Научная статья на тему 'Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку'

Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЧЕВОЙ АППАРАТ / ТРАНСКРИПЦИЯ / ИМИТАЦИЯ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / РИФМОВАННОЕ ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврищева Марина Юрьевна

Статья посвящена актуальной проблеме формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку. Автор рассматривает различные подходы и принципы обучения произношению, описывает процесс работы по формированию звукопроизносительных компетенций. Автор предлагает разработанный им комплекс упражнений, состоящих из 12 методик, а также критерии оценивания компетенций. Автор описывает результаты до и после проводимого им эксперимента в одной из школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку»

Мастер-класс: уроки по предметам

версальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.-

познавательных.

б) Показ примеров - отрывков уроков с использованием проблемной технологии с одновременным заполнением схемы анализа урока по результатам ФГОС.

- урок обучения грамоте (звук Ц, с. 30-31)

- фрагмент урока математики - тема и цель, планирование (число 10, с. 32-35);

- фрагмент урока риторики - самооценка (какой ты слушатель, с. 48-49)

5. Как проверить сформированность регулятивных УУД (методики, диагностика). Обзор литературы: книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».

6. Рефлексия: чему научились? Над чем надо работать?

Литература

1. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.- № 5.

3. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011. - № 3.

4. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 2.

6. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.

Лаврищева Марина Юрьевна учитель английского языка МОУ СОШ № 97 г. Ижевск [email protected]

J ^

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

звукопроизноситЕльных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку

л__________________________________________с

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку. Автор рассматривает различные подходы и принципы обучения произношению, описывает процесс работы по формированию звукопроизносительных компетенций. Автор предлагает разработанный им комплекс упражнений, состоящих из 12 методик, а также критерии оценивания компетенций. Автор описывает результаты до и после проводимого им эксперимента в одной из школ.

Ключевые слова: звукопроизносительные компетенции, сформированность навыков звукопроизношения, типы упражнений, подходы, принципы, эксперимент, речевой аппарат, транскрипция, имитация, диагностирование, рифмованное четверостишье.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в школе. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи [8].

Процесс усвоения детьми звукового строя иностранного языка происходит при непосредственном влиянии

60

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Мастер-класс: уроки по предметам

родного языка согласно бессознательным (механическое подражание) и сознательным (сознательное влияние к существенным фонологическим признакам речевых звуков) психологическим факторам.

Первичный синтез - начальное, целостное восприятие и воспроизведение иноязычной речи строится по законам подражания. Механизмы сопричастия и замещения являются механизмами подражания. В структуре подражания В.А.Артемов выделяет четыре элемента:

моторные содействия и со-переживания, сопровождающие любое восприятие действия или движения;

эмоциональное со-переживание, необходимое при восприятии эмоционального события;

психологическая природа подражания, состоящая из восприятия мысли согласия или не со-гласия;

образ для изображения подражательным действиям.

Психологи и психолингвисты выделяют еще и другие факторы усвоения звуков:

1) учет вербальных, паралингвистических (высота голоса, интонация, ритм) и кинетических (мимика, жесты) средств;

2) уделение внимания как говорящей, так и слушающей стороне, т.к. освоение речи ребенок начинает с позиции слушающего, он понимает больше, чем может выразить;

3) усвоение с языком социальных норм, способов поведения и культурных традиций.

С учетом данных факторов процесс усвоения детьми звуков родного языка завершается к началу обучения в школе, т.о. дети овладевают произношением всех звуков родного языка; у них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание; продолжают развиваться фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Фонологическое развитие происходит в ходе постоянного изменения произношения слов и что наличествует две формы вычленения слогов:

а) слог вычленяется целиком;

б) вычленяется согласный, который отождествляется с целым словом.

Вместе с тем не все младшие школьники могут регулировать темп, четкость и громкость речи, некоторые дети затрудняются в различении звуков на слух.

С.Н.Бернштейн в своей книге, посвященной усвоению иноязычного произношения, указывает, что «основная трудность при обучении иноязычному произношению состоит в том, что учащиеся воспринимают звучание чужой речи сквозь призму фонетической системы родного языка. Обладая устойчивыми навыками слышания и произношения звуков русского языка, они подгоняют под эти шаблоны свое восприятие и воспроизведение непривычных звуков чужой речи» [5, с. 13]. И далее: «Фонетическая система родного языка в такой мере воздействует на восприятие звуков чужой речи, что в большинстве случает неверными оказы-

ваются уже те слуховые образы, которые учащиеся пытаются воплотить «в своем произношении. Можно утверждать, что безусловно правильно мы слышим только те звуки речи, которые умеем произносить» [5, с. 15].

Таким образом, усвоение звуков детьми - процесс сложный, начинается с первых лет жизни и происходит постепенно. Для более эффективного усвоения детьми иноязычной речи важно учитывать ряд факторов, влияющих на этот процесс, а также влияние родной речи на восприятие звуков иностранной речи, а значит, является необходимым рассмотрение звукового строя русского и английского языков.

Цель, задачи, условия и содержание эксперимента

Целью данного эксперимента является доказательство истинности гипотезы, которая заключается в том, что, если применить комплекс специально разработанных фонетических упражнений, то тогда у обучаемых:

1. будет быстрее и качественнее сформирован речевой слух (т.е. различение разницы звуков на слух) родного языка и иностранного языка;

2. усвоение звуков будет происходить не в отрыве от слова;

3. будет сформировано правильное произношение всех звуков, четкость и громкость речи.

4. обучаемые будут повторять слова, предложения и определять звуки согласно речевой ситуации.

Принимая во внимание психолого-педагогические особенности младших школьников и механизмы усвоения речи вообще, мы предположили, что данные упражнения будут носить обучающий характер и служить достижению высоких результатов.

В процессе реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

1) Определить теоретический подход к усвоению звуков.

2) Выявить трудности восприятия русских и английских звуков детьми.

3) Изучить особенности восприятия младшего школьного возраста.

4) Определить содержание работы по формированию навыков звукопроизношения.

5) Разработать и апробировать комплекс упражнений.

6) Экспериментально доказать эффективность применения предложенного комплекса.

Ход эксперимента

Эксперимент проводился в 2007-2008 учебном году в одной из подгрупп 2 «б» школы № 97 с полным днем пребывания детей. В течение эксперимента мы коснулись следующих тем: «My family», «Animals», «Verbs of movements», «Toys», «Colours», « Parts of the body». Для проверки уровня сформированности звукопроизносительных компетенций у детей на начальном этапе обучения были разработаны следующие методики.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

61

Мастер-класс: уроки по предметам

Методика 1

Цель: проверить сформированность речевого аппарата.

Указание: Повторите звуки за игрушками.

[t], [n], [m], [u:], [u], [г], [h], [b] [s], [ei], [au], [i:], [oi]

Методика 2

Цель: выявить умение детей различать на слух разницу при произнесении слогов и слов.

Указание: Я сейчас буду произносить слоги, поднимите букву R (Russian), если услышите русский слог, E (English), если английский.

[pi:] - [пи] [го] - [ро] [in] - [ин]

[wo] - [во] [so:] - [со]

Послушайте и скажите, чем отличаются данные пары слов:

nought - not, dark-duck, Pete-pit, feel-fill, heart-hut, port-pot

Методика 3

Цель: выявить умение сравнивать английские и русские звуки.

Указание: Сравните определенные звуки в русском и английском словах.

[р] - [п] в словах pocket - папа [ng] - [нг]: slang - сленг

[и] - [у]: bull - улей [h] - [х]: hot - хобот

[1] - [л]: lips - лиса [t] - [т]: talk - tqk

[к] - [k]: cat - кот [d] - [д]: dig - дико

Методика 4

Цель: выявить умение выделять на слух определенный звук в слове.

Указание: Сейчас я буду называть слова, а вы определите, какой звук есть в каждой группе слов.

River - red - rabbit - orange - brown - [r] game - play - flame - sake - make - [ei] week - wake - wave - what - wonder - [w] dog - wonder - window - adore - [d]

Методика 5

Цель: выявить умение детей выявлять определенный звук в слове.

Указания: Я буду называть слова, а вы будете вставать при том слове, где услышите звук [h].

1. хобот 6. сахар 11. hair

2. hot 7. сухой 1 2. hero

3. хватит

4. ham

5. hand

8. гвалт 13. хитрый

9. cheese 14. Graham

10. holiday

Методика 6

Цель: выявить умение детей выявлять звук, характерный для одного слова, а не для всей цепочки слов, связанной одинаковым звуком.

Указание: Прочитайте цепочки из слов и определите, какое слово в ней лишнее и почему. mother - father - brother - sister - grandmother all - ball - doll - small - floor - door game - cat - fat - black - sat - map - Dad - rat - hand

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика 7

Цель: выявить умение детей выделять количество слов в слове.

Указание: Прохлопайте столько раз, сколько слогов в слове.

Beautiful, river, school, shoulder, elephant, knees, bedroom, yellow

Методика 8

Цель: выявить умение детей называть слова с определенным звуком.

Указание: Я сейчас буду называть звук и бросать мяч; тот, кто его поймал, называть слова с этим звуком. [t], [r], [о:], [m], [n], [w], [a:], [f], [s], [v], [z], [р], [t], [э:], [и:], [и].

Методика 9

Цель: выявить умение читать по транскрипции и соотносить слова с транскрипцией.

Указания: Найдите пару - транскрипцию словам. Tiger [toi] fly [steik]

Boy [fi: t] snake [snake]

Toy [boi] red [sneik]

Feet [taiger] steak [red]

Методика 10

Цель: выявить умение воспроизводить звуки и сочетания в словах, фразах, предложениях в заданном темпе, выявит сформированность речевого дыхания.

Указания: Повторяйте за мной (быстро, еще быстрее...): fat

fat black a fat black cat a fat black cat sat A fat black cat sat on a map.

Методика 11

Цель: выявить умение детей воспринимать слово по звучанию и находить предмет из данных предметов с заданным звуком.

Указание: У каждого на столе находится по 5 картинок. Выберите, пожалуйста, ту, в названии которой есть звук [s].

Fox, squirrel, three, sister, sweets, monster, legs, mouth, son, sun, snake, supersnake, soap, rats, cats, mice.

Методика 12

Цель: выявить умение повторять рифмованное четверостишье.

Указания: Давайте поможем нашей игрушке повторить это стихотворение.

Teddy bear, teddy bear,

Turn around.

Teddy bear, teddy bear,

Touch the ground.

При экспериментальном обучении и диагностировании уровня сформированности навыков звукопроиз-

62

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Мастер-класс: уроки по предметам

ношения у детей младшего школьного возраста необходимо помнить, что:

1) формирование звукопроизносительных навыков должно проводиться систематически, с опорой на изучаемый материал;

2) работу по формированию навыков звукопроизношения целесообразно проводить с учетом тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся приобретают на занятиях родного языка;

3) упражнения по формированию звукопроизносительных навыков должны учитывать психолого-физиологическое развитие детей, учитывать их возрастные особенности;

4) методики диагностирования должны опираться на упражнения, формирующие навыки звукопроизношения: общего типа, на различение, на идентификацию, графические упражнения, ритмико-музыкальные упражнения. Так, к упражнениям общего типа относятся методики: 1,7; к упражнениям на различения - методики: 2,3,4,5,6,8; к упражнениям на идентификацию - методика 11; к ритмико-музыкальным упражнениям - методика 10; к графическим упражнениям - методика 9.

Результаты эксперимента

Во время экспериментальной работы дети оценивались по критериям:

1. Умение имитировать звуки;

2. Умение различать на слух разницу в звуках (в родном и иностранном языках);

3. Умение воспринимать слово по звучанию и соотносить его с предметом, картинкой;

4. Умение повторять ритмизированное четверостишье;

5. Умение выделять определенный звук в слове, фразе, предложении;

6. Умение соотносить звуки, слова с транскрипцией.

После проведения методик, выявляющих степень сформированности звукопроизносительных компетенций, было рассчитано процентное соотношение усвоения учащимися изученных фонемных единиц.

■ Умение имитировать звуки подразумевает 3 уровня:

1) высокий уровень: 8 правильных ответов из 10-4 балла;

2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;

3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.

Для диагностирования умения детей имитировать звуки использовалась методика № 1.

Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 6 9 60 90

Средний 2 1 20 10

Низкий 2 0 20 0

■ Умение различать на слух разницу в звуках (в родном и иностранном языках) подразумевает 3 уровня:

1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;

2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;

3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла

Для диагностирования умения детей различать на слух разницу в звуках использовалась методика № 3.

Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 4 9 40 90

Средний 3 1 30 10

Низкий 3 0 30 0

■ Умение воспринимать слово по звучанию и соотносить его с предметом, картинкой подразумевает три уровня:

1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;

2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;

3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.

Для диагностирования умения детей различать на слух разницу в звуках использовалась методика № 11.

Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 6 8 60 80

Средний 2 1 20 10

Низкий 2 1 20 10

■ Умение повторять ритмизированное двустишье подразумевает 3 уровня:

1) высокий уровень: ребенок повторяет двустишье быстро, без ошибок - 4 балла;

2) средний уровень: ребенок воспроизводит данный учителем образец с небольшими нарушениями - 3 балла;

3) низкий уровень: ребенок не может повторить двустишье без подсказки учителя - 2 балла. Для диагностирования умения повторять ритмизированное двустишье применялась методика № 1:

■ Умение выделять определенный звук в слове подразумевает 3 уровня:

Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 7 8 70 80

Средний 2 2 20 20

Низкий 1 0 10 0

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

63

Мастер-класс: уроки по предметам

■ Умение выделять определенный звук в слове подразумевает 3 уровня:

1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;

2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;

3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.

Для диагностирования умения выделять определенный звук в слове использовалась методика № 6.

Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 6 9 60 90

Средний 2 1 20 10

Низкий 2 0 20 0

■ Умение соотносить звуки, слова с транскрипцией подразумевает 3 уровня:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) высокий уровень: 9 правильных ответов их 10-4 балла;

2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;.

3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.

Для диагностирования умения соотносить звуки, слова с транскрипцией использовалась методика № 9.

Уровень сформиро-ванности умения Количество детей Количество детей в %

Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента

Высокий 6 60

Средний 2 20

Низкий 2 20

Из таблиц очевидно, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: при использовании в обучении специально разработанного комплекса упражнений очевиден прогресс в формировании звукопроизносительных компетенций.

Основные результаты эксперимента можно свести к следующему:

1. Артикуляционный аппарат при произнесении иноязычных звуков, слов до конца не развит. Около 20% детей плохо имитируют звуки, 20% не умеют выделять звуки в слове, а 30% плохо различают русские и английские звуки. Поскольку для эксперимента не проводился специальный отбор испытуемых, то можно предположить, что такой состав детей является типичным для младших школьников. Этот вывод подтверждается и результатами констатирующего среза эксперимента.

2. Использование специально разработанного комплекса упражнений (общего типа, на различение, идентификацию, ритмико-музыкальные, графические) ведет к очевидному прогрессу в формировании навыков звукопроизношения.

3. Применение игровых приемов наглядности - одно из необходимых условий эффективности формирования звукопроизносительных навыков.

Литература

1. Бернштейн С.Н. Вопросы обучения произношению.- Л., 1973. 246с.

2. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Доклад на соискание учёной степени.

3. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка.- М.: высшая школа, 1980. 271 с.

4. Леонтьев А.Н. Психология восприятия речи// ИЯШ, 1975.№ 1. С.76-81.

5. Лапидус М.В. Об обучении понимания речи, характеризующейся неполным типом произнесения и индивидуальными особенностями говорения. // ИЯШ, 1977. № 12.С 38-46.

6. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика. Ижевск: Удм. Университет, 2000. 246 с.

7. Ashworth J, Clark J. Stepping Stones 1.- Longman, 1992. 64p.

8. Куркова С.В. Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного. // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 3.

64

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.