Научная статья на тему 'Проблемы градостроительного районирования территорий в условиях горно-долинного рельефа города Душанбе'

Проблемы градостроительного районирования территорий в условиях горно-долинного рельефа города Душанбе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
5043
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРНАЯ ДОЛИНА / ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / АЭРАЦИОННЫЙ РЕЖИМ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МИКРОКЛИМАТ / RESIDENTIAL BUILDING / INFRASTRUCTURE / MOUNTAIN VALLEY / ENGINEERING AND GEOLOGICAL ZONING / AERATION REGIME / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES / MICROCLIMATE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пиров М., Шукуров И.С.

В данной статье анализируется ряд проблем устойчивого развития территорий Душанбе. На сегодняшний день в республике происходит переселение (урбанизация) людей из кишлаков (сёл) в город, что создает напряженную демографическую и экологическую нагрузку на инфраструктуру города. Проведенный анализ показал, что карта аэрационного режима дает нам четко выделенные участки, которые пригодны для развития территории города и размещения жилых построек с учетом ветрового режима. Помимо этого, проанализированы инженерно-геологические ситуации и многолетние наблюдения за развитием территории. Были сделаны выводы, что город находится в сложных условиях с точки зрения инженерно-геологической ситуации. Предложен гранулометрический расчет грунта и графоаналитический метод расчёта ветрового режима. Для формирования благоприятной микроклиматической среды для жизнедеятельности требуются глубокие и всесторонние научно-практические исследования. В целях поддержания комфортного микроклимата существенную роль играет циркуляция воздуха и проникновение речных бризов и ветров с высоких вершин вглубь жилой застройки. Необходимо учитывать и горно-долинный рельеф в сочетании с другими стихийными бедствиями (землетрясение, обвал камня и грунтов, селевые потоки и т. д.). Все это усложняет формирование транспортной инфраструктуры, так как встает задача воздвигать такие сооружение как виадуки, туннели, мосты и оградительные подпорные стены от обвалов. Констатируется, что из-за неразвитости инфраструктуры предгорных долин, на территориях которых Душанбе мог бы полноценно развиваться, данный вопрос не учтен в новом генеральном плане, что является одной из проблем устойчивого его развития. Выявлено, что с целью улучшения микроклиматических условий жилой застройки необходимо учитывать все возможные благоприятные воздействия рек: Душанбе-Дарья и Кафарниган, а также высоких бризовых ветров с холмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of city-planning zoning of territories in the conditions of the mountain-valley relief of the city of Dushanbe

The article analyses a number of problems of sustainable development of territories of Dushanbe. Today in the republic of Tajikistan, there is a general tendency towards the resettlement of people from kishlaks (villages) to the city (urbanisation). This creates a tense demographic and considerable environmental burden on the infrastructure of the city. The analysis shows that a map of the aeration regime provides clearly defined areas that are suitable for the development of the city and the placement of residential buildings taking the wind regime into account. In addition, engineering-geological situations and long-term observations of the development of the territory were analysed. It was concluded that the city faces difficult conditions in terms of engineering and the underlying geological situation. A granulometric calculation of the soil and a graph-analytical method for calculating the wind regime are proposed. For the formation of a favourable microclimatic environment for human life requires deep and comprehensive scientific research. In order to maintain a comfortable microclimate, air circulation and the penetration of river breezes and winds from high peaks deep into residential development play a significant role. Here it is necessary to take the mountain-valley relief into account in combination with various natural disasters (earthquake, landslide of stone and soil, mudflows, etc.). All this complicates the formation of transport infrastructure, since the task of building such structures as viaducts, tunnels, bridges and protective retaining walls is threatened by landslides. It is concluded that one of the problems facing the city’s sustainable development is the issue of the underdeveloped infrastructure of the foothill valleys, into which territories Dushanbe could be developed, was not properly considered in the new master plan. It is shown that, in order to improve the microclimatic conditions of residential development, it will be necessary to consider all possible beneficial effects of the rivers: Dushanbe-Darya and Kafarnigan, as well as beneficial breezes from the hills.

Текст научной работы на тему «Проблемы градостроительного районирования территорий в условиях горно-долинного рельефа города Душанбе»

Оригинальная статья / Original article УДК 711.4-167

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-1 -174-185

Проблемы градостроительного районирования территорий в условиях горно-долинного рельефа города Душанбе

© М. Пиров, И.С. Шукуров

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация

Резюме: В данной статье анализируется ряд проблем устойчивого развития территорий Душанбе. На сегодняшний день в республике происходит переселение (урбанизация) людей из кишлаков (сёл) в город, что создает напряженную демографическую и экологическую нагрузку на инфраструктуру города. Проведенный анализ показал, что карта аэрационного режима дает нам четко выделенные участки, которые пригодны для развития территории города и размещения жилых построек с учетом ветрового режима. Помимо этого, проанализированы инженерно-геологические ситуации и многолетние наблюдения за развитием территории. Были сделаны выводы, что город находится в сложных условиях с точки зрения инженерно-геологической ситуации. Предложен гранулометрический расчет грунта и графоаналитический метод расчёта ветрового режима. Для формирования благоприятной микроклиматической среды для жизнедеятельности требуются глубокие и всесторонние научно-практические исследования. В целях поддержания комфортного микроклимата существенную роль играет циркуляция воздуха и проникновение речных бризов и ветров с высоких вершин вглубь жилой застройки. Необходимо учитывать и горно-долинный рельеф в сочетании с другими стихийными бедствиями (землетрясение, обвал камня и грунтов, селевые потоки и т. д.). Все это усложняет формирование транспортной инфраструктуры, так как встает задача воздвигать такие сооружение как виадуки, туннели, мосты и оградительные подпорные стены от обвалов. Констатируется, что из-за неразвитости инфраструктуры предгорных долин, на территориях которых Душанбе мог бы полноценно развиваться, данный вопрос не учтен в новом генеральном плане, что является одной из проблем устойчивого его развития. Выявлено, что с целью улучшения микроклиматических условий жилой застройки необходимо учитывать все возможные благоприятные воздействия рек: Душанбе-Дарья и Кафарниган, а также высоких бризовых ветров с холмов.

Ключевые слова: жилая застройка, инфраструктура, горная долина, инженерно-геологическое районирование, аэрационный режим, развитие территорий, микроклимат

Информация о статье: Дата поступления 28 декабря 2018 г.; дата принятия к печати 24 января 2019 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2019 г.

Для цитирования: Пиров М., Шукуров И.С. Проблемы градостроительного районирования территорий в условиях горно-долинного рельефа города Душанбе. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019;9(1):174-185. DOI: 10.21285/2227-2917-2019-1-174-185.

Problems of city-planning zoning of territories in the conditions of the mountain-valley relief of the city of Dushanbe

Mustakim Pirov., Ilhomzhon S. Shukurov

National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation

Abstract: The article analyses a number of problems of sustainable development of territories of Dushanbe. Today in the republic of Tajikistan, there is a general tendency towards the resettlement of people from kishlaks (villages) to the city (urbanisation). This creates a tense demographic and considerable environmental burden on the infrastructure of the city. The analysis shows that a map of the aeration regime provides clearly defined areas that are suitable for the development of the city and the placement of residential buildings taking the wind regime into account. In addition, engineering-geological situations and long-term observations of the development of the territory were analysed. It was concluded that the city faces difficult conditions in terms of engineering and the underlying geological situation. A granulomet-ric calculation of the soil and a graph-analytical method for calculating the wind regime are proposed. For

Том 9 № 1 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _pp. 174-185

ISSN 2227-2917 174 (print)

174 ISSN 2500-154X (online)

the formation of a favourable microclimatic environment for human life requires deep and comprehensive scientific research. In order to maintain a comfortable microclimate, air circulation and the penetration of river breezes and winds from high peaks deep into residential development play a significant role. Here it is necessary to take the mountain-valley relief into account in combination with various natural disasters (earthquake, landslide of stone and soil, mudflows, etc.). All this complicates the formation of transport infrastructure, since the task of building such structures as viaducts, tunnels, bridges and protective retaining walls is threatened by landslides. It is concluded that one of the problems facing the city's sustainable development is the issue of the underdeveloped infrastructure of the foothill valleys, into which territories Dushanbe could be developed, was not properly considered in the new master plan. It is shown that, in order to improve the microclimatic conditions of residential development, it will be necessary to consider all possible beneficial effects of the rivers: Dushanbe-Darya and Kafarnigan, as well as beneficial breezes from the hills.

Keywords: residential building, infrastructure, mountain valley, engineering and geological zoning, aeration regime, sustainable development of territories, microclimate

Information about the article: Received December 28, 2018; accepted for publication January 24, 2019; available online March 29, 2019.

For citation: Pirov M., Shukurov I.S. Problems of city-planning zoning of territories in the conditions of the mountain-valley relief of the city of Dushanbe. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(1):174—185. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-2917-2019-1-174-185.

Введение

За последние время страны Центральной Азии начали работать над проектами развития горных городов, так как с каждым годом численность населения возрастает [4].

В настоящее время в долинных и предгорных районах Таджикистана, которые составляют всего 15 % всей территории республики, проживает почти 90 % населения, создавая напряженную демографическую нагрузку на экономику, социальную сферу и природную среду.

На современном этапе равнинные территории в горных регионах Таджикистана сталкиваются с проблемой исчерпания фонда пригодных к застройке площадей. В создавшихся условиях происходит переселения (урбанизация) основного населения из кишлаков (деревни) в город Душанбе, и относительно малая

часть населения остается в горных регионах.

Характеристика рассматриваемой территорий. Душанбе - столица республики расположен в центре Гис-сарской долины (рис.1), представ-

Том 9 № 1 2019

с. 174-185 Уо1. 9 N0. 1 2019 рр. 174-185

ляющую собой межгорную котловину, вытянутую в направлении с запада на восток. Длина долины 115 км, ширина в черте города 18 км. С севера долина ограничена Гиссарским хребтом, отроги которого начинаются с 12-15 км от центра города. Отдельные вершины хребта имеют высоту более 4000 м над уровнем моря. С юга долина ограничена северными отрогами невысоких хребтов Боботаг, Актау, Ранган-тау, Каратау на высоте 1400-1700 м над уровнем моря. С севера и севера-востока город окаймляют холмы (адыры) высотой 900-1000 м. Перепад высот местности в городе значительный, южная и западная части расположены на высоте 750-800 м, в то время как северная и северовосточная имеют 900-950 м. Понижение рельефа к западу и югу происходит равномерно.

Площадь - 127 км2. Через город с севера на юг протекает река Варзоб (Душанбинка или Душанбе-Дарья), питающая искусственное Комсомольское озеро и канал Гиссар в центре города, а с востока на запад - Кафирниган, которые формируют благоприятный

ISSN 2227-2917

(print) 175

N 2500-154X "5 (online)_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

микроклимат. Климат субтропический, внутриконтинентальный, несколько смягчается горным положением города. Лето в Душанбе длительное и жаркое, осадки очень редки. Зима сравнительно короткая, вследствие стока влажного воздуха, зима сопровождается обильными осадками, чем отдалённо напоминает средиземноморский климат. Максимум осадков при-

ходится на зиму и весну, летом и осенью дожди идут редко.

Расположение города

в замкнутой горной котловине обусловливает среднюю годовую скорость ветра в пределах 1,0 м/с с повторяемостью около 65 %, что значительно влияет на транспортное и экологическое состояние города. В нем проживает более 10 - 15 % жителей страны.

Рис. 1. Карта Гиссарской долины Fig. 1. Map of the Gissar Valley

В настоящее время существует генеральный план Душанбе до 2030 года. Его концепция учитывает комплексное использования трех вариантов территориального развития города: вариант «А» предполагает развитие на юг; вариант «Б» - в западном направлении на территории бывшего военного аэродрома «Айни», на территории горы Уртабаз и прилегающих сельскохозяйственных землях и вариант «В» - развитие на север и северо-восток.

Архитектурно-планировочная структура развития южной части города обусловлена планируемым размещением южного общегородского под-центра, вблизи пересечения планировочных осей, в месте слияния трех

горных рек: Кафирнигана, Душанбинки и Иляка.

На правом берегу Душанбинки и Кафирнигана разместится основная часть южного подцентра - главная общественная площадь, комплекс южного бизнес-центра, крупные торговые центры, общегородской парк с огромным искусственным водохранилищем для купания и развития парусного спорта и цепочка (запруды) декоративных водоемов, а также высотный комплекс элитного жилья.

На левом берегу Душанбинки разместится республиканский спортивный комплекс, крытый велотрек, бассейн, корты, ледовый дворец, сооружения для гребного спорта и Олимпийская деревня. В южной части города существенно изменится харак-

ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 176 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185 1 ' 6 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 174-185

тер проектируемого жилого фонда. В качестве этажности нового города предложена - многоэтажная (6-9 этажей) и повышенная (10 этажей) жилая застройка. Территория, примыкающая к южному подцентру с северозападной стороны - до 30-ти этажными жилыми домами (условно назовем «Душанбе-сити») с учетом инженерных, климатических, гидрологических, сейсмологических условий [1].

На современном этапе в генеральном плане Душанбе не в полной мере учтены влияние местных народных традиций в формировании жилой застройки и жилищ.

В специфике природно-климатической характеристики города, где формируется градостроительная структура, воздействует целый комплекс факторов. Их в основном шесть: 1. Орография - сложный горно-долинный рельеф города; 2.

Проблема трудовой миграции на личных автомобилях с прилегающей территории города; 3. Вопрос временного хранения автомобилей; 4. Резко-континентальный жаркий сухой климат; 5. Высокая сейсмичность региона и просадочность грунтов, сели, ливни, наводнения, оползни и обвалы; 6. Формирование благоприятного микроклимата жилой застройки [1, 8].

Для разработки теоретической концепции градостроительного проектирования и районирования Душанбе необходимо учитывать устойчивое развитие территорий горнодолинного рельефа с учетом сложившегося традиционного народного архитектурно-строительного и градостроительного наследия. А для формирования благоприятной микроклиматической среды требуются глубокие всесторонние научно-практические исследования.

Для осуществления этого необходимо учитывать опыт развитых городов в борьбе с подобными проблемами (природными факторами) [2,13].

В настоящее время инженеры, архитекторы и строители многих стран и городов, расположенных в горнокотловинных условиях, сделали немало в области градостроительных решений. Города, расположенные в горных и предгорных регионах Швейцарии, Италии, Швеции, Турции, Австрии и в некоторых регионах России, имеют много положительных опытов по их устройству. Например, таких городов как Пазитано (Италия), Церматт (Швейцария), Стамбул (Турция), Кито (Эквадор), Тегеран (Иран) и т. д.

Можно оценить состояние общей инфраструктуры городской агломерации Тегеран, который по территории сопоставим с Душанбе. Он тоже находится на дне горной котловины, где преобладает сухой жаркий климат. Необходимо учитывать их положительный опыт в строительстве дорог, высотных зданий, зонирования города на предгорной территории.

Исследование показало, что на сегодняшний день развивающемуся городу Душанбе в области деловых отношений, торговли, взаимной связи между городами, в частности, зарубежными нужен такой комплексный подход градостроительства на расширение территории города, который позволил бы создать благоприятную атмосферу для своих жителей и гостей.

В отличие от природных условий наличие физико-геологических процессов по их воздействию на городскую территорию оценивается чаще всего как неблагоприятный фактор. Они ограничивают и осложняют использование территории, вызывая необходимость проведения сложных и дорогостоящих мероприятий по защите городской территории.

При градостроительном районировании и развитии территории города Душанбе следует учитывать, что он находится в сложных условиях с точки зрения инженерно-

геологической ситуации. Для перспек-

Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917

с. 174-185 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 177 Vol. 9 No. 1 2019 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2600-164X ''' pp. 174-185_(online)_

тивы развития требуется выделить локальные участки для благоустройства и городской застройки с меньшими затратами на градостроительство, инженерную подготовку и эксплуатацию зданий и сооружений.

При решении вопросов устойчивого развития и градостроительного проектирования территорий Душанбе, доминирующими проблемами выступают инженерно-геологические процессы и градостроительное районирование территории города [3,5,9].

К сожалению, в современной градостроительной науке роль и место инженерно- геологических изысканий в решении проблемы устойчивого развития горно-долинной территорий пока недостаточно определены и практически не представлены в научной литературе.

Результаты инженерно-

геологических изысканий представляют собой качественную и количественную информацию, на основании которых выявляются объективные закономерности развития различных наблюдаемых процессов и производится их прогнозирование. Прогнозные оценки позволяют своевременно выполнить управляющие воздействия для ослабления неблагоприятных последствий, нарушающих устойчивое развитие.

В основу системы устойчивого развития Душанбе должна быть положена поверхность Земли, которая состоит из особых территориальных образований - природных ландшафтов.

Поэтому инженерно-геологические изыскания должны занимать важное место в решении устойчивого развития территорий города, поскольку только такими методами можно установить контроль за пространственно-территориальными и временными изменениями, происходящими на поверхности Земли.

Результаты этих изысканий дают представления о возможной ком-

пактности застраиваемой территории города, ее форм и размеров. Для получения результатов могут применятся разные методы.

Например, для проведения инженерно-геологических изысканий может применяться гранулометрический и ситовой метод исследования.

Один из методов гранулометрических расчетов грунта делается по формуле:

2 о у - yw

V =-• £ • г2-.

9 ц

где г - радиус частиц, см; Уз - плотность частиц, г/см3; yw - плотность воды, г/см3; g - ускорение свободного падения, см/с2; п - коэффициент вязкости воды.

Ситовой метод - это один из основных методов гранулометрических расчетов грунта, который, в основном, используется в строительстве.

Все это делается для того, чтобы определить классификацию грунта и дать рекомендацию для дальнейшего развития территории, и застройки новых микрорайонов, в частности, строительство зданий, а также сооружений [5,15] (рис. 2).

С точки зрения градостроительного районирования важную роль выполняет и аэрационный режима территории. Для этого создаются карты аэрационного режима местности. Они выполняются на основе топогеодези-ческой подосновы территорий.

На сегодня градостроительной наукой разработан графоаналитический метод расчёта ветрового режима. Он позволяет показать формы рельефа, границы участка и значение скорости ветра.

Этот метод нами модифицирован для условий горно-долинного рельефа. Имея коэффициенты транс-

_ и

формации (т-ио), не будет сложно определить значение скорости ветра.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 170 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185 ' ' 8 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 174-185

Для более упрощённого расчета карты аэрационного режима Душанбе следует выбирать значение скорости ветра с повторяемостью Р> 0,10, а также необходимо исключить восточное и юго-восточное направле-

ние ветра, так как их повторяемости составляют 0,05 и 0,07 от общего объема. Далее, для каждого участка вписываются минимальные значения скорости ветра.

Рис. 2. Карта инженерно-геологического районирования города Душанбе Fig. 2. Engineering geological zoning of the city of Dushanbe

Учет этого фактора имеет огромное значение, поскольку просчеты приводят к таким сложным последствиям как нехватка кислорода (территория находится на дне котловины), нарушения температурно-

влажностного режима, запылённости и застоя загрязненных веществ и т. д.

Карта аэрационного режима дает нам четко выделенные участки, которые пригодны для развития территории города, места для размещения

жилой застройки и этажность с учетом ветрового режима [6,11].

Поэтому при развитии территории или проектировании жилой застройки городского комплекса необходимо проводить проверку ветрового режима и обеспечить благоприятный поток ветра за счет зонирования жилой застройки, посадки зеленых массивов с учетом розы ветров.

Ветер может улучшать микроклимат территории застройки, город-

Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917

с. 174-186 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 179 Vol. 9 No. 1 2019 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2600-164X 1 ' 9 pp. 174-186_(online)_

ских улиц и очищать воздушный бассейна города от загрязнения.

Другим важным природным фактором является лучистая энергия Солнца, определяющая развитие большинства протекающих на Земле процессов. От лучистой энергии солнца зависит климат Земли, который определяет особенности развития биосферы и условия жизни человеческого общества в различных широтах и ландшафтах.

Современными исследованиями установлено, что между климатическими изменениями и социально-экономическими условиями, а также историческими событиями в жизни человеческого общества, выявляются устойчивые корреляционные зависимости.

Плотная многоэтажная застройка домов, блокированные здания обеспечивают между собой взаимные затенения и защищают от прямого попадания солнечной радиации и ветров.

Замкнутая схема планировки с наличием традиционного внутреннего двора («ковровая застройка») с сквозным, горизонтальным и вертикальным проветриваниями дает нам возможность свободно ориентировать корпуса, а также снижать продолжительность инсоляции.

В пространстве горно-долинного рельефа тепловое поле формируется из энергии, выделяемой солнечной радиацией, и внутренней теплоты проектируемой застройки. Солнечная энергия поступает в соответствии с геометрией котловины и оценивается величиной ее относительной глубины, а также ориентацией ее плоскостей к солнечным лучам.

Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P =

VLB

где Н - глубина горной котловины, м;

L и В - длина и ширина котловины в плане, м.

При Р < 0,15 - мелкие котловины; При 0,15 <Р < 0,3 - средние; Р > 0,3 - глубокие [8].

Для комплексной градостроительной оценки нами использовалась информация по ряду общих и частных систем, подсистем и компонентов (элементов) среды, характеризующихся количественными и качественными показателями, включающие в себя: геологию, рельеф и климатические параметры.

Вся процедура оценивания многоступенчатая, проводится последовательно от частного к общему.

В результате проведенного градостроительного районирования на территории Душанбе были выделены следующие районы (рис. 3):

1. Центральный - благоприятно для размещения повышенной застройки за счёт почвы (галечника, валуна, гравия и песка). Данная территория находится в низкой местности, имеет благоприятной поток ветра от проникновение речных бризов.

2. Северный - озелененная территория, благоприятная атмосфера предназначена для размещения садово-парковых комплексов, садов, скверов, бульваров, объектов для отдыха, спортивных комплексов и общественно-деловых центров.

3. Восточный - территория с активным преобразованием, ядро города исторически сложившиеся архитектурно-градостроительные памятники. Для данной территории следует выбирать значение скорости ветра с повторяемостью Р > 0,10, а также необходимо исключить восточное и юго-восточное направление ветра, так как их повторяемости составляют 0,05 и 0,07 от общего объема.

4. Северо-восточный - территория относится к потенциально-неустойчивой местности с широко развитыми суффозионно-просадочными процессами, сложный рельеф и повышенная температура воздуха, воз-

ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 180 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185 180 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 174-185

можна для размещения блокированной или коттеджной застройки, а также леса-парков.

5. Западный - территория жилого района, возможна для проектирования жилья многоэтажной и высшей этажности применительно к условиям жаркого штилевого климата приемом планировки и застройки. Для улучшения атмосферных характеристик конвективных потоков предлагается создание естественной аэрации, использования энергии солнца, благоустройст-

ва, озеленения и обводнения территории.

6. Северо-западный - нижние присклоновые равнины, строительство на этих территориях пока сдерживается из-за неблагоприятной оценки с точки зрения инженерной геологии. Возможно проектирование средней этажности. На данной территории работу подготовки необходимо начать с изучения грунта и пересадки растений.

Рис. 3. Пример градостроительного районирования Fig. 3. Example of town-planning zoning

Том 9 № 1 2019

с. 174-185 Vol. 9 No. 1 2019 pp. 174-185

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Выявлено, что из-за неразвитости транспортной инфраструктуры предгорных долин Душанбе не может полноценно развиваться.

Горно-долинный рельеф города в сочетание с рядами стихийных бедствий (тектонические, сейсмические, наводнения, селевые потоки, оползневые процессы и другие природные катаклизмы) усложняют формирование транспортной инфраструктуры, так как необходимо строит такие городские инженерные сооружения как виадуки, туннели, мосты и оградительные подпорные стены от защиты обвалов грунта или камней.

Все это требует модернизировать систему транспортной инфраструктуры для горных и предгорных местностей, что позволит обеспечить создание новых схем устойчивого развития территорий.

Многовековым опытом установлено, что когда в городе создается достаточно высокий уровень инженерной и транспортной инфраструктуры, то можно сформировать модель устойчивого развития территорий, что позволит оптимально управлять развитием инфраструктуры города [7,14,10].

Таким образом, для поддержания и улучшения комфортного микроклимата в условиях горно-долинного рельефа Душанбе существенную роль играет циркуляция воздуха и проникновение речных бризов и ветров с высоких вершин холмов вглубь жилой застройки.

Это влияние может быть достигнуто как планировочной организацией жилой застройки, так и грамотным использованием пространств озеленения. Оценка участков насаждений даст возможность оптимизировать размещения пространственных городских сооружений, трасс подземных систем инженерного обеспечения, площадок отдыха, проездов и т. д.

При выборе зеленых насаждений для Душанбе наилучшей является линейная посадка с широкой и плотной кроной, что дает тротуару хорошее затенение. Учет особенностей рельефа и характеристик рек Душанбе-Дарья и Кафарниган позволяет сформулировать требования и рекомендации к планировочной структуре и благоустройству территорий жилой застройки [12].

Выводы

1. Проведённые исследования показали, что в связи с увеличением численности роста населения Душанбе нужна разработка новой концепции развития территории города с учетом горно-долинного рельефа, инженерно-геологических процессов с охранением существующих зеленых насаждений и традиционный опыт в градостроительстве. Для реализации развития территорий необходимо выделить локальные участки для благоустройства и городской застройки с меньшими затратами на градостроительство, инженерную подготовку и эксплуатацию зданий и сооружений.

2. С точки зрения градостроительного районирования важную роль выполняют исследования инженерно-геологических процессов, аэрационно-го и термического режимов территории. Для этого создаются карты аэра-ционного режима местности. Они выполняются на основе топогеодезиче-ской подосновы территорий.

3. Для поддержания комфортного микроклимата в данной территории необходимо воспользоваться проникновение речных бризов и ветров с высоких вершин холмов вглубь жилой застройки, а также за счет зонирования, жилой застройки, посадки зеленых массивов с учетом розы ветров и влиянием рек Душанбе-Дарья и Кафарниган.

4. Сегодня из-за неразвитости транспортной и инженерной инфраструктуры территорий горных долин

ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 182 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185

182 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 174-185

Душанбе не может полноценно развиваться. Данная ситуация требует возводить разнообразные транспортные

и инженерные сооружения, которые необходимо учитывать проектировщикам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шукуров И.С. Земельно-территориальные и транспортные проблемы города Душанбе и пути их решения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 3. С. 43-46.

2. Мирзоева Ф.З. Организация современного градостроительства города Душанбе: перспективы развития // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 7. С. 43-48.

3. Корректировка генерального плана. Республика Таджикистан. Город Душанбе. Концепция социально-экономического и территориального развития. 2 этап. № 01/2009 от 05.09.2009. Душанбе. 2009. С. 5-8.

4. Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии (с древних времен до второй половины XIX века) / В.А. Лавров, член-корреспондент Академии архитектуры СССР. Москва: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. 178 с.

5. Заиканов В.Г., Минакова Т.Б., Матвеева Л.А. Геоэкологическое районирование и градостроительное зонирование поселений уровня "городской округ - город" // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2018. № 1. С. 68-78.

6. Сокольская О.Н. Градоэкологическое зонирование городов с жарко-штилевыми климатическими условиями (на примере города Душанбе) // Жилищное строительство. Москва. 2010. № 7. С. 25-28.

7. Шукуров И.С., Маракулина С.П., Аль-Факри О.А. Анализ улично-дорожной сети и организации транспортного движения нового генплана Душанбе // Сборник научных трудов «Третий Всероссийский дорожный конгресс». М.: 2013. С. 44-53.

8. Шукуров И.С., Пайкан Вахид, Бекназаров М. Ветровой режим жилой застройки котловинного рельефа Кабула // Бюллетень строительной техники. М.: 2018. № 3.

9. Строительные нормы и правила Республики Таджикистан МКС 4 1 30-01-2007 «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов».

10.Пиров М.С., Банцерова О.Л. Проблемы реновации и реконструкции проспекта А. Ру-даки в г. Душанбе // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 4. С. 80-86.

11.Алексеев Ю.В., Дуничкин И.В. Аэродинамические особенности пятиэтажной застройки // Жилищное строительство. 2004. № 12. С. 5-7.

^.Градостроительство горного Таджикистана; современные проблемы освоения территорий: тезисы докладов на Международной конференции по устойчивому развитию горных территорий. Душанбе. ТТУ. 1999.

13. Рекомендации по сейсмическому микрорайонированию при инженерных изысканиях для строительства. ПНИИИС, М.: ПНИИИС. 1985. 72 с.

14. Курбатов В.В. Развитие городов и поселков. Рекомендации по проектированию жилых районов в условиях сложного рельефа. М.: ЦНИИЭП градостроительства. 1981.

15. Лу Шенпин., Мартынов А.М., Кабиров А.Ш., Чернышев С.Н., Лаврусевич А.А., Принципы районирования присклоновых территорий для строительного освоения // Промышленное и гражданское строительство. 2017. № 12. С. 85-91.

REFERENCES

1. Shukurov I.S. Land-territorial and transport problems of the city of Dushanbe and ways to solve them. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel [Land management, cadastre and monitoring of lands], 2013, no. 3, pp. 43-46. (In Russ.).

2. Mirzoyeva F.Z. Organization of modern town planning of the city of Dushanbe: development prospects. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2017, no. 7, pp. 43-48. (In Russ.).

3. Korrektirovka general'nogo plana. Respublika

Tadzhikistan. Gorod Dushanbe. Kontseptsiya

sotsial'no-ekonomicheskogo i territorial'nogo raz-vitiya. 2 etap. № 01/2009 ot 05.09.2009 [Adjustment of the master plan. The Republic of Tajikistan. Dushanbe city. The concept of socioeconomic and territorial development. Stage 2. № 01/2009 from 09/05/2009]. Dushanbe, 2009, pp. 5-8. (In Russ.).

4. Lavrov V.A. Gradostroitel'naya kul'tura Srednei Azii (s drevnikh vremen do vtoroi poloviny XIX veka) [Urban culture of Central Asia (from ancient times to the second half of the XIX century)]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo

Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917

с. 174-185 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 183 Vol. 9 No. 1 2019 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 183 pp. 174-185_(online)_

arkhitektury i gradostroitel'stva [State publishing house of architecture and urban planning Publ.], 1950, 178 p.

5. Zaikanov V.G., Minakova T.B., Matveeva L.A. Geoecological zoning and town planning zoning of settlements of the "urban district - city" level. Geoekologiya. inzhenernaya geologiya, gidro-geologiya, geokriologiya [Geoecology. Engineering geology, hydrogeology, geocryology], 2018, no. 1, pp. 68-78. (In Russ.).

6. Sokolskaya O.N. Town ecological zoning of cities with hot and calm climatic conditions (using the example of Dushanbe). Zhilishchnoe stroitel'stvo [Housing construction]. Moscow, 2010, no.7, pp. 25-28. (In Russ.).

7. Shukurov I.S., Marakulina S.P. Al-Fakri O.A. Analiz ulichno-dorozhnoi seti i organizatsii trans-portnogo dvizheniya novogo genplana Dushanbe [Analysis of the road network and traffic organization of the new general plan of Dushanbe]. Sbornik nauchnykh trudov "Tretii vserossiiskii dorozhnyi kongres" [Proceedings of the Third All-Russian Road Congress]. Moscow, 2013, pp. 44-53. (In Russ.).

8. Shukurov I.S., Paykan Vakhid, Beknazarov M. Wind regime of residential development of the Kabul relief area. Byulleten' stroitel'noi tekhniki [Bulletin of Construction Equipment], Moscow, 2018, no. 3. (In Russ.).

9. Construction norms and rules of the Republic of Tajikistan MKS 4 1 30-01-2007 "Urban planning. Planning and building settlements". (In Russ.).

10. Pirov M.S., Bantzerova O.L. Problems of renovation and reconstruction of A. Rudaki Ave-

nue in Dushanbe. Vestnik Belgorodskogo go-sudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Belgorod State Technological University ], 2018, no. 4, pp. 80-86. (In Russ.).

11. Alekseev Yu.V., Dunichkin I.V. Aerodynamic features of five-storey buildings. Zhilishchnoe stroitel'stvo [Housing construction], 2004, no. 12, pp. 5-7. (In Russ.).

12. Gradostroitel'stvo gornogo Tadzhikistana; sovremennye problemy osvoeniya territorii [Urban development of mountainous Tajikistan; modern problems of land development]. Tezisy dokladov na Mezhdunarodnoi konferentsii po ustoichivomu razvitiyu gornykh territorii [Abstracts at the International Conference on the Sustainable Development of Mountain Territories], Dushanbe: TTU Publ., 1999. (In Russ.).

13. Recommendations on seismic microzonation for engineering surveys for construction. PNIIS, Moscow: PNIIS Publ., 1985, 72 p.

14. Kurbatov V.V. Razvitie gorodov i poselkov. Rekomendatsii po proektirovaniyu zhilykh raionov v usloviyakh slozhnogo rel'efa [Development of cities and towns. Recommendations for the design of residential areas in complex terrain]. Moscow: TSNIIEP urban planning Publ., 1981. (In Russ.).

15. Lu Shenpin., Martynov A.M., Kabirov A.Sh., Chernyshev S.N., Lavrusevich A.A. Principles of zoning of near-slope areas for construction development. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and civil construction], 2017, no. 12, pp. 85-91. (In Russ.).

Сведения об авторах Пиров Мустаким,

аспирант кафедры градостроительства, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

г. Москва, Российская Федерация, е-mail: mustakim_pirov@mail.ru Шукуров Ильхомжон Садриевич,

доктор технических наук, профессор кафедры градостроительства, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

г. Москва, Российская Федерация e-mail: shukurov2007@yandex.ru

Information about the authors Mustakim Pirov,

Postgraduate student of the Department of Urban Planning,

National Research Moscow State University of

Civil Engineering,

Moscow, Russian Federation,

e-mail: mustakim_pirov@mail.ru

Ilhomzhon S. Shukurov,

Dr. Sci. (Eng.), Professor of the Department of

Urban Planning,

National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, e-mail: shukurov2007@yandex.ru

Критерии авторства

Пиров М., Шукуров И.С., имеют равные авторские права. Пиров М. несет ответственность за плагиат.

Contribution

Mustakim Pirov, Ilhomzhon S. Shukurov, have equal author's rights. Mustakim Pirov bears the responsibility for plagiarism.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 184 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 174-185

184 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 174-185

Конфликт интересов Conflict of interests

Авторы заявляют об отсутствии конфликта The authors declare no conflict of interests re-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интересов. garding the publication of this article.

Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917

с. 174-186 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 186 Vol. 9 No. 1 2019 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2600-164X 186 pp. 174-186_(online)_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.