К основным видам рентгенофлуоресцентного анализа относятся: Качественный анализ (нахождение элементов, составляющих рисунок). Основой качественного анализа является наличие или отсутствие характерных линий излучения элемента в спектре образца. Элемент считается присутствующим в образце, если в спектре обнаружены как минимум две характеристические эмиссионные линии. Идентификация элемента осуществляется путем определения длин волн спектральных уровней и поиска значений, найденных в базе данных рентгеновских линий.
Полуколичественный анализ (экспресс-определение качественного и количественного состава пробы) проводится в случае неизвестного вещества, когда необходимо за короткий промежуток времени найти примерные концентрации всех элементов в пробе. Этот тип анализа полезен для планирования дальнейших исследований вещества, а также в ситуациях, когда элементы в образце не могут быть проанализированы количественно из-за слишком высокой или слишком низкой концентрации.
Идентификация вещества (сравнение конкретного вещества с эталоном). Этот вид анализа проводится, когда необходимо определить состав и некоторые физические свойства двух образцов, один из которых является эталонным. Этот тип анализа важен при поиске различий в составе двух образцов.
Количественный анализ (определение концентрации заданного набора элементов). Численный анализ основан на зависимости характеристического коэффициента отражения от длины волны. В ходе анализа спектр неизвестного вещества сравнивается со спектрами, полученными при облучении стандартных образцов, и получают информацию о количественном составе вещества. Список использованной литературы:
1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2016. - 768 с
2. Алов, Н.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т.: Учебник / Н.В. Алов. -М.: ИЦ Академия, 2016. - 768 с
3. Артемов, А.В. Физическая химия: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.В. Артемов. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 288 с
© Аллакулов С., Арсланова С., Бабаджанова Г., Бегенджова О., 2024
УДК 338.48
Гелдиева Г., преподаватель кафедры неорганическая и аналитическая химия химического факультета Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Аманова А., студент
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Хайдарова А.Б., студент Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Башимова А., студент
Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Туркменистан, город Ашгабад
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ УСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АЗОТА
Аннотация
В статье рассматривается метод обучения усвоению и использованию азота и анализируются ее особенности.
Ключевые слова:
химия, азот.
Азот встречается в природе преимущественно в свободной форме. В воздухе его объемная доля составляет 78,09%, а массовая - 75,6%. Соединения азота присутствуют в почве в небольших количествах. Азот входит в состав белков и многих природных органических соединений. Общее количество азота в земной коре составляет 0,01%.
В технологии азот извлекается из жидкого воздуха. Как известно, воздух представляет собой преимущественно смесь азота и кислорода. Сухой воздух на поверхности Земли (по глубинным фракциям): азот 78,09%, кислород 20,95%, благородные газы 0,93%, углекислый газ (IV) 0,03%, а также случайные примеси - пыль, микроорганизмы, сероводород, оксиды серы. (IV) и т. д. Для получения азота воздух сжижают и азот отделяют от менее летучего кислорода путем испарения (т. е. температура кипения азота -195,8°С, кислорода -183°С). Азот, полученный этим методом, содержит примеси благородных газов (главным образом аргона). При нагревании чистого азота нитрит аммония можно отделить и получить в лабораторных условиях:
NH4NO2 = N2 + 2Н20
Физические характеристики. Азот — бесцветный газ без запаха и вкуса, легче воздуха. Он менее растворим в воде, чем кислород: в 1 л воды растворяется 15,4 мл азота (31 мл кислорода) при 20 0С. Поэтому количество растворенного в воде кислорода больше, чем азота в воздухе, чем в атмосфере. Низкая растворимость азота в воде, а также его высокая температура кипения объясняются очень слабыми взаимодействиями между молекулами азота и воды и между молекулами азота.
Природный азот состоит из двух стабильных изотопов: 14 (99,64%) и 15 (0,36%).
При комнатной температуре азот соединяется только с литием:
6Ы + N2 = 2Li3N
С другими металлами он реагирует только при высоких температурах с образованием нитридов. Например:
3Са + N2 = Ca3N2, 2А1 + N2 = 2АШ
Азот соединяется с водородом в присутствии катализатора при высоком давлении и температуре:
Н2 + 3Н2 = 2NH3
При температуре электрической дуги (3000-4000 градусов) азот соединяется с кислородом:
Н2 + О2 = 2НО
Приложение. Азот в больших количествах используется для производства аммиака. Широко применяется для создания инертной среды - заполнения пространства в лампах накаливания и ртутных термометрах при перекачке легковоспламеняющихся жидкостей. Применяется для азотирования поверхности стальных изделий, то есть заполнение поверхности азотом при высокой температуре. В результате в поверхностном слое образуются нитриды железа, что придает стали большую прочность. Эта сталь может нагреваться до 500°С, не теряя своей твердости.
Азот необходим для жизни растений и животных, поскольку он является компонентом белка. Соединения азота используются в производстве минеральных удобрений, взрывчатых веществ и во многих других отраслях промышленности.
Аммиак, его свойства, способы производства. Использование аммиака в народном хозяйстве. Гидроксид аммиака. Соли аммиака, их свойства и применение. Азотные удобрения, представляющие собой аммиачную форму азота. Качественная реакция на ион аммиака.
Аммиак — бесцветный газ с характерным запахом, почти в два раза легче воздуха. Он легко превращается в бесцветную жидкость при повышении давления или охлаждении. Аммиак хорошо растворяется в воде. Раствор аммиака в воде называется аммиачной водой или аммиаком. При кипении
растворенный аммиак испаряется из раствора. Реакция с кислотами:
NH3 + HCl = NH4Cl, NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4
Реакция с кислородом:
4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
Восстановление меди:
3CuO + 2NH3 = 3Cu + N2 + 3H2O Список использованной литературы:
1. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова; Под ред. Е.С. Северин. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2016. - 768 c.
2. Алов, Н.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т.: Учебник / Н.В. Алов. -М.: ИЦ Академия, 2016. - 768 c.
3. Артемов, А.В. Физическая химия: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.В. Артемов. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 288 c.
© Гелдиева Г., Аманова А., Хайдарова А. Б., Башимова А., 2024
УДК 54
Гуламов Х.,
Преподаватель,
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана,
Сейидов М., Преподаватель,
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана,
Туваков М., Преподаватель,
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана,
Ашхабад, Туркменистан.
ВОДОРОД - ОСОБЕННОСТИ И ИЗОТОПНЫЙ СОСТАВ Аннотация
Водород играет очень важную роль в «жизни» земной коры, образуя соединения со многими ее компонентами и обусловливая перемещение (миграцию) элементов.
Ключевые слова: водород, изотопы водорода
Водород — один из самых распространенных элементов в природе. Он составляет больше половины массы Солнца и большинства звезд, основную часть межзвездной среды и туманностей. В земной коре, т. е. в толще Земли глубиной до 15 км, водорода по массе (кларк) содержится 1 %. По атомному содержанию в земной коре (17,25 %) он занимает второе место после кислорода.
Наиболее важное соединение водорода — вода, самое распространенное вещество на Земле (9 % от массы земной коры). Кроме того, в земной коре очень много природного газа (метана) и нефти, также содержащих водород. Открытие в нашей стране в середине XX в. мощных газовых месторождений