Научная статья на тему 'МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ОРГАНАЙЗЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОЖЕСТВО НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ»'

МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ОРГАНАЙЗЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОЖЕСТВО НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неотрицательное целое число / множество / метод графического органайзера «Таблица»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бобоева Муяссар Норбоевна

в статье рассматривается использование метода графического органайзера «Таблица» при изучении темы «Множество неотрицательных целых чисел». Осваивая этот метод, студенты будут иметь представление об изучаемых концепциях, понимать их и уметь четко описывать их компоненты и взаимосвязи. Помогает усилить затронутую тему. Результатом является пример применения этого метода на уроке, который помогает лучше понять содержание таблицы, описывая содержание таблицы, определяющей взаимозависимость понятий и фактов по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бобоева Муяссар Норбоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ОРГАНАЙЗЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОЖЕСТВО НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ»»

МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ОРГАНАЙЗЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОЖЕСТВО НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ»

Бобоева М.Н.

Бобоева Муяссар Норбоевна — преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается использование метода графического органайзера «Таблица» при изучении темы «Множество неотрицательных целых чисел». Осваивая этот метод, студенты будут иметь представление об изучаемых концепциях, понимать их и уметь четко описывать их компоненты и взаимосвязи. Помогает усилить затронутую тему. Результатом является пример применения этого метода на уроке, который помогает лучше понять содержание таблицы, описывая содержание таблицы, определяющей взаимозависимость понятий и фактов по теме.

Ключевые слова: неотрицательное целое число, множество, метод графического органайзера «Таблица».

УДК 37.02

В настоящее время повсеместное использование педагогических инноваций в образовательном процессе - глобальная тенденция мирового развития. Особое внимание уделяется систематическому внедрению инноваций в сфере образования в то время, когда масштабы педагогических инноваций растут, процесс модернизации в стране стремительно развивается. Однако, несмотря на создание множества педагогических новшеств, уровень внедрения педагогических исследований по внедрению нового содержания, форм, методов и средств обучения в образовательный процесс пока недостаточен. Поэтому повышение качества обучения за счет использования современных интерактивных методов в учебном процессе является актуальной задачей [ 1 -20].

Действительно, при внедрении обновленной системы образования важно, чтобы каждый учитель имел возможность постоянно изучать последние достижения в своем предмете и образовании гармонично развитого поколения и последовательно применять их в своей работе.

Методика графического органайзера «Таблица» предназначена для развития у студентов способности отражать теоретическую сущность темы, обсуждаемого вопроса или проблемы с помощью таблицы. При его применении студенты приобретают навыки четко выражать суть темы в виде таблицы, не в форме устного заявления или письменного текста, а в виде основной идеи, базового концепция, важные аспекты.

Было бы неплохо использовать этот метод в конце каждой лекции или в начале практического занятия. Преимущества использования этого метода: во-первых, в опросе участвуют все студенты. Во-вторых, можно определить уровень владения студентами темы. В-третьих, наблюдая, на какой вопрос студенты ответили неправильно, можно более широко объяснить те части темы, которые они не поняли.

При обучении темы «Множество неотрицательных целых чисел и операции над ними» можно организовать графические органайзеры «таблицы» следующим образом.

Найдите совпадение:

Таблица 1. Вопросы для нахождения совпадения

1 4 + 3 = 7 каким правилом объяснить сумму удобно А Число 0

2 Если на одном пальто у женщин пришито 6 пуговиц, а у мужчин -5 пуговиц, сколько всего пуговиц будет пришито? Каким действием решается и на какой теоретической основе В Если можно установить взаимно однозначное соответствие значений между множествами.

3 Как называется общее свойство класса пустых множеств? С Постройте множество неотрицательных целых чисел в интерпретации множеств в соответствии с нахождением суммы.

4 Что такое множество равной мощности? D Постройте множество целых неотрицательных чисел в интерпретации множеств.

Ответы:

1 4+3=7 каким правилом объяснить сумму удобно D Постройте множество целых неотрицательных чисел в интерпретации множеств

2 Если на одном пальто у женщин пришито 6 пуговиц, а у мужчин - 5 пуговиц, сколько всего пуговиц будет пришито? Каким действием решается и на какой теоретической основе С Постройте множество неотрицательных целых чисел в интерпретации множеств в соответствии с нахождением суммы.

3 Как называется общее свойство класса пустых множеств? А Число 0

4 Что такое множество равной мощности? В Если можно установить взаимно однозначное соответствие значений между множествами.

Также этот метод очень удобно использовать при работе со студентами в группах и в группах. Этот метод можно использовать для организации быстрого сеанса вопросов и ответов, чтобы закрепить тему в конце урока.

Метод применяется на основе организации следующих действий:

- Преподаватель готовит таблицы для каждого ученика по количеству учеников и анкету по теме;

- Обращается внимание на наличие вопросов, на которые в анкете можно ответить «да» или «нет»;

- Таблицы раздаются каждому студенту;

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя в форме «да» или «нет».

Определите правильные ответы. Напишите на листе для ответов слова «да» или «нет».

Таблица 3. Список вопросов для ответов слова «да» или «нет»

1 Понятие натуральных чисел было введено Кантором

2 Множество неотрицательных и целых чисел равно

3 Натуральное число - это общее свойство класса конечных множеств равной мощности, которые не являются пустыми.

4 Если ни одно из неравенств a > Ь или a < Ь не выполняется, то a = Ь .

5 Если числа а и Ь определены наборами равной мощности, то они называются равными.

Ответы:

Таблица 4. Ответы вопросов с использованием слова «да» или «нет»

1 Понятие натуральных чисел было введено Кантором нет

2 Множество неотрицательных и целых чисел равно нет

3 Натуральное число - это общее свойство класса конечных множеств равной мощности, которые не являются пустыми. да

4 Если ни одно из неравенств а > Ь или а < Ь не выполняется, то а = Ь. нет

5 Если числа а и Ь определены наборами равной мощности, то они называются равными. да

В современной математике существует ряд проблем, связанных с моделями в целочисленной решетке [21 - 36], так как одномерная целочисленная решетка - это множество всех целых чисел. В этом случае знания и навыки, приобретенные студентами по данной теме, будут очень кстати.

Список литературы

1. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.

2. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

3. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

4. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.

5. Бобоева М.Н., Шукурова М. Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 81-83.

6. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.

7. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.

8. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020), С. 40-43.

9. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.

10. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

11. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

12. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015), С. 17-20.

13. Расулов Т.Х., ШириноваМ.У. Об одном применение леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015), С. 36-40.

14. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.

15. Марданова Ф.Я. Нестандартные методы обучения высшей математике // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 19-22.

16. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 23-26.

17. Boboyeva M., Qutliyeva Z. Formation of elementary mathematical concepts in preschool children // J. Global Research in Math. Archives. 6:11 (2019). С. 10-12.

18. Расулов Х.Р., Раупова М.Х. Роль математики в биологических науках // Проблемы педагогики № 53:2 (2021). С. 7-10.

19. Бобоева М.Н., Меражов Н.И. Поля значений 2х2 операторной матрицы с одномерными интегральными операторами // Вестник науки и образования. 95:17-2 (2020).

20. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование, 72:8 (2020). с. 29-32.

21. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Eigenvalues and virtual levels of a family of 2x2 operator matrices // Methods Func. Anal. Topology, 25:1 (2019). С. 273-281.

22. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Threshold analysis for a family of 2x2 operator matrices // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 10:6 (2019). С. 616-622.

23. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Essential and discrete spectrum of a three-particle lattice Hamiltonian with non-local potentials // Nanosystems: Physics, Chemistry, Mathematics, 5:3 (2014). С. 327-342.

24. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Analysis of the spectrum of a 2х2 operator matrices. Discrete spectrum asymptotics. Nanosystems: Physics, chemistry, mathematics, 11:2 (2020). С. 138-144.

25. Расулов Т.Х., Дилмуродов Э.Б. Бесконечность числа собственных значений операторных (2х2)-матриц. Асимптотик дискретного спектра // ТМФ. 205:3 (2020). С. 368-390.

26. Albeverio S., Lakaev S.N., Rasulov T.H. On the spectrum of an Hamiltonian in Fock space. Discrete spectrum asymptotics // J.Stat.Phys. 127:2 (2007). С. 191-220.

27. Rasulov T.H. On the finiteness of the discrete spectrum of a 3x3 operator matrix // Methods of Functional Analysis and Topology, 22:1 (2016). С. 48-61.

28. Rasulov T.H. The finiteness of the number of eigenvalues of an Hamiltonian in Fock space // Proceedings of IAM, 5:2 (2016). С. 156-174.

29. Albeverio S., Lakaev S.N., Rasulov T.H. The Efimov effect for a model operator associated with the Hamiltonian of a non conserved number of particles // Methods Funct. Anal. Topology, 13:1 (2007). С. 1-16.

30. Muminov M.I., Rasulov T.H. Embedded eigenvalues of an Hamiltonian in bosonic Fock space // Comm. in Mathematical Analysis. 17:1 (2014). С. 1-22.

31. Muminov M., Neidhardt H., Rasulov T. On the spectrum of the lattice spin-boson Hamiltonian for any coupling: 1D case // J. Math. Phys., 56 (2015), 053507.

32. Muminov M.I., Rasulov T.H. On the number of eigenvalues of the family of operator matrices. // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 5:5 (2014). С. 619-625.

33. Расулов Т.Х. Исследование спектра одного модельного оператора в пространстве Фока // Теорет. матем. физика. 161:2 (2009). С. 164-175.

34. Расулов Т.Х. О числе собственных значений одного матричного оператора // Сибирский математический журнал, 52:2 (2011). С. 400-415.

35. Muminov M.I., Rasulov T.H. The Faddeev equation and essential spectrum of a Hamiltonian in Fock Space // Methods Funct. Anal. Topol., 17:1 (2011). С. 47-57.

36. Rasulov T.H. Investigations of the essential spectrum of a Hamiltonian in Fock space // Appl. Math. Inf. Sci. 4:3 (2010). С. 395-412.

37. Расулов Т.Х. Исследование существенного спектра одного матричного оператор // Теоретическая и математическая физика, 164:1 (2010), С. 62-77.

К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кулиев Е.К.

Кулиев Еркин Каримович — преподаватель, кафедра психологии, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приведен подробный анализ деятельности педагогов на фоне перехода к дистанционному обучению в образовательной системе Республики Узбекистан. Изучены требования к личностным и профессиональным качествам педагогов и даны конкретные рекомендации по повышению саморегуляции. Проанализированы труды психологов по предотвращению стрессовых ситуаций педагогов. Выделены четыре приоритетные задачи, на решение которых необходимо направить деятельность по повышению саморазвития и восстановлению профессионального здоровья педагога.

Ключевые слова: саморегуляция, психологическое здоровье, саморазвития, эффективность.

УДК 37.02

Образовательная система Республики Узбекистан, при происходящих в ней процессах перехода к дистанционному обучению подрастающего поколения, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов. Такие требования выступают серьезными внешними стимулами в работе преподавателя над самим собой. Это предполагает повышение уровня его профессиональной культуры, осуществление потребности к изменению себя, способности к творческому саморазвитию, самоутверждению себя как профессионала.

Говоря о саморегуляции педагога и обучающегося, необходимо остановиться на мысли о том, что в первую очередь мы должны уделить особое внимание саморегуляции педагога и поговорить о сохранении здоровья учителя, нежели обучающегося. Ведь психологический комфорт в классе во многом зависит от учителя, входящего в этот класс: от его настроения, от его уверенности или неуверенности в себе, умения вовремя пошутить и разрядить обстановку, от его состояния здоровья и взаимоотношений в семье и еще от многих факторов [1, 2].

Педагог своими условиями жизни поставлен в положение образца. С ним студенты или школьники сопоставляют результаты и особенности своей деятельности, а также поведение других людей. Педагог в глазах детей должен быть образцовым. Выступая в роли эталона и норм человеческих отношений, он должен обладать способностью нравственно-волевой саморегуляции поведения, во взаимоотношениях с учащимися учитывать особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.