Научная статья на тему 'Теоретический подход к анализу социального управления'

Теоретический подход к анализу социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНОЕ / SOCIAL / МЕНЕДЖМЕНТ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипьев Анатолий Григорьевич, Антипьев Константин Анатольевич, Алтынцева Екатерина Александровна

В статье осуществлён теоретический анализ социального управления, ракрыты вопросы о соотношении управления и менеджмента, самоуправления и самоорганизации. Намечены перспективы дальнейшего развития научной дисциплины социологии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theoretical Approach to the Analysis of Social Management

The article gives theoretical analysis of social management and reveals the correlation of management and administration, self-management and selforganizing. Prospects of further development of sociology of management are outlined.

Текст научной работы на тему «Теоретический подход к анализу социального управления»

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.354:351/354

А. Г. Антипьев, К. А. Антипьев, Е. А. Алтынцева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье осуществлён теоретический анализ социального управления, ракрыты вопросы о соотношении управления и менеджмента, самоуправления и самоорганизации. Намечены перспективы дальнейшего развития научной дисциплины социологии управления.

The article gives theoretical analysis of social management and reveals the correlation of management and administration, self-management and self-organizing. Prospects of further development of sociology of management are outlined.

Ключевые слова: социальное управление, социальное, менеджмент, самоуправление, самоорганизация.

Keywords: social management, social, management, self-management, self-organizing.

B настоящее время практически все общественные науки активизируют свою исследовательскую деятельность на социальной стороне общественной жизни, делают акцент на изучении социального поля, социального поведения индивидов и различных социальных групп, на взаимодействии их с обществом и государством. Такая концентрация наук на «социальном» во многом имеет объективные основания, среди которых - усиление внимания к личности, главному субъекту всех общественных отношений. При всей значимости экономического фактора на первый план все больше выходит социокуль-тура, социальные нормы и ценности.

Долгое время в нашей стране основное внимание теоретиков и практиков управления уделялось вопросам экономического развития, а в советское время - преимущественно области тяжелой промышленности. О проблемах социального управления стали задумываться по мере того как общественная система стала принимать всё более демократический и социально ориентированный характер. B настоящее время для руко-

© Антипьев А. Г., Антипьев К. А., Алтынцева Е. А., 2012

водства страны стало очевидным, что без эффективного управления социокультурной сферой невозможен переход к инновационной экономике, экономике знаний, и нужно поддерживать не просто стабильность в обществе, а именно устойчивое его развитие. Под устойчивостью нужно понимать сочетание наследования и развития, преемственности и новизны [1]. Как следствие такого осознания - усиления внимания к социальному управлению.

Одной из специальных отраслей, занимающихся проблемами социального управления, является отрасль социологии - социология управления. Эта отрасль науки тесно взаимодействует не только с менеджментом, как часто утверждается в научной и учебной литературе, но и с другими науками, среди которых социология организации, экономическая социология, социология труда, социология конфликта, социология риска, социология культуры, психология, философия управления и др.

Тем не менее бесспорно то, что основой социологии управления, в первую очередь, является социология, теория управления и формирующаяся общая теория социального управления.

Тесное взаимодействие социологии управления с другими науками имеет двоякие последствия: во-первых, делает ее по ряду вопросов теории и практики комплексной, то есть социология управления начинает использовать понятийный аппарат других наук, применять их методы и методику исследований, что можно объяснить тем, что управленческая деятельность - вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, так как любая деятельность нуждается в управлении. Во-вторых, происходит некоторое размывание предметной области социологии управления и смежных с ней наук. При анализе научной и учебно-методической литературы по данной дисциплине обнаруживается довольно пестрая тематическая направленность. Например, менеджмент все больше начинает приобретать социальную компоненту, поскольку процессы демократизации приводят к всё более сложному (почти диффузному) распределению управленческой воли, полномочий и социальной ответственности среди всех действующих субъектов. Отсюда и теряются четкие границы между социологией управления, теорией социального управления и менеджментом. Этому способствует некоторая фрагментация теории управления.

Мы считаем, что данное обстоятельство - это вполне нормальное явление для любой относительно молодой, формирующейся научной и учебной отрасли. Тем более в современных условиях наблюдается усложнение характера социальных процессов, повышение конфликтности в их развитии, влекущее за собой необходимость комплексного их изучения, нахождение путей оптимизации социальных процессов.

Отсюда вполне понятно стремление ученых и практиков сформировать новую отрасль знания -общую теорию социального управления.

В научной литературе существует большое число подходов к пониманию сущности социального управления в соотношении с понятиями «управление» и «менеджмент», а также «самоуправление» и «самоорганизация». Поэтому дальнейшее развитие научной области социального управления невозможно без глубокого анализа данного явления, которое поможет нам раскрыть основные категории этого научного направления.

Сначала разграничим термины «менеджмент» и «управление». По мнению многих исследователей, эти термины считаются идентичными, так как понятие «управление» - это перевод с английского термина "management". Мы попытаемся понять, верно ли это утверждение.

В литературе содержится большое количество определений менеджмента. В «Экономическом словаре» дается следующая трактовка: менеджмент - это успешное управление, это деятельность, которая удается, получается. При этом подчеркивается, что современное понимание менеджмента является многозначным. Оно отражает явления как минимум на четырех уровнях:

1) процессы: управления, регулирования, контроля, тренировки, настройки;

2) положительный результат: успех, удача, преуспевание;

3) особого рода искусство, умелость, навыки;

4) этим понятием обозначают определенное социальное положение, социальную группу с особыми интересами [2].

В «Большом экономическом словаре» подчеркивается, что менеджмент - это рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании [3]. Большой словарь-справочник «Экономика и право» дает определение «менеджмента» как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и

применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей [4]. В «Новой экономической энциклопедии» менеджмент - это система управления на уровне предприятия как коммерческой организации, предпринимательское управление [5]. «Современный экономический словарь» дает следующую информацию: менеджмент - 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган [6]. В «Бизнес-словаре» понятие «менеджмент» объясняется как совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности, снижения затрат и увеличения прибыли [7]. Менеджмент, - считает известный российский социолог Ж. Т. Тощенко, - олицетворяет способы и методы познания и регулирования экономических и социальных процессов в организациях [8].

В терминологическом словаре «Бизнес и менеджмент» менеджмент раскрывается, во-первых, как частное лицо или группа лиц, несущих ответственность за изучение, анализ, формулирование решений и принятие необходимых действий на благо организации. Во-вторых, функции, включающие планирование, координацию деятельности в рамках организации и управление ею [9].

Итак, из данных определений следует, что менеджмент - это набор определенных рекомендаций для увеличения эффективности деятельности любой системы, но в основном фирмы или предприятия, с целью увеличения прибыли. То есть менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности (есть упоминание, что менеджмент - это руководящий орган), направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов преимущественно экономического механизма.

Менеджмент является детищем рыночной экономики, он родился именно из-за потребности бизнеса в эффективном управлении. Поэтому главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновремен-

ном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Управление в большом количестве научной литературы определяется как функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы или сознательно поставленную цель [10].

Управление же с социологической точки зрения - это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации, цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

Также можно встретить следующие определения этого понятия. В «Современном экономическом словаре» управление - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [11]. В «Новой экономической энциклопедии» управление - это процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния [12]. «Большая экономическая энциклопедия» определяет управление как целенаправленные, целесообразные действия, обращенные на согласование мнений людей и совместимость их деятельности [13].

В словаре-справочнике «Экономика и право» управление трактуется как совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и направленных на поддержание или оптимизацию функционирования объекта в соответствии с имеющейся программой или целью функционирования [14].

Управление обычно делится на три направления:

- процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

- процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

- процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людь-

ми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Приближаясь к системе социального управления, можно определить управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития [15].

Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» имеют сходства и различия. Основное сходство заключается в том, что они направлены на достижение поставленной цели, так как и процесс управления, и менеджмент подразумевают постановку целей и задач. Также сходство в том, что и управление, и менеджмент способствуют развитию системы, в которой они применяются.

Обратимся к различиям. Термин «управление», как мы уже утверждали, является более широким смысловым понятием, чем «менеджмент». Управление включает в себя понятие «менеджмент» как один из своих подвидов [16]. Управление - это всегда процесс, какое-то действие, а менеджмент - это скорее совокупность способов, инструментов для достижения цели, осуществления управления.

Менеджмент направлен на достижение прибыли, управление - на развитие объекта управления. Менеджмент использует человеческий ресурс только как средство для оптимизации деятельности организации, управление - как объект влияния. Менеджмент обязательно должен быть эффективным, управление может быть любым. Не случайно в литературе насчитывается не менее 300 определений термина «управление». Разное понимание этой категории связано с различием ракурсов его рассмотрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе социального управления важна именно категория «управление», а не «менеджмент», так как управление решает задачи не только эффективности деятельности, но и актуальные теоретические и методологические проблемы.

В данной статье нас в первую очередь интересует социальное управление, которое обеспечивает устойчивое развитие общества и экономики, поэтому обратимся к исследованию данного понятия.

Рассмотрим значение понятия «социальное», так как оно необходимо для понимания термина «социальное управление». Основное значение этого понятия - общественное. Е. А. Ануфриев дает четыре трактовки термину «социальное»: как общественное; как совокупность процессов в социальной сфере; как социальная политика; как субъективно-личностный фактор [17].

Если обратить внимание на все четыре варианта определения «социального», то можно сделать вывод, что социальное управление - управление

процессами и явлениями социальной сферы общества, жизни, а также средство реализации социальной политики и фактор развития личности. Отметим, что социальное управление возможно не только как управление непосредственно людьми в организации, но и как управление социально-экономическими процессами в обществе.

Сущность социологического подхода к социальному управлению состоит в выделении трех его компонентов, главный из которых состоит в целенаправленном управляющем воздействии, которое включает в себя целеполагание и целеосуще-ствление [18], то есть ставит цель и реализует её. Воздействие может исходить извне при нахождении субъекта управления за рамками какой-либо системы, а может быть изнутри, когда объект управления или его часть становится субъектом, то есть берет на себя какие-то функции управления. Стоит отметить, что в этом случае можно говорить о таком явлении, как самоуправление. Самоуправление - это разновидность управления, которая имеет самостоятельный характер, то есть не является зависимой ни от чего. И является процессом не стихийным, а организованным.

Обратимся к самому термину «самоуправление», которое состоит из двух самостоятельных понятий - «управление» и «самостоятельность». Таким образом, самоуправление есть самостоятельная деятельность любой системы независимо ни от чего осуществлять какие-либо процессы и принимать решения по поводу развития всей системы или какой-либо её отдельной части.

Самоуправление появляется только тогда, когда управляемый объект заинтересован и имеет возможность повлиять на систему управления. На наш взгляд, это положительно сказывается на деятельности любой системы, так как она может уступить ряд полномочий всем или самым заинтересованным членам какой-либо системы.

Следовательно, при рассмотрении самоуправления в рамках управления социально-экономическими процессами в обществе можно сказать, что государство имеет возможность снять с себя часть полномочий в социальной сфере и отдать её той части общества, которая имеет возможность помочь её решить, при этом оказывая этим организациям всяческое содействие и не имея права вмешиваться в их деятельность. Разновидностью такой деятельности является местное самоуправление - основа гражданского общества.

Если рассматривать самоуправление в рамках управления непосредственно людьми в организации, то в этом случае можно отметить, что так же, как государство, любая корпорация имеет возможность делегировать часть своих полномочий в сфере социальных услуг заинтересованным и имеющим возможность это осуществить работникам организации.

Очевидно, что самоуправление связано с изменением соотношений централизации и децентрализации в системе управления. Получается, что субъект управления теряет некоторую власть, поэтому надо контролировать границы развития самоуправления. С другой стороны, та автономность, которую имеет самоуправление, всегда относительна, так как одна система обычно встроена в другую, имеющую более высокий уровень, а значит и автономность, и самоуправление по определению ограничены рамками.

Следует заметить, что самоуправление не может отрицать необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности вообще, оно, наоборот, способствует эффективности управления, а также помогает взращивать будущие управленческие кадры [19].

Итак, самоуправление - это разновидность управления, которая имеет некую самостоятельность с определенными границами, при которой управление осуществляют активные и заинтересованные члены, составляющие часть объекта управления, и которая способствует эффективности процесса управления.

Вторым компонентом социального управления является самоорганизация социальная - проявление спонтанного в обществе, самосовершающиеся процессы социального регулирования [20]. Типичными примерами может служить неформальное группообразование, появление социальных норм. Приняв данное определение, можем сделать следующие предварительные выводы. Во-первых, самоорганизация может существовать в обществе на всех уровнях, начиная с первичных групп. Во-вторых, самоорганизация есть продукт социального взаимодействия. В-третьих, самоорганизация спонтанна, автономна, то есть не зависит от внешнего воздействия. И, в-четвертых, самоорганизация несёт функцию социального регулирования, то есть имеет возможность контролировать некоторые социальные процессы и явления.

Если опираться на системный подход, то самоорганизация общества - свойство системы самостоятельно, изнутри, без всякого внешнего воздействия, изменяться [21].

Существуют разные точки зрения на признаки, определяющие наличие самоорганизации в системе. При кибернетическом подходе самоорганизация имеет место, когда структурирование управляется изнутри и детерминировано процессом целедостижения [22]. Синергетическая модель не требует цели и обращает внимание на спонтанность возникновения такой системы, незаданность её формирования извне [23]. На наш взгляд, для явления «самоорганизации» в любой системе необходима относительная автономность, активность членов, а также спонтанность этого процесса.

Самоорганизация как особый процесс социального управления помогает осуществляться управляющему воздействию, так как с её помощью происходит определенное упорядочивание в обществе, разбитие системы на части.

Существует мнение, что переход даже отдельных элементов системы на принципы самоорганизации - это значимая инновация, затрагивающая всю систему в целом [24]. По этой причине культуру самоорганизации необходимо прививать членам системы, поскольку она полезна для управления, так как субъект управления может найти возможность запускать и корректировать процесс самоорганизации, катализируя его целенаправленность [25]. При этом нужно отметить, что процессы самоорганизации могут не только помогать управленческому воздействию, но и выступать как фактор социальной дезорганизации, если самоорганизующиеся элементы системы противодействуют влиянию и субъект управления не может найти необходимый механизм воздействия.

Многие исследователи сводят понятия «самоуправление» и «самоорганизация» к единому знаменателю, но на самом деле они находятся в иной зависимости. Самоуправление выступает в роли важного показателя уровня самоорганизации отдельных элементов системы, то есть чем выше уровень самоорганизации в системе, тем выше вероятность возникновения такого вида управления, как самоуправление.

Итак, самоорганизация - спонтанный процесс социального управления, который необходим системе для усиления управленческого воздействия, поэтому задача субъекта управления -культивировать его возникновение.

Третий компонент социального управления состоит в организационном порядке, который включает в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе [26]. На наш взгляд, этот компонент заключается в определенном опыте и традициях как субъекта, так и объекта управления любой сложившейся системы, которые надо обязательно учитывать при принятии новых управленческих решений.

Таким образом, оптимальное соотношение трех компонентов социального управления (управляющее воздействие извне и самоуправление; самоорганизация, организационный порядок), при учете достоинств и недостатков каждого из компонентов, предполагает их объединение для обеспечения эффективного социального управления [27].

Отметим, что активность в развитии общей теории социального управления и социологии управления, создание эффективного социального

управления во многом носит объективный характер, связанный с целым рядом вызовов. Часть вызовов диктуется внутренним состоянием нашего общества, а другая - положением дел в мире, с острейшими и масштабными его проблемами. Для России внутренние и внешние вызовы не существуют раздельно. Тем не менее для нашей страны более остро проявляют себя внутренние вызовы, которые во многом объясняются «архаичностью» нашего общества, т. е. его отсталостью [28].

В выступлениях высшего руководства страны в последние годы были определены основные приоритеты модернизации общества и экономики на путях инновационного развития. Они являются ключевыми для вывода России на принципиально новый уровень развития, обеспечения лидерских позиций в мире, существенного повышения качества жизни россиян. Сложившаяся в нашей стране система управления с годами постепенно приходила во все более острое противоречие с условиями и потребностями общественного развития. Залимитированная сверху донизу, такая система управления стала приобретать качества механизма торможения экономического и социального прогресса. Положение обострялось зачастую слепым копированием зарубежных механизмов управления, явной недооценкой отечественного опыта, принижением значимости социального управления, самоуправления и самоорганизации, недостаточно активным использованием уже имеющихся и апробированных эффективных социальных технологий.

Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной социальной ответственности за принятие управленческих решений и их социальные последствия, что обусловливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления, повышением уровня рисков.

Социология управления призвана помочь определить оптимальные пути, формы и методы решения назревших социальных проблем, стоящих перед обществом. Тем более это важно в условиях кардинальных общественных перемен, когда существующие и функционирующие в обществе институты управления не могут оставаться неизменными, а трансформации, происходящие в них, носят фундаментальный характер.

Особое внимание следует обратить на единство теории и практики: в практике социального управления могут реализоваться следующие закономерности управления:

- система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими, экономическими и экологическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от выс-

ших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями, включая самоуправление и самоорганизацию, на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;

- между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться определенная пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;

- между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

- различные социальные группы должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовых благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идет о самоуправлении.

Подводя итог, необходимо отметить, что теоретический анализ основных категорий социального управления дал нам возможность наметить перспективы развития этого научного направления, так как в ходе исследования наметились следующие проблемы: каким образом развивать самоуправление, чтобы оно способствовало эффективному управлению; каковы пределы управления и самоуправления; при помощи каких инструментов управленцу культивировать самоорганизацию в системе так, чтобы она играла конструктивную роль; как соотносить все три компонента при социальном управлении так, чтобы это способствовало его эффективности; и ряд других. Особый интерес для исследователя может представлять изучение пределов управления социальными системами и подсистемами, выявление противоречий в развитии и путей их разрешения и др. Задача исследователя-теоретика- искать решения этих проблем и давать их практикам, чтобы совместными усилиями совершенствовать социальное управление в современном обществе.

Примечания

1. Зорькин В. Россия: движение к праву или хаосу? Социально-государственный кризис и правовая система // Российская газета. 2012. 26 янв. С. 15.

2. Экономический словарь. URL: http://dictionary-economics.ru/word/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0

%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. URL: http://www.bank24.ru/info/ glossary/?srch=%C C%C5%CD%C5%C4%C6%CC%C5%CD%D2

4. Экономика и право: большой словарь-справочник / авт.-сост. Л. П. Куракин, В. Л. Куракин. М.: Вуз и школа, 2008. С. 388.

5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 309.

6. Райзберг Б., Лозовский А, Стародубцева Е. Современный экономический словарь. URL: http:// vocable.ru/ dictionary/ 88/ symbol/ 204

7. Бизнес-словарь. URL: http://lib.deport.ru/slovar/ biz/m/ menedzhment.html

8. Тощенко Ж. Т. Социология управления. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. С. 38.

9. Розенберг Д. М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 241.

10. Социальное управление: словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 168.

11. Райзберг Б., Аозовский А., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. URL: http:// vocable.ru/ dictionary/ 88/ symbol/ 207

12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. С. 575.

13. Большая экономическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2007. С. 690.

14. Экономика и право: большой словарь-справочник. С. 771.

15. Социальное управление: теория и методология. Ч. 1. М.: Муниципальный мир, 2004. С. 313.

16. Коротков Э., Кузьмина Е. Генезис менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 1. С. 41.

17. Ануфриев Е. А. Понятие «социальное» и предмет социального управления // Проблемы социального управления: сб. ст. и материалов «Круглого стола». М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 85.

18. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2008. С. 537.

19. Пищулин Н. П., Пищулин С. Н, Бетуганов А. А. Социальное управление: теория и практика. М: ИКЦ «Академкнига», 2003. Т. 1. С. 203.

20. Социологический словарь. С. 402.

21. Пищулин Н. П. Социальное управление... С. 152.

22. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. С. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Концепция самоорганизации: становление. С. 25.

24. Сивова С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 83.

25. Хищенко В. Самоорганизация и менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 3. С. 122.

26. Социологический словарь. С. 537.

27. Там же. С. 538.

28. Антипьев А. Г. «Архаичное» общество и проблемы его модернизации // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 3-13; Он же. Современные вызовы «архаичному» российскому обществу // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1. С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.