Научная статья на тему 'Металлургические заводы рязанской губернии – участники регионального и всероссийского рынка (XIX – начало ХХ В. )'

Металлургические заводы рязанской губернии – участники регионального и всероссийского рынка (XIX – начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RYAZAN PROVINCE / METALLURGY HISTORY / TRADE HISTORY / NIZHNY NOVGOROD FAIR / ALL-RUSSIAN MARKET / РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ИСТОРИЯ МЕТАЛЛУРГИИ / ИСТОРИЯ ТОРГОВЛИ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА / ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нагорнов В.П.

Статья посвящена роли металлургических заводов Рязанского края в становлении всероссийского рынка металла в XIX – начале ХХ в. Характеризуется коммерческая активность структур металлургической промышленности Рязанской губернии в контексте развития транспортной системы в Центральной России, показано значение Нижегородской ярмарки как главного центра оптовой торговли металлом, рассматриваются основные параметры участия рязанских литейных и металлообрабатывающих заводов в процессе становления в России биржевой торговли и торговопромышленных синдикатов в пореформенный период. Освещаются персоналии ведущих торговых посредников, задействованных в продаже рязанского железа и чугуна на местных рынках и межрегиональных ярмарках. Автор приходит к выводу, что роль рязанской металлургии в системе российского сырьевого рынка в рассматриваемый период имела противоречивый характер. Недостаточное развитие внутреннего рынка металла и высокая конкуренция со стороны крупных горнорудных компаний и торговых синдикатов не позволяли металлургическим предприятиям Рязанской губернии создать рациональную и эффективную систему реализации своей продукции. В то же время металлургические заводы являлись важным фактором развития предпринимательской активности населения Рязанского края, включая деятельность скупщиков металла и производителей металлических изделий. Характерной особенностью коммерческой деятельности рязанских предпринимателей во второй половине XIX – начале ХХ в. являлось сочетание оптовой и розничной торговли металлом с созданием небольших литейных заводов и механических мастерских, обеспечивавших потребности местного населения, прежде всего крестьянства, в сельскохозяйственном инвентаре, строительных материалах, чугунной посуде и других товарах повседневного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEEL WORKS OF THE RYAZAN PROVINCE – PARTICIPANTS OF THE REGIONAL AND ALL-RUSSIAN MARKET (XIX – THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Article is devoted to a role of steel works of the Ryazan region in formation of the All-Russian market of metal in XIX – the beginning of the 20th century. The author characterizes the commercial activity of structures of metallurgical industry of the Ryazan province in the context of development of transport system in the Central Russia, shows value of the Nizhny Novgorod fair as main center of wholesale trade in metal, considers key parameters of participation of the Ryazan foundry and metalworking plants in the course of formation of exchange trade and commerce and industry syndicates during the post-reform period in Russia. The persons of the leading resellers involved in sale of the Ryazan iron and cast iron in the local markets and interregional fairs are lit. The author comes to a conclusion that the role of the Ryazan metallurgy in system of the Russian raw market during the considered period had contradictory character. Insufficient development of domestic market of metal and the high competition from the large mining companies and trade syndicates didn''t allow the metallurgical enterprises of the Ryazan province to create rational and effective system of realization of their production. At the same time steel works were an important factor of development of enterprise activity of the population of the Ryazan region, including activity of buyers of metal and producers of metal products. Characteristic of commercial activity of the Ryazan businessmen in the second half of XIX – the beginning of the 20th century was the combination of wholesale and retail trade in metal to creation of the small foundries and mechanical workshops providing needs of local population, first of all the peasantry in agricultural stock, construction materials, pig-iron ware and other convenience goods.

Текст научной работы на тему «Металлургические заводы рязанской губернии – участники регионального и всероссийского рынка (XIX – начало ХХ В. )»

УДК 94(47).08

НАГОРНОВ Валентин Павлович

Московский государственный областной университет

Москва, Россия

rosnauka@mail.ru

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ - УЧАСТНИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО И ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА (XIX - НАЧАЛО ХХ В.)

Статья посвящена роли металлургических заводов Рязанского края в становлении всероссийского рынка металла в XIX - начале ХХ в. Характеризуется коммерческая активность структур металлургической промышленности Рязанской губернии в контексте развития транспортной системы в Центральной России, показано значение Нижегородской ярмарки как главного центра оптовой торговли металлом, рассматриваются основные параметры участия рязанских литейных и металлообрабатывающих заводов в процессе становления в России биржевой торговли и торгово-промышленных синдикатов в пореформенный период. Освещаются персоналии ведущих торговых посредников, задействованных в продаже рязанского железа и чугуна на местных рынках и межрегиональных ярмарках. Автор приходит к выводу, что роль рязанской металлургии в системе российского сырьевого рынка в рассматриваемый период имела противоречивый характер. Недостаточное развитие внутреннего рынка металла и высокая конкуренция со стороны крупных горнорудных компаний и торговых синдикатов не позволяли металлургическим предприятиям Рязанской губернии создать рациональную и эффективную систему реализации своей продукции. В то же время металлургические заводы являлись важным фактором развития предпринимательской активности населения Рязанского края, включая деятельность скупщиков металла и производителей металлических изделий. Характерной особенностью коммерческой деятельности рязанских предпринимателей во второй половине XIX -начале ХХ в. являлось сочетание оптовой и розничной торговли металлом с созданием небольших литейных заводов и механических мастерских, обеспечивавших потребности местного населения, прежде всего крестьянства, в сельскохозяйственном инвентаре, строительных материалах, чугунной посуде и других товарах повседневного спроса.

Ключевые слова: Рязанская губерния, история металлургии, история торговли, Нижегородская ярмарка, всероссийский рынок.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Valentin P. NAGORNOV

Moscow State Regional University Moscow, Russia rosnauka@mail.ru

STEEL WORKS OF THE RYAZAN PROVINCE - PARTICIPANTS OF THE REGIONAL AND ALL-RUSSIAN MARKET (XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Article is devoted to a role of steel works of the Ryazan region in formation of the All-Russian market of metal in XIX - the beginning of the 20th century. The author characterizes the commercial activity of structures of metallurgical industry of the Ryazan province in the context of development of transport system in the Central Russia, shows value of the Nizhny Novgorod fair as main center of wholesale trade in metal, considers key parameters of participation of the Ryazan foundry and metalworking plants in the course of formation of exchange trade and commerce and industry syndicates during the post-reform period in Russia. The persons of the leading resellers involved in sale of the Ryazan iron and cast iron in the local markets and interregional fairs are lit. The author comes to a conclusion that the role of the Ryazan metallurgy in system of the Russian raw market during the considered period had contradictory character. Insufficient development of domestic market of metal and the high competition from the large mining companies and trade syndicates didn't allow the metallurgical enterprises of the Ryazan province to create rational and effective system of realization of their production. At the same time steel works were an important factor of development of enterprise activity of the population of the Ryazan region, including activity of buyers of metal and producers of metal products. Characteristic of commercial activity of the Ryazan businessmen in the second half of XIX - the beginning of the 20th century was the combination of wholesale and retail trade in metal to creation of the small foundries and mechanical workshops providing needs of local population, first of all the peasantry in agricultural stock, construction materials, pig-iron ware and other convenience goods.

Keywords: Ryazan province, metallurgy history, trade history, Nizhny Novgorod fair, All-Russian market.

Актуальность темы исследования обусловлена современной историографической ситуацией, которая требует углубленного изучения на основе современных научных подходов проблем истории промышленности и торговли России в дореволюционный период, включая такой малоисследованный аспект, как развитие металлургической отрасли в Рязанском крае в XIX -начале ХХ в. [1].

Дополнительную актуальность теме придают поставленные руководством современной России задачи модернизации металлургической отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке [2].

Целью исследования является изучение роли и места рязанских центров горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности в процессе развития всероссийского рынка в XIX - начале ХХ в., включая рассмотрение динамики позиций металлургических заводов Рязанской губернии и связанных с ними смежных местных производств на товарных рынках Российской империи, формирования торговых связей рязанской металлургии с Нижегородской ярмаркой и другими центрами оптовой торговли металлом, деятельности скупщиков металла в Рязанском крае.

В течение XVIII—XIX вв. металлы и изделия являлись одной из наиболее востребованных и крупных товарных групп в системе ярмарочной торговли, причем наблюдался рост их доли в составе товарной массы на большинстве ведущих ярмарок России. Если в XVIII в. они поставлялись на 63% ярмарок, то в XIX - на 74% [3, с. 139].

Одним из существенных аспектов истории металлургической промышленности Рязанской губернии в дореволюционный период является коммерческая активность предприятий. Становление и расцвет рязанских металлургических заводов в XVIII столетии были связаны, прежде всего, с крупными казенными заказами, которые получали их владельцы от Петра I и его преемников. В то же время важным источником получения прибыли для железоделательных и металлообрабатывающих предприятий Рязанского края являлись поставки продукции на региональные оптовые рынки, прежде всего на Нижегородскую ярмарку. В пореформенный период рязанские производители металла не выдерживали конкурентной борьбы за казенные заказы с торгово-промышленными синдикатами и должны были самостоятельно реализовывать свою продукцию на рынке; при этом сохранялся традиционный, в ряде случаев архаичный характер их торговой деятельности. На протяжении всего рассматриваемого периода Нижегородская ярмарка являлась главным центром оптовой торговли для рязанских металлозаводчиков и их торговых посредников. Железо и чугун с рязанских заводов здесь вливалось в более крупные торговые потоки, в которых доминировала продукция Уральских и Тульских заводов. Небольшие литейные и механические предприятия Рязанской губернии распродавали свою продукцию непосредственно на ярмарках.

До появления сети железных дорог перевозка продукции горнорудных предприятий по рекам и гужевым транспортом являлась самостоятельным видом коммерческой деятельности, которой занимались в том числе представители рязанского торгового класса. Например, касимовский купец Н.А. Шемякин в 1854 г. заключил контракт с фирмой горнозаводчиков Демидовых на доставку из Нижнего Новгорода в Москву железа различных сортов.

В пореформенный период реализация продукции металлургических заводов Рязанской губернии осуществлялась тремя способами: непосредственно на предприятиях; через ярмарочную и стационарную торговлю; на товарных биржах.

Первые два варианта были наиболее характерны для рязанских металлургических и металлообрабатывающих заводов, имевших традиционные связи с торговыми посредниками прямо в своей губернии, а также с ярмарками Поволжья и торговыми фирмами Центральной России, прежде всего Москвы.

Истьинский, Ибердецкий и другие железоделательные заводы Рязанского края, как правило, распродавали свою продукцию непосредственно на предприятии. Ее скупали торговые посредники-оптовики и потребители из числа мелких заводчиков и кустарей, использовавшие железные отливки и другое сырье для производства сельскохозяйственного инвентаря, стройматериалов и бытовых изделий. Часть продукции рязанских металлургических заводов уходила за пределы губернии, в том числе в Москву. Деятельность скупщиков давала администрации заводов возможность не заботиться о транспортировке своей продукции. В частности, продажа железа, производившегося в Кирицах, осуществлялась на самом заводе, поставок в другие города и к портам не было [4, с. 78].

В ряде случаев можно проследить связь между конкретными производителями металла и семейными торгово-промышленными предприятиями Рязанской губернии. Так, например, в середине XIX в. бывший крепостной заводчиков Баташевых Д.С. Барков развернул торговлю железом в Рязани и Москве и наладил в г. Касимове производство железных изделий и посуды из касимовского и пронского железа. В начале ХХ в. в селе Спас-Клепики торговал железом Леон Иванович Масленников, в то время как Иван Леонтьевич Масленников являлся совладельцем фабрики металлических изделий О.О. Таусона в Ново-Александровской слободе [5]. В г. Ряжске действовала лавка Сорокиных - торговцев железом и скобяным товаром, позднее основавших чугунолитейный завод в селе Ухолово Ряжского уезда, и т.п.

Рязанские горнозаводчики регулярно представляли свою продукцию на Всероссийских промышленных выставках, что являлось эффективной формой коммерческой рекламы предприятий [6, с. 273]. Фабрика металлических изделий графини де Броглио, производившая маникюрные наборы, ножницы, ножи, скальпели и другие изделия бытового и медицинского назначения, была награждена малой золотой медалью Московской выставки 1843 г., а за продукцию, представленную в Петербурге в 1849 г., ей было предоставлено право использовать в маркировке государственный герб России. Следует отметить, что среди рязанских предприятий фабрика де Броглио (Яковлевой) выделялась широкой географией сбыта продукции: основная часть ее изделий распродавалась в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Одессе и на Нижегородской ярмарке. За границу изделия не поставлялись. Между тем «Стальной и инструмен-

тальный завод Е.М. Яковлевой» (бывш. Броглио) имел медаль 2-й степени Всемирной выставки в Лондоне 1862 г. [7], что свидетельствовало о возможности выхода предприятия на европейский рынок.

Как правило, экспоненты промышленных выставок стремились привлечь публику и покупателей, создавая необычные, запоминающиеся образы. Так, например, на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве главной достопримечательностью экспозиции Истьинского металлургического завода - одного из ведущих производителей иголок в России - были два железных медведя, шерсть которых была выполнена из иголок [8, а 148].

В период капиталистической модернизации наблюдались отдельные попытки вхождения структур рязанской металлургии в систему отраслевых корпораций с выходом на общероссийский рынок. Наиболее эффективные формы коммерческой деятельности через участие в биржевой торговле использовали «Общество Истьинских металлургических и механических заводов» и «Рязанский завод сельскохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей», имевшие торговые конторы в Рязани, Петербурге и Москве. В рассматриваемый период по своим технологическим, организационным и кадровым показателям рязанская металлургия обладала определенным потенциалом коммерческого успеха, не уступая аналогичным промышленным системам других регионов России. Тем не менее ведущим литейным заводам Рязанской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. не удалось войти в число предприятий, системно задействованных в обеспечении потребностей машиностроения и железнодорожного транспорта за пределами своего региона. Рязанские горнозаводчики не принимали заметного участия в организации и деятельности отраслевых промышленных корпораций и торговых синдикатов.

Одной из причин упадка и закрытия в начале ХХ в. ряда предприятий рязанской металлургии, в том числе крупного Истьинского завода, стало недостаточное развитие внутреннего рынка железа, усугублявшееся дефектами финансово-промышленной политики царского правительства. Участники Железного съезда, состоявшегося под эгидой Императорского Технического общества весной 1903 г., отмечали, что ссуды и субсидии нередко выдавались малоперспективным предприятиям, уже имевшим задолженности перед казной. Казенные заказы размещались почти исключительно на новых заводах Юга России, что вело к регрессу металлургии Урала и Центральной России. Сообщество производителей железа предлагало проводить конкурсы на казенные поставки, устанавливать четыре раза в год фиксированные цены на металл, утвердить единые технологические нормы производства для горнозаводчиков. Возможно, реализация данных предложений могла бы способствовать укреплению коммерческих позиций рязанских железных заводов и их более активному выходу на всероссийский рынок.

Таким образом, количественные и качественные показатели коммерческой активности структур рязанской металлургии в XIX - начале ХХ в. определялись общим недостаточно высоким уровнем развития общероссийского рынка железа. В то же время продукция рязанских металлургических заводов в рассматриваемый период была востребована в процессе развития региональной экономики и в главных центрах торговли и промышленности Европейской России - в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Значительная часть металлургических предприятий Рязанского края являлась поставщиками сырья для местных производителей сельскохозяйственных машин, инвентаря, чугунной посуды и других предметов повседневного спроса.

В пореформенный период литейные и металлообрабатывающие заводы играли важную роль в системе хозяйственных связей Рязанской губернии с другими регионами страны, выступали в качестве стимула предпринимательской активности рязанского купечества в сфере оптовой и розничной торговли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Арсентьев Н.М., Арсентьев В.М., Дубодел А.М. Замосковный горный округ в отечественной историографии. Металлургическая промышленность России XVIII-XIX вв. - Саранск-Екатеринбург, 2007. - С. 47-62.

2. Выступление Президента РФ В.В. Путина в Магнитогорске 16 июля 2012 г. [Электронный ресурс] - URL:

p://www .metalinfo. ru/ru/news/57218.

3. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX в. - Ленинград, 1981.

4. Нагорнов В. Основные вехи истории и описание Кирицкого металлургического завода Рязанской губернии. История и современность: новый взгляд: Тезисы докладов студ. науч. конф., 3 апреля 2006 г. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006.

5. Вся Россия на 1901 г. Т.Н. Ст. 1492-1497.

6. Киняпина Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности (20-50-е годы XIX в.). - М.: Изд-во Московского университета, 1968.

7. Указатель V Московской выставки русских мануфактурных произведений 1865 года. - М., 1865.

8. Нагорнов В.П. Пронско-Старожиловский металлургический район в свете модернизации российского

общества. Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVIII—XXI вв. Материалы Межд. науч. конф., посв. 350-летию Н.Д. Антуфьева-Демидова. - Екатеринбург, 2006. - С. 145-148.

REFERENCES

1. Arsentyev N.M., Arsentyev V.M., Dubodel A.M. Zamoskovny mountain district in a domestic historiography. [Zamoskovnyy gornyy okrug v otechestvennoy istoriografii]. Metallurgical industry of Russia of the 18-19th centuries. Saransk-Yekaterinburg, 2007. Pp. 47-62.

2. A speech of the Russian President V.V. Putin in Magnitogorsk on July 16, 2012. Available at: URL: http ://www.metalinfo. ru/ru/news/57218.

3. Mironov B.N. Domestic market of Russia in the second half of 18 - the first half of the 19th century. [Vnutrenniy rynok Rossii vo vtoroy polovine XVIII - pervoy polovine XIX v]. Leningrad, 1981.

4. Nagornov V. Main milestones of history and description of Kiritsky steel works of the Ryazan province. [Osnovnye vekhi istorii i opisanie Kiritskogo metallurgicheskogo zavoda Ryazanskoy gubernii]. History and present: new view: Theses of reports of a student's scientific conference, on April 3, 2006. Yesenin Ryazan State University. Ryazan, 2006.

5. All Russia for 1901 Vol. II. Col. 1492-1497.

6. Kinyapina N.S. Policy of the Russian autocracy in the field of the industry (20 - the 50th years of the 19th century). [Politika russkogo samoderzhaviya v oblasti promyshlennosti (20-50-e gody XIX v.)]. Moscow: Publishing house of the Moscow University, 1968.

7. Index of the Vth Moscow exhibition of the Russian manufactory works of 1865. Moscow, 1865.

8. Nagornov V.P. Pronsko-Starozhilovsky Metallurgical district in the light of modernization of the Russian society. [Pronsko-Starozhilovskiy metallurgicheskiy rayon v svete modernizatsii rossiyskogo obshchestva]. Industrial policy in the strategy of the Russian modernizations of the 18-21th centuries. Materials of the International scientific conference devoted to N.D. Antufyev-Demidov's 350 anniversary. Yekaterinburg, 2006. Pp. 145-148.

Информация об авторе

Нагорнов Валентин Павлович, аспирант кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет, Москва, Россия rosnauka@mail.ru

Получена: 05.09.2016

Для цитирования статьи: Нагорнов В. П., Металлургические заводы Рязанской губернии - участники регионального и всероссийского рынка (XIX - начало ХХ в.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Valentin P. Nagornov, Postgraduate Student of Department of Russian History of Middle Ages and Modern Age, Moscow State Regional University,

Moscow, Russia rosnauka@mail.ru

Received: 05.09.2016

For article citation: Nagornov V.P. Metallur-gicheskie zavody Rjazanskoj gubernii - uchast-niki regional'nogo i vserossijskogo rynka (XIX -nachalo XX v.) [Steel works of the Ryazan province - participants of the regional and all-russian market (XIX - the beginning of the XX Century)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.