Востока» (по ФГОС 3-го поколения)1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка профиля «Культура и искусство Востока» (по ФГОС 3-го поколения)1»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 2

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ Е.Э. Войтишек, С.А. Комиссаров

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФИЛЯ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ВОСТОКА» (по ФГОС 3-го поколения)1

Одной из ярких тенденций мирового развития является устойчивый рост влияния стран Востока во всех сферах общественной жизни. Последний финансовый кризис наглядно показал огромное значение для международных экономических отношений Китая и Индии. При этом не торопятся сдавать уже завоеванные позиции Япония, Республика Корея, Тайвань, Сянган (как Особый автономный район в составе КНР), которые занимают лидирующее положение в наукоемких производствах. Успешно осуществляются экономические реформы во Вьетнаме; важные, хотя и не всегда однозначные, политические процессы имеют место в таких исламских странах, как Иран и Турция. Зоной затянувшегося и, похоже, тупикового конфликта всемирного масштаба остаются Ирак и Афганистан.

Все эти события определяют существенный рост как практического, так и просветительского значения востоковедения. К тому же многие явления восточной культуры (медицина и лекарства, боевые искусства, праздники и обычаи) становятся реалиями нашей жизни и требуют квалифицированного объяснения. Актуальность прикладных аспектов востоковедения увеличивается еще и потому, что хотя в школьных и вузовских программах предусмотрен достаточно большой объем занятий, посвященных странам Востока, однако на практике он, как правило, не выполняется, либо осуществляется на недостаточно высоком квалификационном уровне. В итоге существующий пробел в какой-то мере восполняется за счет самостоятельного поиска информации в литературе и Интернете, зачастую без необходимой системной организации такого поиска.

О том, что Восток не есть Запад (и наоборот) написано немало. В то же время эти отличия задаются скорее на уровне интуитивного восприятия, чем формального описания. Понятно, что речь идет не о чисто географических различиях; разделение проходит

1 Исследование осуществлено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (госконтракт № 14.740.11.0766) и тематического плана НИР Минобрнауки (НИР 1.5.11 и 1.31.11).

78

в области культуры и менталитета. Определенные перспективы для дальнейшего понимания этой дихотомии дает цивилизацион-ный подход, выделяющий в качестве основы систему религиозно-мировоззренческих взглядов, но и здесь остается немало вопросов: например, является ли христианство в Китае (Корее, Японии и т.д.) принадлежностью западной цивилизации, а ислам в Европе или США — соответственно, восточной?

Как правило, общее представление по данным базовым понятиям складывается у специалиста в ходе достаточно длительной исследовательской или практической деятельности. Однако отсутствие четких определений (или хотя бы описаний) отличительных признаков «Востока» сказывается в практике преподавания, ограничивая понимание объекта со стороны студентов-востоковедов, не располагающих собственным опытом его изучения. Поэтому создание системы такого описания представляется крайне важным и актуальным для преподавания востоковедных дисциплин.

В настоящее время в отечественной историографии достигнуты значительные успехи в изучении культуры стран Востока (Китая, Японии, Кореи, Ирана). При этом можно отметить труды Л.С. Васильева, С.А. Арутюнова, В.В. Малявина, А.А. Маслова, С.И. Тюленева, Г.А. Ткаченко, А.Н. Мещерякова, Н.Н. Дьякова, Н.С. Николаевой и особенно М.Е. Кравцовой2, создавшей чрезвычайно полезные пособия по культуре и искусству Китая. Однако продолжает оставаться актуальной проблема трансляции этих результатов в практику преподавания.

С учетом перечисленных выше установок на кафедре востоковедения гуманитарного факультета НГУ была разработана экспериментальная программа «История культуры и искусства Востока», рассчитанная на два года, которая была апробирована в сфере дополнительного образования в течение 2009-2012 гг. (состоялось два выпуска слушателей).

Основная цель данного проекта (профиля) состоит в адекватном описании и изучении восточного культурного феномена, рассмотренного на конкретном историческом материале, а также интеграции традиционных культур Азии и Африки в мировую современную цивилизацию. Это предполагает выработку методологических оснований и методических приемов обучения; создание общей концепции развития культуры Востока и выделение в ней отдельных блоков как по географическому, так и по тематическому принципу.

2 См.Кравцова М.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб., 1999; Она же. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб., 2004.

79

Поскольку представление культуры в целом не представляется возможным из-за огромного накопленного материала, то в качестве приоритетных определены те области, в которых: 1) особенности восточной цивилизации воплощены в наиболее концентрированном, обозримом виде; 2) по которым имеется определенный научный и учебно-методический задел у коллектива данной кафедры.

В качестве таковых были выделены проблемы архитектуры, изобразительного искусства и искусствоведения, сравнительного изучения этики и этикета, игрового поведения, традиционной медицины, а также культурно-лингвистической специфики ряда восточных стран. Охватывая различные жизненные сферы, они позволяют провести взаимную корреляцию полученных выводов. Принципиальным фактором видится «открытость» данного материала: в ходе дальнейшей работы над проектом этот список может быть дополнен и другими разделами. Оформление этих разделов в виде особых учебно-методических модулей способствует быстрому развитию формируемого профиля, дальнейшего расширения его тематики и успешной его адаптации к специфике конкретного вуза и аудитории3.

Модуль 1. История традиционной архитектуры

Рассматриваются разработки архитекторов, восходящие к эпохе древности и средневековья, которые оказываются востребованными и при создании современных архитектурных стилей, обладающих национальной спецификой. Данный раздел курса направлен прежде всего на выявление этнокультурных особенностей, присущих традиционной китайской архитектуры, изучение взаимосвязей с другими архитектурными традициями и определение основных вариантов ее развития как в синхронном, так и в диахронном аспектах.

Модуль 2. Изобразительное искусство и искусствознание

Комплексная востоковедная проблематика подразумевает обращение к целому ряду актуальных тем, касающихся изучения, в том числе, проблем искусства и художественной культуры Востока, что тесно связано с анализом взаимодействия различных культурологических и социально-исторических факторов в рамках развития традиционных культур дальневосточных сообществ, с изучением истории архитектуры Китая, Кореи, Японии, с рассмотрением тесного взаимодействия литературы, каллиграфии, живописи и музыки в художественной культуре Китая, Японии и Кореи, что определяет этнографический и историко-искусствоведческий характер педагогического процесса.

3 При изложении содержания модулей использованы материалы Е.Е. Малининой и В.И. Ожогина.

80

Наряду с этим обращение к культуре Востока подразумевает изучение древнего и первобытного этапов развития искусства и культуры на фоне развития художественного мышления человечества в целом. В связи с этим предлагается выделение следующих исследовательских блоков: Искусство каменного века Евразии; Сопоставительный анализ художественных образов раннего искусства Дальнего Востока и Центральной Америки; Формирование буддийских канонов в архитектуре и скульптуре Индостана; Японское искусство в контексте дальневосточной культуры; Особенности формирования сакрального и профанного пространства в синтоистских святилищах; Эстетика и драматургия театральных видов творчества Японии; Эстетические принципы и стилистические особенности дзэнской монохромной живописи; Нэцкэ — миниатюрная скульптура японских мастеров; Гравюра укиё-э как воплощение нового мироощущения эпохи.

Модуль 3. Этика и этикет Востока и Запада (компаративистский аспект)

Предлагаемая тема в соответствии с логикой исследования и изложения делится на три уровня рассмотрения. На первом из них дается общее представление о методологических основаниях определения понятий «этика» и «этикет». На втором уровне рассматриваются типологические особенности этики и этикета на Востоке, в рамках компаративистской дихотомии «Восток — Запад»; значение этики и этикета в структуре социальных отношений восточных обществ; философская парадигма этики и этикета в Южной Азии и на Дальнем Востоке; традиционные нормы морали китайской цивилизации, система этических добродетелей в конфуцианстве и даосизме; система социальных норм в традиционной культуре Китая как генетическая матрица дальневосточного этикета. Заключительный третий уровень позволяет проследить реализацию общих закономерностей в частном случае, представляющем этику и этикет в истории и культуре Японии.

Модуль 4. Взаимосвязи игровых традиций в духовной культуре стран Востока

Одним из наиболее показательных и устойчивых элементов национальной специфики является игровая культура, которая представляет собой совокупность мифологических представлений, традиций, моральных убеждений, семейно-брачных отношений того или иного общества. Игра — это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность. Игровые символы и ритуалы занимают особенно важное место в традиционных культурах Дальнего Востока, они показаны в диахронном и синхронном аспектах взаимодействия с

81

книжной культурой и философско-мировоззренческими идеями. Особое внимание уделено рассмотрению игровой практики в традиционных восточных искусствах — чайного действа, составления цветочных и ароматических композиций и др.

Модуль 5. Традиционная медицина Востока

Линия раздела между современными и традиционными методами терапии и оздоровления приблизительно совпадает с границей между западной и восточной цивилизациями. Имеются в виду не столько географические, сколько культурологические различия. Признавая неизбежность поворота современной медицины к традиционному опыту, нельзя одновременно не признать необходимость изучения многовекового опыта традиционной китайской медицины (ТКМ), а также ее распространение и усвоение в сопредельных странах.

Следует еще раз специально подчеркнуть, что речь идет об изучении феномена ТКМ в историко-культурном аспекте, а не его практическом применении, обучение которому возможно лишь в рамках специализированных факультетов и вузов.

Модуль 6. Цивилизации и язык: Культурно-лингвистическая специфика стран Востока

В рамках данного раздела изучается специфика восточных языков как феноменов культуры (и их обратная взаимосвязь). Для этого выделены следующие темы: 1) Роль языка в формировании основных этнокультурных характеристик; 2) Классификация языков народов Востока; Значение «иероглифического» мышления; 3) Особенности восточной ономастики; 4) роль историко-культурного контекста в изучении и преподавании восточных языков; 5) Речевой этикет и его значение в межличностных и межкультурных коммуникациях;

6) Влияние процессов глобализации на языки народов Востока;

7) Культурное взаимодействие в практике научно-технического перевода; 8) Сопоставление различных иероглифических систем; 9) Восточная каллиграфия: искусство, философия, медитативная практика.

Внедрение данного профиля в практику востоковедного образования направлено на формирование перечисленных ниже компетенций, соответствующих ФГОС 3-го поколения, разработанного и рекомендованного Министерством образования и науки РФ4.

Общекультурные компетенции

(ОК-1): способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и многообразным культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, взаимодействовать с представителями различных культур;

4 При формулировке компетенций использованы материалы А.В. Запорожченко.

82

(ОК-2): способность пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с базами знаний в глобальных компьютерных сетях для решения профессиональных и социальных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами;

(ОК-3): способность определять и анализировать основные этапы в истории искусств (по видам), разбираться в стилях и жанрах мирового искусства, анализировать художественные произведения, высказывать взгляды на современное состояние развития искусства.

Общепрофессиональные компетенции

(ОПК-1): овладение понятийным аппаратом в области методологии и технологии обучения искусству, психологии и педагогики художественного творчества; способность анализировать основные факторы формирования современного языка, особенностей и перспектив развития искусства;

(ОПК-2): навыки в создании компьютерных баз данных о различных видах художественного творчества и культурной деятельности.

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности

(ПК-1): умение провести исследования закономерностей развития искусства, подготовить публикации (статьи, эссе, методические рекомендации и т.п.), выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, необходимых технических средств и коммуникаций;

(ПК-2): навыки создания компьютерных баз данных и участия в исследовательских проектах в сфере методологии науки, методики преподавания, истории и теории искусства в рамках открытого научно-образовательного и культурно-просветительского процесса;

(ПК-3): способность к взаимодействию с многонациональным академическим сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере искусства и образования.

Специальные компетенции

(СК-1): способность рассматривать художественный аспект произведений искусства в социальном, культурном и историческом контексте как единство формы и содержания;

(СК-2): способность воссоздавать архитектонику произведения искусства: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, исполнительских особенностей;

(СК-3): способность выявлять систему ценностных ориентаций социума, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте;

83

(СК-4): творческое использование специальной литературы как в избранном виде искусства, так в смежных видах;

(СК-5): способность проследить эволюцию художественных явлений в разные исторические периоды.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

• основные тенденции развития цивилизации и культуры; взаимодействие и связь между различными видами искусства; главные памятники европейского и восточного искусства Древнего мира и Средневековья; их место в мировом художественном процессе, связь с исторической действительностью, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода;

• особенности выразительных средств и художественного языка произведения; природу искусств и их видовую специфику;

• методологию научного исследования искусства, его стилевую и жанровую типологию;

• закономерности структурной организации произведений искусства; взаимосвязь традиций и инноваций в искусстве;

• связь теории искусства с практикой; деятельность ведущих искусствоведов, внесших большой вклад в развитие истории и теории искусства;

уметь:

• анализировать на основе полученных знаний конкретные произведения искусства и художественные процессы;

• обосновывать и выражать свою позицию по отношению к историческому прошлому, художественной культуре Востока;

• атрибутировать и анализировать памятники искусства; рецензировать художественные произведения и работать со специальной искусствоведческой литературой;

владеть:

• методиками выявления источников по истории искусств и работы с библиографическим материалом, навыками использования современных электронных носителей;

• методикой анализа художественного стиля и произведений искусства; навыками научной и методической работы;

• методикой исследования творческого процесса создания произведения искусства.

В соответствии со сформулированными задачами, а также возможностями системы дополнительного образования было принято за основу распределение учебной нагрузки, приведенное в таблице.

Понятно, что при переводе профиля из разряда дополнительного в разряд ВПО, сформулированный выше, специальный раздел

84

Таблица

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего Семестры

часов 1 2 3 4

Аудиторные занятия (всего) 136 36 32 36 32

Лекции (Л) 92 24 22 24 22

Практические занятия (ПЗ) 44 12 10 12 10

Самостоятельная работа (всего) 64 14 18 14 18

Реферат 16 4 4 4 4

Учебный проект 32 6 10 6 10

Вид промежуточной аттестации (зачет) 16 4 4 4 4

Общая трудоемкость (часы) 200 50 50 50 50

будет дополнен всем набором базовых и вариативных востоковедных дисциплин, а предложенная «расчасовка» будет уточнена. Предполагается также перевод традиционных способов текущего и итогового контроля знаний в модульную балльно-рейтинговую систему (МБРС).

Для курса «История культуры и искусства Востока» разработана и опубликована рабочая программа5; по отдельным модулям созданы учебные пособия6; предполагается разработка учебников «Культурология Востока» и «История искусства стран Востока». В дальнейшем по мере приобретения необходимого опыта они могут стать основой для формирования двух самостоятельных профилей.

Сведения об авторах: Войтишек Елена Эдмундовна, докт. ист. наук, заведующая кафедрой востоковедения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (НГУ). E-mail: orient@lab.nsu.ru; Комиссаров Сергей Александрович, канд. ист. наук, зам. заведующего кафедрой востоковедения, директор Класса Конфуция ОМС НГУ. E-mail: sergai@mail.ru

5 История культуры и искусства Востока: Программа курса / Сост. Е.Э. Войтишек, С.А. Комиссаров, А.В. Запорожченко и др.; отв. ред. М.Ю. Дубровская. Новосибирск, 2010.

6 См.: Кулагин А.А., Комиссаров С.А., Азаренко Ю.А. Очерки по истории архитектуры и строительного дела Китая: Учебное пособие. Новокузнецк, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.