Научная статья на тему 'Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел'

Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненная успешность / компоненты жизненной успешности / профессиональная успешность / жизненная диспозиция / рефлексивные механизмы / life success / components of life success / professional success / life disposition / reflexive mechanisms

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Александровна Семенова

Введение. Представлены результаты исследования взаимосвязи и влияния жизненной успешности на профессиональную успешность сотрудников органов внутренних дел в современной ситуации, которые имеют особую актуальность в контексте профессионального становления. Жизненная успешность понимается как метаресурс личности, имеющий многокомпонентную структуру и взаимосвязанный с основными сферами жизнедеятельности человека, в том числе и с профессиональной. Компоненты оказывают влияние на показатели внешней и внутренней сторон профессиональной успешности как целостного феномена. Материалы и методы. В исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел, занимающие офицерские должности, в количестве 115 человек. Обработка эмпирических данных проведена при помощи корреляционного анализа и линейного регрессионного анализа в программе IBM SPSS Statistics 26. Использовались следующие методики: «Жизненная успешность» Н.А. Деевой (Семеновой); «Шкала общей самоэффективности» (GSES) R. Schwarzer, M. Jerusalem в адаптации В.Г. Ромека; «Утрехская шкала вовлеченности в работу» (UWES) W. Schaufeli, A. Bakker; авторская анкета «Самооценка профессиональной успешности»; экспертная оценка внешней стороны профессиональной успешности. Результаты и обсуждение. При проведении корреляционного анализа было получено достаточно большое количество положительных корреляций компонентов жизненной успешности с показателями профессиональной успешности. Построенная регрессионная модель позволила выявить особенности компонентов жизненной успешности как предикторов профессиональной успешности. Предикторами, влияющими на наибольшее количество показателей профессиональной успешности, явились жизненная диспозиция и рефлексивно-технологический механизм. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о возможности формирования профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел как целостного феномена посредством актуализации и совершенствования компонентов жизненной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Александровна Семенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meta-Resource of Life Success as a Psychological Predictor of Law Enforcement Officers’ Professional Success

Introduction. The paper presents the results of the study of the relationship and influence of life success on the professional success of law enforcement officers in the modern situation, which are of particular relevance in the context of professional development. Life success is understood as a meta-resource of personality, which has a multi-component structure and is interrelated with the main spheres of human life, including professional life. The components influence the indicators of external and internal sides of professional success as a holistic phenomenon. Materials and Methods. The study involved 115 law enforcement officers. The processing of empirical data was carried out using correlation analysis and linear regression analysis in the IBM SPSS Statistics 26 program. The following techniques were used: "Life Success" by N.A. Deeva (Semenova); "General Self-Efficacy Scale" (GSES) by R. Schwarzer, M. Jerusalem adapted by V.G. Romek; "Utrecht Work Engagement Scale" (UWES) by W. Schaufeli, A. Bakker; author's questionnaire "Self-assessment of professional success"; expert assessment of the external side of professional success. Results and Discussion. When conducting correlation analysis, a sufficiently large number of positive correlations of life success components with the indicators of professional success were obtained. The regression model allowed us to identify the features of life success components as predictors of professional success. Life disposition and reflexive-technological mechanism turned to be the predictors influencing the largest number of professional success indicators. Conclusions. The results of the study suggest that it is possible to form law enforcement officers’ professional success as a holistic phenomenon through the actualization and improvement of life success components.

Текст научной работы на тему «Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел»

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072.43 © Семенова Н. А., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-196-21-27

5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел

Наталья Александровна Семенова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин 1 natalya_deeva@bk.ru; https://orcid.org/0000-0003-0687-0472 1 Краснодарский университет МВД России, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128, Россия

Реферат. Введение. Представлены результаты исследования взаимосвязи и влияния жизненной успешности на профессиональную успешность сотрудников органов внутренних дел в современной ситуации, которые имеют особую актуальность в контексте профессионального становления. Жизненная успешность понимается как метаресурс личности, имеющий многокомпонентную структуру и взаимосвязанный с основными сферами жизнедеятельности человека, в том числе и с профессиональной. Компоненты оказывают влияние на показатели внешней и внутренней сторон профессиональной успешности как целостного феномена. Материалы и методы. В исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел, занимающие офицерские должности, в количестве 115 человек. Обработка эмпирических данных проведена при помощи корреляционного анализа и линейного регрессионного анализа в программе IBM SPSS Statistics 26. Использовались следующие методики: «Жизненная успешность» Н. А. Деевой (Семеновой); «Шкала общей самоэффективности» (GSES) R. Schwarzer, M. Jerusalem в адаптации В. Г. Ромека; «Утрехская шкала вовлеченности в работу» (UWES) W. Schaufeli, A. Bakker; авторская анкета «Самооценка профессиональной успешности»; экспертная оценка внешней стороны профессиональной успешности. Результаты и обсуждение. При проведении корреляционного анализа было получено достаточно большое количество положительных корреляций компонентов жизненной успешности с показателями профессиональной успешности. Построенная регрессионная модель позволила выявить особенности компонентов жизненной успешности как предикторов профессиональной успешности. Предикторами, влияющими на наибольшее количество показателей профессиональной успешности, явились жизненная диспозиция и рефлексивно-технологический механизм. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о возможности формирования профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел как целостного феномена посредством актуализации и совершенствования компонентов жизненной успешности.

Ключевые слова:жизненная успешность, компоненты жизненной успешности, профессиональная успешность,

жизненная диспозиция, рефлексивные механизмы

Для цитирования: Семенова Н. А. Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1(96). С. 21-27. ^://Могд/10. 24412/1999-6241-2024-196-21-27

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.072.43 © Semenova N. A., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-196-21-27

5.3.3. Psychology of Labour, Engineering Psychology, Cognitive Ergonomics

Meta-Resource of Life Success as a Psychological Predictor of Law Enforcement Officers' Professional Success

Natalia A. Semenova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the Chair of Social Sciences and Humanities 1; natalya_deeva@bk.ru; https://orcid.org/0000-0003-0687-0472

1 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 128 Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005, Russia

Abstract. Introduction. The paper presents the results of the study of the relationship and influence of life success on the professional success of law enforcement officers in the modern situation, which are of particular relevance in the context of professional development. Life success is understood as a meta-resource of personality, which has a multi-component structure and is interrelated with the main spheres of human life, including professional life. The components influence the indicators of external and internal sides of professional success as a holistic phenomenon. Materials and Methods. The study involved 115 law enforcement officers. The processing of empirical data was carried out using correlation analysis and linear regression analysis in the IBM SPSS Statistics 26 program. The following techniques were used: "Life Success" by N. A. Deeva (Semenova); "General Self-Efficacy Scale" (GSES) by R. Schwarzer, M. Jerusalem adapted by V. G. Romek; "Utrecht Work Engagement Scale" (UWES) by W. Schaufeli, A. Bakker; author's questionnaire "Self-assessment of professional success"; expert assessment of the external side of professional success. Results and Discussion. When conducting correlation analysis, a sufficiently large number of positive correlations of life success components with the indicators of professional success were obtained. The regression model allowed us to identify the features of life success components as predictors of professional success. Life disposition and reflexive-technological mechanism turned to be the predictors influencing the largest number of professional success indicators. Conclusions. The results of the study suggest that it is possible to form law enforcement officers' professional success as a holistic phenomenon through the actualization and improvement of life success components.

Keywords: life success, components of life success, professional success, life disposition, reflexive mechanisms

Citation: Semenova N. А. Meta-resource of Life Success as a Psychological Predictor of Law Enforcement Officers' Professional Success. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 1(96). Pp. 21-27 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-196-21-27

Основные положения

1. Жизненная успешность как метаресурс личности влияет на показатели внешней и внутренней (психологической) сторон профессиональной успешности, в качестве психологических предикторов выступают ее компоненты (рефлексивные механизмы, интегральные качества и эмоциональные переживания). Выявление наиболее значимых предикторов среди компонентов жизненной успешности позволяет выстраивать целенаправленное психологическое сопровождение (в том числе тренинг профессионально-личностного роста) по повышению показателей профессиональной успешности.

2. В исследуемой выборке предикторами профессиональной успешности, имеющими наибольшее количество значимых показателей регрессии, явились конструктивная жизненная диспозиция и рефлексивно-технологический механизм, связанный с постановкой целей. Такие компоненты, как рефлексивно-аксиологический механизм и прак-сические переживания, имеют неоднозначное влияние на профессиональную успешность, причем бытийные переживания не являются предикторами профессиональной успешности.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

На сегодняшний день особую важность приобретает постоянная готовность сотрудников органов внутренних дел сохранять стабильность общества, быстро и четко ориентироваться в нештатных ситуациях, решительно и жестко противодействовать преступности, что требует наличия сформированной системы психологических ресурсов, где системообразующую роль играют метаресурсы, в частности жизненная успешность, которая охватывает все сферы жизни личности, в том числе и профессиональную. Изучение взаимодействия жизненной и профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) приобретает все большее значение в связи с развитием психологии труда и служебной деятельности [1], а также актуальностью проблемы их профессионального становления в современных условиях с учетом вопросов эффективности функционирования всей системы МВД России. Такого рода исследования открывают возможности более глубокого и целостного понимания профессиональной успешности, в том числе ее психологических предикторов. Возможность прогнозирования и управления психологическими составляющими профессиональной успешности является одним из значимых факторов, способствующих снижению оттока специалистов и дисциплинарных нарушений среди сотрудников, повышению привлекательности профессии.

Таким образом, сущность проблемы исследования заключается в понимании влияния метаресурса жизненной успешности на показатели профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел.

Цель — выявление предикторов профессиональной успешности в системе компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел.

Теоретические предпосылки и степень разработанности проблемы. Жизненная успешность обосновывается и понимается в развиваемой нами концепции как метаресурс личности в системе саморегуляции, который выполняет акцепторную функцию (предвидения и оценки результатов действия) [2] за счет рефлексивного соотнесения жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве «цель — ценность — смысл» и выступает как система взаимосвязанных рефлексивных механизмов, интегральных качеств и эмоциональных переживаний [3; 4].

Суть механизмов жизненной успешности (рефлексивно-технологического, рефлексивно-аксиологического, рефлексивно-онтологического) выражается в способности личности продуктивно рефлексировать собственные цели, ценности и смыслы и на этом основании строить дальнейшие перспективы, понимать подлинность собственных целей и ценностей. Интегральные свойства, представленные группами субъектных качеств (инструментальные качества, направленность на успех, жизненная диспозиция), являются необходимыми условиями функционирования данного метаресурса и обеспечивают наличие поведенческих паттернов личности, лежащих в основе построения собственного успеха. Эмоциональные переживания (праксические, нравственные, бытийные), возникающие при наиболее согласованном и продуктивном функционировании механизмов и качеств, характеризующих жизненную успешность в контекстном поле «цель — ценность — смысл», оказывают активизирующее влияние на личность и сигнализируют о достижении подлинного успеха (табл. 1).

Сложность и многогранность акцепторной функции раскрываются в процессе саморегуляции через точность соотнесения целей и результатов, понимание того, та ли цель выбрана, поставлена и достигнута, каким образом цель вписывается в ценностно-смысловой контекст жизни конкретной личности, отвечает ли ее принципам, какие качества необходимы для этого сложного процесса, насколько выражены и осознаны переживания, сопутствующие успеху.

Предвидение и оценка результатов действия как основная функция жизненной успешности объединяют все сферы жизни человека, представленные основными видами жизнедеятельности [5]. Одной из наиболее значимых сфер в данном пространстве является профессиональная деятельность с ее ценностно-смысловой конфигурацией, способами деятельности и поведения, где важное место занимает значимость пользы для общества [6]. Успешность в данной сфере выступает как показатель психологического здоровья [7], обоснованный определенными качествами субъекта и условиями деятельности [8], при возможности саморазвития и самореализации [9].

Таблица 1. Структурно-функциональная и содержательная организация жизненной успешности как метаресурса личности (Table 1. Structural-Functional and Content Organization of Life Success as a Personality Meta-Resource)

МЕТАРЕСУРС «ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ»

КОМПОНЕНТЫ

КОНТЕКСТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

ЦЕЛИ

ЦЕННОСТИ

СМЫСЛЫ

Рефлексивные механизмы

рефлексирование собственных целей, ценностей и смыслов и на этом основании построение дальнейших перспектив; понимание подлинности собственных целей и ценностей

Рефлексивно-технологический:

анализ и прогнозирование личностью оптимальных путей достижения цели, сопоставления цели и результата, гибкость в выборе способов и средств достижения целей

Рефлексивно-аксиологический:

конструирование личностью своего взаимодействия с социальной реальностью на основании ценностей как социальных и внутриличностных образований при осуществлении значимой социально оцениваемой целенаправленной активности

Рефлексивно-онтологический:

переработка и переживание жизненного опыта на основе наиболее универсальных жизненных принципов (правил, точек опоры), которые даны в человеческом бытии

Интегративные личностные качества

субъектные качества, которые являются необходимыми условиями функционирования данного метаресурса и обеспечивают наличие поведенческих паттернов личности, лежащих в основе построения собственного успеха

Инструментальные качества:

формулирование целей, прогнозирование хода событий, видение происходящего со стороны, гибкость мышления, критичность, развитое воображение, гибкость поведения, сила воли, настойчивость, дисциплинированность, инициативность, целеустремленность

Социально-психологические качества:

мотивация достижения успеха, оптимальная склонность к риску, лидерские качества, умение работать в команде, социальный интерес, потребность в саморазвитии, увлеченность деятельностью, уверенность в себе

Жизненная диспозиция: оптимистичность, реалистичность, принципиальность, жизнестойкость, внутренняя свобода, активная позиция, ответственность, совесть, устойчивость к неопределенности

Эмоциональные переживания

оказывают активизирующее влияние на личность и сигнализируют о достижении подлинного успеха

удовлетворенность и увлеченность процессом, удовлетворенность результатом, восторг, радость, бодрость и т. п.

Нравственные переживания:

чувство собственного достоинства, чувство значимости своей деятельности (профессии), гордость, любовь, альтруистические чувства, чувство патриотизма, долга

Бытийные переживания:

наполненность жизни, переживание осмысленности своей жизни, пиковые бытийные переживания и т. п.

При всей неоднозначности понимания профессиональной успешности [10] наиболее значимые ее характеристики включают субъективную и объективную оценку эффективности конечных результатов деятельности; интегральное состояние [11], которое может выражаться в удовлетворенности субъекта своим трудом; процесс самореализации в профессии [12; 13]. Для измерения данных характеристик используются разнообразные показатели, которые обобщенно можно разделить на две составляющие: внешнюю, заключающуюся в качественных и количественных результатах и их соответствии требованиям, и внутреннюю, включающую удовлетворенность личности результатами и процессом собственного труда, оценку себя как профессионала, осознание своего профессионального предназначения, самоопределения и самоэффективности.

При изучении профессиональной успешности сотрудника органов внутренних дел активно идет поиск целостного представления и единого подхода к ее оценке через выделение внешней и внутренней сторон [14-21]. Обобщая результаты анализа, можно сказать, что профессиональная успешность сотрудника ОВД включает в себя внутреннюю и внешнюю стороны (рис.), которые несут в себе субъективность в большей или меньшей степени.

Внутренняя (психологическая) сторона профессиональной успешности воплощается в интегративных самооценочных феноменах, таких как самоэффективность, вовлеченность в работу, самооценка успешности в профессии.

Самооценка собственной профессиональной успешности включает в себя параметры, выявленные в результате контент-анализа качественных эмпирических данных, полученных при опросе сотрудников органов внутренних дел. Вовлеченность в работу служит показателем профес-

сионального здоровья и благополучия и противопоставляется профессиональному выгоранию. Это есть позитивное состояние, связанное с работой, которое характеризуется энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью процессом деятельности [22; 23]. Самоэффективность как вера в эффективность собственных действий влияет на поведение человека. Самоэффективность напрямую связана

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА

ВНЕШНЯЯ СТОРОНА

САМООЦЕНКА

• значимости профессии

• профессиональной компетентности

• адекватности дохода

• профессионального признания

• самореализации в профессии

• удовлетворенности карьерой

• позитивного отношения к работе

Обобщенная субъективная оценка собственной профессиональной успешности

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В РАБОТУ

• энергичность

• энтузиазм

• поглощенность процессом деятельности

Ч__У

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ вера в эффективность собственных действий

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

• выраженность ключевых компетенций

в зависимости от функционала сотрудника

• уровень специальной подготовки

• знание нормативных актов,

регламентирующих деятельность ОВД и деятельность по линии службы

• уровень боевой

и физической подготовки

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ прямые показатели эффективности трудовой деятельности наличие

административных актов, фиксирующих дисциплинарные взыскания и поощрения продвижение по службе

Рис. Показатели профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел (Fig. Indicators of Law Enforcement Officers' Professional Success)

с успешностью, так как одним из наиболее значимых источников самоэффективности является собственный успех при решении задач [24].

Внешняя сторона профессиональной успешности охватывает результаты экспертных оценок и объективные показатели служебно-профессиональной деятельности. Экспертная оценка может быть осуществлена при помощи компетентностного подхода по выраженности показателей ключевых профессиональных компетенций. Объективные показатели включают в себя прямые показатели эффективности трудовой деятельности; наличие административных актов, фиксирующих дисциплинарные взыскания и поощрения, продвижение по службе.

Материалы и методы

Эмпирические результаты получены на выборке сотрудников органов внутренних дел, занимающих офицерские должности, в количестве 115 человек, из них 42 преподавателя и 44 слушателя образовательных организаций МВД России; 29 психологов ОВД из различных регионов России.

Для обработки полученных данных были проведены корреляционный анализ (по Пирсону) и линейный регрессионный анализ с помощью IBM SPSS Statistics 26.

В исследовании применялись следующие методики: «Жизненная успешность» Н. А. Деевой (Семеновой) [3]; «Шкала общей самоэффективности» (GSES) R. Schwarzer, M. Jerusalem в адаптации В. Г. Ромека [24]; «Утрехская шкала вовлеченности в работу» (UWES) W. Schaufeli, A. Bakker [22; 23]; авторская анкета «Самооценка профессиональной успешности». Объективная сторона профессиональной успешности исследовалась при помощи метода эксперт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных оценок и учета объективных показателей служебно-профессиональной деятельности.

Авторская анкета «Самооценка профессиональной успешности» состоит из 20 вопросов, направленных на измерение следующих показателей: профессиональная компетентность, удовлетворенность доходом, признание со стороны коллег и общества, самореализация и саморазвитие в профессии, карьерный рост, позитивное отношение к работе. Каждый вопрос предлагается оценить по семибалльной шкале в зависимости от степени согласия.

Экспертная оценка проводилась непосредственными руководителями, наставниками и преподавателями.

Результаты и обсуждение

Выборка анализировалась целиком, так как между показателями категорий сотрудников, вошедших в выборку, значимых различий обнаружено не было (использовался критерий Краскала-Уоллиса, значения 1,866-2,516).

На первом этапе обработки эмпирических данных был проведен корреляционный анализ, результаты которого показали наличие большого количества значимых взаимосвязей между компонентами жизненной успешности и показателями внешней и внутренней сторон профессиональной успешности сотрудников (табл. 2).

Рефлексивно-технологический и рефлексивно-онтологический механизмы жизненной успешности связаны со всеми показателями внутренней (психологической) стороны профессиональной успешности. Рефлексивно-технологический механизм заключается в умениях постановки целей, выбора средств для их достижения и оценки достигнутых результатов. Функционирование рефлексивно-онтологического механизма представлено обнаружением

Таблица 2. Взаимосвязи между компонентами жизненной успешности и показателями профессиональной успешности в исследуемой выборке (Table 2. Relationships between Components of Life Success and Indicators of Professional Success in the Survey Sample)

Показатели ПУ Компоненты жизненной успешности

РТ РА РО ИК НУ ЖД ПП НП БП

Внутренняя сторона СЭ 0,594** 0,328* 0,511** 0,449** 0,429** 0,581** 0,521** 0,260* 0,165

VI 0,311* 0,116 0,283* 0,209 0,149 0,295* -0,037 0,048 0,004

DE 0,378** 0,242 0,394** 0,249 0,221 0,385** 0,065 0,118 0,067

AB 0,292* 0,141 0,290* 0,256* 0,157 0,266* 0,019 0,114 0,014

ПК 0,579** 0,372** 0,572** 0,584** 0,391** 0,574** 0,391** 0,329* 0,172

УД 0,414** 0,198 0,511** 0,377** 0,223 0,400** 0,226 0,086 0,063

ПРИЗ 0,656** 0,512** 0,619** 0,605** 0,528** 0,645** 0,527** 0,314* 0,270*

СР 0,477** 0,353** 0,519** 0,426** 0,364** 0,566** 0,321* 0,181 0,196

КАР 0,663** 0,484** 0,616** 0,632** 0,452** 0,651** 0,494** 0,255* 0,174

ПО 0,574** 0,479** 0,577** 0,492** 0,497** 0,636** 0,449** 0,298* 0,230

СОПУ 0,328* 0,134 0,303* 0,453** 0,183 0,334** 0,047 0,152 -0,018

Внешняя сторона ПКЭ 0,375 0,372 0,324 0,333 0,458* 0,384 0,273 0,421 0,343

В/П 0,189 0,348 0,461* 0,382 0,192 0,214 0,263 0,230 0,330

ПР 0,556* 0,453* 0,500* 0,492* 0,305 0,474* 0,406 0,305 0,271

ЗНА 0,067 0,123 0,046 0,214 0,243 0,317 0,059 0,212 0,019

БФП 0,444* 0,143 0,173 0,234 0,206 0,116 0,219 0,180 0,123

Примечания: Здесь далее: * — корреляция значима на уровне 0,05; ** — корреляция значима на уровне 0,01. Компоненты жизненной успешности: РТ — рефлексивно-технологический механизм; РА — рефлексивно-аксиологический механизм; РО — рефлексивно-онтологический механизм; ИК — инструментальные качества; НУ — направленность на успех; ЖД — жизненная диспозиция; ПП — праксические переживания; НП — нравственные переживания; БП — бытийные переживания. Показатели профессиональной успешности — внутренняя сторона: СЭ — самоэффективность; вовлеченность в профессиональную деятельность: VI (Vigor) — энергичность; DE (Dedication) — энтузиазм; AB (Absorption) — поглощенность; самооценка профессиональной успешности: ПК — профессиональная компетентность; УД — удовлетворенность доходом; ПРИЗ — профессиональное признание; СР — самореализация; КАР — карьера; ПО — позитивное отношение к работе; СОПУ — общая субъективная оценка собственной профессиональной успешности. Показатели профессиональной успешности — внешняя сторона: ПКЭ — экспертная оценка профессиональной компетентности; В/П — соотношение дисциплинарных взысканий и поощрений; ПР — продвижение по службе; ЗНА — знание нормативных актов федерального и локального уровней; БФП — уровень боевой и физической подготовки.

и осознанием собственных смыслов жизни и деятельности. При хорошей сформированности данных механизмов респонденты оценивают собственную профессиональную успешность более высоко, наиболее вовлечены в работу, считают себя самоэффективными. Данные механизмы связаны и с таким показателем внешней успешности, как продвижение по службе (г=0,556*; г=0,500*). Рефлексивно-технологический механизм связан с показателем уровня боевой и физической подготовки (г=0,444*), а рефлексивно-онтологический — с наибольшим количеством поощрений (г=0,461*). Указанные взаимосвязи вполне логичны: умение работать с целями и их осмысление связаны с построением перспектив профессиональной карьеры, пониманием важности целей боевой и физической подготовки, что выражается в наличии поощрений.

Рефлексивно-аксиологический механизм, благодаря которому личность может осмысливать и принимать свои истинные ценности и воплощать их в реальной жизни, обнаруживает меньшее количество взаимосвязей с показателями профессиональной успешности. Это может свидетельствовать о недостаточном осознании значимости собственной профессиональной деятельности, в том числе для общества, неполном осмыслении профессиональных ценностей. При этом наиболее выраженная сформированность данного механизма связана с продвижением по службе (г=0,453*).

Интегральные свойства жизненной успешности: инструментальные качества, направленность на успех и жизненная диспозиция — связаны с большинством показателей внутренней стороны профессиональной успешности. Респонденты с выраженными субъектными качествами, конструктивной жизненной диспозицией наиболее само-эффективны и склонны оценивать собственную профессиональную успешность более высоко. Различные группы интегральных качеств положительно связаны с некоторыми показателями внешней стороны профессиональной успешности. Инструментальные качества и жизненная диспози-

ция взаимосвязаны с продвижением по службе (г=0,492* и г=0,474* соответственно). Сформированность данных качеств способствует продвижению по службе, выполняя ресурсную функцию, в свою очередь продвижение ставит респондентов в ситуацию, когда данные качества необходимо развивать. Направленность на успех имеет значимую положительную корреляцию с экспертной оценкой профессиональной успешности (г=0,458*): респонденты с наиболее выраженными лидерскими качествами, мотивацией достижения, оптимальной склонностью к риску, умением работать в команде, социальным интересом, потребностью в саморазвитии и уверенностью в себе оцениваются как наиболее профессиональные.

Уменьшение значимых корреляций отмечается между всеми группами переживаний и показателями профессиональной успешности. С показателями внешней стороны профессиональной успешности значимые связи отсутствуют. Причем праксические и нравственные переживания в большей степени взаимосвязаны с внутренней стороной профессиональной успешности, тогда как бытийные переживания (наполненность жизни, переживание осмысленности своей жизни, пиковые бытийные переживания и т. п.) обнаруживают только одну значимую взаимосвязь. Данный факт является настораживающим и может сигнализировать о проблеме несформированных ресурсных переживаний, что в целом снижает значимость и осмысленность профессиональной деятельности.

На втором этапе обработки эмпирических данных был применен линейный регрессионный анализ. При построении регрессионной модели в качестве предикторов были выбраны компоненты метаресурса жизненной успешности, что составило девять переменных. Данные переменные вводились совместно с той целью, чтобы выявить вклад каждой в регрессию и определить наиболее значимые предикторы. В качестве зависимых переменных выступили показатели внутренней и внешней сторон профессиональной успешности (табл. 3).

Таблица 3. Сводная таблица результатов регрессионного анализа, отражающая влияние компонентов жизненной успешности на показатели профессиональной успешности в исследуемой выборке (Table 3. Summary Table of Regression Analysis Results Reflecting the Influence of Components of Life Success on the Indicators

of Professional Success in the Survey Sample)

Показатели ПУ (зависимые переменные) R2 Компоненты метаресурса жизненной успешности (предикторы) (стандартизированные коэффициенты Бета)

РТ РА РО ИК НУ ЖД ПП НП БП

СЭ 0,564 0,419* -0,735** 0,157 -0,261 -0,060 0,762** 0,297 0,130 -0,069

VI 0,378 0,400* -0,353 0,329 0,016 0,047 0,520* -0,794** 0,183 -0,044

DE 0,400 0,333 -0,233 0,451* -0,112 0,016 0,531* -0,716** 0,196 -0,052

AB 0,281 0,296 -0,230 0,284 0,134 0,061 0,332 -0,691** 0,234 -0,091

ПК 0,551 0,305 -0,418* 0,236 0,235 -0,095 0,618** -0,340 0,272* -0,095

УД 0,421 0,156 -0,551* 0,654** 0,000 -0,074 0,521* -0,264 -0,026 0,010

ПРИЗ 0,528 0,326* -0,248 0,193 0,119 0,049 0,389 -0,118 0,070 0,048

СР 0,448 0,105 -0,414* 0,405* -0,062 -0,104 0,727** -0,202 0,032 0,072

КАР 0,573 0,338* -0,220 0,121 0,240 -0,220 0,590** -0,121 0,057 -0,055

ПО 0,484 0,217 -0,285 0,298 -0,094 0,058 0,602** -0,186 0,163 -0,029

СОПУ 0,501 0,231 -0,294 0,042 0,627** -0,062 0,506* -0,796** 0,292* -0,160

ПКЭ 0,476 0,269 0,274 0,281 -0,164 0,315* 0,112 -0,774** -0,109 0,026

В/П 0,669 -0,501 0,162 0,669* 0,723* -0,303 -0,717 -0,150 -0,329 -0,277

ПР 0,499 0,749** -0,158 0,303 0,474 -0,441 0,663** -0,463 -0,419 -0,400

ЗНА 0,449 -0,615 0,515 -0,073 0,287 -0,362 0,682 0,100 0,981 -0,417

БФП 0,529 0,393* 0,048 -0,520 0,621 0,130 -0,376 -0,095 -0,023 0,089

Для более наглядной оценки качества линейной модели в таблице размещены значения R-квадрата который позволяет делать выводы о том, какую часть дисперсии переменной объяснили все предикторы вместе. Показатели Е.2 достаточно высокие и в среднем приближены к 0,5. Это говорит о том, что выбранные предикторы в целом предсказывают изменение зависимых переменных примерно в 50% выборки.

Все предикторы, кроме бытийных переживаний, имеют значимое влияние на отдельные показатели профессиональной успешности.

Рефлексивно-технологический механизм (умение работать с собственной целевой иерархией) влияет на самоэффективность, энергичность, профессиональное признание, карьеру и продвижение по службе, а также на уровень боевой и физической подготовки. Рефлексивно-онтологический механизм (обнаружение и осознание собственных смыслов жизни и деятельности) влияет на такие показатели, как энтузиазм, удовлетворенность доходом, самореализация и поощрения по службе. Рефлексивно-аксиологический механизм также воздействует на ряд показателей профессиональной успешности (самоэффективность, профессиональная компетентность, удовлетворенность доходом, самореализация), но показатели регрессии имеют отрицательное значение. Данный факт требует дополнительного осмысления, однако можно предположить, что сформирован-ность рефлексивно-аксиологического механизма имеет специфику в исследуемой выборке и его ресурсные возможности не используются в полной мере, причем он способен даже тормозить профессиональную успешность. Это может выражаться в недостаточном понимании ценностей профессиональной деятельности, значимости своей профессии, в принятии и подлинности ценностных ориентиров в общем, что косвенно подтверждается малым количеством значимых корреляций данного механизма с показателями профессиональной успешности и более низкими показателями его выраженности в ранее проведенных исследованиях.

Инструментальные качества и направленность на успех связаны с тремя показателями профессиональной успешности, два из которых (наличие поощрений (г=0,723*), экспертная оценка профессиональной компетенции (г=0,315*)) относятся к внешней стороне профессиональной успешности.

Влияние на большинство показателей внутренней стороны профессиональной успешности и продвижение по службе оказывает предиктор «жизненная диспозиция». Данный предиктор характеризуется комплексом таких качеств, как оптимистичность, реалистичность, принципиальность, жизнестойкость, внутренняя свобода, активная позиция, ответственность, совесть, устойчивость к неопределенности (табл. 1), которые оказывают существенное влияние на профессиональную успешность респондентов.

Переживания обнаруживают узконаправленную (точечную) предикацию по отношению к компонентам жизненной успешности. Праксические переживания выступают предикторами показателей вовлеченности в деятельность, субъективной оценки профессиональной

успешности и экспертной оценки профессиональной компетентности. При этом показатели регрессии являются отрицательными, что требует дополнительного изучения. На данном этапе исследования целесообразно сделать предположение о том, что праксические переживания респондентов могут нести отрицательную модальность, выражающуюся в виде скуки, пресыщенности, характерных для рутинной деятельности. Нравственные переживания служат предиктором самооценки профессиональной компетентности и собственной профессиональной успешности. Бытийные переживания не оказывают влияния на показатели профессиональной успешности. Это подтверждает факт, обнаруженный при корреляционном анализе, который вскрывает проблему несформированности ресурсных переживаний в профессиональной успешности, что может в целом снижать значимость и осмысленность профессиональной деятельности.

Выводы

1. Взаимосвязь компонентов жизненной успешности и показателей профессиональной успешности проявляется в большом количестве значимых корреляций, максимум которых обнаруживается с рефлексивными механизмами и интегральными качествами, особенно с жизненной диспозицией. Наименьшее количество значимых взаимосвязей установлено между переживаниями и показателями профессиональной успешности.

2. Данные регрессионного анализа свидетельствуют о том, что компоненты метаресурса жизненной успешности являются предикторами определенных показателей субъективной и объективной сторон профессиональной успешности респондентов. Наиболее выражены предиктор «жизненная диспозиция», который оказывает влияние на основной массив показателей профессиональной успешности. Второе место по количеству предикций занимает рефлексивно-технологический механизм, связанный с целеполаганием. Отрицательные показатели регрессии рефлексивно-аксиологического механизма и праксических переживаний требуют дальнейшего изучения и осмысления, однако на данном этапе можно сделать предположение о специфике их сформированности, которая обусловлена пониманием подлинной значимости профессии и рутинностью выполняемой деятельности. Бытийные переживания респондентов, проявляющиеся в переживании наполненности и осмысленности своей жизни, пиковых переживаниях, не оказывают влияния на показатели профессиональной успешности, что вскрывает глубинную проблему влияния значимости и осмысленности профессиональной деятельности на ее успешность.

3. Изучение метаресурса жизненной успешности как предиктора профессиональной успешности является существенным шагом как к пониманию функционирования самого метаресурса жизненной успешности, так и к целостному пониманию феномена профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Зная сильные и слабые стороны и характер влияния метаресурса на профессиональную успешность, можно осуществлять целенаправленное формирование последней, воздействуя на предикторы в процессе психологического сопровождения.

Перспективы. Полученные результаты учтены в разработке программы тренинга профессионально-личностного роста, направленного на формирование жизненной и профессиональной успешности сотрудников ОВД, прошедшего апробацию на базе Краснодарского университета МВД России. В тренинге особое внимание уделено формированию жизненной диспозиции как доминирующего предиктора профессиональной успешности, а также осознанию и пониманию собственных пракси-ческих, нравственных и бытийных переживаний, в нем

использованы ресурсные возможности рефлексивных механизмов жизненной успешности.

В дальнейшем планируется проведение серии эмпирических исследований по изучению влияния компонентов жизненной успешности на показатели профессиональной успешности на расширенной выборке в целях обоснования отрицательных показателей регрессии. С учетом полученных результатов планируются корректировка и совершенствование программы тренинга.

Список литературы / References

1. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1, № 1. С. 7-48.

2. Анохин П. К. Принципы системной организации функций. М., 1973. 316 с.

3. Деева Н. А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19, № 3. С. 494-520. Ы^:/Мо1о^/10.17323/Ш3-8918-2022-3-494-520.

4. Семенова Н. А. Структурно-функциональная организация жизненной успешности как метаресурса личности современного преподавателя высшей школы // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 4. С. 94-109. Ы1^:/Мо1о^/10.21702/ rpj.2022.4.6.

5. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 186 с.

6. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. М., 2003. 320 с.

7. Tracy Brian TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. AMACOM. 2005. 224 p.

8. Толочек В. А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные ресурсы профессиональной успешности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 2(40). С. 155-161.

9. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2003. 96 с.

10. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-177.

11. Московский В. В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 247 с.

12. Арендачук И. В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Психология. Педагогика». 2010. № 1. С. 29-34.

13. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 4(37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/menedzhmentvysshey-shkoly-samoeffe/ (дата обращения: 12.10.2023).

14. Мариновская И. Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. М., 2000. 238 с.

15. Агафонов Ю. А., Попов М. Ю., Калашников Ю. В. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. М., Краснодар, 2000. 199 с.

16. Пряхина М. В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 250 c.

17. Копорейко А. М. Влияние образа деятельности сотрудников ОВД на успешность выполнения профессиональных задач // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 27-31.

18. Гайворонская И. Б. Психологическая модель прогнозирования успешности управленческой деятельности сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 2-2. С. 104-109.

19. Реутова В. И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 13-18. https://doi.оrg/10.24411/1999-6241-2018-12002.

20. Иноземцев В. М. Теоретическая структурно-функциональная модель психологических факторов как субъективная причинность профессиональной успешности сотрудника ОВД // Альманах современной науки и образования. 2013. № 4. С. 83-85.

21. Поршуков А. С. Личностные и деловые качества сотрудников ОВД, претендующих на должности руководителей, имеющих различный прогноз успешности деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 2(81). С. 142-149. https://doi.оrg/10.24411/1999-6241-2020-12003.

22. Schaufeli W. B. (2017). General engagement: conceptualization and measurement with the utrecht general engagement scale (UGES). J. Well Being Assess. 1, 9-24. https://doi.оrg/10.1007/s41543-017-0001-x.

23. Schaufeli W. B. and Bakker A. B. The Utrecht Work Engagement Scale (UWES). Test manual, Utrecht, The Netherlands: Department of Social and Organizational Psychology. 2003. Р. 58.

24. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-77.

Поступила 21.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.