Научная статья на тему '«Караванная» ярмарка в системе общероссийской торговли металлами'

«Караванная» ярмарка в системе общероссийской торговли металлами Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРМАРКА / ТОВАРООБОРОТ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУДОХОДСТВО / FAIR / COMMODITY / CIRCULATION WHOLESALE / METALLURGICAL ENTERPRISES / NAVIGABILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермаков Владимир Васильевич

«Караванная» ярмарка являлась одной из крупнейших в России. Она проводилась с XVIII в. в г. Лаишеве Казанской губернии. Особенность ярмарки заключалась в том, что главные товары на ней составляли металлы и изделия из них. Она играла важную роль в оптовой торговле продукцией уральских горных заводов. Показано место «Караванной» ярмарки на российском рынке металла, а также причины ее упадка к началу XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE «CARAVAN» FAIR IN THE RUSSIAN METAL TRADING

The article is about the «Caravan» fair which was considered to be one of the largest in Russia. It took place from the XVII century in the town of Laishevo in Kazan province. The main goods were metals and their production. The article shows the place the «Caravan» fair played in Russian fair of metal and also the reasons of its decline at the end of the 20 the century.

Текст научной работы на тему ««Караванная» ярмарка в системе общероссийской торговли металлами»

УДК 339.174(091)(470.1)

В.В. ЕРМАКОВ

«КАРАВАННАЯ» ЯРМАРКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ МЕТАЛЛАМИ

Ключевые слова: ярмарка, товарооборот, оптовая торговля, металлургические предприятия, судоходство.

«Караванная» ярмарка являлась одной из крупнейших в России. Она проводилась с XVIII в. в г. Лаишеве Казанской губернии. Особенность ярмарки заключалась в том, что главные товары на ней составляли металлы и изделия из них. Она играла важную роль в оптовой торговле продукцией уральских горных заводов. Показано место «Караванной» ярмарки на российском рынке металла, а также причины ее упадка к началу XX в.

V.V. ERMAKOV THE «CARAVAN» FAIR IN THE RUSSIAN METAL TRADING Key words: fair, commodity, circulation wholesale, metallurgical enterprises, navigability.

The article is about the «Caravan» fair which was considered to be one of the largest in Russia. It took place from the XVII century in the town of Laishevo in Kazan province. The main goods were metals and their production. The article shows the place the «Caravan» fair played in Russian fair of metal and also the reasons of its decline at the end of the 20 the century.

«Караванная» ярмарка проводилась в низовьях Камы, в г. Лаишеве. Город этот был основан в середине XVI в. и в период 1781-1920 гг. являлся одним из уездных центров Казанской губернии. Население его в конце XIX в. составляло менее 4 тыс. жителей.

Расположенный на берегу Камы, Лаишев стал местом проведения так называемой «Караванной» ярмарки, на которой торговали исключительно металлом. Ярмарка эта возникла в XVIII в. в связи с развитием уральской горнозаводской промышленности. Свое название - «Караванная» - она получила оттого, что с началом навигации, по большой воде, караваны барок прибывали в Лаишев. Обычные сроки проведения ярмарки - с 20 мая по 20 июня каждого года. Лаишев-ская ярмарочная пристань представляла собой удобное место для стоянки судов. Она находилась в затоне и была защищена от сильных волн и ветров.

Обороты Лаишевской ярмарки и объемы продаж металла были значительными (таблица). Это дает основание относить ее к числу крупнейших ярмарок России.

Обороты торговли на Лаишевской ярмарке (таблица составлена по [1])

Годы На какую сумму привезено металлов, руб. На какую сумму продано, руб. % проданного от привезенного

1877 5362687 811918 15,1

1885 2265894 1358870 59,9

1904 3155912 800400 25,4

Металл доставлялся в Лаишев с казенных и, частных горных заводов, находившихся в Пермской, Оренбургской, Уфимской и Вятской губерниях, а именно: Авзяно-Петровских, Холуницких, Сысертских, Симских, Кыштымских, Белорецких, Сергинских, Омутнинских, Уфалейских, Катав-Ивановских, Рев-динских и других. Что касается видов продаваемой продукции, то это было прежде всего железо сортовое, полосовое, листовое, котельное, а также сталь, чугун и чугунное литье. Большое место в ярмарочной торговле занимали готовые изделия - гвозди, петли, оси, якоря, крючья, проволока прокатная и телеграфная, гири, сковороды и т.п. Наибольший сбыт находило железо сортовое

(по 1 руб. 55 коп. - 1 руб. 90 коп. за пуд), листовое (2 руб. 10 коп. - 2 руб. 80 коп.), полосовое (1 руб. 95 коп.), шинное (1 руб. 45 коп.).

Торговля на ярмарке производилась оптовая, лишь в незначительной мере - розничная. Количество крупных оптовых торговцев было, как правило, невелико. Так, в ярмарку 1877 г. их было 25 чел., 1885 г. - 15 чел., 1889 г. - 20 чел., 1897 г. - 8 чел. Главными покупателями металла являлись: ярославские купцы Рукавишников и Пастухов, казанский купец Журавлев и астраханский - Жаров.

Каких-либо ярмарочных помещений на Лаишевской ярмарке не было. Металл выгружали прямо на берег или на суда покупателей. Большая часть купленного товара отправлялась по воде в различные волжские города. Незначительное количество металла перевозилось сухим путем в г. Казань. Нераспроданный металл (а такового было большинство) отправлялся на реализацию на Нижегородскую ярмарку.

Продавались товары либо в кредит, либо за наличный расчет по тем ценам, которые устанавливались на Нижегородской ярмарке. На барках в Лаишев приезжали приказчики и доверенные лица заводчиков, но, как правило, не для продажи металла, а для ознакомления со спросом и ценами.

Лаишевская ярмарка привлекала к месту ее проведения многочисленную рабочую силу из ближайших уездов - от 400 до 1500 человек. Они имели возможность заработать на погрузочно-разгрузочных работах, а также в качестве бурлаков. В начальный период истории ярмарки здесь происходила смена ватаг бурлаков. Вятские и камские бурлаки получали здесь расчет, а дальше суда тянули нижегородцы.

Лаишевская ярмарка приносила немалые доходы городу Лаишеву и его жителям (за счет сдачи жилья внаем и сопутствующих услуг). В ярмарку 1885 г. эти доходы города и населения составили соответственно 1800 руб. и 3000 руб., в 1889 г. - 2500 руб. и 2000 руб., в 1891 г. - 750 руб. и 800 руб. [2]. Однако по мере сокращения торговых оборотов Лаишевской ярмарки постепенно уменьшались и эти доходы.

А торговые обороты Лаишевской ярмарки действительно сокращались. Так, с 1886 г. по 1896 г. они уменьшились с 8839000 до 1550000 руб. [3]. Причин этого было несколько.

Во-первых, это было проявлением общей тенденции снижения роли ярмарочной торговли в экономической жизни России. Она все больше заменялась торговлей на товарных биржах.

Во-вторых, у Лаишева появился мощный конкурент. В селе Левшине (находилось выше по течению г. Перми, при впадении реки Чусовой в Каму) были устроены некоторыми заводовладельцами (Демидовыми, Яковлевыми, Турчаниновыми) заводские пристани и склады. Именно здесь все чаще стала производиться крупная оптовая продажа уральского металла. Заводские склады были соединены с Уральской горнозаводской железной дорогой, поэтому закупленный металл гораздо быстрее попадал к своим потребителям, чем водным путем.

В-третьих, производителей металла не устраивал порядок взимания торговых пошлин на Лаишевской ярмарке. С судов бралась пошлина, как с торговых помещений, причем отдельно с каждого судна одного и того же владельца. Поэтому многим продавцам металла приходилось платить вместо обычных 60 руб. (50 руб. - государству и 10 руб. - городу) - несколько сот рублей [4]. Особенно страдали те фирмы, которые привозили металл на небольших судах. Так, фирма Сергинско-Уфалейских заводов в конце 80-х годов XIX в. была вынуждена заплатить в г. Лаишеве за 48 своих коломенок огромную по тем временам сумму - 1440 руб. [5].

Заводчики посчитали такой порядок уплаты пошлин несправедливым и отреагировали соответствующим образом. Пароходы с баржами, нагруженными металлом, теперь следовали мимо Лаишева безостановочно прямо в Нижний Новгород. Представители крупнейших металлургических заводов перестали бывать на Лаишевской ярмарке. Некоторые заводчики останавливали отныне свои суда, в ожидании буксировки, в устье Камы, в затоне близ деревни Чиханды.

В-четвертых, организация самой ярмарки вызывала все больше нареканий со стороны торговцев. При недостатке наличных денег металл приходилось продавать в кредит. Недовольство вызывала также нехватка удобных мест для складирования товаров. Затон для стоянки судов постепенно засорялся и мелел. Не устраивали торговцев и бытовые условия проживания во время ярмарки.

В-пятых, доставка металла водным путем часто была связана с большим риском. Так, 7 и 8 мая, 19 и 26 мая 1869 г. в Прикамье свирепствовали сильные бури. В результате на реках Каме, Вятке, Белой и Чусовой оказались потопленными 73 барки, на которых находилось 1 млн 100 тыс. пудов железа. Погибло 100 чел. судовых служащих [6]. Заводчики и судовладельцы понесли огромные потери. И такие сюрпризы природа преподносила нередко.

Сокращение торговых оборотов привело к тому, что в 1888 г. Казанское губернское правление представило ходатайство Министру внутренних дел и Министру финансов России о сокращении сроков проведения Лаишевской ярмарки с одного месяца до двух недель - с 28 мая по 9 июня. Казанский и Нижегородский биржевые комитеты поддержали это ходатайство. Представители последнего, в частности, утверждали, что «Лаишевская ярмарка давно уже потеряла свое значение в железной торговле Уральских заводов, так как большинство заводов запродают железо гораздо ранее...» [7]. Окончательно история Лаишевской ярмарки завершилась в начале XX в., с началом Первой мировой войны и осуществлением Октябрьской революции 1917 г.

Литература и источники

1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 2. Оп. 3. Д. 265. Л. 3; Д. 1183. Л. 2-

2об.; Ф. 359. Оп. 1. Д. 168. Л. 3; Д. 277. Л. 4; Д. 422. Л. 2.

2. НА РТ. Ф. 359. Оп. 1. Д. 265. Л. 3об.; Ф. 2. Оп. 3. Д. 1183. Л. 3; Д. 1554. Л. 5.

3. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администра-

ции. Адрес-Календарь Российской Империи. Т. второй. СПб., 1899. Стлб. 392.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА) (г. Санкт-Петербург). Ф. 20. Оп. 4. Д. 2848. Л. 5об.

5. Казанский биржевой листок. 1890. 12 июня.

6. Казанский биржевой листок. 1869. 10 июля.

7. РГИА. Ф. 20. Оп. 4. Д. 2848. Л. 19.

ЕРМАКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой экономической теории, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Россия, Набережные Челны ([email protected]).

ERMAKOV VLADIMIR VASILYEVICH - candidate of historical sciences, economic theory department chairman, Kama State Academy of Engineering and Economics, Russia, Naberezhnye Chelny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.