Научная статья на тему 'Метод сценария в процессе обучения иностранному языку'

Метод сценария в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД СЦЕНАРИЯ / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCIES / MOTIVATION / INTERACTIVE EDUCATIVE METHODS / SCRIPT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашковская Наталья Дмитриевна

В данной статье рассматривается один из методов интерактивного обучения иностранным языкам метод сценария. Выполняя коммуникативные задачи обучения, данный метод позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях из профессиональной деятельности, усиливая этим мотивацию к изучению предмета. Метод сценария формирует познавательную и мыслительную деятельность обучающихся и обеспечивает фундаментальную языковую подготовку студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCRIPT METHOD IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

This article discusses the usage of the script method as one of the powerful interactive methods of teaching foreign languages. This method helps teachers organize classroom communicative environment when students pass from a passive mode of learning to their active participation in model or real-life situations of their future professional sphere, which boosts their motivation to continue studying the language and the subject outside the classroom. The script method is described as the means to form the cognitive and mental activity providing the fundamental language training for students.

Текст научной работы на тему «Метод сценария в процессе обучения иностранному языку»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пашковская Наталья Дмитриевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет» (г. Москва)

МЕТОД СЦЕНАРИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В данной статье рассматривается один из методов интерактивного обучения иностранным языкам - метод сценария. Выполняя коммуникативные задачи обучения, данный метод позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях из профессиональной деятельности, усиливая этим мотивацию к изучению предмета. Метод сценария формирует познавательную и мыслительную деятельность обучающихся и обеспечивает фундаментальную языковую подготовку студентов.

Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативные компетенции, мотивация, интерактивные методы обучения, метод сценария.

Annotation. This article discusses the usage of the script method as one of the powerful interactive methods of teaching foreign languages. This method helps teachers organize classroom communicative environment when students pass from a passive mode of learning to their active participation in model or real-life situations of their future professional sphere, which boosts their motivation to continue studying the language and the subject outside the classroom. The script method is described as the means to form the cognitive and mental activity providing the fundamental language training for students.

Keywords: foreign language, communicative competencies, motivation, interactive educative methods, script method.

Введение. Изучая Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования и нормативные документы необходимо отметить, что наряду с изменениями, происходящими в современном мире, меняются и требования к образовательному процессу. Подготовка конкурентоспособного специалиста, умеющего достигать успеха, готового к социальной и профессиональной мобильности в новых условиях осуществления профессиональной деятельности, способного в течение всей жизни повышать свой образовательный потенциал является стратегической целью высшего образования [6]. Главными установками в реализации ФГОС ВО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Составными частями компетенции являются не только знания, умения и навыки обучающего, но и его личностные качества (ответственность, целеустремленность, инициативность и т.д.), социальная адаптация студента (умение работать как в коллективе, так и самостоятельно) и профессиональный опыт. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить, ориентироваться в сложившейся ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи [6].

С другой стороны, сокращение количества часов на предмет, преобладание традиционных методов обучения (чтение, перевод, пересказ прочитанного), способствует развитию слабой мотивации в изучении иностранного языка на неязыковых факультетах. В этой связи, преподаватель ищет креативный, комплексный подход в работе со студентами для достижения ими высокого уровня владения иностранным языком.

На наш взгляд, одним из важнейших средств совершенствования языковой подготовки студентов неязыковых специальностей, являются интерактивные методы обучения, которые помогают иначе подходить к современному учебному процессу.

Изложение основного материала статьи. Использование интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода ФГОС ВО. Интерактивные методы полностью соответствуют целям и задачам образовательной программы по обучению иностранному языку, поскольку с их помощью осуществляется переход от информативных форм и методов обучения к активным. Именно переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями являются основным при обучении иностранному языку на современном этапе.

В педагогической литературе существует много терминов, связанных с интерактивностью: «интерактивные методы преподавания», «интерактивные технологии обучения», «интерактивные формы обучения», «интерактивное педагогическое взаимодействие», «интерактивный урок», «интерактивная обучающая система». Смысл и значение этих данных терминов раскрыты в научных трудах Б.Ц. Бадмаева, Л.Ф. Вязниковой, В.В.Гузеев, А.А. Журин, С.С. Кашлева, М.В. Карина, О.В. Комарницкая, Е.В. Коротаевой, Е.С. Полат и многих других авторов.

Интерактивные методы (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой.

Интерактивное обучение — это:

«обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

«обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

«обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог или полилог» [5, с. 17].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [1, с. 45].

Ученые классифицируют интерактивные методы обучения по различным видам: с точки зрения содержания, применения, по технологическим характеристикам и т.д. Среди самых распространенных интерактивных методов можно выделить метод проектов, метод кейс-стади, метод мозгового штурма, деловые и ролевые игры и многие другие.

Используя на занятиях по иностранному языку интерактивные методы обучения, преподаватель уступает свое место обучающимся, создавая при этом условия для инициативности студентов, что позволяет в свою очередь сформировать их познавательную и мыслительную деятельность, усилить мотивацию к изучению предмета, развить компетенции. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Использование студентами своего жизненного опыта, раскрытие личностных и профессиональных способностей через анализ и систематизацию информации являются отличием интерактивного обучения от традиционного обучения.

В нашей статье мы хотели бы остановиться на одном из методов интерактивного обучения иностранному языку - методе сценария.

Термин «сценарий» в обучении появился еще в начале 1950-х годов в США, и был связан с учебными военными действиями, во время которых разрабатывались сценарии стратегических операций и определялись шансы на успех. В 1970-х годах метод сценария стал использоваться в экономике, особенно в секторах, пострадавших от нефтяного кризиса. Благодаря использованию метода сценария Денниз Медоуз в 1972 году представил Римскому клубу свой научный доклад «Пределы роста» (англ. The Limits to Growth), который содержал моделирования роста человеческой популяции и исчерпания природных ресурсов с вытекающими из этого последствиями [11, с. 57].

Сценарий - это предполагаемая картина будущих событий с возможными вариантами развития, с целью их дальнейшего анализа и выбора реальных и благоприятных решений [4].

В современном мире метод сценария пользуется большой популярностью в политике, экономике, экологии, поскольку он дает высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. Метод сценария также широко применяется в системе профессионального образования, особенно в преподавании экономических, юридических, технических дисциплин. Целью данного метода является научить студента видеть перспективу, делать прогноз на будущее и принимать решения.

При обучении иностранным языкам метод сценария впервые был применен в Англии, в 80-е годы двадцатого столетия. Постепенно он стал внедряться в учебные заведения Германии и Австрии. В западной методике обучения вопросу использования метода сценарии на уроках иностранного языка были посвящены работы Дж. Л. Аустин, Л. Вертеншлаг, Ф. Вильмс, Р. Питро, Г. Пифо, М. Мюллер, и др. Перед преподавателями была поставлена цель научить студентов экономических специальностей, будущих сотрудников компаний, имеющих филиалы за границей, практическому использованию иностранного языка, т.е. коммуникативному общению. Сценарии представляли собой типичные ситуации и/или задачи, взятые из реальной жизни предприятия или компании, поскольку в основе лежало коммуникативное и профессионально-ориентированное обучение. А используемые на занятиях методы кейс-стади и ролевой игры, были адаптированы и дополнены новой методикой. Так появился метод сценария в обучении иностранным языкам. Спустя некоторое время, был разработан квалификационный тест, в основе которого лежит данный метод. Этот тест является эффективным способом проверки языковых знаний и выявляет уровень владения сотрудником иностранным языком в рабочей ситуации [10, с. 8].

Метод сценария в процессе обучения иностранному языку представляет собой цепочку нескольких последовательных, связанных между собой устных и/или письменных коммуникативных действий, целью которых является обучение путем решения конкретных задач - ситуаций.

Целью этого метода является погружение студентов в приближенную к реальности ситуацию, модулируя которую, преподаватель ставит конкретные задачи, которые могут возникнуть на рабочем месте или в профессиональной деятельности. Создавая проблемные ситуации, преподаватель обучает коммуникативным компетенциям, которые пригодятся обучающемуся как в учебе, или в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Студент приобретает наряду с языковыми знаниями и умениями, личностные качества, такие как: коммуникабельность, ответственность, дисциплина, умение работать в команде, креативность, умение управлять временем, и т.д.).

Проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни и последовательное прописывание действий для участников данного сценария является отличительной особенностью этого метода обучения.

При обучении иностранному языку преподаватель может использовать метод сценария на всех уровнях обучения. Однако, в зависимости от знаний, умений, и навыков студентов сценарии будут отличаться сложностью информации, поставленными задачами и действиями для их осуществления. Предлагая ситуацию, преподаватель определяет границы ее действия, отдельные эпизоды или задания с вопросами. На основе этого студенты создают свою историю.

Метод сценария в обучении иностранному языку служит закреплением ранее изученных языковых структур, слов и словосочетаний. Для разработки сценария, учитывая профессионально-ориентированное обучение, предшествует работа по изучению соответствующих языковых единиц, которые объединяются и закрепляются на заключительном этапе в более сложном сценарии.

Все сценарии состоят из нескольких, не прерывающихся шагов или цепочек задач. Коммуникативные задачи могут состоять, например, из того чтобы попросить кого-либо о чем-либо, предложить что-либо, расспросить, передать полученную информацию и т.д. Студенты должны уметь начать разговор на определенную тему, уметь правильно его закончить. В зависимости от сложности и объема изученного материала существуют короткие, длинные и комплексные (сложные) сценарии.

Короткие сценарии состоят из 4-5 шагов, в которых отрабатываются умения в говорении и в восприятии на слух речи говорящего. В такие сценарии входят: начало диалога, запрос информации, получение информации, благодарность, окончание диалога. Такие сценарии, как правило, используются на начальных уровнях изучения иностранного языка. Студенты работают с простыми ситуациями, на основе предлагаемых образцов или известных примеров. Действия по сценарию связаны с простыми заданиями такими как: представьтесь, расспросите, дополните информацию и т. д.

В профессионально ориентированном обучении большую роль играют различные формы письменной коммуникации (E-mail, деловые письма, сообщения, доклады и т.д.), при написании которых, также

существуют определенные правила, знания которых необходимы для студентов. Поэтому включая в короткий сценарий шаг «запишите полученную информацию», к двум видам речевой деятельности добавляется еще письмо.

В длинных и сложных сценариях проходит работа над четырьмя видами речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Данные сценарии составляются для студентов на продвинутых уровней обучения (В1, В2). Преподаватель для подготовки сценария использует более обширную информацию, на основе которой студенты могут самостоятельно проводить обобщение, сравнение, описание, объяснение и т.д.

В нашей статье мы рассмотрим пример использования метода сценария при обучении иностранному языку студентов 2 курса экономического факультета. Занятие посвящено теме «Практика в издательстве» и состоит из последовательных четырех шагов, включающих в себя представление, беседу, телефонный разговор, написание отчета. Это занятие является заключительным по теме «Die Firma». Студенты владеют лексическим и грамматическим материалом. Знают профессии и могут описать задачи и функции сотрудников на фирме. Преподаватель описывает ситуацию, распределяет роли. После этого студенты получают последовательные «шаги», на основе которых, составляют свою историю.

Thema: Praktikum in einem Verlag

Niveaustufe: A2

Die Rollen

Rolle A: Katarina - Studentin

Rolle B: Frau Schmidt - Personalleiterin des Verlages

Rolle C: Frau Schuster - Chefsekretärin

Die Situationen: Die Studentin hat ein Praktikum in einem Verlag. Heute ist ihr erster Praktikumstag in dem Verlag. Sie kommt zur Personalleiterin, bringt ihre Unterlagen mit. Dort lernt sie die Chefsekretärin Frau Schuster kennen. Frau Schuster arbeitet seit 8 Jahren in diesem Verlag. Ihre Arbeit gefällt ihr sehr. Aber sie hat viele Aufgaben. Sie sprechen über die Praktikumsfrist und über die Aufgaben.

Frau Schuster und die Studentin unterhalten sich während der Mittagspause.

Am Ende des Tages müssen die Studentin einen Bericht über ihren ersten Tag im Praktikum schreiben und Frau Schuster bewertet die Arbeit der Studentin.

Rollenkarten für die Studentin

Schritt 1: Gespräch

Sie haben heute Ihren ersten Tag im Praktikum und melden sich bei der Personalleiterin Frau Schmidt.

• Stellen Sie sich vor.

• Zeigen Sie Ihre Unterlagen für das Praktikum.

• Fragen Sie, wo und was machen sollen.

Schritt 2: Telefonat

Sie sind im Sekretäriat und haben schon die Liste der Aufgaben. Sie sollen Korrespondenz und Dokumentation für Frau Silke tragen und ein Protokoll für Frau Schuster holen. Frau Silke arbeitet in der Rechtsabteilung. Frau Schuster hat erzählt, wo die Rechtsabteilung ist, aber dieser Verlag ist sehr groß und sie können diese Abteilung nicht finden.

• Rufen Sie Frau Schuster an.

• Erklären Sie das Problem.

• Fragen Sie noch einmal nach dem Weg._

Schritt 3: Informelles Gespräch

Es ist Mittagspause. Sie gehen mit Frau Schuster in die Kantine.

• Kommentieren Sie das Essen.

• Erzählen Sie von Ihrer Familie und Ihren Hobbys._

Schritt 4: Bericht

Für Ihren Praktikumsbericht müssen Sie jeden Tag dokumentieren.

• Füllen Sie das Formular „Praktikumsbericht" aus.

• Beschreiben Sie ihren ersten Tag. (Was haben Sie gemacht? Was haben Sie Neues erfahren? Was hat Ihnen gefallen? Was hat Ihnen nicht gefallen?

• Was möchten Sie in der nächsten Zeit lernen?

Rollenkarten für die Personalleiterin_

Schritt 1: Gespräch

Sie sind am Arbeitsplatz. Eine Studentin kommt auf Sie zu und stellt sich als neue Praktikantin vor.

• Begrüßen Sie die Studentin.

• Sagen Sie, wo und was die Studentin arbeiten soll.

• Machen Sie die Studentin mit Frau Schuster bekannt.

Rollenkarten für die Chefsekretärin_

Schritt 1: Gespräch

Sie sind am Arbeitsplatz und haben für heute zu viele Aufgaben. Aber Sie bekommen die Helferin, die Studentin als Praktikantin.

• Begrüßen Sie die Studentin.

• Erzählen Sie ihr ihre Aufgaben._

Schritt 2: Telefonat

Sie sind im Büro und erhalten einen Anruf. Die Praktikantin, die zu Frau Silke kommen soll, hat ein Problem.

• Erklären Sie noch einmal, wo die Rechtsabteilung ist.

• Sagen Sie, dass Sie dieses Protokoll so schnell wie möglich brauchen._

Schritt 3: Informelles Gespräch

Sie haben Mittagspause und zeigen der Praktikantin, wo die Kantine ist. Sie setzen sich an einem Tisch und sprechen miteinander.

• Unterhalten Sie sich über das Essen in der Kantine.

• Fragen Sie die Praktikantin, wo und was sie studiert.

• Erzählen Sie von sich.

Schritt 4: Bewertung

Der erste Arbeitstag der Praktikantin ist vorbei. Bewerten Sie ihre Arbeit.

• Füllen Sie die Beurteilung für sie aus.

• Notieren Sie, was die Praktikantin heute gemacht hat.

Для выполнения письменных заданий, преподаватель выдает подготовленные им формуляры «Praktikumsbericht» и «Praktikumsbeurteilung».

Из приведенного примера мы видим, что преподаватель не дает готовых заданий, а лишь направляет учащихся к самостоятельному решению поставленных задач. Он выполняет функцию помощника в работе.

Процесс обучения осуществляется на основе творческого планирования, поэтому преподавателю, который использует в учебном процессе метод сценария, на занятии не требуются текстовые учебники.

Выводы. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что метод сценария, являясь одним из методов интерактивного обучения, который позволяет повысить активность обучающихся на занятии и усилить мотивацию к изучению предмета. Метод сценария, выполняя коммуникативные задачи обучения, позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях из профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов и отвечает требованию по воспитанию конкурентоспособного специалиста, умеющего достигать поставленные цели.

Литература:

1. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 31-35.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.

4. Смирнов, Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 - 264 с.

5. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ФГОС ВО http://fgosvo.ru

7. Piepho, Hans-Eberhard. Lernaktivierung im Fremdsprachenunterricht: Szenarien: in Theorie und Praxis. -Hannover:Schroedel, 2007. - S. 111

8. Müller-Trapet, J. Szenario-Technik im berufsorientierten Fremdsprachenunterricht. - Fachbeitrag, KWW-Infobrief. - Ausgabe 3. - Düsseldorf, 2010

9. Saas, Anne Szenarien im berufsbezogenen Unterricht. Deutsch als Zweitsprache. - Hamburg: Passage gGmbH, 2015. - S. 115

10. Szenario-Methode. http://methodenpool.unikoeln.de/szenario.pdf

11. Wilms, Falko E. P. (Hrgs) Szenariotechnik. Vom Umgang mit der Zukunft. - Bern:Haupt, 2006.

Педагогика

УДК:37.014

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ: ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЙ

ПОДХОД

Аннотация. В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетинговый подход в управлении культурным многообразием, описаны результаты эксперимента по выявлению ведущих стратегий управления информационным многообразием.

Ключевые слова: информационно-маркетинговый подход, информационное многообразие, стратегии управления многообразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.