Научная статья на тему 'МЕТОД И СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АПК'

МЕТОД И СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкрабак Роман Владимирович

Безопасность движения транспортных средств в АПК и в целом по стране постоянно находится в центре внимания специалистов. Связано это с высоким уровнем транспортных происшествий как в мире, так и в стране в целом и её АПК. При этом такие происшествия происходят по различным причинам и обстоятельствам как антропогенного характера, так и организационного, технического и влияния внешней среды. Среди этих происшествий по их типу значительное количество ДТП связано с наездом на людей. В статье приведена динамика ДТП названного вида за 2015-2018 годы в сравнении с данными по стране, а также за 2005-2015 годы по Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Несмотря на изложенное, как показали анализ, патентные исследования и патентный поиск, эффективных мер профилактики обсуждаемой проблемы ни в стране, ни за рубежом не предложено. Учитывая последствия таких ситуаций, заканчивающихся тяжелыми травмами или летально, а также отсутствие эффективных способов и устройств для обеспечения профилактики указанного рода происшествий, обосновано, разработано и проверено на работоспособность инновационное авторское решение, исключающее указанные виды травм. Дано описание метода и средства, принципа их работы, а модельными лабораторными испытаниями подтверждена их работоспособность. Таким образом инновационные метод и средство пополняют предложенную совместно с автором методологию динамичного снижения и ликвидации несчастных случаев и связанных с производством заболеваний и аварий в АПК и других видах экономической деятельности. Решение проблемы будет способствовать значительной социальной и материальной эффективности благодаря превентивным мерам профилактики взамен компенсационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкрабак Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD AND TOOL FOR PREVENTING INJURY IN ROAD TRANSPORTATION ACCIDENTS OF TECHNOLOGICAL PROCESSES IN AIC

Traffic safety of vehicles in the agro-industrial complex and in the country as a whole is constantly in the center of attention of specialists. This is due to the high level of traffic accidents, both in the world and in their country as a whole and separately in the agro-industrial complex. Moreover, such incidents occur for very different reasons and circumstances, both anthropogenic and organizational, technical and environmental influences. Among these accidents by their type, a significant number of road accidents are associated with collisions with people. The article shows the dynamics of accidents of the named type for 2015-2018 in comparison with the data for the country as well as for 2005-2015 for the Leningrad region and St. Petersburg. Despite the above, as shown by the analysis of patent research and patent search, effective preventive measures for the problem under discussion have not been proposed either in the country or abroad. Taking into account the consequences of such a situation, ending with serious injuries or fatal, as well as the lack of effective methods of tools to ensure the prevention of this kind of accidents, an innovative author's solution that excludes these types of injuries is justified and developed and tested for operability. A description of the tool is given, the principle of its operation and model laboratory tests have confirmed their performance. Thus, the innovative method and tool supplement the proposed by the authors strategy and tactics of dynamic reduction and elimination of industrial injuries, injuries and accidents and other types of economic activity. The solution to the problem will be facilitated by significant social and material efficiency thanks to primitive preventive measures instead of compensatory ones.

Текст научной работы на тему «МЕТОД И СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АПК»

Information about the authors

Aksenov Igor Igorevich - senior lecturer of the Electrical Engineering and Automation department, FSBEI HE «Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I» (Voronezh, Russian Federation). E-mail: igor-aksenov1989@ya.ru.

Orobinsky Vladimir Ivanovich - Doctor of Agricultural Sciences, professor, head of the Agricultural Machinery, Tractors and Automobiles department, dean of the Agricultural Engineering faculty, FSBEI HE «Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I» (Voronezh, Russian Federation). E-mail: main@agroeng.vsau.ru.

Kornev Andrey Sergeevich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technological Equipment, Processes of Processing Industries, Agricultural Mechanization and Life Safety department, FSBEI HE «Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I» (Voronezh, Russian Federation). E-mail: kornev.andr@mail.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

УДК 638.382

МЕТОД И СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ АПК

© 2021 г. Р.В. Шкрабак

Безопасность движения транспортных средств в АПК и в целом по стране постоянно находится в центре внимания специалистов. Связано это с высоким уровнем транспортных происшествий как в мире, так и в стране в целом и её АПК. При этом такие происшествия происходят по различным причинам и обстоятельствам как антропогенного характера, так и организационного, технического и влияния внешней среды. Среди этих происшествий по их типу значительное количество ДТП связано с наездом на людей. В статье приведена динамика ДТП названного вида за 2015-2018 годы в сравнении с данными по стране, а также за 2005-2015 годы по Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Несмотря на изложенное, как показали анализ, патентные исследования и патентный поиск, эффективных мер профилактики обсуждаемой проблемы ни в стране, ни за рубежом не предложено. Учитывая последствия таких ситуаций, заканчивающихся тяжелыми травмами или летально, а также отсутствие эффективных способов и устройств для обеспечения профилактики указанного рода происшествий, обосновано, разработано и проверено на работоспособность инновационное авторское решение, исключающее указанные виды травм. Дано описание метода и средства, принципа их работы, а модельными лабораторными испытаниями подтверждена их работоспособность. Таким образом инновационные метод и средство пополняют предложенную совместно с автором методологию динамичного снижения и ликвидации несчастных случаев и связанных с производством заболеваний и аварий в АПК и других видах экономической деятельности. Решение проблемы будет способствовать значительной социальной и материальной эффективности благодаря превентивным мерам профилактики взамен компенсационных.

Ключевые слова: сельское хозяйство, безопасность, травматизм, дорожно-транспортные происшествия.

Для цитирования: Шкрабак Р.В. Метод и средство предотвращения травматизма в дорожно-транспортных происшествиях технологических процессов АПК // Вестник аграрной науки Дона. 2021. № 2 (54). С. 88-95.

METHOD AND TOOL FOR PREVENTING INJURY IN ROAD TRANSPORTATION ACCIDENTS OF TECHNOLOGICAL PROCESSES IN AIC

© 2021 R.V. Shkrabak

Traffic safety of vehicles in the agro-industrial complex and in the country as a whole is constantly in the center of attention of specialists. This is due to the high level of traffic accidents, both in the world and in their country as a whole and separately in the agro-industrial complex. Moreover, such incidents occur for very different reasons and circumstances, both anthropogenic and organizational, technical and environmental influences. Among these accidents by their type, a significant number of road accidents are associated with collisions with people. The article shows the dynamics of accidents of the named type for 2015-2018 in comparison with the data for the country as well as for 2005-2015 for the Leningrad region and St. Petersburg. Despite the above, as shown by the analysis of patent research and patent search, effective preventive measures for the problem under discussion have not been proposed either in the country or abroad. Taking into account the consequences of such a situation, ending with serious injuries or fatal, as well as the lack of effective methods of tools to ensure the prevention of this kind of accidents, an innovative author's solution that excludes these types of injuries is justified and developed and tested for operability. A description of the tool is given, the principle of its operation and model laboratory tests have confirmed their performance. Thus, the innovative method and tool supplement the proposed by the authors strategy and tactics of dynamic reduction and elimination of industrial injuries, injuries and accidents and other types of economic activity. The solution to the problem will be facilitated by significant social and material efficiency thanks to primitive preventive measures instead of compensatory ones.

Keywords: agriculture, safety, injuries, road traffic accidents.

For citation: Shkrabak R.V. Method and tool for preventing injury in road transportation accidents of technological processes in AIC. Vestnik agrarnoy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2021; 2 (54): 88-95. (In Russ.)

Введение. Агропромышленное производство в настоящем, прошлом и будущем ориентировано на значительный объем транспортных перевозок людей и грузов. В настоящее время типичной ситуацией для транспортировки людей является перевозка их автобусом. Разнообразные грузы, как правило, перевозят на грузовом транспорте непосредственно и автопоездами с прицепами, а также тракторами с прицепами. Учитывая многофункциональность агропромышленного комплекса, отметим, что перевозимые там грузы весьма разнообразны (твердые, жидкие вещества, а также птица и разнообразные животные). Типичной является ситуация с перевозкой удобрений, урожая зерновых, плодоовощных, бахчевых и других культур, картофеля, сена, соломы, зелёной массы кормовых трав, машин и оборудования, средств электрификации, строительных материалов, металлопроката, дров, бревен, досок, тары и др., горюче-смазочных материалов, средств химической и биологической защиты растений и т.п.

Для маршрутов различных транспортных средств для перевозки сельскохозяйственной и другой продукции характерны проселочные и полевые дороги, а также дороги общего назначения с относительно высокой плотностью движения. Обратим внимание и на то, что в сельской местности скорость движения транспорта по правилам не должна превышать 60 км/ч, чему также способствует состояние дорог (особенно в осеннее-весенне-зимний период). И, тем не менее, на данных участках имеют место дорожно-транспортные происшествия с различными исходами, в том числе и при столкновении человека с транспортным средством по причине

наезда на пешеходов [1-4]. Отметим, что статистика по этим случаям включается ежегодно в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) по виду их «наезд на пешеходов». В связи с изложенным возникает необходимость оценки состояния ДТП по названному виду их с «наездом на пешехода». В связи с изложенным возникает необходимость оценки состояния с ДТП по названному виду и разработки эффективных инновационных мер профилактики ДТП.

Методика исследований базируется на детальном изучении и анализе ситуаций с дорожно-транспортными происшествиями по виду ДТП, связанных с наездами на людей в динамике за 2015-2018 годы по стране в целом, её населённым пунктам, а также по центральной части Северо-Западного федерального округа -городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2005-2015 годы. На этой основе осуществлялись: поиск инновационных путей профилактики ДТП по рассматриваемым видам; патентные исследования по соответствующему классу; разработка метода и средства для предотвращения травматизма и гибели людей при ДТП, включая наезды на них транспортных средств.

Результаты исследований и их обсуждение. Обстоятельным изучением и анализом проблемы по достоверным статистическим данным ГИБДД за 2015-2018 годы [1-4] установлено, что ежегодно в стране за рассматриваемый период имело место несущественное снижение числа ДТП, в том числе и по рассматриваемому виду. Обобщенно динамика представлена в таблице 1.

Годы Вид ДТП Число ДТП Число погибших в ДТП Число пострадавших в ДТП

2015 По стране в целом 184000 23114 231197

По наездам на пешеходов 56918 7024 83049

2016 По стране в целом 173644 20308 221140

По наездам на пешеходов 52018 8806 49040

2017 По стране в целом 169432 19088 215374

По наездам на пешеходов 51859 6666 48932

2018 По стране в целом 168099 18214 214853

По наездам на пешеходов 48834 5187 46243

Таблица 1 - Динамика дорожно-транспортных происшествий за 2015-2018 гг. в стране и в целом и по их видам «наезд на пешеходов»

Как видно из таблицы, по обеим показателям имеет место вялотекущая динамика ежегодного снижения ДТП как в целом по стране, так и по её виду «наезд на пешеходов» (за исключением 2016 года). Аналогичная динамика

характерна и для Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2005-2015 гг. в сравнении со статистическими данными по стране (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительная динамика числа ДТП и травмируемых по России, Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2005-2015 годы

Годы РФ и субъекты Число

Число ДТП Погибших в ДТП Раненых в ДТП

2005 по РФ 223342 33957 274864

Лен. обл. 2995 685 3789

г. СПб. 8450 731 9642

2006 по РФ 229140 32724 285362

Лен. обл. 3318 720 4137

г. СПб. 8865 752 10156

2007 по РФ 233809 33308 292206

Лен. обл. 3424 738 4321

г. СПб. 9243 706 10694

2008 по РФ 218322 29936 270883

Лен. обл. 3317 628 4202

г. СПб. 8814 613 10213

2009 по РФ 174884 23958 289777

Лен. обл. 2919 521 3850

г. СПб. 6308 345 7850

2010 по РФ 199431 26567 250635

Лен. обл. 3321 568 4380

г. СПб. 7532 397 8932

2011 по РФ 199858 27953 251848

Лен. обл. 3506 642 4466

г. СПб. 7550 471 8875

2012 по РФ 203597 27991 258618

Лен. обл. 3576 642 4821

г. СПб. 8288 445 9920

2013 по РФ 204068 27025 268437

Лен. обл. 3794 635 5146

г. СПб. 8341 444 10019

2014 по РФ 199720 26963 261785

Лен. обл. 4074 704 6562

г. СПб. 8222 412 10004

2015 по РФ 184000 231114 231197

Лен. обл. 2966 493 3800

г. СПб. 8113 395 9889

Обращаю внимание, что в число ДТП по стране, Ленинградской области и Санкт-Петербургу входят и те, которые связаны с наездами на пешеходов.

Анализ данных таблицы 2 за 2005-2015 гг. подтверждает, что как в стране в целом, так и по Ленинградской области и Санкт-Петербургу наблюдается ежегодно вялотекущее снижение общего числа ДТП с летальным исходом и ранениями, однако по некоторым годам показатели выше аналогичного периода предыдущего года (таблица 2).

Судя по данным таблиц 1 и 2, динамика снижения общего ДТП и их последствий (летальных исходов и ранений) не может считаться удовлетворительной. Тем более такая динамика не способствует приближению показателей травматизма к нулю. Подтверждением этого заключения является и рост числа автомобилей в стране, транспортных средств и расширение маршрутов передвижения.

Говоря об обстоятельствах изложенного, обратим внимание на два важных момента (из нескольких возможных), аккумулирующих в себе обобщенно причины изложенного. Речь идет о технической и антропогенной стороне проблем профилактики. К первой из них относится экс-

Анализ данных таблицы 3 показывает, что практически ежегодно имеют место ДТП по причине эксплуатации неисправных транспорт-

плуатация технически неисправных транспортных средств, приводящих к ДТП и травмированию людей по этой причине. Эти сведения в динамике за 2005-2014 гг. по стране, Ленинградской области и Санкт-Петербургу приведены в таблице 3.

ных средств, следствием чего являются гибель и ранения людей как в стране в целом, так и в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Таблица 3 - Сравнение динамики числа ДТП и травмируемых и погибших в них за 2005-2014 гг. в стране, Ленинградской области и Санкт-Петербурге по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств

Число

Годы РФ и субъекты Число ДТП Число ДТП Число ДТП

абсолютный удельный вес

по РФ 3350 1,5 805 4625

2005 Лен. обл. 14 0,5 3 13

г. СПб. 7 0,1 8

по РФ 2571 1,1 486 3490

2006 Лен. обл. 97 0,3 3 8

г. СПб. 8 0,1 9

по РФ 2221 0,9 424 2912

2007 Лен. обл. 4 0,1 1 4

г. СПб. 8 0,1 9

по РФ 1725 0,8 351 2300

2008 Лен. обл. 7 0,2 2 9

г. СПб. 4 0,0 4

по РФ 1389 0,7 265 1456

2009 Лен.обл. 10 0,1 1 7

г. СПб. 5 0,1 1 7

по РФ 1127 0,6 227 1509

2010 Лен. обл. 4 0,1 1 7

г. СПб. 5 0,1 6

по РФ 1031 0,5 232 1416

2011 Лен. обл. 5 0,1 2 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. СПб. 3 0,0 3

по РФ 1628 0,5 282 1465

2012 Лен. обл. 5 0,1 2 10

г. СПб. 1 0,0 1

по РФ 1541 0,8 359 2230

2013 Лен. обл. 10 0,3 2 11

г. СПб. 8 0,1 7

по РФ 1905 1,0 418 2714

2014 Лен. обл. 11 0,3 6 14

г. СПб. 6 0,1 8

Изложенное является следствием нарушения правил дорожного движения (ПДД) в части выпуска на линию неисправных транспортных средств, а также структур, осуществляющих технический осмотр. Нельзя не упомянуть в связи с изложенным предприятий, обеспечивающих надежность и безопасность конструкций транспортных средств, включая проектные решения. Так или иначе, но проблемы эксплуатации технически неисправных транспортных средств касаются, хоть и в разной степени, эксплуатационников и разработчиков и изготовителей техники.

Касаясь второй составляющей проблемы - антропогенной, отметим, что она так или иначе связана с личностью, управляющей транспортным средством, профессионализмом, дисциплинированностью, типом нервной системы и другими показателями в процессе профориентации и профессионального отбора водителей.

О важности проблемы говорят данные таблицы 4, где приведены сведения о ДТП по причине нарушения ПДД водителями транспортных средств и их последствиях.

Таблица 4 - Сравнение данных ДТП о погибших и раненых в них по причине нарушения ПДД водителями транспортных средств за указанные годы в целом по стране, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге

Годы РФ и субъекты Число

ДТП погибших раненых

абсолютный удельный вес

2005 по РФ 180578 80,9 27623 236737

Лен. обл. 24500 81,8 542 3360

г. СПб. 6802 68,7 427 7185

2006 по РФ 187531 81,8 26776 247794

Лен. обл. 2702 81,4 579 3630

г. СПб. 6248 70,5 428 7746

2007 по РФ 652

Лен. обл. 74,6

г. СПб. 68,2

2009 по РФ 173327 85,1 23146 228360

Лен. обл. 2913 90 508 3834

г. СПб. 6303 79,5 344 7643

2012 по РФ 177504 87,2 24040 235334

Лен. обл. 3251 90,9 559 4564

г. СПб. 6717 81 308 8407

2014 по РФ 175862 88,1 23143 230617

Лен. обл. 3697 90,7 608 5245

г. СПб. 6824 83 299 8652

2015 РФ 157943 19011 207985

2016 РФ 150860 16933 200622

2017 РФ 143458 15691 191648

2018 РФ а) сельские поселения 16291 2535 20349

РФ б) административные районы 4696 648 5924

Примечание: данные за 2018 год общие, безотносительно причин ДТП.

Данные таблицы 4 подтверждают, что ведущая роль в генерировании ДТП принадлежит водителям. Этот факт является ориентиром -вектором для направления усилий по профи-

лактике ДТП. Понимая, что не все водители по своим профессиональным качествам и психофизиологическим свойствам полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям,

возникает необходимость и потребность дублирования действий водителя инженерно-техническими решениями конструктивного характера, исключающими возможность ДТП при бездействии (из-за шокового состояния), непрофессиональных или несвоевременных действиях водителей, или, по крайней мере, предупреждение гибели и тяжелых ранений при столкновении граждан с транспортными средствами. Это могут быть обычные пешеходы, велосипедисты, дети, престарелые люди, а также невнимательные и нетрезвые граждане.

На основе материалов патентного поиска обоснованы и разработаны метод и средство предотвращения травматизма в дорожно-транспортных происшествиях технологических процессов АПК (патент № 2241614С1).

Метод основан на автоматическом обхвате человека и прижатии его к транспортному

средству (через горизонтальный, установленный поперёк фронтальной части транспортного средства, прорезиненный пневмоцилиндр) при столкновении с фронтальной частью транспортного средства, мгновенном автоматическом поднятии человека на 10-20 см над полотном дороги (исключая попадание нижних конечностей его под колёса) и автоматическом торможении транспортного средства с прижатым человеком за счет автоматического выключения сцепления и включения тормозов до полной остановки транспортного средства и освобождения от прижатия к автомобилю посредством элементов предлагаемой конструкции средства. Принципиальная схема предложенного средства предотвращения ранения и гибели человека в ДТП приведена на рисунке.

1 - цилиндрический прорезиненный пневматический элемент (валик) из эластичного материала с внутренним давлением 1,5-2 атм.; 2 - шток поршня; 3, 4, 17, 18, 19, 20, 21, 22 - пневмоцилиндры; 5 - пружины; 6 - вентиль; 7, 14, 15, 16 - пневмомагистрали; 8 - отверстие; 9 - пневмоклапан; 10 - электроконтакт; 11 - электромагнитные клапаны; 12 - пневмоаккумулятор; 13 - ресивер; 23, 24, 25 - соответственно поршни, штоки и пружины пневмоцилиндров; 26 - захваты; 27 и 28 - рычаги, педали тормоза 29 транспортного средства; 30, 31 - рычаги педали; 32 - сцепления; 33 - основание захватов 26; 34 - шарнир в виде «ласточкина хвоста» Схема средства предотвращения ДТП технологических процессов в АПК

Детальное описание устройства и работы метода и средства приведено в патенте № 2241614С1.

Обратим внимание, что метод и средство разрабатывались для технологических условий

АПК, характеризующихся сельской местностью, где скорость движения ограничена 60 км/ч.

Выполненные в последнее десятилетие всесторонние исследования по проблеме [5-9] подтверждают важность и актуальность её решения, а отдельные этапы этих исследований

подтверждают необходимость актуализации проблемы в соответствии с нормативно-правовой базой страны [10-15], направленной на обеспечение безопасных и здоровых условий труда в стране в целом и её АПК. Всплывает вопрос о путях динамичного снижения ДТП и их последствиях (особенно в части травматизма и гибели людей). Анализ показывает, что отсутствие реальных путей предотвращения возможности столкновения людей с транспортными средствами позволяет обсуждать и реализовы-вать на первом этапе эффективные пути предотвращения травмирования людей при ДТП, включая наезды и столкновения с транспортными средствами.

Интенсивная работа в изложенном направлении ученых трудоохранной научно-педагогической школы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» позволила предложить инновационные методы и средства решения названной проблемы, упреждающие ДТП автоматическими блокировками неадекватные действия водителя. Кроме того, предложено решение, исключающее гибель и ранение человека при наезде на него фронтальной частью транспортного средства, что является типичным для обсуждаемой проблемы [5]. В основе таких решений - разработка метода и средства по предотвращению несчастных случаев гибели людей при столкновении с транспортными средствами за счёт смягчения удара и мгновенного автоматического прижатия человека к фронтальной части автомобиля с одновременным приподниманием его на 20-30 см над дорогой и автоматической остановкой транспортного средства (авторский патент RU 2241614).

Для реализации изложенной идеи осуществлены патентные исследования по МПК 60R 21/34, ВК 41/24, В62D 11/08.

Работоспособность предложенных метода и средства подтверждена лабораторными испытаниями макетной модели.

Заключение. Вяло текущая динамика снижения ДТП и их последствий в целом по стране и в АПК является неприемлемой для решения проблемы. В связи с изложенным на основании подробного изучения и анализа предложено инновационное решение - метод и средство для предотвращения травматизма и гибели людей при наезде транспортных средств. Модельные испытания подтвердили

работоспособность метода. Оснащение транспортных средств предложенным средством позволит, как минимум в 2 раза, снизить число летальных случаев и ранений при столкновении людей с движущимися транспортными средствами, обеспечивая социальную и материальную эффективность.

Литература

1. Российский статистический ежедневник - 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 686 с.

2. Российский статистический ежедневник - 2018: стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 694 с.

3. Российский статистический ежедневник - 2019: стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - 708 с.

4. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gibdd.ru (дата обращения 07.03.2020).

5. В.С. Шкрабак. Биобиблиографический указатель трудов / сост. Н.В. Кубрицкая, Н.С. Розанова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Библиотека С.-Петерб. гос. аграр. ун-та. - СПб., 2017. - 252 с.

6. Шкрабак, В.В. Стратегия и тактика динамичного снижения и ликвидации производственного травматизма в АПК (теория и практика): монография / В.В. Шкрабак. -СПб. - Пушкин: СПбГАУ, 2007. - 580 с.

7. Профессиональный консалтинг в сфере охраны труда для водителей транспортных средств: монография / Ю.Н. Баранов, А.П. Трясцин, С.В. Баранова, Р.В. Шкрабак, Ю.Н. Брагинец; под ред. д.т.н. Ю.Н. Баранова. -Санкт-Петербург, 2017. - 328 с.

8. Христофоров, Е.Н. Теория и практика обеспечения безопасности дорожного движения в агропромышленном комплексе / Е.Н. Христофоров, В.С. Шкрабак, Н.Е. Сакович. - Брянск: БГСХА, 2008. - 282 с.

9. Повышение эффективности и безопасности движения колесных машин в условиях сельского хозяйства: монография / Ю.Г. Горшков, С.В. Золотых, И.Н. Старунова, А.А. Калугин; Департамент научно-технологической политики и образования. - Челябинск, 2016. - 484 с.

10. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 21.03.2020 г.)

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (с учетом поправок) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 15.01.2021 г.).

12. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 01.06.2015 г.). - М., 2015. -272 с.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _34661/ (дата обращения 19.05.2021 г.).

14. Система стандартов безопасности труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lab-ecostar.ru/ssbt-sistema-standartov-po-bezopasnosti-truda/ (дата обращения 21.03.2020 г.).

15. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.02.2021 N 20-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19559/c4138b3178bf03107801 fae9bdd8e8 869641a62f/ (дата обращения 21.02.2021 г.)

References

1. Rossiyskiy statisticheskiy ezhednevnik - 2017 [Russian statistical daily - 2017], Stat.sb. Rosstat. M., 2017, 686 p. (In Russian)

2. Rossiyskiy statisticheskiy ezhednevnik - 2018 [Russian statistical daily - 2018], Stat. sb. Rosstat. M., 2018, 694 p. (In Russian)

3. Rossiyskiy statisticheskiy ezhednevnik - 2019 [Russian statistical daily - 2019], Stat. sb. Rosstat. M., 2019, 708 p. (In Russian)

4. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. Gosavtoinspektsiya MVD Rossii. [Indicators of the state of road safety. State traffic inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: https://www.gibdd.ru (data obrascheniya 07.03.2020). (In Russian)

5. V.S. Shkrabak. Biobibliograficheskiy ukazatel' tru-dov [Bibliographic index of works], sost. N.V. Kubritskaya, N.S. Rozanova, 3-e izd., pererab. i dop., Bibliotekа S-Peterb. Gos. Agrar. Un^, SPb., 2017, 252 p. (In Russian)

6. Shkrabak V.V. Strategiya i taktika dinamichnogo snizheniya i likvidatsii proizvodstvennogo travmatizma v APK (teoriya i praktika): monografiya [Strategy and tactics of dynamic reduction and elimination of industrial injuries in the agro-industrial complex (theory and practice): monograph], S-Peterb. Gos. Agrar. Un-t., SPb. - Pushkin: SPbGAU, 2007, 580 p. (In Russian)

7. Baranov Yu.N., Tryastsin A.P., Baranova S.V., Shkrabak R.V., Braginets Yu.N. Professional'nyy konsalting v sfere okhrany truda dlya voditeley transportnykh sredstv: monografiya, pod red. d.t.n. Yu.N. Baranova [Professional consulting in the field of labor protection for vehicle drivers: monograph], SPb., 2017, 328 p. (In Russian)

8. Khristoforov E.N., Shkrabak V.S., Sakovich N.E. Teoriya i praktika obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v agropromyshlennom komplekse [Theory and

practice of ensuring road safety in the agricultural sector], Bryansk: BGSKHA, 2008, 282 p. (In Russian)

9. Gorshkov Yu.G. Zolotykh S.V., Starunova I.N., Ka-lugin A.A. Povyshenie effektivnosti i bezopasnosti dvizheniya kolesnykh mashin v usloviyakh sel'skogo khozyaystva: monografiya [Improving the efficiency and safety of the movement of wheeled vehicles in agricultural conditions: monograph], Departament nauchno-tekhnologicheskoy politiki i obrazovaniya, Chelyabinsk, 2016, 484 p. (In Russian)

10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (s uchetom popravok) [Constitution of the Russian Federation (as amended)], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrascheniya 21.03.2020 g.). (In Russian)

11. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (s uchetom popravok) [Civil Code of the Russian Federation (as amended)], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (data obrascheniya 15.01.2021 g.). (In Russian)

12. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [s iz-meneniyami i dopolneniyami ot 01.06.2015 g.], (Labor Code of the Russian Federation (as amended on 01.06.2015), M., 2015, 272 p. (In Russian)

13. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh [Code of the Russian Federation of Administrative Offenses], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (data obrascheniya 19.05.2021 g.). (In Russian)

14. Sistema standartov bezopasnosti truda [Occupational safety standards system], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa. https://lab-ecostar.ru/ssbt-sistema-standartov-po-bezopasnosti-truda/ (data obrascheniya 21.03.2020 g.).

(In Russian)

15. Federal'nyy zakon «Ob obyazatel'nom sotsial'nom strakhovanii ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i pro-fessional'nykh zabolevaniy» ot 24.02.2021 N 20-FZ, raspros-tranyayetsya na pravootnosheniya, voznikshie s 1 yanvarya 2021 goda. [The Federal Law «On Compulsory Social Insurance against Industrial Accidents and Occupational Diseases» dated February 24, 2021 N 20-FZ, applies to legal relations that arose from January 1, 2021], Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19559/c4138b3178bf03107801fae9bdd8e88 69641a62f/ (data obrascheniya 21.02.2021 g.). (In Russian)

Сведения об авторе

Шкрабак Роман Владимирович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Безопасность технологических процессов и производств», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (г. Пушкин, Российская Федерация). Тел.: +7-812-451-76-18, +7-921-751-17-02. E-mail: shkrabakrv@mail.ru.

Information about №е author

Shkrabak Roman Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, head of the Safety of Technological Processes and Production department, FSBEI HE «St.-Petersburg State Agrarian University» (Pushkin, Russian Federation). Phone: +7-812-318-11-52, +7-921-751-17-02. E-mail: shkrabakrv@mail.ru.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.