МЕТАПРЕДМЕТНЫИ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ
© Баринова Е.А.*
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И. Кузнецова,
г. Дмитров
С 2011 года в школах России осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Их отличие от предыдущих стандартов очевидно. В первую очередь, они направлены на новые цели и ценности образования, главными из которых становятся не столько образовательные результаты, сколько развитие личности ученика.
1. Метапредметный подход в образовании
Ранее под образовательными результатами понимались предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания).
В стандартах 2010 г. наряду с предметными выделяют личностные:
- готовность и способность обучающегося к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению, познанию,
- выбор индивидуальной образовательной траектории,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;
Метапредметные результаты:
- освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия [1, с. 15].
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных науч-
Учитель начальных классов.
10
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Эта разобщенность не преодолевалась даже в рамках нетрадиционных форм урока. Так, в основе интегрированного урока лежит методика межпредметных связей. Этот урок предполагает получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. И, напротив, современный метапредметный урок должен быть основан на применении метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями обучающегося [1, с. 26-29].
Введение метапредметного подхода в образовании - это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных изменений развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам общества.
В чем состоит суть метапредметного подхода?
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д. [7, с. 10].
Что должен делать учитель, чтобы реализовать данный принцип? Рассмотрим методические принципы построения метапредметного урока.
Во-первых, учитель должен уметь сценировать урок. Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Она предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами - предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, а со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до способностей, являются специально создаваемые ситуации.
Во-вторых, учитель должен уметь работать с разными слоями мыследеятельности - с коммуникацией, с мышлением, с действием, а также с рефлексией и пониманием, организуя в учебной ситуации реальное наличие данных процессов.
В-третьих, учитель должен уметь работать с индивидуальными траекториями учащихся, но при этом уметь выстраивать между школьниками коллективное взаимодействие, т.к. мышление, в отличие от думанья, может осуществляться только коллективно [7, с. 36].
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма.
Общая педагогика
11
Важным аспектом в построении современного метапредметного урока является его целеполагание. На наш взгляд, главными, среди прочих, являются три цели такого урока:
1. подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
2. обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
3. формирование универсальных учебных действий (метаумений).
Метапредметным можно рассматривать урок, который удовлетворяет
определенным условиям:
1. Представлена самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся. Имеет место рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
2. Формируется интерес и мотивация к обучению у учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.
3. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания, которые концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
4. На уроке используются универсальные способы деятельности, применимые к различным предметным областям.
5. Реализуется практика передачи учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
6. Развиваются базовые способности мышления, воображения, осуществляется работа с взаимосвязями. Формируются универсальные учебные действия, умение структурировать знания.
7. Присутствует рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [4, с. 5-6].
Реализация метапредметного подхода в образовании позволит достичь следующих результатов:
- Ученик будет уверенно ориентироваться в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных знаний.
- Собственная учебная деятельность учащегося будет строиться на базе владения им основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, а также широким спектром умений и навыков использования средств информации и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации.
12
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- У учащихся будут сформированы базовые навыки исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов при продуктивно организованном взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Представляется, что сегодня именно метапредметный подход позволит сформировать целостное мировоззрение у школьников, увидеть всю сложность мира через изучаемый предмет, а также откроет перспективы не только познавательного, но и личностного развития.
2. Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС в начальной школе
Необходимость использования метапредметного подхода на уроках связана с тем, что наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способности выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов [6, с. 9].
Существует много способов, в рамках которых метапредметный подход может быть реализован (развивающее обучение, эвристическое обучение и т.д.).
Но хотелось бы остановиться на формирование метапредметных навыков как одному из способов реализации требований нового ФГОС в начальной школе.
Метапредметные навыки - это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов [3, с. 10].
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижения не только личностных, но и метапредметных результатов. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников обеспечивает достижение названных результатов.
Общая педагогика
13
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные.
Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывающий новые знания и способы действия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить [5, с. 36].
Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия - к мысли.
Ребенок сначала наблюдает или манипулирует с какими-либо материалами:
- с предметами материального мира (природный материал: ножницы, бумага, ручка, прописи, учебник);
- знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель предложения, звуковая модель, задача, представленная в виде модели);
- явлениями более высокого уровня - духовными, нравственными, ценностно-смысловыми, социальными (например - толерантность, совесть, событийный ряд, нравственный выбор).
Ребенок анализирует этот материал, классифицирует, обобщает, пробует различные способы преобразования. И в результате приходит к каким-то выводам, которые обязательно должны быть сформулированы самостоятельно, и приняты для себя как руководство к действию.
Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребенок системно решает различного рода проблемные задачи, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая ситуация всегда для ребенка будет предсказуемой.
Процесс формирования УУД уже в начальной школе создает фундамент для развития личности ребенка, приобретения им умений, необходимых для решения различного рода проблемных задач в любой сфере жизнедеятельности - сначала учебной, затем профессиональной и личной. Благодаря такой организации обучения формируется умение учиться [6, с. 13].
Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, комму-
14
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
никативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.
Надпредметность и универсальность метапредметных действий заключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения формировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать, что любое действие, совершенное им, должно быть во благо Родине, человечеству, природе, себе и другим людям [2, с. 49].
Список литературы:
1. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования.
2. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Л.Н. Алексеевой, А.А. Устиловской. - М., 2007.
3. Прокопенко М.Л. О реализации метапредметного подхода к обучению в начальной школе // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 11.
4. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 4.
5. Сабельникова С.И., Муреева Н.М. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса // Журнал «Управление начальной школой». - 2011. - № 8.
6. Хуторской А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003.
7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2011.
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ
© Бурганова Т.Н.*
Средняя общеобразовательная школа № 91, г. Казань
Ключевые слова: одаренные дети и методы работы с ними, психологические особенности, социальная адаптация одаренных детей.
Сначала попытаемся проанализировать кто же такие одаренные дети и в чем их отличие от остальных детей?
Преподаватель истории и обществознания.