Научная статья на тему 'МЕТОД СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К АНАЛИЗУ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРОФЕССОРА П. В. ГОРЫ'

МЕТОД СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К АНАЛИЗУ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРОФЕССОРА П. В. ГОРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2089
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS / HISTORICAL EDUCATION CONTENT / TEACHING SCHOOLCHILDREN / HISTORY TEACHING METHODOLOGY / AUTONOMOUS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донская Надежда Сергеевна

Цель исследования - выявить рациональность проведения структурно-функционального анализа содержания исторического материала, разработанного П. В. Горой. Статья раскрывает сущность и значение метода структурно-функционального анализа для достижения высоких результатов обучения школьников истории. Научная новизна заключается в актуализации метода структурно-функционального анализа для современной методики преподавания истории. В результате доказано, что метод структурно-функционального анализа не противоречит современным требованиям, предъявляемым к историческому образованию, и не только не устарел, но и является одним из наиболее актуальных методов подготовки учителя истории к уроку, а также находит применение как метод самостоятельной работы школьников с материалами учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF HISTORICAL CONTENT: SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL HERITAGE OF PROFESSOR P. V. GORA

The paper aims to evaluate efficiency of P. V. Gora’s methodology of structural-functional analysis of historical content. The article reveals essence of the structural-functional analysis method and identifies its role in teaching history to secondary school pupils. Scientific originality of the study involves justifying relevance of the structural-functional analysis method for the modern history teaching methodology. The research findings are as follows: the author proves that the structural-functional analysis method does not contradict modern requirements for historical education; it is far from being outdated but remains one of the most relevant history teacher’s tools. This method can also be used in learners’ autonomous work.

Текст научной работы на тему «МЕТОД СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К АНАЛИЗУ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ПРОФЕССОРА П. В. ГОРЫ»

Е Л Ь С T I

фгротота

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

2020. Том 5. Выпуск 6. С. 760-765 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 760-765

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования:

к анализу научно-методического наследия профессора П. В. Горы

Донская Н. С.

Аннотация. Цель исследования - выявить рациональность проведения структурно-функционального анализа содержания исторического материала, разработанного П. В. Горой. Статья раскрывает сущность и значение метода структурно-функционального анализа для достижения высоких результатов обучения школьников истории. Научная новизна заключается в актуализации метода структурно-функционального анализа для современной методики преподавания истории. В результате доказано, что метод структурно-функционального анализа не противоречит современным требованиям, предъявляемым к историческому образованию, и не только не устарел, но и является одним из наиболее актуальных методов подготовки учителя истории к уроку, а также находит применение как метод самостоятельной работы школьников с материалами учебника.

EN

Method of Structural-Functional Analysis of Historical Content: Scientific and Methodological Heritage of Professor P. V. Gora

Donskaya N. S.

Abstract. The paper aims to evaluate efficiency of P. V. Gora's methodology of structural-functional analysis of historical content. The article reveals essence of the structural-functional analysis method and identifies its role in teaching history to secondary school pupils. Scientific originality of the study involves justifying relevance of the structural-functional analysis method for the modern history teaching methodology. The research findings are as follows: the author proves that the structural-functional analysis method does not contradict modern requirements for historical education; it is far from being outdated but remains one of the most relevant history teacher's tools. This method can also be used in learners' autonomous work.

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что современный учитель зачастую прибегает к использованию готовых конспектов уроков, не уделяя должного внимания целям и задачам обучения, которые отражены в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) [10] и Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, содержащей структурный компонент - историко-культурный стандарт (далее - ИКС) [6].

Содержание исторического образования, интерпретация исторических событий прошлого, значение учебника и учебных программ вызывают дискуссии в обществе, педагогическом сообществе и в органах государственной власти. Весомая часть научно-педагогических кадров, профессионалов в области методики преподавания истории, склоняется к тому, что учебный материал, изложенный в учебниках по истории, прошедших государственную экспертизу, является необходимой составляющей исторического образования (В. М. Антонов [1], Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова [3], П. В. Гора [4], Н. Г. Дайри [5], М. В. Короткова, М. Т. Студеникин [7]). То есть, при всей сложности и объемности, содержание учебников является базой, которой школьники должны овладеть в соответствии с требованиями нормативно-методических документов.

Между тем творчество учителя при подготовке конспекта урока, планирование целей урока и результатов обучения повышают мотивацию учеников к изучению истории. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала помогает учителю не упустить главного в работе с учениками, позволяет раскрыть

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200163

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

воспитательный, развивающий и обучающий потенциал материала, способствует проведению уроков на высоком методическом уровне.

В области истории методики преподавания и воспитания недостаточно изучена научно-методическая школа П. В. Горы. Являясь фундаментом научных исследований нескольких поколений ученых, научная школа Петра Васильевича должна занять видное место в истории методики преподавания и воспитания. Своевременность и современность исследования заключается в том, что задачи и цели методики обучения истории расширились с приходом современных технологий: ориентация образования на развитие каждого ученика персонально; его саморазвитие; на коммуникацию личности и общества - исследование доказывает возможность применения научных идей П. В. Горы в современных условиях.

Задачи исследования:

- выявить соответствие метода структурно-функционального анализа требованиям, предъявляемым к современному историческому образованию;

- установить значение метода структурно-функционального анализа для методики преподавания истории;

- раскрыть сущность структурно-функционального анализа;

- определить возможность применения структурно-функционального анализа в современной методике преподавания истории.

Методы. Для реализации поставленных задач использовались методы: анализа научно-методической литературы и нормативных документов в области образования, синтеза, моделирования метода реализации структурно-функционального анализа в современной школе.

Теоретическую базу исследования составляют нормативные документы в сфере образования - ФГОС [10], ИКС [6], а также труды таких выдающихся отечественных ученых-методистов, как П. В. Гора [4], Н. Г. Дайри [5], В. М. Антонов [1], Е. Е. Вяземский [2; 3], М. В. Короткова, М. Т. Студеникин [7], О. Ю. Стрелова [3].

Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования для подготовки учителями уроков истории, а также для обучения студентов исторических факультетов педагогических вузов.

Значение метода структурно-функционального анализа для методики преподавания истории

Метод структурно-функционального анализа исторического материала разработал и успешно применял видный ученый-методист, заведующий кафедрой преподавания истории, обществоведения и права исторического факультета Московского государственного педагогического института им. Ленина (сегодня Московский педагогический государственный университет) профессор Петр Васильевич Гора. Он «опубликовал около 80 научно-методических работ. В них нашли отражение вопросы преподавания отдельных тем школьных курсов истории, приемы и средства наглядного обучения истории, проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, научно-обоснованной подготовки учителя к уроку, взаимодействие приемов преподавания и учения и т.д. Эти материалы были собраны и обобщены им в книге "Повышение эффективности обучения истории в средней школе", которая, к сожалению, уже не застала автора в живых» [Там же, с. 59-60].

Подготовка учителя к уроку - это сложный трудоемкий процесс, без которого достичь высоких результатов обучения просто невозможно. Прежде всего, учителю необходимо определиться, каких образовательных результатов следует добиться от учащихся на каждом этапе обучения и в целом при изучении курса истории в каждом из классов. Для этого учитель должен проанализировать нормативные документы - ФГОС, ИКС, примерную образовательную программу общего образования, выявить требования к образовательным результатам в этих документах, определить общие цели (курсов, разделов, тем) и цели каждого урока в отдельности, которые учителю предстоит раскрыть в своей рабочей программе. «Содержание подсказывает, какие составные части общеисторических целей оно может реализовать, если в процессе обучения учитель и учащиеся используют адекватные ему средства и приемы учебной деятельности» [4, с. 23]. Современный учитель зачастую прибегает к уже готовым методическим разработкам, которые призваны помочь учителям определиться с методами и целями проведения урока истории. Но для эффективной работы класса следует учитывать познавательные возможности и уровень базовой подготовки учеников. Кроме того, творческий подход учителя к урокам истории вызывает неподдельный интерес со стороны учеников, увеличивает мотивацию для самостоятельного изучения исторических событий. То есть приобретение опыта творческой деятельности учеников, формирование ценностного отношения к себе и к окружающему миру возможно лишь при условии, что учитель, проведя структурно-функциональный анализ исторического материала, правильно определил цели урока и применил методы обучения, помогающие раскрыть творческие способности учащихся.

Определение общих целей уроков истории необходимо соотносить с требованиями освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования, закрепленными в ФГОС, и ориентироваться на ИКС, в котором указаны задачи, которые предстоит решить учителю в процессе обучения. «Общей целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике» [6]. Учебно-методический комплекс, состоящий из учебной программы курса, учебников, методических пособий, книг для учителей, комплектов карт, электронных приложений, интернет ресурсов, помогает учителю в решении обучающих задач и призван помочь в выборе наиболее эффективных методов обучения с учетом познавательных возможностей класса.

Метод структурно-функционального анализ учебного материала, разработанный П. В. Горой, помогает учителю сконцентрировать свое внимание и внимание учеников на достижении поставленных целей и решении учебных задач в соответствии с требованиями ФГОС и ИКС [4, с. 23]. Методы и средства обучения, которые избирает учитель для работы на уроке в каждом конкретном классе, зависят от выделенных смысловых частей содержания учебного материала. При выполнении этой работы учитель выполняет творческий поиск и реализует на практике универсальные компетенции. От степени подготовки учителя зависит качество исторического образования школьников.

П. В. Гора - сторонник системно-деятельностного подхода в обучении истории - подчеркивал важность в учебно-воспитательной работе педагогического творчества учителя, отмечал незаменимость творческого подхода в обучении, для достижения высоких педагогических целей. П. В. Гора считал, что педагогическое творчество «позволяет учителю раскрывать свои дарования, добиваться высокого профессионального мастерства, вносить в учебно-воспитательный процесс что-то свое, оригинальное» [Там же, с. 7]. Творческий подход к обучению требует от учителя качественной подготовки к уроку, последовательного анализа этапов урока, анализа достижения целей урока, выявление недочетов и работы над ними. Основная, подводящая итог мысль, заключается в том, что для достижения успехов в педагогической деятельности учителю необходимо постоянно развиваться: прорабатывать различные подходы к ведению одних и тех же уроков, знать и уметь применять различные научные подходы в методике преподавания и воспитания.

Соответствие метода структурно-функционального анализа требованиям, предъявляемым к современному историческому образованию

ФГОС основного общего образования (ООО) устанавливает требования к освоению основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО); направлен на формирование гражданской идентичности, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход [10]. «Несмотря на то, что в школьном историческом образовании произошли кардинальные изменения, многие методические идеи Петра Васильевича сохраняют своё значение в связи с реализацией системно-деятельностного подхода, который нашел отражение в ФГОС общего образования» [1, с. 55]. Метод структурно-функционального анализа, разработанный П. В. Горой, ориентирован на достижение высоких результатов обучения, воспитания и развития учеников. ИКС, в свою очередь, устанавливает содержание учебного материала, обязательного для усвоения на каждой ступени обучения школьников. Структурно-функциональный анализ поможет учителю определить цели и результаты обучения в соответствии с ИКС [6].

Анализ нормативно-правовой базы исторического образования выявил, что метод структурно-функционального анализа исторического материала не только не противоречит целям и задачам преподавания истории в школе, но и способен помочь учителям правильно спланировать проведение урока, а ученикам - лучше усвоить материал учебника.

В ходе изучения научной литературы по теме исследования установлено, что метод структурно-функционального анализа является важнейшей составляющей процесса обучения истории, включающего в себя подготовку учителя к уроку и совместную работу учеников и учителя на уроке, эта точка зрения нашла отражение в научно-методических работах В. М. Антонова [1], Е. Е. Вяземского [2; 3], П. В. Горы [4], М. В. Корот-ковой, М. Т. Студеникина [7], О. Ю. Стреловой [3] и др.

«Миссия учебника в контексте задач общего образования - помочь молодому человеку обобщить, осмыслить, систематизировать данные естественных и гуманитарных наук, что является научной основой культуры человека. Формирование ценностных ориентаций молодого человека во многом формируется под влиянием содержания учебных книг, актуализированных в процессе обучения» [2, с. 56]. Школьный учебник объединяет в себе учебный материал, который дает наиболее целостное представление о роли и месте России в контексте мировой истории. Учебник призван выполнять образовательные и воспитательные функции, формировать знания, умения и навыки, а также воспитать стремление учащихся к самообразованию.

Для достижения высоких результатов обучения учителю необходимо выстроить работу с учебником таким образом, чтобы в ходе урока реализовать все возможности учебного материала - развивающие, обучающие и воспитательные. «Методическое сопровождение исторического процесса должно быть обоснованным, эффективным, способствующим достижению поставленных целей» [8, с. 49]. Работа учителя с учебным материалом - это неотъемлемая часть процесса обучения. Без предварительной подготовки и анализа учебного материала работа на уроке, скорее всего, будет иметь недостатки и не сможет реализовать весь потенциал, который был в него заложен.

Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования должен стать неотъемлемой частью повседневной подготовки учителя к уроку. Этот метод работы с учебным материалом позволяет учителю успешно решать задачи, которые стоят перед историческим образованием и регулируются образовательными стандартами ФГОС и ИКС. Конспект урока, подготовленный учителем на основе анализа содержания учебного материала, направлен на обеспечение результативности процесса обучения. Структурно-функциональный анализ помогает учителю не упустить главного в содержании учебно-исторического материала, обязательного для усвоения и успешной сдачи ЕГЭ, способствует успешному решению воспитательных задач обучения.

Сущность и реализация метода структурно-функционального анализа

Из названия метода «структурно-функциональный анализ» следует, что первоначальный этап работы с учебным материалом сводится к работе со структурой параграфа, раздела. На данном этапе учителю предстоит выделить из содержания главные исторические факты и теоретические положения, которые могут быть выделены в тексте учебного материала шрифтом или которые учитель самостоятельно определил.

Главными следует считать факты, которые объективно отражают историческое событие, значимы и определяют содержание темы урока, раздела «передают основное фактологическое содержание темы урока: воссоздают картину изучаемых на нем событий и явлений, раскрывают его существенные стороны» [4, с. 26]. Главные факты - это факты, которые оставили заметный след в жизни общества. Определение главного исторического фактологического материала позволяет сконцентрировать на нем основное внимание учеников, помогает не упустить материал, обязательный для усвоения, формирует аналитические способности учеников, способствует построению логических связей между событиями и явлениями прошлого.

При определении главного в содержании исторического материала педагогу важно не упустить факты и события, которые найдут эмоциональный отклик у обучающихся, поскольку материал такого рода формирует ценностное отношение к истории страны, повышает мотивацию и интерес учащихся к истории, участвует в формировании личности обучающегося, обладает воспитательным потенциалом. Картографический, хронологический, статистический и иной исторический материал, помогающий воссозданию исторической картины изучаемых событий, относящейся, как правило, к эмпирическому уровню изучения исторического материала, является важной, но не главной составляющей.

После определения главного исторического материала учителю необходимо решить, какие функциональные возможности он несет в себе, как можно его использовать для достижения поставленных целей исторического образования в целом и каждого отдельного урока в частности. Функциональный анализ направлен на раскрытие образовательного, воспитательного и развивающего потенциала учебного материала. При работе с историческим материалом значение имеет конспект урока, составленный педагогом в ходе структурно-функционального анализа. Образовательные цели, выводы, закономерности и связи исторических событий, определения исторических понятий должны быть отражены в конспекте урока. «Поскольку конспект урока входит в систему профессиональных репродуктивных высказываний учителя, он уже на стадии создания должен обладать диалогич-ностью» [9, с. 300]. Предварительная работа с историческим материалом облегчает работу на уроке, избавляет от повторных формулировок, позволяет существенно экономить время при изучении новой темы.

Наиболее четко структурно-функциональный анализ исторического материала можно отразить с помощью схемы, которую разработала ученица П. В. Горы и его преемница, М. В. Короткова, в практическом пособии для учителей (Рисунок 1) [7, с. 48]. На рисунке отражены все этапы структурно-функционального анализа, которые помогут учителю не упустить главного в содержании курса, раздела, параграфа, помогут правильно определить цели и поставить задачи уроков для наилучшего усвоения учебного материала, реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.

Рисунок 1. Структурно-функциональный анализ исторического материала

Данный рисунок наглядно отражает этапы работы с учебным материалом:

1-й этап - определение главных фактов учебного материала, под которыми следует понимать события в истории, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшее развитие страны и общества;

2-й этап - установление неглавных фактов, которые не несут в себе важных теоретических положений и не обладают воспитательным потенциалом;

3-й этап - обозначение теоретических положений, обязательных для усвоения школьниками;

4-й этап - формулировка целей урока для максимальной реализации потенциала учебного материала. Цели урока определяются педагогом исходя из возможностей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций учебного материала.

Постановка целей урока важна не только для эффективной работы учителя, цели нужно ставить и перед учениками - это необходимая составляющая познавательной деятельности. «Важнейшее звено познавательной деятельности - целеполагание. Надо поставить ученика в положение субъекта учения, знающего конкретную цель, которой он обязан достичь на уроке» [5, с. 10]. Постановка целей урока перед учениками мотивирует их к активной познавательной деятельности при условии, что учитель помимо постановки цели разъяснит, для чего и зачем следует достичь той или иной цели. При определении цели для учащихся необходимо учитывать их познавательные интересы, уровень развития, возрастные особенности. Изменение мотивации ведет к различным образовательным результатам. Проводя структурно--функциональный анализ учебного материала, учитель должен подумать и о мотивации учеников для успешной, продуктивной, творческой работы.

Применение структурно-функционального анализа в современной методике преподавания истории

Структурно-функциональный анализ может вызвать некоторые сложности поначалу. В помощь педагогу М. В Короткова разработала таблицу, которая призвана облегчить и ускорить работу с текстом учебника, в основу этой разработки легли идеи П. В. Горы [7, с. 48]. При работе с учебным материалом учителю необходимо ориентироваться на содержание Таблицы 1 и определить, поэтапно отвечая на вопросы, главные структурные компоненты учебного материала и результаты эмпирического и теоретического их изучения.

Таблица 1. Структурно-функциональный анализ учебного материала

Главные структурные компоненты учебного материала Результаты эмпирического изучения главных фактов Результаты теоретического изучения учебного материала

1. Какие главные факты выделяются, почему они главные? • Какие можно создать исторические образы? • Какие исторические понятия, мировоззренческие идеи формируются?

2. Какие теоретические положения, выводы, обобщения анализируются? • Можно ли вызвать эмоциональное сопереживание, какое? • Какие ученики получают теоретические сведения, ценностные суждения?

3. Какие связи (межпредметные, межкурсовые) надо привлечь для осмысления главного? • Каково влияние фактов на развитие воссоздающего и творческого воображения? • Воспитание каких взглядов и убеждений происходит?

4. Какие неглавные факты привлекаются? • В чем развитие наглядно-образного мышления, речи?

• Развитие каких умений происходит?

Систематическая подготовка к уроку, структурно-функциональный анализ исторического материала призваны облегчить проведение урока и помочь преподавателю организовать урок таким образом, чтобы достичь в учебной работе учителя и учащихся наилучшего результата.

Структурно-функциональный анализ на практике можно реализовать двумя способами:

1. По вертикали:

• где первоначально, проведя структурный анализ, выделяются все главные факты из содержания учебного материала;

• следующим этапом будет функциональный анализ, при котором следует определить планируемые результаты эмпирического изучения главных фактов;

• завершающий этап - формирование планируемых результатов теоретического изучения всех составных частей главного.

2. По горизонтали:

• на первом этапе выделяют один из главных фактов или теоретических положений;

• затем для выделенного факта описывается результат его эмпирического изучения (для главных теоретических положений данный этап анализа опускается);

• завершающий этап - указывают результаты теоретического изучения учебного материала (для главных теоретических положений указываются результаты их осмысления).

Выбор способа структурно-функционального анализа зависит, прежде всего, от содержания уроков и предпочтений учителя.

Заключение

В ходе данного исследования удалось сделать выводы, что метод структурно-функционального анализа исторического материала соответствует требованиям, предъявляемым к историческому образованию, и позволяет достичь высоких результатов обучения, закрепленных в ФГОС и ИКС.

Ограниченность времени урока сказывается на привлечении дополнительного материала, поэтому основным инструментом познания остается учебная книга. Учителю необходимо сосредоточиться на главном содержании учебного материала для того, чтобы максимально приблизиться к заданным целям урока: образовательным, воспитательным и развивающим.

Метод структурно-функционального анализа может быть использован учителем как учебный прием для самостоятельного изучения школьниками учебного материала, рефлексии содержания изученного с возможными наводящими вопросами, сформулированными учителем; позволит глубже вникнуть в сущность исторических фактов и явлений. Использование этого метода самостоятельной работы позволит развить у учеников исследовательские компетенции, научит школьников работать с текстом.

Анализ работ Петра Васильевича Горы открывается современному исследователю в новой перспективе, его методические идеи еще долго будут актуальны, так как носят фундаментальный характер.

Список источников

1. Антонов В. М. О методическом наследии Петра Васильевича Горы // Преподавание истории и общество-знания в школе. 2020. № 5. С. 55-57.

2. Вяземский Е. Е. Приоритеты развития образования в контексте информационных вызовов XXI века: к осмыслению проблемы // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2017. № 3. С. 55-58.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: ВЛАДОС, 2003. 384 с.

4. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

5. Дайри Н. Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984. 80 с.

6. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]: утв. коллегией Минпросвещения 23 октября 2020 г. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html (дата обращения: 17.11.2020).

7. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 1999. 191 с.

8. Кузин Д. В. К проблеме становления методики обучения истории как области научных знаний // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 6. С. 49-53.

9. Серегина О. С. Феномен конспекта урока: общие закономерности его создания // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 298-302.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.11.2020).

Информация об авторах | Author information

RU

Донская Надежда Сергеевна1

1 Московский педагогический государственный университет

EN

Donskaya Nadezhda Sergeevna1 1 Moscow Pedagogical State University

1 ns_donskaya1@student.mpgu.edu

Информация о статье | About this article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления рукописи (received): 08.11.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): структурно-функциональный анализ; содержание исторического образования; обучение школьников; методика преподавания истории; метод самостоятельной работы; structural-functional analysis; historical education content; teaching schoolchildren; history teaching methodology; autonomous work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.