Научная статья на тему 'Метафизические рассуждения v рассуждение об индивидуальном единстве и его прин-ципе 1 раздел. Каков принцип индивидуации во всех сотворенных субстанциях?'

Метафизические рассуждения v рассуждение об индивидуальном единстве и его прин-ципе 1 раздел. Каков принцип индивидуации во всех сотворенных субстанциях? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Verbum
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизические рассуждения v рассуждение об индивидуальном единстве и его прин-ципе 1 раздел. Каков принцип индивидуации во всех сотворенных субстанциях?»

Фр. Суарес

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ V РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЕДИНСТВЕ И ЕГО ПРИНЦИПЕ

1 РАЗДЕЛ. КАКОВ ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЦИИ ВО ВСЕХ СОТВОРЕННЫХ СУБСТАНЦИЯХ?1

1. Из вышесказанного против предыдущих мнений следует, что при достаточном перечисления частей лишь одна единичная (singular) субстанция1 (per se2 или через свою сущность, через свое единичное бытие) не нуждается в другом принципе индивидуации, кроме своей сущности3 или внутренних принципов, при помощи которых образуется её сущность. Ибо если такая субстанция, рассмотренная физически, является простой, то она индивидуальна через себя и через свою простую сущность; если же она составная, например, из материи и формы, то принципами

её сущности будут материя, форма и их соединение, и такими же будут принципы её индивидуации, взятые отдельно; при этом последние, так как они являются простыми, будут индивидуальными сами по себе.

2. В чем заключается принцип индивидуации первой материи. Итак, о первой материи, следует сказать, что

она индивидуальна в реальности (in re), и основание этого единства есть её сущность per se, поскольку она существует в реальности без привнесения чего-либо извне. Это положение доказуемо, так как материя, которая заключается в данной форме дерева, отлична по количеству от материи, заключающейся в форме воды или человека, и в силу этого она индивидуальна и единична. Но основание такого единства коренится не в субстанциальной форме и в упорядочении какой-либо формы, ...так как при любом изменении субстанциальной формы материя остается по числу той же самой, и эта материя, будучи соединенной с той или иной формой, сама устанавливает общий внешний вид без всякого различия для любой формы, которую она может принять. Кроме того и количество не может быть основанием (fundamentum) индивидуального единства материи, что демонстрируется тем же доказательством, из истинности которого вытекает, что материя утрачивает и приобретает

различные количества, а в соответствии с этим изменяются субстанциальные формы4. ...Бог же может отнять у данной материи одно количество и приписать другое или целиком сохранить без количества; следовательно, она была бы той же самой материей по числу без того же самого по числу количества; поэтому количество не является основанием единства материи...

5. Каков принцип индивидуации субстанциальной формы. Во-вторых, следует сказать, что субстанциальная форма есть нечто внутреннее для самой сущности, из этой формы и происходит её индивидуальное различие, о чем свидетельствуют последнее положение и факты действительности. ...Ведь, прежде всего, никакие привходящие признаки (accidentia) не могут быть внутренними принципами, придающими индивидуацию субстанциальной форме, так как даже данная форма есть сущее per se, хотя и неполное, и оно касается категории субстанции и становится определенным основанием такой формы, хотя и не в полной мере. Равным образом, эта форма всегда является предшествующей по отношению к привходящим признакам, ...следовательно, она (субстанциальная форма) никак не может индивидуализироваться привходящими признаками. Далее, сама материя не может быть внутренним

принципом индивидуации какой-либо формы, так как она не является внутренним принципом её сущности; Таким же будет и принцип единства, одновременно являющийся принципом сущности, как неоднократно показывалось, поскольку единство ничего не прибавляет сущности, но добавляет ей внутреннее отрицание. Это очевидно, потому что материя есть внутренний принцип составного [сущего] и она образует его через свою сущность; но сущность формы она составляет иным образом; таким образом, она не является её внутренним принципом. При этом по отношению к формам, зависящим в возникновении и бытии от материи, материя выступает как самостоятельная (per se) причина формы, но не составляя её внутренне, а поддерживая, ... так как индивидуальное различие внутренне сказывается об индивидуальной вещи, то поэтому оно никоим образом не происходит из причин, внешних для самой индивидуальной вещи, но из внутреннего принципа или её сущности, и в силу этого материя не может быть внутренним принципом индивидуации форм. <... >

14. По какому принципу индивидуализируются субстанциальные модусы5. В-третьих, отмечу, что субстанциальный модус, являясь простым и неделимым, содержит также свою индивидуацию в себе, а не получает из

какого-либо принципа, отличного от него по природе вещи. Это поясняется на примерах соединения формы с материей или материи с формой, которое, я полагаю, забегая вперед, есть субстанциальный модус. Равным образом это имело бы отношение к простой субсистенции6 и к существованию, если реальный модус сущности по природе вещи был бы отличен от неё. Ясно, что единство моей души и моего тела является единичным и индивидуальным, потому что оно есть нечто реальное и существующее в действительности и по природе вещи отличное от души, так как это единство отличается по числу, а не по виду от модуса единства другой души с телом; следовательно, оно [данное единство] имеет свое индивидуальное отличие и, как следствие, какой- либо принцип или свое основание; поэтому мы говорим, что этот принцип не может быть ничем другим, кроме как сущностью самого модуса, какова бы ни была эта сущность. Это можно доказать, прежде всего, при помощи уже известных общих положений о том, что любая вещь на самом деле одна, и что отрицание, которое сообщает ей непосредственное единство, заключается в сущности вещи согласно тому, чем эта вещь является в себе. Наконец, поскольку любая простая сущность является таковой сама по себе или она образуется в своем бытии в со-

ответствии с нашим способом понимания и, следовательно, сама отличается от остальных. Во-вторых, это доказывается путем исключения других принципов данной инди-видуации, ведь если бы они были, то они бы преимущественно были конкретной душой или материей в отношении этого соединения (чтобы следовать тому примеру, с которого мы начали, я опускаю привходящие признаки; потому что они уже достаточно исключены положениями о материи и форме); но этот модус не индивидуализируется собственно через данные материю и форму; так как хотя этот модус в индивидуальном соединении не может быть в другой форме вследствие реальной видовой идентичности, которую он имеет с данной формой, и также не может возникнуть или сохраниться в другой материи, отличной по числу, поскольку он воспринимает её не по пригодности [самому себе], но согласно некоторому действительному основанию, которое адекватно определяется по отношению к этой материи; тем не менее данная душа и материя могли бы соединиться при помощи другого соединения, отличного по числу. Ведь нет необходимости в том, чтобы, если соединение этих души и формы разрушается и погибает, конкретные материя и форма вновь объединились бы Богом и получили бы то же самое соединение по числу,

что и прежде. Следовательно, эти соединения могут различаться по числу в той же самой форме по отношению к той же самой материи; отсюда, принцип его индивидуации не происходит достаточным образом из данных материи или формы; из этого мы делаем вывод, что он имеет в себе такой модус как внутреннее основание своей индивидуации, хотя согласно ему он может воспринимать данную форму и материю при помощи трансцендентального отношения, поскольку такова природа этого модуса.

15. Каков принцип индивидуации составной субстанции . В четвертых, следует сказать, что в составной субстанции, поскольку она является таковой, адекватный принцип индивидуации представляет собой соединенные материю и форму, причем главным принципом из них является форма, которой одной достаточно для этого соединения, поскольку данный индивид [составная субстанция] принадлежит определенному виду и может рассматриваться как тождественный по числу. ...И это подтверждается, поскольку материя и форма, взятые абсолютно, суть физические принципы для вида составной субстанции и её спецификации; следовательно, данные материя и форма будут физическими принципами индивида и его индивидуации. И таким же образом можно сделать вывод, что ни та, ни

другая [материя и форма] сами и по себе, но лишь обе вместе являются адекватным принципом. Этот состав, чтобы быть тождественным, включая тождество по числу, нуждается не только в данных форме или материи, но одновременно в каждой из них, и обе, изменившись, не остаются тождественным соединением по числу, как это было замечено выше, так как в какой-либо части её сущность уже изменена; следовательно, материя и форма суть адекватный принцип нумерического единства всей составной [сущности]. И это подтверждается приведенным доказательством, поскольку принципы единства являются теми же самыми, что и у сущности, но данные материя и форма суть адекватный внутренний принцип этой составной сущности, и, следовательно, [принцип] единства и индивидуа-ции. < ... >

18. Каким образом индивидуализируются совершенные духовные субстанции. ...Поскольку в нематериальных субстанциях есть лишь простая совершенная субстанциальная сущность8, то очевидно, что в них не может быть иного принципа индивидуации кроме самой сущности каждой вещи, которая является таковой и благодаря самой себе (per se) отличается от других. <... >

ПРИМЕЧАНИЯ

Перевод выполнен Т.В.Антоновым по венецианскому изданию «Метафизических рассуждений», хранящемуся в Научной библиотеке им. М. Горького при С.-Петербургском университете (Suarez F. Metaphysicarum Disputationum. 2 vols. Venetiis, 1619).

1 Под субстанцией (от лат. substantia - сущность) Суарес понимает самостоятельную сущность, которая обладает или может обладать реальным бытием.

2 Per se - «через себя», «благодаря себе», самостоятельное существование, в отличие от сущего per accidens, которое имеет значение случайного, привходящего бытия.

3 Понятие «сущность» (лат. entitas от ens - сущее) используется Суаресом не только как синоним слова «субстанция», но и применяется в значении совокупности внутренних принципов, делающих вещь именно такой. Сущность для Суареса всегда индивидуальна; даже говоря об «общих сущностях», он имеет в виду родо-видовые понятия, которые прилагаются нашим разумом к конкретным вещам.

4 Субстанциальная форма (forma substantialis), по Суаресу, есть «нечто внутреннее для самой сущности», в ней коренятся индивидуальные различия той или иной вещи.

5 Субстанциальный модус (modus substantialis) - способ, конкретный вариант проявления субстанции в бытии, единичная вещь.

6 Субсистенция (лат. subistentia от subsistere - существовать) -термин, берущий своё начало от Боэция, означающий в схоластике «...априорную бытийственную характеристику любого сущего», бытие «в отвлечении от его субъекта» (Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. Утешение философией. М., 1990. С. 362).

7 Составная субстанция - физически понимаемое соединение материи и формы в конкретном бытии.

8 Духовная субстанция относится к высшим (нематериальным) родам сущего, поэтому ей свойственны простота и совершенст-

во. Традиционными примерами подобных субстанций являются

ангелы.

О. В. Журавлев, Д. В. Шмонин К 450-ЛЕТИЮ ФР. СУАРЕСА65

«Новый дух и новые формы не совпадают друг с другом»65. Эти слова Й. Хейзинги как нельзя лучше подходят к философской системе испанского мыслителя Франсиско Суареса, ставшего одним из символов своей эпохи65. Его философская система совместила в себе невозможное, став, с одной стороны, последней крупной формой средневековой схоластики и, с другой стороны, одним из оснований метафизики Нового времени. Суарес не просто «завершил» схоластику, увенчав ее универсальной энциклопедией средневекового рационализма, в которой систематически рассматриваются практически все традиционные и новые, рожденные XVI веком, вопросы. Он — и это неотделимо от его систематизаторской деятельности — стал учителем для крупнейших новоевропейских философов, среди которых в первую очередь мы называем Декарта, Спинозу и Лейбница. Вклад испанского мыслителя, в историю европейской мысли заслуживает хотя бы небольшого наброска к «портрету на фоне» этой эпохи.

Суарес родился 5 января 1548 г., спустя два года после смерти Мартина Лютера. Он был современником Ф. Бэкона и Шекспира, Эль Греко и Сервантеса. И в те дни, а точнее, месяцы, когда в Риме находившийся под судом Джордано Бруно вел полемику с обвинением в лице кардинала Роберто Беллармино, в Саламанке, в типографии братьев Рено, допечатывался тираж вышедших первым изданием «Метафизических рассуждений» — главного философского произведения Суареса.

Суарес рос в Гранаде в одной из самых знатных и уважаемых семей этого города, которая возвысилась во время Реконкисты. Он был вторым ребенком в семье, где кроме него было еще семеро сыновей. Отец готовил его к юридической карьере, и в 1561 г., тринадцати лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.