Научная статья на тему 'Региональная поликлиника: дистанционное консультирование и планирование индивидуального маршрута пациента'

Региональная поликлиника: дистанционное консультирование и планирование индивидуального маршрута пациента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PUBLIC HEALTH / ВИРТУАЛЬНАЯ ПОЛИКЛИНИКА / A VIRTUAL CLINIC / КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА / REGIONAL CLINICAL HOSPITAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азанов В.Г.

В статье рассматривается изменение порядка направления пациентов в Краевую клиническую больницу при внедрении информационной системы «Виртуальная поликлиника», а также предпосылки для разработки системы и результаты проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Азанов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Clinic: absentee counseling and individual route planning patient

The article deals with the change of order in the regional referral hospital in the implementation of the information system «virtual clinic», as well as e prerequisite for the development of the system and the results of the work.

Текст научной работы на тему «Региональная поликлиника: дистанционное консультирование и планирование индивидуального маршрута пациента»

и информационные

технологии

>В.Г. АЗАНОВ,

начальник отдела АСУ КГБУЗ «Краевая клиническая больница», г. Красноярск, Россия, azanov@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИКЛИНИКА: ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПАЦИЕНТА

УДК 002:338.2

Азанов В. Г. Региональная поликлиника: дистанционное консультирование и планирование индивидуального маршрута пациента (Краевая клиническая больница)

Аннотация. В статье рассматривается изменение порядка направления пациентов в Краевую клиническую больницу при внедрении информационной системы «Виртуальная поликлиника», а также предпосылки для разработки системы и результаты проведенной работы.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, виртуальная поликлиника, краевая клиническая больница. UDC 002:338.2

Azanov V.G. Virtual Clinic: absentee counseling and individual route planning patient (Krasnoyarsk regional hospital)

Abstract. The article deals with the change of order in the regional referral hospital in the implementation of the information system «virtual clinic», as well as e prerequisite for the development of the system and the results of the work. Keywords: Public Health, a virtual clinic, Regional Clinical Hospital.

T

ВВЕДЕНИЕ

Красноярская краевая клиническая больница - крупнейшее учреждение здравоохранения Красноярского края, обслуживает пациентов не только своего собственного региона, но и соседних, таких как Хакасия, Тыва и Иркутская область. В настоящее время поликлиника Краевой клинической больницы обслуживает 270 тыс. посещений в год.

В 2011 году поток пациентов в поликлинику Краевой клинической больницы повысился до такого уровня, что ни регистратура, ни врачи, ни диагностика уже не справлялись. Особая напряженность сформировалась в часы утреннего приема у регистратуры, было задействовано 11 регистраторов единовременно каждый день, но очередность достигала на каждое окно по десять и более человек.

Определенное напряжение для пациентов создает необходимость поездки часто на далекие расстояния и проживание в городе Красноярске (протяженность края с севера на юг - порядка 3000 км). Ввиду существенных ограничений диагностической базы, время от первого посещения до закрытия амбулаторного случая могло занимать 2 недели и более.

»11 1111

201 6, № 1

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Существовавший порядок направления пациентов на консультацию к узким специалистам региональной клиники предполагал обязательное оформление направления в консультативную поликлинику лечащим врачом пациента, и пациент с бумажным направлением приходил в регистратуру поликлиники ККБ, где пациенту выдавали талон к необходимому специалисту (рисунок 1).

При первичном приеме врач оформлял необходимый перечень обследований и междукабинетных консультаций, и пациент с данным перечнем посещал регистратуру для получения талонов на диагностику и консультации. После всех необходимых исследований и консультаций необходим был повторный прием.

Большинство талонов не было доступно в день обращения пациента в регистратуру. Пациенты могли несколько раз в короткий

период возвращаться по месту жительства в ожидании следующего посещения диагностической процедуры или врачебного приема узкого специалиста.

При анализе структуры и причин обращения за консультативной помощью обнаружили, что части пациентов, которым оказывалась консультативная помощь, не требовалась очная консультация специалистов краевой клинической больницы (ККБ).

В процессе анализа ситуации классифицировали пациентов на тех, кому показан очный прием, кому требуется срочная госпитализация и тех, для кого достаточно консультации его лечащего врача специалистом ККБ.

В условиях невозможности увеличения мощности поликлиники необходимо было найти решение описанных проблем. При этом нами были сформулированы следующие задачи:

- Уменьшить время консультирования пациентов в ККБ (включая время ожидания диагностики);

Рисунок 1. Модель существовавшего порядка консультативного приема

и информационные

технологии

- Снизить количество необоснованных направлений;

- Снизить очередность в регистратуру.

В качестве базового решения было предложено проводить предварительный анализ направительной документации на всех пациентов. Для решения этой задачи были разработаны организационные механизмы, нормативная документация на уровне регионального здравоохранения и соответствующая программная система.

ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Для решения поставленных задач провели проектирование новой организационной и программной системы взаимодействия с больницами региона (рисунок 2) по направлению пациентов на консультативный прием в ККБ. Разработан регламентирующий до-

кумент, утвержденный министерством здравоохранения Красноярского края № 68-орг. от 17.02.2011 г. и далее в новой редакции № 513-орг. от 01.11.2012 г.

Успех управления развитием информатизации на любом уровне зависит от эффективности реализации пяти классических элементов обеспечения, включающих организационный, технический, программный, информационный и кадровый компоненты. Все эти элементы должны рассматриваться в едином комплексе и развиваться взаимосвязано друг с другом [1]. При разработке системы учтены организационные, программные и другие компоненты.

В результате внедрения новой системы процесс обращения за консультативной помощью в ККБ видоизменился: при возникновении потребности у врача в удаленной больнице в консультативной помощи для его пациента

Рисунок 2. Схема организационного взаимодействия при работе с виртуальной поликлиникой

Медицинские информационные системы www.idmz.ru _

201 6, № 1 ^

Расписание

Дата поСоерл*» мтамоииюш В хпот йэнг, есть сесбйС-** талоны на ест стцуьлмто» 1П»риое пои&а наиианиии (ата из х«ла«юх ллос 30 дней)

Ортопед Дата: ¡23.102012

Каб 231 |ИИД( ЯД 08:30 08:45 09:00 09:15 09:30 09:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:4$ 13:00

Применение:

зацкех?! ЗРЯ НЕСЕХСЗЮЮС73{. в соответствии с хазйвчениеж врача - хоксулмахта, в сень хоксулэтао«, Вам бу-/т срезегеии исследования: развернутый «налив крови, ахализ мочи, рехтгехггра{ия, гиохюжчеехке исслегов*««, при гос=зге«лю*шо( консультация

каргхэлогв и электрокардиография. СЯслегсввния йромгятед катсевх. К« руках ю*ть свехие ренген. смооси.

Сохранить

Дат» поСсвр**» аатои»тк*схи В утххп <5о«* астш «сбоС*»« талон*/ на <со/ слецо-от-устос (Оаеиов поос*а на1м*мьаая6ат*юх»ла*папмхЭ0е**СЧ

Эндокринолог Дата: ¡23.102012 |

Каб 240 09:15 09:30 09:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00

11:15 11:30 11:45 12:00

каб 240 ...

Каб 340 08:00 08:15 08:30 Ц^^ 09:00 09:15 09:30 09:45 10:00 10:15 10:30 11:00

11:15 11:30 11:45 12:00

Примечание:

лагаент! При необходимости в соответствии с назначения»: врача - консультанта в день назначения Вам будут проведен* я: развернут**: «налив крови, анализ ночи, £иох»отеекке кссдедсвания. герэехалахме ксследсвания, У2И аетсвидхой хелезк.

Сохранить

Рисунок 3. Интерфейс формирования индивидуального маршрута

(первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам по территориально-участковому принципу в определенных медицинских организациях [3]), удаленная больница подает заявку на консультацию на защищенный ресурс ККБ - «Виртуальная поликлиника». В заявке содержится паспортная часть о пациенте, сканированная или выгруженная из МИС медицинская документация.

В Краевой клинической больнице заявка становится доступна врачу-эксперту, который анализирует приложенную к заявке документацию и на её основании принимает решение о наличии показаний для очной консультации. Если очная консультация не показана и возможна дистанционная корректировка лечения, то врач-специалист производит заочное консультирование по тактике ведения пациента и закрывает случай обращения в поликлинику краевой клинической больницы. Если

же очная консультация все же необходима, то врач определяет, все ли диагностические обследования, необходимые и доступные в конкретной мед. организации, выполнены. Если необходимо провести дообследование в учреждении по месту жительства, то врач указывает эту информацию в заявке и отправляет ее на доработку. В случае достаточности обследований и показаний к очной консультации формируется состав маршрута пациента, где указываются все необходимые дообследования и консультации узких специалистов, которые необходимо выполнить в ККБ.

Далее заявка становится доступна регистратору ККБ. Регистратор формирует в полуавтоматическом режиме маршрут консультаций (пример интерфейса см. на рисунке 3) и дообследований, при возможности сводя все посещения к одному дню.

и информационные

технологии

В случае, если у пациента нет действующего полиса, заявка передается представителю страховых компаний (предварительно автоматически проверяется полис посредством специализированного сервиса фонда ОМС), его задача в случае необходимости заочно оформить полис пациенту и передать его при очном визите в ККБ.

После прохождения всех этапов заявка возвращается в направившее учреждение с указанием информации о датах и времени приема врачей и диагностических процедур.

Каждое утро регистратура ККБ обеспечивает доставку бумажных амбулаторных карт в первый кабинет приема пациента .

Пациент в поликлинике ККБ минует регистратуру и идет сразу же в первый кабинет приема, указанный в его маршрутном листе.

Внешний вид интерфейса формирования маршрута представлен на рисунке 2.

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА

Учитывая, что разработка единой терминологии чрезвычайно актуальна и важна [2], разработаны стандарты обследования по тем или иным нозологиям с учетом целей направления и утверждены министерством здравоохранения Красноярского края.

Для обеспечения заочного консультирования и проверки 100% заявок с направительной документацией задействованы 20 врачей-экспертов из числа специалистов ККБ. В их задачи входит: принятие решения о необходимости очной консультации, в случае возможности - оказание заочной консультации, формирование рекомендаций для лечащего врача удаленной клиники, в случае необходимости -принятие решения о срочной госпитализации.

Финансирование дистанционного консультирования проводится с помощью включения

Среднее ожидание(дней)

21.11.201521:35:57

Количество неотвеченных заявок:

9

Эпилептолог

3 Аллерголог 7 Гастроэнтеролог 10 Гастроэнтеролог-хирург 9 Гематолог

10 Гинеколог 0 Гинеколог-эндокринолог 6 Иммунолог 3 Инвазивный кардиолог

10 Кардио-аритмолог 3 Кардиолог 3 Кардиохирург 7 ЛОР

1 Микрохирург 2 Невропатолог 7 Нейрохирург 6 Нефролог

1 Ожоговый хирург 6 Ортопед 8 Подиатр 10 Проктолог

1 Профпатолог 3 Пульмонолог 3 Ревматолог 7 Сосудистый хирург

6 Сурдолог 1 Терапевт центра остеопороза 8 Травматолог 7 Уролог

Рисунок 4. Мониторинг доступности консультативной помощи ККБ

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

kill

201 6, № 1

9

nJTÍPG

Рисунок 5. Количество заявок и заочных консультаций, прошедших через Виртуальную поликлинику ККБ

средств из системы ОМС в накладные расходы учреждения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

При проектировании решения программной системы разработаны БАйТдиаграммы моделей АБ15и TOBE, которые позволили более точно провести проектирование базы данных и программную реализацию. Система реализована в качестве webсервиса, размещенного на серверных мощностях ККБ. Используемая СУБД MS SQL Server, язык разработки PHP.

ВОЗМОЖНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время разработанная методика и информационная система реализуют следующие возможности:

- Проведение заочного консультирования с текстовым обменом сообщений между врачом-экспертом и лечащим врачом удаленной МО;

- Формирование маршрута пациента в условиях ККБ с оптимизацией времени приема (попытка свести приезд пациента к одному дню);

- Формирование обширного перечня отчетов, включая мониторинг доступности консультативной помощи ККБ (рисунок 4), построенный из существующих заявок на консультацию и отвечающий на вопрос «через сколько дней пациент попадет на прием к специалисту, если заявка будет подана сейчас»;

- Оперативная связь сразу со 134 МО края для обмена необходимой информацией методического характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение информационной системы началось в ноябре 201 1 года и на октябрь

и информационные

технологии

>2015 года уже 134 учреждения направляют пациентов в ККБ через виртуальную поликлинику, включая 5 клиник частной формы собственности.

На настоящее время с помощью внедрения «Виртуальной поликлиники» нам удалось достичь следующих результатов:

1. Ликвидирована очередь в регистратуру ККБ;

2. Уменьшено количество необоснованных посещений (заочных консультаций 3,4% от общего количества поданных заявок).

3. Для 42% пациентов посещение поликлиники ККБ завершается в один день.

Все 100% заявок проходят этап заочного анализа. Количество заявок и заочных консультаций по годам представлено на графике (рисунок 4), все данные приведены только за 10 месяцев каждого года, для более корректного сравнения (на момент написания статьи ноябрь 2015 года). Заочной консультацией считается закрытая заявка, которая не потребовала очного приезда пациента в ККБ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасников В.А. Информатизация здравоохранения как объект управления на различных иерархических уровнях // Социальные аспекты здоровья населения: электронный науч. журн. 2009. Т. 10. № 2. С. 2-2.

2. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник для учащихся мед. училищ по спец. «Гигиена, санитария, эпидемиология» / И.Б. Зеленкевич, Н.Н. Пилипцевич, К.Н. Ани-щенко [и др.]; Под ред. И.Б. Зеленкевича, Н.Н. Пилипцевича. - Минск: Выш. шк., 2000. - 286 с.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011.

гч» ЬЯН

ИТ-новости

УДАЛЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В ПОМОЩЬ СТАРИКАМ

Удаленный мониторинг здоровья пожилых людей с использованием различных сенсоров позволяет сделать жизнь наших немолодых родственников более здоровой и независимой.

Именно об этом свидетельствует новый исследовательский отчет Миссурийского университета (США). В этом исследовании использовались специализированные тНео!|Ь-решения, предназначенные для контроля на дому различных параметров здоровья, качества сна и тому подобных факторов с акцентом на предотвращение падений. Ученые обнаружили, что такие инструменты очень эффективны при уходе за людьми в пожилом возрасте. В пятилетнем исследовании, которое проводили специалисты Миссурийского университета в университетском доме престарелых ИдегР!осе, использовались разного рода сенсоры, размещенные в кроватях и контролирующие движения. Как сообщают исследователи, старики, которые жили в окружении сенсоров, в среднем оставались в ИдегР!осе на 1,7 года дольше, чем их соседи в комнатах без датчиков. Это свидетельствует о том, что использование возможностей контроля здоровья и проактивное реагирование на проблемы повышают качество жизни немолодых людей.

Источник: Еуегсаге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.