Научная статья на тему 'МЕТОД КЕИС СТАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МЕТОД КЕИС СТАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КЕЙС СТАДИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYNERGETICS / CONVERGENCE / CASE STUDY / COMPETENCE APPROACH / LEARNER CENTRED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Е.А.

В статье рассматривается актуальность синергетических принципов в педагогике и средства их реализации в иноязычном обучении студентов технического профиля. Кратко описываются профессионально ориентированные кейсы, разработанные для обучения английскому языку студентов направлений «Электроника и наноэлектроника» и «Радиотехника» Брянского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СASE STUDY METHOD AS AN EFFECTIVE MEANS OF SYNERGETIC APPROACH REALIZATION IN TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article considers the actuality of synergetic principles in education and the means of their realization in teaching foreign languages in technical University. There is a review of professional oriented cases designed for students of «Electronics and Nanoelectronics» and «Radioengineering» specialities.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КЕИС СТАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.147 АКУЛОВА Е.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Брянский государственный технический университет E-mail: lyosy@yandex.ru

UDC 378.147 AKULOVA E.A.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Bryansk State Technical University

E-mail: lyosy@yandex.ru

МЕТОД КЕЙС СТАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СА5Е STUDY METHOD AS AN EFFECTIVE MEANS OF SYNERGETIC APPROACH REALIZATION IN TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITY

В статье рассматривается актуальность синергетических принципов в педагогике и средства их реализации в иноязычном обучении студентов технического профиля. Кратко описываются профессионально ориентированные кейсы, разработанные для обучения английскому языку студентов направлений «Электроника и наноэлектроника» и «Радиотехника» Брянского государственного технического университета.

Ключевые слова: синергетика, конвергенция, кейс стади, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход.

The article considers the actuality of synergetic principles in education and the means of their realization in teaching foreign languages in technical University. There is a review of professional oriented cases designed for students of «Electronics and Nanoelectronics» and «Radioengineering» specialities.

Keywords; synergetics, convergence, case study, competence approach, learner centred approach.

Педагогическая практика сегодня осваивает не одну доминирующую, а сразу несколько образовательных парадигм-подходов. Самыми актуальными, но требующими адаптации и переосмысления в условиях глобальных перемен в социальной, политической и экономической сферах в стране и мире в целом, являются, на наш взгляд, компетентностный, личностно-ориентированный и синергетический подходы в обучении.

Мысль о замене традиционных педагогических технологий новыми образовательными моделями уже давно звучит в педагогическом сообществе, [1] поскольку, традиционная парадигма образования, к сожалению, негибкая, монологичная и основана на междисциплинарном разграничении. Образование в ее рамках, по мнению некоторых авторов, [12, а 10] является лишь потребителем тех духовных и материальных ценностей, которые были добыты в других сферах общественной жизни.

Новые взгляды на обучение означают, если не полный отказ, то пересмотр соотношения традиционных (основанных на знаниевом подходе к обучению), личностно-ориентированных и личностно-деятельностных (способствующих самореализации и саморазвитию обучающегося в процессе обучения), а также компетентностных (основанных на развитии у обучающихся способностей самим принимать решения в своей профессиональной жизни) и других инновационных образовательных технологий. Такая многоза-

дачность и постоянная смена курса в последние годы раскалывает педагогическое сообщество и порождает множество вопросов, дискуссий и проблем.

Тем не менее, согласно современной концепции модернизации российского образования, компетентностный подход заявлен приоритетным в системе высшего профессионального образования. По мнению авторов концепции, именно он способен создать среду для эффективной реализации дидактических условий и дает ответы на запросы производственной сферы. Фактически, компетентностный подход предполагает освоение самых важных базовых специальных компетенций, дающих возможность оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке труда; позволяет осуществлять непрерывное образование в течение жизни человека; создает предпосылки для реализации модульного обучения, основанного на междисциплинарном подходе [3, с. 28-29].

Замена ЗУНов (знаний, умений, навыков) компетенциями, которые перешли в образование из профессиональной сферы, вызвал противоречивые дискуссии в педагогическом сообществе. До сих пор этот вопрос является предметом обсуждения и не находит поддержки у многих специалистов. И здесь, на наш взгляд, возникает ряд приоритетных задач, требующих решения. А именно, сохранение и реализация личностно-деятельностных и личностно-ориентированных педагогических технологий в рамках новой компетентностной образовательной парадигмы в системе высшего профессионального

© Акулова Е.А. © Akulova E.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

образования; разработка механизмов «перековки» знаний, умений, навыков в определенные компетенции, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности; разработка способов проверки уровня сформированности компетенций, и обеспечения профессиональной ориентированности обучения и устранения оторванности знаний от будущей профессиональной деятельности специалиста.

В педагогической литературе много определений компетенций, но мы солидарны с мнением тех авторов, которые трактуют «компетенции» как «... некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетент-ностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [8].

Данное определение позволяет нам утверждать, что компетентностный подход дает возможность не только усиливать прагматический узкопрофессиональный характер образования, но и не исключает возможность развивать личностно-ориентированные составляющие процесса обучения, что в итоге формирует целостную гармоничную образовательную концепцию. По нашему убеждению только такой подход, построенный на принципах личностно-деятельностного обучения, будет способствовать формированию разносторонне развитой личности в совокупности всех ее эмоционально-волевых, интеллектуальных и нравственных качеств.

Следующим важным вопросом, нам представляется, вопрос о способах объединения и средствах реализации вышеуказанных подходов в обучении. И здесь, по нашему мнению, следует обратить внимание на инновационные образовательные технологии, основывающиеся на принципах синергетики и конвергенции. По данным прогнозов американских и европейских ученых и экспертов именно конвергентные и синергетические технологии станут наиболее перспективным, прорывным научно-технологическим направлением в XXI в. во всех сферах, и в сфере образования в частности.

Этот факт обусловил появление в современной педагогической литературе таких понятий, как «конвергентное обучение» [4], когнитивные модели и синер-гетические педагогические технологии.

«Конвергенция» подразумевает процесс сближения и применяется в таких отраслях науки как физика, математика, лингвистика, биология, и т. д. Конвергентные технологии объединяют нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (английское сокращение - КШС-технологии) и подразумевают глобальное развитие общества на основе КШС-технологий [11]. В центре конвергентного обучения находятся такие педагогические технологии, которые «воспринимаются как системы алгоритмов, программ и методов, моделирующих и усиливающих когнитивные способности людей при решении задач практического типа» [10].

Синергетический подход также представляет все большую актуальность в науке вообще и в педагогике

в частности. Термин «синергетика» ввел в обиход немецкий физик-теоретик Герман Хакен в 1970 г. для определения науки о взаимодействии в сложной самоорганизующейся системе [13]. Широкое развитие в отечественной историко-педагогической науке он получил во второй половине 1990-х гг.

Словари определяют «синергетику» как современную теорию самоорганизации, новое мировидение, которое соотносится с исследованиями явлений самоорганизации, неравновесности и нелинейности, с изучением процессов становления «порядка через хаос» [9].

Термин «синергетика» заинтересовал педагогов, и в результате этот интерес вылился во множество исследований, в которых авторы описывают отражение ее положений и принципов в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем, то есть, исследуют синергетику и применение ее принципов в педагогике. Появились понятия «синергетический подход», «синергетическая парадигма».

Многие исследователи отмечают, что синергетика является единственной дисциплиной, объединяющей в своем описании процессы, изучаемые гуманитарными и естественно-научными дисциплинами и это положение обусловливает стремительное проникновение ее идей в педагогику, и, следовательно, предполагает разработку механизмов замены узко дисциплинарного подхода междисциплинарным. По мнению многих исследователей реализация синергетических принципов в педагогике наиболее полным образом отвечает запросам социальной и производственной сфер, качественно меняет содержание образования в соответствии с новыми вызовами в экономике и способствует формированию навыков эффективной работы в реальной жизни вне учебных классов.

В.М. Курейчик и В.И. Писаренко в своей работе предложили использовать следующие принципы синергетики при моделировании педагогической системы: «свойства гомеостатичности (поддержание функционирования системы в некоторых рамках); иерархичности (наличие иерархии образовательных уровней); нелинейности (множественность путей развития вследствие меняющегося содержания образования, что заставляет педагога постоянно менять траектории обучения); неустойчивости (постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит педагогическую систему и педагогический процесс из устойчивого равновесия); открытости (педагогическую систему можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией между преподавателем и обучающимся, во-вторых, появляются новые цели, методы и средства обучения)» [11].

Построение процесса обучения на основе указанного подхода предполагает формирование самостоятельных учебных модулей; выбор не только темпа и срока обучения, но и преподавателя; взаимодействие с другими научными и образовательными учреждениями, которые будут обеспечивать информационную поддержку,

а также послужат базой для инновационной и экспериментальной деятельности. То есть, данный подход упрощает процесс обучения, делая его более мобильным и гибким, дает обучающимся возможность выбора, способствует формированию у учащихся навыков самооценки и саморегуляции [14].

Однако, как справедливо отмечают Блинова Т.Л. и Подчиненов И. Е. [6] «.педагогическая система является сложной, нелинейной и многофакторной. И что касается самоорганизации, то именно учебный процесс должен быть организован, и не кем-нибудь, а преподавателем...».

Многие исследователи соглашаются, что реализация синергетических технологий в образовательном процессе представляется трудновыполнимой задачей, поскольку, во-первых, «. синергетика предполагает отказ от педагогических методов, основанных на жестком ограничении действий обучающихся в пользу самоорганизованного процесса обучения» [2].

Во-вторых, деление на «гуманитариев» и «негуманитариев» является серьезным «камнем преткновения» на пути к междисциплинарному диалогу.

В-третьих, синергетический подход предполагает пересмотр таких понятий, как «преподаватель» и «студент», а также переосмысление дидактических условий обучения. В своей работе Блинова Т.Л. и Подчиненов И.Е. [6] представляют сравнительную таблицу дидактических условий при традиционном и си-нергетическом подходах. В результате мы видим, что синергетический подход предполагает:

• «допустимость случайных отклонений в ходе урока;

• создание ситуации самостоятельного выбора необходимых учебных действий;

• результат может быть отсрочен;

• основной критерий эффективности - включенность ученика в сознательную деятельность;

• отсутствие жесткого планирования взаимодействия, увеличение степени свободы, вариативность способов коммуникации;

• ориентация на саморазвитие в рамках системно-деятельностного подхода;

• широкое использование разнообразных видов деятельности: подготовка презентаций, мини-исследования, групповые и индивидуальные мини-проекты, ролевые игры, дискуссии и др.;

• разнообразные формы оценивания знаний: тесты, анкеты, самооценка, создание портфолио» [6].

В-четвертых, реализация синергетических принципов в процесс обучения является трудновыполнимой задачей, так как предполагается отказ от жесткого ограничения и контроля обучающихся в пользу самоорганизации учащихся.

В-пятых, реализация междисциплинарного диалога в рамках дисциплин технического профиля и иноязычного обучения неизбежно приведет к пересмотру и изменению методики преподавания иностранного языка.

В-шестых, реализация инновационных технологий

на основе синергетического подхода предъявляет новые требования к преподавателю и разработке механизмов взаимодействия между техническими гуманитарными кафедрами с целью формулирования общей стратегии обучения в рамках междисциплинарного диалога.

В этой статье мы сконцентрируемся на вопросе о способах реализации принципов синергетическо-го и личностно-деятельностного подходов в обучении в контексте компетентностной парадигмы образования. Объектом нашего исследования стало иноязычное обучение студентов направлений «Электроника и наноэлектроника» и «Радиотехника», обучающихся в Брянском государственном техническом университете.

Иноязычная коммуникативная компетентность входит в состав профессиональной компетенции и имеет свою структуру. У будущего инженера-бакалавра «должны быть сформированы навыки аудирования, говорения, чтения и письма на иностранном языке (функциональный компонент); стремление к изучению иностранного языка (мотивационный компонент); а также способность анализировать свою коммуникативную деятельность (рефлексивный компонент)» [5, с. 54-60]. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к выпускникам , как участникам профессионального общения на иностранном языке. А это обусловливает поиск, разработку или адаптацию уже разработанных инновационных технологий обучения, способствующих активизации интеллектуальной деятельности обучающихся, развитию самостоятельности принятия решений, а также познавательной, коммуникативной, организационной и других видов активности. При этом важно не только сформировать, но и научить использовать указанные компетенции в будущей профессиональной деятельности.

В связи с вышеперечисленными требованиями представляет интерес метод ситуационного обучения (метод кейс стади). Изначально он был изобретен Школой бизнеса Гарвардского университета для обучения экономическим дисциплинам и успешно применяется во всем мире. В России метод кейс стади распространяется довольно инертно, а обзор литературы по данной тематике позволяет нам сделать вывод о том, что примеры реализации этого метода при иноязычном обучении студентов технических специальностей являются единичными и уникальными.

В связи с этим нам представляется интересным опыт С.К. Гураль, М.А. Корнеевой, предпринявших попытку интеграции метода кейс стади в иноязычное обучение студентов направления «Прикладная механика». Мы присоединяемся к мнению авторов в их трактовке определения метода кейс-стади в контексте синерге-тического подхода как «. активного метода обучения, применение которого ввиду его динамической дея-тельностной, междисциплинарной природы, гибкости, практическойи коммуникативной направленности позволяет, наряду с развитием навыков чтения, говорения, аудирования и письма, установить тесную взаимосвязь между обучением и профессиональной деятельностью

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

будущих выпускников, основанную на формировании ключевых навыков современного специалиста в данной предметной области, а также интеграции предметных основ в иноязычное обучение». [7]

На кафедре иностранных языков Брянского государственного технического университета уже имеется опыт разработки и применения метода кейс стади в обучении английскому языку студентов магистратуры, обучающихся по специальности «Экономика» и «Менеджмент». Мы разработали учебное пособие «Business English through case study», удачно интегрирующееся в основной курс «Деловой английский язык».

В настоящее время мы разрабтываем пакет кейсов для студентов направлений «Электроника и наноэлек-троника» и «Радиотехника». В рамках курса английского языка для бакалавров указанных выше направлений мы посчитали целесообразным разработать пакет кейсов, которые можно применять на завершающем этапе изучения каждой темы (раздела) или как самостоятельный раздел на завершающем этапе обучения английскому языку на втором курсе.

В результате мы разработали пять кейсов, которые:

• по типу относятся к обучающим анализу и оценке;

• по структуре относятся к небольшим наброскам (short vignettes), то есть, содержат от одной до десяти страниц текста и знакомят с ключевыми понятиями. Студенты при подготовке должны опираться еще и на собственные знания;

• по объему - это или мини-кейсы (1-2 страницы) для изучения в аудитории и часто использующиеся в качестве иллюстрации к теории, или сжатые кейсы (3-5 страниц), подразумевающие общую дискуссию и предназначенные для разбора на занятии;

• по виду разработанные кейсы можно отнести к практическим, обучающим и научно-исследовательским;

• источники кейсов - Интернет.

• По содержанию кейсы представляют собой интересный актуальный материал, связанный с будущей профессиональной деятельностью специалистов в области электроники:

1. Case 1 Title: Apple Computer Inc. After Steve Jobs: The Succession Dilemma.

2. Case 2 Title: Reinvigorating Motorola: The New co-CEO's Daunting Task.

3. Case 3 Title: Samsung vs LG: Similar Goals, Dissimilar Strategies.

4. Case 4 Title: XPS PC: New Growth Driver for Dell.

5. Case 5 Title: Intel After Barrett: Challenges for its First Outside Successor.

Каждый раздел с кейсом снабжен пояснительной запиской, содержащей информацию о названии кейса, типе кейса, цели кейса, описание кейса, задания, способы представления материала, порядке работы над кейсом и как будут оцениваться обучающиеся.

Таким образом, можно отметить, что практика метода кейс стади в процессе иноязычного обучения бакалавров направлений «Электроника и наноэлектроника» и «Радиотехника» является эффективным средством реализации синергетического подхода в обучении, способствует междисциплинарному диалогу, удовлетворяет принципам личностно-деятельностного подхода, повышает эффективность уровня сформированности профессиональных и языковых компетенций, поскольку создает условия для профессионального общения на основе реальных ситуаций, и может успешно применяться в иноязычном обучении студентов на других направлениях подготовки технического профиля.

Библиографический список

1. Аршинов В.И. Философия образования и синергетика: как синергетика может содействовать становлению новой модели образования? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iph.ru/varshinov/htm.

2. Бабич И. Н. Синергетический подход в обучении и воспитании в школе — результаты эксперимента. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/misc/sinergeticheskij -podxod-v-obuchenii-i-vospitanii-v-shkole

3. Бакмаев А.Ш., Магомедов Ш.А. Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности / А.Ш. Бакмаев, Ш.А. Магомедов //Мир науки, культуры, образования. № 1 (50). 2015. С.28-29.

4. Басалаева О. Г., Валялина А. С., Салебо А. В. Новая парадигма образования в условиях перехода от общества знания к обществу конвергенции наук и технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN315.pdf // Интернет-журнал «Мир науки» 2015. № 3. С. 1-5.

5. Бибикова Э.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов / Сборник материалов заочной научно-практической конференции. Минск, 2006. С. 54-60.

6. Блинова Т. Л. Педагогические технологии: тенденции и перспективы / Блинова Татьяна Леонидовна, Подчиненов Игорь Евгеньевич // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 182-188.

7. Гураль С. К. Интеграции кейс-стади метода в иноязычное обучение студентов направления "Прикладная механика" в контексте актуальных образовательных тенденций/С. К. Гураль, М. А. Корнеева // Язык и культура, 2017, № 38.-С.190-206.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. // Учебное издание. Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе»: проблемы, задачи, перспективы. М.: Издательство «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 2004 . 40 с.

9. КнязеваЕ. Н. Синергетика как средство интеграции естественно -научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994, № 4. С.31-36.

10. Кудашов, В.И. Социальные технологии в обществе знания: когнитивные аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 4. Вып. 1 (20). С.58-64.

11. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование 2013. № 6. С. 16-23.

12. Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции. - Новосибирск: Сиб. отд-е АН РФ, 2008. 272 с. C. 10.

13. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 353 с.

14. Шамуратова Г. Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе // Молодой ученый. 2017. №22. С. 203-205

References

1. Arshynov V.I. Education philosophy and synergetics: how can synergetics contribute to the formation of a new education model? Available at: http://www.iph.ru/varshinov/htm.

2. Babich I. N. Synergetic approach in education and upbringing at school — the experiments results. Available at: http://spkurdyumov.ru/ misc/sinergeticheskij -podxod-v-obuchenii-i-vospitanii-v-shkole

3. Bakmaev A.Sh., Magomedov Sh.A. The competence approach to the Masters education in professional pedagogical activity. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 2015, no. 1. , pp.28-29. (in Russian)

4. Basalaeva O.G., ValyalinaA. C. , Salebo A. V. New education paradigm under the conditions of the society transition from knowledge to the convergence and technologies. The .society World, 2015, no. 3, pp. 1-5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN315.pdf

5. Bibikova A.V. The methodology of forming the foreign communication competence of future ecologists. Sbornik materialov zaochnoy nauchnoprakticheskoy konferencii [The Sourcebook of the Correspondence Scientific-Practical Conference]. Minsk, 2006, pp.54-60 .(In Russian).

6. Blinova T.L. Pedagogical technologies: tendencies and perspectives. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2017, no. 11, pp. 182-188. . (in Russian)

7. Gural S.K. The integration of case study method in teaching students of Applied Mechanics foreign languages in the context of actual educational tendencies. Yazyk i kultura [ Language and Culture], 2017, no.38, pp. 190-206. (in Russian)

8. Zimnyaya I.A. The key competences as a resulting target basis of the competence approach in education. Uchebnoye izdaniye. Seriya: Trudy metodologicheskogo seminara "Rossiya v Bolonskom processe": problemy, zadachi, perspektivy. [Proc. Methodol. Seminar " Russia in the Bologna Process": problems, tasks, perspectives.]. Moscow, Issledovatelskiy centr problem kachestva podgotovki cpecialistov Publ., 2004, 40p. (in Russian)

9. Knyazeva E.N. Synergetics as a means of natural and humanitarian sciences integration. Vysshee obrazovaniye vRossii [Higher Education in Russia], 1994, no. 4, pp.31-36. (in Russian)

10. Kudashov V.I. Social sciences in knowledge society: cognitive aspects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. [Journal of Tomsk State University]. 2012, no 4. V. 1 (20), pp.58-64. (in Russian)

11. Kureichik V.M., Pisarenko V.I. Synergetic principles in pedagogical systems modelling. Otkrytoye Obrazovaniye [Open Education], 2013, no.4, pp. 16-23. (in Russian)

12. Nalivaiko N. V. Education philosophy: the conception defining. Novosibirsk. Sib. Otd. ANRF [Novosibirsk: Sib. Dep. of RF Academy of Science]. 2008, 272 p., p.10. (in Russian)

13. Haken G. Principles of brain functioning: synergetic approach to the brain activity, behavior and cognitition.2001. 353 p. (Russ. ed.: Moscow PerSe), 2001. 353 p.

14. Shamuratova G.Yu. Synergetic approach as a form of diversity in education.Molodoy uchenyi [Young Scientist], 2017, no.22, pp.203-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.