Мастер-класс: уроки по предметам
версальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.-
познавательных.
б) Показ примеров - отрывков уроков с использованием проблемной технологии с одновременным заполнением схемы анализа урока по результатам ФГОС.
- урок обучения грамоте (звук Ц, с. 30-31)
- фрагмент урока математики - тема и цель, планирование (число 10, с. 32-35);
- фрагмент урока риторики - самооценка (какой ты слушатель, с. 48-49)
5. Как проверить сформированность регулятивных УУД (методики, диагностика). Обзор литературы: книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».
6. Рефлексия: чему научились? Над чем надо работать?
Литература
1. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.- № 5.
3. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011. - № 3.
4. Ермолова Н.А., Лукина Ж.М. Формирование универсальных учебных действий на уроке «Технология» во втором классе //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.
5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 2.
6. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.
Лаврищева Марина Юрьевна учитель английского языка МОУ СОШ № 97 г. Ижевск [email protected]
J ^
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
звукопроизноситЕльных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку
л__________________________________________с
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку. Автор рассматривает различные подходы и принципы обучения произношению, описывает процесс работы по формированию звукопроизносительных компетенций. Автор предлагает разработанный им комплекс упражнений, состоящих из 12 методик, а также критерии оценивания компетенций. Автор описывает результаты до и после проводимого им эксперимента в одной из школ.
Ключевые слова: звукопроизносительные компетенции, сформированность навыков звукопроизношения, типы упражнений, подходы, принципы, эксперимент, речевой аппарат, транскрипция, имитация, диагностирование, рифмованное четверостишье.
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в школе. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи [8].
Процесс усвоения детьми звукового строя иностранного языка происходит при непосредственном влиянии
60
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Мастер-класс: уроки по предметам
родного языка согласно бессознательным (механическое подражание) и сознательным (сознательное влияние к существенным фонологическим признакам речевых звуков) психологическим факторам.
Первичный синтез - начальное, целостное восприятие и воспроизведение иноязычной речи строится по законам подражания. Механизмы сопричастия и замещения являются механизмами подражания. В структуре подражания В.А.Артемов выделяет четыре элемента:
моторные содействия и со-переживания, сопровождающие любое восприятие действия или движения;
эмоциональное со-переживание, необходимое при восприятии эмоционального события;
психологическая природа подражания, состоящая из восприятия мысли согласия или не со-гласия;
образ для изображения подражательным действиям.
Психологи и психолингвисты выделяют еще и другие факторы усвоения звуков:
1) учет вербальных, паралингвистических (высота голоса, интонация, ритм) и кинетических (мимика, жесты) средств;
2) уделение внимания как говорящей, так и слушающей стороне, т.к. освоение речи ребенок начинает с позиции слушающего, он понимает больше, чем может выразить;
3) усвоение с языком социальных норм, способов поведения и культурных традиций.
С учетом данных факторов процесс усвоения детьми звуков родного языка завершается к началу обучения в школе, т.о. дети овладевают произношением всех звуков родного языка; у них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание; продолжают развиваться фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Фонологическое развитие происходит в ходе постоянного изменения произношения слов и что наличествует две формы вычленения слогов:
а) слог вычленяется целиком;
б) вычленяется согласный, который отождествляется с целым словом.
Вместе с тем не все младшие школьники могут регулировать темп, четкость и громкость речи, некоторые дети затрудняются в различении звуков на слух.
С.Н.Бернштейн в своей книге, посвященной усвоению иноязычного произношения, указывает, что «основная трудность при обучении иноязычному произношению состоит в том, что учащиеся воспринимают звучание чужой речи сквозь призму фонетической системы родного языка. Обладая устойчивыми навыками слышания и произношения звуков русского языка, они подгоняют под эти шаблоны свое восприятие и воспроизведение непривычных звуков чужой речи» [5, с. 13]. И далее: «Фонетическая система родного языка в такой мере воздействует на восприятие звуков чужой речи, что в большинстве случает неверными оказы-
ваются уже те слуховые образы, которые учащиеся пытаются воплотить «в своем произношении. Можно утверждать, что безусловно правильно мы слышим только те звуки речи, которые умеем произносить» [5, с. 15].
Таким образом, усвоение звуков детьми - процесс сложный, начинается с первых лет жизни и происходит постепенно. Для более эффективного усвоения детьми иноязычной речи важно учитывать ряд факторов, влияющих на этот процесс, а также влияние родной речи на восприятие звуков иностранной речи, а значит, является необходимым рассмотрение звукового строя русского и английского языков.
Цель, задачи, условия и содержание эксперимента
Целью данного эксперимента является доказательство истинности гипотезы, которая заключается в том, что, если применить комплекс специально разработанных фонетических упражнений, то тогда у обучаемых:
1. будет быстрее и качественнее сформирован речевой слух (т.е. различение разницы звуков на слух) родного языка и иностранного языка;
2. усвоение звуков будет происходить не в отрыве от слова;
3. будет сформировано правильное произношение всех звуков, четкость и громкость речи.
4. обучаемые будут повторять слова, предложения и определять звуки согласно речевой ситуации.
Принимая во внимание психолого-педагогические особенности младших школьников и механизмы усвоения речи вообще, мы предположили, что данные упражнения будут носить обучающий характер и служить достижению высоких результатов.
В процессе реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Определить теоретический подход к усвоению звуков.
2) Выявить трудности восприятия русских и английских звуков детьми.
3) Изучить особенности восприятия младшего школьного возраста.
4) Определить содержание работы по формированию навыков звукопроизношения.
5) Разработать и апробировать комплекс упражнений.
6) Экспериментально доказать эффективность применения предложенного комплекса.
Ход эксперимента
Эксперимент проводился в 2007-2008 учебном году в одной из подгрупп 2 «б» школы № 97 с полным днем пребывания детей. В течение эксперимента мы коснулись следующих тем: «My family», «Animals», «Verbs of movements», «Toys», «Colours», « Parts of the body». Для проверки уровня сформированности звукопроизносительных компетенций у детей на начальном этапе обучения были разработаны следующие методики.
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
61
Мастер-класс: уроки по предметам
Методика 1
Цель: проверить сформированность речевого аппарата.
Указание: Повторите звуки за игрушками.
[t], [n], [m], [u:], [u], [г], [h], [b] [s], [ei], [au], [i:], [oi]
Методика 2
Цель: выявить умение детей различать на слух разницу при произнесении слогов и слов.
Указание: Я сейчас буду произносить слоги, поднимите букву R (Russian), если услышите русский слог, E (English), если английский.
[pi:] - [пи] [го] - [ро] [in] - [ин]
[wo] - [во] [so:] - [со]
Послушайте и скажите, чем отличаются данные пары слов:
nought - not, dark-duck, Pete-pit, feel-fill, heart-hut, port-pot
Методика 3
Цель: выявить умение сравнивать английские и русские звуки.
Указание: Сравните определенные звуки в русском и английском словах.
[р] - [п] в словах pocket - папа [ng] - [нг]: slang - сленг
[и] - [у]: bull - улей [h] - [х]: hot - хобот
[1] - [л]: lips - лиса [t] - [т]: talk - tqk
[к] - [k]: cat - кот [d] - [д]: dig - дико
Методика 4
Цель: выявить умение выделять на слух определенный звук в слове.
Указание: Сейчас я буду называть слова, а вы определите, какой звук есть в каждой группе слов.
River - red - rabbit - orange - brown - [r] game - play - flame - sake - make - [ei] week - wake - wave - what - wonder - [w] dog - wonder - window - adore - [d]
Методика 5
Цель: выявить умение детей выявлять определенный звук в слове.
Указания: Я буду называть слова, а вы будете вставать при том слове, где услышите звук [h].
1. хобот 6. сахар 11. hair
2. hot 7. сухой 1 2. hero
3. хватит
4. ham
5. hand
8. гвалт 13. хитрый
9. cheese 14. Graham
10. holiday
Методика 6
Цель: выявить умение детей выявлять звук, характерный для одного слова, а не для всей цепочки слов, связанной одинаковым звуком.
Указание: Прочитайте цепочки из слов и определите, какое слово в ней лишнее и почему. mother - father - brother - sister - grandmother all - ball - doll - small - floor - door game - cat - fat - black - sat - map - Dad - rat - hand
Методика 7
Цель: выявить умение детей выделять количество слов в слове.
Указание: Прохлопайте столько раз, сколько слогов в слове.
Beautiful, river, school, shoulder, elephant, knees, bedroom, yellow
Методика 8
Цель: выявить умение детей называть слова с определенным звуком.
Указание: Я сейчас буду называть звук и бросать мяч; тот, кто его поймал, называть слова с этим звуком. [t], [r], [о:], [m], [n], [w], [a:], [f], [s], [v], [z], [р], [t], [э:], [и:], [и].
Методика 9
Цель: выявить умение читать по транскрипции и соотносить слова с транскрипцией.
Указания: Найдите пару - транскрипцию словам. Tiger [toi] fly [steik]
Boy [fi: t] snake [snake]
Toy [boi] red [sneik]
Feet [taiger] steak [red]
Методика 10
Цель: выявить умение воспроизводить звуки и сочетания в словах, фразах, предложениях в заданном темпе, выявит сформированность речевого дыхания.
Указания: Повторяйте за мной (быстро, еще быстрее...): fat
fat black a fat black cat a fat black cat sat A fat black cat sat on a map.
Методика 11
Цель: выявить умение детей воспринимать слово по звучанию и находить предмет из данных предметов с заданным звуком.
Указание: У каждого на столе находится по 5 картинок. Выберите, пожалуйста, ту, в названии которой есть звук [s].
Fox, squirrel, three, sister, sweets, monster, legs, mouth, son, sun, snake, supersnake, soap, rats, cats, mice.
Методика 12
Цель: выявить умение повторять рифмованное четверостишье.
Указания: Давайте поможем нашей игрушке повторить это стихотворение.
Teddy bear, teddy bear,
Turn around.
Teddy bear, teddy bear,
Touch the ground.
При экспериментальном обучении и диагностировании уровня сформированности навыков звукопроиз-
62
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
Мастер-класс: уроки по предметам
ношения у детей младшего школьного возраста необходимо помнить, что:
1) формирование звукопроизносительных навыков должно проводиться систематически, с опорой на изучаемый материал;
2) работу по формированию навыков звукопроизношения целесообразно проводить с учетом тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся приобретают на занятиях родного языка;
3) упражнения по формированию звукопроизносительных навыков должны учитывать психолого-физиологическое развитие детей, учитывать их возрастные особенности;
4) методики диагностирования должны опираться на упражнения, формирующие навыки звукопроизношения: общего типа, на различение, на идентификацию, графические упражнения, ритмико-музыкальные упражнения. Так, к упражнениям общего типа относятся методики: 1,7; к упражнениям на различения - методики: 2,3,4,5,6,8; к упражнениям на идентификацию - методика 11; к ритмико-музыкальным упражнениям - методика 10; к графическим упражнениям - методика 9.
Результаты эксперимента
Во время экспериментальной работы дети оценивались по критериям:
1. Умение имитировать звуки;
2. Умение различать на слух разницу в звуках (в родном и иностранном языках);
3. Умение воспринимать слово по звучанию и соотносить его с предметом, картинкой;
4. Умение повторять ритмизированное четверостишье;
5. Умение выделять определенный звук в слове, фразе, предложении;
6. Умение соотносить звуки, слова с транскрипцией.
После проведения методик, выявляющих степень сформированности звукопроизносительных компетенций, было рассчитано процентное соотношение усвоения учащимися изученных фонемных единиц.
■ Умение имитировать звуки подразумевает 3 уровня:
1) высокий уровень: 8 правильных ответов из 10-4 балла;
2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;
3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.
Для диагностирования умения детей имитировать звуки использовалась методика № 1.
Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 6 9 60 90
Средний 2 1 20 10
Низкий 2 0 20 0
■ Умение различать на слух разницу в звуках (в родном и иностранном языках) подразумевает 3 уровня:
1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;
2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;
3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла
Для диагностирования умения детей различать на слух разницу в звуках использовалась методика № 3.
Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 4 9 40 90
Средний 3 1 30 10
Низкий 3 0 30 0
■ Умение воспринимать слово по звучанию и соотносить его с предметом, картинкой подразумевает три уровня:
1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;
2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;
3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.
Для диагностирования умения детей различать на слух разницу в звуках использовалась методика № 11.
Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 6 8 60 80
Средний 2 1 20 10
Низкий 2 1 20 10
■ Умение повторять ритмизированное двустишье подразумевает 3 уровня:
1) высокий уровень: ребенок повторяет двустишье быстро, без ошибок - 4 балла;
2) средний уровень: ребенок воспроизводит данный учителем образец с небольшими нарушениями - 3 балла;
3) низкий уровень: ребенок не может повторить двустишье без подсказки учителя - 2 балла. Для диагностирования умения повторять ритмизированное двустишье применялась методика № 1:
■ Умение выделять определенный звук в слове подразумевает 3 уровня:
Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 7 8 70 80
Средний 2 2 20 20
Низкий 1 0 10 0
Эксперимент и инновации в школе 2012/4
63
Мастер-класс: уроки по предметам
■ Умение выделять определенный звук в слове подразумевает 3 уровня:
1) высокий уровень: 9 правильных ответов из 10-4 балла;
2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;
3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.
Для диагностирования умения выделять определенный звук в слове использовалась методика № 6.
Уровень сформиро- ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 6 9 60 90
Средний 2 1 20 10
Низкий 2 0 20 0
■ Умение соотносить звуки, слова с транскрипцией подразумевает 3 уровня:
1) высокий уровень: 9 правильных ответов их 10-4 балла;
2) средний уровень: 7 правильных ответов из 10-3 балла;.
3) низкий уровень: 5 правильных ответов из 10-2 балла.
Для диагностирования умения соотносить звуки, слова с транскрипцией использовалась методика № 9.
Уровень сформиро-ванности умения Количество детей Количество детей в %
Показатель до эксперимента Показатель после эксперимента
Высокий 6 60
Средний 2 20
Низкий 2 20
Из таблиц очевидно, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: при использовании в обучении специально разработанного комплекса упражнений очевиден прогресс в формировании звукопроизносительных компетенций.
Основные результаты эксперимента можно свести к следующему:
1. Артикуляционный аппарат при произнесении иноязычных звуков, слов до конца не развит. Около 20% детей плохо имитируют звуки, 20% не умеют выделять звуки в слове, а 30% плохо различают русские и английские звуки. Поскольку для эксперимента не проводился специальный отбор испытуемых, то можно предположить, что такой состав детей является типичным для младших школьников. Этот вывод подтверждается и результатами констатирующего среза эксперимента.
2. Использование специально разработанного комплекса упражнений (общего типа, на различение, идентификацию, ритмико-музыкальные, графические) ведет к очевидному прогрессу в формировании навыков звукопроизношения.
3. Применение игровых приемов наглядности - одно из необходимых условий эффективности формирования звукопроизносительных навыков.
Литература
1. Бернштейн С.Н. Вопросы обучения произношению.- Л., 1973. 246с.
2. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Доклад на соискание учёной степени.
3. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка.- М.: высшая школа, 1980. 271 с.
4. Леонтьев А.Н. Психология восприятия речи// ИЯШ, 1975.№ 1. С.76-81.
5. Лапидус М.В. Об обучении понимания речи, характеризующейся неполным типом произнесения и индивидуальными особенностями говорения. // ИЯШ, 1977. № 12.С 38-46.
6. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика. Ижевск: Удм. Университет, 2000. 246 с.
7. Ashworth J, Clark J. Stepping Stones 1.- Longman, 1992. 64p.
8. Куркова С.В. Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного. // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 3.
64
Эксперимент и инновации в школе 2012/4