Научная статья на тему 'Метод анализа последствий изменения налогообложения предприятий: территориальный аспект'

Метод анализа последствий изменения налогообложения предприятий: территориальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородачев А.А.

В связи с продолжающейся налоговой реформой актуальной остается проблема поиска таких вариантов налоговых изменений, которые сокращают масштабы уклонений, одновременно увеличивая налоговые сборы и легальную прибыль предприятий. Удовлетворяющие этим условиям налоговые изменения отвечают интересам государства и бизнеса, поскольку увеличиваются налоговые поступления в бюджеты разных уровней, а также инвестиционный потенциал предприятий. Ввиду отсутствия точных моделей, описывающих реакцию предприятий на изменение налоговых ставок, предлагается рассмотреть метод анализа результатов анонимного анкетирования предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод анализа последствий изменения налогообложения предприятий: территориальный аспект»

Бородачев А.А.

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

мы не можем жить...

без прогнозов

метод анализа последствий изменения

налогообложения предприятий:

территориальный аспект

В связи с продолжающейся налоговой реформой актуальной остается проблема поиска та-ких вариантов налоговых изменений, которые сокращают масштабы уклонений, одновре-менно увеличивая налоговые сборы и легальную прибыль предприятий. Удовлетворяющие этим условиям налоговые изменения отвечают интересам государства и бизнеса, поскольку увеличиваются налоговые поступления в бюджеты разных уровней, а также инвестицион-ный потенциал предприятий. Ввиду отсутствия точных моделей, описывающих реакцию предприятий на изменение налоговых ставок, предлагается рассмотреть метод анализа результатов анонимного анкетирования предприятий.

Оценка возможного изменения налоговых платежей необходима как отдельным предприяти-ям, так и территориальным органам госуправления, в том числе и районным налоговым под-разделениям. Информация о предстоящих налоговых изменени-

ях на ближайшие два-три го-да позволяет предприятиям уменьшить фактор неопределенности при экономическом пла-нировании собственной деятельности. Территориальные органы управления также могут по-высить точность своих экономических прогнозов, если будут заранее знать о возможной ре-акции предприятий (уплачивающих налоги на данной территории) на предстоящие налого-вые изменения.

Осуществить точный прогноз изменения объемов сбора налогов, изменения инвестиционной активности предприятий, их прибыли и уплаченных налогов представляется принципиально невозможным. Поэтому для оценки последствий налоговых новаций приходится использовать оценочные или расчетные модели, основанные, в частности, на данных опросов пред-приятий. В настоящей статье предлагается механизм формирования оценок возможного изменения объема налоговых платежей от группы предприятий разной специализации, действующих на одной территории. Общая схема процедуры ана-

£российское предпринимательство

Рис. 1. Схема процедуры анализа результатов анкетирования руководителей предприятий-налогоплательщиков

лиза результатов анкетирования руководите-лей предприятий-налогоплательщиков представлена на рис. 1.

Цель анкетирования - выявить множество вариантов изменения налоговых ставок, которые одновременно увеличивают суммарные налоговые платежи предприятий и суммарную чис-тую прибыль. Такое

множество вариантовё изменения налоговых ставок будем называть оп-тимальным по данным анкетирования. Процедура анализа результатов анкетирования со-стоит из трех шагов.

Шаг 1. На этом этапе проводится анкетирование предприятий для выяснения того, каким именно образом может измениться чистая

прибыль и величина выплачиваемых налогов в случае изменения на заданную величину ставки одного из рассматриваемых налогов. Ан-ке-тирование проводится исключительно анонимно. При этом никаких данных о масштабах ук-лонений или "налоговой оптимизации" предприятие сообщать не обязано. Участие в анкетировании является добровольным и стимулируется тем, что опрос проводит-ся, в том числе, в интересах предприятий, поскольку имеет конечной целью снижение нало-говой нагрузки и увеличение экономической активности (как-то: увеличение прибылей, инвестиций и объемов сбыта предприятий). По каждому из рассматриваемых налогов опрос предполагает заполнение следующих двух анкет: "О влиянии изменения ставки налога на чистую прибыль предприятия" и "О влиянии изменения ставки налога на суммарные платежи предприятия по данному виду налога в ка-лендарном году". Например, при анализе последствий изменения ставок единого социального налога (ЕСН) предлагается заполнить следующие две анкеты: "О влиянии изменения эффективной ставки ЕСН на чистую прибыль предприятия" и "О влиянии изменения эффективной ставки ЕСН на суммарную величину уплаченного предприятием в календарном году единого соцналога". Каждая анкета содержит несколько однотипных вопросов следующего вида: "Какой была бы чистая прибыль Вашего предприятия, если бы эффективная ставка ЕСН была бы на 2 (4, 6 и т.д.) процентных пункта выше (ниже) действующей?" Аналогичный вопрос сформулирован в анкете и

относительно влияния ставки ЕСН на чистую прибыль предприятия: "Какую сумму единого соцналога уплатило бы Ваше предприятие, если бы эффективная ставка ЕСН была бы на 2 (4, 6 и т.д.) процентных пункта выше (ниже) действующей?" Заполненная анкета представляет собой таблицу, каждая строка которой состоит из трех чи-сел: предполагаемой ставки налога Стп, соответствующих ей оценок чистой прибыли ЧПп ] и суммы уплаченного налога УНп-О'-ым предприятием. Здесь/ - номер предприятия, выплачивающего анализируемый налог, / =1,..., К, а К - количество принимающих участие в анке-тировании предприятий. Номер варианта измененной ставки налога обозначен п, причем п =1,..., М, а М? количество вариантов измененной ставки налога. Например, если для анализа последствий пересмотра эффективной (фактически действую-щей) ставки НДС в вопросах анкеты предлагается оценить прибыль и налоговые выплаты для значений ставки {10%, 12%,14%, 16%, 18%}, то М = 5. Таким образом, анкета каждого (/'-го) предприятия по одному виду анализируемого налога представляет собой таблицу из М строк.

Шаг 2. Если суммировать данные из всех К анкет, то можно получить итоговую таблицу также из М строк по три числа в каждой: Стп (предполагаемое значение ставки налога), УНп (совокупный налог, уплаченный всеми К предприятиями) и ЧПп (совокупная чистая при-быль, полученная всеми К предприятиями), соответствующая ставке налога Стп. Шаг 3. Описанная итоговая таблица позволяет найти множество не худ-

российское предпринимательство

- 1ВОООО

Е 140000

% '20900

| 100000

] М000

о.

5 4ПЛ00

= 20000 о

- —*--

■ ■ —ш— —ж

0.1 С 0,13 0,2 0.22 0,24 0:2Ё 0,3 0,32 0:Э4 0,30 П,33 0:4

:3ффектнин'яя пп 1=.кд КС. Н =1я предприятии

иш' гявс ириПмлк (тынруА.)

уплачен ш.гн К(!Н (гыс_]]у6_|

Рис. 2. Прогноз зависимости чистой прибыли и уплаченного ЕСН от эффективной ставки ЕСН на предприятии

И1*. п*, й1^ Ш 26 Ь

31 %

-М'К-

31%

я 4

гак'

21%

ГТирпЛ-ша I Hnlii.iti.it1

кнрИЯЯ I Н НЯЛШВ

1В*

а*™»

гновд ввижп

»бшип иояв 32сю:о згаои

*97-:ак йоэзооа нэрраэ Едини ЗЗИОЩ гбоксю ^.ущирили при.......аи:юти|Ккм||Ц иршгрич.....

Рис. 3. Парето-оптимальные варианты ставок ЕСН

м

р л

п ее

Я О)

Е н

т г

8 о

и ¡в

А к

с и

Н 3

1: 7гао:о

О)

750Е0

ших значений ставки налога {Ст}*, для которых совокупный налог и совокупная чистая прибыль всех К предпри-ятий одновременно не меньше, чем для любого другого значения ставки налога. Для поиска не худших значений ставки анализируемого налога {Ст}* достаточно из итоговой таблицы вычеркнуть строки, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

УНк < УНп и ЧПк < ЧПп (п=1.....М),

где к - номер вычеркиваемой из итоговой таблицы строки. Поиск множества значений {Ст}* можно интерпретировать как решение задачи многокрите-риальной оптимизации (1-3). В качестве двух критериев оптимизации в этом случае естест-венно рассматривать совокупный налог и совокупную чистую прибыль всех К предприятий. Оптимизационную задачу можно сформулировать следующим образом: найти множество не худших значений ставки налога {Ст}* в контексте двух критериев - совокупного налога и совокупной чистой прибыли всех К предприятий. Эту же задачу можно сформулировать с использованием понятия оптимального по Парето множества {Ст}* при двух критериях, ко-торые отражают величину совокупного налога и совокупной чистой прибыли всех К пред-приятий. Требуется найти Па-рето-оптимальное множество вариантов ставок рассматривае-мого налога в контексте двух критериев -совокупного налога и совокупной чистой прибыли К предприятий. Решением всех перечисленных задач является описанная выше процедура из трех этапов (шагов). Впрочем, оптимальность множества вариантов изменения ставки на-

лога {Ст}* не является абсолютной и ограничена лишь данными конкретного анкетирования по одному виду налогов.

В случае проведения анкетирования предприятий по другим видам налогов описанная про-цедура обработки результатов и поиска оптимального множества вариантов изменения став-ки налога {Ст}* повторяется. На рис. 2 и 3 приведены результаты обработки анкетных данных 120 предприятий по вопро-сам вариантов снижения эффективной ставки единого социального налога.

Литература

1. Колемаев В.А. Математическая экономика.- М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Ашманов С.А. Введение в математическую экономику. - М.: Наука, 1984.

3. Понтрягин Л.С. Математическая теория оптимального управления. - М.: Наука, 1976.

Boradachev A.A.

The Academy of national economy

We can't live without forecasts

Method of the taxation change of the enterprises: territorial aspect

Due to the continued taxation reform the problem of searching the methods, which would be useful both for reducing tax evasion and increasing the tax proceeds to the budget and legal increase in profits of enterprise, is on agenda. These tax changes meet the demand both enterprises and government as the tax proceeds to the budget increase and the investment potential of the enterprise increases too. Due to unpredicted behavior of enterprise as a result of tax rates changes, the method of anonymous questionnaire is used.

российское предпринимательство

ou

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.