М. А. Червонный
(Томск)
МЕТОД БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
METHOD OF BINARY OPPOSITIONS IN MODELING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
В статье выделены ключевые особенности моделирования учебно-профессиональной деятельности. Среди особенностей определен метод бинарных оппозиций и его возможности при построении концепции подготовки студентов педагогического вуза к решению профессиональных задач в процессе интеграции высшего и дополнительного образования.
Ключевые слова: метод бинарных оппозиций, профессионально-личностное становление педагога, подготовка студентов к решению профессиональных задач.
The article highlights the key features of modeling educational and professional activities. Among the features, the method of binary oppositions and its possibilities in building the concept of preparing students of pedagogical university for solving professional problems in the process of integrating higher and additional education is determined.
Key words: method of binary oppositions, professional and personal teacher's development, preparing students for solving professional problems.
Проблема исследования учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, моделирование деятельности, определение ее структуры и действующих факторов, влияющих на лич-ностно-профессиональное развитие начинающего педагога (становление педагогической деятельности, профессиональное развитие, первичная социализация и другие аспекты роста), является одной из наиболее актуальных в современном профессиональном педагогическом образовании. Выявление особенностей, базовых принципов и методов построения современной теории и практики профессионального становления и развития молодого педагога связывают с необходимостью обеспечения основания системы, позволяющей ввести нацио-
нальную систему учительского роста НСУР [11]. Выделим особенности и рассмотрим смыслы использования одного из базовых методов - метод бинарных оппозиций в моделировании учебно-профессиональной деятельности студентов-педагогов.
Н. В. Волкова выделила ряд противоречий, которые обусловили постановку проблемы исследования, заключающуюся в необходимости внимания к становлению педагогической деятельности в подготовке педагогов на основе выделения двух компонент - вертикальной (этапы, логика становления педагогической деятельности) и горизонтальной (условия, средства, результаты, особенности этапов становления), а в качестве результата становления на первом этапе (с чем нельзя не согласиться) пред-
ставляет открытие совместной деятельности как предмета педагогической деятельности. В процессе открытия такой предметности происходит порождение личностных смыслов педагогической деятельности, формирование ценностно-смысловых отношений, приобретение опыта личностных действий, возникновение рефлексии собственной педагогической практики [5].
Глубокой разработке психолого-педагогической модели профессионально-личностного становления и развития студентов - будущих педагогов посвящены исследования А. В. Батаршева, представившего модель в виде трех составляющих, в различной степени взаимодействующих и взаимо-обуславливающих друг друга: профессионально-личностное становление педагога, профессионально-личностное развитие, социализация [2].
Обобщенный анализ различных научных основ и подходов к построению моделей профессионально-личностного роста педагога представили А. Е. Марон и Л. В. Ре-зинкина [11], которые определили, что в качестве положения концептуального моделирования становления и развития будущих педагогов выступает идея непрерывности, подразумевающая достижение разных высот развития педагога как субъекта профессиональной деятельности, достижение результатов личностного самовыражения (карьерный рост, интеллектуальные горизонты) как пути повышения качества его жизни.
Выделим ряд особенностей, которые представляются нам ключевыми в моделировании процесса учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, а также отражаются в процессе внедрения моделей.
1. В основном исследователи - разработчики тех или иных концепций подготовки студентов с целью повышения продуктивности учебного процесса основываются на особенности, которая заключается в том, что профессионально-личностное становление педагога, понимаемое как процесс развития, саморазвития, самореализации субъектом педагогической деятельности, необ-
ходимо проводить на решении студентами профессиональных педагогических задач [1, 4]. Мы исходим из того, что профессиональные задачи должны быть актуализированы в реальном образовательном пространстве педагогическими сообществами на разных образовательных уровнях и разных систем (образовательной организации, региона, федерации, систем общего, дополнительного, специального образования и др.).
2. В качестве ключевого механизма педагогического, психологического и социального сопровождения и обеспечения учебно-профессиональной деятельности выделяют наставничество [13, 14, 16]. Такой подход, как показывают исследователи, наилучшим образом обеспечивает преимущества субъект-субъектных отношений, столь важных для личностно-профессио-нального развития будущих учителей.
3. Единицей содержанияучебно-професси-ональной деятельности студента - ЕСУПДС в процессе становления его педагогической деятельности отражающей реальную педагогическую задачу, представляющей совокупность проблем, решение которых должен в активной деятельности обеспечить будущий педагог, выступает некая проблемная профессиональная или квазипрофессиональная : образовательная (Н. В. Ходякова [15] и др.), проблемная ситуация (А. А. Вербицкий и др. [3]), учебная профессионально ориентированная (УПОС) (А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова [4]), эстафета (Е. М. Харла-нова [14]), образовательное событие (Н. В. Волкова [5]) и др.
4. При моделировании учебного процесса образовательной организации при подготовке педагогов преобладает построение педагогического взаимодействия, основанного на интеграционных процессах и процессах сетевого взаимодействии субъектов образовательного пространства [7, 9, 10, 14, 17 и др.]. При таком способе учебно-профессиональной и личностно-ориентированной подготовки, обеспечивающем взаимодействие студента с широким кругом специалистов, сопровождаемом квалифицированной помощью, заказом на подготовку определенных качеств, появляются возможно-
сти включения студентов в различные добровольческие педагогические практики. Создаются условия для проектирования, реализации и рефлексии индивидуальных пробных действий, выполнения определенных профессиональных функций, личностного общения и первичной социализации будущих педагогов с опытными и начинающими педагогами.
5. Метод двойственных (бинарных) или множественных оппозиций используется как один из базовых методов построения концептуальных положений, отражающих возникающие пары ценностного педагогического взаимодействия в совместной деятельности, а именно: «личность» - «среда» (Н. В. Ходякова [15]); «молодой педагог» -«много наставников», «молодой педагог» -«наставник - навигатор, - тьютор, - соратник, - помощник, -пример» (С. И. Поздеева [13] и др.); «студент» - «наставник - старший студент, - олимпиадный тренер, - опытный учитель, - педагог-мастер» (М. А. Червонный [16] и др.) и другие.
Перечисленные характеристики, включая метод бинарных оппозиций, как один из наиболее востребованных, применяемых для моделирования и реализации процесса учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, определены нами для разработки концепции подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в условиях интеграции высшего педагогического и дополнительного образования [17]. Метод бинарных оппозиций позволяет наиболее полно придерживаться тезиса о диалектичности познания, а также воплотить принцип дополнительности, выделенный нами для разработки обозначенной концепции. Бинаризм (лат. Ыпап^ - двойной, двойственный, состоящий из двух частей) - тип отношений в системах предметов или явлений, в границах которого один элемент системы приобретает свой статус посредством соотнесения с элементом, противопоставленным ему [18]. Опишем выявленные смыслы использования метода бинарных оппозиций при разработке авторской концепции.
Первый смысл связан с определением значимости педагогического взаимодействия в личностно-профессиональном развитии студента посредством двойственных отношений «студент» - «педагог», «студент» - «педагог как агент (представитель) образовательной среды». Так, Н. В. Ходя-кова рассматривает бинарные оппозиции для продуктивного моделирования образовательной ситуации развития личности, переходя от рассмотрения соотношений глобальной оппозиции понятий «личность» и «среда» к рассмотрению конкретных подструктур и личности и среды [15]. Появляющиеся бинарные оппозиции и их соотношения становятся полезными для моделирования образовательной ситуации развития личности. Так, в некой заданной проблемной профессиональной ситуации для студента фиксируется идентичный потенциал активности как личности, так и среды, наличие объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, обеспечивающих непрерывное и поступательное развитие личности. Педагог для студента выступает и как представитель профессионального сообщества - фактора влияний среды- и как личность - профессионал, воспроизводящий ситуацию профессиональной деятельности и содействующий посредством наставничества деятельности студента для решения им проблем профессиональной ситуации. В этом смысле бинарность в образовательном процессе выступает не как механическое соединение деятельностей преподавателя и студентов, а прежде всего как их взаимная детерминация [6].
Второй смысл метода бинарных оппозиций можно связать с определением ценностей профессиональной деятельности в подготовке студентов педагогического вуза в двух аспектах.
1. Во-первых, определяются ценности разрабатываемой и реализуемой нами концепции подготовки студентов к решению профессиональных задач в условиях интеграции высшего и дополнительного образования. Для концепции выделены следующие
категории: «готовность студентов педагогических вузов к решению профессиональных задач», «педагогическое сопровождение подготовки студентов педагогических вузов к решению профессиональных задач», «интеграция высшего и дополнительного образования» и др., которые рассматриваются в их взаимопроникновении. Это важно отметить, поскольку бинарное отношение в этом случае рассматривается не из смысла традиционно трактуемой (борьбы) между категориями, а как имманентное многомерное отношение противоположностей [12].
На основе определенных в концепции категорий рассматриваем:
- становление профессиональной деятельности студентов (профессиональную подготовку студентов) через оппозиции «готовность к решению профессиональных задач» - «неготовность к решению профессиональных задач», «внешняя профессиональная среда (профессиональное сообщество)» - «внутренняя профессиональная жизнь индивида» и др.;
- интеграцию высшего педагогического и дополнительного образования через оппозиции «интеграция» - «дезинтеграция»; «кооперация» - «конкуренция», «открытое образовательное пространство» - «закрытое образовательное пространство» и др.
Определяемые бинарные оппозиции задают логику ключевых ценностей концепции, ее категориально-понятийного аппарата, границы для разработки нормативной и теоретических моделей реализации.
2. Во-вторых, формируются профессиональные ценности студента, включающие социокультурные аспекты, ценности профессиональных взаимодействий, нормативы и образцы производственных отношений, ценностей опыта педагогического взаимодействия направленного на интеграцию (отраслевую, межотраслевую, кластерную и т.п.) и другие ценности, важные для педагогического взаимодействия, начинающего педагога. Образуем блок раз-нополярных подходов и педагогических точек зрения на проблемы образования, в том числе его дальнейшего развития. Учитывая перечисленное и основываясь на
выбранном методе, можно выделить следующие существенные бинарные оппозиции профессиональных ценностей педагогического образования личности студента: 1) «личностно значимое» - «профессионально значимое»; 2) «свободное (неформальное) действие» - «формализованная необходимость»; 3) «профессиональные ценности студента» - «профессиональные ценности опытного учителя, методиста, мастера».
Третий смысл метода бинарных оппозиций - семиотический, связанный с разработкой и построением знаковых систем, образов профессионального мира, структуры профессионального мировоззрения, образа ценностно-целевого блока и стратегии лич-ностно-профессиональной деятельности в профессиональном становлении педагогов. Одновременно с этим для эффективного моделирования учебно-профессиональной деятельности, реализации совместной деятельности педагогов и студентов актуализируется необходимость создания на основе указанного метода бинарных оппозиций педагогических визуализаций лучших образцов профессиональной деятельности педагогов интегрированного образовательного пространства высшего и дополнительного образования, как поля реализации разрабатываемой концепции.
Метод бинарных оппозиций формирует пространство построения теоретических моделей учебно-профессиональной деятельности развития будущих педагогов, задавая через отношения «бездействие» -«действие», «содержание» - «результат» базовые компоненты процесса подготовки студентов и его педагогическое сопровождение. Разработаны четыре модели: функциональная модель (раскрывает структуру и функции компонентов подготовки студента к решению задач в профессиональной педагогической деятельности), содержательно-целевая модель (позволяет спроектировать схему процесса включения студентов в решение профессиональных задач), процессуальная модель (обеспечивается деятель-ностным и субъект-субъектным подходами, качеством образовательных субъектов
индивидуальной и коллективной деятельности, формами, методами и видами деятельности, создает процессный комплекс обогащающей профессиональной среды); компетентностная модель (определяет результат готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза, включает инвариантные компетенции и компетенции личностно-профессиональ-ной структуры, базирующиеся на качествах личности).
Таким образом, в условиях созданной нормативной модели педагогического со-
провождения подготовки студентов педагогического вуза, применение метода бинарных оппозиций позволяет установить отношения «педагогическое сопровождение» - «самосопровождение», «внешнее педагогическое влияние» - «внутренняя самоорганизация», определяющие движение от внешнего педагогического сопровождения к самоорганизации и самостоятельному сопровождению процесса собственного профессионального развития.
Литература
1. Батаршев А. В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 16 - 21.
2. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Концепт. - 2014. - № 12. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14336.htm. (Дата обращения 15.10.2018.)
3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5 - С. 32-37.
4. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: мон. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
5. Волкова Н. В. Организация процесса становления педагогической деятельности в подготовке студентов // Вестник Томского государственного университета. - 2015. -№ 393. - С.185-190.
6. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Мосина А. В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: учебное пособие. Часть 1.\ под ред. проф. А.П. Тряпи-цыной - СПб., 2007. - 96 с.
7. Иванова С. В. Функционирование моделей сетевого взаимодействия в педагогическом образовании: нивелирование рисков // Человек и образование. -2014.- № 3 (40). - С. 107-110.
8. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2011. - 283 с.
9. Каракозов С. Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы: мон. -Барнаул: АлтГПА, 2011. - 171 с.
10. Макареня А. А., Суртаев П. Б. Концептуальные подходы к проектированию моделей сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Современные модели сетевого образовательного взаимодействия в системе непрерывного педагогического образования, управления образованием. - СПб.: Экспресс, 2014. - С. 7-21.
11. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Научные основы и подходы к построению моделей профессионально-личностного роста педагога // Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 16 - 21.
12. Михайлова Т. Л. Бинарные оппозиции системного конструкта: дис. ... канд. филос. наук. -Нижний Новгород, 2008. - 209 с.
13. Поздеева С. И., Сорокова Л. А. Организация наставничества в школе совместной деятельности: из опыта работы стажировочной площадки // Научно-педагогическое обозрение.- 2017. - 4 (18) - С. 126-131. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-126-131
14. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования / дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2015. - 435 с.
15. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развиваю-щих образовательных систем: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2013. - 465 с.
16. Червонный М. А. Педагогическое сопровождение подготовки будущих педагогов на основе наставничества в интегрированном образовательном пространстве высшего педагогического и дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. - 2018. № 432. - С. 199-204. DOI: 10.17223/15617793/432/26
17. Червонный М. А. Построение концепции подготовки студентов педагогического вуза в контексте развития непрерывного педагогического образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 199-204. DOI: 10.23951Д609-624Х-2017-8-51-58.
18. Новейший философский словарь: 3-е изд., испр..- Минск: Книжный дом, 2003.- 1280 с.