в 2 н. растворе соляной кислоты. Из этого раствора или из раствора после отделения Ро210 цементацией ртутью плутоний осаждается безугольным аммиаком на гидроокиси лантана. После растворения осадка в 50 мл 2 н. раствора соляной кислоты к пробе добавляют 5 л/л 1 М раствора щавелевой кислоты и аммиака до рН — 1,5. Выпавший осадок оксалата лантана, содержащий Ри239, отфильтровывают, промывают, прокаливают и после тщательного растирания и нанесения на подложку измеряют радиоактивность препарата на установке с а-приставкой.
Выделение Ри239 электроосажденнем производят так. Солянокислый раствор, освобожденный от Ро210, упаривают досуха. После сжигания органических веществ нитраты переводят в хлориды троекратной обработкой осадка концентрированной соляной кислотой. Осадок хлоридов растворяют в 10 мл концентрированной соляной кислоты, насыщенной эфиром, и переносят в делительную воронку; туда же добавляют 5 мл дистиллированной воды, 10 мл эфира и 100—200 мг роданистого аммония и встряхивают в течение 1 мин. Органическую фазу, содержащую железо, отбрасывают. Проводят 3 экстракции. В одной фазе удаляют эфир, разрушают роданид аммония обработкой концентрированной азотной кислотой. К остатку добавляют 0,3 мл концентрированной серной кислоты и нагревают до появления белых паров. Охлаждают, добавляют 40 мл воды, 2 капли индикатора метилового красного и приливают по каплям концентрированную гидроокись аммония до тех пор, пока индикатор не станет желтым. Быстро добавляют достаточное количество серной кислоты для того, чтобы восстановить красный цвет, а затем еще одну каплю. Между анодом и катодом устанавливают расстояние 2—3 см (в качестве катода используют платину или нержавеющую сталь) и пропускают в течение 6 часов постоянный ток плотностью 100 ма. Не выключая ток, вынимают катод из раствора электролита, обмывают дистиллированной водой, прокаливают в пламени спиртовки и определяют активность выделившегося на катоде Ри239, просчитывая пластинку с 2 сторон и суммируя счет импульсов в минуту.
В заключение следует отметить, что чувствительность метода определяется имеющимся в распоряжении радиохимика оборудованием для измерения а-активности. Эффективность измерений в тонком слое равна 30%, а в толстом слое ~4% (на установке с а-приставкой П-349).
ЛИТЕРАТУРА. Милюкова М. С., Гусев Н. И., Сентю-р и н И. Г. и др. Аналитическая химия плутония. М., 1965.
Поступила 17/У 1972 г.
УДК 615.9.092.015:612.62
Канд. биол. наук С. М. Павленко
МЕТОД ЭЛЕКТРОТОНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЖИВОТНЫХ В ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Нами применены электротонические воздействия на центральную нервную систему для более раннего выявления влияния малых доз токсических веществ.
Теоретической предпосылкой исследований послужили опыты В. С. Ру-сннова по созданию модели доминанты в моторной области коры мозга кролика при поляризации анодом постоянного тока. Мы поставили перед собой задачу с помощью поляризации (электротоническим воздействием на центральную нервную систему анодом постоянного тока) направленно усилить возбудимость в коре головного мозга подопытных животных, попытаться таким образом увеличить влияние подпороговых импульсов, поступающих от химических раздражений и сделать их надпороговыми.
При разработке методики электротонических воздействий были определены способы прикрепления электродов, сила тока и время гальванизации. Опыты ставили на крысах, собаках и кроликах. У 2 первых видов животных предварительно вырабатывали условные рефлексы до закрепления стереотипа, у кроликов проверяли состояние ориентировочных рефлексов по дыхательному компоненту. Критерием оценки влияния яда на фоне электротонических эффектов служило изменение условных или ориентировочных рефлексов, а также суммационно-порогового показателя (СПИ).
Учитывая, что этот метод предназначается для широкого использования, мы применили методику с наложением электродов без их вживления. Электроды прикрепляли прямо на выстриженных и предварительно увлажненных физиологическим раствором участках кожи головы и туловища. Электроды из цинка накладывали следующим образом: активный (анод) — на кожу головы животного в теменной области ((соответствующей двигательной зоне коры), индифферентный — на любой части левой стороны туловища. Размер электродов зависел от вида животных, но всегда активный электрод был в 4 раза меньше пассивного. Электроды плотно фиксировали на туловище с помощью резиновых бинтов, а на голове — специальным резиновым шлемом. До постановки основных опытов на животных производили угашение ориентировочной реакции на фиксацию электродов с помощью шлема и бинтов. Ток к электродам поступал от гальванической доски и точно дозировался. Оптимальной (в данном случае не тормозящей условные рефлексы животных как при аноде, так и при катоде) оказалась сила тока 0,3—0,5 ма (для крыс и кроликов) и до 1 ма у собак.
Воздействие током производилось в течение 3 мин. Затем электроды у животных снимали и сразу проверяли их условнорефлекторную деятельность или СПП.
При соблюдении перечисленных выше методических условий удавалось с помощью анода изменить возбудимость коры головного мозга подопытных животных, в результате чего выявлялось скрытое действие яда. Впервые это было отмечено в опытах на собаках при изучении их условнорефлектор-ной деятельности на фоне введения некоторых фармакологических веществ (например, аминазина). Однократное введение собакам сравнительно небольших (терапевтических) доз вещества не вызывало изменений условных рефлексов, однако при воздействии той же дозы, но на фоне анодизации оптимальной силой тока, отмечалось резкое торможение условных рефлексов, т. е. выявлялось скрытое действие яда (С. М. Павленко).
Полученные данные потребовалось проверить на большом количестве веществ. С этой целью мы в основных опытах вели сравнительное изучение действия малых доз различных химических веществ (как органических, так и неорганических) на высшую нервную деятельность в обычных условиях и при электротонических воздействиях. Определено действие малых доз более чем 20 токсических веществ, не обладающих выраженным кумулятивным действием.
Первоначально проверяли влияние тока оптимальной силы на условные рефлексы интактных животных. Далее проверяли действие испытываемых доз химических веществ при однократном введении.
Ввиду того что испытываются пороговые дозы химических веществ, их однократное пероральное введение обычно не вызывает изменений условных рефлексов. Эти дозы веществ оказывают воздействие лишь при длительном поступлении в организм — обычно к 3—4-му месяцу опыта. Однако при однократном пероральном введении веществ в тех же дозах и применении через 5—30 мин. анодизации выявлялось действие пороговых доз веществ. Это выражалось в изменении условных рефлексов в виде появления фаз и удлинения латентных периодов, иногда в виде выпадения рефлексов на слабые раздражители. В то же время анодизация после введения подопытным животным еще меньших доз веществ не изменяла их высшей нервной деятельности. В наших опытах эти дозы в хроническом
опыте оказывались недействующими. По такой схеме мы изучили промышленные вещества, обладающие наркотическим действием, такие, как флото-реагенты, циклогексанон, ферроцианиды, диэтилмеркурхлорид, производные акриловой кислоты и др.
ЛИТЕРАТУРА. Павленко С. М. В кн.: Ученые записки Московск* ин-та гигиены и санитарии им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1960, в. 3, с. 42.— Русинов В. С. Ж- высш. нервн. деят., 1965, № 2, с. 217.
Поступила I/IX 1972 г.
УДК 613.63-07:616.37-072.7
Кандидаты мед. наук Е. А. Струсевич и Б. Я- Экштат
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт
В санитарно-токсикологическом эксперименте, особенно при выяснении действия химических веществ, вводимых перорально, стало традиционным уделять основное внимание исследованию функционального состояния печени. Однако в последнее время появилась тенденция не разделять поражения печени и поджелудочной железы, связанных в единой гепато-панкрео-дуоденальной системе. Тем не менее исследования функционального состояния поджелудочной железы не получили еще широкого распространения при гигиеническом нормировании вредных веществ во внешней среде. Лишь единичные работы посвящены функциональному состоянию поджелудочной железы, в частности ее экскреторной функции, при действии химических веществ (А. И. Клейнер и соавт.; Greenberg и Harper).
Изучая группу предельных и непредельных хлорорганических соединений с целью их нормирования в водоемах, мы поставили перед собой задачу установить влияние этих соединений на экскреторную функцию поджелудочной железы. Для этого в месячном эксперименте на белых крысах определяли в динамике активность панкреатической липазы (по методу В. А. Шатерникова и А. А. Савчук), амилазы (по методу А. М. Уголева и Т. М. Чулковой в нашей модификации), трипсина и его ингибитора (по Хавербеку и соавт. в модификации В. А. Шатерникова, 1969). Крысам перорально вводили 2,3-дихлорпропен (2,3-ДХПен), 1,3-дихлорпропен (1,3-ДХПен), хлористый аллил (XA), 1,2-дихлорпропан (1,2-ДХПан) и смесь этих веществ — препарат ДД — в дозах Vio. Veo и Vaso их LD50. В качестве контроля использовали группу интактных животных. Активность ферментов исследовали на 1, 10 и 20-й дни эксперимента, а также в конце его после нагрузки пилокарпином (0,05 мг на крысу).
Интоксикация 2,3-ДХПеном во всех испытанных дозах вызывала у животных разнонаправленные изменения в активности трипсина и ингибитора, значительное увеличение уровня ингибитора и не менее значительное снижение активности трипсина, особенно проявляющиеся на 10-й и 20-й дни эксперимента. При нагрузке пилокарпином у животных, получавших Vio LD5o вещества, активность трипсина и ингибитора не изменилась, что может свидетельствовать о напряженном состоянии триптической функции железы. При действии 2 других доз отмечено увеличение активности трипсина, что указывает на сохранение функциональной способности поджелудочной железы. Активность липазы во всех опытных группах резко уменьшилась уже через сутки, к 10-му дню она намного превысила контрольный уровень и опять снизилась на 20-е сутки. Нагрузка пилокарпином выявила сохранение липолитической функции железы только у животных, получавших 2,3-ДХПен в дозе Veso LDS0 (рис. 1). Активность амилазы была достоверно увеличена во все сроки эксперимента, особенно на