мЕТОДОЛОГИчЕСКИЕ АСПЕКТы
управления
в социально-культурной сфере
METHODOLOGICAL BASES OF MANAGEMENT IN SOCIAL AND CULTURAL SPHERE
УДК 338.24 : 304.2
КИСЕДОБРЕВ Владимир Петрович
профессор кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат военных наук, профессор, [email protected]
KISEDOBREV Vladimir Petrovich
Professor of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Military Sciences, Professor, [email protected]
КУБРАКоВА Александра Александровна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]
KUBRAKOVA Alexandra Aleksandrovna
Post-graduate student of the Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются методологические подходы к процессу управления в социально-культурной сфере. Даются определения категорий: управление, объект, субъект, характеристика прямой и обратной связи. Анализируются основные законы управления, и дается их характеристика применительно к социально-культурной сфере.
Ключевые слова: управление, объект и субъект управления, прямая и обратная связь системы управления, законы управления.
Abstract.
The article considers the methodological approaches to the process of management in social and cultural sphere. It provides the definitions of categories of management, object, subject, characteristics of the forward and backward linkages. It analyses the main control laws, and their characteristics are given in relation to the social and cultural sphere.
Key words: Management, object and subject of management, direct and feedback control systems, control laws.
Социально-культурная сфера представляет собой совокупность разнообразных организационных структур, оказывающих соответствующие услуги потребителю. Особенностью данных услуг является отсутствие
материальной составляющей, что имеет место в деятельности производственных организаций. Вместе с тем процесс управления социально-культурной сферой базируется на соответствующих методологических аспек-
30
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
тах, к главным из которых относятся: сущность, понятия, виды, законы и принципы.
Управление - это деятельность управляющей подсистемы (субъекта управления), на управляемую подсистему (объект управления), заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении для эффективного достижения целей деятельности системы в целом.
В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой -в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:
• субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;
• объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации (рисунок 1).
Прямое воздействие
Рисунок 1
Управляющая и управляемая подсистемы системы управления
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит управляющее воздействие. Управляющие полномочия субъекта управления лежат в основе процесса управления.
Субъект управления - это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально - группой руководителей или коллективно - собранием
акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.
В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности [1, с. 8].
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
• управление - это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве, охватывая все необходимое пространство, управление осуществляется не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени;
• управление - это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;
• в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат всегда отличается от цели, чем он точнее, тем выше качество управления.
Организации, в том числе социально-культурной сферы, в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве ресурсов как объекта управления могут выступать:
• товарные запасы;
• финансовые ресурсы;
• информационный массив;
• персонал организации.
В любой организации протекает множество процессов, начиная с процесса управления и до производственного процесса (предоставления услуг). Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления (процессов) могут выступать:
• производственный процесс;
• процесс предоставления услуг;
• торгово-технологический процесс;
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
31
• маркетинговая деятельность предприятия;
• материально-техническое снабжение предприятия (организации) и т. д.
К результатам (выходам системы) относятся: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции (услуг), затраты, качество продукции и т. д. Соответственно объектами управления (результатами) могут быть:
• качество производимых товаров или оказываемых услуг;
• результаты управленческой или производственной деятельности;
• производительность труда;
• производственные или управленческие затраты и т. д. [2, с. 23].
Как и любая теория, теория управления базируется на своих специфических законах.
Законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения между различными элементами системы и элементами внешней среды.
В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние (взаимозависимость) - когда изменение формы и содержание одного элемента системы управления вызывают устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимосвязь наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
• закон единства целостности системы управления;
• закон единства двух подсистем управления (центральной и периферийной);
• закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
• закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использованной информации;
• закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;
• закон совместимости технических средств и систем управления и соподчиненных и взаимодействующих систем [3, с. 115].
Закон единства и целостности системы управления
Этот закон свидетельствует о том, что любая система управления, в том числе и в социально-культурной сфере, должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовать все функции для достижения поставленных целей.
Единство системы управления означает, что она образует единую систему, а не простой (случайный) набор частей, фрагментов и блоков.
Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной системы в целом и ее структурных элементов в частности.
Закон единства двух подсистем управления (центральной и периферийной)
Данный закон свидетельствует о том, что в любой системе управления можно выделить две подсистемы, одна из которых должна быть центральной (субъектом управления), а другая - периферийной (объектом управления). Рассмотрим различные варианты реализации данного закона. На рисунке 2 представлена система управления, состоящая из двух подсистем, объединенных прямой и обратной связью.
Рисунок 2
Система управления, представленная двумя подсистемами
В данном варианте взаимосвязи простые и не требуется управляющего воздействия на их деятельность.
На рисунке 3 представлена система управления, состоящая из трех подсистем, объ-
32
петербургский Экономический ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
единенных между собой прямой и обратной связью.
Рисунок 3
Система управления, представлена тремя подсистемами
В данном случае количество взаимосвязей между подсистемами увеличилось, что приводит к бесконтрольности процесса взаимодействия между элементами. Следовательно, для обеспечения процесса управления системой необходимо включить в нее дополнительную подсистему с центральными функциями.
На рисунке 4 и 5 представлены системы управления, имеющие в своем составе центральные подсистемы (ЦП), выполняющие различные функции по отношению к другим подсистемам (периферийным).
Рисунок 4
Система управления, реализующая принцип сочетания централизации и децентрализации управления
О
i
3
2
Рисунок 5
Система управления, реализующая принцип централизации управления
На рисунке 4 представлена система управления, в которой центральная подсистема координирует деятельность подсистем, беря на себя отдельные (наиболее важные) полномочия, т.е. используется принцип сочетания централизации и децентрализации управления.
На рисунке 5 представлена система управления в которой, центральная подсистема выполняет функции «перевалочной базы», беря полностью все управленческие действия на себя, т.е. реализуя принцип централизации управления.
В соответствии с данным законом любая система управления должна иметь в своем составе центральную подсистему (ЦП), которая с учетом влияния различных факторов внешней и внутренней среды использует в процессе управления принцип сочетания централизации и децентрализации или только децентрализации управления.
Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления
Закон свидетельствует о том, что любая система независимо от степени сложности и роли (места) в общей системе представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность. Пропорциональность систем означает, что все элементы (подсистемы), входящие в систему управления должны по своей структуре (набору элементов) соответствовать схеме выполняемых функций. Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. Соотносительность систем следует рассматривать с различных точек зрения и задач, решаемых системой (организацией) [2, с. 28].
Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития. Так, если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем, управляющая
система интенсивного типа может вывести управляющую систему экстенсивного типа в разряд интенсивных.
Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляемой) системы с современным научно-техническим уровнем.
В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать также и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более опережающими темпами, чем управляемой [4, с. 42].
Методология систем свидетельствует о том, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может эффективно функционировать, так как всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.
Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости», которая регламенти-
рует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо) управления в процессе проектирования организации.
Закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использова-ной информации
Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения.
Для решения различных задач управления органом управления требуется соответствующая по объему и содержанию информация.
Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и затрачиваемого при этом времени. Зависимость между эффективностью решения (Эр), затраченным на его принятие временем (Т3) и объемом используемой информации (Уи) представлена на рисунке 6.
Механизм действия закона свидетельствует о том, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения (кривая Эр) быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличе-
Рисунок 6
Зависимость между эффективностью решения (Эр), затраченным на его принятие временем (Т3) и объемом используемой информации (Уи)
34
петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
ние уже не приводит к существенному повышению эффективности.
С увеличением объема информации время, затраченное на принятие решения (кривая Т3), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение, вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньше, а степень эффективности значительно возрастает, поэтому время, затраченное на принятие решения, уменьшается, а дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения.
Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Т2), то любой объем информации в интервале «а-б» считается достаточным, поскольку обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, который находится в интервале «в-г», т.е. обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время [1, с. 19].
Знание механизма действия данного закона позволяет:
1) рационально организовать информационный поток, документооборот при построении информационных систем управления;
2) планировать мероприятия по повышению живучести и надежности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и хранения информации;
3) определять оптимальный объем информации, необходимый для принятия эффективных решений.
Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления
Как известно, результативность любого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями соответствия служат критерии эффективности. Следует учитывать, что каждая подсистема руководствуется своими локальными целями. В связи с этим чаще всего нельзя выработать уни-
версальный критерий эффективности, который мог бы служить показателем достижения целей системой управления в целом.
С учетом изложенного рассматриваемый закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого необходимо, чтобы:
1) локальные критерии были подчинены и логически следовали из критериев, применяемых на более высоких уровнях управления;
2) в системе применялись унифицированные критерии оценки аналогичных мероприятий. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения общих целей деятельности системы. При этом унификация должна распространяться как на количественные, так и на качественные показатели оценки эффективности функционирования системы управления.
Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем
Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления.
Совместимость, рассматриваемая в данном законе, должна обеспечивать:
1) согласование (стыковку) технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входной и выходной информации, энергопотреблению, транспортной базе и другим параметрам;
2) исключение взаимных помех при одновременной работе различных технических средств, используемых в системе управления [1, с. 20].
Особенно важны требования этого закона при создании автоматизированных систем управления, что является актуальным в настоящее время и для индустрии социально-культурной сферы.
Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации, представляющий различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны создавать единую систему создания и переработки
информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.
Как известно, кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью.
Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему фор-
мализации документооборота и т. д. Информационная совместимость должна распространяться на все элементы (подсистемы) системы управления.
Программная совместимость означает обеспечение функционирования комплекса средств управления программам. Программная совместимость достигается за счет применения современных информационных технологий и соответствующего программного обеспечения.
Список литературы
1. Киседобрев В. П., Кострюкова О. Н., Киседобрев А. В. Менеджмент в туризме / Под ред. засл. работника высшей школы Российской Федерации, проф. Е. И. Богданова. М.:ИНФРА-М, 2013. 152 с.
2. Методологические основы управления. СПб.: Изд-во ВАШ, 2002. 56 с.
3. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2008. 556 с.
4. Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: КноРус, 2008. 192 с.
36
петербургский экономический журнал • № 3 • 2014