Научная статья на тему 'МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ / ИННОВАЦИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан М.В., Бережная О.В., Дарвиш Ф.

В статье обсуждаются вопросы применения многофакторного анализа - метода главных компонент для измерения и оценки инноваций в сфере малого бизнеса как объекта стратегического управления на примере субъектов Центрального федерального округа. Использован алгоритм применения метода главных компонент, состоящий из следующих этапов: определение перечня и расчет исходных переменных, их нормирование; вычисление и обоснование главных компонент; оценка адекватности факторной модели; интерпретация главных компонент.Метод главных компонент рассматривается как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого бизнеса.Полученные в результате исследования главные компоненты, по сути, представляют собой интегрированные показатели, которые характеризуют уровень развития инноваций, определяются на основании доступных статистических данных и могут быть использованы как для сравнительного анализа инноваций в сфере малого бизнеса в субъектах Российской Федерации, так и в целях совершенствования стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF MAIN COMPONENTS AS A TOOL FOR STRATEGIC INNOVATION MANAGEMENT IN THE FIELD OF SMALL BUSINESS

The article presents the results of a study of the possibility of using multifactor analysis - the method of the main components for measuring and evaluating innovations in the field of small business as an object of strategic management on the example of the subjects of the Central Federal District. The algorithm of application of the principal component’s method is considered, consisting of the following stages: the formation of the empirical base of the study (includes the definition of the list and calculation of the initial variables, their normalization); calculation of the principal components and justification of the number of their choice; assessment of the adequacy of the factor model; interpretation of the main components.The main components obtained, in fact, are integrated indicators that characterize the level of innovation development, are determined on the basis of available statistical data and can be used both for comparative analysis of innovations in the field of small business in the constituent entities of the Russian Federation and for the purpose of improving strategic management. At the same time, the method of main components is considered as a tool for strategic innovation management in the field of small business.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 12-25. Economic Systems. 2022;15(4(59)):12-25.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Научная статья УДК 334

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-12-25

МЕТОД ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Мария Васильевна Сероштанш, Ольга Владимировна Бережная2,

Фавваз Дарвиш3

1 3 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия

2 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 Seroshtan-m@yandex.ru

2 ohvb@list.ru

3 su402@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы применения многофакторного анализа - метода главных компонент для измерения и оценки инноваций в сфере малого бизнеса как объекта стратегического управления на примере субъектов Центрального федерального округа. Использован алгоритм применения метода главных компонент, состоящий из следующих этапов: определение перечня и расчет исходных переменных, их нормирование; вычисление и обоснование главных компонент; оценка адекватности факторной модели; интерпретация главных компонент.

Метод главных компонент рассматривается как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого бизнеса.

Полученные в результате исследования главные компоненты, по сути, представляют собой интегрированные показатели, которые характеризуют уровень развития инноваций, определяются на основании доступных статистических данных и могут быть использованы как для сравнительного анализа инноваций в сфере малого бизнеса в субъектах Российской Федерации, так и в целях совершенствования стратегического управления.

Ключевые слова: метод главных компонент, инновации, малый бизнес, стратегическое управление инновациями

Для цитирования: СероштанМ.В., БережнаяО.В.,ДарвишФ. Методглавныхкомпоненткак инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого бизнеса // Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 12-25. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-12-25.

© Сероштан М.В., Бережная О.В., Дарвиш Ф., 2022

THEORY AND METHODOLOGY

Original article

THE METHOD OF MAIN COMPONENTS AS A TOOL FOR STRATEGIC INNOVATION MANAGEMENT IN THE FIELD OF SMALL BUSINESS

Maria V. Seroshtan1H, Olga V. Berezhnaya2, Favvaz Darvish3

1 3 Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

2 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 Seroshtan-m@yandex.ru

2 ohvb@list.ru

3 su402@mail.ru

Abstract. Thearticle presentsthe results ofastudy ofthe possibilityofusing multifactoranalysis-the method of the main components for measuring and evaluating innovations in the field of small business as an object of strategic management on the example of the subjects of the Central Federal District. The algorithm of application of the principal component's method is considered, consisting of the following stages: the formation of the empirical base of the study (includes the definition of the list and calculation of the initial variables, their normalization); calculation of the principal components and justification of the number of their choice; assessment of the adequacy of the factor model; interpretation of the main components.

The main components obtained, in fact, are integrated indicators that characterize the level of innovation development, are determined on the basis of available statistical data and can be used both for comparative analysis of innovations in the field of small business in the constituent entities of the Russian Federation and for the purpose of improving strategic management. At the same time, the method of main components is considered as a tool for strategic innovation management in the field of small business.

Keywords: principal component method, innovation, small business, strategic innovation management

For citation: Seroshtan M.V., Berezhnaya O.V., Darvish F. The method of main components as a tool for strategic innovation management in the field of small business. Economic Systems. 2022;15(4(59)):12-25. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-12-25.

Введение

В современных условиях повышается роль вклада малого бизнеса в инновационное развитие национальной экономики. В России, особенно в последние годы, уделяется большое внимание стратегическому развитию предпринимательства. Однако инновационная активность малого бизнеса не соответству-

ет его потенциалу, что подтверждается в ранее опубликованных исследованиях авторов [5, 7].

Анализ научной литературы также показал, что вопросы совершенствования стратегического управления инновациями, в том числе в сфере малого бизнеса, являются предметом дискуссии во многих публикациях российских и зарубежных исследователей [3, 6, 8, 10, 12, 14, 16].

Стратегический менеджмент в области инноваций, как известно, невозможен без их измерения, количественной и качественной оценки. При анализе инноваций в сфере малого бизнеса применяются, как правило, отдельные показатели, имеющиеся в официальной статистике. Однако единых подходов для оценки уровня инноваций в сфере малого бизнеса в целом до настоящего времени не выработано. Это является существенным сдерживающим фактором для осуществления сравнительной оценки уровня инноваций в сфере малого бизнеса на мезоуровне.

Перечисленное выше обусловило актуальность исследования, связанного с применением многофакторного анализа - метода главных компонент для измерения и оценки инноваций в сфере малого бизнеса как объекта стратегического управления.

Основная часть

В научной литературе управление инновациями рассматривается как кросс-функциональная, многоуровневая структура. При этом выделяются перспективные направления исследований в контексте управления инновациями, которые основаны на концепциях: ориентация на клиента, сетевая организация, интегрированные цепочки создания стоимости, трансфер технологий и диффузия инноваций, бережливые инновации, глобальные инновации [16].

Многие авторы выдвигают различные подходы, методы, модели и инструменты управления инновациями. К ним относятся: человеко-ориентированный подход к управлению и оценке результатов инновационной деятельности промышленного предприятия [10]; сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления инновациями в малом и среднем бизнесе [6]; модель процесса управления инновациями, базирующаяся на интеграции цифровых технологий и бизнес-процессов [3]; метод оценки инновационного потенциала малого промышленного предприятия на основе эволюционного подхода [12]; концепция ERP как методологическая основа для внедрения организационно-управленческих инноваций [14]; модель взаимодействия высокотехнологичных компаний с субъектами инновационной среды, в основе которой - результативность отношений и степень зависимости от партнера [8].

Авторское же внимание было сосредоточено на исследовании возможностей применения метода главных компонент как инструмента стратегического управления инновациями.

Метод главных компонент (Principal Component Analysis) - это ключевой инструмент эконометрики, который был изобретен К. Пирсоном еще в 1901 г Затем он нашел широкое применение, в частности, в экономической области исследования. Данный метод имеет преимущества в сравнении с другими методами многофакторного анализа [1, 2, 4, 11].

По сути, метод позволяет определять минимальное число факторов (Factor), которые называются главными компонентами, и вносят наибольший вклад в дисперсию анализируемых показателей (Variables).

Применение метода главных компонент осуществлялось по следующему алгоритму:

- определение перечня и расчет исходных переменных, их нормирование;

- вычисление и обоснование главных компонент;

- выбор критериев и оценка адекватности факторной модели;

- интерпретация главных компонент.

Первичный перечень показателей, характеризующих инновации в малом бизнесе (табл. 1), был сформирован на основе официальных статистических данных «Сведения об инновационной деятельности малого предприятия (форма № 2-МП инновация)» [15].

Таблица 1

Перечень показателей, характеризующих инновации малых предприятий, по данным формы № 2-МП инновация

Показатель 2019 г. 2021 г. Перечень показателей для факторного анализа

Объем инновационной продукции, в том числе вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям, и число предприятий, ее отгружавших

Объем инновационной продукции + + +

Объем вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям инновационной продукции в течение последних 3 лет + + +

Уровень инновационной активности + + +

Число предприятий, отгружавших инновационную продукцию + + +

Затраты на инновации и число предприятий, имевших их

Число предприятий, имевших затраты на инновации + + +

Затраты на инновации по видам + + +

Число предприятий, имевших затраты на инновации, по источникам финансирования + + +

Окончание табл. 1

Показатель 2019 г. 2021 г. Перечень показателей для факторного анализа

Затраты на инновации по источникам финансирования + + +

Численность работников, в том числе осуществлявших инновационную деятельность

Численность работников + + +

Численность работников, осуществлявших инновационную деятельность + + +

Распределение предприятий по численности работников, в том числе осуществлявших инновационную деятельность

Распределение предприятий по численности работников + - -

Распределение предприятий по численности работников, осуществлявших инновационную деятельность + - -

Предприятия, отгружавшие инновационную продукцию по заказу пользователей, по контрактам и созданную с использованием результатов интеллектуальной деятельности российских правообладателей

Число предприятий, реализовавших инновационную продукцию по заказу пользователей - + -

Число предприятий, отгружавших инновационную продукцию по государственным и муниципальным контрактам - + -

Число предприятий, отгружавших инновационную продукцию,созданную с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат российским правообладателям - + -

Разработка инноваций в кооперации с другими организациями

Кооперация в разработке инноваций со сторонними организациями - + -

Источник: составлено авторами по [15].

Важно обратить внимание, что, начиная с 2019 г., статистические данные формируются по двум типам инноваций - продуктовым и процессным [15, 18].

Как следует из табл. 1, сведения об инновациях малых предприятий за 2019-2021 гг. представлены в следующих разделах:

- объем инновационной продукции, в том числе вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям, и число предприятий, ее отгружавших;

- затраты на инновации и число предприятий, имевших их;

- численность работников, в том числе осуществлявших инновационную деятельность.

Вместе с тем в отчетности за 2019 г. отсутствуют разделы:

- число малых предприятий, отгружавших инновационную продукцию по заказу пользователей, по контрактам и созданную с использованием результатов интеллектуальной деятельности российских правообладателей;

- разработка инноваций в кооперации с другими организациями.

В отчетности за 2021 г. отсутствует раздел «Распределение малых предприятий по численности работников, в том числе осуществляющих инновационную деятельность».

Поэтому в перечень показателей для факторного анализа по методу главных компонент были включены такие показатели, которые содержатся в отчетности как за 2019 г., так и за 2021 г.

Причем по показателям, выраженным в натуральной и стоимостной формах, были рассчитаны относительные показатели, выраженные в процентах.

С учетом изложенного для факторного анализа по методу главных компонент был сформирован первичный перечень из 13 показателей, которые были сгруппированы в три тематических блока:

1) затраты на инновации и их структура;

2) инновационная активность малых предприятий;

3) результаты инноваций и уровень их новизны.

Кроме того, по мнению авторов, которое совпадает с мнением других исследователей, одним из важных факторов, оказывающих влияние на уровень развития инноваций, в том числе в секторе малого бизнеса, является региональный фактор [17]. Поэтому в перечень показателей, характеризующих состояние и развитие инноваций в секторе малого бизнеса, включены также интегральные показатели: индекс человеческого развития [9]; региональный инновационный индекс и индекс качества инновационной политики [13].

Таким образом, в перечень исходных переменных Vг), которые называются локальными факторами, было включено всего 16 показателей, сгруппированных в тематические блоки: «Затраты на инновации и их структура»; «Инновационная активность малых предприятий»; «Результаты инноваций и уровень их новизны»; «Бизнес-среда» (табл. 2).

В качестве объектов наблюдения выступают инновации в сфере малого бизнеса в 18 субъектах ЦФО по данным за 2019-2021 гг. (всего 36 объектов наблюдения).

Как следует из рис. 1, показатели, характеризующие развитие инноваций в сфере малого бизнеса, значительно дифференцированы в разрезе субъектов ЦФО. Кроме того, большое количество локальных факторов затрудняет оценку уровня инноваций, делает невозможным выполнение сравнительной оценки инноваций по всей совокупности показателей в разрезе субъектов ЦФО. Это также подтверждает необходимость применения метода главных компонент как инструментария для оценки уровня инноваций.

Таблица 2

Перечень показателей, характеризующих инновации в сфере малого бизнеса, для факторного анализа по методу главных компонент

Раздел статистической отчетности Var Наименование расчетного показателя Тематический блок

Затраты на инновации и число предприятий, имевших их 1 Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженной продукции, % Затраты на инновации и их структура

2 Удельный вес малых предприятий, имевших затраты на инновации за счет собственных средств, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Удельный вес затрат на продуктовые инновации в общих затратах на инновационную деятельность, %

4 Удельный вес затрат на исследования и разработку новой продукции и методов ее производства, %

5 Удельный вес затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с созданием и освоением инноваций, %

Численность работников малых предприятий, в том числе, осуществлявших инновационную деятельность 6 Удельный вес работников, осуществлявших инновационную деятельность, в общей численности работников малых предприятий, % Инновационная активность малых предприятий

Затраты на инновации и число предприятий, имевших их 7 Удельный вес малых предприятий, имевших затраты на продуктовые инновации, в общем их числе, осуществлявших инновационную деятельность, %

8 Удельный вес малых предприятий, имевших затраты на процессные инновации, в общем их числе, осуществлявших инновационную деятельность, %

Объем инновационной продукции, ВТОМ числе вновь внедрен- 9 Удельный вес малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, в общем их числе, %

^ о

со н 3

о о

& Е

-1

ь ¿3

аз а:

са X 5

X 05

т;

о 01

03

х "О

О

X *

аз

X оз

н аз

т; аз О

05

^

X о Ь

н оз

"О < "О со

2

аз X Е

н о ©

н

аз

н

аз

-1

аз

о

т;

о

-1

о

<

X

аз

са

ь

оз

X

^

^

X

X

о

са

аз

^

Окончание табл. 2

Раздел статистической отчетности Var Наименование расчетного показателя Тематический блок

ной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям, и число предприятий, ее отгружавших 10 Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции,% Результаты инноваций и уровень их новизны

11 Отгружено инновационной продукции в расчете на одного работника малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, млн руб.

12 Удельный вес вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, в течение последних трех лет, %

13 Удельный вес новых для рынка сбыта предприятия в общем объеме отгруженных инновационных товаров, вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, %

Региональный фактор 14 Региональный инновационный индекс Бизнес-среда

15 Индекс человеческого развития

16 Индекс качества инновационной политики

Источник: составлено авторами по [9, 13, 15].

Рис. 1. Эмпирическая база исходных переменных (локальных факторов)

за 2021 г.

Источник: составлено авторами по [15].

Исходные переменные были нормированы, что позволило представить их в однородных шкалах измерения.

Вычисление главных компонент и обоснование числа их выбора осуществлялось путем выполнения следующих действий: вычисление корреляционной матрицы для всех переменных; извлечение факторов (главных компонент); выбор и вращение факторов для создания упрощенной их структуры.

При анализе и обработке статистических данных использовался модуль «Анализ главных компонент и классификация» программы ЭТАНЭЛСА.

В результате выполненного исследования было выделено пять факторов, которые в совокупности объясняют изменчивость локальных факторов почти на 83% (табл. 3).

Число факторов определялось с учетом критерия Кайзера и критерия «каменистой осыпи» Р. Кеттелла [4].

Вращение главных компонент для упрощения их интерпретации осуществлялось методом «Варимакс» (Уаптах).

Полученная модель главных компонент в соответствии с критерием Кайзера - Мейера - Олкина (значение 0,6) и критерием сферичности Бартлетта (менее 0,005) является адекватной [1, 4].

Распределение локальных факторов, которые имеют значимые весовые коэффициенты (более 0,7) и участвуют в формировании названия главной компоненты, показано в табл. 4.

Таблица 3

Собственные значения и процент общей дисперсии главных компонент

Factor (главная компонента) Eigenvalue (собственные значения) % Total variance (общая дисперсия) Cumulative Eigenvalue (накопленные собственные значения) Cumulative (накопленная общая дисперсия),%

1 4,62 28,85 4,62 28,85

2 3,45 21,58 8,07 50,43

3 2,86 17,88 10,93 68,31

4 1,29 8,05 12,22 76,36

5 1,03 6,41 13,25 82,77

Источник: расчеты выполнены авторами.

Таблица 4

Распределение локальных факторов, значимых для формирования названия главных компонент

Factor Var Наименование показателя Тематический блок Название F

F1 Var 1 Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженной продукции, % Затраты на инновации и их структура Ресурсы инноваций

Var 6 Удельный вес работников, осуществлявших инновационную деятельность, в общей численности работников малых предприятий, % Инновационная активность

Var 9 Удельный вес малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, в общем их числе, %

F2 Var 10 Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % Результаты инноваций и уровень их новизны Результаты инноваций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Var 11 Отгружено инновационной продукции в расчете на одного работника малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, млн руб.

Var 12 Удельный вес вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям инновационной продукции в общем объеме отгруженной, в течение последних трех лет, %

Окончание табл. 4

Factor Var Наименование показателя Тематический блок Название F

F3 Уаг 14 Региональный инновационный индекс Бизнес-среда Внешняя среда развития инноваций

Уаг 15 Индекс человеческого развития

Уаг 16 Индекс качества инновационной политики

F4 Уаг 4 Удельный вес затрат на исследования и разработку новой продукции и методов ее производства, % Затраты на инновации и их структура Инвестиции в инновации

Уаг 5 Удельный вес затрат на приобретение машин и оборудования,связанных с созданием и освоением инноваций, %

F5 Уаг 3 Удельный вес затрат на продуктовые инновации в общих затратах на инновационную деятельность, % Затраты на инновации и их структура Развитие продуктовых инноваций

Уаг 7 Удельный вес малых предприятий, имевших затраты на продуктовые инновации, в общем их числе, осуществлявших инновационную деятельность, % Инновационная активность

Источник: составлено авторами.

Локальные факторы, которые вошли в первую главную компоненту, в целом характеризуют ресурсы инноваций: финансовые, человеческие, организационные, поэтому первый фактор назван «Ресурсы инноваций».

Локальные факторы, которые вошли во вторую главную компоненту, в целом характеризуют результаты инноваций, поэтому второй фактор назван «Результаты инноваций».

Локальные факторы, которые вошли в третью главную компоненту, в целом характеризуют внешнюю среду развития инноваций в малом бизнесе. Третий фактор назван «Внешняя среда развития инноваций».

Локальные факторы, которые вошли в четвертую главную компоненту, в целом характеризуют инвестиции по видам инновационной деятельности, поэтому четвертый фактор назван «Инвестиции в инновации».

Локальные факторы, которые вошли в пятую главную компоненту, в целом характеризуют продуктовые инновации, поэтому пятый фактор назван «Развитие продуктовых инноваций».

Таким образом, первые три главные компоненты, которые в общей сложности объясняют около 70% изменчивости локальных факторов, характеризуют внутреннюю и внешнюю среду развития инноваций в малом бизнесе. Последующие две главные компоненты уточняют особенности инвестиций в инновации и определяют развитие продуктового типа инноваций.

Заключение

Таким образом, авторы приходят к выводу, что применение метода главных компонент позволило сократить число локальных факторов с 16 показателей до 5 факторов (главных компонент) и при этом не потерять наиболее ценную информацию.

Первая главная компонента «Ресурсы инноваций» включает такие показатели, как: доля затрат на инновации; доля работников малых предприятий и доля малых предприятий, осуществлявших инновации.

Вторая главная компонента «Результаты инноваций» включает следующие показатели: доля инновационной продукции; доля инновационной продукции в расчете на одного работника; доля вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям инновационной продукции.

Третья главная компонента «Внешняя среда развития инноваций» включает региональный инновационный индекс, индекс человеческого развития и индекс качества инновационной политики.

Четвертая главная компонента «Инвестиции в инновации» включает долю затрат на исследования и разработку, а также долю затрат на приобретение машин и оборудования.

Пятая главная компонента «Развитие продуктовых инноваций» включает такие показатели, как доля затрат на продуктовые инновации; доля малых предприятий, имевших эти затраты.

Полученные главные компоненты, по сути, представляют собой интегрированные показатели, которые характеризуют уровень развития инноваций, определяются на основании доступных статистических данных и могут быть использованы как для сравнительного анализа инноваций в сфере малого бизнеса в субъектах Российской Федерации, так и в целях совершенствования стратегического управления. Следовательно, метод главных компонент возможно рассматривать как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого бизнеса.

Список источников

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. М. : Финансы и статистика, 1989.

2. АлферьевД.А. Применение метода главных компонент при оценке параметров научно-технологического потенциала // Вопросы территориального развития. 2016. Вып. 4 (34). С. 1-8.

3. Васяйчева В.А. Моделирование процесса управления инновационной деятельностью предприятий промышленной сферы // Вестник Воронежского государственного университета. 2020. № 4. С. 74-82. (Серия: Экономика и управление).

4. Главные компоненты и факторный анализ. URL: http://statsoft.ru /home/ textbook/modules/ stfacan.html (дата обращения: 20.09.2022).

5. Дарвиш Ф. Диагностика инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Экономические системы. 2022. Т. 15, № 2 (57). С. 74-83.

6. Дарвиш Ф. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления инновациями в сфере малого и среднего бизнеса // Экономические и гуманитарные науки. 2022. № 5 (364). С. 10-17.

7. Дарвиш Ф., Сероштан М.В. Вклад малого и среднего бизнеса в инновационное развитие экономики мезоуровня // Экономический вектор. 2022. № 2 (29). С. 89-93.

8. Дорошенко Ю.А., Старикова М.С., Сомина И.В., Малыхина И.О. Повышение результативности высокотехнологичных компаний на основе взаимодействий с субъектами инновационной среды // Экономика региона. 2019. Т. 15, Вып. 4. С. 1279-1293.

9. Голяшев А., Краснопеева Н., Иванова М. Индекс человеческого развития в России: региональные различия // Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: https://ac.gov.ru/ uploads/2-Publications /analitika/2022/2021. long.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

10. Конторович О.И. Человеко-ориентированный подход к управлению как основа стратегического видения инновационной деятельности современного предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 8 (133). С. 32-39.

11. Молчанова Е.В., Кручек М.М., Кибисова З.С. Построение рейтинговых оценок субъектов Российской Федерации по блокам социально-экономических показателей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3 (33). С. 196-208.

12. Подшивалова М.В., Алмршед С.К. Критический анализ методов оценки инновационного потенциала предприятия // Научные исследования и разработки. Экономика. 2021. Т. 9, № 1. С. 28-35.

13. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 7 / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин [и др.] ; под ред. Л.М. Гохберга ; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021.

14. Терещенко Р.В. Концепция ERP как модель управления инновациями для предприятий малого и среднего бизнеса // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 4-2. С. 117-120.

15. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.09.2022).

16. Horn Ch.F., Brem A. Strategic Directions on Innovation Management - a Conceptual Framework // Management Research Review. 2013. Vol. 36, No. 10. Р. 939 -954.

17. Davidson N., MarievO., PushkarevA. The Impact of Externalities on the Innovation Activity of Russian Firms // Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12, No. 3. Р. 62-72.

18. OECD/Eurostat, Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg. 2018. 258 p.

References

1. Ayvazyan S.A., Bukhstaber V.M., Enyukov I.S., Meshalkin L.D. Applied statistics. Classification and dimensionality reduction. Moscow : Finance and Statistics, 1989. (In Russ.).

2. Alferyev D.A. Application of the principal component method in assessing the parameters of scientific and technological potential. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Issues of territorial development. 2016;(4(34)):1-8. (In Russ.).

3. Vasyaicheva V.A. Modeling of the process of innovation activity management of industrial enterprises. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Voronezh State University. 2020;(4):74-82. (Series: Economics and Management). (In Russ.).

4. Main components and factor analysis. URL: http://statsoft.ru /home/ textbook/modules/ stfacan.html. (In Russ.).

5. Darvish F. Diagnostics of innovative activity of small and medium-sized businesses in modern conditions. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2022;15(2(57)):74-83. (In Russ.).

6. Darvish F. Balanced scorecard as a tool for strategic innovation management in the field of small and medium-sized businesses. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic and humanitarian sciences. 2022;(5(364)):10-17. (In Russ.).

7. Darvish F., Seroshtan M.V. Contribution of small and medium-sized businesses to the innovative development of the meso-level economy. Ekonomicheskij vektor = Economic vector. 2022;(2(29)): 89-93. (In Russ.).

8. Doroshenko Yu.A., Starikova M.S., Somina I.V., Malykhina I.O. Improving the effectiveness of high-tech companies based on interactions with subjects of the innovation environment. Ekonomika regiona = The economy of the region. 2019;15(4):1279-1293. (In Russ.).

9. Golyashev A., Krasnopeeva N., Ivanova M. Human development index in Russia: regional differences // Analytical Center under the Government of the Russian Federation. URL: https:// ac.gov.ru/uploads/2-Publications /analitika/2022/2021. long.pdf. (In Russ.).

10. Kontorovich O.I. Human-oriented approach to management as the basis of strategic vision of innovative activity of a modern enterprise. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya = FES: Finance. Economy. Strategy. 2017;(8(133)):32-39. (In Russ.).

11. Molchanova E.V., Kruchek M.M., Kibisova Z.S. Construction of rating assessments of the subjects of the Russian Federation by blocks of socio-economic indicators. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz = Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014;(3(33)):196-208. (In Russ.).

12. Podshivalova M.V., Almrshed S.K. Critical analysis of methods for assessing the innovative potential of an enterprise. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika = Scientific research and development. Economy. 2021;9(1):28-35. (In Russ.).

13. Rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. Issue 7 / V.L. Abashkin, G.I. Abdrakhmanova, S.V. Bredikhin [et al.] ; ed. by L.M. Gokhberg; Nats. research. Higher School of Economics, Moscow : HSE, 2021. (In Russ.).

14. Tereshchenko R.V. The concept of ERP as a model of innovation management for small and medium-sized businesses. Aktual'nye problemy ekonomiki, sociologii i prava = Actual problems of economics, Sociology and Law. 2019;(4-2):117-120. (In Russ.).

15. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru. (In Russ.).

16. Christian F. Horn, A. Brem. Strategic Directions on Innovation Management - a Conceptual Framework. Management Research Review, 2013;36(10):939-954.

17. Davidson N., Mariev O., Pushkarev A. The Impact of Externalities on the Innovation Activity of Russian Firms. Foresight and STI Governance. 2018;12(3):62-72.

18. OECD/Eurostat, Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg. 2018. 258 p.

Информация об авторах

М.В. Сероштан - доктор экономических наук, профессор, кафедра стратегического управления; О.В. Бережная - доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента; Ф. Дарвиш - аспирант, кафедра стратегического управления.

Information about the authors

M.V. Seroshtan - doctor of economic sciences, рrofessor of Department of strategic management; O.V. Berezhnaya - doctor of economic sciences, рrofessor of Department of management; F. Darvish - Ph.D. student, Department of strategic management.

Статья поступила в редакцию 23.11.2022; одобрена после рецензирования 03.12.2022; принята к публикации 10.12.2022.

The article was submitted 23.11.2022; approved after reviewing 03.12.2022; accepted for publication 10.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.