ESSS ИТ и качество медицинской помощи
1 и информационные
технологии
1,1м
>
А.Д. КАЛУЖСКИЙ,
г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
МЕТОД ДИНАМИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УДК 61:007/615.47:616-072.7
Калужский А.Д. Метод динамической фотографии в оценке эффективности работы медицинских учреждений (г. Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация. Работа посвящена вопросу оценки эффективности работы лечебных учреждений с позиции пациента — эффективности взаимодействия пациента с лечебным учреждением как с потребительской системой. В работе предлагается подход к оценке эффективности на основе метода динамической фотографии, даются основные соотношения для расчета, приводится пример.
Ключевые слова: система; эффективность; потребительская система, параметр; прогноз; информационная поддержка, динамическая фотография
UDC 61:007/615.47:616-072.7
Kaiuzhskii A.D. Method of dynamic photography in the efficiency evaluation of medical entities operation
(Sankt-Peterburg, Russia)
Abstract. The work is devoted to the evaluation of the effectiveness of medical institutions from the perspective of the patient — the efficiency of interaction with the patient's medical establishment as a consumer system.
An approach to evaluating the effectiveness of the method based on dynamic pictures, are given for the calculation of the basic relations, is an example.
Keywords: system, effectiveness, consumer, system, parameter, forecast, information support, dynamic picture
1. Введение
Общие положения. Современные медицинские лечебные учреждения (ЛУ) — поликлиники, больницы, центры здоровья и пр. — представляют собой многофункциональные системы, состоящие из медицинского и технического персонала, оснащенные медицинской и вычислительной техникой и другим техническим оборудованием.
Качество оказания медицинской помощи (КМП) обратившемуся в ЛУ индивиду, пациенту зависит прежде всего от квалификации персонала ЛУ, эффективности его работы, а также от уровня оснащения ЛУ современной аппаратурой — эффективности работы оборудования, технических средств(ТС) лечебного учреждения. Однако немаловажное значение имеют организация работы с пациентом, отношение персонала ЛУ к пациенту, минимизация потерь его времени и т.п., что формирует коэффициент доверия пациента к ЛУ, что он оценивает в первую очередь и что во многом определяет успех, эффективность последующего лечения в данном ЛУ (а для платных ЛУ — и коммерческий успех!).
Примечание. Эффективность (англ. The effectiveness) [функционирования системы] — количественная характеристика (числовой показатель) степени достижения результата каких-либо действий, операций в конкретной ситуации [1, 3, 7, 8].
© А.Д. Калужский, 2012 г.
46
I/IT и качество медицинской помощи
www.idmz.ru
гол г, №6
■■■■
гш
Таким образом, эффективность помощи пациенту определяется эффективностью работы персонала Л У, эффективностью работы оборудования ЛУ и эффективностью взаимодействия пациента с ЛУ. Причем, надо заметить, что если первые две составляющие определяются независимо от отношения пациента к ЛУ, то последняя составляющая — достоинства и недостатки данного конкретного ЛУ — оценивается самим пациентом. В данном случае пациент выступает в роли потребителя бесплатных/платных медицинских услуг, которые ему предоставляет лечебное учреждение, соответственно с позиции пациента лечебное учреждение представляет собой потребительскую систему.
Понятие потребительской системы может быть сформулировано на основе данных в литературе [5, 6] понятий «система» и «потребитель»:
Система (англ. The system) — множество (совокупность) материальных объектов (элементов) любой, в том числе различной, физической природы и информационных объектов, взаимодействующих между собой для достижения общей цели, обладающее системным свойством (свойствами), то есть свойством, которого не имеет ни один из элементов и ни одно из подмножеств элементов при любом способе членения.
Потребитель (англ. The consumer) — лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.
Таким образом, понятие «потребительская система» может быть определено следующим образом:
Потребительская система (англ. The consumer system) — система, результаты деятельности которой используются лицом или организацией для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, ЛУ может быть отнесено к потребительской системе (ПС), результатами
деятельности которой пользуется потребитель, в роли которого предстает пациент.
Надо отметить, что достоинства и недостатки, выявляющиеся в процессе работы потребительских систем (ПС), и, соответственно, ЛУ, несомненно, отмечаются персоналом системы. Однако персонал чаще всего адаптируется к ним и меры к их устранению (или уменьшению) принимаются, как правило, к только наиболее значительным из них. Отсюда следует, что в процессе функционирования ЛУ, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить как анализ комфортности пользования услуг ЛУ пациентом, так и анализ действий его персонала, характеристик и удобства пользования ТС. Анализ должен показать требующие улучшения параметры и необходимость введения дополнительных операций, оптимизирующих выполнение тех или иных функций по назначению ЛУ. Результаты анализа могут быть использованы для повышения эффективности управления и обслуживания ЛУ, а также учтены при модернизации и проектировании предназначенных для ЛУ ТС следующего поколения, при создании и введении в строй новых ЛУ и т.п.
В то же время, поскольку результаты работы ЛУ предназначены для использования потребителем, то его позиция является определяющей по отношению к оценке эффективности работы ЛУ — то есть лицом, принимающим решение о взаимодействии с той или иной конкретной системой (при наличии, естественно, функционально-аналогичных систем на рынке) является потребитель. Обращение к той или иной ЛУ для удовлетворения своих потребностей определяется, как правило, потребителем как с учетом информации об эффективности ее работы, так и с учетом собственных интеллектуально-временных затрат. Таким образом, формируется новая система «пациент-ЛУ», общая цель которой реализуется при их взаимодействии.
Отметим, что сказанное относится к любым ПС, которые при взаимодействии с
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■
ВрЭЧ :::: ИТ и качество медицинской помощи
™ и информационные
технологии
потребителем образуют систему «потребитель—ПС» (П—ПС), система «пациент—ЛУ» является частным случаем этой системы.
Задачей настоящей работы является разработка методики оценки эффективности взаимодействия пациента и ЛУ, что можно осуществить путем применения метода динамической фотографии и последующего расчета эффективности.
2. Метод динамической фотографии
Метод динамической фотографии представляет собой фотографию работы системы в период выполнения ею определенной функции. В его основе лежит методика фиксации алгоритма и временных параметров и оценка операций всех элементов (участников) системы при выполнении ею определенной функции. Методика предполагает, с одной стороны, оценку организационно-временных затрат пациента при реализации конкретной функции ЛУ, с другой, оценку действий персонала ЛУ и работы ТС ЛУ при реализации данной функции. Соответственно оценка эффективности взаимодействия пациента с исследуемой системой определяется прежде всего тщательно фиксируемой последовательностью операций, выполняемых как пациентом, так и ТС и персоналом ЛУ для реализации каждой функции системы. Кроме того, определяется время выполнения каждой операции и проводится оценка качества ее выполнения с учетом важности относительно других операций при реализации определенной функции. В результате пациент или эксперт (исследователь) получает информацию о числе, перечне и времени выполнения каждой операции, проводимой пациентом и ТС при реализации каждой ее функции, и дает ей оценку, скажем, по 10-балльной шкале. Сказанное относится к любой эргатической системе: технической, торговой, образовательной и пр.
Так, например, одной из задач системы «пациент—поликлиника» является обращение
за помощью к участковому врачу. Решение этой задачи может предполагать выполнение двух функций: запись к врачу и посещение врача. Фотография работы такой системы представит алгоритм взаимодействия пациента и оператора регистратуры при выполнении первой функции и пациента и врача — при выполнении второй. Фотография покажет, сколько и каких операций необходимо выполнить и какое время каждая из них требует, насколько комфортно выполнение операции с разных позиций: с позиции эргономики, с позиции ее автоматизации и т.п. и какой оценки в баллах она заслуживает, будет зафиксировано и оценено время в очереди в регистратуру и отношение регистратора, время в очереди к врачу и его отношение, уровень внимания врача и пр.
В качестве аналогичного примера можно рассмотреть книжный магазин с точки зрения взаимодействия с потенциальным покупателем. Фотография работы системы П—ПС («покупатель—магазин») показывает положительные и отрицательные стороны работы магазина с позиции покупателя: удобство расположения книг в залах магазина, время поиска требуемой книги, время поиска продавца, действия продавца, его квалификацию и знание продаваемой продукции, уровень комфортности покупателя и т.д. Фотография работы покажет, сколько операций необходимо выполнить покупателю и продавцу, какое время каждая из них требует для реализации той или иной функции, например, покупки книги, а также насколько важна эта операция и насколько хорошо, с точки зрения эксперта, она выполнена (например, как быстро подошел продавец и насколько информативно и вежливо он ответил на вопросы).
Соответственно для каждой функции системы, как отмечалось, следует определить перечень и последовательность операций, учесть длительность и провести оценку качества каждой из них в баллах с учетом важности относительно других операций. Кроме того,
48
I/IT и качество медицинской помощи
www.idmz.ru
гол г, №6
■■■■
гш
экспертом могут быть разработаны предложения по улучшению выполнения данной функции: автоматизация каких-либо операций, введение новых и/или сокращение имеющихся операций и т.п.Такая коррекция процесса требует, естественно, проведения повторных исследований.
Данный метод, выполняя функцию информационной поддержки организации работы системы, представляет собой метод динамической фотографии (МДФ), определение которого можно сформулировать в следующем виде:
Метод динамической фотографии (англ. The method for dynamic pictures) — способ анализа функционирующей системы с фиксацией времени выполнения каждой операции при решении системой задач по назначению.
Таким образом, МДФ предусматривает следующий алгоритм действий:
— определение перечня задач по назначению системы;
— определение перечня функций, выполнение которых необходимо для решения каждой задачи;
— определение перечня операций, необходимых для выполнения каждой функции;
— определение времени, которое затрачивает оператор для выполнения каждой операции;
— оценка экспертом проводимой операции с учетом ее необходимости и затраченного на операцию времени;
— формулирование предложений экспертом по замене операции или введению новых операций.
Метод динамической фотографии может применяться как для анализа взаимодействия потребителя и системы в целом, так и для анализа любого ее элемента, любой ее составной части.
Что касается экспертов, то, как отмечалось, для членов коллектива, обслуживающих ЛУ, большая часть недостатков со временем становится привычной и недостатки переста-
ют замечаться, поэтому в данном качестве их целесообразно использовать только в период ввода ЛУ в эксплуатацию. В иных случаях в качестве эксперта предпочтительнее использовать индивида, сведущего в общих чертах об алгоритме работы и потребителя и ПС, либо потребителя. Заметим, что для получения более объективной картины целесообразно обобщить мнения нескольких экспертов.
Эксперт перед началом работы должен иметь для каждой решаемой системой задачи документы в виде таблицы функций и таблицы операций для каждой функции с перечнем выполняемых системой функций и операций, требуемых для реализации каждой из них, а также шкалу оценок операций. Примером таких документов могут служить табл. 1 и табл. 2; вопрос шкалы оценок будет рассмотрен ниже.
Во время составления фотографии — заполнения таблиц эксперт определяет важность каждой операции, при необходимости комментирует процесс ее проведения и дает ей оценку.
Однако оценка каждой операции, позволяя оценить степень ее необходимости и качества, не дает представления об эффективности управления в целом, поскольку одни операции могут быть оценены как отличные, другие как плохие и т.д.Полученная информация дает возможность принять меры по улучшению отдельных негативно оцененных операций и внедрить предложения эксперта по их модернизации и введению новых операций.
Рассматривая вопрос эффективности работы системы П—ПС в целом, необходимо проанализировать, в какой степени проведенные улучшения повысят эффективность ее работы. Для проведения такого анализа необходима комплексная оценка эффективности функционирующей системы, а также перспективной, гипотетической модели системы при введении рекомендаций эксперта и данных им новых оценок операций. Таким образом, данная процедура требует составления
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■
ВрЭЧ :::: ИТ и качество медицинской помощи
™ и информационные
технологии
Задача «
»
Таблица 1
№ п/п
1
Функция
2
Важность функции Комментарий |
з 4 |
Функция «
»
Таблица 2
№ п/п Наименование штатной операции Наименование новой операции Время операции Важность операции Коммен- тарий Оценка операции экспертом Приме- чание
1 2 3 4 5 6 7 8
обновленных таблиц функций операций для каждой решаемой системой задачи, по данным которых проводится повторный расчет эффективности. Полученные результаты сравниваются между собой, результаты сравнения определяют целесообразность введения рекомендаций.
Таким образом, алгоритм работы с МДФ дополняется следующими действиями:
— проведение расчета эффективности действующей системы на основе данных экспертом оценок, но без учета его рекомендаций;
— повторная оценка экспертом каждой операции, в том числе измененных и вновь введенных, с учетом ее необходимости и затраченного на операцию времени;
— проведение повторного расчета эффективности управления с учетом предложений эксперта по замене операции или введению новых операций — расчета эффективности гипотетической модели системы;
— сравнение полученных результатов и принятие решения о необходимости изменения алгоритма работы системы П—ПС.
Такая процедура может быть выполнена методом дискретной эффектометрии, краткая информация о котором приведена ниже.
3. О методе дискретной эффектометрии
Метод [3] основан на системном подходе и состоит в описании задачи, определении цели и показателей объекта, которые представляют интерес с точки зрения выполнения объектом поставленной цели (решением задач по назначению), присвоении показателям соответствующих весовых коэффициентов. Далее определяются значения показателей и в соответствии с видом целевой функции рассчитываются величины эффективности. Полученные результаты расчета сравниваются между собой, вариант с максимальной величиной эффективности является оптимальным.
Предлагаемый метод позволяет проводить расчет и последующее сравнение величин эффективности вариантов построения различных систем, проводить сравнение эффективности работы системы во времени, определять величину эффективности работы эксплуатируемой системы по отношению к ее гипотетическому, наихудшему варианту (если бы все показатели системы имели наихудшее значение) и т.п. Метод предполагает также, используя теорию нечетких множеств [2], возможность трансформации качественных значений параметров
50
I/IT и качество медицинской помощи
www.idmz.ru
гол г, №6
■■■■
гш
системы в количественные, что является достаточно важным, поскольку на практике количественную оценку отдельных параметров некоторых объектов получить весьма затруднительно.
Кроме того, каждый из показателей имеет, как правило, свою размерность и свой диапазон значений. В то же время их числовые значения должны совместно учитываться при расчете сравнительной эффективности. Эти соображения приводят к необходимости преобразования каждого показателя в коэффициент, представляющий собой относительную величину, изменяющуюся в интервале [0; 1] и характеризующую уровень успешности «своего» показателя. Такой коэффициент называется «коэффициент успеха», обозначается п и определяется соотношениями:
Лг _ 1 а1мш/а1; Лг _ 1 ai/а,макс, 0)
где а;мин, агмакс — минимальная, максимальная (но всегда наихудшая) величина i-го показателя; а, — текущее значение i-го показателя.
В большинстве случаев, когда в описываемой модели нет особенностей, требующих специального подчеркивания, расчет эффективности системы проводится по следующей формуле:
У = ^Р; • Л;, (2)
где у — величина эффективности объекта; Pi — весовой коэффициент i-го показателя объекта; Лг — коэффициент успеха i-го показателя.
Более подробно методика расчета эффективности систем на стадии эксплуатации рассмотрена в работах [4].
4. Вопросы анализа системы П—ПС методом динамической фотографии
4.1. Основные соотношения. Результат анализа работы системы с помощью МДФ достигается путем расчета эффективности ее
работы по сравнению с гипотетическим вари-
антом — в случае, когда все показатели системы имеют наихудшее значение. Эффективность работы системы, предназначенной для выполнения ряда задач, определяется как сумма величин эффективности решения каждой из них с учетом их важности:
Yc = ^ Рз, • y3i, (3)
где Ус — величина эффективности системы; pf — весовой коэффициент i-ой задачи, решаемой системой; у,—Уз; — величина эффективности решения i-ой задачи.
Решение каждой задачи определяется в свою очередь величиной эффективности выполнения ряда требуемых функций:
уЗi = ^ Рф/ • уФ/ (4)
где Р/ — весовой коэффициент /-ой функции системы; Уф/ — эффективность выполнения /-ой функции.
В то же время эффективность выполнения каждой функции определяется уровнем успешности выполнения необходимых операций:
уф/ ^ Рои * ЛОи, (5)
где вп — весовой коэффициент и-ой операции, которая выполняется для обеспечения /-ой функции системы, Лоп — коэффициент успеха и-ой операции.
ЛОп = 1 аи мин/ап; ЛОп = 1 аи/аи макс (6)
где апмин, апмакс — минимальная, максимальная (но всегда наихудшая) величина и-ой операции; ап — текущее значение и-ой операции.
Что касается шкалы оценок, которые могут быть использованы ЭФ, то можно рекомендовать в соответствии с упомянутым выше методом трансформации качественных значений параметров системы в количественные применяемые на практике высказывания в виде качественных оценок в диапазоне от «очень хорошо»
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 51 ■
ESSS ИТ и качество медицинской помощи
1 и информационные
технологии
1,1м
>
№ п/п
i
Таблица П1
Задача «Удаление зуба»
Функция
Важность функции Комментарий
2
3
4
1 Посещение регистратуры и дежурного врача (РиДВ)
2 Посещение хирурга (ПХ)
0,5
0,5
Таблица П2
Функции «Посещение регистратуры и дежурного врача и Посещение хирурга»
№ п/п Функция Важность функции Наименование штатной/новой операции Время операции, мин Важность опера- ции Оценка операции экспертом
1 2 3 4 5 6 7
ожидание контакта с регистратором 15 0,05 очень
— время в очереди (ОР1) плохо
поиск карточки регистратором (ПК) 3 0,05 средне
проверка достоверности страхового полиса (ДП) 3 0,1 средне
выдача талона к дежурному врачу (ТДВ) 1 0,15 хорошо
1 Посещение регистратуры 0,5 ожидание посещения дежурного врача — время в очереди (ОПДВ) 10 0,05 плохо
и дежурного врача ознакомление дежурного врача с карточкой пациента (ОДВК) 5 0,1 хорошо
осмотр дежурным врачом (ОДВ) 5 0,2 очень хорошо
запись врача в карточке (ЗК) 3 0,1 средне
ожидание контакта с регистратором — время в очереди (ОР2) 7 0,05 плохо
получение талона к хирургу (ТХ) 1 0,15 хорошо
ожидание контакта с хирургом в холле — время в очереди (ОКХ) 20 0,05 очень плохо
ознакомление хирурга с карточкой пациента (ОХК) 3 0,05 хорошо
осмотр хирургом (ОХ) 3 0,3 хорошо
2 Посещение 0,5 проведение обезболивающей инъекции (ПИ) 3 0,1 хорошо
хирурга ожидание действия введенного лекарства (ОДЛ) 15 0,05 хорошо
удаление зуба (УЗ) 1 0,4 очень хорошо
ожидание в холле улучшения состоя-
ния после удаления, выход из поликлиники (ВП) 3 0,05 хорошо
52
I/IT и качество медицинской помощи
www.idmz.ru
гол г, №6
■■■■
гш
Таблица П3
Функции «Посещение регистратуры и дежурного врача и Посещение
хирурга» в измененном виде
№ п/п Функция Важность- функции Наименование штатной/новой операции Время операции, мин Важность операции Оценка операции экспертом
1 2 3 4 5 6 7
запись по Интернету к дежурному врачу (ЗДВИ) 5 0,2 очень хорошо
Посещение регистратуры и дежурного врача ожидание посещения дежурного врача — время в очереди (ОПДВ) 10 0,05 плохо
1 0,5 ознакомление дежурного врача с карточкой пациента (ОДВК) 5 0,15 хорошо
осмотр дежурным врачом (ОДВ) 5 0,3 очень хорошо
запись врача в карточке (ЗК) 3 0,1 средне
запись к хирургу по Интернету ^ q 2 очень
дежурным врачом (ЗХИ) ' хорошо
ожидание контакта с хирургом в холле — время в очереди (ОКХ) 20 0,05 очень плохо
ознакомление хирурга с карточкой пациента (ОХК) 3 0,05 хорошо
осмотр хирургом (ОХ) 3 0,3 хорошо
2 Посещение 0,5 проведение обезболивающей инъекции (ПИ) 3 0,1 хорошо
хирурга ожидание действия введенного лекарства (ОДЛ) 15 0,05 хорошо
удаление зуба (УЗ) 1 0,4 очень хорошо
ожидание в холле улучшения состояния после удаления, выход из поликлиники (ВП) 3 0,05 хорошо
до «очень плохо», каждому из которых соответствует цифровое значение в диапазоне от 0 (очень хорошо) до 4 (очень плохо). Напомним также, что весовые коэффициенты представляют собой относительные величины и могут принимать значения в интервале [0; 1].
4.2. Пример расчета. Для иллюстрации МДФ рассмотрим в виде примера посещение пациентом стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Будем считать, что решение этой задачи определяется выполне-
нием двух функций: посещение регистратуры для получения талона к хирургу и посещение врача для удаления зуба (табл. П1). Выполнение каждой функции влечет за собой в свою очередь выполнение ряда операций (табл. П2).
По рекомендации эксперта целесообразно расширить использование компьютерной сети поликлиники: изменить алгоритм записи к дежурному врачу — ввести запись по Интернету с автоматизированной проверкой страхового полиса (ЗДВИ), ввести запись к лечащим врачам, в том числе к хирургу, по Интер-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■
ВрЭЧ :::: ИТ и качество медицинской помощи
™ и информационные
технологии
Таблица П4.1
Функция РиДВ
Операция ОР1 ПК ДП ТДВ ОПДВ ОДВК ОДВ ЗК ОР2 ТХ
а 4 2 2 1 3 1 0 2 3 1
П 0 0,5 0,5 0,75 0,25 0,75 1 0,5 0,25 0,75
в 0,05 0,05 0,1 0,15 0,05 0,1 0,2 0,1 0,05 0,15
Y 0,652
Функция ПХ
Операция ОКХ ОХК ОХ ПИ ОДЛ УЗ ВП
а 4 1 1 1 1 0 1
П 0 0,75 0,75 0,75 0,75 1 0,75
в 0,05 0,05 0,3 0,1 0,05 0,4 0,05
Y 0,814
Таблица П4.2
Функция \__________________________________РиДВ
I Операция 1 ЗДВИ ОПДВ ОДВК ОДВ ЗК ЗХИ I
а 0 3 1 0 2 0
п 1 0,25 0,75 1 0,5 1
в 0,2 0,05 0,15 0,3 0,1 0,2
Y 0,876
Функция ПХ
Операция ОКХ I ОХК ОХ ПИ ОДЛ I УЗ ВП I
а 4 1 1 1 1 0 1
п 0 0,75 0,75 0,75 0,75 1 0,75
в 0,05 0,05 0,3 0,1 0,05 0,4 0,05
Y 0,814
нету дежурным врачом (ЗХИ). В этом случае изменится перечень операций; новые данные представлены в табл. П3.
Расчет эффективности управления по данным табл. П2, П3 проводится в соответствии с соотношениями (3)-(6) и указанным выше методом трансформации качественных значений параметров системы в количественные. В табл. П4.1 и П4.2 приведены данные по расчету эффективности при установке ПРД и ПРМ рабочих частот оператором через пульт.
Таким образом, расчет показал, что расширение объема операций, использующих информационные технологии и, в частности, Интернет, сокращение числа операций, проводимых пациентом, увеличивают эффективность взаимодействия потребителя и лечебного учреждения (по первой составляющей эффективности — порядка 30%), что увеличивает эффективность работы ЛУ и соответственно комфортность взаимодействия данного ЛУ с пациентом.
54
I/IT и качество медицинской помощи
www.idmz.ru
гол г, №6
■■■■
гш
Заключение
Рассмотренный метод динамической фотографии является одним из инструментов улучшения работы любого лечебного учреждения. МДФ позволяет оценить в начале эксплуатации
еще степень комфортности пациента, удобство работы персонала, уровень организации работ в ЛУ и т.п., а для платных ЛУ — степень привлекаемости пациентов и соответственно возможность их коммерческого успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ РИСО9001-2001 (ISO 9001:2000). Системы менеджмента качества. — М.: Стандартинформ, 2001.
2. ЗадеЛотфи А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений//В кн. Сб. статей «Математика сегодня», пер. с англ. — «Знание», 1974. — С. 5-48.
3. КалужскийА.Д. Некоторые вопросы информационного обеспечения эргатичес-ких систем//Труды СПИИРАН. — 2011. — Вып. 16. — С. 256-276.
4. Калужский А.Д. Каталогизация изделий: вопросы сопоставительного анализа// Качество. Инновации. Образование. — 2011. — № 6. — С. 67-75.
5. Р 50.1.031-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции. Издание официальное. Госстандарт России. — М., 2001.
6. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: «ИНФРА-М», 2005. — 480 с.
7. Словарь по кибернетике//Под ред. В.М. Глушкова — Ред. Украинской советской энциклопедии. — Киев, 1979. — 624 с.
8. Современный толковый словарь русского языка. — СПб.: Изд. «НОРИНТ», 2005. — 960 с.
Актуальные нормативные документы
КАК УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭВМ?
Ответ смотрите в Письме Департамента налоговой и таможенно тарифной политики Минфина РФ от 31 августа 2012 г. № 03-03' 06/2/95 «Об учете расходов на приобретение неисключительно' го права пользования программным обеспечением»
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■