Научная статья на тему 'Метафора как педагогический инструмент'

Метафора как педагогический инструмент Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
614
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ФУНКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СЕМАНТИКА / ЧЕЛОВЕК / КОГНИЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / METAPHOR / FUNCTION / PEDAGOGICAL DISCOURSE / SEMANTICS / PERSON / COGNITION / ETHICS / MORALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хахалова Светлана Алексеевна

В статье предлагается рассматривать метафору как педагогический инструмент развития прагматической компетенции обучаемых на примере анализа совокупности проявлений нравственной, этической, познавательной, регулятивной, эпистемической, метаязыковой функций, выполняемых метафорой. Объектом исследования является метафора в поэтических, публицистических, политических, научных текстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphor as a pedagogical tool

The article proposes to consider a metaphor as a pedagogical tool for development of pragmatic competence of learners on the example of analysis of a set of moral, ethic, cognitive, epistemic, cognitive, regulative, metalanguage functions, performed by the metaphor. The object of study is the metaphor in poetic, publicistic, political and scientific texts.

Текст научной работы на тему «Метафора как педагогический инструмент»

14. Леонтьев И.Н. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 1998. - 412 с.

16. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с.

18. Швырев В.С. Деятельность, теория, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. -366 с.

19. Фромм. Э. Человек для себя. - Минск: По-пури, 1998. - 320 с.

20. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

Фомицкая Галина Николаевна, доктор педагогических, доцент, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: galinaf1961@mail.ru.

Бадашкеев Михаил Валерьевич, преподаватель психологии Боханского филиала Бурятского госуниверситета. E-mail: badashkeevm@mail.ru.

Fomitskaya Galina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, rector of the Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: galinaf1961@mail.ru

Badashkeev Mikhail Valerevich, teacher of psychology, Bokhan Branch, Buryat State University. E-mail: badashkeevm@mail. ru

УДК 371.3 © С.А. Хахалова

Метафора как педагогический инструмент

В статье предлагается рассматривать метафору как педагогический инструмент развития прагматической компетенции обучаемых на примере анализа совокупности проявлений нравственной, этической, познавательной, регулятивной, эпистемической, метаязыковой функций, выполняемых метафорой. Объектом исследования является метафора в поэтических, публицистических, политических, научных текстах.

Ключевые слова: метафора, функция, педагогический процесс, семантика, человек, когниция, нравственность, мораль.

S.A. Khakhalova

Metaphor as a pedagogical tool

The article proposes to consider a metaphor as a pedagogical tool for development of pragmatic competence of learners on the example of analysis of a set of moral, ethic, cognitive, epistemic, cognitive, regulative, metalanguage functions, performed by the metaphor. The object of study is the metaphor in poetic, publicistic, political and scientific texts.

Keywords: metaphor, function, pedagogical discourse, semantics, person, cognition, ethics, morality.

Роль метафоры в педагогическом процессе и обучении нравственным и этическим принципам общественного устройства представляется актуальной проблемой в пространстве педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого. Семантика человека включает в свою зону использование вторичных предикатов, предикатов широкой сочетаемости и предикатов тонкой семантики, создавая тем самым функциональный потенциал вторичной косвенной номинации. Обратим внимание на ряд функций метафоры, которые играют важную роль в процессе обучения.

Эпистемическая функция метафоры «культурно-познавательное априори» [Фуко, 1994] задает условия возможности проявления форм культуры и конкретных форм знания в ту или иную историческую эпоху. Так называемое время культуры находит свое отражение в метафорах. Скрытые структуры определяют способ упорядочивания «вещей» в «словах» и обнару-

живаются, скорее всего, в системе «синхронистических изоморфизмов культурных феноменов» [Визгин, 2001]. Так, до президентских выборов в 1996 г. за полтора месяца до голосования Россия напоминала канун гражданской войны. Всплеск социальный активности передавался с помощью метафор. В них закладывался способ (не)упорядочивания ситуации неопределенности в стране и обнаруживался в системе «синхронистических изоморфизмов культурных феноменов»: страх и волнение перед неизбежно наступающим будущим.

Познавательная/когнитивная функция метафоры позволяет расширить горизонты познания внеязыкового мира, используя имеющиеся в языковой системе средства номинации. Например, в предвыборный период происходит процесс формирования стереотипа выборов в метафорах типа борьба, интрига, предвыборная буря, традиционный приход гриппа, эпидемия гриппа, политический балаган, сфера нараста-

ющих внутренних напряжений, жесткая подковерная борьба, схватка, раздрай, интересное сюрреалистическое полотно, «Картина маслом» кисти Босха, пейзаж и т.д. В стереотип закладывается негативная модальность предвыборной ситуации, ассоциативно проецируемая на некомфортное внутреннее состояние человека в период природных катаклизмов, эпидемий, непредсказуемых социальных потрясений. Эту некомфортность подчеркивают метафоры типа чудовищные ушаты компромата, выпячивание себя, вытеснение врага в овраги, преодоление синдрома старения. Когнитивная функция метафоры [Чудинов, 2003] предполагает проявление аналоговых возможностей человеческого мышления, которые заложены в интеллектуальной системе человека. И проявляется она в схемах, по которым человек думает и действует. Метафора создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при концептуализации новой сферы. Специфика такой концептуализации во многом зависит от национального, социального и личностного сознания.

Эвристическая функция метафоры обнаруживается, с одной стороны, в результатах научного творчества (Н.Ф. Крюкова, В.К. Харченко, С.А. Хахалова, M. На^1ег), с другой стороны, она ориентирована на создание лексем, обозначающих такие предметы и явления, для которых нет эквивалентов в литературном языке (М. Кронгауз).

Одним из проявлений креативной функции являются терминологические метафоры типа вирусная метафора, бактериологическая метафора, вирус, заразить, лечить (компьютер), распространить (вирус), антивирусная программа. В отрасли знания «информационные технологии» активно используются метафоры со сферой-источником метафоризации БОЛЕЗНЬ, с концептуальным признаком 'вирусная' [Schippan, 1994, P. 86-92]. Информационное и информационно-технологическое пространство общества сравниваются с эпидемиологической средой существования вирусов. Константной сравнения при метафоризации являются моментальная скорость распространения вирусных заболеваний и необходимость создания средств, препятствующих этому распространению. Терминологические метафоры такого рода появились как узко специфичные термины в области информационных технологий, но в связи с массовым внедрением интернета и разного рода га-джетов в повседневную жизнь стали использоваться большинством пользователей. Так, например, в научной литературе по вирусологии

активно используется метафора эпидемиологическая борьба, а основными сферами-источника метафоризации - концепты ВОИНА и ПОЛИТИКА. Политическая жизнь общества сравнивается с эпидемиологической средой существования биологических особей. Константной сравнения при метафоризации являются признаки борьбы с вредными бактериями, возможности изучения полезных бактерий и способы их распространения [Hänsler 2009, с. 16].

Другое проявление эвристической функции метафор - использование одним человеком, чаще всего публичным, лексики со стилистически сниженной окраской наряду с лексикой нейтральной стилистической окраски (Кронгауз). Например, так называемые «путинизмы», возникающие в случае грамотного выражения мыслей с соблюдением языковых норм и вдруг происходит момент разрушения когнитивного консонанса, вставляется резкое словцо или выражение, для того, чтобы высказывание или речь воспринимались острее. В путинизмах типа «мочить в сортире», «замучаетесь пыль глотать», «шакалят у иностранных посольств», «отбуцкать» отражается образ жесткого носителя языка, «такого речевого мачо» [Кронгауз, 2013]. Наряду с путинизмами признаны «черно-мырдинки», в которых находит отражение образ «своего», добродушного, понимающего политика [Кронгауз, 2013]. По всей вероятности, очень близко с эвристической функцией находится «функция криптолалической конструктивности», которая состоит в создании нового, зашифрованного смысла привычного слова. Например, метафоры дорожная карта, криво.

Уже сформированы предельно конкретные «дорожные карты» по ликвидации административных барьеров в таких областях, как подключение к электроэнергии, в сфере строительства, при прохождении таможенных процедур, при оформлении внешнеторговых сделок, при регистрации бизнеса, оформлении налоговой отчетности» [http: //www .rg.ru/2012/06/21/putin-site. html].

«Согласитесь, сложно требовать общественного уважения к криво возникшей собственности» [http://www.rg.ru/2012/06/21/putin-site. html]. Есть узуальная фраза криво въехать, но криво возникшая собственность, конечно же относится к разряду возникновения нового, зашифрованного значения привычного слова.

«И, должен сказать, несмотря на то, что после приобретения наших электроэнергетических активов весь мир столкнулся с известным мировым экономическим и финансовым кризисом, всё-таки все наши иностранные инвесторы,

которые вложили десятки миллиардов долларов в наши генерирующие мощности, вели себя исключительно мужественно, действовали очень профессионально» [http://www.rg.ru/2012/06 /21/ putin-site.html].

«Это здоровый процесс развития государств» [http://www.rg.ru/2012/06/21/putin-site. html].

«Мы прекрасно понимаем, что без зрелого гражданского общества нельзя построить современную экономику. Государство обязано сделать шаги навстречу обществу, быть открытым к диалогу. Только на такой основе возможно взаимное доверие и стабильное развитие без потрясений и тупиковых конфликтов» [http://www.rg.ru/2012/06/21/putin-site.html].

Эстетическая функция метафоры проявляется ярче всего в художественном поэтическом дискурсе. Она призвана обратить внимание на воспитание «цельности личности с ее уникальным миром» [Чудинов, 2003, с. 69] в периоды разного общественного развития. Способность воспринимать образы, положительно на них реагировать, понимать красоту поэтического стиха и прозаического текста развивается на основе работы с метафорами. В качестве примере возьмём цикл стихов, адресованных В. Высоцкому:

«Москва хоронила Высоцкого Поэта милостью Божьею, Артиста и композитора, а если короче - художника. Он был её славой и голосом, Он был бунтарем-одиночкой... Качалась Таганка от возгласов: «Высоцкого нам, Высоцкого!» Своей сатирой злою, Своей задушевной искренностью Он брал людей за живое И сам становился их костью. Когда становилось плохо Когда становилось туго Высоцкого слушали люди, Чтобы понять друг друга. Он вызов бросил открыто, Он был буревестником века. Так будет вечная память Поэту и человеку».

(Ольга Овсянкина // Венок Высоцкому, с. 52)

Эстетическая функция метафор художник, слава, злая сатира, кость, туго, буревестник века состоит в том, что создаётся художественный образ человека, который оставил огромный след в поколении советских людей 70-х г. ХХ в. своим индивидуальным стилем, от непритворной правды которого человека получал огромное наслаждение. Владимира Высоцкого знал каждый в Советском Союзе, его песни были по-

добны урагану, свежему ветру, глотку воды в знойный полдень. Их не тиражировали, но их пели многие, на них воспитывались целые поколения. В них была правда жизни. «Образная форма привлекает внимание адресата и способна сделать высказывание более действенным» [Чудинов, 2003, с. 71]. А.П. Чудинов предлагает в качестве разновидностей рассматриваемой функции выделить изобразительную и экспрессивную. Другие авторы [Riesel, Schendels, 1975, р. 220] определяют в качестве самостоятельной функцию усиления экспрессии или экспрессивную функцию, которая рассчитана на употребление ярких и эмоционально-окрашенных лексем.

Регулятивная/регуляторная функция метафоры обнаруживается в следующем примере: «...постепенно стало ясно, что это не просто отдельные стихи отдельных авторов. Это народный плач, стон всех слоев общества о бесценной утрате. Как распорядиться, как систематизировать это безбрежное море? По датам? По авторам? ...» (И. Повицкий). Регулятивная функция метафоры позволяет, с одной стороны, поставить регулятор оценки реальной ситуации, с другой стороны, оставаться в рамках норм семантического согласования. Метафорическая валентность лежит в основании регулятивной функции метафоры. Метафора регулирует семантическую сочетаемость лексем на уровне глубинной семантической структуры в соответствии с основным семантическим законом -обеспечение максимальной повторяемости семантического признака между членами синтагматической цепочки. Например: «Команда Канады подала сразу три иска в квалификационных соревнованиях. Два из них были отклонены, а один удовлетворен. Тренер Тони Смит и его помощники подготовились не только к спортивной «битве», но и к канцелярской - поскольку протест принимается сразу после окончания вида соревнования, то канадцы, чтобы не терять времени, заполнили необходимые бланки заранее» [http://www.sports.ru/others/1371678.html]. Регулятивная функция метафоры регулирует сочетаемостные возможности лексемы битва с лексемами спортивная и канцелярская, ставит «деятельность человека в зависимость от социально возможных ее результатов (понимание как предвидение социальных последствий)» [Хар-ченко, 2012].

Метаязыковая функция также характерна для метафоры, она позволяет выполнять нагрузку толкования слова с переносным значением, например: «Сегодня, если кто-нибудь рассказывает, как во дворе подрались среднеазиат с кавказцем, о собаках почему-то думается в послед-

нюю очередь» (Байкальские вести). При этом контекстуальное условие даёт толкование метафор среднеазиат и кавказец, при котором экс-плицитность средств первичной номинации не оставляет никакой лазейки для неправильного толкования метафоры. Контекст создаёт условия для использования двусторонней метафоры с полным метафорическим переносом.

Прагматическая функция метафоры трактуется А.П. Чудиновым в трёх разновидностях -побудительной, аргументативной и эмотивной [Чудинов, 2003]. Примером проявления прагматической функции метафоры является использование метафор в политическом дискурсе британского премьер-министра Т. Блэра. Так, используя концептуальную метафорическую модель строительства, он заставляет людей думать, что члены британского этнокультурного сообщества должны проявлять высокий уровень инициативы и ответственности, для того чтобы помочь Д. Кэмерону и партии консерваторов вывести Великобританию из кризисного состояния [Памаева, 2012, с. 298-299]. Использование анималистической концептуальной метафоры Ф. Кафкой позволяет заставить читателей подумать о смысле жизни и об образе жизни, который не следует превращать в образ существования навозного жука или таракана [Мартынова, 2013, с. 261].

Этическая функция метафоры [Харченко, 2012, Евдокимова, 2011] наиболее ярко проявляется в текстах проповедей и в народном фольклоре - пословицах и народных приметах, в поэтике С. Есенина [Евдокимова, 2011а, 20116]. Так, метафора фольклорной загадки призвана раскрыть поэтический потенциал «маленьких» поэм С. Есенина в противостоянии «загадочной» тавтологии и сказочного двоемирия [Евдокимова, 20116, с. 30-38]. Речь идёт о воспитывающем воздействии метафоры за счет её внутренней «силы» и образности, совокупность которых «влияет убеждающе на адресата, а затем, за счет убеждения, стимулирует предписанное христианской этикой поведение или служит средством воспитания, «назидания». Метафора в составе пословиц исстари наставляла, оберегала, вдохновляла и утешала и таким образом воспитывала человека... Метафорическое восприятие ситуации, нацелено на соблюдение высокой этики быта» [Харченко, 2012, с. 47-50]. Не исключено, что этическая функция метафоры проявляется в эвфемизмах с метафорической основой. В эвфемизмах описание нацелено на то, чтобы сказать что-то неприятное приятнее, невежливое вежливее, отвратительное безобиднее [Riesel, Schendels, 1975, c. 229]. Как правило, использо-

вание эвфемизмов имеет отношение к концептуальной сфере СМЕРТЬ и к тем сферам жизнедеятельности человека, о которых не принято говорить в обществе открыто. Например: Отдать Богу душу, отправиться к праотцам, über den Jordan gehen, abtreten и т.д.]. Исследование пространственной модели концептуальной метафоры смерти на материале русского языка в сборнике А.В. Иличевского показывает, что она базируется на семантике языковых метафор со значением «зренье/незренье» и «сон». По сути, метафора участвует в отражении двух миров -мира реального и мира вымышленного, созданного за счет метафоры [Сизых, 2013, 168-175]. Этическая функция метафоры проявляется в том, что она позволяет в рамках принятого нравственного нормативного узуса осмыслить противоречия российской действительности и способов бытия человека в ней. Так этическая функция метафоры проявляется в коммуникативной ситуации «Вы хотите не обидеть собеседника». Этическая функция - это функция нравственного воспитания, нравственного отношения. Она тесно связана с воспитанием культуры в социуме. А в метафорах отражается, с одной стороны, мораль и моральные устои определенного общества или социума (например, религиозного), с другой стороны, происходит воздействие на адресатов с целью привить им моральные нормы, принятые в конкретной этнокультуре. Например, «Есть такой человек -Лоуренс Лессиг из Стенфордского университета, который придумал концепцию копирайта: есть жёсткий режим, а можно делать режим тонкой настройки» [httpV/президент.рф/].

Показательно проявление этической функции метафоры в произведениях немецких писателей Э.М. Ремарка и Х. Бёля [Хортоломей, 2012, с. 463]. Принципиально важным является то, каким образом в метафоре войны происходит «обесценивание важнейших аксиологических максим» - человеческая жизнь, вера, человеколюбие, мораль. Метафоры отражают изменение моральных и нравственных устоев общества «в период социального катастрофизма» - во время Второй мировой войны. Происходит процесс нарушения ценностных ориентиров, некая переориентация в угоду сохранения собственной жизни.

Этическая функция метафоры может проявляться в одной из разновидностей бесконфликтного дискурса - дискурсе об иммигрантах, в котором используются метафоры с положительной оценочностью. Если языковая личность ориентирована на бесконфликтный формат общения, то она, следуя морально-нравственным

нормам социального взаимодействия (признание человека равным себе, милосердие, сопереживание), выберет именно такой вид оценочной метафоры. Проблема исследования языковой стороны бесконфликтного дискурса об иммигрантах остаётся открытой. Задача адресанта при использовании метафоры в данном типе дискурса должна сводиться к оптимизации дискурсивного пространства таким образом, чтобы сократить путь передачи сообщения от адресанта к адресату, сделать коммуникацию естественной, повысить самооценку адресата, когда он (она) находит простым то, что казалось сложным и непонятным. Этическая функция метафоры обнаруживается в стремлении адресанта вызвать в сознании адресата образ, максимально приближенный к оригинальному. И в этом контексте метафора служит целям порождения толерантного дискурса, потому что автор сообщения прилагает усилия для обеспечения понимания адресата, находит образ, обладающий значимыми для адресата ассоциациями и так помогает ему выстроить путь интерпретации значения метафоры. Этическая функция связана с проблемой воспитания толерантности, если её понимать как базовый механизм речемыслитель-ный деятельности, ориентированный на достижение понимания. И метафора как ассоциативный механизм используется для реализации этого механизма.

Морализирующая (Verpflichtung auf moralische Werte) функция очень ярко проявляется в баснях и притчах, например, басня С. Михалкова «Синица за границей»:

Бездумной, легкомысленной Синице Однажды довелось поехать за границу. Попав в заморскую среду И оказавшись на виду У иностранных какаду И у павлинов с пышным опереньем, Синица стала с непонятным рвеньем Чернить родной свой лес. К Синице тотчас был проявлен интерес: В её родном краю

Пока что у неё не брали интервью, — А здесь вокруг скрипят чужие перья, Колибри у неё автографы берут. Синичка верещит: «Уверена теперь я, Что по достоинству меня оценят тут!» От лести у неё «в зобу дыханье спёрло», И из неё такое вдруг попёрло, Что даже Попугай — столетний старичок — Ей бросил реплику: «Попалась на крючок!» [С. Михалков, http://pritchi.ru/id_5525, дата обращения 02.04.2013)].

Разные функции метафоры представлены в исследованиях достаточно широко. Роль же метафоры в познании сводится к тому, что она

«вторгается в зону невидимых миров (внутренней жизни человека), в зону вторичных предикатов, в зону предикатов широкой сочетаемости, в зону предикатов тонкой семантики» [Арутюнова, 1999]. На примере басни обнаруживается и функция сокрытия смыслов (функция криптола-лической конструктивности», например: «...пейзаж этой укатанной и забетонированной политической равнины почему-то не вызывает ощущения стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Напротив, возникает чувство, что в глубине этого ровного и чистого пространства накапливаются внутренние напряжения и укатанную поверхность может прорвать в самый непредвиденный момент, в самом неожиданном месте. Похоже, аналогичные сомнения терзают и российских руководителей. Иначе чем объяснить ту лихорадочную поспешность, с которой кремлевскими политтехнологами была разработана масса сценариев передачи власти, и то, что окончательный выбор между ними, судя по всему, еще не сделан. Вообще сам факт того, что для передачи власти недостаточно рутинных конституционных процедур, а требуются какие-то политические ухищрения, позволяющие Конституцию как-то обойти, свидетельствует о внутренней нестабильности и неустойчивости» [М1р://президент.рф/].

Таким образом, анализ функций метафоры позволяет утверждать, что многогранность и вездесущность метафоры находит свое отражение в достаточно большом функциональном потенциале. Так создаются условия для более глубокого изучения роли метафоры в педагогическом процессе, одной из задач которого является развитие профессиональной компетентности магистров филологии, лингвистики и педагогического образования.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека - М.: Языки русской культуры, 1999. - I-XV. - 896 с.

2. Баранов А.Н. Метафорические модели как дискурсивные практики // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. -63, № 1. - 2004. - С. 33-43.

3. Визгин В.Ю. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. - М.: Мысль. -URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ Дата обращения 23.02.2013

4. Евдокимова Л.В. Метафоры фольклорной загадки как источник религиозной образности С. Есенина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011, 2. - С. 92-98.

5. Евдокимова Л.В. Художественные функции фольклорной загадки в «маленьких» поэмах с. Есенина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011б, 2. - С. 30-38.

6. Крюкова Н.Ф. Метафоризация и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. - М.. 2000. - 26 с.

7. Мартынова Л.А. Метафорический образ главного героя в новелле Ф. Кафки «Die Verwandlung» // Магистерские исследования: сб. науч. ст. магистрантов. - Иркутск: ИГЛУ, 2013. - С. 253-270.

8. Памаева А.А. Особенности функционирования языковых и концептуальных метафор в речи Д. Кэмерона // Магистерские исследования: сб. науч. ст. магистрантов. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - С. 292-309

9. Сизых О.В. Пространственная модель концептуальной метафоры в сборнике А. В. Иличевского «Ослиная челюсть» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - С. 168175.

10. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - Спб., 1994. - 384 с.

11. Харченко В.К. Функции метафоры: учебное пособие. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 4-е изд. - 91 с.

12. Хортоломей Е.А. Тема войны в метафоре: ценностная картина мира //Магистерские исследования: сб. науч. ст. магистрантов. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - С. 454-472.

13. Хахалова С.А. Личность и мораль: между метафорой и метонимией //Личность и модусы ее реализации в языке: коллективная монография. - М.: ИЯ РАН; Иркутск: ИГЛУ, 2008. - С. 319-359.

14. Хахалова С.А. Дискурс симпатии и его этно-семиометрические показатели //Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов:

коллективная монография / отв. ред. Л.Г. Викулова -М.: ТЕЗАУРУС, 2011. - С. 295-332.

15. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. I. - Екатеринбург, 2003. - 248 с.

16. Hänsler M. Metaphern unter dem Mikroskop. Die epistemische Rolle von Metaphorik in den Wissenschaften und in Robert Kochs Bakteriologie. - Zürich: Chronos Verlag, 2009. - 208 р.

17. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. -Moskau: Verlag Hochschule, 1975. - 314 р.

18. Schippan Th. Viren, Ampeln und Atlasten. Zur Metaphorik in der deutschen Sprache der Gegenwart ЮаР. - 31. Jahrgang 1994. - Heft 2 .- Р. 86-92.

19. Байкальские Вести. - №8, 25.02.-03.03.2013

20. Венок Высоцкому. - Ангарск: Формат, 1994. - 368 с.

21. Выжутович В. Новый русский. Автор. Интервью с М. Кронгаузом // Российская газета. 11.07.2012. URL:

http://www.rg.ru/2012/07/11/krongauz.html. дата обращения 10.10.2013

22. Михалков С. URL: http://pritchi.ru/id_5525 дата обращения 02.04.2013)

23. Повицкий И. Венок поэту //Венок Высоцкому. - Ангарск: А/О «Формат», 1994. - С.5.

24. Российская газета.21.06.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/putin-site.html

25. Президент РФ URL: http://президент.рф/

26. Euphemismen URL: http://euphemismen.de/Alle/

Хахалова Светлана Алексеевна, начальник научного управления, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии Иркутского государственного лингвистического университета. E-mail: ips-wet@mail.ru

Khakhalova Svetlana Alekseevna, superintendent of science department, doctor of philological sciences, professor, the German philology department, Irkutsk State Linguistic University. E-mail: ipswet@mail.ru

УДК 37.033 © С.Н. Чимитова

Видеоконференцсвязь как интерактивная среда в экологическом воспитании учащихся

Рассмотрен опыт общеобразовательных школ по созданию интерактивной среды через апробирование инновационных технологий, расширяющих поле экологического образования школьников.

Ключевые слова: интерактивная среда, экологическое образование.

S.N. Chimitova

Videoconference communication as an interactive medium in the environmental education of students

The experience of comprehensive schools to create an interactive medium through testing of innovative technologies that extend the field of environmental education of students.

Keywords: interactive medium, environmental education.

В условиях введения нового закона об обра- государственные образовательные стандарты зовании Российской Федерации, перехода обще- общего образования организация современной образовательных учреждений на Федеральные развивающей образовательной среды для фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.