Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Town planning and architecture
УДК 711.585
П.А. СКАЧКОВ1, информатик-архитектор ([email protected]), О.С. ГОРНЕВА2, канд. архитектуры,
С.В. ШУТОВ1, инженер, К.В. ГНАТЮК1, инженер
1 Муниципальное бюджетное учреждение «Мастерская генерального плана» (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, оф. 555) 2 Уральская государственная архитектурно-художественная академия (62007, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23)
Метод определения потенциала развития застроенных жилых территорий
Представлен метод, позволяющий определить потенциал развития застроенных жилых территорий при условии замещения аварийного, ветхого и морально устаревшего жилого фонда новыми и усовершенствованными объектами жилищно-гражданского строительства. Его применение на предпроектном этапе позволит создать ряд требований к развитию застроенных территорий, при соблюдении которых будет обеспечен высокий уровень комфорта в формируемых микрорайонах, выраженный не только в жилищной обеспеченности, но также в развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Предложенный метод реализован в виде расчетной модели, выполненной в информационной системе обеспе чения градостроительной деятельности, и применен при разработке Схемы размещения жилищно-гражданского строительства городского округа - Муниципального образования «город Екатеринбург». В качестве дальнейших направлений для исследования можно выделить формирование показателей потребности в местах приложения труда, благоустройстве территорий и ограничений архитектурно-планировочных решений.
Ключевые слова: развитие застроенных территорий, жилищно-гражданское строительство, социальная инфраструктура, энергоэффективность, потенциал, энергосбережение, инженерная инфраструктура, транспортная инфраструктура.
P.A. SKACHKOV1, Information Scientist (Architect) ([email protected]), O.S. GORNEVA2, Candidate ofArchitecture, S.V. SHUTOV1, Engineer, K.V. GNATYUK1, Engineer 1 Municipal Budget Organization "Masterskaya general'nogo plana" (1, office 555, Bankovsky pereulok, 620014, Yekaterinburg, Sverdlovsk Oblast, Russian Federation) 2 Ural State Academy of Architecture and Arts (23, Karla Libknekhta Street, 620075, Yekaterinburg, Russian Federation)
Method for Determining the Development Potential of Built-Up Residential Areas
The method making it possible to determine the potential of development of built-up residential areas under the condition of replacement of emergency, shabby, and obsolete housing stock with new and improved objects of housing and civil construction is presented. Its use at the pre-project stage will create a number of requirements for the development of built-up areas, observation of which will ensure a high level of comfort in forming micro-districts, expressed not only in housing but also in the development of social, transport and engineering infrastructure. The proposed method has been realized as a computational model executed in the information system for urban planning and applied in the course of the development of the Scheme of housing-civil construction location of the city district - Municipal formation "the city of Yekaterinburg". As future directions for research, the formation of indicators of need in places of employment, improvement of territories and limitations of architectural-planning conceptions can be selected.
Keywords: development of built-up areas, housing-civil construction, social infrastructure, energy efficiency, potential, power saving, engineering infrastructure, transport infrastructure.
В настоящее время города Российской Федерации развиваются за счет двух основных мероприятий, описанных в градостроительном кодексе Российской Федерации:
- комплексного освоения территорий;
- развития застроенных территорий.
Несмотря на заметный рост показателя обеспеченности населения жильем (м2/чел.) и повышение уровня комфорта в новых районах городов за счет комплексного освоения территорий, необходимо учитывать и отрицательные стороны данного мероприятия:
- с экономической точки зрения оно является более затратным, чем развитие застроенных территорий в связи с необходимостью создания городской инфраструктуры;
- значительная часть капиталовложений (на развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры) формируется за счет государственного бюджета ввиду заинтересованности инвесторов в возведении и реализации на рынке недвижимости исключительно жилого фонда;
4'2015 ^^^^^^^^^^^^^
- основной акцент на данном мероприятии приводит к деградации уже застроенных территорий, так как существующий жилой фонд перестает соответствовать современным нормам и стандартам по обеспечению условий для проживания людей [1-8].
Учитывая эти особенности, следует сформировать стратегию сбалансированного преобразования городов, в которой развитие застроенных территорий должно рассматриваться как мероприятие, эквивалентное комплексному освоению территорий. При реализации данной процедуры необходимо проводить анализ жилого фонда и планировочных единиц (микрорайонов) (рис. 1) с целью формирования требований по сносу, реконструкции, капитальному ремонту и возведению новых зданий, а также расчета увеличения сопутствующей потребности в социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры [9].
Анализ жилого фонда позволяет выделить два основных этапа его модернизации (рис. 2):
- 3
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Условные обозначения:
| ~[ - граница микрорайона | - дошкольные образовательные учреждения |-|-|-| -территории образовательных учреждений
и - многоквартирные жилые дома | | ~ расчетная площадь микрорайона | - общеобразовательные учреждения
Рис. 1. Фрагмент схемы микрорайонов Орджоникидзевского планировочного района г. Екатеринбурга (М 1:10 000)
- развитие застроенных территорий за счет замещения ветхих и аварийных жилых домов новым жилым фондом с целью решения острых социальных проблем;
- развитие застроенных территорий за счет сноса, реконструкции и капитального ремонта физически и морально устаревших жилых домов.
Для определения данных этапов необходимо руководствоваться «Муниципальной адресной схемой сноса и реконструкции жилого фонда», утвержденной представительным органом местного самоуправления. Данная программа должна быть сформирована с учетом физического износа жилого фонда.
Для обеспечения комплексного подхода развиваемые территории должны рассматриваться в совокупности с остальными земельными участками, входящими в состав планировочных единиц (микрорайонов). Это позволит рассчитать не только потенциал территорий, в границах которых будут реализованы проектные решения, но также про-
4| -
анализировать потребность сохраняемого жилого фонда и за счет развития сопредельных территорий улучшить в нем качество жизни. Микрорайоны следует определять как территории, ограниченные магистральными улицами и/или естественными границами (рельефом, железнодорожными путями, границей лесопарковой зоны и т. п.).
Современной технико-экономической моделью, описанной в СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», в качестве определяющего параметра комфортности проживания на территории установлена плотность населения. Благодаря этому возможно на стадии анализа произвести расчет потенциального населения микрорайона. Данный потенциал следует считать на площадь микрорайона, из которой исключены площади земельных участков под объектами районного и городского значения (расчетную площадь микрорайона), иначе будет происходить искусственное занижение плотности населения.
^^^^^^^^^^^^^ 42015
Научно-технический и производственный журнал СТРОИТЕ, ньство Town planning and architecture
1-—: \ - -ш-
Условные обозначения:
^^^ - граница микрорайона
-1-й этап развития застроенных территорий
- многоквартирные жилые дома
- дошкольные образовательные учреждения
| и - расчетная площадь микрорайона
- 2-й этап развития застроенных территорий | | | | -территории образовательных учреждений и - общеобразовательные учреждения
Рис. 2. Этапы развития застроенных территорий микрорайона в границах улиц: Кировградская — Ильича — Победы — Кузнецова г. Екатеринбурга (М 1:5 000)
В таком случае потенциально возможное население микрорайона (далее - потенциал микрорайона) (чел.) может быть выражен как произведение расчетной площади микрорайона (га) на расчетный показатель плотности населения (чел./га).
После расчета потенциала микрорайона необходимо распределить проектное население на первый и второй этапы освоения. Для этого каждому этапу можно назначить коэффициент равномерного расселения, который может быть
рассчитан как соотношение площади территории участков, вовлекаемых на рассматриваемом этапе развития территории, к площади всех участков, выделенных для развития застроенных территорий микрорайона.
Для укрупненного расчета затрат на строительство на каждом этапе через проектный показатель обеспеченности (м2/чел.) можно рассчитать количество вновь вводимого жилья.
Градостроительство и архитектура
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
После расчета населения и жилого фонда следует рассчитать его потребности в социальной инфраструктуре. Объекты социальной инфраструктуры нормируются по принципу минимальной обеспеченности населения и максимальной территориальной доступности. Соответственно, рассчитав население, можно выявить и его потребность в объектах социальной инфраструктуры для каждого микрорайона.
При этом объекты с низкими показателями максимальной территориальной доступности, такие как дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, следует рассчитывать для обеспечения потребности микрорайонов, в пределах которых они были размещены. Это позволит обеспечить автономность планировочных единиц и повысит уровень безопасности использования социальной инфраструктуры.
Расчет потребности в социальной инфраструктуре необходимо производить не только для населения проектируемой жилой застройки, но и для сохраняемого населения при выделении и резервировании земельных участков для строительства.
Вопросам энергоэффективности и энергосбережения в России уделяется большое внимание. Применение современных технологий в строительстве и реконструкции зданий, внедрение разного уровня программ и законов в области энергосбережения приводят к значительному сокращению потребления ресурсов. В связи с этим появляется потенциал существующей инженерной инфраструктуры, который может быть использован для обслуживания перспективной застройки. При его расчете в первую очередь проводится отбор инженерных коммуникаций по фактору удовлетворительного технического состояния ввиду нецелесообразности учета аварийных сетей. Расчет потенциала сети позволяет определить для нее такие параметры, как возможное максимально допустимое добавочное количество потребителей, объем и высотность перспективной жилой застройки, обслуживаемой этим участком сети.
Ввиду ограниченного количества источников ресурсо-снабжения, обслуживающих застройку планировочных единиц, следует производить расчет перспективной потребности в инженерной инфраструктуре на прирост населения. Данный расчет позволит выявить необходимость в модернизации и строительстве источников ресурсоснабжения.
Одним из условий обеспечения высокого уровня жизни в городской среде является создание удобной транспортной инфраструктуры, которая позволяет в кратчайший срок осуществить корреспонденцию жителей города (в первую очередь от места проживания до места приложения труда). Однако улично-дорожная сеть городов Российской Федерации не была рассчитана на современный уровень автомобилизации, в связи с чем на ее узлах (перекрестках, развязках) возникают автомобильные заторы.
Расчет пропускной способности ключевых перекрестков и загруженности их в часы пик позволяет выявить проблемные участки улично-дорожной сети. В качестве ключевых перекрестков рассматриваются транспортные узлы, через которые проходит основной трафик и осуществляется связь между планировочными районами города. Для расчета используются данные о количестве транспортных единиц, проезжающих через них в часы пик. Это позволяет рассчитать перегрузку данных узлов и предложить мероприятия, такие как реконструкция и строительство элементов улично-дорожной сети [10].
Следует отметить, что улучшение характеристик улично-дорожной сети не снимает проблему сверхнормативного уровня автомобилизации. Ее можно решить за счет развития и популяризации общественного транспорта. Для определения мероприятий, способствующих этому, предлагается провести анализ провозной возможности общественного транспорта. По результатам анализа возможно оценить необходимость создания новых и ликвидацию существующих маршрутов, а также целесообразность изменения интенсивности движения и количество транспортных единиц в зависимости от прироста населения в расчетных микрорайонах. В качестве исходных данных необходимо использовать нагрузку на существующий общественный транспорт и процентное соотношение пассажиров, пользующихся тем или иным видом общественного транспорта.
Проведение комплексного анализа на предпроектном этапе позволит создать ряд требований к развитию застроенных территорий, при соблюдении которых будет обеспечен высокий уровень комфорта в формируемых микрорайонах, выраженный не только в жилищной обеспеченности, но также в развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. В качестве дальнейших направлений развития описанного метода можно выделить формирование показателей потребности в местах приложения труда, благоустройстве территорий и ограничений архитектурно-планировочных решений.
Предложенный метод реализован в виде расчетной модели, выполненной в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и применен при разработке Схемы размещения жилищно-гражданского строительства городского округа - Муниципального образования «город Екатеринбург».
Список литературы
1. Лежава И. Г. Проблемы проектирования городов России // Жилищное строительство. 2013. № 5. С. 5-13.
2. Федосов Л.С. Вопросы управления градостроительным развитием // Жилищное строительство. 2014. № 4. С. 18-20.
3. Каримов А.М. Основные направления развития архитектуры и градостроительства в XXI веке // Жилищное строительство. 2009. № 5. С. 5-7.
4. Есаулов Г.В.. Современные проблемы и тенденции в архитектуре // Жилищное строительство. 2013. № 11. С. 20-26.
5. Вильнер М.Я., Акбиев Р.Т., Морозова Т.В. О проблемах градостроительной политики и управлении развитием территорий в Российской Федерации // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. 2011. № 5. С. 37-40.
6. Файзуллин И.Э. Градостроительная политика и развитие территорий. Роль градостроительной политики в развитии территориального планирования // Российское предпринимательство. 2010. № 7-2. С. 112-116.
7. Вавакин Л.В. О формировании государственной системы управления градостроительным развитием территорий, городов и поселений // Academia. Архитектура и строительство. 2011. № 1. С. 63-66.
8. Гордеева Е.П. Организация медицинского обслуживания населения в новых микрорайонах // Жилищное строительство. 2014. № 4. С. 7-9.
6
42015
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Town planning and architecture
9. Беловодов А.Н., Нужнова С.Л. Проблемы развития застроенных территорий и пути их решения. Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: Сборник статей международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС. 2013. С. 13-19.
10. Михеева Т.И., Сапрыкина О.В. Кластеризация как инструмент анализа улично-дорожной сети мегаполиса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. (http://www.science-education.ru/119-14940/. Дата обращения 09.03.2015)
References
1. Lezhava I. G. Problems of design of the cities of Russian. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2013. No. 5, pp. 5-13/ (In Russian)/
2. Fedosov L.S. Issues of management of town planning development. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2014. No. 4, pp. 18-20. (In Russian).
3. Karimov A.M. Main Directions of Architecture and Town Planning Development in the XXI Century. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2009. No. 5, pp. 5-7. (In Russian).
4. Esaulov G.V. Modern Problems and Trends in Architecture. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2013. No. 11, pp. 20-15. (In Russian).
5. Vilner M. Ya., Akbiyev R. T., Morozova T.V. About problems of town-planning policy and management of development of territories in the Russian Federation. Prirodnye i
tekhnogennye riski. Bezopasnost' sooruzhenii. 2011 . No. 5, pp. 37-40. (In Russian).
6. Fayzulin I.E. Town-planning policy and development of territories. Role of town-planning policy in development of territorial planning. Rossiiskoe predprinimatelstvo. 2010. No. 7-2, pp. 112-116. (In Russian).
7. Vavakin L.V. About formation of the state control system by town-planning development of territories, the cities and settlements. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2011. No. 1, pp. 63-66. (In Russian).
8. Gordeeva E.P. Organization of medical service of population in remote micro-districts // Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2014. No. 4, pp. 7-9. (In Russian).
9. Belovodov A.N., Nuzhnova S. L. Problems of development of the built-up territories and a way of their decision. Sovremennye tendentsii v gosudarstvennom upravlenii, ekonomike, politike, prave: sbornik statei mezhduna-rodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov [Current trends in public administration, economy, policy, the right: collection of articles of the international nauchnoprak-tichesky conference of young scientists, graduate students and students]. Rostov-na-Donu: YuRIF RANKhiGS. 2013, pp. 13-19. (In Russian).
10. Mikheyeva T.I., Saprykina O. V. Klasterization as tool of the analysis of a street road network of the megalopolis // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 5. (http://www.science-education.ru/119-14940/. Date of the address 09.03.2015). (In Russian).
ВИНТОВЫЕ ГРУНТОВЫЕ АНКЕРА
АТЛАНТ
ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ В НАЛИЧИИ НА СКЛАДЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ ПЕРЕСОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ
(495] 226-18-37 (342) 200-79-00
[email protected] www.anker-system.ru
А
АНКЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
Реклама