Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО ОБРАЗА ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»'

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО ОБРАЗА ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / интерактивные технологии в методике обучения литературе / инновацион-ные образовательные технологии в общеобразовательной школе / интерактивные формы обучения / про-блемное обучение / «Капитанская дочка» / А.С. Пушкин / Емельян Пугачев / пугачевское восстание. / interactive technologies / interactive technologies in the methodology of teaching literature / innovative educa-tional technologies in secondary school / interactive forms of teaching / problem-based learning / "The Cap-tain's Daughter" / A.S. Pushkin / Emelyan Pugachev / Pugachev Uprising.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киракосян Мариам Ашотовна

В данной статье мы анализируем современные интерактивные методы обучения, применимые на уроках литературы. В качестве основного метода мы выбрали метод проблемного обучения, при помо-щи которого раскроем образ одного из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – Еме-льяна Пугачева и выясним причины его противоречивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE STUDY OF THE CONTRADICTORY IMAGE OF EMELYAN PUGACHEV IN THE WORK OF A.S. PUSHKIN "THE CAPTAIN'S DAUGHTER

In this article, we analyze modern interactive teaching methods applicable in literature lessons. As the main method, we chose the method of problem-based learning, with the help of which we will reveal the image of one of the heroes of the work of A.S. Pushkin "The Captain's Daughter" Emelyan Pugachev and find out the reasons for its inconsistency.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО ОБРАЗА ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»»

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #3(И62)), 2023 / PHILOLOGICAL SCIENCES

45

активное использование. У преподавателя есть возможность широко использовать исследовательские, поисковые, проблемные задания, которые, кстати, могут быть составлены на основе этого текста. При отборе языкового материала необходимо учитывать особенности родного языка учащихся (так называемое открытое сравнение) и использовать факты родного языка при составлении конкретных заданий. Кроме того, она должна основываться на уже имеющихся знаниях, умениях и навыках учащихся на их родном языке. Поэтому переводы текстов, терминов, терминологических сочетаний, грамматических терминов, сравнительный анализ, переводы являются обязательной составляющей урока. Задания для учащихся могут быть составлены с учетом индивидуализации и дифференциации обучения, использования интерактивных форм, должны включать индивидуальные, групповые, парные формы работы, дискуссии, диалоги, а также задания разного уровня сложности. Выполнение заданий определенного уровня сложности может быть как самостоятельным решением ученика, так и решением преподавателя, который знает образовательные возможности и психологические особенности каждого ученика. Для студентов с высоким уровнем подготовки, которые обычно тратят меньше времени на основную задачу, для индивидуальных упражнений должны быть предусмотрены дополнительные задания. Домашние задания также должны быть дифференци-

рованными. В то же время учащимся следует предлагать выполнять творческие задания, работа над которыми является залогом успеха в овладении языковым и речевым материалом.

Список использованной литературы:

1. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс-1 / Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2009.

2. Блохина Н.Г. Проблема изучения русского языка русскими и иностранцами. - М: Вестник, 2016. - С. 75-78

3.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц в 2 частях ,под ред.Е.И.Дибро-вой.часть2Моска.Издательство «Академия» 2008. С.571-585

4. Применение информационно-коммуникативных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного // Материалы Международного межвузовского семинара 2008-2011 гг. / Под ред. Е.Ю. Николенко. - М.: РосНОУ, 2011.

5. Учебно-методический комплекс по курсу «Лексикография русского языка» Хрестоматия и учебные задания. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 2013.с-216-222

6. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому языку как иностранному / Учебно-методический комплекс для студентов-иностранцев нефилологических специальностей. - Минск: БГУ, 2011. -С. 87-93

Киракосян Мариам Ашотовна Ставропольский государственный педагогический институт DOI: 10.24412/2520-6990-2023-3162-45-49

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО ОБРАЗА ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Mariam Ashotovna Kirakosyan

Stavropol State Pedagogical Institute

THE METHOD OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE STUDY OF THE CONTRADICTORY IMAGE OF EMELYAN PUGACHEV IN THE WORK OF A.S. PUSHKIN "THE CAPTAIN'S

DAUGHTER

Аннотация.

В данной статье мы анализируем современные интерактивные методы обучения, применимые на уроках литературы. В качестве основного метода мы выбрали метод проблемного обучения, при помощи которого раскроем образ одного из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Емельяна Пугачева и выясним причины его противоречивости.

Abstract.

In this article, we analyze modern interactive teaching methods applicable in literature lessons. As the main method, we chose the method ofproblem-based learning, with the help of which we will reveal the image of one of the heroes of the work of A.S. Pushkin "The Captain's Daughter" - Emelyan Pugachev andfind out the reasons for its inconsistency.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные технологии в методике обучения литературе, инновационные образовательные технологии в общеобразовательной школе, интерактивные формы обучения, проблемное обучение, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин, Емельян Пугачев, пугачевское восстание.

Keywords: interactive technologies, interactive technologies in the methodology of teaching literature, innovative educational technologies in secondary school, interactive forms of teaching, problem-based learning, "The Captain's Daughter", A.S. Pushkin, Emelyan Pugachev, Pugachev Uprising.

philological sciences / «шшшшшм-шушак» 2023

46

Главной идеей новых ФГОС признана идея непрерывного развития человека как субъекта образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование. Поэтому задача школы на современном этапе сводится не только к наполнению учеников знаниями, но и в оказании помощи в осознании смысла своей жизни, в определении ориентиров будущего. Поэтому учитель на уроках должен стараться сформировать жизненную компетентность учащегося, способность личности к правильному выбору, который опирается на знания, опыт, ценности. Большое влияние на воспитание нравственного облика и жизненных ориентиров подрастающего поколения оказывает литература, занимающая особое место в ряду учебных предметов. Она также способствует эмоциональному, интеллектуальному, эстетическому развитию учащихся, приобщая читателя к духовно-нравственным ценностям человечества. Умение интерпретировать и анализировать художественный текст, целостное восприятие художественного произведения вырабатывается только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.

В данной статье мы выявим теоретические основы изучения технологии проблемного обучения и примеры практического использования указанной технологии при знакомстве с темой «Противоречивый образ Емельяна Пугачева» в рамках анализа романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа, но получил широкое распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1984 г. в Чикаго опытную школу. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и отрасль педагогической науки.

Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнологии, роботизация), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. [1, с.21]

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных

реакций, способность к догадке, инсайту, «ага-ре-акции». Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учеников и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Как мы уже сказали, в данной статье мы рассказываем о Цель настоящей статьи разработать и методически обосновать пути применения метода проблемного обучения при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Нами был выбрано это произведение, так как Размышления над результатами собственной педагогической работы в 7-ом классе общеобразовательной школы (ваш опыт работы в кадетском президентском училище, только нужно привести точные данные) привели к заключению, что после прочтения данного художественного произведения у учащихся возникла познавательная потребность в новом знании, ещё неизвестном для обучающихся, а именно: противоречивость образа Емельяна Пугачева. Системная учебно-методическая работа над изучением романа А.С. Пушкина формирует у учащихся хорошее знание содержания произведения, поэтому обучающиеся, имея необходимую интеллектуальную базу и владея технологиями интерпретации содержания исторического романа, могут осуществить самостоятельный поиск ответа на поставленный проблемный вопрос. В ходе данного урока, тема которого звучит следующим образом: «Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», обучающиеся должны показать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва, а также выяснить причины противоречивости образа героя.

Емельян Пугачев - натура неоднозначная, личность - загадка, о чем говорят высказывания историка литературы С. М. Петрова: «Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва» и польского поэта В.Б. Бронев-ского: «Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают». [3, с. 117]

На этапе актуализации знаний учитель ставит перед обучающимися проблемный вопрос: «Чем отличается художественный образ от исторического? В результате самостоятельной работы ученики находят ответ на данный вопрос, приводя примеры из истории и литературы.

На следующем этапе урока реализуется такая форма проблемного обучения, как самостоятельная

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #Щ!62)), ЖШ / РИ1ШШ01СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

47

исследовательская деятельность. Ученики вспоминают ранее усвоенные приемы создания художественного образа в литературе (схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип) и, работая над образом Емельяна Пугачева, подробно разбирают три приема, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, хронотоп.

При выполнении данного задания реализуется такая форма проблемного обучения, как частично -поисковая самостоятельная деятельность. Портрет Пугачева в романе «Капитанская дочка» представляется неполным, если не составить речевую характеристику героя, поэтому ученикам предлагается вернуться к тексту романа и определить особенности языка Емельяна Пугачева. Для учащихся послабее будет уместно дать готовые карточки с избранными репликами героя, после ознакомления с которыми ученики отвечают на вопросы учителя.

Карточка с избранными репликами Пугачёва( для слабых учеников).

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе. сказал он, -опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

В ходе самостоятельной работы ученики должны доказать примерами из текста выводы литературоведов о том, что с Пугачевым происходят метаморфозы, что он предстает перед читателем в различных обличиях: бродяги, провожатого, народного царя, вождя восставшего народа, жесткого карателя, милосердного правителя.

В домашнем задании ученики готовили портрет Пугачева по главам, который представлен в таблице.

- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...

- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Задание.

1. Найдите в предложенных отрывках

А) народные пословицы и поговорки;

Б) просторечные слова;

Глава Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый» Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

VII гл. «Приступ» «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев». «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо». Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл. «Незваный гость» «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода» «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно под- боченясь». Глаза засверкали. «.. .он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке». «Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие». «Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

XII гл. «Сирота» Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. «Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШШШШШМ-ШУШак» #11162), 2021

48

В) постоянные эпитеты;

Г) слова высокой лексики.

В результате проделанной работы обучающиеся приходят к выводу, что речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: «...тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал». [3,с. 119] Исходя из речевой характеристики Емельяна Пугачева, можно утверждать, что речь героя динамична и меняется в зависимости от статуса адресата высказывания: обращаясь к единомышленникам Пугачев прибегает к иносказаниям, выражая смысл высказывания намеками, формулируемыми через идиомы и фразеологизмы, понятные людям из народа; обращаясь к Гриневу, Пугачев вежлив, но лаконичен, подчеркивая при этом принципиальную разницу между собою - человеком независимым и свободным - и Савельичем - крепостным человеком.

Для более полного понимания характера героя необходимо осмысление его образа в системе художественного произведения как эстетически целостного единства. В романе «Капитанская дочка» мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.

Индивидуальное задание

1 группа

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров «присвоено» своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.

В начале произведения читатель знакомится с семьёй Гринёва осенью: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый». Время года прямо указано: это начало осени. [5, с.17]

В главе «Поединок» описана дуэль Швабрина с Гринёвым в Белогорской, которая также происходит осенью, приметы которой читатель легко может угадать в описанных деталях: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму»; «На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника». [5, с.34]

После взятия Белогорской крепости Гринёв едет к генералу и застаёт его в осеннем саду: «Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно укутывал тёплой соломой». Время года прямо указано - осень.

Ещё одна сцена, в которой упоминается о времени года - осени. Маша едет выручать Петрушу к Екатерине II. «На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в

сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени».

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров «присвоено» своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима. повтор

Наступление зимы в произведении связано с появлением в нём Емельяна Пугачёва. Первая встреча с Пугачёвым происходит через день, проведённый в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: «Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали». [5, с.49]

Вторая встреча с Пугачёвым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе «Незваный гость»: «Яоставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу». [5, с. 87]

В одиннадцатой главе - «Мятежная слобода» -описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым.

«Кибитка летела по гладкому зимнему пути...»; «Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского. Прямая дорога занесена была снегом». [5, с.125]

II группа

В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.

В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести «Капитанская дочка» обладают следующими свойствами:

• Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.

• А.С. Пушкин использует прием мифологического хронотопа, поскольку художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время, которое неизменно и постоянно.

• Художественное пространство и художественное время в произведении «Капитанская дочка» способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.

• Пространство в романе замкнуто, все герои живут в определенном месте. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства - линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.

Время способно сжиматься - перемещение героев стремительно - перевоплощение также стремительно. И чтобы понять, насколько противоречива фигура Емельяна Пугачева в произведении,

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #Щ!62)), ЖШ / РИТЬОЬОвТСЛЬ 8С!Е1ЧСЕ8

49

насколько быстро он может перевоплотиться из злодея в милосердного человека и наоборот, рассмотрим его образ в системе темпоральных связей в историческом романе А.С. Пушкина. Пугачев относится к миру повстанцев, представленному в произведении временем года - зима (дорога, занесенная снегом). Он такой же, как и она: иногда тихая и снежная, а иногда - суровая метель и вьюга. Более того, зима, время года охватывающее завершение старого года и начало нового, в аспекте смены времен времен года зима предшествует обновлению мира и пробуждению природы весной, в то время как осень - время года, за которым закреплен дворянский мир, соотносимо с завершением годового цикла, с концом года. Зима предшествует рождению, осень - умиранию. Таким образом, будучи в коннотации с зимой как внутренне противоречивым временем года, связанным и с концом и началом и с завершением годового цикла и с его обновлением, Пугачев оказывается устремленным в будущее, в то время как мир дворян закреплен за осенью, временем умирания природы и завершения года.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые приемы создания художественного образа в литературе, но они, несомненно, позволяют раскрыть образ одного из главных героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Емельяна Пугачева, бродяги, вожатого. На данном уроке был применён метод проблемного обучения и некоторые его формы, которые были реализованы при выполнении некоторых заданий, направленных на раскрытие противоречивого образа Емельяна Пугачёва.

Ученики составляют синквейн, в котором должны отразить свои впечатления на тему «Пугачёв».

1. Существительное

2. Прилагательные

3. Глаголы

4. Предложение

5. Существительное

Таким образом, в ходе урока была доказана теория о противоречивости образа Емельяна Пугачева, которую автор показывает через отношение своего героя к сироте - Маше Мироновой, Петруше Гриневу, к капитану Миронову и его супруге.

Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость. Но облик Пугачева не

был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, поэтичность, веселость.

А.С. Пушкин не оценивает личность своего героя только лишь с одной стороны. Он показывает нам его во всем многообразии. В произведении много эпизодов, в которых герой заслуживает критики со стороны читателя, но также есть и много других моментов, когда мы приходим в восторг от его поступков. Злодейство и великодушие, добросердечие, ненависть и сочувствие , - все это соединено в противоречивом характере Емельяна Пугачева.

Мы и сегодня с неослабевающим интересом читаем произведение о людях и событиях далекого 18 века, потому что роман преподносит нам нравственные уроки, остающиеся в памяти на всю жизнь. Герои А.С. Пушкина учат нас быть милосердными, честными, не терять человеческого достоинства, не нарушать кодекс чести и оставаться людьми в любых ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можем сказать, что именно при проблемном подходе на уроках происходит диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворче-ство, саморазвитие. Метод проблемного обучения считается одним из сложных, но в то же время является самым интересным в своей практической реализации. Ведь путь проблемного изучения произведения ведет обучающихся от наблюдения за сюжетом и нравственными коллизиями к постижению авторской позиции, социально-эстетическому рассмотрению произведения.

Список литературы

1. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Бак-санский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2016.-№1.- С. 19-25.

2. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т).-2002.-№ 11.- С. 35- 37.

3. Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки». М., издат. АН СССР, 1978 г.

4. Пушкин А. С. «История пугачевского бунта». М., «Детская литература», 2013 г.

5. Пушкин А. С. Повесть «Капитанская дочка». М., «Детская литература», 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.