Научная статья на тему 'Система эпиграфов, характеризующих героев литературных произведений (на примере романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)'

Система эпиграфов, характеризующих героев литературных произведений (на примере романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2015
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система эпиграфов, характеризующих героев литературных произведений (на примере романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

<<ШУ1©ЗДиМ"^©иГМ&1>>#Щ63)),2©2© / PHILOLOGICAL SCIENCES_

Казарян М.А.

студентка 5 курса группы ИФ5Р Научн. рук. : Погребная Я.В.,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11749 СИСТЕМА ЭПИГРАФОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»)

Ghazaryan M.A.

5th year student of the IF5R group Scientific hands: Pogrebnaya Ya. V., Doctor of Philology, Professor, Department of Russian and World Literature and Teaching Technologies

SYSTEM OF EPIGRAPHES CHARACTERIZING HEROES OF LITERARY WORKS (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL AS PUSHKIN "CAPTAIN'S DAUGHTER")

Изучение и интерпретация значения и роли эпиграфа к литературному произведению - одна из актуальных проблем в современной науке о литературе. Эпиграф - значимый композиционный и идеологический компонент произведения, его смысловой концентрат, обобщенный смысл произведения или его части, предваряющий его содержание. Эпиграф предваряет литературное произведение, способствует установлению коммуникации с читателем, стимулируя развитие читательского интереса и формируя у читателя определенный эмоциональный настрой и точку зрения на содержание произведения или его части.

Особенностью пространственно-временной и композиционной организации пушкинских произведений является присутствие почти во всех из них эпиграфов. Уже в эпиграфах, которые автор предпосылает своим произведениям, он создает своеобразный художественный мир, отнюдь не автономный, а гармонически контактирующий с повествовательным миром произведения. Вот почему эпиграф в пушкинских произведениях занимает столь важное место. Эпиграфы у А.С. Пушкина не только приоткрывают внутренний смысл и подтекст литературного произведения, но и выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов автора. А.С. Пушкин придавал огромное значение эпиграфам к произведениям и их отдельным частям (главам), пушкинский эпиграф выступает способом выделения смысловых акцентов, включения читателя в диалог с автором, ключом для понимания смысла произведения, характера героя или особенностей показанных событий.

В центре нашего внимания находится система эпиграфов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Наша задача состоит в разработке типологической характеристики эпиграфов романа, определении их смыслового и художественного значения. Изучение исторического романа Пушкина в единстве его различных семиотических аспектов отвечает актуальным тенденциям развития современного гуманитарного знания и школьного образования. Концепция личности и ее роли в истории формируется и выражается в пушкинском романе

«Капитанская дочка» через систему художественных средств. Среди них одну из важнейших функций выполняют эпиграфы к отдельным главам и к роману в целом, предлагающие осмысление проблематики романа в более широком историческом и художественном контексте. Именно поэтому особый интерес вызывают эпиграфы, направленные на раскрытие характера главных героев романа.

Эпиграф к II главе «Вожатый» интересен тем, что имеет двойной адресат, в него включена информация о двух персонажах: и Гриневе, и Пугачеве. Без её учёта функция эпиграфа была бы раскрыта не полностью:

Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня)

Мы знаем, что Гринев попал в «незнакомую сторону», для Пугачёва же она была хорошо знакома. Получается, что Гринёва «завезла» «Пры-тость, бодрость молодецкая / И хмелинушка кабацкая». Первая часть слов относится к одному герою, а вторая - к другому (Савельич называет Пугачева «пьяницей оголелым»). В Гриневе подчёркнуты естественные черты его возраста, в Пугачеве отмечена его принадлежность к народу, привыкшему глушить свои беды в вине. Характерологическую функцию эпиграфа в этом случае можно назвать двойной.

Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная)

К V главе «Любовь» автор использует два эпиграфа. Первый эпиграф предупреждает о препят-

PHILOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>#Щ61)),2©2©

ствиях, которые встанут перед влюблёнными, и выступает характеризующим образ главной героини. Пётр Гринёв нашёл в Маше Мироновой «благоразумную и чувствительную девушку», которая позже проявит верность, самоотверженность, здравый смысл, интуицию. У неё «одна беда»: она - бесприданница. Героиня серьёзно относится к любви (название главы), она для неё равна замужеству (такое отношение можно встретить в народной традиции, к которой отсылает жанр эпиграфа - «песня народная»).

Второй эпиграф, говорящий о разлуке, связан с финалом главы. После отказа отца Петра в благословении, Маша решает: «Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Пётр Андреевич; а я за вас обоих». Она желает ему счастья с другой, волнуясь, будет ли он вспоминать её. Эпиграф дополняет короткую фразу девушки, прерванную слезами, он психологически насыщает ситуацию: только чистая, искренняя любовь способна на такой поступок.

Эпиграфом к главе X «Осада города» представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV.

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

(М.М.Херасков)

Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик. Эпиграф указывает на раскрытие человечности Емельяна Пугачёва в ответ на человеч-ность,проявление благодарности в отношении него, которая для А.С.Пушкина считалась высшим проявлением человечности.

Эпиграфы, которыми А.С.Пушкин предварял каждую главу своего произведения - больше, чем просто эпиграфы (цитаты, выражающие главную идею произведения или его части). Пушкин через эпиграф заранее сообщал читателю - на что или на кого нужно обратить особое внимание при прочтении главы. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» эпиграфы точно и чётко дают характеристику героям, давая возможность читателю оценить, как внешний вид, так и внутреннее состояние литературного героя.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 54.

2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

3. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. М.: Флинта, 1999. - 395 с.

4. Листов B.C. К истолкованию эпиграфов «Капитанской дочки» // Пушкин и мировая культура. Мат-лы 6-й Междунар. конф. Крым, 27 мая 1 июня 2002 г. СПб-Симферополь, 2003. С. 123 - 130.

5. Литературный Энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. - 750 с.

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. М.: Искусство, 2001.

7. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т.2: Статьи по истории русской литературы XVIII пер. пол. XIX века. - Таллин: Александра, 2002. -478 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993.

9. Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Аст-рель, 2011.

10. Храмченков А.Г. Эпиграф как особый вид цитации // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. - Минск, 1993. C. 28-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.