Научная статья на тему 'Метод визуализации в системе инновационного обучения'

Метод визуализации в системе инновационного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2934
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод визуализации в системе инновационного обучения»

164

Высшее образование в России • № 4, 200S

«перспективы» — между интер-диалогом и интра-диалогом. Инструментальная характеристика заключается в создании условий для организации совместной деятельности и общения субъектов — в развитии продуктивного диалога и саморазвитии его участников. Функциональная характеристика отражает сущностные взаимосвязи и взаимозависимости компонентов дидактического диалога.

Литература

1. Матюшкин А.М. Психологическая струк-

тура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.

- 1982. - № 4.

2. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. - Мн.,

198З.

3. См: Бочкарева О.В. Педагогический диалог

и культура // Ярославский педагогический вестник. - 1998. - № 3.

И. КРОТОВА, доцент Т. КАМОЗА, доцент Н. ДОНЧЕНКО, доцент Красноярский государственный торгово-экономический институт

Анализ публикаций о методах инновационного обучения показывает, что основное внимание современной дидактики до настоящего времени в основном сосредоточено на оргдеятельностных характеристиках образовательного процесса. Ученые стремятся прежде всего классифицировать дидактические приемы, оставляя методы обучения, представляющие собой проекцию психологии в образовательный процесс, в тени. Поэтому для решения задач, стоящих перед дидактикой, мы считаем целесообразным использование арсенала нескольких сопряженных с ней наук, а именно физиологии, кибернетики, философии и психологии. Мы предположили, что задачу систематизации поисковых методов следует решать на основе психологических критериев группировки изучаемых категорий. Для этого был проведен анализ исследуемых дидактических приемов на присутствие в их предполагаемой мыслительной конструкции эвристических стратегий и операций.

В результате было установлено, что в образовательном процессе востребованы все шесть известных науке мыслительных стратегий, а именно: последовательные приближения, дедукция, сравнение, аналогия, индукция и редукция. Последние, в свою оче-

Метод визуализации в системе инновационного обучения

редь, реализуются в совокупности с разным набором эвристических операций. Поэтому правомерно говорить не об одном методе обучения, а о системе, включающей в себя шесть совокупностей родственных дидактических приемов, которые мы и предлагаем рассматривать в качестве самостоятельных методов обучения. Это тем более оправданно, что психологические характеристики каждой совокупности указанных категорий существенно отличаются друг от друга.

В настоящей статье рассматривается только одна совокупность способов обучения, которая предполагает реализацию стратегии сравнения. Ее дидактический инструментарий базируется на использовании метода визуализации, раскрываемого здесь с позиций формирования навыков эвристического мышления. Другая задача авторов сводилась к выявлению структуры рассматриваемого метода на основе комбинаций задействованных мыслительных операций.

Стратегия сравнения — одна из наиболее востребованных мыслеформ человека, которой он постоянно пользуется и в обыденной жизни, и в процессе обучения, и в производственной деятельности. Поэтому вполне естественно, что из всех эвристических методов обучения приемы визуализации являются наиболее изученными (они

Редакционная почта

165

базируются именно на активизации стратегии сравнения).

Известно, что восприятие и воспроизведение визуальной информации требуют меньше времени по сравнению с вербальной. Работы С. Мадиган и М. Роуз доказывают, что успешность восприятия и запоминания визуальной информации зависит от продолжительности демонстрации наглядного материала и не связана с длительностью интервала между его показом, в то время как усвоение вербального материала зависит именно от последнего [1, р. 151—158]. К тому же, по их мнению, визуальную информацию воспроизвести легче, чем вербальную. Р.Л. Грегори установлено, что при одновременном визуальном и вербальном воздействии человек в большинстве случаев реагирует на первый способ передачи информации, часто пропуская второй. Интересным может быть также и тот факт, что человек больше доверяет увиденному, чем услышанному, что доказано экспериментальными данными научных исследований [2, с. 271].

Опыт показывает и следующую устойчивую зависимость: эффективность восприятия и запоминания учащимися информации повышается, если учебный элемент представлен в цвете. В исследовании Г. Цой-нгер установлено, что наиболее броской является комбинация цветов «желтый — черный», к сочетаниям, активизирующим восприятие информации, относятся: «желтый — красный», «белый — синий», «черный на оранжевом», «красный — желтый — зеленый», «белый — красный», «красный — белый — синий» [3, с. 160]. Именно поэтому многие учащиеся самую важную информацию в своих конспектах выделяют контрастным цветом.

Д.А. Поспелов считает, что человеческое познание пользуется двумя видами мышления: символическим (или алгебраическим) и геометрическим. Но и в разработке интеллектуальных систем, и в процессе обучения наблюдается преобладание символического мышления. По мнению А.А. Зенкина, «именно сочетание двух способов представления информации (как последо-

вательность символов и в виде образных картин), умение работать с ними и соотносить оба способа представления друг с другом обеспечивают сам феномен человеческого мышления» [4, с. 7]. Он также считает, что больший обучающий эффект достигается в том случае, когда конструирование учебных элементов опирается на принцип когнитивной визуализации, согласно которому наглядность призвана «способствовать естественно-интеллектуальному процессу получения нового знания» [Там же].

Известно множество классификаций наглядности. В литературе выделяются следующие типы визуализации, имеющие общедидактический характер:

■ оперативная наглядность — используется в процессе формирования знаний, умений и навыков, базируется на опорных внешних действиях;

■ формализованная наглядность — востребована для создания модели в учебной деятельности;

■ структурная наглядность — применяется в процессе формирования структуры изложения материала (внутренняя структура), использования приема выделения опорных пунктов, образцов;

■ фоновая наглядность — необходима в процессе моделирования специфических особенностей данного организованного набора знаний, носящих сквозной характер и обеспечивающих лучшее восприятие и усвоение;

■ дистрибутивная наглядность — характеризуется структурными внешними действиями, включая размещение материала в учебниках и учебных пособиях, выделение базовых определений, вопросов и заданий;

■ наглядность преемственности — описывается опорностью ассоциативных связей внутри раздела, предмета, межпредметных связей.

З.С. Белова предлагает более укрупненную группировку визуальной иллюстрации: фокальная, структурно-логическая (схематическая), теоретизированная визуализация идеализированных объектов [5, с. 4].

Под фокальной наглядностью понима-

166

Высшее образование в России • № 4, 2008

ется фотографическое изображение объекта, когда деятельность учащихся сводится к простому считыванию изображения сначала с рисунка, а затем со следов памяти. Она информативна и избыточно близка к «реальности», вызывая эффект присутствия, но малополезна как инструмент познания. Тем не менее этот вид визуализации уже позволяет развивать такие эвристические операции, как сравнение, обобщение, аналогия.

Структурно-логическая наглядность способствует усвоению и удержанию в памяти абстрактной информации. Как любая абстракция, она неполна и поэтому содержит в себе противоречия, побуждающие к поиску того конкретно-образного начала, что способствует визуализации незримой сущности. Она необходима для воссоздания объекта и «как форма представления информации напоминает рентгеновский снимок скелета». Ее достоинство — в возможности «сосредоточить разбросанные фрагменты знаний в «ядре» теории, цементирующем концептуальное ее содержание» [5, с. 14].

К той же категории наглядности можно отнести и приемы когнитивной визуализации, где в схемах отражается соподчинен-ность предлагаемой информации. Исследователи метода визуализации в ряду приемов структурно-логической техники особо выделяют схемы в форме «древа» и «здания».

Теоретизированная визуализация идеализированных объектов предполагает не воссоздание, а конструирование объекта для его изучения. Она является продуктом творческой деятельности человека. Это наивысший эвристический уровень визуализации, так как здесь активно используются самые сложные эвристики: дедукция, аналогия, индукция, симметрия, инверсия. Примерами такой визуализации могут быть портреты первобытных людей, изображения вымерших животных, модели молекул, галактик и т.п.

Приемы визуализации используются нами при подготовке специалистов бухгалтерского учета в качестве дополнительного

эвристического метода к основной технике дидактического ускорения (стратегия последовательных приближений). Такое усиленное эвристическое сочетание мы называем «дидактическим штурмом». На первой стадии обучения метод визуализации способствует более легкому и прочному усвоению материала, который при традиционной методике учащиеся просто механически заучивают наизусть.

Решающим моментом избранного способа обучения, позволяющим студентам легко и быстро усвоить значительный объем скучной информации, является применение техники аудио-кинестезической визуализации. С этой целью в учебном процессе используются дидактические карточки плана счетов. По заданию преподавателя студенты изготавливают их для своего индивидуального пользования из плотной бумаги размером 5 х 5 см (всего 60). На лицевой стороне фломастером наносится шифр счета, а на обороте — тот же шифр и название счета с перечнем субсчетов. Особое внимание уделяется цвету цифр. Активные счета изображаются черным цветом, пассивные (они традиционно усваиваются всеми студентами хуже) — красным, а активно-пассивные

— зеленым. 60 карточек располагаются на половине парты по порядку лицевой стороной. Преподаватель называет бухгалтерские счета, а студенты поднимают соответствующую карточку.

Практика показала, что достигается почти 100-процентная активизация группы. Кроме того, на каждом занятии имеется возможность оценить степень подготовленности любого студента, а это мобилизует даже не самых. Во время работы с дидактическими карточками информация воспринимается сразу по трем каналам: кинестезическо-му, визуальному и аудиальному.

Применение новой техники обучения только в течение первых полутора месяцев уже дает хорошие результаты. Так, при опросе по теме «Классификация средств организации» получены следующие результаты: первокурсники на 83,5% вопросов отвечают правильно (при обычной практи-

Редакционная почта

167

ке преподавания они не дают более 46% верных ответов).

Дидактические карточки оказываются прекрасным инструментом в отработке техники составления бухгалтерских проводок. Преподаватель называет операцию, а студенты показывают карточки с цифрами корреспондирующих счетов: дебетируемый счет располагается выше, а кредитуемый — ниже. Педагог имеет возможность немедленно отреагировать на неправильный ответ любого студента и объяснить суть допущенной ошибки. В результате через полтора месяца изучения специального предмета первокурсники уже бегло составляют учетные проводки, на которых базируется вся многоуровневая конструкция профессиональных знаний.

Техника фокальной наглядности применительно к данному учебному предмету реализуется через работу с подлинными бланками первичных документов и учетных регистров. При этом информация воспринимается обучаемым и вербально, и визуально, и кинестезически. В результате не знакомая большинству студентов учетная деятельность обретает реальные сочетания.

Техника моделирования предполагает использование в образовательном процессе объемных подобий изучаемых дидактических единиц, позволяющих рассмотреть объект с разных позиций, подключить ки-нестезический канал восприятия, соотнести габариты составляющих элементов. К технике моделирования может быть отнесена и работа учащихся на тренажерах, а применительно к нашему предмету — на компьютерах по реальным бухгалтерским программам.

Техника теоретизированной визуализации в курсе бухгалтерского учета реализуется как масштабная (на всю площадь учебной доски) схема оборота капитала хозяйствующей организации, в которой взаимосвязанно раскрываются на бухгалтерских счетах четыре хозяйственных процесса. В результате движение капитала обретает материализованные очертания. Его фраг-

менты можно детально исследовать, уточнить, и даже к ним «прикоснуться», хотя сама категория капитала виртуальна и существует лишь как порождение интеллекта человека.

Техника инверсионной наглядности отличается от когнитивной визуализации наличием парадокса, внутреннего противоречия между формой иллюстрации и содержанием учебного материала, которое представляется в подобной форме. Например, взаимосвязь дидактических единиц может быть показана через четкое изображение дома, дерева, животного, хотя изучаемый предмет не имеет никакого отношения ни к биологии, ни к строительству. В своей практической деятельности по курсу «Бухгалтерский учет» мы часто используем подобные иллюстрации.

Резюмируем вышеизложенное. Для систематизации эвристических методов обучения необходимо использовать психологические критерии организации мыслительной деятельности учащихся. Предлагается рассматривать шесть поисковых дидактических методов, одним из которых является совокупность приемов визуализации. Тем самым обозначается первый уровень группировки изучаемых категорий. Вторая стадия классификации приемов обучения соответствует уровню дидактических техник, который предполагает в качестве системообразующего фактора использование комбинаций эвристических операций, управляемых одной мыслительной стратегией.

Литература

1. Madigan S., Rouse M. Picture memory and

visual generation processes // The American

Journal of Psychology. - 1974. - Vol. 87.

2. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зри-

тельного восприятия. - М., 1970.

3. Цойнгер Г. Учение о цвете (популярный

очерк). - М., 1971.

4. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная

графика. - М., 1991.

5. Белова З.С. Визуальная наглядность в фор-

мировании реалистического мышления

учащихся: Автореф. дис___канд. пед. наук.

- Чебоксары, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.