Научная статья на тему 'Метод выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика'

Метод выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННАЯ УСТАНОВКА / MOTOR-TRANSMISSION INSTALLATION / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ТРУБОУКЛАДЧИК / PIPELAYER / ЗОНА НЕДОИСПОЛЬЗОВАНИЯ / РЕАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / THE REAL AND POTENTIAL CHARACTERISTIC / AN UNDEREXPLOITATION ZONE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кривошеев Николай Вячеславович, Шевчук Владимир Петрович

Приведен метод выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика. На основе метода создана математическая модель, которая увязывает в единую зависимость основные технические параметры моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика и параметры, определяющие условия эксплуатации. Результаты исследования носят прикладной характер для промышленного комплекса, позволяя решить актуальные и важные вопросы повышения эффективности эксплуатации парка спецтехники в процессе производственной деятельности, на этапах проектных и подготовительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кривошеев Николай Вячеславович, Шевчук Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CHOOSING RATIONAL PARAMETERS OF PIPELAYERS MOTOR-TRANSMISSION INSTALLATION

The method of choosing rational parameters of pipelayers motor-transmission installation is given in this article. The mathematical model which coordinates in uniform dependence the technical parameters of pipelayers motor-transmission installation and the parameters defining service conditions is created. The results of research have applied character for an industrial complex, allowing to resolve topical and important issues increase efficiency of operation for special equipment’s park in the course of a production activity, at stages of a project and preparatory work.

Текст научной работы на тему «Метод выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика»

УДК 629.114.2 - 235

МЕТОД ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЙ УСТАНОВКИ ТРУБОУКЛАДЧИКА

© 2014 г. Н.В. Кривошеев, В.П. Шевчук

Кривошеев Николай Вячеславович - аспирант, кафедра АТС, Krivocheev Nikolay Vyacheslavovich - post-graduate student,

Волгоградский государственный технический университет. department ATS, Volgograd State Technical University E-mail:

E-mail: N.Krivosheev@volgopetroproject.ru N.Krivosheev@volgopetroproject.ru

Шевчук Владимир Петрович - канд. техн. наук, профессор, Shevchuk Vladimir Petrovich - Candidate of Technical Sci-

кафедра АТС, Волгоградский государственный технический ences, professor, department ATS, Volgograd State Technical

университет. E-mail: svp05@bk.ru University. E-mail: svp05@bk.ru

Приведен метод выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика. На основе метода создана математическая модель, которая увязывает в единую зависимость основные технические параметры моторно-трансмиссионной установки трубоукладчика и параметры, определяющие условия эксплуатации. Результаты исследования носят прикладной характер для промышленного комплекса, позволяя решить актуальные и важные вопросы повышения эффективности эксплуатации парка спецтехники в процессе производственной деятельности, на этапах проектных и подготовительных работ.

Ключевые слова: моторно-трансмиссионная установка; математическая модель; трубоукладчик; зона недоиспользования; реальная и потенциальная характеристика.

The method of choosing rational parameters of pipelayers motor-transmission installation is given in this article. The mathematical model which coordinates in uniform dependence the technical parameters of pipe-layers motor-transmission installation and the parameters defining service conditions is created. The results of research have applied character for an industrial complex, allowing to resolve topical and important issues -increase efficiency of operation for special equipment's park in the course of a production activity, at stages of a project and preparatory work.

Keywords: motor-transmission installation; mathematical model; the pipelayer; an underexploitation zone; the real and potential characteristic.

На сегодняшний день справочная литература и нор- шение выдвинутого положения приводит к искажению

мативно-техническая документация [1 - 5], посвященная результатов при оценке эффективности работы маши-

методикам подбора парка спецтехники для укладки тру- ны.

бопроводов, утратила актуальность в силу стремительно- Разработанный метод выбора рациональных па-

го развития ассортиментного ряда данного вида оборудо- раметров моторно-трансмиссионной установки трубо-

вания. Сложившаяся ситуация привела к необходимости укладчика учитывает все факторы, влияющие на эф-

установления критериев подбора техники, описывающих фективность работы машины. Предлагаемые крите-

зависимость эффективности строительства трубопровода рии связывают параметры МТУ с параметрами тру-

от технико-эксплуатационных и экономических парамет- боукладчика. Метод реализуется с помощью двух

ров конкретного трубоукладчика. уровней.

Для оценки эффективности работы моторно-транс- На первом уровне дается качественная оценка

миссионной установки (МТУ) и машинно-тракторного эффективности работы МТУ трубоукладчика с помо-

агрегата (МТА) оперируют тяговой характеристикой щью критериев, оценивающих полноту реализации

как при проектировании, так и в процессе эксплуатации. режима максимальной (или потенциальной) тяговой

Тяговая характеристика - это совокупность взаимосвя- мощности, скорости и удельного расхода топлива

занных величин (постоянных или переменных), опре- (рисунок).

деляющих тягово-сцепные, скоростные, мощностные, Коэффициент использования мощности KN по-

экономические и другие качества машины. Анализ тяго- казывает, насколько полно реализуется максимальная

вых характеристик машин установил, что при специфи- (или потенциальная) тяговая мощность:

ческих режимах работы наблюдаются зоны недоис- Fjf*

пользования потенциальных возможностей МТУ [6 - 11]. f NZal f (PF ) f (ПF )dFKp

J Kp J ^кр Мф кР

Для полной реализации потенциальных возмож- к = 0_

" л л-тл т N 77-max '

ностей МТУ недостаточно наличия высоких показате- ^кр

лей конкретного трубоукладчика, требуется соблюде- f Nptenzf (Р^кр)f (Пf^)6^

ние регламентируемых режимов нагружения. Нару- 0

где К™1 - реальные крюковые мощности на передачах; ыр;1епг - потенциально возможная крюковая мощность; f (Рр ) - функция распределения тяговых усилий; f (Пр ) - функция распределения времени

кр

работы по передачам.

Коэффициент использования скорости Ку показывает, насколько полно реализуется максимальная (или потенциальная) скорость:

технико-эксплуатационного критерия - удельной производительности (рисунок).

Удельная производительность трубоукладчика

Пуд, м/кг:

Пуд = n/ß,

J ^f (Pj f (П Fj-р )dFKp

Kv =■

где П - производительность трубоукладчика, м/ч; Q - часовой расход топлива трубоукладчика, кг/ч.

Производительность П, м/ч, трубоукладчика: П = 3600 Lулyч / Тц , где Lул.уч - длина уложенного

участка трубопровода, м; Тц - продолжительность цикла работы трубоукладчика, с.

Длина уложенного участка трубопровода

J Vpotenzf (Р )f (ПFKD)dFE

кр

^ул.уч. , M,

Lул.уч = LTP / n,

где V'™al - реальные скорости на передачах; Vjpotenz -

потенциально возможная скорость.

Коэффициент использования удельного расхода топлива Ккр показывает, насколько полно реализуется режим максимального (или потенциального) удельного расхода топлива:

Ркр

J <enzf (Ркр) f (П fJF

K=

дкр ~

J qкрalf(PJf(ПfJF

„real

где qкp - реальные тяговые удельные расходы топ-

лива на передачах; q

potenz кр

- потенциально возможный

тяговый удельный расход топлива.

На втором уровне дается количественная оценка эффективности работы трубоукладчика с помощью

где Ьтр - длина нитки трубопровода (плети или трубы), м; п - количество трубоукладчиков, с.

Часовой расход топлива трубоукладчика Q, кг/ч:

Q = 3600 Qц /Тц,

где Qц - расход топлива за один цикл работы трубоукладчика, кг,

Qц = 1 ^Ир, /1000x4 /3600),

qкpл■ - тяговый удельный расход топлива трубоукладчика на 1-м участке пути технологического цикла, г/(кВт-ч); И^р.. - крюковая мощность трубоукладчика

на 1-м участке пути технологического цикла, кВт; -время работы трубоукладчика на 1-м участке пути технологического цикла, с.

РкР, кН

Тяговая характеристика с механической и гидромеханической трансмиссиями

зоны недоиспользования механическая гидромеханическая

Циклограмма работ трубоукладчика при уклалке I руГнифонола большою и малою диаметра

1! . : Трубопровод груза трубоукладчика груза /большого

диаметра

Трубопровод 'малого диаметра

Перемещение трубоукладчика к следующей части трубопровода

1 I I I И п^ г Крюковая Удельный расход Скорость, м/с \ioiinioui. кНI юплина. г/(кВт-ч)

Расчетная схема метода выбора рациональных параметров моторно-трансмиссионной

установки трубоукладчика

S, м

F

F

Для определения математической зависимости продолжительности времени цикла применяется метод «минимизации продолжительности рабочего цикла машины», предложенный В.И. Баловневым, так как продолжительность времени рабочего цикла является одним из обобщающих показателей, входящих в зависимость критериев эффективности работы трубоукладчика Тц ^ min.

Метод «минимизации продолжительности рабочего цикла машины» реализуется последовательно [1]:

1. Определяется место машины в технологическом процессе.

2. Устанавливается структурная модель процесса и последовательность выполнения операций в структуре рабочего цикла, возможность их совмещения.

3. Формируются математические модели для расчета продолжительности каждой операции в зависимости от технических и эксплуатационных параметров МТА.

Технологический процесс строительства трубопровода реализуется в несколько этапов: раскладка труб вдоль траншеи; сварка труб в нить трубопровода; укладка трубопровода в траншею; очистка и изоляция трубопровода [2 - 5].

Укладка трубопровода осуществляется тремя способами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) совмещенный способ: укладка трубопровода в траншею осуществляется с сопровождением очистной и изоляционной машины;

т ц = 2 k=1

Ah„

олоЧв.г

U лб"Ллб

/ в 4 h

с/k

1 -

1000n

М„

xU лб Ллб

+ 2

2) раздельный способ: укладка трубопровода в траншею осуществляется без очистной и изоляционной машины;

3) поточно-расчлененный способ: укладка одиночных труб и плетей.

На практике применяются частный случай раздельного способа укладки трубопровода - метод переезда. Достоинством этого метода является эксплуатация минимального количества трубоукладчиков на небольших отведенных под строительство участках.

Выбор способа зависит от диаметра трубопровода и количества трубоукладчиков, имеющихся в организации, осуществляющей строительство.

Общая математическая модель продолжительности времени цикла работы трубоукладчика Т с:

Тц 2 tпод.k k=1

+2 V + 2 t

y=1

оп.у

+2 tх

+ 2 ^пп j + t с. о.и ,

г=1 ]=1

где tполk, ^ - время, затраченное на поднятие и опускание трубопровода, с; (прЛ - время, затраченное на перемещение трубоукладчика с трубопроводом, с; - время, затраченное на переключение передач,

t

кпп j

с; ?со.и - время, затраченное на сварочные, очистные, изоляционные работы, с; ¿ххг - время, затраченное на позиционирование (холостой ход трубоукладчика), с.

AS„

0,105пдв.Лв

тр.] 1тр;

1 -

q/2B 4 hc/k- h2sin(ms) 1000n

М U Л

двтахг тр]Лтр] - q^L^^)/ ±sina)

/

(

+2

y=1

Ah

оп.у

0,1°5W6p

U лб Л лб

q/2 в 4 h

с/k

1 -

1000n

М„

xU лбЛлб

+ 2

z=1

//

AS„

0,105пдв^Кзв

Uтр.,■Л.

( М U Л

дв^ тр.] I

1-

тр.] 'тр.]

тр] 1тр] -qmтр(/1 + sina)

М U л

дв.тах тр] 1тр]

- qmтр(fl ± sina)

+ 2 V j +1

j=1

кпп ] "с.о.и'

где А^пр, - интервал пути цикла трубоукладчика с переменной или постоянной нагрузкой, м; Айподк, Мопу -интервал поднимания и опускания трубопровода, м; АSxxz - интервал холостого хода трубоукладчика без нагрузки, м; пдв - частота вращения коленчатого вала двигателя на /, к, у, 2-м интервале пути, об/мин; гзв -радиус ведущий звездочки, м; гбр - радиус барабана лебедки, м; итр;. - общее передаточное отношение трансмиссии на ] передаче; илб - передаточное отношение лебедки; Мдв - крутящий момент двигателя на 1-м интервале пути, Нм; Мдвтах - максимальный крутящий момент двигателя, нм; а - коэффициент, выбираемый в зависимости от типа грунта; лтру - общий КПД трансмиссии на ] передаче; / - коэффициент сопротивления движению гусениц; а - уклон поверхности движения (знак плюс - при подъеме, минус - при спуске); /2 -коэффициент усилия при подъеме трубопровода трубоукладчиком; В - коэффициент выбирается в зависимости от геометрических и прочностных характеристик трубы; п - количество трубоукладчиков, шт.

i=1

+

а

1=1

К

а

К

К

Основным достоинством приведенной математической зависимости (модели) является взаимосвязь между технико-эксплуатационными и экономическими параметрами конкретного трубоукладчика. Метод дает возможность провести предпроектный анализ специальной техники с известными параметрами в заданных условиях эксплуатации, рекомендовать к использованию современные аналоги, отвечающие требованиям технического задания.

Литература

1. Баловнев В.И. Многоцелевые дорожно-строительные машины: учеб. пособие. Омск; М., 2006. 320 с.

2. Белецкий Б.Ф. Технология и механизация строительного производства: учебник: 3-е изд. Ростов н/Д., 2004. 752 с.

3. Ващук И.М., Уткин В.И., Харкун Б.И. Трубоукладчики М., 1989. 184 с.

4. ВСН 004-88. Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация. М., 1989.

5. Дудоладов Ю.А., Саттаров Х.Т., Шагов Н.О. Краны-трубоукладчики. М., 1976. 286 с.

6. Кривошеев Н.В. Шевчук В.П., Шеховцов В.В. Подбор оптимальной МТУ для трактора, работающего в составе МТА промышленного назначения // Изв. ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 3: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2010. № 10. С. 54 - 57.

Поступила в редакцию

7. Кривошеев Н.В., Шевчук В.П. Подбор оптимальной мо-торно-трансмиссионной установки для трактора, работающего в составе трубоукладчика [Электронный ресурс] // Молодёжь. Наука. Инновации: матер. I между-нар. науч.-практ. конф. / Пензен. филиал РГУИТП. Пенза, 2010.

8. Кривошеев Н.В., Шевчук В.П. Математическая модель продолжительности рабочего цикла трубоукладчика / Современная техника и технологии: проблемы, состояние и перспективы : материалы I всерос. науч.-техн. конф., 23 - 25 нояб. 2011 г. / Рубцовский индустриальный ин-т (филиал) АлтГТУ. Рубцовск, 2011. С. 435 -438.

9. Расчёт специального рабочего оборудования для МТА промышленного назначения: монография / Вл.П. Шевчук, М.В. Ляшенко, В.В. Шеховцов, А.В. Победин, К.О. Долгов, Н.В. Кривошеев; ВолгГТУ. Волгоград, 2011. 147 с

10. Кривошеев Н.В., Шевчук В.П. Математическая модель определения производительности машинно-тракторного агрегата при трубоукладочных работах // Современные проблемы транспортного комплекса России: межвуз. сб. науч. тр. молодых учёных, магистрантов и аспирантов. Вып. 3 / Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2013. С. 262 - 268.

11. Кривошеев Н.В., Шевчук В.П. Моделирование параметров эффективности многоцелевой машины (трубоукладчика) при заданных конфигурациях МТУ / Прогресс транспортных средств и систем - 2013 : материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 24 - 26 сент. 2014 г. / ВолгГТУ [и др.]. Волгоград, 2013. С. 119 - 120.

3 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.