Научная статья на тему 'Трансформация института ярмарочной торговли в эпоху утверждения капитализма в России (на материалах Казанской губернии)'

Трансформация института ярмарочной торговли в эпоху утверждения капитализма в России (на материалах Казанской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гибадуллин М. З.

В статье рассматривается развитие института ярмарочной торговли в Российской провинции во второй пол. XIX-нач. ХХ веков, показаны пути его трансформации в условиях капиталистической модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация института ярмарочной торговли в эпоху утверждения капитализма в России (на материалах Казанской губернии)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №1(12)

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ЭПОХУ УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© М.З.Гибадуллин

В статье рассматривается развитие института ярмарочной торговли в Российской провинции во второй пол. Х1Х-нач. ХХ веков, показаны пути его трансформации в условиях капиталистической модернизации российского общества.

В рамках настоящей статьи ставится задача исследовать пути эволюции ярмарочной торговли в Казанской губернии, определить ее масштабы, структуру и динамику.

* * *

Известно, что торговля и торговый капитал исторически предшествуют возникновению капиталистического способа производства.

В дорыночных обществах, при господстве традиционного типа воспроизводства общественного продукта, установление меновых отношений между хозяйствующими субъектами (единицами) носило спорадический характер, поскольку все свои потребности они старались удовлетворять за счет внутренних ресурсов. Различия в условиях производства зачастую обнаруживались лишь при значительном удалении товаропроизводителей друг от друга. Поэтому трансконтинентальная торговля (торговля на большие расстояния) была более развита, нежели экономические связи внутри государств: "В этот период развитие товарно-денежных отношений начинается с актов обмена во внешней торговли, на уровне господствующих классов, и лишь затем спускается до уровня крестьянского хозяйства, а приоритет принадлежит сфере товарного обращения" [1, с.17].

В условиях натурального хозяйства наиболее рациональной формой организации обмена могла быть только временная, периодическая торговля, осуществлявшаяся через ярмарки (для оптовых продаж) и базары (для розничных продаж).

В России, ввиду обширности ее территории, внутренний товарообмен изначально приобретая характер трансконтинентального. Слабое развитие городов, плохое состояние внутренних путей сообщения - все это предопределило исключительно важную роль института ярмарочной торговли в докапиталистической России.

В пореформенные годы ярмарка не только не исчезла из хозяйственной жизни страны, но и заметно развилась. Так, в Европейской России за

пятьдесят лет (с 1863 по 1913 гг.) количество действовавших ярмарок увеличилось в 4,7 раза; в Поволжье - в 1,9 раза [2, с.289]. Весьма бурно ярмарочная сеть развивалась в Казанской губернии: если в 1863 г. здесь функционировало 33 ярмарки, в 1884 г. - 74 [3], то в 1913 г. - уже 103 [4]. Живучесть этого рудимента феодальной эпохи была обусловлена прежде всего противоречивостью экономического развития Российского государства. С одной стороны, неуклонно расширялся внутренний рынок, возрастал совокупный спрос на промышленные и сельскохозяйственные товары, а с другой стороны, сохранялась крайняя отсталость хозяйственной инфраструктуры, в зачаточном состоянии находились главные атрибуты рыночной экономики - банки, биржи и др.

Размещение ярмарочной сети по территории губернии показано на диаграмме (рис.1а), которая позволяет сделать заключение о том, что больше всего ярмарок функционировало в хлебородных уездах (Тетюшском, Свияжском, Чистопольском, Мамадышском). Здесь материальное благосостояние крестьянства было выше, а потому и спрос на товары широкого потребления отличался большей стабильностью. С 80-х годов XIX в. названные выше уезды прочно удерживают лидерство по числу открывавшихся ярмарок. Что касается товарооборота, то весь он сосредоточился фактически на двух ярмарках -Лаишевской и Козмодемьянской (см.диаграмму на рис.1б).

Новые ярмарки открывались как в городах, так, и особенно часто, в селах. Поэтому повсеместно в России прирост ярмарочной сети происходил за счет небольших сельских торжков, а удельный вес городов в общем числе ярмарочных населенных пунктов неуклонно сокращался: в Казанской губернии, например, с 24% в 80-х годах XIX в. до 12% в 1913 г. Хотя городские ярмарки были немногочисленными, они играли гораздо более важную экономическую роль, не-

жели сельские: сюда свозилась подавляющая масса товара, предназначенного к реализации, а их доля в общем объеме ярмарочных продаж составляла более 90% в 1883 г. и 80% - в 1913 г. (удельный вес городских ярмарок в Поволжском регионе в канун I мировой войны составлял 4,5%, а по обороту - 49%) [2, с.146].

Параллельно с количественным ростом происходило уплотнение ярмарочной сети. В результате расстояние между ярмарками сокращалось, что способствовало вовлечению в механизм капиталистического обращения все большей массы крестьянского населения глубинки. И несмотря на то что плотность ярмарочной сети в Казанской губернии была ниже, чем в целом по Поволжскому региону, но все же на протяжении всего пореформенного периода она имела тенденцию к росту. Об этом можно судить по следующим фактам: в 1863 г. на 100 тыс. жителей в Казанской губернии приходилось 2,05 ярмарок (в Поволжье - 5,7) в 1912 - 3,4 (по Поволжью - 5,8). Необходимо отметить, что ярмарочная сеть в Казанском Поволжье до 80-х г. XIX столетия расширялась экстенсивным путем, то есть за счет включения в ее орбиту новых населенных пунктов. Но в последующее десятилетие ярмарочная сеть развивалась за счет роста периодичности уже действовавших ярмарок.

При характеристике ярмарочной торговли существенный интерес представляет проблема классификации ярмарок по размерам. В соответствии с правоприменительной практикой того времени все ярмарки делились на пять разрядов в зависимости от продолжительности торговой сессии. К первому, высшему разряду относилась лишь одна Нижегородская ярмарка, что, очевидно, свидетельствовало о ее особом статусе в системе внутренней торговли страны. Ко второму разряду относились ярмарки, длившиеся от 21 до 28 дней, к третьему - от 15 до 21 дня. Эти ярмарки являлись всероссийскими (имели общегосударственное значение). Разрешение на их открытие давало Министерство внутренних дел и Министерство финансов. Ярмарки четвертого разряда, губернские, имели продолжительность от 8 до 14 дней. Мелким торгам, длившимся не более трех дней, присваивался пятый разряд. Они имели местечковое значение и потому для их учреждения достаточно было решения земского собрания [5, с.243-244]. Но такой подход не учитывал величину ярмарочного оборота. Поэтому в составленной нами таблице № 1 показана динамика ярмарочной торговли и проведена классификация действовавших в Казанской губернии ярмарок по объемам продаж. Из нее видно, что за исследованный период число официально зареги-

стрированных в крае ярмарок увеличилось в два раза. Почти во столько же раз возрос их совокупный товарооборот. Причем до начала ХХ в. динамика торговли росла сравнительно медленно, и лишь после 1907 г. наблюдался всплеск ярмарочной активности, связанной, очевидно, с общей благоприятной экономической конъюнктурой этих лет. Ярмарки местного значения количественно преобладали: удельный вес этой группы составлял 98%. Оптовых, региональных ярмарок (с оборотом 500 тыс.руб. и более) хотя и было немного, но зато именно на них осуществлялась основная масса рыночных сделок (55% в 1876 г. и 75% в 1913 г.). Вместе с тем интересно отметить, что обороты самых мелких ярмарок (выручка от реализации до 50 тыс.руб.) росли все же быстрее, чем крупных, и только ввиду сокращения торговли на средних торжках удельный вес местных рынков в ярмарочной торговли уменьшился с 45 до 23%.

Таким образом, становится очевидным, что в эволюции ярмарочной торговли отчетливо прослеживались две тенденции: значительно укреплялись оптовые, региональные ярмарки, обслуживавшие главным образом потребности развивающейся промышленности, и падало значение местных рынков, ориентированных на удовлетворение потребительских нужд сельского населения.

Мелкие ярмарки носили универсальный характер. Здесь продавались промышленные товары широкого потребления: ткани, одежда и обувь, сельскохозяйственный инвентарь, чай, сахар, фрукты, а также сырье и материалы для кустарной промышленности.

Крупные и средние ярмарки, напротив, имели ярко выраженную специализацию. Так, на Караванной ярмарке под Лаишевом торговали исключительно железом, на Козмодемьянской -строевым лесом, а на "Весенней бирже" в Казани - преимущественно хрустальной, фарфоровой и фаянсовой посудой.

В период капитализма по-прежнему довольно распространенным явлением в ярмарочной торговле было преобладание заезжих коммерсантов. Например, в 1876 г. местные предприниматели составляли не более 25% от общего числа торгующих лиц. Причем на 11 ярмарках края они вовсе не были представлены [6].

Иногородние купцы торговали, как правило, фабричными изделиями: мануфактурой, галантереей, посудой, железом, а местные - сельскохозяйственными продуктами, сырьем, произведениями кустарного промысла. Как правило, эти товары реализовывали не сами производители, а многочисленные посредники, скупавшие их на

местечковых базарах мелкими партиями у крестьян ближних и дальних селений. Разумеется, лицам крестьянского сословия не воспрещалось сбывать на ярмарках продукты собственного труда. Но все же не товаропроизводитель (кустарь, ремесленник, крестьянин), а купец-посредник определял лицо пореформенной ярмарки. Не случайно, в специальном исследовании быта крестьян Казанской губернии, проведенном в 70-х г. XIX в. под руководством местного статистика Н.Н.Вячеслава, отмечалось: " Торговля крестьян на ярмарках очень незначительна..., так что в отношении своего значения базары играют для крестьян более видную роль, чем ярмарки" [7, с.69]. Вряд ли крестьян можно было видеть и среди главных покупателей на ярмарках, поскольку большинство ярмарок края (61%) собиралось в весенне-летний период, то есть тогда, когда платежеспособность сельских хозяев была крайне ограниченна. Осенью действовало столько же ярмарок, сколько и по весне, но торговые обороты на них были очень незначительны (см.табл.2).

Все эти факты позволяют сделать вывод о том, что пореформенная ярмарка не утратила своих имманентных черт, оставаясь, как и в эпоху феодализма, преимущественно результатом деятельности представителей торгового капитала.

Самыми распространенными товарами на ярмарках Казанской губернии являлись предметы одежды и мануфактура (см.табл.3). Ими торговали на 69 и 65% ярмарках соответственно. Довольно широко в ярмарочной торговой сети была представлена группа так называемых высококачественных товаров, таких как чай, кофе, сахар. Их можно было приобрести на 27 ярмарках губернии (53%). Необходимо подчеркнуть, что предметы массового спроса хотя и были представлены на большинстве ярмарок, тем не менее их удельный вес в общем объеме ярмарочных продаж составлял чуть более 10%. В структуре оборота преобладали товары производственного назначения - в частности строевой лес и листовое и кровельное железо. Выручка от их реализации составляла 1,6 млн.руб. (76%) - в 1876 г. и более 2 млн.руб. (72%) - в 1907 г.

На ярмарках края были представлены главным образом изделия отечественной фабричнозаводской промышленности. Произведения аграрного сектора экономики (сельского хозяйства, животноводства и кустарных промыслов) занимали в системе ярмарочной торговли края очень скромное место. Так, скотом торговали только на двух ярмарках (выручка от реализации -2240 руб.); сырыми кожами на четырех (выручка

от реализации - 4500 руб.), специализированная сельскохозяйственная ярмарка в Казанской губернии функционировала только одна - Биляр-ская в Чистопольском уезде. Таким образом, через механизм ярмарочной торговли отечественные промышленные изделия распространялись на всю территорию страны, проникали в самые отдаленные селения.

Интересно сопоставить динамику развития ярмарочной торговли и численности народонаселения края. Как видно из таблицы 4 за 50 пореформенных лет население губернии возросло лишь на 77%, в то время как число ярмарок - в 3,1 раза. Еще более стремительным был рост ярмарочного товарооборота (более чем в 18 раз). Причем Казанская губерния в этом отношении вписывалась в общероссийскую модель эволюции ярмарок.

Приведенные цифры говорят о том, что демографический фактор не играл определяющей роли в развитии этого института оптовой торговли. Не вызывает сомнения, что расширение сети ярмарок и увеличение объемов ярмарочных торгов явились прямым следствием расширения емкости внутреннего рынка. Однако вряд ли можно связывать последнее с укреплением покупательной способности населения страны, в частности крестьян. Как свидетельствуют многочисленные исследователи крестьянского быта и дореволюционной эпохи и наши современники, материальное благосостояние русского агрария в пореформенные годы не стало лучше, а по многим показателям даже ухудшилось. Следовательно, всплеск ярмарочной деятельности, отмечавшийся повсеместно на просторах Российской империи, был связан с капиталистической трансформацией самой ярмарки как института торговли. Мелкие и средние ярмарки сохраняли в массе своей потребительский характер, а вот крупные из оптового рынка предметов потребления, каковыми они по существу являлись в феодальную эпоху, постепенно превращались в рынок средств производства, который в капиталистическую эпоху рос гораздо быстрее.

Для понимания характера капиталистической эволюции ярмарки как института оптовой торговли существенное значение имеет исследование взаимосвязей, показывающих интенсивность ярмарочных торгов, ускорение обращения капитала на них. Данные таблицы 5 позволяют заключить, что на протяжении всего пореформенного периода сохранялась устойчивая, долгосрочная тенденция сокращения продолжительности ярмарок при одновременном росте как числа самих ярмарок, так и их дневных средне-

взвешенных товарооборотов. Аналогичные процессы имели место по всей стране [8, с.133]. И это не случайно. К ускорению и увеличению торгового оборота предпринимателей вынуждали законы рыночной экономики и конкуренция. Дело в том, что с развитием капиталистических отношений предпринимательская прибыль имеет тенденцию к уменьшению. Выход из этого положения коммерсанты находили в увеличении абсолютной массы прибыли посредством расширения масштабов сбыта и ускорения оборота капитала.

Несмотря на то что в пореформенные годы организация оптово-розничной торговли сохраняла многие унаследованные ею от феодализма черты, в ней все же произошли важные изменения. И прежде всего она из кочевой, временной все более становилась оседлой, постоянной. Ярмарки, которые прежде, в условиях натуральнофеодальной экономики, играли весьма заметную роль в хозяйственной жизни страны, постепенно утрачивали свое былое значение и оттеснялись на второй план стационарной торговлей, хотя число их и продолжало увеличиваться.

Причин трансформации института ярмарочной торговли в эпоху утверждения капитализма в России несколько.

Одна из них кроется в самом характере ярмарочной торговли. Рыночные конкурентные отношения требовали применения более рациональных способов ведения коммерческого предпринимательства. Но ярмарки таковыми не являлись. Большая часть из них длилась по нескольку дней или недель в году. За это время купцы успевали реализовать лишь небольшую часть привезенных товаров. Продавцы никогда не знали, какое количество товара необходимо доставить

Размещение ярмарок Каз

на рынок в текущем году. Спрос для них всегда оставался величиной неизвестной, неопределенной, и они нередко привозили гораздо более того, что требовал потребитель.

Определенную роль в переходе на стационарную торговлю сыграло изменение структуры потребительского спроса. Если прежде спрос фокусировался преимущественно на диковинных, эксклюзивных товарах, производство которых в данном регионе было невозможно, то в период утверждения рыночных отношений он сместился в сторону товаров массового потребления. В российской глубинке, как было показано выше, данный процесс нашел свое выражение в значительном расширении сети мельчайших сельских торгов, многие из которых больше напоминали базары. Следовательно, если дореформенная ярмарка служила для купечества одним из инструментов первоначального накопления капитала, то в капиталистическую эпоху функциональная роль ярмарки изменилась: она превратилась в механизм расширения рынка для отечественной промышленности, инструмент экспансии промышленного капитала на окраины страны.

Необходимо назвать еще одну причину, обусловившую переход от временной формы торговли к стационарным. При капитализме создается возможность для получения торговой прибыли не только за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи товара, что является типичным для дорыночных способов производства, но и за счет присвоения части прибавочного продукта. Таким образом, необходимость перевозок товара на большие расстояния, т.е. туда, где этот товар был относительно редок, сама по себе отпадает.

Рисунок 1а

1ской губернии по уездам

100%

80%

60%

40%

20%

0%

П Казанский а Козмодемьянский □ Лаишевский а Мамадышский

□ Свияжский □ Спасский □ Тетюшский □ Царевококшайский

■ Цивильский □ Чебоксарский □ Чистопольски □ Ядринский

Рисунок 1б

Распределение оборотов ярмарок Казанской губернии по уездам

3000000

2700000 -------------------------------------------------------------------------------

2400000 ------------------------------------------------------------ --------

2100000 -------------------------------------------------------------------------------

1800000 --------—------------------------- ------------------------- ------------------

1500000 -------- ---------------- --------------- --------

1200000 -------- ------------------------- ------------------------- ------------------

900000 --------- ---------------- --------------- --------

600000 --------- ------------------------- ------------------------- ------------------

300000 --------- ---------------- --------------- --------

1876 1883 1907

□ Казанский □ Козмодемьянский □ Лаишевский □ Мамадышский

□ Свияжский □ Спасский □ Тетюшский □ Царевококшайский

■ Цивильский □ Чебоксарский □ Чистопольски □ Ядринский

Примечания. Рис. 1а, 1б сост. по: НА РТ ф.1, оп.3, д.3976 (свед. за 1876 г.); Обзор Казанской губернии за 1907 г. Казань, 1908 (свед. за 1907 г.). *Одна ярмарка не действовала; **По одной ярмарке (Билярской) оборот указан в натуральной форме.

Таблица 1

Ярмарки Казанской губернии по размеру оборота 1876-1913 гг. (тыс.руб.)___________________

1876 1883 1907 1913

Число Оборот Число Оборот Число Оборот Число Оборот

500 т.р и более 1 1143,5 2 1863,7 1 1781,8 2 3185,0

50-499 т.р. 3 732,8 1 132,0 2 448,5 1 60,0

До 50 т.р. 48 190,1 71 434,4 88 560,4 99 811,5

И т о г о 52 2066,6 74 2430,1 91 2790,8 103 4017,6

Ср.оборот - 39,7 - 32,8 - 30,6 - 39,0

Примечание. Таблица составлена по: сведения за 1876 г. НА РТ ф.1, оп.3, д.3976; сведения за 1883, 1907 и 1913 гг. Обзоры Казанской губернии за соответствующие годы.

Таблица 2

Посезонное размещение ярмарок Казанской губернии (1883 г.)____________________

Число ярмарок Объем продаж

Абс. В % Рублей В %

Лето 26 35,0 1069771 42,0

Весна 19 26.0 1138206 46,0

Осень 19 26,0 120567 5,0

Зима 7 9.0 45109 3,0

Прочее 3 4,0 56499 4,0

Итого 74 100,0 2430152 100,0

Примечание. Таблица составлена по: Отчет о действиях Казанского губернского статистического комитета за 1883 г. Казань, 1884 (ведомость №13).

Таблица 3

Ассортимент товаров на ярмарках Казанской губернии (1876 г.)________________

Наименование товара Число ярмарок, где он продавался Выручка от реализации

абс. В % В рублях В%

1. Железо 19 33,0 1168,907 56,5

2. Лес 2 3,9 465,024 22,5

3. Посуда 19 37,2 124,957 6,0

4. Игольно-галантерейный 21 41,1 49,б21 2,4

5. Предметы одежды 35 6S,6 33,520 1,б

6. Чай, сахар, кофе 27 52,9 32,20S 1,5

7. Хлеб, мука, крупы 22 43,1 9,927 0,4

8. Фрукты 7 S,0 9,200 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мануфактура 33 б4,7 157,327 7,б

Примечание. Таблица составлена по: НА РТ ф.1., оп.3., д.397б (подсчет наш).

Таблица 4

Динамика развития ярмарочной торговли и роста численности народонаселения _____________________Казанской губернии с 1863 по 1913 гг. __________________________

Годы Число ярмарок Оборот ярмарок Численность населения

всего в % к 1863 г. в руб. в % к 1863 г. чел. в % к 1863 г.

1 S63 33 100,0 222000 100,0 1607122 100,0

1S73 6s 206,0 504SS9 227,4 1707778 106,0

1SS3 73 221,2 2430152 1094,7 1992,985 124,0

1S93 69 209,1 2399297 9252,7 2204027 137,1

1903 84 254,5 2468735 1112,0 2408900 149,9

1913 103 312,1 4017681 1809,0 2850101 177,3

Примечание. Таблица составлена по Обзорам Казанской губернии за соответствующие годы.

Таблица 5

Средняя продолжительность ярмарочной сессии и средний оборот _______________за торговую сессию (1876-1907 гг.)___________________________

1876 1883 1907 1913

Общее число ярмарочных дней в году 330 351 347 364

Число ярмарок 53 74 91 103

Продолжительность ярмарочной сессии (дни) 6,2 4.7 3,8 3,5

Выручка от реализации в день (тыс.руб.) 6.2 б.9 8.0 11.0

1. Чистозвонов А.Н. Некоторые основные теоретические вопросы проблемы генезиса капитализма в странах Западной Европы // Теоретические и историографические проблемы генезиса капитализма. М., 1969.

2. Тагирова Н.Ф. Рынок Поволжья (2-я пол. XIX-нач. ХХ в.в.). М., 1999, таблица 3 (подсчет наш).

3. Отчет о действиях Казанского губернского статистического комитета за 1883 г. Казань, 1884, ведомость 13.

4. Обзор Казанской губернии за 1913. Казань, 1915.

5. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. СПб., 1893.

6. НА РТ ф.1., оп.3., д.3976 (подсчет наш).

7. Экономический быт крестьян Казанской губернии // Труды Казанского губернского статистического комитета. Вып. 1-2 /Под ред. Н.Н.Вячеслава. Казань, 1871.

8. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во 2-ой пол. XVIII - 1-ой пол. XIX вв. М., 1981.

TRANSFORMATION IN THE INSTITUTION OF TRADE FAIR IN CAPITALISM IN RUSSIA (BASED ON MATERIALS OF THE PROVINCE OF KAZAN)

M.Z.Gibadullin

The article reviews trade fair organization in Russia and it's development on the boundary of the XIX-XXth centuries. Ways of it's transformation are shown under the conditions of capitalistic society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.