Научная статья на тему 'Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе'

Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL ASPECT / MOTIVATION / PROJECT METHODOLOGY / ACTIVE METHODS / CREATIVITY / COGNITIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Владимировна

Рассматривается необходимость применения активных методов обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе. Использование проектной методики как активной образовательной технологии направлено на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING AS AN ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR TRAINING THE PROFESSIONAL ASPECT OF A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The need for active learning methods fortraining the professional aspect of a foreign language in a technical high schoolis discussed in this article.The use of project methodology, as an active educational technology,is aimed at creating a favorable motivational and emotional backgroundinclass.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе»

УДК 378

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК АКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ АСПЕКТУ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.В. Власова

Самарский государственный технический университет 443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: elet800@mail.ru

Рассматривается необходимость применения активных методов обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе. Использование проектной методики как активной образовательной технологии направлено на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятиях по иностранному языку.

Ключевыеслова:профессиональный аспект, мотивация, проектная методика,активные методы, креативность, познавательные навыки.

Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники в начале обучения в вузе, является понимание новой по сравнению со школой собственной роли в процессе обучения. Если в школе учащиеся привыкли к роли ведомых, организуемых и всесторонне контролируемых учителем и родителями, то в вузе у студентов возникает необходимость большей самостоятельнойактивности в процессе получения знаний. Обучающимся предоставляется возможность найти свой собственный путь, свои интересы. В большинстве случаев, однако, студентам не удается перестроиться и их отношение к учебе остается формальным.

Наряду с проблемой психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшей школе очень остро встает вопрос о низком уровне языковой обученности, который не соответствует программным требованиям. Практические наблюдения показывают, что для оптимизации изучения иностранного языка первостепенной задачей преподавателя в техническом вузе является организация активного повторения материала средней школы. Как правило, повторение выявляет бессистемность, отрывочность языковых знаний. Так, объяснение грамматики английского языка требует предварительного восстановления элементарных языковых знаний (о частях речи, частях предложения и т.д.). Таким образом, на повторение материала затрачивается не меньшее количество времени и усилий, чем на освоение нового.

Целью обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе является подготовка специалиста в технической области со знанием иностранного языка. Это предусматривает решение двух взаимосвязанных задач:

- обучение всем аспектам иностранного языка на базовом уровне;

- обучение владению профессиональным аспектом иностранного языка. Существующие программы и объемы учебного времени позволяют в полной

мере осуществить только лишь первую задачу. В большинстве случаев студенты не видят дальнейших перспектив использования иностранного языка и таким образом теряют личностную мотивацию к его изучению, чтопрепятствует овладениюпрофессиональным аспектом иностранного языка.

С нашей точки зрения, наиболее эффективными путями повышениямотивации изучения иностранного языка в техническом вузе являются:

Ирина Владимировна Власова, преподаватель кафедры иностранных языков.

- использование на практических занятиях активных методов обучения, что позволяет активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения;

- создание ситуаций для творческой активности студентов;

- изучение страноведческого материала;

- привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях;

- организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых;

- активное использование на практических занятиях аутентичных аудио- и видеоматериалов.

Все вышеперечисленное позволяет преподавателю повысить интерес к изучению иностранного языка, расширить кругозор студентов, активизировать их деятельность, творчество, способствовать проведению исследовательской работы и, как следствие, улучшить качество знания иностранного языка в целом.

Итак, обозначив некоторые проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели иностранного языка в ходе работы в техническом вузе, мы пришли к следующему выводу. Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку максимально мотивированным, эффективным и плодотворным как для обучаемых, так и для обучающих, необходимо:

1) устранить пассивный характер приобретения знаний. Напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач в совместной творческой деятельности. С этой целью считаем особенно эффективными активные методы обучения, в частности проектную методику, а также участие в международных проектах с носителями изучаемого языка;

2) сочетать при самостоятельной познавательной деятельности студентов различные источники информации (учебныематериалы, методическиепособия, словари, справочники, в том числе информацию из сети Интернет). С нашей точки зрения, хорошее владение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым) в сочетании с умелой работой со словарями может обеспечить достаточно высокий уровень овладения различными видами речевой деятельности и формирования необходимых навыков и умений студентов технических специальностей;

3) оперативно и систематически взаимодействовать с ведущим преподавателем курса с использованием всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над определенными темами, которые предусмотрены для дальнейшей презентации (TheUSA, Mynativecity-Samara, TheRussianFederatюn, GreatBritain).

Остановимся более подробно на необходимости использованияактивных, или эвристических, методов обучения как наиболее эффективного пути повышения мотивации изучения иностранного языка в техническом вузе.

Методы активного обучения - это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающихспециальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному, творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [1, с. 65].

В качестве отличительных особенностей методов активногообучения можно выделить следующие их характеристики.

Первой особенностью методов активного обучения является проблемность. Основная задача процесса обучения в данном случае состоит в создании для

студента проблемной ситуации. Чтобы решить данную проблему, студенту недостаточно тех знаний, которые у него есть, что вынуждает его активно формировать новые знания как самостоятельно, так и с помощью преподавателя, используя различные источники информации.

Второй особенностью является адекватность. Под данным термином подразумевается адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций студента. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия

студентомпрофессиональной деятельности.

Третьей особенностью является взаимообучение. Стержневым компонентом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

Четвертой особенностью является индивидуализация. Под индивидуализацией подразумевается организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Пятой особенностью является формирование у студентов самоконтроля, способности к саморегулированию и самообучению. В этом случае преподаватель выступает в роли помощника и руководителя их самостоятельной работы.

Шестой особенностью является мотивация, формирующаяся благодаря тому, что студенты занимаются поиском той информации, которая представляется им наиболее интересной.

Как показывает практика, студенты принимают активное участие в дискуссиях, в ролевых, деловых, ситуативных играх и в различных проектах.

Метод проектов представляется нам одним из наиболее эффективных методов активного обучения, так как он имеет ряд существенных положительных сторон. Как считает Е.С. Полат, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления [2].

Прежде всего проектная работа делает процесс обучения многосторонним, а именно - каждый студент имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник учебного процесса. Следовательно, проектная методика может быть применена в смешанных группах, со студентами разного уровня языковой подготовки.

Кроме того, работа над проектом является процессом творческим. Студенты самостоятельно или под контролем преподавателя осуществляют поиск и отбор необходимой интересующей их информации. Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание студентов и педагога, предоставляет студентам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Студенты становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. К тому же от студентов требуется умение сосредоточить свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.

Помимо всех вышеперечисленных преимуществ проектная работа дает студентам возможность проявить собственную фантазию, креативность, активность и самостоятельность вне зависимости от их уровня владения языком. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что нацелена также и на самостоятельный поиск новых решений и информации. Метод проектов также учит умению отбирать и анализировать информацию.

Таким образом, с полной уверенностью можно отметить, что проектная деятельность создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

В данной статье рассматривается наш опыт использования мини-проекта по теме «Мой родной город -Самара» как одного из методов активного обучения студентов технических специальностей.

Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, посвященных Самаре: ее истории, культуре, достопримечательностям, спортивной жизни, молодежным организациям, флоре и фауне. Для подготовки презентаций студенты имеют возможность использовать интернет-ресурсы. С целью сделать свои проекты более яркими и интересными они подбирают наглядный материал, а именно фотографии, видеоматериал и музыкальное сопровождение.

Метод проектов включает несколько организационных этапов.

Первый этап начинается на первом занятии, на котором студенты окунаются в новую тему и знакомятся с основной лексикой. В конце занятия при активном участии студентов происходит обсуждение и определение основных целей и задач проекта и создается проблемная ситуация.

На втором этапе по мере изучения темы студенты представляют себя туристами, путешествующими по столице региона. Знакомство с культурой города, его историей, достопримечательностями осуществляется в ходе прочтения текстов лингвострановед-ческого содержания и выполнения различного рода лексико-грамматических заданий к ним. Наряду с этим студенты осуществляют самостоятельный поиск и отбор информации для проекта, при необходимости обращаясь за консультацией к преподавателю, выбирают понравившуюся тему, разрабатывают ее и готовят свой проект к защите. Как правило, студентам очень нравится такой вид работы. Они стараются найти малоизвестную информацию, творчески ее преподнести. Вот несколько тем презентаций по теме «Mynativecity-Samara»:

- The history of the foundation of Samara;

- The symbol of Samara is the Volga Embankment;

- Samara - the residence of the famous Russian writers A. Tolstoy, M. Gorky;

- The famous park of flora and fauna «Botanical Gardens».

На последнем этапе студенты представляют свои проекты непосредственно перед присутствующими. После презентации проекта выступающему задаются вопросы, таким образоморганизуется небольшая дискуссия по теме презентации.

В конце подводятся итоги мероприятия, анализируются положительные стороны и промахи. Студенты оценивают свою деятельность и деятельность товарищей, учатся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу.

Опыт преподавания иностранного языка в вузе подсказывает, что в группе всегда есть студенты с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий студенты с низким уровнем знания языка, как правило, не принимают участияв обсуждении, опасаясь сказать что-то не так. Проектная деятельность проходит в непринужденной обстановке, студенты не испытывают психологической закрепощенности, поэтому каждый может привнести в проект что-то свое.

Таким образом, каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы. Деятельность студентов носит целенаправленный и осмысленный характер. Не менее важным является и то,

что осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта.

Именно применение активных методов в отличие от традиционных активизирует мыслительные процессы студентов, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, учит общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека.

Следовательно, активные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии по иностранномуязыку, что ведет к развитию устойчивого интереса к овладению им.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.

Поступила в редакцию 23.10.2013; вокончательномварианте 23.10.2013

UDK 378

PROJECT-BASEDLEARNINGASANACTIVEEDUCATIONAL TECHNOLOGY FORTRAINING THE PROFESSIONAL ASPECT OF A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICALUNIVERSITY

I. V. Vlasova

SamaraStateTechnicalUniversity 244, Molodogvardeiskaya st., 443100 E-mail: elet800@mail.ru

The need for active learning methods fortraining the professional aspect of a foreign language in a technical high schoolis discussed in this article.The use of project methodology, as an active educational technology,is aimed at creating a favorable motivational and emotional backgroundinclass. Key words:professional aspect, motivation, project methodology, active methods, creativity, cognitive skills

Original article submitted 23.10.2013; revision submitted 23.10.2013

Irina V. Vlasova, lecturer, department of Foreign Languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.