Научная статья на тему 'Метод оптимизации потоков пациентов при организации мероприятий по оказанию санаторно-курортной медицинской помощи'

Метод оптимизации потоков пациентов при организации мероприятий по оказанию санаторно-курортной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ДОЛЕЧИВАНИЕ БОЛЬНЫХ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПОТОКОВ ПАЦИЕНТОВ / SANATORIUM-RESORT MEDICAL HELP / AFTERTREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов Алексей Андреевич

Приоритетным направлением совершенствования системы организации санаторно-курортного долечивания работающих граждан непосредственно после стационарного лечения на основе её анализа является оптимизация потоков пациентов, направляемых на долечивание и совершенствование системы обращения санаторно-курортных путевок. Автором предложена и внедрена оптимизированная схема организации долечивания, предоставляющая возможность перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся потребности пациентов, получающих стационарное лечение в лечебных учреждениях, в санаторно-курортных путевках, а также сокращающая сферу обращения бланков строгой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of optimization of patients' streams during the organization of sanatorium-resort medical help

The priority direction of the improvement of the system of the organization of sanatorium-resort aftertreatment of working people straight after hospital on the basis of its analysis is considered to be the optimization of patient' streams, directed to the aftertreatment, and improvement of the system of sanatorium-resort trip tickets. The author of the article has suggested and introduced the optimized scheme of organization of aftertreatment which gives the opportunity of distribution of patients' streams between different sanatoriums on the basis of real necessity of patients, who get medical help in hospitals, in sanatorium-resort trip tickets and also this scheme helps to eliminate the quantity of documentation.

Текст научной работы на тему «Метод оптимизации потоков пациентов при организации мероприятий по оказанию санаторно-курортной медицинской помощи»

УДК 614.213

МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ПОТОКОВ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ

А.А. Коновалов, ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Н. Новгород

Коновалов Алексей Андреевич - e-mail: konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru

Приоритетным направлением совершенствования системы организации санаторно-курортного долечивания работающих граждан непосредственно после стационарного лечения на основе её анализа является оптимизация потоков пациентов, направляемых на долечивание и совершенствование системы обращения санаторно-курортных путевок. Автором предложена и внедрена оптимизированная схема организации долечивания, предоставляющая возможность перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся потребности пациентов, получающих стационарное лечение в лечебных учреждениях, в санаторно-курортных путевках, а также сокращающая сферу обращения бланков строгой отчетности.

Ключевые слова: санаторно-курортная медицинская помощь, долечивание больных, оптимизация потоков пациентов.

The priority direction of the improvement of the system of the organization of sanatorium-resort aftertreatment of working people straight after hospital on the basis of its analysis is considered to be the optimization of patient' streams, directed to the aftertreatment, and improvement of the system of sana-torium-resort trip tickets. The author of the article has suggested and introduced the optimized scheme of organization of aftertreatment which gives the opportunity of distribution of patients' streams between different sanatoriums on the basis of real necessity of patients, who get medical help in hospitals, in sanatorium-resort trip tickets and also this scheme helps to eliminate the quantity of documentation.

Key words: sanatorium-resort medical help, aftertreatment

В последние годы сложилась неоднородность управлен-ч еских подходов к организации санаторно-курортной медицинской помощи работающим гражданам непосредственно после стационарного лечения, обусловленная отчасти устаревшей и несогласованной нормативной базой.

В целях минимизации количества невостребованных путевок рациональным представляется, прежде всего, введение системы оперативного (в идеале - в режиме реального времени) перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

потребности пациентов, получающих стационарное лечение в лечебных учреждениях. Эта мера позволит не допустить «застывания» системы, оперативно компенсируя возросшую по факту потребность в направлении пациентов на долечивание одних учреждений за счет недорасходования санаторно-курортных путевок в других.

В целях оптимизации оборота бланков строгого учета и отчетности (бланков путевок) и исключения их утерь была предложена модель оборота бланков путевок без их физического перемещения.

Для этого предложено ввести в схему организации долечивания дополнительное координирующее звено, призванное в режиме реального времени решать задачи диспетчирования путевок на основе единой информационной системы и постоянно обновляющейся базы данных.

Этим звеном стал координационный центр, реализованный на базе ГУЗ НО «Медицинский информационноаналитический центр» (рис. 1).

Министерство

здравоохранения

по договору купли Возврат на отватстввннод

Санатории

Координационный центр ГУЗ НО МИАЦ

Согласование

запросов

Лечебные

учреждения

Пациенты

РИС. 1.

Оптимизированная схема обращения санаторно-курортных путевок при организации долечивания. Пунктиром обозначена сфера обращения бланков строгой отчетности, красным цветом выделены ранее отсутствовавшие регулирующие связи.

Алгоритм работы координационного центра ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» по бронированию санаторно-курортных путевок был построен в соответствии с разработанной блок-схемой, приведенной на рисунке 2.

Для оценки выполняемой работы по планированию объема заказа санаторно-курортных путевок и по управлению их потоками было предложено ввести измеримый численный критерий - «коэффициент потерь», рассчитываемый по следующей формуле: к

("^1 невостребованных ^I дефицитных)

__________________________________ , где

КП =

1=1

N.

приобретенных

КП - «коэффициент потерь»,

N - число путевок (невостребованных, дефицитных,

всего),

к - число лечебно-профилактических учреждений, участвующих в системе долечивания.

Предложенный коэффициент выражает долю в общем количестве приобретенных путевок невостребованных (в случае, если предложение превысило спрос) и дефицитных (в случае, если спрос превысил предложение). Первый элемент числителя указывает на излишний объем заказан-

ных путевок, второй демонстрирует неадекватно низкое их количество.

В общем случае, чем больше коэффициент потерь, тем больше диспропорций допущено при планировании, и тем хуже организовано распределение и согласование потоков пациентов между лечебно-профилактическими учреждениями и санаторно-курортными организациями.

РИС. 2.

Блок-схема алгоритма работы координационного центра ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» по бронированию санаторно-курортных путевок.

Предложенный коэффициент потерь может рассчитываться как для каждого учреждения, так и по всему кругу учреждений, характеризуя деятельность системы распределения и, в частности, координационного центра.

При этом в случае, если диспетчеризация путевок производится координационным центром, в формуле коэффициент потерь сводится к нулю, так как неизрасходованные путевки останутся только в базе данных координационного центра, а не в лечебно-профилактических учреждениях.

Далее на основе предложенной модели нами были классифицированы возможные ошибки, возникающие на этапе планирования и распределения путевок на три типа, подробно охарактеризованные в таблице.

ТАБЛИЦА.

Сравнительная характеристика основных ошибок при организации мероприятий по долечиванию

Типы ошибок Симптом Причина Пути решения

1 2 3 4

Первого типа Высокое количество нераспределенных путевок, дефицита нет Дефект планирования на этапе заказа путевок, заказ избыточен Уменьшение заказа за счет избыточных профилей путевок

Второго типа Нет нераспределенных путевок, дефицит есть Дефект планирования на этапе заказа путевок, заказ недостаточен Увеличение заказа за счет дефицитных профилей путевок

Третьего типа Высокое количество нераспределенных и дефицитных Задержка перераспределения Ускорение перераспределения координационным центром

Предложенная классификация ошибок призвана систематизировать и усовершенствовать подходы к планированию количества путевок как на этапе подготовки конкурсной документации, так и на этапе их распределения.

При этом с внедрением координационного центра, соотношение количества и значимости различных типов ошибок должно измениться. На первый план должны выйти ошибки третьего типа, в то время как ошибки первого и второго типов должны отойти на второй план.

Внедрение координационного центра полностью решило проблему оборота бланков строгого учета и отчетности (бланков путевок) с помощью модели оборота бланков путевок без их физического перемещения. Заказчик, закупая бланки путевок у санаторно-курортной организации, не

получает их «на руки», а одномоментно передает их на ответственное хранение в санаторно-курортную организацию, при этом все передачи документально фиксируются. При заключении (подписании) государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации (долечиванию) больных из числа работающих граждан непосредственно после стационарного лечения, подтверждающего закупку санаторно-курортных услуг, эквивалентом которых являются санаторно-курортные путевки, одновременно оформляется Договор ответственного хранения санаторнокурортных путевок с актом приема-передачи закупленных бланков санаторно-курортных медицинских путевок на ответственное хранение. Бланки путевок остаются в сананаторно-курортной организации, фактически являясь

РИС. 3.

Оптимизированная схема взаимодействия между участниками системы долечивания работающих граждан для оказания санаторно-курортной медицинской помощи.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

собственностью заказчика. Затем номера бланков санаторнокурортных путевок списком передаются в координационный центр и при подаче туда заявки в лечебно-профилактическое учреждение сообщается номер бланка путевки на долечивание. Бланки путевок оформляются в санаторно-курортной организации при поступлении пациента на долечивание.

Таким образом, действующая модель оборота бланков путевок без их физического перемещения полностью исключает из сферы обращения бланков пациентов, лечебнопрофилактические учреждения, заказчика и сам координационный центр.

Как показал опыт работы координационного центра, в течение 2010 года не было утрачено ни одного бланка путевок, то есть риски потерь путевок на уровне выдающих лечебных учреждений (порча бланков) и пациентами (утери) были сведены к нулю.

Данная модель существенно сокращает трудозатраты и финансовые средства, которые необходимы для создания условий, требуемых для хранения бланков строгой отчетности у заказчика, в лечебно-профилактических учреждениях, а также при восстановлении утраченных бланков санаторнокурортных путевок.

При этом находящаяся в координационном центре база данных номеров бланков санаторно-курортных путевок и пациентов, получивших путевки на долечивание, позволяет в режиме реального времени оценивать спрос на услуги по долечеванию и оперативно реагировать на любые изменения спроса, а также достаточно точно прогнозировать последующий спрос на продолжительный период.

Итак, положительный экономический эффект перечисленных предложений будет обусловлен следующими факторами:

- сокращением трудоемкости со стороны лечебнопрофилактических учреждений (высвобождение времени, необходимого для создания условий, требуемых для хранения бланков строгой отчетности);

- сокращением трудоемкости со стороны санаторнокурортных организаций (высвобождение ресурсов, связанных с восстановлением утерянных путевок и путевок, выданных не явившимся на лечение пациентам);

- сокращением трудоемкости со стороны ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр», связанным с наличием единой базы данных и, как следствие, автоматизацией аналитической работы (высвобождение времени, связанного с периодическим сбором и анализом данных по долечиванию);

- снижением количества невостребованных путевок, обусловленным введением диспетчеризации пациентов на этапе возникновения спроса.

В целях обеспечения внедрения разработанных предложений и нормативной формализации предложенных мер была разработана Инструкция по организации оказания работающим гражданам санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторнокурортных организаций, утвержденная приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 23.11.2010 № 1759.

Инструкцией определены участники системы долечивания, в т. ч.:

• Министерство здравоохранения Нижегородской области;

• ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр»;

• санаторно-курортные организации, в которых в соответствии с законодательством размещен государственный заказ на санаторно-курортные путевки;

• лечебно-профилактические учреждения, имеющие право направления пациентов на долечивание.

Между Министерством здравоохранения Нижегородской области, Медицинским информационно-аналитическим центром и учреждениями здравоохранения, участвующими в системе долечивания, заключаются трехсторонние соглашения по организации оказания работающим гражданам санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций.

Остановимся подробнее на функциях каждого участника взаимодействия, проиллюстрированных на рисунке 3.

Функции Министерства здравоохранения Нижегородской области:

- организация приобретения путевок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и информирование остальных участников о заключении государственных контрактов в течение одного рабочего дня с момента их подписания;

- передача путевок на ответственное хранение в санатории с указанием возможности расходования путевок по соответствующим государственным контрактам;

- оплата реестров оказанной санаториями помощи в соответствии с условиями государственных контрактов после получения от ГУЗ НО МИАЦ актов экспертизы реестров пациентов.

Функции ГУЗ НО «Медицинский информационноаналитический центр»:

- информирование учреждений здравоохранения о наличии свободных мест в санаторно-курортных организациях и об ответственных сотрудниках санаториев;

- прием от учреждений здравоохранения заявок на долечивание по установленной форме по адресу электронной почты, бронирование путевки и информирование в течение одного рабочего дня ответственного специалиста учреждения здравоохранения о номере бронированной путевки;

- прием от санаториев счетов и пакета документов для экспертизы и в течение пяти рабочих дней проведение экспертизы документов на предмет выявления ошибок, являющихся основанием для отказа в оплате;

- по результатам экспертизы подготовка акта экспертизы счета, а также при необходимости реестр санаторнокурортных путевок, полностью и (или) частично отклоненных от оплаты.

Функции лечебно-профилактических учреждений:

- отбор и направление врачебной комиссией больных на оказание санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций по перечню заболеваний в соответствии с рекомендациями по медицинскому отбору больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) в санатории;

- после решения врачебной комиссии о направлении больного, но не позднее трех рабочих дней до даты заезда, направление заявки в электронном виде на бронирование путевки по установленной форме в ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» и в течение одного рабочего дня получение номера бронированной путевки;

- оформление направления на долечивание с указанием номера забронированной путевки и конкретного санатория, а также пакета сопроводительных медицинских документов.

Функции санаторно-курортных организаций:

- тиражирование санаторно-курортных путевок по форме, установленной приказом Минфина РФ от 10.12.1999 № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности» и передача серий и номеров путевок в разрезе профилей в ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр»;

- по прибытии пациента проверка правильности и полноты оформления направления и оформление путевки с забронированным номером, указанным в направлении;

- в случае неприбытия пациента в срок заезда забронированной путевки информирование ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» о снятии брони;

- ежедневно до 16:00 направление в ГУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» оперативной информации о наличии свободных мест и движении пациентов;

- в установленный срок предоставление пакета документов на оплату израсходованных санаторно-курортных путевок за отчетный период.

Деятельность координационного центра по направлению на долечивание в соответствии с новым Регламентом была начата со 2 марта 2010 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Ранее действовавшая система организации санаторнокурортного долечивания постепенно теряет актуальность, что обусловлено устареванием нормативной базы в современных социально-экономических условиях.

2. Приоритетным направлением совершенствования системы на основе её анализа является оптимизация потоков пациентов, направляемых на долечивание и совершенствование системы обращения санаторно-курортных путевок.

3. В целях оценки работы по планированию заказа и по управлению потоками пациентов введен измеримый численный критерий - «коэффициент потерь». В результате внедрения разработанных предложений указанный показатель удалось снизить по отдельным категориям от 2 до 4 раз.

4. На основе указанного критерия классифицированы возможные ошибки, возникающие на этапе планирования и распределения путевок на санаторно-курортное обеспечение, и предложены способы устранения их причин.

5. Предложена оптимизированная схема организации долечивания, предоставляющая возможность оптимального перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся потребности лечебных учреждений.

6. Предложена и внедрена модель оборота бланков строгого учета и отчетности (бланков санаторно-курортных путевок) без их физического перемещения, существенно сокращающая сферу обращения бланков.

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.