Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / OCCUPATIONAL PSYCHOLOGY
Научная статья / Research Article https://doi.org/10.U621/npj.2024.0109 УДК/UDC 159.9.072.43
Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Н.А. Семенова и
Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Российская Федерация н [email protected]
Резюме
Актуальность. Освещено значение исследования метаресурсов в современных условиях нестабильного мира, которые упорядочивают систему личностных ресурсов и помогают человеку решать жизненные задачи с опорой на свои сильные стороны. Отмечается, что важность развития ресурсного подхода в психологии трудовой и служебной деятельности состоит в его возможностях повышения успешности профессиональной деятельности. Дано понятие метаресурса жизненной успешности, как важного предиктора профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предложена разработка тренинга жизненной и профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Дано его обоснование как эффективной технологии формирования данного метаресурса.
Цель. Изучение динамики компонентов метаресурса жизненной успешности при целенаправленном воздействии на них в процессе тренинговой работы.
Выборка. В исследовании приняли участие 115 человек из них 44 курсанта, 44 слушателя, 12 адъюнктов и 15 начинающих преподавателей образовательной организации МВД России, которые были разделены на четыре экспериментальных и две контрольных группы. Экспериментальные группы были сформированы с учетом специфики процесса профессионализации в экспериментальных группах.
Методы. Реализован квазиэкспериментальный план исследования. Воздействие происходило посредством тре-нинговой технологии при реализации Тренинга жизненной и профессиональной жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел. Перед началом и после проведения тренинга осуществлялись диагностические срезы.
Результаты. Теоретически и эмпирически доказана эффективность тренинга. Во всех экспериментальных группах выявлена положительная динамика определенных компонентов жизненной успешности. Положительные изменения рефлексивных механизмов успешности произошли во всех экспериментальных группах, исключение составляет группа адъюнктов. Отмечена положительная динамика праксических, нравственных и бытийных переживаний. В выборках слушателей и преподавателей зафиксировано повышение показателя жизненной диспозиции, которая является одним из важных предикторов профессиональной успешности.
Выводы. Полученные результаты позволили обосновать возможности целенаправленного формирования метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел посредством тренинга. Теоретически и эмпирически доказана эффективность тренинга жизненной и профессиональной успешности, что делает целесообразным его включение в программы психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел. Ключевые слова: личностный ресурс, метаресурс, жизненная успешность, профессиональная успешность, успех, профессионально-личностный рост, тренинг, сотрудник полиции
Для цитирования: Семенова, Н.А. (2024). Формирование компонентов метаресурса жизненной успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста. Национальный психологический журнал, 19(1), 130-143. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0109
© Семенова, Н.А., 2024
ШШ
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police officers using professional and personal growth training
National psychological journal. 2024, 19(1)
Development of a meta-resource for the life success in police officers using professional and personal growth training
Natalya A. Semenova e
The Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Background. The importance of studying personal meta-resources in modern conditions of an unstable world is highlighted. Meta-resources streamline the system of personal resources and help a person solve life problems using their own strengths. It is noted that developing the resource approach in the psychology of work and service activity enables to increase the success of professional activity through the formation of certain resources. The concept of a meta-resource of life success is described as an important predictor for the professional activity of employees of internal affairs bodies. The development of training for life and professional success of employees of internal affairs bodies is proposed. Its justification as an effective technology for the development of this meta-resource is given.
Objective. The aim is to study the dynamics of components in the meta-resource of life success with targeted influence on them in the process of training work.
Sample. The study involved 115 people, including 44 cadets, 44 students, 12 adjuncts, and 15 novice teachers at the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who were divided into four experimental and two control groups. The experimental groups were formed taking into account the specifics of the professionalization process in the experimental groups.
Methods. A quasi-experimental research design was implemented. The impact occurred in the process through training technology during the implementation of "Training for the life and professional success of employees of internal affairs bodies." Before and after the training, diagnostic sessions were taken.
Results. The effectiveness of the training has been theoretically and empirically proven. In all experimental groups, positive dynamics of certain components of life success were revealed. Positive changes in the reflexive mechanisms of success occurred in all experimental groups, with the exception of the group of adjuncts. Positive dynamics of practical, moral, and existential emotional experiences was noted. In samples of students and teachers, an increase in the life disposition indicator was recorded, which is one of the important predictors of professional success.
Conclusion. The results obtained made it possible to draw a generalized picture of the possibilities for purposeful formation of a meta-resource for the life success of employees at internal affairs bodies through training. The effectiveness of life and professional success training has been theoretically and empirically proven, which makes it advisable to include it in psychological support programmes for internal affairs officers.
Keywords: personal resource, meta-resource, life success, professional success, success, professional and personal growth, training, police officer
For citation: Semenova, N.A. (2024). Development of a meta-resource for the life success in police officers using professional and personal growth training. National Psychological Journal, 19(1), 130-143. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0109
Введение
Значимость изучения возможности формирования метаресурсов обусловлена проблемами, с которыми личность сталкивается в контексте типичных характеристик современного мира. Данные характеристики уже привычно выражаются через акроним BANI-мир: хрупкость (Brittle), беспокойство (Anxious), нелинейность (Nonlinear), непостижимость (Incomprehensible) (Cascio, 2021). В этой связи актуализируется необходимость обнаружения
психологических ресурсов, обеспечивающих баланс между сохранением внутреннего мира личности и ее эффективным взаимодействием с реальностью; выполняющих буферную функцию по отношению к воздействию негативных факторов на личность; способствующих поиску позитивных возможностей для преодоления трудных ситуаций (ВокЬап е! а1., 2021). Суть ресурсного подхода заключается в возможности обращения личности к свои сильным сторонам, благодаря которым она может эффективно решать задачи в различных сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности.
© Semenova, N.A., 2024
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Отметим, что на сегодняшний день особый интерес к изучению ресурсов личности наблюдается в рамках психологии труда, где успешность профессиональной и социальной реализации связывается с личностными ресурсами (Водопьянова, 2015; Дикая и др., 2016 и др.). В частности, это касается и профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, которые в современных условиях должны быть готовы сохранять стабильность общества и решительно противодействовать преступности при возникновении нештатных ситуаций1. Исследователями ведется активный поиск факторов, влияющих на успешность сотрудников в различных видах служебной деятельности (Вахнина, Ефимова, 2021; Костина, Воронина, 2018; Поршуков, 2020; Реутова, 2018 и др.)
Личностные ресурсы имеют сложную иерархическую структуру, где метаресурсы занимают высший уровень и упорядочивают работу всей их системы, обеспечивают ее эффективность (Марков, 2010; Мо-росанова, 2021). Метаресурсы являются регуляти-вами, которые выполняют функцию организации «ресурсной базы» личности: механизмов психической регуляции деятельности и поведения, свойств и структуры их связей, ресурсных состояний (Водопьянова, 2015). В снятом виде метаресурсы как регулятивы высшего порядка включают в себя механизмы, свойства и состояния, работа которых во взаимосвязи обеспечивает «настройку» ресурсов более низшего порядка на обеспечение конструктивной жизни личности. Суть функционирования метаресурсов состоит в наиболее эффективном разрешении противоречий, возникающих у субъекта социальных отношений за счет рефлексивной трансформации и преобразования ценностно-смысловой сферы личности в процессе саморегуляции посредством рефлексивных механизмов, определенных свойств и состояний.
В рамках развиваемой нами концепции в качестве одного из метаресурсов обосновывается жизненная успешность личности. Понимание жизненной успешности, в данном случае, приобретает статус интегративного психологического образования, которое возникло и оформилось в процессе культурно-исторического развития общества, по крайней мере, от базовых имплицитных моделей успешности, оформившихся в античности до индивидуальных проектов жизненной успешности современной личности. Необходимо сказать, что на всем протяжении исторического развития феномен успешности содержал в себе ресурсную составляющую, которая проявлялась через ее участие в саморегуляции (Деева, 2020).
На основании теоретического анализа междисциплинарных, психологических классических и современных отечественных, а также эмпирических исследований был выведен концепт жизненной успешности как метаресурса личности (Батурина, Черняева, 2018; Генфольд и др., 2020; Реан и др., 2022;
1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70744
Шабунова и др., 2019; Гусельцева, Асмолов, 2020 и др.) и зарубежных работ (Springstein, English, 2023; Mogashana Disaapele et al., 2023; Yunissov Yersin et al., 2023 и др.).
Основной предпосылкой, позволяющей рассматривать жизненную успешность как метаресурс является осуществление ею акцепторной функции. Проблема акцептора действия как аппарата предвидения и оценки результатов действия была поставлена в теории функциональных систем (Анохин, 1973). Обобщенно проблему, поставленную П.К. Анохиным, можно обозначить так: каким образом живой организм узнает, что его действие (возможно, из множества повторений) было правильным, результативным? Для психологии данная идея выражается в поиске неких регулятивов (механизмов, феноменов, образований), которые организуют работу всей системы саморегуляции (либо системы ресурсов, обеспечивающих саморегуляцию), за счет предвосхищения и оценки результативности. Значение «акцептора» подчеркивали такие известные деятели в области психологии, как С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Ю.И. Александров, особую роль при этом отводя процессам предвосхищения, прогнозирования и обратной связи (Александров и др., 1999).
Акцепторная функция жизненной успешности отличает ее от понимания как простой совокупности успехов в различных сферах жизни, а также от феномена успеха как такового. Субъект, достигая успеха в чем-либо, соприкасается с результатом, как с некой границей, отражаясь от которой, подтверждает свое существование. Сам по себе успех не является акцептором. Это скорее эффект, который возникает в результате работы акцептора и окончательно сигнализирует о полученном результате. Механизм же работы акцептора включает в себя возможность правильно предвосхитить результат с учетом опыта и складывающейся ситуации, своего внутреннего состояния, а также умение сопоставить данный результат с созданным образом, продумать варианты его коррекции и т.п.
Таким образом, жизненная успешность с точки зрения интеграции принципов ресурсного, регулятивного и субъектного подходов понимается как «мета-ресурс личности в системе саморегуляции, который выполняет акцепторную функцию (предвидения и оценки результатов действия) за счет рефлексивного соотнесения жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве «цель-ценность-смысл» и выступает как система взаимосвязанных рефлексивных механизмов, интегративных качеств личности и эмоциональных переживаний» (Деева, 2022, Семенова, 2023) (Рисунок 1). Отметим, что содержательное наполнение и обоснование компонентов метаресурса жизненной успешности происходило посредством теоретического тематического и категориального видов анализа, а также контент-анализа эмпирических данных, полученных на выборке более 1500 человек.
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police National psychological journal. 2024, 19(1)
officers using professional and personal growth training
Таблица 1
Структурно-функциональная и содержательная организация жизненной успешности как метаресурса личности
Метаресурс жизненная успешность
Компоненты Контексты ценностно-смысловой сферы
Цели Ценности Смыслы
Рефлексивные механизмы (рефлексирование собственных целей, ценностей и смыслов и на этом основании построение дальнейших перспектив; понимание подлинности собственных целей и ценностей) Интегративные личностные качества (субъектные качества, которые являются необходимыми условиями функционирования данного метаресурса и обеспечивают наличие поведенческих паттернов личности, лежащих в основе построения собственного успеха)
Эмоциональные переживания (оказывают активизирующее влияние на личность и сигнализируют о достижении подлинного успеха
Рефлексивно-технологическии — анализ и прогнозирование личностью наиболее оптимальных путей достижения цели, сопоставления цели и результата, гибкость в выборе способов и средств достижения целей
Инструментальные качества (формулирование целей, прогнозирование хода событий, видение происходящего со стороны, гибкость мышления, критичность, развитое воображение, гибкость поведения, сила воли, настойчивость, дисциплинированность, инициативность, целеустремленность) Праксические переживания (удовлетворенность и увлеченность процессом, удовлетворенность результатом, восторг, радость, бодрость и т.п.)
Рефлексивно-аксиологическии — конструирование личностью своего взаимодействия с социальной реальностью на основании ценностей как социальных и внутриличностных образований при осуществлении значимой социально оцениваемой цели Социально-психологические качества (мотивация достижения успеха,
оптимальная склонность к риску, лидерские качества, умение работать в команде, социальный интерес, потребность в саморазвитии, увлеченность деятельностью, уверенность в себе)
Рефлексивно-онтологическии — переработка и переживание жизненного опыта на основе наиболее универсальных жизненных принципов (правил, точек опоры), которые даны в человеческом бытии
Жизненная диспозиция
(оптимистичность,
реалистичность,
принципиальность,
жизнестойкость,
внутренняя свобода,
активная позиция,
ответственность,
совесть,
устойчивость к неопределенности)
Нравственные переживания (чувство собственного достоинства, чувство значимости своей деятельности (профессии), гордость, любовь, альтруистические чувства, и т.п.) чувство патриотизма, долга)
Бытийные переживания (наполненность жизни, переживание осмысленности своей жизни, пиковые бытийные переживания
Table 1
Structural, functional and content-based organization of life success as a meta-resource of the individual
Metaresource life success
Components
Contexts of the value and meaning sphere
Goals
Values
Meanings
Reflexive mechanisms (reflecting on one's own goals, values and meanings and, on this basis, building further prospects; understanding the authenticity of one's own goals and values
Integrative Personality Qualities: subjective qualities that are necessary conditions for the functioning of a given meta-resource and ensure the presence of behavioral patterns of personality that underlie the construction of one's own success
Emotional experiences (have an activating effect on the personality and signal the achievement of true success
Reflexively technological.
Analysis and forecasting by a person of
the most optimal ways to achieve a goal,
comparison of goals and results, flexibility
in choosing ways and means of achieving
goals
Instrumental qualities: formulation of goals,
forecasting the course of events,
seeing what is happening from the outside,
flexibility of thinking,
criticality,
developed imagination, flexibility of behavior, strength of will, perseverance, discipline,
initiative, purposefulness
Praxic experiences
(satisfaction and passion for the process, satisfaction with the result, delight, joy, cheerfulness, etc.)
Reflexively axiological. A person's construction of his interaction with social reality on the basis of values as social and intrapersonal formations in the implementation of a significant socially assessed goal Social and psychological qualities: motivation to achieve success, optimal risk appetite leadership skills, skill to work in team, social interest, need for self-development, passion for activity, self confidence
Moral experiences (self-esteem, sense of significance of one's activity (profession), pride, love, altruistic feelings, sense of patriotism, duty)
Reflexively ontological. Processing and experiencing life on the basis of the most universal life principles (rules, support points) that are given in human existence
Life disposition: optimism,
realism,
integrity,
vitality,
inner freedom, active position, responsibility, conscience,
resistance to uncertainty
Existential experiences (fullness of life, experiencing the meaning of one's life, peak existential experiences, etc.)
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Предвидение и оценка результатов действия как основная функция жизненной успешности объединяет все сферы жизни человека, представленные основными видами жизнедеятельности. Одной из наиболее значимых сфер в данном пространстве является профессиональная деятельность с ее ценностно-смысловой конфигурацией, способами деятельности и поведения, где важное место занимает значимость пользы для общества.
Процессы актуализации, осознания и совершенствования метаресурса жизненной успешности влияют на определение личностью эффективной стратегии профессионального развития, с опорой на подлинные цели, ценности и жизненные принципы, что является необходимой базой для сохранения психологического здоровья и соответствия морально-нравственным требованиям профессии. Данный тезис подтверждается результатами проведенных нами эмпирических исследований, направленных на выявление взаимосвязей жизненной успешности с продуктивными личностными ресурсами, определение компонентов жизненной успешности как предикторов профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел (Деева, 2022; Семенова, 2023). Данные регрессионного анализа свидетельствуют о том, что многие компоненты метаресурса жизненной успешности являются предикторами определенных показателей субъективной и объективной сторон профессиональной успешности респондентов. Обнаружены классификационные особенности метаре-сурса жизненной успешности, которые выражаются в его рефлексивно-эмоциональной специфике, связанной с напряженностью служебной деятельности (Семенова, 2023).
Таким образом, целенаправленное воздействие на компоненты жизненной успешности будет способствовать повышению показателей внешней и внутренней сторон профессиональной успешности сотрудников (Пряхина, 2000; Иноземцев, 2013; Реутова, 2018 и др.). Успешность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел не приравнивается только лишь к ее эффективности и результативности и профессиональной карьере. Профессиональную успешность исследователи понимают гораздо шире, выделяя в ней по крайней мере две составляющих: внутренняя (психологическая) сторона профессиональной успешности воплощается в интегративных самооценочных феноменах, таких как самоэффективность, вовлеченность в работу, самооценка успешности в профессии; внешняя сторона профессиональной успешности включает в себя результаты экспертных оценок и объективные показатели служебно-профессиональной деятельности. При этом именно внутренней составляющей отводится базовое значение, потому что от того, насколько значима для человека его профессиональная деятельность, насколько она правильно выбрана и приносит удовлетворение и дает возможность само-
реализовываться, будут во многом зависеть и объективные ее результаты.
За счет осознания жизненной диспозиции, целей, ценностей, определенных эмоциональных переживаний становится возможным повышение таких показателей, как вовлеченность в работу, самоэффективность, адекватность профессиональной самооценки, прямых объективных показателей эффективности трудовой деятельности и качества жизни в целом. Исследование динамики компонентов жизненной успешности при целенаправленном воздействии позволит наиболее целостно подойти к пониманию феномена профессиональной успешности сотрудников, сделать процесс ее формирования более осознанным и управляемым.
Наиболее эффективное формирование данных компонентов возможно за счет включения субъектов во взаимодействие. В данном случае оптимальным контекстом является тренинговая технология, а именно тренинг профессионально-личностного роста. Тренинг как эффективная технология уже традиционно включается в программы психологического сопровождения сотрудников (Костина, Воронина, 2018; Караяни, Караяни, 2021 и др.). Идея интерактивности, лежащая в основе тренинговой работы, предполагает диалог участников. Именно в диалоге постепенно проявляется понимающий субъект (При-лукова и др., 2023), появляется возможность структурирования опыта, внешнего выражения высокой внутренней активности субъектов, эмоционального единения в смысловом пространстве, совместного погружения в проблемное поле решаемой задачи, включения в единое творческое пространство. Тренинг профессионально-личностного роста направлен на формирование личностных образований с учетом адекватности содержанию и требованиям профессиональной деятельности. Это способствует формированию метаресурсов личности в контекст ее профессиональной деятельности и достижению конструктивных изменений в жизни в целом (Маилян, 2022; Шамардина, Даренских, 2017).
В рамках метаресурсной концепции жизненной успешности личности был разработан и апробирован «Тренинг жизненной и профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел» (Деева, 2021). В основу построения тренинга был положен теоретически обоснованный и эмпирически проверенный конструкт жизненной успешности, результаты проведенных эмпирических исследований были учтены при отборе его содержания.
Методологическую основу построения тренинга и определения основных принципов его реализации составила интеграция регулятивного, субъектного и ресурсного подходов и выведенный на их основе конструкт жизненной успешности (Рисунок 1).
На основании методологического аппарата были определены содержательные блоки тренинга в соответствии с ценностно-смысловым контекстом и компонентами жизненной успешности, которые реали-
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police officers using professional and personal growth training
National psychological journal. 2024, 19(1)
зуются в логической последовательности. Каждый из выделенных блоков предполагает работу в несколько взаимосвязанных этапов: осознание, преобразование, проектирование, апробация.
Программа тренинга
Блок 1. Ценностно-смысловая сфера
Цель: актуализация значимости и осмысления целей, ценностей и смыслов с учетом контекста профессиональной деятельности.
Осознание. Ознакомление с разнообразием сценариев жизненной успешности личности в современном обществе. Выявление зависимости сценария жизненной успешности от профессиональной деятельности и ценностной направленности личности. Осознание собственных целей и ценностей. Осознание значимости собственной профессиональной деятельности для себя и общества. Упражнения: «Личная мотивация», «Круг ассоциаций», самодиагностика жизненной успешности, «Шкала успешности».
Преобразование. Сопоставление собственной целевой, ценностной и смысловой иерархии с иерархией успешного человека (субъективно определенной). Выстраивание целевой иерархии. Поиск смыслов деятельности и жизни. Упражнения: «Мои жизненные цели», «Лишившись всего», «Мужество быть».
Проектирование. Конструирование индивидуальных целей, определение ценностных ориентиров и координат жизненной успешности. Оценка и активизация ценностей и смыслов как ресурсов личности. Упражнения: «Десять заповедей», «Сценарий жизненной и профессиональной успешности».
Апробация. Критическая оценка предложенных сценариев жизненной и профессиональной успешности. Упражнение «Форум успешности».
Блок 2. Эмоциональные переживания
Цель: проработка праксических, нравственных и бытийных переживаний в контексте профессиональной и жизненной успешности.
Осознание. Ознакомление с праксическими, нравственными, бытийными переживаниями. Осознание наличия, либо отсутствия в своей жизни данных состояний. Упражнения: «Mindfulness», «Открытие доступа к эмоциям», «Экспрессивное письмо», «Горячая точка», «Эмоциональная схема».
Преобразование. Выявление вредоносных убеждений, разрушающих переживаний, мешающих жизненной успешности. Преобразование деструктивных убеждений в конструктивные. Переживание состояний успешности. Упражнения: «Неоправданные чувства и разрушающие переживания», «Иррациональные убеждения», «Вредоносные убеждения», «Групповой рисунок».
Проектирование. Проектирование ситуаций успеха в жизни и профессиональной деятельности. Фиксация возникающих переживаний. Рациональное
объяснение возникающих переживаний. Упражнения: «Принятие эмоций», «Рескриптинг образов».
Апробация. Анализ реальных жизненных и профессиональных ситуаций и обсуждение состояний, которые возникают. Упражнения: «Дневник эмоций и успешности», «Событийная карта».
Блок 3. Интегративные качества
Цель: осознание интегральных качеств, способствующих жизненной и профессиональной успешности, понимание возможностей их формирования.
Осознание. Ознакомление с качествами успешной личности: инструментальные качества, направленность на успех, жизненная диспозиция. Определение общего уровня субъектности и ее проблемных зон. Актуализация субъектности. Упражнения: «Самодиагностика качеств успешного человека», «Кто Я?».
Преобразование. Оценка качеств, мешающих и способствующих жизненной и профессиональной успешности. Активизация субъектной позиции. Упражнения: «Близнец издалека», «Современный успешный профессионал (полицейский)».
Проектирование. Определение точек личностного и профессионального роста. Поиск и активизация ресурсов. Упражнения: «Мой герб», «Выдающаяся личность».
Апробация. Критическая оценка ресурсов, с точки зрения успешности личности. Упражнение: «Кейс», решение ситуационных задач.
Блок 4. Рефлексивные механизмы жизненной успешности
Цель: освоение способов формирования механизмов жизненной и профессиональной успешности (рефлексивно-технологический, рефлексивно-аксиологический и рефлексивно-онтологический), как компонента, имеющего нитрирующую функцию по отношению к предыдущим.
Осознание. Ознакомление с механизмами жизненной успешности личности: рефлексивно-технологический, рефлексивно-аксиологический, рефлексивно-онтологический. Выявление особенностей данных механизмов и их выраженности. Определение проблем функционирования механизмов. Упражнения: «Самодиагностика а механизмов жизненной успешности», «Мозговой штурм».
Преобразование. Выявление и выстраивание взаимосвязей в иерархии цель-ценность-смысл. Оценка и активизация ценностей и смыслов как ресурсов личности. Упражнения: «Предельный смысл», «Сделать то, чего делать не хочется».
Проектирование. Конструирование индивидуальных проектов жизни. Моделирование профессиональной успешности. Оценка и активизация ценностей и смыслов как ресурсов личности. Упражнения: «Проект жизни», «Модель успешного профессионала».
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Апробация. Критическая оценка предложенных сценариев жизненной и профессиональной успешности. Упражнение: «Ситуация успеха».
В тренинге интегрируются приемы и техники рацио-нально-эмотивной и позитивной терапии, ролевое проигрывание ситуаций и проектирование позитивных жизненных сценариев. Упражнения тренинга отобраны с учетом возможности их использования в качестве отдельных методик групповой работы. Комплекс упражнений является универсальным по отношению к различным профессиональным и возрастным группам. Его части достаточно продуктивно могут встраиваться в специфику профессионального контекста посредством конкретизации инструкций. В зависимости от стадии профессионализации будет изменяться контекст рефлексии, содержание обсуждений, результаты выполненных упражнений.
Гипотеза исследования
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что положительная динамика компонентов жизненной успешности личности возможна при их целенаправленном осознании, преобразовании, проектировании и апробации в процессе тренинга профессионально-личностного роста.
Цель исследования
Целью исследования стало изучение динамики компонентов метаресурса жизненной успешности при целенаправленном воздействии на них в процессе тренинговой работы.
Выборка
В исследовании приняли участие 115 человек. Основным критерием для формирования выборки явилась специфика процесса профессионализации, связанная с переходом между стадиями профессио-
нализации, их специфичном наложении и повторении. Переход между стадиями профессионализации, либо специфичное их повторение при смене видов деятельности предполагают динамику ценностно-смысловой сферы, пересмотра значимости профессиональной деятельности, переосмысления профессиональной позиции. Выборка включила шесть групп респондентов из них две контрольных и четыре экспериментальных. План эксперимента построен следующим образом (Таблица 1). Предложенный план является квазиэкспериментальным, так как имеет неклассическое построение, связанное со сложностью многокомпонентной структуры изучаемого метаре-сурса жизненной успешности, а также сложностью формирования контрольных групп.
Методы исследования
Исследование реализовывалось на базе психологического отдела Краснодарского университета МВД России в 2023 году в несколько этапов.
Предварительная и повторная диагностика осуществлялась при помощи методики «Жизненная успешность» Н.А. Деевой (Семеновой) (Деева, 2022). Диагностические замеры в группах проводились до начала реализации и через неделю после окончания тренинга, соответственно между замерами прошло четыре недели.
Для обработки результатов диагностики использовались методы описательной статистики, непараметрический критерий различий Манна — Уитни в программе IBM SPSS Statistics 26.
В качестве метода воздействия использовался тренинг жизненной и профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел, целью которого является актуализация и формирование компонентов жизненной успешности личности посредством осознания, преобразования, проектирования и апробации.
Тренинг реализовывался за 20 академических часов (5 встреч по четыре часа) во внеучебное время два раза в неделю общей продолжительностью три недели.
Таблица 3
Структура выборки в соответствии с планом эксперимента
Категория участников эксперимента Кол-во Группы Предварительная диагностика Воздействие (тренинг) Повторная диагностика
Курсанты 2 курс 22 Контрольная группа есть нет есть
22 Экспериментальная группа есть есть есть
22 Контрольная группа есть нет есть
Слушатели 5 курс
22 Экспериментальная группа есть есть есть
Адъюнкты 1 курс 12 Экспериментальная группа есть есть есть
Начинающие преподаватели 1 год пед. стажа 15 Экспериментальная группа есть есть есть
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police National psychological journal. 2024, 19(1)
officers using professional and personal growth training
Table 3
Sampling structure in accordance with the experimental plan
Category of experiment participants
Num.
Groups
Preliminary diagnostics Impact (training) Repeated diagnostics
Cadets 2 course
Listeners 5 course
Adjuncts 1 course Beginning teachers 1 year
22 22 22 22 12 15
Control group Experimental group Control group Experimental group Experimental group Experimental group
yes yes yes yes yes yes
no
yes no yes yes yes
yes yes yes yes yes yes
Результаты
По результатам диагностических срезов можно констатировать статистически значимые различия по отдельным компонентам жизненной успешно-
сти во всех выборках, где был реализован тренинг профессиональной и жизненной успешности. Важно отметить, что количество и характер значимых различий варьирует в экспериментальных выборках (Таблицы 4-6).
Таблица 4
Результаты диагностических срезов с учетом и-критерия Манна — Уитни (критическое значение при р < 0,05) (курсанты)
Курсанты 2 курс
н ^ н о в Контрольная группа Экспериментальная группа
о К Сред срез 1 Сред срез 2 U Сред срез 1 Сред срез 2 U
РТ 6,73 6,80 174,23 6,86 7,44 130,27*
РА 6,28 6,31 201,02 6,31 6,89 162,03*
РО 6,49 6,55 204,23 6,24 6,32 184,30
ИК 6,67 6,65 237,03 6,52 6,59 242,04
НУ 6,23 6,27 271,07 6,45 6,98 138,05*
ЖД 6,25 6,32 258,20 6,17 6,27 195,20
ПП 6,93 6,87 236,53 7,10 7,21 186,48
НП 5,71 5,73 204,73 5,97 6,33 169,80*
БП 6,23 6,15 177,33 6,21 6,44 178,27
Примечание для таблиц 4-6:
критическое значения и-критерия для выборок курсантов и слушателей равно слушателей — 171, для выборки адъюнктов — 42, для выборки преподавателей — 72. РТ — рефлексивно-технологический механизм, РА — рефлексивно-аксиологический механизм, РО — рефлексивно-онтологический механизм, ИК — инструментальные качества, НУ — направленность на успех, ЖД — жизненная диспозиция, ПП — праксические переживания, НП — нравственные переживания, БП — бытийные переживания.
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Table 4
Results of diagnostic sections taking into account the Mann — Whitney U test (at p < 0.05) (cadets)
СЛ е Cadets 2 course
а о & S - о и Control group Experimental group
average slice 1 average slice 2 U average slice1 average slice 2 U
RT 6.73 6.80 174.23 6.86 7.44 130.27*
RA 6.28 6.31 201.02 6.31 6.89 162.03*
RO 6.49 6.55 204.23 6.24 6.32 184.30
IQ 6.67 6.65 237.03 6.52 6.59 242.04
FS 6.23 6.27 271.07 6.45 6.98 138.05*
LD 6.25 6.32 258.20 6.17 6.27 195.20
PE 6.93 6.87 236.53 7.10 7.21 186.48
MF 5.71 5.73 204.73 5.97 6.33 169.80*
EE 6.23 6.15 177.33 6.21 6.44 178.27
Note for tables 4-6:
the critical value of the U-criterion for samples of cadets and students is equal to students — 171, for a sample of adjuncts — 42,
for a sample of teachers — 72.
RT — reflexive-technological mechanism,
RA — reflexive-axiological mechanism,
RO — reflexive-ontological mechanism,
IQ — instrumental qualities,
FS — focus on success,
LD — life disposition,
PE — practical experiences,
MF — moral feelings,
EE — existential experiences.
Таблица 5
Результаты диагностических срезов с учетом U-критерия Манна — Уитни (при p < 0,05) (слушатели)
Слушатели 5 курс
е a о в Контрольная группа Экспериментальная группа
о « Сред срез 1 Сред срез 2 U Сред срез 1 Сред срез 2 U
РТ 6,71 6,63 173,23 6,85 7,44 159,23*
РА 6,62 6,67 200,01 6,52 6,89 150,02*
РО 6,61 6,65 203,20 6,62 7,00 134,30*
ИК 6,48 6,21 222,03 6,38 6,67 242,04
НУ 6,69 6,70 268,07 6,74 6,78 278,07
ЖД 6,61 6,53 254,20 6,63 7,00 155,20*
ПП 6,90 6,87 245,54 7,01 7,67 130,48*
НП 5,97 6,17 173,80 6,22 6,33 183,80
БП 6,00 6,15 178,02 6,02 6,44 148,30*
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police National psychological journal. 2024, 19(1)
officers using professional and personal growth training
Table 5
Results of diagnostic trials taking into account the Mann — Whitney U test (at p < 0.05) (listeners)
СЛ e Listeners 5 course
^ e о & S о U Control group Experimental group
average trial 1 average trial 2 U average trial 1 average trial 2 U
RT 6.71 6.63 173.23 6.85 7.44 159.23*
RA 6.62 6.67 200.01 6.52 6.89 150.02*
RO 6.61 6.65 203.20 6.62 7.00 134.30*
IQ 6.48 6.21 222.03 6.38 6.67 242.04
FS 6.69 6.70 268.07 6.74 6.78 278.07
LD 6.61 6.53 254.20 6.63 7.00 155.20*
PE 6.90 6.87 245.54 7.01 7.67 130.48*
MF 5.97 6.17 173.80 6.22 6.33 183.80
EE 6.00 6.15 178.02 6.02 6.44 148.30*
Таблица 6
Результаты диагностических срезов в исследуемых выборках адъюнктов и начинающих преподавателей с учетом и-критерия Манна — Уитни (при р < 0,05)
£ I s Адъюнкты 1 курс Начинающие преподаватели
в s о « Сред срез 1 Сред срез 2 U Сред срез 1 Сред срез 2 U
РТ 7,20 7,82 30,50* 6,00 7,02 65,02*
РА 7,00 6,59 35,60* 6,08 6,96 53,20*
РО 6,70 6,80 62,10 6,08 6,40 58,22*
ИК 6,70 6,67 67,07 5,85 6,02 83,05
НУ 6,70 6,72 76,05 6,08 6,50 63,41*
ЖД 7,00 7,00 80,20 6,15 6,71 58,09*
ПП 7,30 7,57 56,04 6,46 6,48 123,02
НП 6,00 7,16 10,01* 5,31 5,43 99,55
БП 6,20 6,98 21,30* 5,31 5,70 68,21*
Table 6
Results of diagnostic trials in the studied samples Whitney U test (at p < 0.05) of adjuncts and beginning teachers, taking into account the Mann —
s tn e n o Adjuncts 1 course Beginning teachers
p m o C average trial 1 average trial 2 U average trial 1 average trial 2 U
RT 7.20 7.82 30.50* 6.00 7.02 65.02*
RA 7.00 6.59 35.60* 6.08 6.96 53.20*
RO 6.70 6.80 62.10 6.08 6.40 58.22*
IQ 6.70 7.67 20.07* 5.85 6.02 83.05
NS 6.70 7.02 21.05* 6.08 6.50 63.41*
LD 7.00 7.00 80.20 6.15 6.71 58.09*
PE 7.30 7.57 56.04 6.46 6.48 123.02
MF 6.00 7.16 10.01* 5.31 5.43 99.55
EE 6.20 6.98 21.30* 5.31 5.70 68.21*
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Обсуждение результатов
Об эффективности тренинга свидетельствуют значимые изменения в сторону увеличения показателей отдельных компонентов жизненной успешности. В контрольных группах значимых изменений показателей жизненной успешности не произошло.
В экспериментальной группе курсантов второго курса значимые различия в сторону увеличения показателей выявились в таких компонентах, как рефлексивно-технологический и рефлексивно-аксиологический механизмы, направленность на успех и нравственные переживания. Это свидетельствует о том, что респонденты наиболее осознанно стали относиться к своим целям и ценностям, конструктивно выстраивать целевую иерархию и осознавать значимость будущей профессиональной деятельности для себя и общества. У них появилась тенденция актуализации, качеств, которые связаны с общей направленностью личности на успех: большая увлеченность деятельностью, мотивация достижения, интерес к социуму. Повысились положительные нравственные чувства, сопровождающие успешность в деятельности (в данном случае в учебной и служебной), такие как чувство собственного достоинства, гордость, переживание альтруистической направленности выбранной профессии.
В экспериментальной группе слушателей пятого курса, которые уже имеют офицерские звания, также отмечаются значимые различия в сторону увеличения таких показателей, как рефлексивные механизмы успешности, жизненная диспозиция, праксические и бытийные переживания. Повышение выраженности показателей всех рефлексивных механизмов жизненной успешности свидетельствует о том, что метаре-сурс начал функционировать более конструктивно и гармонично. Участникам тренинга удалось подойти к пониманию целей, ценностей и смыслов как к единому пространству построения жизненных координат. Важным моментом является положительная динамика жизненной диспозиции, которая включает в себя оптимизм, жизнестойкость, ответственность, готовность к изменениям. Именно жизненная диспозиция является ключевым предиктором профессиональной успешности.
В группе адъюнктов первого курса очного обучения отмечается несколько иная картина. В целом значимые различия отмечаются в меньшем числе компонентов, чем в остальных группах. На фоне положительной динамики таких компонентов, как рефлексивно-технологический механизм, нравственные и бытийные переживания, отмечается отрицательная значимая динамика рефлексивно-аксиологического механизма. Данный факт требует дополнительно осмысления и проверки. Однако можно предположить, что в данной группе начался сложный процесс кардинального пересмотра собственных ценностей, в том числе ценности научной и профессиональной
деятельности, возможно даже внутренняя борьба со стереотипными позициями. Этот процесс как раз таки стал возможен благодаря работе с собственной целевой иерархией, осмыслению подлинности целей, усилению нравственных и бытийных переживаний. В данной группе целесообразно провести индивидуальные консультации и третий диагностический срез. Возможно, что проблемы, вскрытые в каком-либо компоненте метаресурса жизненной успешности, будут приводить к его переструктурированию и существенным изменениям во внутренней и внешней жизни человека.
Группа начинающих преподавателей состояла из сотрудников, принятых на должности профессорско-преподавательского состава, ранее проходивших службу в различных ведомствах МВД России. Таким образом, они имеют небольшой педагогический стаж (до одного года) и достаточно большой стаж службы. В данной группе значимо повысились показатели механизмов жизненной успешности. Это может проявляться в более конструктивной работе с собственными целями, их постановкой, соподчинением, оценкой подлинности. Также активизировался процесс осознания значимости собственной профессиональной деятельности, осмысление собственных жизненных принципов. Положительная динамика коснулась показателя конструктивной жизненной диспозиции, которая является ключевым предиктором профессиональной успешности. Наиболее выраженной стала направленность на успех, что является положительным моментом для их дальнейшей профессионализации. Начинающие преподаватели за счет повышения выраженности нравственных переживаний наиболее четко стали осознавать значимость педагогического труда. Также у участников тренинга наиболее выраженными стали бытийные переживания, которые заключаются в ощущении полноты жизни, «потоко-вости», в том числе и в профессиональной деятельности.
Выводы
Эмпирические результаты, полученные после проведения тренинга дают возможность говорить об эффективности данной технологии в формировании метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел.
Наибольшую чувствительность к воздействию продемонстрировали рефлексивные механизмы жизненной успешности, которые являются системообразующими для данного метаресурса и выполняют его ключевую функцию предвидения и оценки результатов с учетом системы целей, ценностей и смыслов личности.
Положительная динамика показателей эмоциональных переживаний является чрезвычайно важной для решения проблемы, связанной с низкими уровнем положительных переживаний ситуаций
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police officers using professional and personal growth training
National psychological journal. 2024, 19(1)
успеха, что свойственно сотрудникам органов внутренних дел в связи с особой напряженностью деятельности.
Отдельного дополнительного осмысления требуют результаты, полученные на группе адъюнктов, в частности отрицательная динамика рефлексивно-аксиологического механизма.
В выборках слушателей и преподавателей данный тренинг показал наибольшую эффективность, судя по значимому увеличению показателя жизненной
диспозиции, который является ключевым предиктором профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел.
Данный тренинг целесообразно включать в программы психологического сопровождения и морально-психологической подготовки сотрудников. Блочное построение тренинга позволяет использовать отдельные блоки или даже отдельные упражнения в работе с наиболее проблемными компонентами жизненной успешности у конкретных сотрудников.
Список литературы
Анохин, П.К. (1973). Принципы системной организации функций. Москва: Наука.
Александров, Ю.И., Брушлинский, А.В., Судаков, К.В., Умрюхин, Е.А. (1999). Системные аспекты психической деятельности. Москва: Эдиториал УРСС.
Батурина, Н.В., Черняева, Ю.Е. (2018). Отношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия. Теоретическая и экспериментальная психология, 11(4), 18-23.
Вахнина, В.В., Ефимова, И.В. (2021). Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ори-ентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(85), 134-143. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-2-134-143
Водопьянова, Н.Е. (2015). Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности. Вестник СПб-ГУ. Серия 16: Психология. Педагогика, (1), 45-54.
Гусельцева, М.С., Асмолов, А.Г. (2020). Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе. Поволжский педагогический поиск, 2(32), 14-23. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-14-23
Деева, Н.А. (2022). Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 19(3), 494-520. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520
Деева, Н.А. (2021). Тренинг профессиональной и жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел: ресурсы, значимость, субъектность: учебно-практическое пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России.
Деева, Н.А. (2020). Исторический контекст формирования морально-нравственной проблематики жизненной успешности современного человека. В: Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления: Сб. Статей. Под. ред. Н.В. Борисова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 576-586.
Дикая, Л.Г., Журавлев, А.Л., Занковский, А.Н. (2016). Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 1(1), 7-48.
Иноземцев, В.М. (2013). Теоретическая структурно-функциональная модель психологических факторов как субъективная причинность профессиональной успешности сотрудника ОВД. Альманах современной науки и образования, (4), 83-85.
Караяни, Ю.М., Караяни, А.Г. (2021). Моделирование жизненных ситуаций как технология личностного роста в процессе социально-психологического тренинга. В: Социальная психология: вопросы теории и практики: Сб. тр. VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (12-13 мая, 2021 г.). Москва: МГППУ С. 221-224.
Костина, Л.Н., Воронина, А.С. (2018). Особенности психологической работы по профессионально-личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России. Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации, 4(18), 194-198.
Маилян, А.Р. (2022). Тренинг и коучинг как способы стимулирования профессионального развития, карьерного и личностного роста, Globus, 4(69), 30-32.
Марков, В.Н. (2010). Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, (4), 5-10.
Моросанова, В.И. (2021). Сознательная саморегуляция как метаресурс для достижения целей и решения проблем человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 4-37. https://doi.org/10.11621 / vsp.2021.01.01
Поршуков, А.С. (2020). Личностные и деловые качества сотрудников ОВД, претендующих на должности руководителей, имеющих различный прогноз успешности деятельности. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(81), 142-149. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2020-12003
Прилукова, Е.Г., Раковский, Д.В., Евсина, Е.В. (2023). Понимание или формирование диалогической интерактивности. Инновационное развитие профессионального образования, 1(37), 46-51.
Пряхина, М.В. (2000). Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург.
Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2022). Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия личности в профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 2(46), 25-34. https:// doi.org/10.11621/npj.2022.0203
Семенова Н.А.
Формирование компонентов метаресурса жизненной
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19, № 1 успешности сотрудников ОВД с помощью тренинга профессионально-личностного роста
Реутова, В.И. (2018). Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(73), 13-18. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-12002
Семенова, Н.А. (2023). Жизненная успешность, диспозиционный оптимизм и резилентность молодёжи с различным характером учебно-профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3(99), 196-208. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-196-208
Семенова, Н.А. (2023). Метаресурс жизненной успешности личности сотрудников органов внутренних дел. В: Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов: Сб. тр. VII Международной научно-практической конференции (15-16 июня, 2023 г.). Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. С. 146-151.
Шабунова, А.А., Доброхлеб, В.Г., Медведева, Е.И., Крошилин, С.В., Сухоцка, Л., Шухатович, В.Р., Леонидова, Г.В., Молчанова, Е.В. (2019). Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 12(6), 27-50. https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.2
Шамардина, М.В., Даренских, С.С. (2017). Тренинг личностного роста как условие профессиональной самореализации личности. АНИ: педагогика и психология, 2(19), 351-353.
Bokhan, T.G., Galazhinsky, E.V, Leontiev, D.A., Rasskazova, E.I., Terekhina, O.V., Ulyanich A.L., Shabalovskaya, M.V, Bogomaz, S.A., Vidyakina, T.A. (2021). COVID-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 259-275. https://doi.org/ 10.17323/1813-8918-2021-2-259-275
Cascio, J. (2021). A educa^ao em um mundo cada vez mais caótico. Boletim Técnico do Senac, 47(1), 101-105.
Mogashana, Disaapele, Basitere, Moses, vala, Eunice (2023). Harnessing student agency for easier transition and success: The role of life coaching. Journal of Student Affairs in Africa Journal of Student Affairs in Africa, 11(1), 49-63. https://doi.org/ 10.24085/jsaa. v11i1.4206
Springstein, Tabea, English, Tammy (2023). Studying Emotion Regulation Success in Daily Life: Distinctions From Maladaptive Regulation and Dysregulation. Personality and Social Psychology Review, 27(5). https://doi.org/10.1177/10888683231199140. URL: https://www.psiref.com/publications/187463878 (дата обращения: 01.11.2023).
Yunissov, Y., Aizhan I., Urunbassarova, E. Rakimzhanova, S., Hernández, G., de Velazco, J., Seisekenova, A., Tursynbaeva, A. (2023). Perceptions of Life Success and Moral Qualities of a Modern Person of Generation Z: A Study of Economics and Humanities Students. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, (12), 193-202. https://doi.org/10.36941/ajis-2023-0105
References
Anokhin, P.K. (1973). Principles of systemic organization of functions. Moscow: Nauka. (In Russ.).
Aleksandrov, Yu.I., Brushlinsky, A.V, Sudakov, K.V., Umryukhin, E.A. (1999). Systemic aspects of mental activity. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.).
Baturina, N.V., Chernyaeva, Yu.E. (2018). The relationship of success, success in life and Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya (Theoretical and Experimental Psychology), 11(4), 18-23. (In Russ.).
Vakhnina, V.V., Efimova, I.V. (2021). Features of the implementation of individual value and life-meaning orientations of heads of internal affairs bodies in the course of developmental counseling. Psikhopedagogika v Pravookhranitel'nykh Organakh (Psychopeda-gogics in Law Enforcement Agencies), 2(85), 134-143. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-2-134-143 (In Russ.).
Vodopyanova, N.E. (2015). Modern concepts of resources of the subject of professional activity. Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika (Bulletin of St. Petersburg State University. Series 16: Psychology. Pedagogy), (1), 45-54. (In Russ.).
Guseltseva, M.S., Asmolov, A.G. (2020). Hidden leadership and diversity of success models in modern society. Povolzhskii Peda-gogicheskii Poisk (Volga Pedagogical Search), 2(32), 14-23. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-14-23 (In Russ.).
Deeva, N.A. (2022). Methodology "Life success": structure and validation. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki (Psychology Journal of the Higher School of Economics), 19(3), 494-520. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520 (In Russ.).
Deeva, N.A. (2021). Training for professional and life success of employees of internal affairs bodies: resources, significance, subjectivity: educational and practical manual, Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (In Russ.).
Deeva, N.A. (2020). The historical context of the formation of moral and moral issues of the life success of a modern person. In: N.V. Borisova, M.I. Volovikova, A.L. Zhuravlev. (Eds.), Individual, national and global in the consciousness of modern man: new ideas, problems, scientific directions. (pp. 576-58). Мoscow: Publishing house "Institute of Psychology RAS". (In Russ.).
Dikaya, L.G., Zhuravlev, A.L., Zankovsky, A.N. (2016). Current state and prospects for research into adaptation and implementation of a professional in conditions of continuous socio-economic changes. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda (Organizational Psychology and Occupational Psychology), 1(1), 7-48. (In Russ.).
Inozemtsev, V.M. (2013). Theoretical structural-functional model of psychological factors as subjective causality of the professional success of an internal affairs officer. Al'manakh Sovremennoi Nauki i Obrazovaniya (Almanac of Modern Science and Education), (4), 83-85. (In Russ.).
Karayani, Y.M., Karayani, A.G. (2021). Modeling of life situations as a technology of personal growth in the process of socio-psychological training In: Social psychology: VI Russian International Scientific and Practical Conference in Memory of M.Yu. Kondratiev (May 12-13, 2021) (pp. 221-224). Мoscow: Publishing house MSUPE. (In Russ.).
Kostina, L.N., Voronina, A.S. (2018). Features of psychological work on professional and personal development of employees of preliminary investigation units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vestnik Akademii Sledstvennogo Komiteta Rossiiskoi Federatsii (Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation), 4(18), 194-198. (In Russ.).
Mailyan, A.R. (2022). Training and coaching as ways to stimulate professional development, career and personal growth. Globus, 4(69), 30-32. (In Russ.).
Markov, VN. (2010). Resource approach to psychological diagnostics: basic principles. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Psikhologiya i Pedagogika (Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy), (4), 5-10. (In Russ.).
Morosanova, V.I. (2021). Conscious self-regulation as a meta-resource for achieving goals and solving problems of human activity. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), (1), 4-37. https://doi. org/10.11621/vsp.2021.01.01. (In Russ.).
Semenova N.A.
Development of a meta-resource for the life success in police National psychological journal. 2024, 19(1)
officers using professional and personal growth training
Porshukov, A.S. (2020). Personal and business qualities of police officers applying for positions of managers who have different forecasts for the success of their activities. Psikhopedagogika v Pravookhranitel'nykh Organakh (Psychopedagogy in Law Enforcement Agencies), 2(81), 142-149. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2020-12003 (In Russ.).
Prilukova, E.G., Rakovsky, D.V, Evsina, E.V. (2023). Understanding or forming dialogic interactivity. Innovatsionnoe Razvitie Rrofessional'nogo Obrazovaniya (Innovative Development of Professional Education), 1(37), 46-51. (In Russ.).
Pryakhina, M.V. (2000). Sotsial'no-psikhologicheskiye ustanovki v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutren-nikh del: dis. kand. psikhol. nauk. (Social and psychological attitudes in the professional activities of employees of internal affairs bodies). Cand. Sci. (Psychology), St. Petersburg. (In Russ.).
Rean, A.A., Stavtsev, A.A., Kuzmin, R.G. (2022). Strengths of the individual in the VIA model as a mediator of the psychological well-being of the individual in professional activity. National Psychological Journal, 2(46), 25-34. https://doi.org/10.11621/ npj.2022.0203. (In Russ.).
Reutova, V.I. (2018). The essence and content of professional success of the head of the police department. Psikhopedagogika v Pravookhranitel'nykh Organakh (Psychopedagogy in Law Enforcement Agencies), 2(73), 13-18. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-12002 (In Russ.).
Semenova, N.A. (2023). Success in life, dispositional optimism and resilience of youth with different types of educational and professional activities. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 3(99), 196-208. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-196-208. (In Russ.).
Semenova, N.A. (2023). Meta-resource of life success of the personality of employees of internal affairs bodies. In: Personal and regulatory human resources in conditions of social challenges: VII Russian International Scientific and Practical Conference (June 15-16, 2023) (pp. 146-151). Stavropol: North Caucasus Federal University. (In Russ.).
Shabunova, A.A., Dobrokhleb, V.G., Medvedeva, E.I., Kroshilin, S.V., Sukhotska, L., Shukhatovich, V.R., Leonidova, G.V., Molcha-nova, E.V. (2019). The Success of Modern Man: Theoretical and Methodological Aspects of Research. Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny: Fakty, Tendentsii, Prognoz (Ekonomicheskie i Sotsial'nye Peremeny: Fakty, Tendentsii, Prognoz), 12(6), 27-50. https://doi. org/10.15838/esc.2019.6.66.2 (In Russ.).
Shamardina, M.V., Darenskikh, S.S. (2017). Personal growth training as a condition for professional self-realization of the individual. ANI: Pedagogika i Psikhologiya (ANI: Pedagogics and Psychology), 2(19), 351-353. (In Russ.).
Bokhan, T.G., Galazhinsky, E.V., Leontiev, D.A., Rasskazova, E.I., Terekhina, O.V., Ulyanich, A.L., Shabalovskaya, M.V., Bogomaz, S.A., Vidyakina, T.A. (2021). COVID-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 259-275. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-259-275
Cascio, J. (2021). A educa^ao em um mundo cada vez mais caótico. Boletim Técnico do Senac, 47(1), 101-105.
Mogashana, Disaapele, Basitere, Moses, Ivala, Eunice (2023). Harnessing student agency for easier transition and success: The role of life coaching. Journal of Student Affairs in Africa Journal of Student Affairs in Africa, 11(1), 49-63. https://doi.org/ 10.24085/ jsaa.v11i1.4206.
Springstein, Tabea, English, Tammy (2023). Studying Emotion Regulation Success in Daily Life: Distinctions from Maladaptive Regulation and Dysregulation. Personality and Social Psychology Review, 27(5). https://doi.org/10.1177/10888683231199140. URL: https://www.psiref.com/publications/187463878 (access date: 01.11.2023)
Yunissov, Y., Aizhan I., Urunbassarova, E. Rakimzhanova, S., Hernández, G., de Velazco, J., Seisekenova, A., Tursynbaeva, A. (2023). Perceptions of Life Success and Moral Qualities of a Modern Person of Generation Z: A Study of Economics and Humanities Students. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, (12), 193-202. https://doi.org/10.36941/ajis-2023-0105
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Наталья Александровна Семенова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России, Краснодар, Российская Федерация [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0687-0472
Natalya A. Semenova, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-0687-0472
Поступила: 05.11.2023; получена после доработки: 07.12.2023; принята в печать: 29.01.2024. Received: 05.11.2023; revised: 07.12.2023; accepted: 29.01.2024.