Научная статья на тему 'Метафорическое моделирование в религиозном дискурсе'

Метафорическое моделирование в религиозном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
421
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МИЛИТАРНАЯ МЕТАФОРА / ФРЕЙМ / СЛОТ / RELIGIOUS DISCOURSE / METAPHORIC MODELING / MILITARY METAPHOR / FRAME / SLOT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьева Ольга Николаевна

Данная статья представляет собой исследование миромоделирующей функции метафор в религиозном дискурсе. В качестве примера рассмотрены милитарные метафоры в святоотеческом наследии. Сделан вывод, что посредством названных метафор формируется образ земной жизни человека как битвы с грехами, пороками и искушениями. Метафоры воздействуют на адресата, формируют эмоциональное отношение к происходящему и побуждают к активным действиям по спасению собственной души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphoric Modeling in Religious Discourse

The article studies the world modeling function of metaphors in the religious discourse. Military metaphors in the patristic heritage are analyzed as examples. It is concluded that by means of the mentioned metaphors the image of the man's life on earth is formed as a battle with sins, vices and temptations. Metaphors affect the addressee, form their emotional attitude to the happenings and incite to active actions on saving their own soul.

Текст научной работы на тему «Метафорическое моделирование в религиозном дискурсе»

УДК 801.3(=82)

Метафорическое моделирование в религиозном дискурсе

О. Н. Кондратьева

Данная статья представляет собой исследование миромоде-лирующей функции метафор в религиозном дискурсе. В качестве примера рассмотрены милитарные метафоры в святоотеческом наследии. Сделан вывод, что посредством названных метафор формируется образ земной жизни человека как битвы с грехами, пороками и искушениями. Метафоры воздействуют на адресата, формируют эмоциональное отношение к происходящему и побуждают к активным действиям по спасению собственной души.

Ключевые слова: религиозный дискурс; метафорическое моделирование; милитарная метафора; фрейм; слот.

Религиозный дискурс является одним из древнейших и важнейших типов институционального общения, оказавшим серьезное влияние на формирование особенностей менталитета русской нации. Тем не менее, по причинам идеологического характера в век научно-технического прогресса и атеизма религиозная сфера длительное время оставалась за гранью интересов науки, в том числе и науки лингвистической, и только в конце ХХ века вектор научных исследований обратился в сторону религиозной проблематики.

В лингвистических работах это проявилось в резком всплеске интереса ученых к исследованию взаимосвязей языка и религии, появляются работы, посвященные религиозному дискурсу, описанию его жанров, стратегий, ценностей, специфике важнейших религиозных концептов.

Религиозный дискурс понимается нами как «общение, основная интенция которого - поддержание веры или приобщение человека

к вере» [Бобырева, 2007, с. 3]. Как отметил В. И. Карасик, религиозное общение имеет следующие цели: «1) получить поддержку от Бога, 2) очистить душу, 3) призвать ближних к вере и покаянию, 4) утвердить верующих в вере и добродетели, 5) разъяснить вероучение ....» [Карасик, 1999, с. 6].

Для достижения названных целей в религиозном дискурсе используется целый комплекс средств, среди которых одним из наиболее значимых является метафора. Метафора в религиозном дискурсе является мощным средством воздействия на адресата, поскольку позволяет сформировать в сознании верующих яркие зримые образы таких ненаблюдаемых понятий, как вера, душа, грех, рай, ад и т. д., создать религиозную модель мира, передать в доступной форме сложные для малоподготовленных адресатов положения христианской идеологии, а также сформировать необходимое эмоциональное отношение к излагаемой в проповедях и поучениях информации. Таким образом, можно утверждать, что метафора выполняет в религиозном дискурсе миро -моделирующую функцию.

Метафорическое моделирование - это «отражающее национальное, социальное и личностное самосознание средство постижения, рубрикации, представления и оценки какого-то фрагмента действительности при помощи сценариев, фреймов и слотов, относящихся к совершенно иной понятийной области» [Чудинов, 2001, с. 47]. Таким образом, современная лингвистика отказалась от традиционного взгляда на метафору как на «сокращенное сравнение», метафора в данный момент рассматривается как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира.

Для создания различных фрагментов христианской картины мира и воздействия на верующих в религиозном дискурсе активно используются милитарные метафоры. Как известно, христианская мораль проповедует непротивление злу насилием, тем не менее, как отметила Л. В. Балашова, «концептуальный милитаризм» был свойственен любой идеологии, включая религиозную», «не случайно такое

обилие военной лексики мы находим именно в религиозных текстах [воинъ христовъ ‘монах, святой, ангел’ и т. д.] ...» [Балашова 1998, с. 183].

Действительно, вся жизнь человека в христианской традиции предстает как битва с врагами спасения. Апостол Павел призывал:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправи-телей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего при-имите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» [Еф. 6: 11-17].

Сложившаяся в текстах Священного Писания традиция использования милитарных метафор для репрезентации тернистого пути приобщения в вечной жизни, спасения души и духовного становления личности получила дальнейшее распространение в произведениях святых отцов. В их трудах речь идет о том, что человек в течение всей жизни борется с искушениями, одерживает победу над страстями, стремится к спасению и жизни вечной. Все это определяет активное использование в религиозном дискурсе военной метафорики.

Задача настоящей статьи - описать особенности милитарных метафор в святоотеческом наследии. Материалом исследования послужила антология святоотеческой мысли «Сокровищница Духовной Мудрости», в которой собраны высказывания святых отцов, живших со II по XIX века.

В процессе анализа были выделены основные фреймы и слоты, структурирующие милитарную метафору в текстах религиозного содержания.

1. Фрейм «Военные действия». По наблюдениям Л. В. Балашовой, лексика из парадигмы «Война и военные действия» с древнейших времен вовлекается в процесс метафоризации, и «процесс противостояния, вооруженной борьбы ассоциируется с активным противоборством различных убеждений, интересов, тенденций в развитии и т. п., причем целью такого противостояния, противоборства становится подчинение одной идеологии, одной тенденции в развитии другой» [Балашова, 1998, с. 180].

Метафоры данной группы актуализируют активность, целеустремленность, решительность православного человека в отстаивании нравственных принципов и стремление неуклонно следовать христианским догматам, преодолевая возникающие на пути к спасению и жизни вечной препятствия.

В метафорическом значении для репрезентации подобных ситуаций используются лексемы брань, бой, война, ратоборство, борьба, битва и др.: Предстоит великая брань; не пренебрегайте ею, не думайте, что достигли вы уже совершенства [СДМ: прп. Ефрем Сирин]; А если на этом ратоборстве будем побеждены, обличены, как рабы плотской похоти, чрез это не представляя знаков ни свободы, ни крепости, то, как недостойные рабы, с посрамлением тотчас будем выгнаны с поприща духовного ратоборства [СДМ: прп. Иоанн Кас-сиан]; Не из-за каких-либо ничтожных, последнейших и человеческих целей идет этот у нас бой, но Божественных ради и небесных благ [СДМ: прп. Феодор Студит]. У нас ежедневно происходит внутренняя война [СДМ: прп. Иоанн Кассиан]; . . .без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

Рефреном в произведениях святых отцов повторяется мысль о необходимости постоянных усилий, о важности происходящей духовной брани, итогом которой станет спасение души и жизнь вечная: Не из-за каких-либо ничтожных, последнейших и человеческих целей идет этот у нас бой, но Божественных ради и небесных благ [СДМ:

прп. Феодор Студит]; И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

1.1. Слот «Виды военных действий». В большинстве проанализированных контекстов отмечен особый характер борьбы сил добра и зла: эта битва происходит внутри самого человека, в его сражении с самим собой, в противостоянии духа и плоти, и потому зачастую речь идет о внутренней брани, о брани ненаблюдаемой, невидимой: Нам нечего бояться внешнего неприятеля; враг в нас самих скрывается. У нас ежедневно происходит внутренняя война; по одержании победы на ней все внешнее сделается слабым и с воином Христовым все помирится и покорится ему [СДМ: прп. Иоанн Кассиан]; Есть брань и в членах наших, поселенная для нашей же пользы, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите [СДМ: прп. авва Даниил]; Какие же суть оружия, в которые облекает своих воинов эта невидимая брань? [СДМ: прп. Никодим Святогорец].

Происходящие военные действия именуются в религиозном дискурсе войной духовной, что также указывает на особый характер подобных сражений: Духовная война ведется также посредством противостояния и уклонения в сторону [СДМ: свт. Иоанн Златоуст]; Если хочешь быть не пустым воином, то как можно скорее обратись к духовной брани и ратуй паче на свое бесчиние [СДМ: прп. Исидор Пелусиот].

1.2 Слот «Продолжительность военных действий». Характерной особенностью духовной войны является ее длительность. Всю свою земную жизнь человек проводит в борьбе за спасение своей души, и эта борьба ежечасна, она не имеет перерывов и моментов перемирия: Послушай, как должно вести каждочасно действующую в нас брань, и поступай так [СДМ: прп. Филофей Синайский]; На земле все враждебно человеку и сам он - в непрестанной борьбе с собою

[СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]; Человек да не прекращает брани до самой смерти, пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения [СДМ: прп. Исаак Сирин]; Нужна нам великая бдительность, так как и брань у нас непрерывная и никогда не знает перемирия [СДМ: свт. Иоанн Златоуст].

Таким образом, в рамках данного фрейма формируется образ жизни православного человека как непрекращающейся и невидимой внешнему наблюдателю битвы, являющейся необходимым залогом спасения.

2. Фрейм «Этапы военных действий». На описание душевной борьбы ищущего спасения человека проецируются все этапы военных действий: начало конфликта, собственно битва и ее финал - поражение или победа, освобождение или плен, а также получение в бою ран. Метафорическое значение приобретают лексемы вооружаться, ополчаться, пленить, плен, одолеть, победа, ранить и др.

2.1. Слот «Начало военных действий». В качестве исходного пункта духовной брани всегда выступает нападение сил зла, атакующих человека, его душу и сердце: Когда нападет враг или уранит, по невниманию нашему, впустив стрелу похоти в сердце, тотчас употребим против него молитву, - и он убежит не медля... [СДМ: прп. Феодор Студит]; ошуюю тебя стоит уже тот враг твой и то страстное влечение, с коими ты состоишь в то время в борьбе, готовые тотчас напасть на тебя, и вследствие того восстанови в себе решительность или победить, или умереть, но не уступать [СДМ: прп. Никодим Святогорец]; Нет человека, на которого враг перестал бы нападать [СДМ: прп. Макарий Египетский].

Следует отметить, что битва в религиозном дискурсе всегда имеет оборонительный характер - силы зла атакуют, и человек, в борьбе за спасение своей души, принимает бой. В святоотеческой литературе подчеркивается, что не следует уклоняться от борьбы, но не следует и напрашиваться на нее; тогда и для нас победа будет славнее, и для диавола поражение унизительнее [СДМ: свт. Иоанн Златоуст].

2.2. Слот «Сражение». Стремление преодолеть грехи и пороки представлено посредством лексем сражаться, бороться, подвизаться и др.: Кто мужественно борется со страстьми, строго исполняя заповеди Господа, тот по мере успехов очищается сердцем, и по мере чистоты сердца сближается с Господом... [СДМ: свт. Феофан, Затв. Вышенский]; Понуждай себя хранить молчание, чтобы Бог даровал тебе силу бороться и подвизаться [СДМ: прп. авва Исаия]; Умная душа ... обуздывает гнев и похоть — эти неразумнейшие свои страсти, и за то, что борется с ними, укрощая и преодолевая их, увенчивается и удостаивается пребывания на небесах [СДМ: прп. Антоний Великий]. Как видно из приведенных контекстов, наградой победителю сражения является приближение к Богу.

Сражение духовное имеет определенную стратегию и тактику: Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело

- внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело

- помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас . [СДМ: прп. Исихий Иерусалимский].

В процессе сражения происходит духовный рост человека, он достигает новых высот на пути спасения, что метафорически представлено как присвоение высокого воинского звания: Если бы и мы, так же мужественно сражаясь против возмущений и пороков, могли подчинить их своей власти и рассуждению ... и спасительным знамением креста Господня прогонять от пределов нашего сердца свирепые полки противных властей, то за заслуги таких побед мы были бы возведены в чин духовного сотника... [СДМ: прп. авва Серен].

2.3. Слот «Ранение». Временные неудачи на пути духовного становления и на пути преодоления собственного несовершенства зачастую метафорически представлены как ранения, полученные в неравной битве: Зло не в том... чтобы, сражаясь, пасть, а в том, чтобы,

упавши, так и оставаться; не то бедственно, чтобы, воюя, быть раненным, но то, чтобы после поражения отчаиваться и не заботиться о ране [СДМ: свт. Иоанн Златоуст]; Умирает... <в брани> не тот, кто однажды получил рану или пал под ударом... но тот, кто сам себя добровольно предает врагам своим на заклание [СДМ: прп. Феодор Студит]. Подобные «ранения» являются своеобразным знаком совершенной ошибки и необходимости усилить бдительность и начать более активные действия.

2.4. Слот «Победа и поражение». Проиграть, быть побежденным означает поддаться своим страстям и не смочь преодолеть искушения: Немоществовать еще плотию не значит быть побежденным; но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

Победа в духовной битве достигается исключительно за счет постоянного духовного труда и терпения: Не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа над невидимыми врагами [СДМ: свт. Василий Великий]. Вся жизнь должна состоять из борьбы и побед, которые следуют друг за другом, каждая из которых ведет на новую ступень духовного подвига: Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы. Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники [СДМ: прп. Исидор Пелусиот].

Победа над грехом - это одновременно и победа над смертью: Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]. Зрители (Бог и ангелы), пристально наблюдающие за ходом битвы приветствуют победителя: Итак, когда ты сделаешься победителем врага, Бог и Ангелы будут рукоплескать тебе; и Ангелы, радуясь, прославят Бога, даровавшего тебе силу победить лукавого. Для того

и брань усиливается более и более, чтобы и ты стал благоискусным, и Бог прославлялся, и люди стали тебе подражателями [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

Как видно из приведенных примеров, в рамках данного фрейма жизнь предстает как цепь этапов на пути к спасению. Практически с рождения человека атакуют искушения и соблазны, и стремление к их преодолению, победе над собственной слабостью составляет главную цель человека.

3. Фрейм «Участники военных действий». Субъект религиозной жизни концептуализируется как участник военных действий, борец с постоянными искушениями, борец за спасение души и обретение жизни вечной. Метафоризации подвергаются лексемы ратник, воин, воитель, враг и др. В качестве воина предстает как сам человек (монах, инок, святой и т. д.), так и его антагонисты - дьявол (ср. враг рода человеческого и др.), бесы, грехи, искушения.

3.1. Слот «Воины». С древнейших времен сложилась традиция именования монаха христовым воином. Сохраняется данная тенденция и в текстах святых отцов: Воину Христову должно знать, каких врагов следует ему отгонять еще издали и каким попускать бороться с собою [СДМ: прп. Иоанн Лествичник]; Будем же каждый день бодрственными, боголюбивые воители ... Если возненавидишь земное, пренебрегая временным, то в состоянии будешь, как доблестный воин, получить победную награду [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

В качестве воинов, ведущих постоянную борьбу за спасение, предстают, прежде всего, иноки, монахи, подвижники и святые: С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению благодетельствующего нам Бога, вступают духи в борьбу открытую [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]; Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей; ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи [СДМ: прп. Максим Исповедник]; Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно,

подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]; Доблестно борясь с миром, и с плотью, и с исходящими от них восстаниями... святые не порабощенным сохранили в самих себе достоинство души [СДМ: прп. Максим Исповедник].

3.2. Слот «Противники». Имеются на пути духовного становления противники и враги, в сражение с которыми вступает человек, ищущий спасения для своей души: Необходимо всякому, поставленному для борьбы, хотя бы часто преодолевал и побеждал своего противника, и самому иногда быть уязвленным [СДМ: прп. Иоанн Кассиан]; Только содевающему все без исключения заповеди возможно устоять против врага [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов].

3.2.1. Дьявол. В библейской традиции врагом Бога и человека выступает Дьявол. Его именуют «врагом рода человеческого», а наименование «Сатана» происходит от еврейского слова «сатан», обозначающего врага, противника [Библейская энциклопедия...]. Дьявол постоянно атакует человека, стремится спровоцировать его на неугодные Богу поступки, и начинается битва за спасение: Для любящих Бога всею душою брань с диаволом то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима [СДМ: прп. Ефрем Сирин]; Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною [СДМ: прп. Макарий Египетский]; Ибо земное влечет к себе долу, и страсти во время брани помрачают сердечные очи; и потому-то лукавый воюет с нами и побеждает нас, исполненных земного и порабощенных пристрастию к земным заботам [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

3.2.2. Злые духи. На стороне дьявола в борьбе с человеком выступают его приспешники - бесы, злые духи, падшие духи, демоны: ... если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей, и таким образом не приимет небесного орудия самой благодати и не вступит в борьбу с духами злобы [СДМ: прп. Нил Синайский]; Нам, не видящим падших духов телесными очами, надобно научиться

видению их душевными очами [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]; Мы побеждаем или бываем побеждаемы не вследствие силы противников (бесов) или слабости помощников, а по нашей воле [СДМ: свт. Иоанн Златоуст]; Вся брань монаха против демонов состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей; ибо иначе невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи [СДМ: прп. Максим Исповедник].

Названные сторонники дьявола никогда не нападают в одиночку, они всегда объединены в целые воинские подразделения - полчища: Вот восстанет на тебя князь преисподних, диавол, с полчищами бесов своих и начнет разжигать страстное в тебе влечение.... [СДМ: прп. Никодим Святогорец]; Не ослабевайте и не трепещите от вражеских ополчений, не впадайте в бездну безнадежности, если, может быть, и приключится вам на время поползнуться и согрешить [СДМ: прп. Исаак Сирин]; .. .спасительным знамением креста Господня прогонять от пределов нашего сердца свирепые полки противных властей, то за заслуги таких побед мы были бы возведены в чин духовного сотника... [СДМ: прп. авва Серен].

3.2.3. Грехи, пороки, страсти. Противниками человека на пути к спасению выступают также грехи, пороки, страсти, с которыми человек должен регулярно бороться: Кто не борется <внутренно> со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самим делом [СДМ: прп. Макарий Египетски]; Страх Божий понуждает нас бороться со грехом [СДМ: прп. Марк Подвижник]; ...Всякой борьбе с грехом и вожделением служат началом труд, бдение и пост... [СДМ: прп. Исаак Сирин]; Мера твоего подвига заключается в том... чтобы бороться с пороком и не слушаться его [СДМ: прп. Макарий Египетский]; Если желаешь ты победить врагов своих как можно скорее и легче, необходимо тебе, брате, вести брань со всеми страстями своими непрестанно и мужественно прп. Никодим Святогорец]; Когда страсти обнаружатся в подвижнике: тогда он вступает в борьбу с ними [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов].

Вступает в борьбу с грехами и пороками и душа человека: Если душа стоит твердо и ни в чем не ослабевает, то начинает брать преимущество, решать дело и одерживать над грехом победы [СДМ: прп. Макарий Египетский]; Когда душа гневом подвигается против страстей, ведать надлежит, что тогда время молчать, ибо то есть час брани [СДМ: блж. Диадох].

3.3. Слот «Союзники». В нелегкой битве у человека есть не только враги, но и помощники, оказывающие ему поддержку: У нас есть и союзница в борьбе - сестра поста, разумею молитву: смерть ли, искушение ли, или какое-либо другое из зол, - все уничтожается молитвою и постом [СДМ: свт. Иоанн Златоуст].

Главным союзником и помощником в духовной борьбе, которую ведет человек и его душа, является, конечно же, Христос: Дерзновенно убо да уповает душа на Христа, да призывает Его; врагов же отнюдь да не страшится: ибо не одна воюет, но со Страшным Царем Иисусом Христом, Творцом всего сущего, бестелесного и телесного, видимого и невидимого [СДМ: прп. Исихий Иерусалимский].

Актуализируя подобную роль Христа в духовных битвах, авторы именуют его споборником, подвигопомощником и архистратигом: Не будем бояться, ни ужасаться демонов. Имеем и мы Споборника и Заступника, Духа Святаго и Господа нашего Иисуса Христа... [СДМ: прп. Феодор Студит]; но в то же время не забывай взывать кПодвигопомощ-нику нашему Господу Иисусу Христу о помощи, ограждении и укреплении доброй воли твоей: ибо без Него не можем мы иметь успеха ни в чем [СДМ: Никодим Святогорец]; Сознай также, что одесную тебя невидимо предстоят тебе победоносный Архистратиг твой, Господь наш Иисус Христос с Пресвятою Матерью Своею и множеством Ангелов святых, с Архангелом Михаилом во главе, готовые на помощь тебе, и вследствие того воодушевись благонадежием [СДМ: прп. Никодим Святогорец]; Для победы над злом нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь - мы побеждаем; когда она удаляется от нас - мы побеждаемся [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов].

Метафоры, функционирующие в рамках данного фрейма, демонстрируют многообразие препятствий, возникающих на пути спасения, а также постоянное незримое присутствие главного союзника в борьбе с искушениями и пороками - Христа, позволяющее православным почувствовать поддержку в их нравственных исканиях.

4. Фрейм «Оружие и оградительные сооружения». Любая борьба немыслима без оружия, и человеку в духовных битвах также необходимы средства для ведения боя со своими противниками: Внимание, - само-противление, - ко Господу Спасителю обращение... Вот вам всеоружие! - Ни один враг не устоит! [СДМ: свт. Феофан, Затв. Вышенский].

4.1. Слот «Виды оружия и доспехов». С помощью метафор оружия происходит характеристика способов и средств, используемых в процессе преодоления препятствий на пути духовного спасения. Ме-тафоризации подвергаются лексемы оружие, вооружаться, меч, лук, копье, щит, доспехи, панцирь, броня, шлем и др.

В качестве оружия, помогающего христианину в битве, предстает такая добродетель, как смирение: Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славный до-спех - смирение [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

Также в качестве оружия выступают вера, исповедь, пост и молитва: Возгревайте сильнее веру в Господа Спасителя нашего и уповайте на Него. В сии орудия облекшись, недоступны будете врагам [СДМ: свт. Феофан, Затв. Вышенский]; Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого на монашеском языке бранию, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь [СДМ: свт. Игнатий Брянчанинов]; Возьмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостать (ср.: Еф. 6, 13) врагам... в тот день, когда восстанет на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

О продуктивности данного слота говорят также и многочисленные контексты, построенные путем перечисления целого ряда «воинских атрибутов» христианина, ведущего битву за спасение.

Иоанн Златоуст следующим образом описывает грядущее сражение: При наступлении сей особой войны и сражаться будем особым способом: обратим к небу песнопения; вместо копьев устремим туда псалмы; вознесем к Богу молитвы; ... будем сражаться оружием добродетели; панциря праведности не пробивает стрела; щиту веры не наносит вреда молния; Бог не попускает сокрушить шлем надежды... [СДМ: свт. Иоанн Златоуст].

Никодим Святогорец приводит целый список оружия и доспехов, необходимых для невидимой брани: Какие же суть оружия, в которые облекает своих воинов эта невидимая брань? Слушай. Шлемом для них служит совершенное себе неверие и совершенное на себя не-надеяние; щитом и кольчугой - дерзновенная вера в Бога и твердое на Него упование; броней и нагрудником - поучение в страданиях Господа; поясом - отсечение плотских страстей; обувью - смирение и немощности своей постоянное признание и чувство; шпорами

- терпение в искушениях и отгнание нерадения; мечом, который непрестанно держат они в одной руке, - молитва как словесная, так и мысленная - сердечная; копьем трехострийным, которое держат они в другой руке, - твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую страсть, отревать ее от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца [СДМ: прп. Никодим Святогорец].

В произведениях Ефрема Сирина мы также находим целый «арсенал» христианских добродетелей: Сматривал я оружейную храмину победоносцев, вникал, какое оружие облекшемуся в оное доставляет победу. Много оружий представилось там взорам моим, и каждым из них можно одержать блистательную победу. Во-первых, видел я чистый пост - этот меч, который никогда не притупляется. Потом видел девство, чистоту и святость - этот лук, из которого острые стрелы пронзают сердце лукавому. Видел и нищету, с пренебрежением отвергающую серебро и всякое имущество, - эту броню, которая не допускает до сердца изощренных стрел диавольских; заметил там любовь - этот щит, и мир - это твердое копье, от которых трепе-

щет сатана и обращается в бегство. Видел бдение - этот панцирь, молитву - эти латы, и правдивость - эту легкую военную колесницу. Но, рассматривая все сии вооружения и размышляя, какое из них всех тверже, увидел я оплот смирения и нашел, что ничего нет тверже его, потому что никакое оружие не может проторгнуть его, и лукавый не в силах взять его приступом [СДМ: прп. Ефрем Сирин].

4.2. Слот «Оградительные сооружения». Велика в битве и роль средств укрытия от нападения противника. Метафорическое переосмысление получают окопы, ограда, оплот и др.

Оградой, оплотом, защищающим человека, являются смирение и сила Господня: Если желаешь одержать победу в брани, которую ведешь ты, то ищи себе прибежище за оплотом смирения, там укройся и не оставляй сей ограды, чтобы не уловил тебя в плен хищник [СДМ: прп. Ефрем Сирин]; Если и наступает брань отвне, делает при-ражение сатана, то внутренно ограждены христиане Господнею силою, и не тревожатся при нападениях сатаны [СДМ: прп. Макарий Египетский].

В качестве окопов, в которых можно укрыться от вражеских нападок, предстают божественные заповеди: Как окопами какими, оградим себя Божественными заповедями; и будем всегда целы и безопасны [СДМ: прп. Феодор Студит].

В результате проведенного исследования можно отметить, что ми-литарные метафоры занимают значимое место в религиозном дискурсе. Они представлены в текстах четырьмя фреймами: «Военные действия», «Этапы военных действий», «Участники военных действий», «Оружие и оградительные сооружения», - каждый из которых состоит из отдельных слотов и организует значительное количество метафорических переносов.

Использование милитарных метафор в религиозном дискурсе формирует устойчивый образ земной жизни человека, представляющей собой каждодневную битву - с грехами, пороками, страстями и искушениями, с самим собой, собственным несовершенством. Итогом этой

битвы должен стать духовный рост, приближение к идеалу истинного христианина, спасение души и обретение жизни вечной.

Прагматический потенциал милитарной метафоры в религиозном дискурсе характеризуется преимущественно векторами опасности, тревожности. В названных метафорах просматривается мотив беспокойства о человеческой душе, мысль о стремлении бороться за душу изо всех сил во имя спасения.

Следует отметить, что спецификой милитарной метафоры в религиозном дискурсе является также отсутствие характерного для подобных метафор в других видах дискурса (политическом, спортивном и др.) вектора агрессивности и жестокости. Здесь не постулируется необходимость победы любой ценой, любыми средствами. Показательно, что при описании духовной брани описываются исключительно ситуации оборонительных, а не атакующих действий, иначе говоря, христианин защищает свою жизнь, отстаивает свои нравственные ориентиры.

Таким образом, использование милитарных метафор в религиозном дискурсе создает атмосферу напряжения и тревожности, активизирует адресата, побуждает его к борьбе за спасение своей бессмертной души.

Источники и принятые сокращения

СДМ - Сокровищница Духовной Мудрости : Антология святоотеческой мысли [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://optina.org.ru/books/ sokrovistchnitsa/titul.htm.

Литература

1. Балашова Л. В. Метафора в диахронии : на материале русского языка ХІ-ХХ вв. / Л. В. Балашова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - 217 с.

2. Библейская энциклопедия Брокгауза [СДМ: Электронный ресурс] // Логос : Режим доступа : http://logosenc.org/brokgauz/satana.html.

3. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс : ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения) : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Е. В. Бобырева. - Волгоград, 2007. - 37 с.

4. Карасик В. И. Религиозный дискурс / В. И. Карасик // Языковая личность : проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики : сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 1999. - С. 5-19.

5. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале : Когнитивное исследование политической метафоры / А. П. Чудинов. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 238 с.

© Кондратьева О. Н., 2012

Metaphoric Modeling in Religious Discourse

O. Kondratieva

The article studies the world modeling function of metaphors in the religious discourse. Military metaphors in the patristic heritage are analyzed as examples. It is concluded that by means of the mentioned metaphors the image of the man's life on earth is formed as a battle with sins, vices and temptations. Metaphors affect the addressee, form their emotional attitude to the happenings and incite to active actions on saving their own soul.

Key words: religious discourse; metaphoric modeling; military metaphor; frame; slot.

Кондратьева Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и славянских языков, Кемеровский государственный университет (Кемерово), Kondr25@rambler.ru.

Kondratieva, O., PhD in Philology, associate professor, Department of General Linguistics and Slavic Languages, Kemerovo State University (Kemerovo), Kondr25@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.