Пропедевтика формирования профессионального мировоззрения
УДК 372.03
О. С. Ушакова, А. И. Лаврентьева
Метаязыковая деятельность в процессе формирования языковой способности дошкольников
Аннотация
Автор рассматривает одну из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста — развитие языковых способностей и метаязыковой деятельности, формирование осознания явлений языка и речи. Эта проблема тесно связана с педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется развитие у ребенка речевых умений и навыков, а также формирование языковых обобщений. В основе развития речи ребенка лежит семантический аспект: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной монологической речи.
I Ключевые слова: дети дошкольного возраста, обучение родному языку, формирование осознания явлений языка и речи, развитие семантической стороны речи, языковая способность, усвоение системы языковых понятий и закономерностей, лингвистическое развитие ребенка.
0. S. Ushakova, A. i. Lavrentieva
Metalinguistic activity for building linguistic competence in preschool students
Abstract
The author considers one of the major tasks of speech development in preschool children, i.e. the development of linguistic competence and metalinguistic activity, building the awareness of language and speech phenomena. This problem is closely connected to the pedagogical process driving the development of discourse skill and the formation of linguistic generalizations. The development of speech in children is based on speech semantic aspect: understanding the meaning of words and vocabulary enrichment, the mastering of linguistic terms, morphology, word-building and the sounding culture of speech, as well as building consistent monologic speaking skills.
Keywords: preschool children; mother tongue teaching; building awareness of linguistic and discourse phenomena; development of the semantic aspect of speech.
Развитие речи, овладение богатством родного
языка — одна из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляет языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.
Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований, и здесь центральным моментом, по мнению Л. С. Выготского, является «отношение мысли к слову».
Формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности, а язык как средство общения людей — это особый вид интеллектуальной деятельности.
Для нас важны как психологические, так и лингвистические характеристики речи. А. В. Запорожец, рассматривая цели и задачи психического развития дошкольника, большое значение придавал взаимодействию мышления и речи. Он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей, а речь, слово, лишенное смысловой функции, превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, поэтому без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь.
Современная психология дает возможность проникновения во внутренний механизм языка. Однако механизм производства речи и осознания ее — не тождественные процессы.
Эти положения в полной мере нашли свое место в теории речевого развития дошкольников, разработанной Ф. А. Сохиным и его учениками.
Еще Ф. Гумбольдт писал, что интеллектуальная деятельность и язык представляют собой единое целое. Высказывания Гумбольдта о природе возникновения языковой способности у ребенка напрямую относятся к пониманию роли осознания явлений языка и речи в овладении родным языком.
Развивая мысли Гумбольдта, А. А. Леонтьев подчеркивал, что ребенок не просто имитирует или копирует в своей речи речь взрослых. Развитие его речи есть прежде всего развитие способа общения. При этом, располагая набором исходных средств (слова «взрослого» языка и правила их организации), ребенок не в состоянии из-за общего уровня психического развития и характера его социальных взаимоотношений с окружающими использовать эти средства так, как это делает взрослый. Вместе с тем ребенок точно воспроиз-
водит звуковой облик слова и его предметную отнесенность.
Обосновывая теорию осознания детьми явлений языка и речи, Ф. А. Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Рассматривая историю этого вопроса, он опирался на взгляды психологов, лингвистов, философов и неоднократно обращался к наследию Гумбольдта, который писал, что усвоение языка детьми — это не ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное, лепечущее повторение их, а рост языковой способности. Именно так происходит у детей не механическое выучивание языка, а развертывание языковой способности.
В работах Ф. А. Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Он считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком. То есть: речь ребенка развивается не только на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения, здесь существенную роль играют явно «неподражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которые могут формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». При этом речь идет не о том, чтобы исключить подражание как фактор речевого развития, а о том, чтобы не превращать подражание в ядро психологического механизма речевого развития. Дальнейшие исследования доказали, что овладение языком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослых на основе интуитивного освоения языковых средств и норм, а прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений.
В процессе становления языковой способности в онтогенезе огромную роль играет метаязыковая деятельность, направленная на анализ явлений языка и речи.
Метаязыковая деятельность ребенка отражает творческий характер овладения родным языком. Она показывает, что в основе понимания и употребления языковых единиц ребенком лежит не столько подражание речевому поведению взрослых, сколько творческая «переработка» слов и высказываний, поступивших «на вход» извне,
74
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2019
и самостоятельное конструирование средств передачи необходимого содержания.
С овладения ребенком родным языком начинается процесс формирования языковой личности (термин В. В. Виноградова), а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений, которые в конечном итоге формируют коммуникативную личность.
Языковая личность проявляет себя в процессе коммуникации, общения, поэтому важной составляющей оказываются коммуникативные потребности и коммуникативное поведение личности, индивидуальный стиль и манера общения, которые проявляются в процессе соприкосновения с окружающей средой. Языковая личность формируется под влиянием культуры определенного народа, а ее основным свойством является способность к речевой деятельности.
Языковая личность в когнитивном аспекте представляет собой языковую картину мира, хранящуюся в языковом сознании ребенка, овладевающего родным языком. Языковая картина мира отражает индивидуальные способы хранения и поиска необходимой языковой информации, элементы которой образуют различные комбинации при порождении ребенком самостоятельного связного высказывания. Поэтому процесс использования языка в ходе речевой деятельности детей целесообразно рассматривать прежде всего как «семантический анализ» и «семантический синтез» (А. М. Шахнарович) единиц языковой системы.
По мере овладения языком человек усваивает некий ритм, который является еще не знанием, но хотя бы обоснованным предчувствием. Некоторые психологи, исследуя вопросы овладения языком (как в дошкольном детстве, так и в процессе школьного обучения), употребляют термин «неотчетливое сознавание» (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков и др.).
Развивая эти мысли, Ф. А. Сохин писал, что в освоении родного языка каждый ребенок опирается на смутно ощущаемые аналогии. Такие же аналогии служат опорой человеку, самостоятельно изучающему иностранный язык. Когда он говорил о том, что усвоение языка представляет собой не просто подражание, не интуитивный (неосознаваемый) процесс, но прежде всего развитие языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений, то как раз и имел в виду «неотчетливое сознавание», «обоснованное предчувствие», «смутно ощущаемые аналогии».
Еще в начале XX века выдающийся отечественный языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ писал, что всестороннее изучение языка включает изучение
среды, в которой происходит языковое общение между людьми, и самих языковых представлений человека. При этом он подчеркивал, что такое изучение языка может быть дано в соответствующей мере даже самому маленькому ребенку, начинающему думать и относиться с вниманием к окружающей его жизни. Бодуэн де Куртенэ выделял ряд сторон языка и речи, которые могут быть осознаны учащимися: процесс произношения и слушания, разложение сложных языковых целых и определение простейших единиц языка, изучение построения текущей речи, связь между значениями слов и выражений, звуковое и смысловое родство слов и их частей. Отметим, что названные стороны языка (речи) в той или иной мере доступны их элементарному осознанию детьми дошкольного возраста, и это доказано многими современными психолого-педагогическими исследованиями.
Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф. А. Сохин теоретически обосновал необходимость формирования у детей метаязыковой деятельности, т. е. осознания явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольников, так как на основе практического усвоения средств языка происходят формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, а также формирование осознания языковой действительности, которое Сохин называет лингвистическим развитием ребенка.
Во всех исследованиях обобщение и осознание языковых явлений выступают как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания. При этом очень важно развить у детей понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. При ознакомлении детей со смысловой стороной предложения, порядком слов, интонационным оформлением высказывания у них формируются первоначальные лингвистические представления. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, и главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения, пропедевтикой формирования профессионального мировоззрения.
Таким образом, в процессе усвоения детьми родного языка, практического овладения средствами разных уровней его системы происходит и совершенствование коммуникативных форм и
функций языковой деятельности, развитие речевого общения. У детей формируется ориентировка на смысловую сторону слова как на особое его свойство.
В метаязыковой деятельности закладываются основы саморазвития детской речи, а также проявляются характеристики формирующейся языковой личности как совокупности индивидуальных стратегий коммуникативного поведения, с одной стороны, и индивидуальных стратегий анализа
Литература
1. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — М.: Академия наук СССР, 1963. — Т. 2. — 376 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /
A. Н. Гвоздев. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 470 с.
4. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию /
B. Гумбольдт. — М.: Прогресс,1984. — 400 с.
5. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
References
1. Baudouin de Courtenay, J. A. Izbranniye trudy po ob-shchemu yazykoznaniyu: v 2 t. [Selected writings on general linguistics: in 2 vol.] / J. A. Baudouin de Courtenay. — M.: Akademiya nauk SSSR, 1963. — Vol. 2. — 376 p.
2. Vygotsky, L. S. Myshleniye i rech [Thinking and speech] / L. S. Vygotsky // Sobr. soch.: v 6 t. [Collected works in 6 vol.] — M.: Pedagogika, 1982. — Vol. 2. — 504 p.
3. Gvozdev, A. N. Voprosy izucheniya detskoy rechi [Issues of the study of children's speech] / A. N. Gvozdev. — M.: APN RSFSR, 1961. — 470 p.
4. Humboldt, W. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu [Selected writings on linguistics] / W. Humboldt. — M.: Progress, 1984. — 400 p.
5. Zaporozhets, A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. [Selected writings on psychology: in 2 vol.] / A. V. Zaporozhets. — M.: Pedagogika, 1986. — Vol. 1. — 320 p.
языкового материала (что составляет когнитивный аспект овладения языком) — с другой.
Метаязыковая деятельность ребенка, осознание им явлений языка — это не просто расширение знаний и представлений о речи. Это — важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенствования, повышения ее культуры, развития языковой способности в целом, средство пропедевтики формирования мировоззрения ребенка.
6. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Наука, 1987. — 264 с.
7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. — М.: МОДЭК, 2002. — 224 с.
9. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. — М.: Сфера, 2018. — 288 с.
10. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика: учеб. пособие / А. М. Шахнарович. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 93 с.
6. Karaulov, Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost [The Russian language as a linguistic personality] / Yu. N. Karaulov. — M.: Nauka, 1987. — 264 p.
7. Leontiev, A. A. Yazyk, rech, rechevaya deyatelnost [Language, speech and speech activity] / A. A. Leon-tiev. — M.: Prosveshchenie, 1969. — 214 p.
8. Sohin, F. A. Psihologo-pedagogicheskiey osnovy raz-vitiya rechi doshkolnikov [Psychological and pedagogical basis of speech development in schoolchildren] / F. A. Sohin. — M.: MODEK, 2002. — 224 p.
9. Ushakova, O. S. Zakonomernosti ovladeniya rodnym yazykom. Razvitie yazykovyh i kommunikativnyh sposobnostey v doshkolnom detstve [Patterns of the first language acquisition. Development of linguistic and communicative skill in preschool childhood] / O. S. Ushakova. — M.: Sfera, 2018. — 288 p.
10. Shakhnarovich, A. M. Obshchaya psiholingvistika [General psycholinguistics] / A. M. Shahnarovich. — M.: Izd-vo ROU, 1995. — 93 p.