Научная статья на тему 'Методическая модель продуктивного иноязычного образования: реновация академических ресурсов'

Методическая модель продуктивного иноязычного образования: реновация академических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОДУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PRODUCTIVE APPROACH / METHODOLOGICAL MODEL / PRODUCTIVE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGES EDUCATION / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGES EDUCATION / HIGHER SCHOOL / METHODOLOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова Анна Владимировна, Алмазова Надежда Ивановна, Еремин Юрий Владимиорвич

Статья посвящена проблеме повышения продуктивности профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов вузов: исследованию содержания продуктивного иноязычного образования и разработке соответствующей методической модели, позволяющей осуществлять обновление образовательных ресурсов в данной области. На основе анализа современной педагогической практики и концепции продуктивного подхода определены ведущие принципы, методические условия и технологические особенности продуктивного иноязычного образования в высшей школе и с учетом этих положений разработана соответствующая методическая модель. Проведен контент-анализ образовательных программ, позволяющий сделать выводы о возможности внедрения продуктивного подхода в учебный процесс. Теоретические и практические аспекты изучаемого вопроса были исследованы в ходе реализации положений продуктивного подхода и использования модели продуктивного иноязычного образования. Данные, полученные по результатам экспериментального обучения, были подвергнуты тщательному анализу. Практические результаты показали эффективность предложенной методической модели. Среди основополагающих положений продуктивного подхода в области иноязычного образования выделены ключевые практико-ориентированные методические принципы, на основе которых разработана методическая модель продуктивного иноязычного образования в высшей школе. Результаты внедрения продуктивного подхода в учебный процесс свидетельствуют о его действенности. Практическая значимость исследования обеспечивается определением содержания и условий обучения иностранному языку и методических возможностей применения данного подхода в высшей школе, который может быть использован в вузах разного профиля с перспективой дальнейшей разработки его методологии в различных образовательных контекстах. Результаты исследования могут служить обновлению методических ресурсов в области иноязычного образования в высшей школе. Продуктивный подход может быть внедрен в учебный процесс как базовый элемент реализации компетентностной парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of productive foreign language training in higher education: renovation of academic resources

The article is dedicated to the problem of increasing the productivity of students’ foreign language training in higher education: to studying the content of productive foreign language training and to developing an appropriate methodological model that allows updating educational resources in this field. The goal of the article is to determine the key principles, methodological conditions and technological foundations of productive foreign language training based on analyzing the modern teaching practices and the conceptual foundations of the productive approach and, accordingly, to develop an appropriate methodological model. To substantiate the relevance of the study, we have carried out a content analysis of educational programs, allowing to conclude that the productive approach can be introduced into the educational process. We have used the methods of scientific and pedagogical research: system and structural analysis, synthesis, study of scientific papers, generalization of experience and experimental work. The important result of the study is the system of the main practical methodological principles as a basis of productive foreign language training. What is more, the main result of the paper is the model of productive foreign languages training in higher education. The results of implementing the productive approach in the educational process point to its effectiveness in the field of foreign language training in higher education. The practical significance of the study is that we have determined the concept and the conditions of teaching foreign languages and the practical possibilities for applying this approach in higher education.

Текст научной работы на тему «Методическая модель продуктивного иноязычного образования: реновация академических ресурсов»

Педагогика

Образование и педагогические науки

DOI: 10.18721/JHSS.9309 УДК 378E70

методическая модель продуктивного иноязычного образования: реновация академических ресурсов*

А.В. Рубцова1, Н.И. Алмазова1, Ю.В. Еремин2

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация 2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена проблеме повышения продуктивности профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов вузов: исследованию содержания продуктивного иноязычного образования и разработке соответствующей методической модели, позволяющей осуществлять обновление образовательных ресурсов в данной области. На основе анализа современной педагогической практики и концепции продуктивного подхода определены ведущие принципы, методические условия и технологические особенности продуктивного иноязычного образования в высшей школе и с учетом этих положений разработана соответствующая методическая модель. Проведен контент-анализ образовательных программ, позволяющий сделать выводы о возможности внедрения продуктивного подхода в учебный процесс. Теоретические и практические аспекты изучаемого вопроса были исследованы в ходе реализации положений продуктивного подхода и использования модели продуктивного иноязычного образования. Данные, полученные по результатам экспериментального обучения, были подвергнуты тщательному анализу. Практические результаты показали эффективность предложенной методической модели. Среди основополагающих положений продуктивного подхода в области иноязычного образования выделены ключевые практико-ориентированные методические принципы, на основе которых разработана методическая модель продуктивного иноязычного образования в высшей школе. Результаты внедрения продуктивного подхода в учебный процесс свидетельствуют о его действенности. Практическая значимость исследования обеспечивается определением содержания и условий обучения иностранному языку и методических возможностей применения данного подхода в высшей школе, который может быть использован в вузах разного профиля с перспективой дальнейшей разработки его методологии в различных образовательных контекстах. Результаты исследования могут служить обновлению методических ресурсов в области иноязычного образования в высшей школе. Продуктивный подход может быть внедрен в учебный процесс как базовый элемент реализации компетентностной парадигмы образования.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке госзадания в сфере НИР (проект № 27.12848.2018 / 8.9).

Ключевые слова: продуктивный подход; методическая модель; продуктивное образование; иноязычное образование; профессионально ориентированное иноязычное образование; высшая школа; методические принципы

Ссылка при цитировании: Рубцова А.В., Алмазова Н.И., Еремин Ю.В. Методическая модель продуктивного иноязычного образования: реновация академических ресурсов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 87-99. DOI: 10.18721/JHSS.9309

a model of productive foreign language training in higher education: renovation of academic resources

A.V. Rubtsova1, N.I. Almazova1, Yu.V. Eremin2

1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

The article is dedicated to the problem of increasing the productivity of students' foreign language training in higher education: to studying the content of productive foreign language training and to developing an appropriate methodological model that allows updating educational resources in this field. The goal of the article is to determine the key principles, methodological conditions and technological foundations of productive foreign language training based on analyzing the modern teaching practices and the conceptual foundations of the productive approach and, accordingly, to develop an appropriate methodological model. To substantiate the relevance of the study, we have carried out a content analysis of educational programs, allowing to conclude that the productive approach can be introduced into the educational process. We have used the methods of scientific and pedagogical research: system and structural analysis, synthesis, study of scientific papers, generalization of experience and experimental work. The important result of the study is the system of the main practical methodological principles as a basis of productive foreign language training. What is more, the main result of the paper is the model of productive foreign languages training in higher education. The results of implementing the productive approach in the educational process point to its effectiveness in the field of foreign language training in higher education. The practical significance of the study is that we have determined the concept and the conditions of teaching foreign languages and the practical possibilities for applying this approach in higher education.

Keywords: productive approach; methodological model; productive education; foreign languages education; professional foreign languages education; higher education; methodological principles

Citation: A.V. Rubtsova, N.I. Almazova, Yu.V. Eremin, A model of productive foreign language training in higher education: renovation of academic resources, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 9 (3) (2018) 87-99. DOI: 10.18721/JHSS.9309

Введение

Проблема модернизации современного профессионально ориентированного иноязычного образования является одной из наиболее

сложных и комплексных. Попытки ее разрешения предпринимаются на протяжении всего постсоветского периода развития системы высшего профессионального образования.

В данной статье, авторы которой занимаются вопросами повышения эффективности иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов, предлагается один из путей решения этой проблемы.

Анализ современных образовательных стандартов убеждает в том, что к основным тенденциям образовательной политики сегодня можно отнести актуализацию практико-ори-ентированной направленности высшего профессионального образования. Это означает, что выпускник высшей школы помимо основных профессиональных компетенций должен обладать целым рядом деятельностно важных качеств личности, связанных с осуществлением эффективной коммуникации, командной работы, межкультурного взаимодействия, самоорганизацией, саморазвитием и др.1

В этой связи значение иноязычной подготовки студентов возрастает, поскольку появляется возможность посредством языкового образования решить целый комплекс задач формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, их личностных качеств. Следовательно, развитие продуктивной образовательной деятельности студентов приобретает особое значение в связи с сокращением количества аудиторных академических часов и увеличением объема самостоятельной работы обучающихся.

Полученные результаты реализации продуктивного образования и практического применения разного рода соответствующих образовательных проектов более чем в 20 странах доказали свою эффективность и успешность [1—13].

На протяжении многих лет мы занимаемся разработкой продуктивного подхода в иноязычном образовании. По нашему мнению, продуктивный подход включает целый ряд компонентов, соотношение которых в целом представляет собой системную технологическую организацию, определяющую вектор раз-

1 Положение об основной образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе научно-педагогических кадров в аспирантуре. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. URL: http://www.spbstu.ru/upload/dmo/pol-ob-oop-10-07-2017.pdf (дата обращения: 26.11.2017).

вития современного профессионально ориентированного иноязычного образования.

На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие важные выводы:

1. Обучение иностранному языку в современном вузе должно быть продуктивно-ориентированным и строиться с учетом реальных производственных и социокультурных ситуаций, в которых студенты учатся решать конкретные практические, исследовательские, организационные и коммуникативные задачи и получают таким образом личностный опыт самоопределения и самореализации.

2. Преимущество продуктивно-ориентированного обучения иностранному языку заключается в направленности целостного учебного процесса на профессиональный иноязычный продукт, самообразование и самоактуализацию личности обучающегося как результат его дея-тельностного учебного опыта.

3. Продуктивное обучение иностранному языку также обеспечивает развитие и формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, заложенных в современные образовательные стандарты. Кроме того, будучи вовлеченными в продуктивно-ориентированную образовательную деятельность, студенты имеют возможность проявления собственной инициативы, самостоятельности, ответственности, самореализации, что положительно влияет и на развитие практических универсальных умений, необходимых будущему специалисту [1—5].

4. Продуктивное иноязычное образование, построенное на соответствующей технологической основе, обеспечивает дальнейшее самообразование в течение всей жизни, развитие умений проектировать собственную образовательную траекторию и целеустремленно выполнять самостоятельно разработанную учебную программу.

Нами разработаны следующие содержательные составляющие продуктивного подхода в иноязычном образовании с целью повышения эффективности языковой подготовки студентов неязыковых вузов:

1) философско-педагогический компонент продуктивного иноязычного образования в высшей школе;

2) парадигмально-целевой компонент продуктивного иноязычного образования;

3) функционально-технологический компонент продуктивного иноязычного образования, включающий систему встраиваемых учебных модулей;

4) структурно-содержательный компонент, в который входят учебные программы, разработанные на основе продуктивного подхода.

В связи с внедрением Собственных университетских образовательных стандартов подготовки магистра и бакалавра в санкт-Петербургском политехническом университете Петра великого, которые нацелены не только на серьезную профессиональную подготовку выпускников, но и на развитие их личностного потенциала, возникла необходимость реализации продуктивного обучения иностранному языку, позволяющего системно интегрировать профессиональную и иноязычную подготовку обучающихся2.

Отсюда следует, что достижение стратегической цели формирования профессиональных и личностных качеств обучающихся требует обновления и разработки специальных образовательных технологий и соответствующих методов обучения, обеспечивающих эффективность действующей образовательной системы. При этом необходимы актуализация имеющегося педагогического опыта иноязычного профессионально ориентированного образования и совершенствование требований к языковой подготовке студентов, что, в свою очередь, обусловливает разработку комплексной методической модели продуктивного иноязычного образования.

Ниже мы рассмотрим вопрос реализации дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» на основе методической модели продуктивного иноязычного образования, что, по нашему мнению, внесет определенный научный вклад в теорию и методику обучения иностранным языкам. следовательно, эта модель должна быть представлена для ознакомления и обсуждения широкой педагогической общественности.

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что обеспечение эффективной

2 Положение об основной образовательной программе высшего образования... URL: http://www. spbstu.ru/upload/dmo/pol-ob-oop-10-07-2017.pdf (дата обращения: 26.11.2017).

иноязычной подготовки студентов в условиях сокращения количества аудиторных академических часов и необходимости интенсивного развития их профессиональных и личностных качеств востребована инновационная методическая модель продуктивного обучения профессионально ориентированному иностранному языку. В этой связи предлагаем прежде всего рассмотреть основные имеющиеся направления развития продуктивного образования в современной педагогической науке.

Анализ научно-педагогической литературы (работ как зарубежных, так и отечественных ученых, которые занимаются проблемами продуктивного образования) позволил сделать вывод о том, что в целом оно представляется как комплексная научно-педагогическая система, которая охватывает вопросы не только обучения, но и воспитания, личностного развития и формирования практических умений обучаю-щися [6-13].

Мы полагаем, что анализ вопросов теории и практики продуктивного обучения за рубежом следует начинать со средней ступени образования, чтобы сделать определенные выводы в отношении преемственности системы школа - вуз.

итак, анализ показал, что современная теория и практика продуктивного обучения за рубежом реализуется в основном в двух направлениях в образовательной системе в средней и высшей школе. Проследим взаимосвязь и взаимообусловленность этих направлений с точки зрения преемственности средней и высшей ступеней обучения в плане научного обоснования концепции продуктивного подхода в высшей школе.

Первое направление представляет собой определенную систему развития продуктивного образования в средних учебных заведениях европейских стран, позиционируемых как «продуктивные школы». В рамках деятельности Института продуктивного обучения (IPLE — Institute for Productive Learning in Europe, Берлин) в Европе осуществляется реализация данного подхода в школах целого ряда государств Европейского союза (Германии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Литвы, Финляндии, Испании и др.). Как показывает опыт этих стран, данный подход позволяет эффективно реализовывать профессиональную ориентацию выпускников

школ, подготовить обучающихся к переходу к профессиональной деятельности, приобрести опыт работы в различных профессиональных областях на предприятиях и в фирмах на основе собственного выбора [6—7].

Отметим, что на втором конгрессе Международной сети продуктивных школ INEPS (International Network of Productive Schools and Projects) в 1991 г. термин «продуктивное обучение» («productive learning») был введен в оборот. Современную трактовку данного термина определили И. Бём, й. Шнайдер (International Network of Productive schools, INEPs), которые понимают продуктивное обучение как образовательный процесс, ведущий к развитию личности и изменению общества к лучшему. При этом продуктивно-ориентированный образовательный процесс реализуется в гибкой учебной деятельности, осуществляемой в реальной жизненной ситуации на основе учебного опыта в рамках групповой работы, контролируемой и направляемой педагогом, ориентированной на создание конкретного образовательного продукта.

Второе направление развития продуктивного обучения за рубежом связано с реализацией концепции профессиональной ориентации учащихся, которая получила широкое распространение в США и европейский странах в виде развития системы профессионально ориентированного обучения в средней и высшей школе (work-based learning)3, позволяющей укрепить преемственность между средней школой и профессиональным образованием, решить проблему развития необходимых личностных и профессиональных качеств обучающихся с целью достижения ими высоких результатов в будущей карьере [14—18].

в целом данные проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что концепция продуктивного образования в зарубежной педагогической науке по сути представляет собой основу для проектирования образовательных моделей, построенных по принципу тесной взаимосвязи учебной и практической деятельности обучающихся на уровне средней и высшей школы. Причем концепция продуктивно-

3 Work-Based Learning Policy Guide. Tennessee Department of Education, 2017. URL: http://www.tn.gov/ assets/entities/sbe/attachments/2.103_High_School_ Policy_7-28-17.pdf (дата обращения: 27.11.2017).

го практико-ориентированного образования, позволяющего осуществлять профориентацию обучающихся, является одной из ведущих в современной западной системе обучения и воспитания [6-9, 14-18].

Анализ научных работ отечественных ученых, занимающихся разработкой концепции продуктивного образования, показал, что в нашей стране проводятся исследования продуктивных методов обучения, их обоснование и внедрение в практику работы общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений (A.A. Востриков, И.А. Сивцева, И.С. Сорокина, Л.И. Савва, О.И. Апасова, М.А. Корочкина, Е.В. Борисова и др.). В сфере языкового школьного и среднего специального образования ведутся исследования, связанные с поиском и разработкой продуктивных технологий, способов, средств и методов обучения иностранному языку (Н.Ф. Коряковцева, Г.А. Беленкова, Л.А. Лукьянова, К.И. Задорож-ная и др.).

Последние годы российские педагоги принимали активное участие в разработке и реализации образовательных проектов, связанных с продуктивным обучением, в рамках совместной работы с INEPS (Центр продуктивного обучения, Санкт-Петербург; Центр дополнительного образования, г. Сочи; межшкольный комбинат «Школьник», г. Кемерово, и др.). Кроме этого, активно разрабатывается методология содержания профильного обучения в средних школах с целью модернизации и усовершенствования системы преемственности между школой и вузом [12-13].

Постановка проблемы и цели исследования

отметим, что в сфере высшего профессионального образования опыт внедрения идей продуктивного обучения в образовательный процесс вуза используется недостаточно.

Внимание уделяется в основном профессиональной подготовке выпускников вузов с использованием продуктивных методов обучения и развитию личности обучающегося: формированию продуктивного педагогического мышления (М.Н. Гольдина), педагогической рефлексии (B.C. Умнов), развитию продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза (В.Ф. Северина), организационно-педагогическим условиям реализации

продуктивного обучения (Д.Ю. Чупин), вопросам эффективной организации обучения студентов вузов (K.JI. Шхацева, Е.А. Попкова).

В области профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе разрабатывается продуктивный подход к обучению иностранному языку в вузе (А.В. Рубцова), решаются задачи развития иноязычной диалоговой компетенции студентов технических вузов на продуктивной основе (О.М. Буртасенко-ва), формирования продуктивной иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов (Е.А. Крылова), продуктивно-направленного совершенствования иноязычной лексико-грамматической компетенции будущих преподавателей иностранного языка (И.В. Баева).

Таким образом, ряд исследований как зарубежных, так и отечественных авторов показывает, что продуктивное обучение иностранным языкам относится в основном к разработкам и внедрению продуктивных методов и образовательных технологий в образовательную практику средних школ и высших учебных заведений, но не представляет собой единой методической системы [1—5, 19—25].

отсюда следует признать, что пока не существует основательно разработанной модели продуктивного иноязычного образования, хотя, как уже известно, предпосылки и основания для этого есть. Именно в этом мы и видим свою задачу.

Создание методической модели продуктивного иноязычного образования в вузе позволит, по нашему мнению, решить проблему повышения эффективности профессионально-коммуникативной подготовки студентов и повысить профессиональный, ценностный и социальный статус языкового образования в системе высшей школы.

Разработкой комплексного продуктивного подхода в иноязычном образовании мы занимаемся на протяжении 10 лет. Имеющаяся методологическая база в данной области исследования позволяет предложить комплексную модель продуктивного обучения иностранному языку в вузе как универсальную методологическую системную основу профессионально обусловленной реализации иноязычного образования. Представим основные компоненты этой модели и ее содержательные характеристики.

Методология

В процессе разработки комплексной методической модели продуктивного иноязычного образования необходимо опираться на основополагающие практико-ориентированные методические принципы:

1) Принцип комплексного подхода к проектированию образовательного процесса.

Данный принцип означает, что процесс овладения иностранным языком в вузе должен проходить одновременно с осмыслением языковой системы, а проектирование содержания обучения иностранному языку должно осуществляться в направлении создания системы языковых знаний и формирования ин-тегративных учебных умений на основе соответствующих продуктивных образовательных технологий.

2) Принцип профессионально-коммуникативного контекста образовательного процесса.

основная цель иноязычного образования в высшей школе — эффективная профессионально-коммуникативная иноязычная подготовка студентов. содержание этой подготовки обусловлено будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Для повышения продук-тивностипрофессионально-коммуникативного процесса необходима соответствующая работа преподавателя иностранного языка, связанная с проектированием профессионально обусловленного коммуникативного контекста и образовательной среды, гарантирующих развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов и их личностных качеств.

3) Принцип социокоммуникативной направленности обучения иностранному языку.

Данный принцип позволяет реализовать социокультурный коммуникативный образовательный контекст с целью повышения социальной активности обучающихся, усиления воспитательной функции дисциплины «Иностранный язык», обогащения социокоммуникативного содержания образовательного процесса.

4) Принцип педагогического стимулирования обучающегося.

основой овладения иностранным языком служит речемыслительная деятельность изучающего иностранный язык, которая должна подкрепляться педагогическим стимулированием его умственной активности. соответственно основной целью продуктивной образователь-

ной деятельности студентов, реализуемой под контролем преподавателя, является развитие продуктивного мышления обучающихся, творческих способностей и учебной автономии как методологической основы саморазвития и самовоспитания личности.

5) Принцип индивидуализации обучения иностранному языку.

суть этого принципа заключается в том, что обучение иностранному языку основывается на создании педагогических и методических условий, которые подчеркивают интеллектуальное достоинство каждого студента, отмечают особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникальное видение ситуации, индивидуальный стиль мышления. индивидуализация процесса овладения иностранным языком обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной компетентности каждого студента, вне зависимости от его начального языкового уровня.

В данном исследовании используются методы интегративного анализа методической литературы и современной педагогической практики. нами был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов научно-педагогического исследования, проведенного в рамках межвузовского научно-образовательного проекта «Разработка инновационной концепции продуктивного иноязычного образования в высшей школе»4.

В результате анализа серии анкет, опросников, рабочих программ и учебных планов с участием студентов СПбПУ и РГПУ им. А.И. Герцена было выявлено, что новые, расширенные требования, предъявляемые к выпускникам вузов, связанные с интенсивным развитием их универсальных и общепрофессиональных компетенций, создают предпосылки к обновлению методики профессионально ориентированного иноязычного образования и разработке инновационной методической модели реализации процесса обучения иностранному языку в вузе на основе продуктивного подхода.

4 Персональный грант по конкурсу грантовой поддержки аспирантов и молодых научно-педагогических работников РГПУ им. А.И. Герцена в 2015 г. по программе стратегического развития РГПУ им. А.И. Герцена (проект № 3.1.2).

Профессионально-коммуникативная иноязычная практика в высшей школе должна обеспечивать:

• продуктивную иноязычную коммуникативную подготовку студентов, связанную с применением современных коммуникационных технологий для академического и профессионального взаимодействия;

• развитие системного и критического мышления обучающихся;

• формирование способности к разработке и реализации проектов на всех этапах профессионального развития;

• развитие лидерских качеств, наряду со способностью организации и руководства работой в команде;

• расширенную общекоммуникативную подготовку;

• формирование межкультурной компетенции как способности анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;

• методологическую основу для развития самоорганизации и самосовершенствования обучающихся5.

Результаты исследования

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на основе продуктивного подхода в СПбПУ и РГПУ им. А.И. Герцена позволяет спроектировать комплексную методическую модель продуктивного иноязычного образования в высшей школе, обеспечивающую профессионально-коммуникативную направленность курса иностранного языка, развитие личностных качеств студентов и способность обучающихся к самообразованию (см. схему).

Итак, рассмотрим содержание основных компонентов данной методической модели.

Концептуальный компонент модели отражает гипотезу о том, что эффективность профессионально-коммуникативной подготовки студентов обеспечивается интеграцией компе-тентностного, продуктивного и коммуникатив-

5 Образовательный стандарт высшего образования по направлению 45.04.02 «Лингвистика». Квалификация «Магистр». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.

Методическая модель продуктивного иноязычного образования Methodical model of productive foreign language education

ного подходов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

компетентностный подход как основа це-леполагания определяет основные ориентиры (компетенции) учебного процесса, заложенные в современных образовательных стандартах. внедрение компетентностного подхода в систему стандартизации высшего образования существенным образом влияет на развитие методологии образования и воспитания личности обучающегося, актуализируя процессы

самоопределения, самореализации и самовоспитания.

к основным положениям компетентнос-тного подхода, определяющим цели продуктивного профессионально ориентированного иноязычного образования, мы относим следующие:

• подготовка выпускников вузов к осознанию ими своих коммуникативных возможностей и творческих способностей и необходимости развивать их в течение всей жизни;

• формирование готовности студента к овладению типичными видами профессионально-коммуникативной деятельности и способности самостоятельно совершенствовать эту деятельность;

• формирование способности осуществлять анализ социокультурного контекста в процессе межкультурного профессионального взаимодействия и выстраивать конструктивные партнерские взаимоотношения с другими участниками межкультурного диалога.

Отметим, что компетентностный подход тесно связан с подготовкой студента не только в области профессиональной сферы, он обеспечивает и развитие личностных качеств обучающихся, что определяет взаимосвязь ком-петентностного и продуктивного подходов. кроме этого, данные подходы обеспечивают формирование готовности к получению конечного образовательного результата или продукта учебно-познавательной деятельности, который может иметь выражение как в материальном образовательном продукте, так и в идеальном образовательном продукте (знания, умения, навыки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решающую роль в процессе создания иноязычных образовательных продуктов играет продуктивная иноязычная образовательная деятельность студентов, которая организуется обучающимся самостоятельно или совместно с преподавателем. Эта деятельность направлена на совершенствование языковой и речевой компетенции студентов [1—3].

в области профессионально ориентированного иноязычного образования в рамках продуктивной иноязычной образовательной деятельности моделируется предметное содержание будущей профессиональной деятельности студента, проектируется ситуация усвоения «абстрактных» языковых знаний через призму будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого учебный процесс включает в себя социокоммуникативные обучающие модели, позволяющие решать профессионально-коммуникативные задачи в различных формах конструктивного взаимодействия участников учебного процесса: в совместных, коллективных образовательных проектах, в процессе решения проблемно-исследовательских задач, реализации профессионально-коммуникативного контекста и пр.

в этом плане необходимо подчеркнуть взаимообусловленность продуктивного и коммуникативного подходов, определяющую реализацию продуктивной образовательной деятельности в условиях профессионально-коммуникативного иноязычного контекста. отсюда очевидна необходимость проектирования содержания продуктивной иноязычной образовательной деятельности как модели профессионального общения, характеризующейся своей функциональностью, рациональностью, эффективностью, конструктивностью и эврис-тичностью.

Подобная организация процесса изучения иностранного языка позволяет максимально приблизить процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности.

Целевой компонент включает цели и задачи продуктивного иноязычного образования. основной целью является эффективная профессионально-коммуникативная подготовка, для достижения которой необходимо решить следующие задачи: развитие продуктивных умений иноязычной образовательной деятельности, формирование иноязычной коммуникативной компетентности, развитие личностных качеств студентов и их способности к самообразованию и саморазвитию.

Методический компонент данной модели включает основные методы обучения профессионально ориентированному иностранному языку (продуктивные, развивающие, коммуникативные) и педагогические технологии (автономного, проблемного и модульного обучения), которые позволяют спроектировать поэтапный, многоуровневый и комплексный процесс профессионально-коммуникативной иноязычной подготовки студентов.

Организационно-процессуальный компонент включает в себя основные элементы процесса организации и реализации продуктивной иноязычной образовательной деятельности: анализ исходного уровня владения иностранным языком (тестирование, анкетирование, опрос); це-леполагание, определяемое уровнем владения иностранным языком; комплексную организацию мониторинга; конструктивное коммуникативное взаимодействие (преподаватель — учебная группа — студент); своевременный контроль

лингвистических знаний и коммуникативных умений с целью эффективного и оперативного корригирования; рефлексию и самооценку как обязательную часть целостного продуктивно-ориентированного образовательного процесса, включающую самокоррекцию и самодиагностику в области иноязычного образования.

Представленная методическая модель продуктивного иноязычного образования как основа профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе, включающая целевой, концептуальный, методический и организационно-процессуальный компоненты, как результат проведенных исследований может быть положена в основу профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе.

Заключение

на основании выполненного нами исследования по разработке методической модели продуктивного иноязычного образования в высшей школе были сделаны следующие выводы:

1. Как в зарубежной, так и в отечественной педагогической практике продуктивное образование в системе «школа — вуз» представляет собой комплексную научно-педагогическую систему, которая охватывает вопросы не только обучения, но и воспитания, личностного развития и практических умений обучающихся и их профессиональной ориентации. Продуктивное обучение позволяет максимально обеспечить целостность общего и профессионального образования, интегративность теоретических и практических аспектов будущей профессиональной деятельности личности, расширить возможности самореализации и самоактуализации обучающегося в образовательном про-

цессе. Продуктивное иноязычное образование, основанное на концепции продуктивного подхода, представляет собой инновационную методическую модель, позволяющую актуализировать развивающую и воспитательную функции дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» и наряду с коммуникативно-профессиональной подготовкой выпускников вузов обеспечить конструктивность и высокую эффективность языкового образования.

2. Практическая ориентированность продуктивного иноязычного образования обеспечивает комплексный подход к проектированию образовательного процесса, его профессионально-коммуникативный контекст и социокомму-никативную направленность. Основными условиями продуктивного обучения иностранному языку при этом выступают педагогическое стимулирование студента (подкрепляющее педагогическое воздействие), которое обеспечивает саморазвитие и самовоспитание личности, и индивидуализация учебного процесса как возможность персонального подхода к решению конкретной методической задачи.

3. В результате выполненных исследований разработана методическая модель продуктивного иноязычного образования в высшей школе, включающая в себя целевой, концептуальный, методический и организационно-процессуальный компоненты, обеспечивающие эффективную профессионально-коммуникативную подготовку студентов, развитие их личностных качеств, способность обучающихся к самообразованию и самовоспитанию, решая таким образом проблему повышения результативности иноязычного образования в вузе в условиях реализации современных образовательных стандартов и условий обучения.

список литературы

1. Almazova N.I., Eremin Yu.V., Rubtsova A.V. Productive linguodidactic technology as an innovative approach to the problem of foreign language training efficiency in high school // Russian linguistic bulletin. 2016. № 3 (7). C. 50-54. DOI: 10.18454/RULB.7.38.

2. Аитов В.Ф., Аитова В.М. Способы проблема-тизации в проектном подходе // Иноязычное образование: актуальные вопросы и перспективы: матер. XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа; СПб.; Актобе, 2017. С. 44-55.

3. Koryakovtseva N. Education technologies and techniques in language teaching and learning: current theory and practice // Вестн. Московского гос. лингвист. ун-та. Сер. Образование и педагогические науки. 2016. № 4 (743). С. 68-76.

4. Nefyodov O. Indicators of the rational methodology of teaching non-linguistic students foreign languages // International innovation research: сб. ст. победителей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 292-294.

5. Shishova E.O. A model of second language learning by means of developing the prognostic component of thinking // The social sciences. 2015. T. 10, № 4. С. 384-388.

6. Friederike R., Borkenhagen H., Guzman D., Miksch C. Produktives Lernen in Sachsen. Abschlussbericht zur Projektevaluation. Institut für Produktives Lernen in Europa (IPLE). Berlin, 2017. Pp. 17-23.

7. Böhm I., Schneider J. The international dissemination of Productive Learning. Symposium: Productive learning and international school development. Berlin, 2011. Pp. 7-15.

8. Candrasekaran S. Productive Methods of Teaching Middle School Science // Intern. J. of Humanities and Social Science Invention. 2014. Vol. 3. Pp. 15-25.

9. Bakar R. The effect of learning motivation on student's productive competencies in vocational high school // Intern. J. ofAsian Social Science. 2014. № 4 (6). Pp. 722-732.

10. Shandruk S.K. Theoretical-methodological foundations of organization of training-productive activity of students-psychologists // Науковий огляд. 2015. № 7 (17). Pp. 222-230.

11. Башмаков М.И., Горяев М.А. Развитие внеурочной деятельности методами продуктивного обучения // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 76-81.

12. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Основные идеи продуктивного образования // Школа и производство. 2008. № 7. С. 3-9.

13. Как работает продуктивная школа? // Новые ценности образования. 2003. № 4 (15). С. 112.

14. Smith S. Integrated work-based placements -shifting the paradigm // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2017. Vol. 8. Iss. 2. Pp. 134-150. URL: https://doi.org/10.1108/HESWBL-09-2017-0059.

15. Garnett J. Work-based learning: A critical challenge to the subject discipline structures and practices of higher education // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2016. Vol. 6. Iss. 3. Pp. 305-314. URL: https://doi.org/10.1108/HESWBL-04-2016-0023.

16. Talbot J., Costley C., Dremina M.A., Kop-nov V.A. A Review of the Basic Elements, Organizational and Theoretical Foundations of Work-Based Learning

in the Higher Education // The education and science journal. 2017. Vol. 19 (6). Pp. 91-118. URL: https:// doi:10.17853/1994-5639-2017-6-91-118.

17. Graf L. The rise of work-based academic education in Austria, Germany and Switzerland // J. of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68. Iss. 1. Pp. 1-16. URL: https://doi.org/10.1080/13636820.201 5.1107749.

18. Wall T. A manifesto for higher education, skills and work-based learning: Through the lens of the Manifesto for Work // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2017. Vol. 7. Iss. 3. Pp. 304-314. URL: https://doi.org/10.1108/HESWBL-06-2017-0036.

19. Chapelle С., Voss E. 20 Years of Technology and Language Assessment in Language Learning & Technology // Language Learning & Technology. 2016. Vol. 20 (2). Pp. 116-128.

20. Little D. Autonomy and autonomous learners. Routhledge encyclopedia of language teaching and learning (ed. by M. Byram and A. Hu). L.; N. Y.: Routledge, 2013. Pp. 72-74.

21. Lee L. Autonomous Learning through Task-based Instruction in Fully Online Language Courses. Language // Learning & Technology. 2016. Vol. 20 (2). Pp. 81-97.

22. Atayonova M.I., Mamatova M.Sh., Nurme-

tov Ya.N. Different approaches to the content-based instructions in language learning and teaching // Austrian journal of humanities and social sciences. 2015. № 5-6. C. 105-107.

23. Melinda D., Randall S. Becoming little scientists: technologically-enhanced project-based language learning // Language Learning & Technology. 2016. Vol. 20 (1). Pp. 54-78.

24. Hafner C., Chik A., Jones R. Digital literacies and language learning // Language Learning&Technology. 2015. Vol. 19 (3). Pp. 1-7.

25. Чамина О.Г. Предпосылки интеграции технологий продуктивного обучения иностранным языкам на базе очно-заочной формы обучения направления «Лингвистика» // Современные технологии обучения иностранным языкам: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2015. С. 83-86.

Рубцова Анна Владимировна

E-mail: annarub2011@yandex.ru

Алмазова Надежда Ивановна

E-mail: almazovanadia1@yandex.ru

Еремин Юрий Владимиорвич

E-mail: eremin37@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2018 г.

references

[1] N.I. Almazova, Yu.V. Eremin, A.V. Rubtsova,

Productive linguodidactic technology as an innovative approach to the problem of foreign language training efficiency in high school, Russian linguistic bulletin, 3 (7) (2016) 50-54. DOI: 10.18454/RULB.7.38.

[2] V.F. Aitov, V.M. Aitova, Ways of problematiza-tion in project approach, in: Foreign languages learning: actual issues and perspectives: Mater. of XI All-Russian scientific-practical conf. with intern. participation, Ufa, St. Petersburg, Aktobe, 2017, pp. 44-50.

[3] N. Koryakovtseva, Education technologies and techniques in language teaching and learning: current theory and practice, Bulletin of the Moscow State Linguistic univ. Education and pedagogical sciences, 4 (743) (2016) 68-76.

[4] O. Nefyodov, Indicators of the rational methodology of teaching non-linguistic students foreign languages, in: International innovation research: Mater. of winners in the VI Intern. scientific-practical conf., Science and education, Penza, 2017, pp. 292-294.

[5] E.O. Shishova, A model of second language learning by means of developing the prognostic component of thinking, The social sciences, 10 (4) (2015) 384-388.

[6] R. Friederike, H. Borkenhagen, D. Guzman, C. Miksch, Produktives Lernen in Sachsen. Abschlussbericht zur Projektevaluation, Institut für Produktives Lernen in Europa (IPLE), Berlin, 2017, pp. 17-23.

[7] I. Böhm, J. Schneider, The international dissemination of Productive Learning, Symposium: Productive learning and international school development, Berlin, 2011, pp. 7-15.

[8] S. Candrasekaran, Productive Methods of Teaching Middle School Science, Intern. J. of Humanities and Social Science Invention, 3 (2014) 15-25.

[9] R. Bakar, The effect of learning motivation on student's productive competencies in vocational high school, Intern. J. of Asian Social Science, 4 (6) (2014) 722-732.

[10] S.K. Shandruk, Theoretical-methodological foundations of organization of training-productive activity of students-psychologists, Naukoviy oglyad, 7 (17) (2015) 222-230.

[11] M.I. Bashmakov, M.A. Goryayev, The development of extracurricular activities through productive learning methods, Person and education, 2 (39) (2014) 76-81.

[12] N.B. Krylova, O.M. Leontyeva, Basic ideas of productive learning, School and production, 7 (2008) 3-9.

[13] How does productive school work?, New values of education, 4 (15) (2003) 112.

[14] S. Smith, Integrated work-based placements — shifting the paradigm, Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 8 (2) (2017) 134-150. Available at: https://doi.org/10.1108/HESWBL-09-2017-0059.

[15] J. Garnett, Work-based learning: A critical challenge to the subject discipline structures and practices of higher education, Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 6 (3) (2016) 305-314. Available at: https://doi.org/10.1108/HESWBL-04-2016-0023.

[16] J. Talbot, C. Costley, M.A. Dremina, V.A. Kop-nov, A Review of the Basic Elements, Organizational and Theoretical Foundations of Work-Based Learning in the Higher Education, The education and science journal, 19 (6) (2017) 91-118. Available at: https:// doi:10.17853/1994-5639-2017-6-91-118.

[17] L. Graf, The rise of work-based academic education in Austria, Germany and Switzerland, J. of Vocational Education & Training, 68 (1) (2016) 1-16. Available at: https://doi.org/10.1080/13636820.2015.1107749.

[18] T. Wall, A manifesto for higher education, skills and work-based learning: Through the lens of the Manifesto for Work, Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 7 (3) (2017) 304-314. Available at: https://doi. org/10.1108/HESWBL-06-2017-0036.

[19] S. Chapelle, E. Voss, 20 Years of Technology and Language Assessment in Language Learning & Technology, Language Learning & Technology, 20 (2) (2016) 116-128.

[20] D. Little, Autonomy and autonomous learners. Routhledge encyclopedia of language teaching and learning (Ed. by M. Byram and A. Hu), Routledge, London, New York, 2013, pp. 72-74.

[21] L. Lee, Autonomous Learning through Task-based Instruction in Fully Online Language Courses. Language, Learning & Technology, 20 (2) (2016) 81-97.

[22] M.I. Atayonova, M.Sh. Mamatova, Ya.N. Nur-metov, Different approaches to the content-based instructions in language learning and teaching, Austrian journal of humanities and social sciences, 5-6 (2015) 105-107.

[23] D. Melinda, S. Randall, Becoming little scientists: technologically-enhanced project-based language learning, Language Learning & Technology, 20 (1) (2016) 54-78.

[24] C. Hafner, A. Chik, R. Jones, Digital literacies and language learning, Language Learning&Technology, 19 (3) (2015) 1-7.

[25] O.G. Chamina, Prerequisites for the integration of the productive methods of teaching foreign languages on the basis of distance learning course for direction of training "Linguistics", in: Contemporary methods of teaching foreign languages: Mater. of Intern. scientific-practical conf. UGTU Publ., Ulyanovsk, 2015, pp. 83-86.

Rubtsova Anna V.

E-mail: annarub2011@yandex.ru

Almazova Nadezhda I.

E-mail: almazovanadia1@yandex.ru

Eremin Yuriy V.

E-mail: eremin37@mail.ru

Received 13.06.2018.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.