Научная статья на тему 'Первые результаты нового этапа развития учебно-научной работы в рамках деятельности класса Конфуция Новосибирского государственного университета'

Первые результаты нового этапа развития учебно-научной работы в рамках деятельности класса Конфуция Новосибирского государственного университета Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

22
7
Поделиться
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ СИНЬЦЗЯНА / ГУМУГОУ / МАВЗОЛЕЙ ЦИНЬ ШИХУАНДИ / ЛУНМЭНЬ / КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / ИЗУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Комиссаров Сергей Александрович, Митько Олег Андреевич, Войтишек Елена Эдмундовна

В течение июля-августа 2010 г. на территории КНР был организован летний лагерь учебно-образовательного характера для студентов, изучающих археологию, историю Китая и китайский язык, а также преподавателей НГУ под общим названием «Путешествие по культуре Китая». Помимо практики по китайскому языку в г. Урумчи и знакомства с памятниками Синьцзян-Уйгурского автономного района, состоялась поездка по историческим городам Северного Китая: Сиань, Лоян, Чжэнчжоу, Цюйфу и др. Из наиболее известных памятников, которые удалось осмотреть, можно особо выделить мавзолей императора Цинь Шихуанди, пещерный монастырь в Лунмэнь, храм и могилу Конфуция, а также основные археологические музеи всех указанных городов. Реализация учебно-методического раздела повысила уровень востоковедной подготовки в университете, а проведенные научные дискуссии и наблюдения позволили получить новые данные по таким важным проблемам, как истоки иероглифической письменности, распространение культуры сяохэ, значение и датировка херексуров, особенности буддийской скульптуры и т. д.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Комиссаров Сергей Александрович, Митько Олег Андреевич, Войтишек Елена Эдмундовна,

THE FIRST RESULTS OF A NEW STAGE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC JOB DEVELOPMENT IN ACTIVITY OF A CLASS OF CONFUCIUS IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

An summer scientific-educational camp named «Traveling China through its cultures» was organized in July and August 2010 in China. The participants were students and teachers from Novosibirsk State University, who study Chinese archaeology, history and language. They traveled through Xinjiang Uyghur Autonomous Region. They also visited a number of cities in North China including Xian, Luoyang, Zhengzhou, and Qufu. The most remarkable places of interest mentioned by authors are Mausoleum of Qin Shihuangdi, the Longmen Grottoes, Beijing Temple of Confucius and main archaeological museums of the territory. Working on the educational programs in the University made Oriental studies more prolific there. Academic discussions brought newer ideas to life, e. g., beginning of hieroglyphics, Xiaohe culture history, khereksur problem, and unique features of Buddhist sculptures.

Текст научной работы на тему «Первые результаты нового этапа развития учебно-научной работы в рамках деятельности класса Конфуция Новосибирского государственного университета»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВУЗАХ

УДК 903 (514) +811.581:378.141

С. А. Комиссаров 1' 2, О. А. Митько 1, Е. Э. Войтишек 1

1 Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: orient@lab.nsu.ru

2 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: sergai@mail.ru

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА КОНФУЦИЯ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА *

В течение июля-августа 2010 г. на территории КНР был организован летний лагерь учебно-образовательного характера для студентов, изучающих археологию, историю Китая и китайский язык, а также преподавателей НГУ под общим названием «Путешествие по культуре Китая». Помимо практики по китайскому языку в г. Урумчи и знакомства с памятниками Синьцзян-Уйгурского автономного района, состоялась поездка по историческим городам Северного Китая: Сиань, Лоян, Чжэнчжоу, Цюйфу и др. Из наиболее известных памятников, которые удалось осмотреть, можно особо выделить мавзолей императора Цинь Шихуанди, пещерный монастырь в Лун-мэнь, храм и могилу Конфуция, а также основные археологические музеи всех указанных городов. Реализация учебно-методического раздела повысила уровень востоковедной подготовки в университете, а проведенные научные дискуссии и наблюдения позволили получить новые данные по таким важным проблемам, как истоки иероглифической письменности, распространение культуры сяохэ, значение и датировка херексуров, особенности буддийской скульптуры и т. д.

Ключевые слова: древние культуры Синьцзяна, Гумугоу, мавзолей Цинь Шихуанди, Лунмэнь, китайский язык, изучение.

В период с 20 июля по 17 августа 2010 г. Классом Конфуция Новосибирского государственного университета совместно с партнерским Синьцзянским университетом (г. Урумчи) и при финансовой и организационной поддержке со стороны Управления по распространению китайского языка при Госсовете КНР (Ханьбань) были организованы курсы повышения квалификации для студентов и преподавателей новосибирских вузов. Стажировка проходила в форме летнего лагеря, группа насчитывала 53 человека.

Входящий в число крупнейших высших учебных заведений Западного Китая, Синь-цзянский университет был образован в 1924 г. Сегодня он включает 23 колледжа и девять исследовательских центров. Общее количество студентов и аспирантов достигает 30 тыс. человек, из них иностранцев (из России, Кореи, Японии, США, Канады, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) - более 3 тыс.; университет поддерживает партнерские отношения с более чем 40 высшими учебными заведениями из 20 стран. Его библиотека располагает фондом в 2,53 млн

* Работа выполнена в рамках тематического плана (НИР 1.5.09) и АВЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009-2010 годы)» (проект РНП.2.2.1.1/1822) Рособразования; программа работ на памятниках в районе г. Сиань, связанных с культурой государства Цинь, разработана и исполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 09-01-00321а).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 5: Археология и этнография © С. А. Комиссаров, О. А. Митько, Е. Э. Войтишек, 2010

томов и доступом к базе данных крупнейших книгохранилищ Китая и всего мира.

Для приема делегации из НГУ китайские коллеги разработали специальную учебную программу «Путешествие по культуре Китая», включающую двухнедельные занятия китайским языком и изучение культуры и обычаев, а также 10-дневную экскурсию по древним историческим центрам традиционной культуры Китая.

Занятия проходили под руководством опытных преподавателей Синьцзянского университета. В соответствии с уровнем владения языком были сформированы две группы. Группа начинающих включала тех студентов НГУ (физического и экономического факультетов), которые лишь недавно приступили к изучению программы «Филология китайского языка: вводный курс» (см.: [Азаренко и др., 2010]); группа продолжающих объединяла студентов 1-2-го курсов отделения востоковедения гуманитарного факультета и студентов разных курсов факультета иностранных языков НГУ.

На занятиях китайским языком студенты занимались иероглификой, составляли разнообразные диалоги и топики с помощью тематического разговорника, который был выдан каждому участнику программы [Сян шо..., 2008]. Методика занятий подразумевала практико-ориентированный подход: студенты под руководством преподавателей заучивали шаблоны и фразы, данные в учебных пособиях и разговорниках, одновременно широко используя речевые обороты и навыки, приобретенные в процессе непосредственного общения. Осуществлялось формирование коммуникативной культуры путем многократного обсуждения бытовых тем, хорошо знакомых обучающимся (семья, распорядок дня, еда и продукты, покупки, праздники и др.), за счет чего происходила активация пассивного словарного запаса.

Помимо языковой практики были предусмотрены специальные занятия по изучению каллиграфии, этнографии населения региона (народных песен и танцев, техники вырезания из бумаги, тайцзицюаню), а также обзорные лекции по истории, культуре, национальным обычаям, современной экономической ситуации в КНР. С учетом запланированной поездки с посещением выдающихся историко-культурных памятников Китая по ним также давалась предварительная информация (в лекциях о Шелковом

пути, о Великой Китайской стене и т. п.). Однако следует признать, что потенциальные возможности такого путешествия-экскурсии были раскрыты не полностью. На перспективу следует уделять больше внимания привязке языковых и культурологических занятий к посещаемым объектам, полнее использовать такую уникальную возможность для ранней специализации студентов-историков отделения Востоковедения.

В рамках научной программы был организован визит в Институт археологии и истории памятников материальной культуры СУАР и установлены рабочие контакты с директором Института Ван Вэйдуном и заместителем директора Анваром Хасимом. В музее при Институте (два зала) удалось изучить материалы из раскопок культуры сяохэ, в частности, реконструированное захоронение деревянного «идола» в одежде и еще один интереснейший комплекс, где с мумифицированной головой женщины соединялось моделированное в полный рост тело, выполненное из деревянных жердей и полностью одетое. Предварительная дата определялась как XVIII в. до н. э., но в настоящее время, по сообщению специалистов Института, на полностью раскопанном памятнике выявлено пять слоев захоронений, причем самый нижний из них (5-й) датируется возрастом 4 тыс. л. н., а самый верхний (1-й) слой - 3 тыс. л. н. (подробнее см.: [Молодин, Комиссаров, 2010]). Привлекает внимание выставленный в витринах набор вещей из Гумугоу, поскольку этот уникальный памятник до сих пор не опубликован полностью (см.: [Молодин, Алкин, 1997]). Среди них можно отметить маленькую деревянную маску с чертами человеческого лица, деревянный бокал в форме рога, роговой кубок, костяные застежки. Большой интерес вызывает серия бронзовых миниатюр (длина 6-7 см) из могильника Хэйгоулян (уезд Баркуль), изображающих кинжал, меч с кольцевидным навершием и прямым пластинчатым перекрестьем, нож с дугообразным обушком, шилья с грибовидным на-вершием; их предварительная датировка -хуннуское время.

Для обсуждения осмотренных материалов состоялась встреча с профессором Лю Сюэтаном (Синьцзянский педагогический университет), который представил обзор наиболее значительных археологических

находок с территории Синьцзяна. Он объяснил факт наличия сравнительно небольшого количества вещей в Гумугоу тем, что большая часть их была вывезена экспедицией А. Стейна. По мнению профессора, Гумугоу следует датировать возрастом 1 700 лет до н. э. и отнести к раннему этапу культуры сяохэ. К той же традиции он относит известный блок петроглифов из Канцзяшимэньцзы в уезде Хэтуби (см.: [Черемисин, 1998]), на что указывают головные уборы изображенных «танцоров», представляющие собой небольшие конические шапочки (как среди находок из могильника Сяохэ), украшенные веточками растений. У многих фигур на хэ-тубийских петроглифах изображены не лица, а маски, выкрашенные в белый цвет; аналогичная черта отмечена среди захоронений Сяохэ (см. также: [Лю Сюэтан, 2009. С. 312-315]). Китайский коллега продемонстрировал и фотографии из херексура, раскопанного в уезде Нилка (Илийский округ, где выявлены и другие подобные памятники), с захоронением по обряду трупополо-жения в грунтовой яме в центре; вместе с погребенным были найдены бронзовые стремячковидные удила.

Значительные по объему материалы удалось изучить в центральном Музее СУАР (г. Урумчи), в собрании которого отражены все археологические эпохи, начиная с палеолита и кончая монгольским временем; в отдельный зал выделена история уйгуров. Кроме того, представлена этнография основных народов, населяющих автономный район: казахов, киргизов, маньчжур, таджиков, монголов, узбеков, дауров, хуйцзу, сибо, татар, русских. В особом зале, посвященном погребальной обрядности и заупокойным культам, собраны мумии разных периодов, выявленные на территории Синьцзяна. В отдельном зале представлены находки одежды, обуви, головных уборов и даже причесок и косметики, происходящие из археологических памятников разных периодов. Особый интерес представляют вещи, аналогичные находкам из пазырыкских и ноин-улинских курганов Алтая и Монголии.

В музее представлены реконструкции погребений в лодкообразных гробах культуры сяохэ, в том числе найденные в них деревянные «идолы», а также шесты в форме phalli и vulvae, которыми отмечали, соответственно, женские и мужские захоронения. К эпохе развитой бронзы относятся пред-

ставленные в экспозиции два проушных вислообушных топора и серпы из Агэршэна (уезд Гунлю) (комментарии см.: [Ки/шта, 2008. Р. 101-102; Мо1оШп, Кош188агоу, 2004. Р. 217]). Скифская эпоха отражена в находках из могильника Субаш (уезд Шаньшань). Это, прежде всего, хорошо сохранившийся полный комплект оружия дальнего боя, в который входят лук с налучьем и колчан со стрелами (деревянные окрашенные древки с насаженными бронзовыми наконечниками). Еще один лук с полностью сохранившейся кибитью, с концевыми и центральными роговыми накладками был найден в могильнике Инпань, который, в целом, датируется первой половиной III -первой половиной IV в. [Комиссаров, По-лосьмак, 2005. С. 217]. В музее в настоящее время размещен также известный оленный камень из Чагара (уезд Фуюнь) с изображениями оленей-«пигалиц» в забайкальском стиле.

Сильное впечатление оставило посещение своеобразного «музея под открытым небом» (рис. 1) - средневекового городища Цзяохэ (Яр-Хото). Большая часть застройки (вырезанные в лессе или сложенные из сырцового кирпича и гуваляков здания) относится к периоду Ш-ХШ вв. (хотя есть и более ранние остатки, восходящие ко II в. до н. э. -II в. н. э.), когда город представлял собой важный центр транзитной торговли в государстве Гаочан. Памятник был полностью раскопан совместной китайско-японской экспедицией и в настоящее время музеефи-цирован под эгидой ЮНЕСКО (подробнее см.: [Кулагин и др., 2010. С. 114-129]).

В ходе общей экскурсии по стране, а также ряда специальных поездок по Синьцзяну удалось познакомиться с экспозициями еще нескольких крупных музеев. Так, в Турфан-ском музее (открыт в 1989 г.) представлены богатейшие находки, сделанные на территории одноименного округа - от палеолитических каменных орудий до документов периода уйгурских идикутов. Заслуживает внимания представительная коллекция из могильника раннего железного века Янхай (уезд Шаньшань), например, деревянные сосуды с резными изображениями оленей в скифском «зверином стиле» (рис. 2); асимметричный составной лук без концевых накладок и набор стрел с втульчатыми бронзовыми наконечниками (рис. 3), бронзовый топорик с длинной втулкой без выделенного

обушка. Шерстяные юбки из могильника Субаш (рис. 4) являются очень близкими аналогами находок из пазырыкского кургана в Ак-Алахе (см.: [Полосьмак, Баркова, 2005. С. 64-65]). Сосуд, сшитый из роговых пластин, найден в могильнике Саньгэцяо (уезд Шаньшань) и отнесен к хуннуской

эпохе, но в технологии его изготовления можно проследить традиции более раннего времени. К гаочанскому периоду относятся несколько орнаментированных керамических сосудов на ножках, окончания которых оформлены в форме копыт. Возможно, они использовались как оссуарии (рис. 5).

Рис. 1. Музеефицированное средневековое городище Цзяохэ

Рис. 2. Фрагмент деревянного сосуда с резными изображениями оленей из могильника Янхай ^П-Ш вв. до н. э.) из коллекции Турфанского музея (б/м)

Рис. 3. Лук с набором стрел из могильника Янхай ^П-Ш вв. до н. э.) из коллекции Турфанского музея (б/м)

Рис. 4. Шерстяные юбки из могильника Субаш ^-Ш вв. до н. э.) из коллекции Турфанского музея (б/м)

Рис. 5. Керамический сосуд-оссуарий гаочанского периода (460-640 гг.) из коллекции Турфанского музея (б/м)

Рис. 6. Каменная баба из коллекции Хамийского музея (б/м)

Хамийский музей, построенный в 1988 г., располагает выставочными залами площадью 800 кв. м и запасниками площадью 300 кв. м; в его фондах содержится около 12 тыс. единиц хранения. В основном они происходят из археологических объектов, в том числе могильников Яньблак и Упу, относящихся к самому раннему этапу появления железа в Китае (конец II тыс. до н. э.). В экспозиции средневекового раздела выставлена также небольшая по размерам (высота около 60 см) каменная «баба» (рис. 6), которую Ю. С. Худяков отнес к древне-тюркским изваяниям [Худяков, Комиссаров, 2002. Рис. XXVII, 1].

Недалеко от г. Сиань (в уезде Линьтун) был детально осмотрен Музей терракотовых фигур воинов и лошадей, в нескольких залах которого представлены материалы исследований мавзолея императора Цинь Шихуанди (см. подробнее: [Комиссаров, Хачатурян, 2010]). В ангаре № 1 продолжаются раскопки, возобновленные в прошлом году, и там же, на месте, идет процесс реставрации фигур (рис. 7). Как заявил начальник специального археологического отряда Сюй Вэйхун, с 13 июня 2009 г. по 18 мая 2010 г. в первом ангаре извлекли на поверхность еще около 120 терракотовых фигур

(включая 12 лошадей), большинство из которых сильно разрушены. Начальник археологического отдела музея Лю Чжаньчан отметил следы пожара как на раскопанных фигурах, так и на стенах ямы. В то же время, за счет применения новых технологий, разработанных совместно с германскими специалистами, удалось сохранить первоначальную окраску статуй (в красный, розовый, белый, черный, серый, зеленый или лиловый цвета). Выявлены также остатки деревянных колесниц, барабаны, бронзовое оружие и другие артефакты (см.: [More Terracotta..., 2010; Thompson, 2010]).

На спине одной из вновь найденных фигур лошадей нам удалось проследить контуры седла. Это позволяет предположить наличие в составе основного подразделения всадников, а не только пехотинцев и боевых колесниц, как считали ранее. Из находок на окружающих могильный курган объектах наше внимание привлекала серебряная оковка из могилы М15 в Шанцзяоцунь. В свое время авторы публикации определили ее как «изделие из серебра в форме лунной жабы», которое, возможно, служило «украшением для рукояти» [Линьтун..., 1980. С. 45-47]. На наш взгляд, данная оковка могла использоваться как деталь футляра (возможно, для документов на бамбуковых планках), крепившегося к поясу (рис. 8).

Определенным диссонансом к замечательным находкам древности воспринимается, на наш взгляд, выстроенный недавно подземный павильон, в котором как бы реконструируется ситуация в самой гробнице императора Цинь Шихуанди, пока не раскопанной. В стремлении (кстати, небезуспешном) привлечь больше туристов создатели этого аттракциона явно утратили чувство меры; выставленные там грубые современные поделки из раскрашенного гипса заметно уступают благородной сдержанности оформления терракотовых скульптур.

В Музее пров. Шэньси (г. Сиань) - втором по величине музее Китая (более 600 тысяч единиц хранения) - можно выделить бронзовые маски эпохи поздней Шан из Сунцунь (уезд Чэнгу), относительной небольшие размеры которых наводят на мысль об их скорее ритуальном, чем боевом использовании (ср.: [Варенов, 1989. С. 69-74]). На отдельном стенде, посвященном цинь-ской эпохе, представлены черепичные концевые диски периода Чжаньго, украшенные изображениями оленей и кошачьего хищника, стилистика которых близка скифскому искусству (рис. 9). Подобные изображения уже находили на додинастических циньских памятниках [Цзяо Наньфэн и др., 2008. С. 104-105]. Они свидетельствуют о важном месте государства Цинь в кросс-культурных

Рис. 7. Фигуры терракотовых воинов из раскопа № 1 в Музее терракотовых фигур воинов и лошадей из мавзолея Цинь Шихуанди (г. Линьтун) в процессе реставрации

Рис. 8. Серебряная оковка футляра из коллекции Музея терракотовых фигур воинов и лошадей из мавзолея Цинь Шихуанди (г. Линьтун) (б/м)

Рис. 9. Концевой черепичный диск с изображением оленя периода Чжаньго ^-Ш вв. до н. э.) из коллекции Музея провинции Шэньси (г. Сиань) (б/м)

контактах эпохи поздней Древности. В экспозиции представлена богатая коллекция древней и средневековой погребальной пластики, среди которой можно выделить фигуры тяжеловооруженных конных воинов эпохи Северных династий, в основном сяньбийцев-тоба. К более позднему периоду династии Тан относятся многочисленные статуэтки всадников («согдийцев») с «леопардом» (из могилы принцессы Юнтай, 701 г.) (рис. 10), с мечом (из могилы принцессы Идэ, 706 г.), играющих в поло (из могилы Вэйдуна, 708 г.) и др.

В окрестностях г. Лояна группой стажеров был осмотрен памятник буддийской архитектуры и искусства Лунмэнь (конец V -начало XII в.), который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры храмового комплекса вырублены в отвесных известковых склонах по обоим берегам р. Ишуй (рис. 11). До настоящего времени сохранилось 1 300 пещер, 2 345 ниш и гротов, 3 600 стел и настенных надписей, около 40 каменных пагод и свыше 100 тыс. изваяний. К начальному периоду относится пещера Гуян, где наиболее раннее датированное изображение (495 г.) - Будда Майтрея (Милэфо). Подобные скульптуры отражают северовэйский стиль: удлиненные шеи и головы, таинственные, но однотипные улыбки на юных ликах, худощавые, скованные условными позами тела, задрапированные обильно струящимися складками. Нимбы на заднем плане охватывают все тело. Позднее появляются изображения Будды неизмеримого долголетия (Уляншоуфо, Амитаюс) и Будды медицины (Яоши-фо, соответствует бодхисаттве Бхайсаджья-гуру, изображается с горшком для приготовления лекарств в руках).

Новый подъем в строительстве на этом памятнике начинается с утверждения империи Тан, причем особо выделяется правление императрицы У Цзэтянь (684-704 гг.), когда происходит становление классических образцов буддийской скульптуры танского стиля. По периметру самой большой ниши комплекса Фэнсяньсы («Храм поклонения предкам», 672-675 гг.) высечены 11 крупных фигур, в центре - Будда Вайрочана (высотой 17,14 м). Существует легенда, что в облике Будды запечатлены черты самой У Цзэтянь; достоверно известно, что она финансировала строительство и участвовала в церемонии открытия. Пластику образа, не-

сущего печать божественного милосердия, отличают естественность и одухотворенность. В начале VIII в. масштабы строительства значительно сокращаются, тематика упрощается, отмечено появление даоских персонажей (Небесных достопочтенных, Тянь-цзунь), что свидетельствует об упадке собственно буддийской традиции.

Памятники Лунмэня привлекают также специалистов по истории традиционной китайской медицины. Помимо многочисленных изображений Яоши-фо, в так называемой «Пещере рецептов» на каменных стелах и стенах выгравированы свыше 140 лекарственных и акупунктурных прописей для лечения 40 болезней; сведения по фармацевтике содержат также надписи в некоторых нишах. В составе комплекса много каллиграфических шедевров, включая стелы знаменитого каллиграфа VIII в. Чу Суйляна (см.: [Дин Минъи, 1998]).

В центре г. Лояна нам удалось познакомиться с вновь открытым музеем, который возвели над местом раскопок чэ-ма кэна - ямы с ритуальными жертвоприношениями колесниц и лошадей, датированной самым началом Восточного Чжоу (конец VIII в. до н. э.). Там впервые в китайской археологии зафиксирована запряжка шестеркой (рис. 12), которая

Г

'V-

Ш '''

ii / щ

Рис. 10. Керамическая фигурка конного «согдийца» (701 г.) из коллекции Музея провинции Шэньси (г. Сиань) (б/м)

Рис. 12. Раскопанный чэ-ма кэн - запряжка шестеркой (VIII в. до н. э.) в Музее «Сын Неба управляет шестеркой лошадей» (г. Лоян)

по рангу полагалась только царю (вану). Поэтому и сам музей получил довольно необычное для европейского уха название: «Сын Неба управляет шестеркой лошадей». Вблизи от чэ-ма кэна, как и полагалось по ритуалу, обнаружена могила самого правителя (возможно, Пин-вана или одного из его ближайших наследников), однако ее раскопки пока не ведутся, поскольку объект находится под плотной городской застройкой. Данный пример наглядно демонстрирует исключительное богатство археологического наследия Китая, когда в центре современного мегаполиса возможно открытие памятника мирового значения.

В г. Чжэнчжоу осмотрен Музей пров. Хэнань, третий по значению в Китае. Эпоха неолита (культура пэйлиган) представлена уникальными находками панцирей черепах со стоянки Цзяху (уезд Уян) с выгравированными на них символами, которые можно связать с зарождением письменности и пла-стромантии. Среди находок из захоронения правителя государства Северное Го (могила № 2001 в Шанцуньлине) выделяется золотой наборный пояс, свидетельствующий о связях северокитайских государств эпохи поздней бронзы с северными кочевниками. Бронзовый шлем «кубанского» типа из Умусян (г. Линбао), датированный периодом Чжаньго (рис. 13), примыкает к серии аналогичных находок на территории Монголии и Маньчжурии (см.: [Варенов, 1984; Эрдэнэбаатор, Худяков, 2000; КЪиёуакоу, 2004]).

Символичным для делегации НГУ, направленной в Китай по линии Института Конфуция, стало посещение знаменитого музейного комплекса в г. Цюйфу, объединяющего три основные достопримечательности: Храм Конфуция, Усадьбу и Лес Конфуция. Входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, огромный парковый комплекс является также родовым кладбищем, где, согласно традиции, покоится прах самого Кун-цзы и тысяч его потомков. Кумирня, построенная в 478 г. до н. э. практически сразу после смерти философа, со временем стала местом поклонения императоров и сановников разных династий Конфуцию и его учению, которое занимает основополагающее место не только в истории и культуре Китая, но и всей Восточной Азии. Сегодня численность потомков Конфуция, проживающих в Китае и на Тайване, со-

Рис. 13. Бронзовый шлем «кубанского» типа из Умусян периода Чжаньго ^-Ш вв. до н. э.) из коллекции Музея провиции Хэнань (г. Чжэнчжоу) (б/м)

ставляет более 30 тыс. человек, а количество поколений его потомков, по разным источникам, насчитывает от 78 до 82 колен. В последние годы в Храме возобновились торжественные церемонии конфуцианского толка, которые не только носят характер красочного туристического аттракциона, но и играют заметную роль в функционировании государственной идеологии (см., например: [Confucius..., 2009]).

Подводя итог обзорной учебно-научной экскурсии, следует отметить, что большинство территориальных музеев (уровня провинции или города) основаны на археологических и, отчасти, этнографических коллекциях; их экспозиции постоянно пополняются за счет полевых исследований. Материалы, посвященные новой и новейшей истории, в основном хранятся в тематических музеях. Все осмотренные нами древлехранилища располагаются в современных просторных зданиях, оснащенных необходимой экспозиционной техникой; при этом плата за вход в большинство из них не взимается. С точки зрения выполнения программы данного летнего лагеря материалы музейных коллекций, помимо своей высокой научной ценности, послужили наглядной иллюстрацией многовековой ис-

тории китайской цивилизации, значительно расширив страноведческие и культурологические знания студентов, специализирующихся на изучении истории и культуры Китая и китайского языка. Для преподавателей НГУ поездка позволила собрать обширные новые материалы по археологии, этнографии и истории Китая, что уже в ближайшее время будет непосредственно использовано в учебном процессе.

Список литературы

Азаренко Ю. А., Белоус Е. А., Зыкова Я. А. Филологические аспекты изучения китайского языка: вводный курс (рабочая программа) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 4: Востоковедение. С. 175-179.

Варенов А. В. Иньские шлемы и проблемы боевого оголовья // Изв. СО АН СССР. Серия: История, филология и философия. 1984. № 14, вып. 3. С. 41-47.

Варенов А. В. Древнекитайский комплекс вооружения эпохи развитой бронзы: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1989. 92 с.

Комиссаров С. А., Полосьмак Н. В. Новые находки на Шелковом пути // Восток -Запад: Историко-литературный альманах: 2003-2004. М.: Вост. лит., 2005. С. 204-220.

Комиссаров С. А., Хачатурян О. А. Мавзолей императора Цинь Шихунади: Учеб. пособие для студентов отд-ния востоковедения / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 216 с.

Кулагин А. А., Комиссаров С. А., Азарен-ко Ю. А. Очерки по истории архитектуры и строительного дела Китая: Учеб. пособие / Сиб. гос. индустр. ун-т. Новокузнецк, 2010. 202 с.

Молодин В. И., Алкин С. В. Могильник Гумугоу (Синьцзян) в контексте афанасьевской проблемы // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1997. С. 35-38.

Молодин В. И., Комиссаров С. А. Новая культура бронзового века из района Лобнора. 2010 (в печати).

Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (^-Ш вв. до н. э.). Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. 232 с.

Худяков Ю. С., Комиссаров С. А. Кочевая цивилизация Восточного Туркестана: Учеб.

пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. 122 с. + 32 ил.

Черемисин Д. В. Опыт интерпретации наскальной композиции из Кандзяньшимэнь-цзы (Синьцзян) // Междунар. конф. по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово: САИПИ КемГУ, 1998. С. 150-152.

Эрдэнэбаатар Д., Худяков Ю. С. Находки бронзовых шлемов в плиточных могилах Северной Монголии // РА. 2000. № 2. С.140-148.

Confucius Commemorated in Qufu, E China // Peoples Daily Online. 2009. 5 April [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng-lish.peopledaily.com.cn/90001/90783/91300/66 30238.html (дата обращения 10.09.2010).

Khudyakov Yu. S. The Central Asian Ancient Bronze Helmets // Тао ли чэн си - Ань Чжиминь сяньшэн баши шоучэнь [Путь среди персиков и слив - К 80-летию учителя Ань Чжиминя]. Hong Kong: The Chinese University of Hong Kong, 2004. P. 205-209.

Kuzmina E. E. The Prehistory of the Silk Road. Philadelphia: University of Philadelphia Press, 2008. 248 p.

Molodin V. I., Komissarov S. A. Recent Finds of Bronze Age Cultures in Xinjiang and their Siberian Affinities // Тао ли чэн си - Ань Чжиминь сяньшэн баши шоучэнь [Путь среди персиков и слив - К 80-летию учителя Ань Чжиминя]. Hong Kong: The Chinese University of Hong Kong, 2004. P. 214-221.

More Terracotta Warriors rise from the earth // China Daily. 2010. 19 May. Сайт Китайского информационного Интернет-центра под управлением Пресс-канцелярии Госсовета КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/china/2010-05/19/content_20070966.htm (дата обращения 10.09.2010).

Thompson R. 114 Terracotta Warriors Discovered in the Mausoleum of Qin Shi Huang // The Independent on Sunday. 2010. 13 May [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.independent.co.uk/news/science/ar-chaeology/news/114-terracotta-warriors-dis-covered-in-the-mausoleum-of-qin-shi-huang-1972502.html (дата обращения 10.09.2010).

Дин Минъи. Лунмэнь шику [Пещерный монастырь Лунмэнь] // Чжунго дабайкэ цюань-шу: Каогусюэ [Большая китайская энциклопедия: Археология]. Пекин: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1998. С. 285-288.

Линьтун Шанцзяоцунь Цинь му цинли цзяньбао [Краткий отчет об обследовании

циньских могил в Шанцзяоцунь, уезд Линь-тун] // Каогу юй вэньу (г. Сиань). 1980. № 2. С. 42-50, 27.

Сян шо цзю шо: Ханьюй коуюй вань-цюань [Подумал - и сразу сказал: Всестороннее руководство по разговорному китайскому языку] / Гл. ред. Ма Цзяньфэй, Мао Юэ. Пекин: Бэйцзин юйянь дасюэ чубаньшэ, 2008. 234 с.

Цзяо Наньфэн, Чжан Чжунли, Дуань Цинбо, Тянь Яци, Хоу Нинбинь, Сяо Цзяньи.

Шаньси Цинь-Хань каогу уши нянь цзуншу [Обобщения археологических исследований в пров. Шэньси по периоду Цинь-Хань за 50 лет] // Каогу юй вэньу (г. Сиань). 2008. № 6. С.96-160.

Лю Сюэтан. Синьцзян шицянь цзунцзяо яньцзю [Изучение доисторической религии Синьцзяна]. Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 2009. 4, 2, 2, 377 с. (раздельн. пагинация).

Материал поступил в редколлегию 12.09.2010

S. A. Komissarov, O. A. Mit'ko, E. E. Voytishek

THE FIRST RESULTS OF A NEW STAGE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC JOB DEVELOPMENT IN ACTIVITY OF A CLASS OF CONFUCIUS IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

An summer scientific-educational camp named «Traveling China through its cultures» was organized in July and August 2010 in China. The participants were students and teachers from Novosibirsk State University, who study Chinese archaeology, history and language. They traveled through Xinjiang Uyghur Autonomous Region. They also visited a number of cities in North China including Xian, Luoyang, Zhengzhou, and Qufu. The most remarkable places of interest mentioned by authors are Mausoleum of Qin Shihuangdi, the Longmen Grottoes, Beijing Temple of Confucius and main archaeological museums of the territory. Working on the educational programs in the University made Oriental studies more prolific there. Academic discussions brought newer ideas to life, e. g., beginning of hieroglyphics, Xiaohe culture history, khereksur problem, and unique features of Buddhist sculptures.

Keywords: ancient cultures of Xinjiang, Gumugou, Mausoleum of Qin Shihuangdi, Longmen, studying of Chinese.