УДК 378.147
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ГРУППОВОМ ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Павел Олегович Кузнецов, аспирант, Христина Алексеевна Зуева, аспирант,
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрено применение метода проектов при создании контента для дистанционных образовательных технологий. Показано, что метод проектов можно реализовать с помощью элемента курса «лекция» в LMS moodle, а личностно-ориентированный подход - организацией on-line общения как с отдельным студентом, так и с учебной группой.
Ключевые слова: метод проектов, дистанционные образовательные технологии, личностно-ориентированный подход, малая группа, moodle.
METHOD OF PROJECTS AT GROUP TRAINING WITH USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Pavel Olegovich Kuznetsov, the post-graduate student, Hristina Alekseevna Zueva, the post-graduate student,
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article application of a method of projects during creation of content for remote educational technologies is considered. It is shown that the method of projects can be realized by means of an element of the course "lecture" in LMS moodle, and the personal focused approach - the on-line organization of communication both with the certain student, and with educational group.
Keywords: method of projects, remote educational technologies, the personal focused approach, small group, moodle.
Метод проектов (в переводе с греческого - путь исследования) - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619).
Организация самостоятельной деятельности студента в системе дистанционного обучения предусматривает вовлечение его в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве (метод проектов). Метод проектов - это метод личностно-ориентирован-ного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий. Метод проектов обычно используют в малых группах или индивидуально. Малые группы - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малая_группа).
«Дистанционное образование, безусловно, крайне важно для такой страны, как наша», - сообщил президент В.В. Путин на встрече участниками I смены «Молодые ученые и преподаватели в области IT-технологий» на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» (http://www.edu.ru/news/education/distancionnoe-obrazovanie-vazhno-dlya-nashey-stran/).
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения достаточно подробно рассмотрено в [7, 9, 12].
Анализу законодательной базы дистанционного обучения посвящено исследование [1], а программа развития дистанционного обучения в вузе на современном этапе подробно изложена в [6].
Развитие систем дистанционного обучения в России происходит сравнительно медленно, несмотря на законодательную базу, создавшую все необходимые и достаточные условия для успешного внедрения информационных образовательных технологий в учебно-образовательный процесс вузов. Основную причину резкого отставания в этом направлении от ведущих западных стран сформулировал Д. А Медведев: «Существует реальный дефицит качественного образовательного контента, поэтому нужно создать специализированные сетевые ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы», - сказал премьер-министр. Это будет четвертое направление образовательного проекта - современная цифровая образовательная среда (https://news.mail.ru/politics/26883641/?frommail=1). Сделанное премьер-министром замечание отражает объективную реальность, так как анализ значительного количества сайтов СДО показал, что контент представляет собой, в лучшем случае, электронный вариант конспектов лекций и/или учебно-методических пособий с контрольными вопросами, реализованными в виде тестов. Содержательное наполнение контента связано с тем, что разработчики курсов не имеют опыта работы в СДО, не знают всех возможностей СДО, и, следовательно, не могут их использовать при создании дистанционных курсов. Поэтому первым шагом при создании дистанционных курсов должно быть обучение ППС работе в системе Moodle (moodle.org).
К создаваемому сетевому контенту нужно применить те же требования, которые обычно применяются к учебным пособиям и учебникам (независимое рецензирование, апробация на кафедре, утверждение УМУ). Метод проектов, как показал существующий опыт, формирует мотивацию у обучающихся к изучению учебной дисциплины. Следовательно, применение метода проектов как дистанционной образовательной технологии, подразумевает, что создаваемый контент является реализацией этого метода. Метод проектов, как пошаговый алгоритм (структурно-функциональную схему или модель) реализации процесса изучения конкретного раздела учебного курса. Решение этой задачи представляет собой задачу организационно-педагогического управления [3, 4, 5]. Проверку правильности составления задачи организационно-педагогического управления, прогноз поведения системы при различных значениях параметров системы обычно решают методом имитационного моделирования [8, 10, 11].
Метод проектов в СДО Moodle достаточно просто реализуется элементом курса «Лекция».
«Лекция: позволяет преподносить учебный материал в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц. Каждая страница может заканчиваться вопросом, на который обучающийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа можно организовать переход обучающегося на любую из страниц курса. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала. Существует возможность анализа освоения лекции обучающимися» (см., например, http://edu.gumrf.ru/title/sozd_el_kursa_lec_Moodle.pdf).
Дистанционные образовательные технологии реализуют личностно-ориентирован-ный процесс обучения, поэтому дистанционный курс должен иметь постоянный контакт с обучающимся, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к тьютору дистанционного обучения (http://mbttc.mtuci2.ru/IITE/Tutor_DL_info.htm). Система moodle предоставляет целый пакет возможностей организации on-line общения как с отдельным студентом, так и с учебной группой. Реализация обратной связи может быть организована как вебинар, видеоконференция, live-school, OpenMeetings.
Live-School представляет собой бесплатную унифицированную коммуникационную веб-платформу, предназначенную для живого обучения через инструменты для общения и обучения в режиме реального времени, включая лицо, лицо, конференцию, телефон, факс, SMS, встречу с телефоном, потоковое воспроизведение, проигрыватель фильмов, доску, увеличение большого изображения, совместное использование файлов и папок, поддержка импорта всех документов, таких как PDF, DOC, EXCEL, POWER POINT. Live-School позволяет вам трансформировать все существующие протоколы связи прозрачно со своего компьютера / планшета / смартфона одним щелчком мыши (https://moodle.org/plugins/block_livemood).
OpenMeetings - бесплатное программное обеспечение на основе браузера, которое позволяет мгновенно настраивать конференцию в Интернете. Вы можете использовать свой микрофон и / или веб-камеру, обмениваться документами на белой доске, обсуждать в чате, делиться своим экраном или записывать собрания. Он доступен как размещенная служба или вы загружаете и устанавливаете пакет на своем собственном сервере (https://moodle.org/plugins/mod_openmeetings).
Таким образом, мы можем констатировать, что метод проектов может служить основой для разработки качественного контента в системе moodle, создавая сценарий, привлечения и внедрения в каждый конкретный курс богатого арсенала возможностей, предоставляемого moodle.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
2. Миняйленко, Н.Н. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 123-129.
3. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
4. Сивак, А.Н. Моделирование организационно-педагогическое управление процессом обучения в адъюнктуре военного вуза / А.Н. Сивак, Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 189-194.
5. Сивак, А.Н. Организационно-педагогическое управление процессом обучения в адъюнктуре военного вуза (постановка задачи исследования) / А.Н. Сивак, Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 111116.
6. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
7. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
8. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры /
B.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 21. -
C. 83-89.
9. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
10. Чистяков, В. А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г. А. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - С. 91-100.
11. Чистяков, В.А. Ретроспективный анализ имитационного моделирования в сфере физической культуры и спорта / В.А. Чистяков, А.А. Михонин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 203-207.
12. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of remote educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 142-150.
2. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Role of the research supervisor in the system of distance learning of a graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.
3. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in the system of training of graduateds in a military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
4. Sivak, A.N., Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2017), "Modelling organizational and pedagogical management of process of training in a graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 189-194.
5. Sivak, A.N., Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Organizational and pedagogical management of process of training in a graduate military course of military higher education institution (problem definition of a research)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 111-116.
6. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the Lesgafta university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
7. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in the system of distance learning (on the example of higher education institution ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.
8. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 21, pp. 83-89.
9. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven - result of information exchange of the person with the external environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.
10. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Prigoda, G.A. (2005), "Process of marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 18, pp. 91-100.
11. Chistyakov, V.A., Mikhonin, A.A. and Novoseltsev, O.V. (2016), "Retrospective analysis of imitating modeling in the sphere of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 203-207.
12. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 19, pp. 90-99.
Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.01.2018
УДК 796.077.5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Сергей Иванович Куликов, старший преподаватель, Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Алина Станиславовна Никольская, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье представлена методика оценки сформированном^ компетентности выпускника Военного института физической культуры в соответствии с этапами его становления как