Научная статья на тему 'Метафизическая эпистемология Пифагора, Парменида и Платона как противоположность эволюционной эпистемологии поппера (о глубоком смысле парадоксальной сентенции Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю)'

Метафизическая эпистемология Пифагора, Парменида и Платона как противоположность эволюционной эпистемологии поппера (о глубоком смысле парадоксальной сентенции Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
448
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антиномии
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизическая эпистемология Пифагора, Парменида и Платона как противоположность эволюционной эпистемологии поппера (о глубоком смысле парадоксальной сентенции Сократа: «я знаю, что я ничего не знаю)»

ФИЛОСОФИЯ

В. О. Лобовиков* МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПИФАГОРА, ПАРМЕНИДА И ПЛАТОНА КАК ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ ПОППЕРА (О глубоком смысле парадоксальной сентенции Сократа:

«Я знаю, что я ничего не знаю»)

Знаменитый тезис Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» парадоксален. Если он является истинным, то Сократ что-то (нечто) все-таки знает. Следовательно, неверно, что не знает ничего. Следовательно, утверждение «Я (Сократ) ничего не знаю» ложно. По мнению многих, принцип - «Если Х знает, что Р, то Р истинно» - является аксиомой (или правилом) эпистемической модальной логики. (Здесь Х - некоторый субъект, а Р - некоторое высказывание.) Если этот принцип (аксиому) эпистемической модальной логики принять, то получается, что знаменитая сентенция «Я знаю, что я ничего не знаю» ложна. Однако Сократ высказывал ее не как ложь, а как истину. Он придавал этой сентенции некий глубокий смысл. Если допустить, что он при этом был вполне искренен, то возникает весьма нетривиальный вопрос «Каков глубокий смысл обсуждаемого загадочного тезиса Сократа, если отвлечься от его парадоксальной видимости»? Некоторые авторы (например К. Р. Поппер) истолковывают тезис Сократа в духе эволюционной эпистемологии. При этом они резко противопоставляют Сократа и Платона. Платон в такой интерпретации оказывается ярким представителем лжи и зла, нескромно провозглашающим себя обладателем (носителем) абсолютной истины (и абсолютного добра), а Сократ - скромным искателем истины (и творцом добра).

По нашему мнению, такое истолкование истории античной философии является неадекватным. Оно представляет собой чрезмерно тенденциозную интерпретацию, явно противоречащую принципу историзма. Сократ - яркий представитель именно мета-

*

Лобовиков Владимир Олегович - главный научный сотрудник отдела права ИФиП УрО РАН, доктор философских наук, профессор.

физической концепции знания. Он может быть поставлен в один ряд с Пифагором, Парменидом и Платоном. (В обсуждаемом отношении эллеаты и платоники - разновидности пифагорейцев.) Характерное для эпистемологии пифагорейцев противопоставление настоящего, истинного знания (постижимого только разумом) и ощущения (чувственного восприятия) объединяет вышеупомянутых древнегреческих мыслителей. Все они утверждали фундаментальное различие подлинного (абсолютно истинного) знания (epis-teme), которое неизменно, и мнения (doxa), которое относительно, постоянно меняется. Разве мог действительно существовавший (а не вымышленный Поппером) Сократ, противопоставлявший подлинное знание (абсолютное) и ощущение (относительное), использовать слово «знание» в том значении, которое придается этому слову в современной эволюционной эпистемологии?

Эпистемология - учение о знании. Слово «эволюционная» означает «трактующая об эволюции, изменении». Получается, что эволюционная эпистемология - учение об эволюции знания, об изменяющемся знании. Однако, согласно сформулированному Пифагором, Парменидом, Платоном и др. метафизическому учению о знании, его изменение невозможно, знание (подлинное) неизменно. С точки зрения этого метафизического учения, словосочетание «эволюционная эпистемология» аналогично словосочетанию «круглый квадрат»: содержит в себе противоречие, то есть представляет собой ничто. Наряду с понятием «episteme (знание)», в античности возникло понятие «doxa (мнение)». Эти понятия противопоставлялись друг другу. В отличие от неизменного знания, мнение изменчиво, следовательно, можно говорить об его эволюции. Получается, что, с точки зрения античной метафизики, предметом эволюционной эпистемологии является мнение (и только мнение). Эволюционная эпистемология - учение об эволюции знания, то есть об изменяющемся знании, следовательно, о мнении. Она исследует эволюцию знания о внешнем мире. Но знание (подлинное) внешнего (материального) мира невозможно, следовательно, его нет. Оно (знание) - ничто, ибо чувственный мир (материя) - ничто. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю» или просто «я ничего не знаю» . На английском языке это звучит как «I know that I know

1 Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 210, 215,

274. Он же. Апология Сократа // Там же. Т. 1. С. 74, 75.

nothing» или просто «I know nothing». «Непричесанный» перевод с английского на русский язык дает предложение «Я знаю, что я знаю ничто» или просто «Я знаю ничто». Это можно интерпретировать как утверждение о знании (подлинном), что все знание внешнего (мира) есть знание ничто. Обсуждаемую сентенцию Сократа некоторые считают, мягко говоря, проявлением его удивительной скромности, строго говоря, очевидной неправдой. На самом то деле мудрый Сократ обладал знанием; он просто прикидывался невеждой. Однако в свете сказанного выше эту сентенцию Сократа следовало бы считать скорее проявлением его честности (искренности). Он говорил сущую правду, честно признавался в отсутствии у него знания (подлинного) о внешнем мире. Оно отсутствует необходимо, так как его наличие невозможно. Значит, стратегия Сократа в диалогическом противоборстве с оппонентом является заведомо выигрышной, а стратегия его противника - заведомо проигрышной. Лукавство Сократа в том, что он это знает, а его оппонент нет. Действуя разумно, Сократ не может проиграть, а его противник не может выиграть спор, даже действуя разумно. Знание внешнего мира не есть совершенное знание. Оппонент Сократа утверждает, что имеет некое знание (подлинное) внешнего мира. Сократу остается только продемонстрировать, что его противник заблуждается, принимает свое мнение за совершенное знание. Оппоненту же Сократа предстоит в ходе диалога выполнить невозможное: доказать, что его мнение есть подлинное знание. Не удивительно, поэтому, а наоборот, совершенно естественно, что Сократ неизбежно выходит победителем из полемики.

В отличие от метафизической эпистемологии античности, в современной сциентистской философии, методологии и логике эмпирической науки подлинным знанием считается научное (scientific) знание: любое ненаучное знание (not-scientific knowledge) считается ущербным, несовершенным. Научное знание (scientific knowledge) основывается на систематическом опыте: наблюдениях и экспериментах, то есть в конечном счете - на ощущениях. Научность (опытный характер) теории означает необходимость ее фальсификации (К. Р. Поппер). Допускает ли используемое в античной метафизике значение слова «знание (подлинное)» возможность и необходимость его фальсификации? Нет. Яростная критика К.Р. Поппером метафизической эпистемологии Платона отнюдь не

случайна1. Но если К.Р. Поппер прав, то имеет место следующая альтернатива, касающаяся не только Платона, но и всей метафизической эпистемологии античности. (Платон - яркий представитель метафизической концепции знания, но он не одинок.) Либо все упомянутые выше античные мыслители были интеллектуально убогими, достойными жалости, презрения, осмеяния, обругивания, игнорирования, предания забвению (К.Р. Поппер развивает именно эту возможность), либо слово «знание (подлинное)» - омоним, причем эта омонимия является необходимой характеристикой языка, адекватно описывающего реальный мир как целое. Обвинять античных метафизиков (в частности Платона) в неправильном употреблении слова «знание (подлинное)» неразумно. Они, в свою очередь, могли бы выдвинуть в ответ точно такое же обвинение против К.Р. Поппера и его сторонников (эволюционных эпистемологов) в некорректном использовании слова «знание (подлинное)». Думается, что разумный выход из этого сложного положения заключается в соблюдении требований логико-лингвистической культуры оперирования словами-омонимами. К.Р. Поппер относится к систематическому определению значений используемых слов естественного языка демонстративно пренебрежительно, считает это излишним (и даже вредным) занудством2. Эта логиколингвистическая неаккуратность его и подводит: делает жертвой лингво-психологической иллюзии логичности критики метафизической эпистемологии Платона. Естественно, что Платон и К.Р. Поппер используют слово «знание (подлинное)» в разных (даже прямо противоположных) значениях. Чтобы сформулировать данный тезис более точно, необходимо строго определить упомянутые противоположные значения. Для этой цели воспользуемся искусственным языком алгебры формальной аксиологии (синоним -алгебра поступков), основы которой изложены в монографии3.

Введем в язык указанной алгебры следующие символы. На -«наука (теоретическая, умозрительная) а». Sa - «science (сайенс:

1 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992.

2 Там же.

3 Лобовиков В. О. Математическая логика естественного права и политической экономии. Екатеринбург, 2005.

опытная наука) а», то есть наука, основанная на опыте деятельности (экспериментах и наблюдениях) а». НАа - «научная (ое, ый) как дающая истинное знание а». S^ - «научная (ое, ый) в смысле сай-ентифик (scientific) а». Фа - «знание (истинное) а». ЗЭа - «знание эмпирическое а». Та - теория (теоретическое) а». Эа - эмпирия (эмпирическое) а». Оа - опыт (опытная) а». Ма - материя (материальность, материальное) а». ЧУа - чувство (чувственное) а». Ща -ощущение (чего) а». Ва - «внешний (что) а, внешнее (для чего) а». Wа - мир (чего, кого) а». На - «небытие (отсутствие) а». Па - «противоположность (для) а». Са - «система (чего) а». МНа - мнение об а». СОа - сомнение в а». 1а - невозможность (чего) а». ВОа - возможность а». Ба - «необходимость (чего) а». Ба - «бытие (чего) а». ПОа - полнота (полный) а». ЧАа - часть (частичная) а». ЦЕа - целое (целостность, целостная) а». Да - подтверждение (чего) а». ЯЕа -опровержение (чего) а». VEa - «верификация (чего) а». FAa -

«фальсификация (чего) а». F^ - «фальсифицируемость (чего) а». Га - «граница (предел) для а». К§ - «критика (чего) а». БЕа - развитие (чего) а». ПГа - прогресс (чего) а». Ра - «ум, разум, разумность (чего) а». ЧИа - чистота (чистый) а». Г0а - «ограничение, определение (чего) а». Г1 а - ограниченность (определенность) а». Н1а - неопределенность (неограниченность) а». ОГа - организация (чего) а». ФОа - формальное, форма (чего) а». СИа - содержательное, содержание (чего) а». МОа - множество (чего) а». ЕОа - единое, единство (чего) а». Т^а - независимость от (чего) а». SEа - «бессмысленность (чего) а». Иа - воздержание от а». СТа - стремление к а». Уа -уничтожение, разрушение (устранение, элиминация) а». ПТа - понятие (чего) а». Z§ - изменение (чего) а». G§ - «постоянное (постоянство) а». НПа - «непрерывное (непрерывность) а». 8а - «бесконечное (бесконечность) а». 1а - «совершенство а». Уа - «противоречивость (противоречие в) а». Qa - «проблема (вопрос) а».

Кроме того, введем в язык алгебры формальной аксиологии следующие символы. РШа - решение, разрешение (чего) а». ИСа -исчезновение (чего) а». ВНа - возникновение (чего) а». G1а - производство, генерирование (чего) а». Ха - «старое а». НОа - «новое а». РАа - «разные, различные (различие в) а». УВа - «увеличение а». УМа - «уменьшение а». ОБа - область, сфера, пространство (чего) а». АКа - «адекватность а». АБа - «абсолютность, абсолютная а». ЯТа - относительность, относительная (чего) а». КЬа - «конечность

(временность) а». УНа - «общее (универсальность) а». Ча - «частное (частность) а». Яа - «гипотеза, предположение, допущение (чего) а». ДГа - «догадка а». ДТа - «долговременность а». КТа - «кратковременность а».

ЦЬа - «ценность (положительная) а». ЕДа -«единство (родство, бытие вместе) с а». ЗТа - «защита (чего) а». ЗОа -«защита от а». Уа - «насилие над а». У'а - «господство над а». У°а -«слабость (чего, кого) а». СРа - «средство для (чего, кого) а». У2а-«средство от а». Ьа - «свобода для (чего, кого) а». Fa - «свобода от (чего, кого) а». Ь'а - «сила (чего, кого) а». Юа - «знание против (чего, кого) а». ВРа - «враждебность к а». ВГа- «враг (чего, кого) а». У3а - «обман (чего, кого) а». ЯЬа - «управление (чем, кем) а». RUа -«власть над (чем, кем) а». ОПа - «опасность для а». ОРа - «оружие против а». Н а - «нападение на а». ^а - «субъект (чего) а». СПа -«свидетель против (чего, кого) а». СЧа - «свидетель (чего, кого, чей) а». ПЬа - «память об а». С а - «сокрытие (чего, кого) а». Рка -«раскрытие, открытие (чего, кого) а». U а - «соединение (слияние), объединение с а». ППа - познание (чего, кого, чье) а». Z^a - познание против (чего, кого) а». У4а - «война с а». 1°а - «вмешательство в а». 1!а - «мышление об а». ВПа - «война с а». Иа - «история (чего, кого) а». R^ - «сопротивление (чему, кому) а». ИСа - «истина (истинность, истинная) а». ДСа - «достаточность (чего) а». ПЧа - «пророчество (предвидение, предсказание) об а». ВИа - «видение (чего) а». ЯСа - «ясное (четкое, отчетливое) а». БУа - «будущее а». ПКа -«пророк (чего) а». ЯЦа - «ясновидец (чего) а». БЛа - «близость к а». ПВа - «проверка (испытание) а». ПЬа - «проверяемость (чего) а». Пиа - «подкрепление (чего) а (corroboration of a)». П5а - «подкре-пяемость (чего) а». И а - «индукция (чего) а». Д а - «дедукция (чего) а». ДЦа - «дедукция из (чего) а». СЛа - «следствие (следование) из (чего) а». СЬа - «следование (чего) а». Ла - «логическое а». В^ -«верифицируемость (чего) а». Ценностно-функциональный смысл перечисленных выше операций алгебры формальной аксиологии точно определяется следующей ниже таблицей, состоящей из пятнадцати частей.

Часть '

а На Sa НАа а < S Фа ЗЭа Та Эа Оа Ма

х х п х п х п х п п п

п п х п х п х п х х х

Часть 2

а ЧУа Ща Ва Ша Ка Па Са МНа СОа

х п п п х п п х п п

п х х х п х х п х х

асть 3

а 1а ВОа Ба Ба ПОа ЧАа ЦЕа Да Яа

х п х х х х п х х п

п х п п п п х п п х

асть 4

а Уа БЛа БЦа Га Ка БЕа ПГа Ра ЧИа

х х п п п п х х х х

п п х х х х п п п п

Часть 5

а Г0а Г!а Н!а ОГа ФОа СИа МОа ЕОа

х п п х п х п п х

п х х п х п х х п

Часть 6

а 1на а иа СТа Уа ПТа Ъа Оа НПа

х п п п х п х п х х

п х х х п х п х п п

Часть 7

а 8а 1а Уа Ра РШа ИСа ВНа О!а Ха

х х х п п п п х х п

п п п х х х х п п х

Часть 8

а НОа РАа УВа а % У ОБа АКа АБа ЯТа

х х п х п х х х п

п п х п х п п п х

Часть 9

тгЬп

а КЬа УНа Ча Яа ДГа ДТа КТа ЦЬа ЕДа

х п х п х п х п х х

п х п х п х п х п п

Часть 10

оО.

а З а ЗОа Уа У!а У0а СРа У2а Ьа ¥а

х х п п п п х п х п

п п х х х х п х п х

Часть 11

а Ь*а Юа ВРа ВГа У3а ЯЬа Яиа ОПа ОРа

х х п п п п п п п п

п п х х х х х х х х

Часть 12 иН„-------

а НПа 8та СПа СЧа ПЬа Ска Рка иНа ППа

х п х п х х х п х х

п х п х п п п х п п

Часть 13

т'* Л Т-4.

а ''а У4а 10а Га ВПа Иа ЯУа ИСа ДСа

х п п п п п п п х х

п х х х х х х х п п

Часть 14

а ПЧа ВИа Я°а БУа ПКа ЯЦа т’Л Б а ПВа ПЬа

х п п х х п п х п п

п х х п п х х п х х

Часть 15

ТГи„

а Пиа Пьа ИНа ДЕа ДЦа СЛа СЬа Ла В"'а

х п п х х х х х х х

п х х п п п п п п п

Используя эту ценностную таблицу и другие определения алгебры формальной аксиологии, нетрудно получить следующий ниже список уравнений (формально-аксиологических эквивалентностей). С левой стороны списка помещены формально-аксиологические уравнения (тождества), записанные на искусственном языке алгебры ценностей, с правой (после двоеточия) - их приблизительный перевод с искусственного языка на естественный. Тире в переводах означает отношение формально-аксиологической эквивалентности. (Точное определение этого отношения см. в монографии, где термин «формально-этическая» используется как синоним для термина «формально-аксиологическая»1.)

1. На=+=ФТа: наука а - знание теории а.

2. На=+=Та: наука а - теория а.

3. КТа=+=КНа небытие теории - небытие науки.

4. На=+=ТНа: наука а - теоретическая наука а.

5. На=+=ТФа: наука а - теоретическое знание а.

6. На=+=ГОа: наука а - противоположность для сайенс а.

7. 8а=+=ОНа: сайенс - опытная наука а.

8. 8а=+=ОНа=+=ПНа: сайенс (опытная наука) - противоположность для науки а.

9. 8а=+=ФЭа: сайенс - знание эмпирии а.

10. 8а=+=ФМа: сайенс - знание материи а.

11. 8а=+=ЭНа: сайенс - эмпирическая наука а.

12. 8а=+=СОа: сайенс - система опыта а.

13. 8а=+=СЧУФа: сайенс - система чувственного знания а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. 8а=+=ЭФа: сайенс - эмпирическое знание а.

15. ЭФа=+=ПТФа: эмпирическое знание - противоположность для теоретического знания.

16. Фа=+=ТФа: знание - теоретическое знание.

17. Ща=+=ЭФа: ощущение - эмпирическое знание.

18. ЭФа=+=Ща: эмпирическое знание а - ощущение а.

19. Ща=+=КФа: ощущение а - небытие знания а (Сократ2).

20. Фа=+=КЩа: знание а - небытие ощущения а (Сократ3).

1 Лобовиков В. О. Математическая логика естественного права и политической экономии ... С. 63.

2 Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч. В 4 т. ... Т. 2. С. 192-274.

3 Там же.

21. Фа=+=ПЩа: знание а - противоположность для ощущения а (Сократ1).

22. ФЩа=+=ФКФа: знание ощущения а - знание небытия знания а (Сократ2).

23. ЭФа=+=ЧУФа: эмпирическое знание - чувственное знание.

24. ЭФа=+=ФВWа: эмпирическое знание - знание внешнего мира.

25. ЭФа=+=ФМа: эмпирическое знание - знание материи.

26. ЭФа=+=КФа: эмпирическое знание - небытие знания.

27. ЭФа=+=ПФа: эмпирическое знание - противоположность (для) знания.

28. ЭФа=+=МНа: эмпирическое знание а - мнение об а.

29. Ба=+=БС°ЭФа: бытие а - необходимость сомнения в эмпирическом знании а (Р. Декарт, Д. Юм).

30. Ба=+=DСОФВWа: бытие а - необходимость сомнения в знании внешнего мира а (Р. Декарт, Д. Юм).

31. Ба=+=DСОФМа: бытие а - необходимость сомнения в знании материи а (Р. Декарт, Д. Юм).

32. Ба=+=1П°Д8АТа: бытие а - невозможность полноты подтверждения научной (сайентифик) теории а.

33. Да=+=ПОДа: подтверждение а - полнота подтверждения а.

34. Ба=+=ГД8АТа: бытие а - невозможность подтверждения научной (сайентифик) теории а.

35. Да=+=УЕа: подтверждение а - верификация а.

36. УЕа=+=ПОУЕа: верификация а - полная верификация а.

37. Ба=+=ГПОУЕ8АТа: бытие а - невозможность полной верификации научной теории а.

38. Ба=+=ГУЕ8АТа: бытие а - невозможность верификации научной (сайентифик) теории а (К.Р. Поппер3).

39. ЧАУЕа=+=КПОИНа: частичная верификация а - неполная индукция а.

40. ЧАУЕа=+=Пиа: частичная верификация (чего) а - подкрепление (чего) а.

1 Платон. Теэтет . С. 192-274.

2 Там же.

3 Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1988. С. 192, 193.

41. Пиа=+=КПОИНа: подкрепление (чего) а - неполная индукция (чего) а.

42. ИНа=+=УЕа: индукция - верификация.

43. КПОИНа=+=КПОУЕа: неполная индукция а - неполная верификация а.

44. КПОУЕа=+=№УЕа: неполная верификация а - небытие верификации а.

45. УЕа=+=ПОИНа: верификация а - полная индукция а.

46. ПОИНа=+=ДЕа: полная индукция (чего) а - дедукция (чего) а.

47. УЕа=+=ДЕа: верификация а - дедукция (чего) а.

48. ИНа=+=ДЕа: индукция равноценна дедукции а.

49. Пиа=+=ЧАДа: подкрепление (чего) а - частичное подтверждение а.

50. Пиа=+=КДа: подкрепление (чего) а - небытие подтверждения а.

51. Пиа=+=ПДа: подкрепление (чего) а - противоположность подтверждения а.

52. Пиа=+=ЯЬа: подкрепление (чего) а - управление (чем) а.

53. Ба=+=КБР8АТа: бытие а - неверифицируемость научной теории а (К.Р. Поппер1).

54. Ба=+=БОПи8АТа: бытие а - возможность подкрепления научной теории а (К.Р. Поппер2).

55. Ба=+=ВОЧАУЕ8АТа: бытие а - возможность частичной верификации научной теории а.

56. Ба=+=ВОЭУЕ8АТа: бытие а - возможность эмпирической верификации научной теории а.

57. ЭУEа=+=NПОУEа: эмпирическая верификация а - неполная верификация а.

58. ЭУEа=+=NУEа: эмпирическая верификация а - небытие верификации а.

59. ЯЕа=+=ПДа: опровержение - противоположность для подтверждения.

60. БА=+=ПУЕа: фальсификация - противоположность для верификации.

1 Там же. С. 192-194.

2 Там же.

61. Ба=+=DRESАТа: бытие а - необходимость опровержения научной (сайентифик) теории а (К.Р. Поппер).

62. Ба=+=DFАSАТа: бытие а - необходимость фальсификации научной теории а (К. Р. Поппер).

63. Ба=+=DFЦSАТа: бытие а - необходимость фальсифицируемости научной теории а (К.Р. Поппер).

64. FЦа=+=ВОFАа: фальсифицируемость а - возможность фальсификации а.

65. SАТа=+=FЦТа: научность (сциентифик) теории а - фальсифицируемость теории а.

66. ПЬа=+=ВОПВа: проверяемость а - возможность проверки (испытания) а.

67. ПВа=+=ВОRЕа: проверка (чего) а - возможность опровержения а.

68. ГRЕа=+=NПЬа: невозможность опровержения - непроверяе-мость.

69. SАТа=+=ПЬТа: научность (сциентифик) теории а - проверяемость теории а.

70. ПЬа=+=FЦа: проверяемость а - фальсифицируемость а (К.Р. Поппер1).

71. ЭFАSАТа=+=ЭФГSАТа: эмпирическая фальсификация научной теории а - эмпирическое знание границы (предела) для научной теории а (К.Р. Поппер).

72. Ба=+=DКЭФа: бытие а - необходимость критики эмпирического знании а (К.Р. Поппер).

73. Фа=+=DFАЭФа: знание а - необходимость фальсификации эмпирического знании а (К.Р. Поппер).

74. Фа=+=КЭФа: знание а - критика эмпирического знании а (Сократ, К.Р. Поппер).

75. Фа=+=ФNЭФа: знание а - знание небытия эмпирического знания а. (Сократ: «я знаю, что ничего не знаю».)

76. Фа=+=NЭФа: знание а - небытие эмпирического знания а (Сократ).

77. ^АТа=+=ПГФа: критика научной теории а - прогресс знания а (К.Р. Поппер).

1 Поппер К.Р. Логика и рост научного знания ... С. 245.

78. КЭФа=+=ПГФа: критика эмпирического знания а - прогресс знания а.

79. Ра=+=КГ1РШQа: разум а - критика определенных решений проблемы а (К.Р. Поппер1).

80. Ра=+=ГОЭФа: разум а - ограничение (определение) эмпирического знания а.

81. Ра=+=ОГЭФа: разум а - организация эмпирического знания а.

82. Ра=+=ФОЭФа: разум а - форма эмпирического знания а.

83. ЭФа=+=СИРа: эмпирическое знание а - содержание разума а.

84. ЭФа=+=КЧИРа: эмпирическое знание а - критика чистого разума а (И. Кант2).

85. ЭФа=+=NЧИРа: эмпирическое знание а - небытие чистого разума а.

86. ЭФа=+=№а: эмпирическое знание а - небытие разума а (пифагорейцы, эллеаты, Платон3).

87. ЭФа=+=МОТа: эмпирическое знание а - множество теорий а.

88. ЭФа=+=NЕОТа: эмпирическое знание а - отсутствие единой теории а.

89. ЭФа=+=МОФа: эмпирическое знание а - множество знания а.

90. МОФа=+=NРа: множество знания а - отсутствие ума (разума) а (Гераклит: «многознание уму не научает».)

91. ЭФа=+=DМОТа: эмпирическое знание а - необходимость множества (плюрализма) теорий а.

92. ЭФа=+=NDЕОТа: эмпирическое знание а - отсутствие необходимости единой теории а.

93. ЭФа=+=ГЕОТа: эмпирическое знание а - невозможность единой теории а.

94. ЭФа=+=NDТа: эмпирическое знание а - отсутствие необходимости теории а.

95. ЭФа=+=ГнТа: эмпирическое знание а - независимость от теории а.

96. ЭФа=+=SЕТа: эмпирическое знание а - бессмысленность теории а.

1 Там же. С. 36.

2 Кант И. Критика чистого разума // Соч. Т. 3. М., 1964.

3 Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1993. Т. 2; Маковельский А. О. Досокра-тики. Ч. 1-2. Казань, 1914-1915.

97. ЭФа=+=UТа: эмпирическое знание а - воздержание от теории а.

9S. ЭФа=+=СТУТПТа: эмпирическое знание а - стремление к элиминации (устранению) теоретическиx понятий а (Ф. Рамсей).

99. ЭФа=+=УТа: эмпирическое знание а - устранение теории а.

100. ЭФа=+=NТа: эмпирическое знание а - небытие теории а.

101. Та=+=ПЭФа: теория а - противоположность для эмпирического знания а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102. Та=+=РШQа=+=УQа: теория а - решение (устранение) проблемы а.

103. SАТа=+=Qа: научная (сайенс) теория а - проблема а.

104. SАТа=+=СЭФа: научная (сайенс) теория а - система эмпирического знания а.

105. SАТа=+=ЭФа: научная (сциентифик) теория а - эмпирическое знание а.

106. Та=+=ПSАТа: теория а - противоположность для научной (сайенс)теории а

107. ^АТа=+=КЭФа: критика научной теории а - критика эмпирического знания а (К.Р. Поппер).

10S. КSАТа=+=ZSАФа: критика научной теории а - изменение научного знания а (К.Р. Поппер).

109. SАТа=+=DZSАФа: научная (сциентифик) теория а - необ-xодимость изменения научного знания а.

110. SАТа=+=DGZSАФа: научная (сциентифик) теория а - не-обxодимость постоянного изменения научного знания а.

111. SАТа=+=DНПZSАФа: научная (сциентифик) теория а - не-обxодимость непрерывного изменения научного знания а.

112. SАТа=+=D8ZSАФа: научная (сциентифик) теория а - необ-xодимость бесконечного изменения научного знания а.

113. SАТа=+=DNJSАФа: научная (сциентифик) теория а - необ-xодимость несовершенства научного знания а.

114. SАТа=+=DNПOSАФа: научная (сциентифик) теория а - не-обxодимость неполноты непротиворечивого научного знания а.

115. SАТа=+=DYПOSАФа: научная (сциентифик) теория а - не-обxодимость противоречивости полного научного (сциентифик) знания а.

116. Фа=+=NYФа: знание - непротиворечивое знание.

117. Фа=+=П°Фа: знание - полное знание.

3S

118. Фа=+=№УПОФа: знание - непротиворечивое и полное знание а.

119. Фа=+=NZФа: знание - небытие изменения знания.

120. Фа=+=КФа: знание - невозможность изменения знания.

121. Фа=+=NQа: знание - отсутствие проблемы.

122. ЭФа=+=Qа: эмпирическое знание - проблема (вопрос).

123. Qа=+=ФNФа: проблема (вопрос) - знание незнания.

124. Qа=+=NФа: проблема (вопрос) - небытие знания.

125. МНа=+=Qа: мнение об а - проблема а.

126. Фа=+=СТР^а: знание а - средство решения проблем а.

127. Фа=+=СТКМНа: знание а - средство критики мнений об а.

128. Фа=+=ЯТ^а: знание а - ясное (четкое) определение проблемы а.

129. ЭФа=+=8БМНа: эмпирическое знание а - бесконечное бытие мнений об а.

130. ИСХМНа=+=УХМНа=+=ВНН°МНа: исчезновение (устранение) старого мнения - возникновение (формулировка) нового мнения.

131. ЭФа=+=БМОРАМНа: эмпирическое знание а - бытие множества разных мнений об а.

132. ЭФа=+=8БQа: эмпирическое знание а - бесконечное бытие проблемы.

133. ИСХQа=+=УХQа=+=РШХQа=+=ВННОQа: исчезновение (разрешение, устранение) старой проблемы - возникновение (построение, формулировка) новой проблемы (К.Р. Поппер).

134. Фа=+=№Уа: знание - отсутствие противоречия.

135. ЭФа=+=8БУа: эмпирическое знание - бесконечное бытие противоречия.

136. ИСХУа=+=УХУа=+=РШХУа=+=ВНИОУа: исчезновение (разрешение, устранение) старого противоречия - возникновение (построение, формулировка) нового противоречия (Г.В.Ф. Гегель1).

137. Ya=+=Qa: противоречие эквивалентно проблеме.

138. Qa=+=Y а: проблема эквивалентна противоречию.

139. NПОa=+=Qa: неполнота а - проблема а.

140. Qa=+=NПОa: проблема а - неполнота а.

141. DЕФОTa=+=NZTa: развитие формальной теории а - небытие изменения теории а.

1 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. М., 1970-1972.

142. D^HTa=+=ZTa: развитие содержательной теории а - изменение теории а.

143. SАТа=+=СИTa: научная (сциентифик) теория - содержательная теория.

144. DESАТа=+=ZSАТа: развитие научной (сциентифик) теории -изменение научной (сциентифик) теории.

145. ПГSАТа=+=УВOБАКSАТа: прогресс научной (сциентифик) теории - увеличение сферы (области) адекватности научной (сци-ентифик) теории.

146. FASАТа=+=УМOБАКSАТа: фальсификация научной (сциен-тифик) теории - уменьшение сферы адекватности научной (сциен-тифик) теории.

147. FASАТа=+=ГOOБАКSАТа: фальсификация научной (сциен-тифик) теории - определение сферы адекватности научной (сциен-тифик) теории.

14S. SАТа=+=Г1OБАКSАТа: научность (сциентифик) теории -ограниченность (определенность) сферы адекватности теории.

149. АБН1OБАКSАТа=+=NSАТа: абсолютная неопределенность сферы адекватности теории - небытие научности (сциентифик) теории.

150. SАТа=+=КЬН1OБАКSАТа: научность (сциентифик) теории -временность (конечность) неопределенности сферы адекватности теории.

151. SАТа=+=RТ8OБАКТа: научность (сциентифик) теории - относительность бесконечности сферы адекватности теории.

152. SАТа=+=RТУНOБАКТа: научность (сциентифик) теории -относительность универсальности сферы адекватности теории.

153. SАТа=+=КЬУНOБАКТа: научность (сциентифик) теории -временность (конечность) универсальности сферы адекватности теории.

154. SАТа=+=ЧТа: научная (сциентифик) теория - частная теория.

155. SАТа=+=NУНТа: научная (сциентифик) теория - отсутствие общей теории.

156. SАТа=+=IУНТа: научная (сциентифик) теория - невозможность общей теории.

157. SАТа=+=ВOКЬУНТа: научная (сциентифик) теория - возможность временной (конечной) общей теории.

158. SАТа=+=INZУНТа: научная (сциентифик) теория а - невозможность неизменной общей теории.

159. S^=+ =ЩЕУНТа: научная (сциентифик) теория а - невозможность целостной общей теории.

160. SАТа=+=IУНТЦЕа: научная (сциентифик) теория а - невозможность общей теории целого а.

161. SАТа=+=ВOЧАУНТа: научная (сциентифик) теория а - возможность частичной (фрагментарной) общей теории а.

162. SАТа=+=ВOУНТЧАа: научная (сциентифик) теория а - возможность общей теории части (аспекта, стороны) а.

163. У^АТа=+=УНТЧАа: универсальная научная (сциентифик) теория а - общая теория части (аспекта, стороны) а.

164. SАТа=+=СQа: научная (сциентифик) теория а - система проблем а.

165. SАТа=+=СМНа: научная (сциентифик) теория а - система мнений об а.

166. FASАТа=+=УSАТа: фальсификация научной (сциентифик) теории а - разрушение (уничтожение) научной (сциентифик) теории а.

167. СТФа=+=СТР^АТа: стремление к знанию а - стремление к фальсификации научный (сциентифик) теорий а.

168. СТФа=+=СТZSАТа: стремление к знанию а - стремление к изменению научный (сциентифик) теорий а.

169. СТФа=+=СТZQа: стремление к знанию а - стремление к изменению проблемы а.

170. СТФа=+=СТZNФа: стремление к знанию а - стремление к изменению незнания а.

171. СТФа=+=СТ2ГФа=+=СТ2Г°Фа: стремление к знанию а -стремление к изменению границы (предела), ограничения (определения) знания а.

172. ВOФа=+=ВOZГФа=+=ВOZГOФа: возможность знания а -возможность изменения границы (предела), ограничения (определения) знания а.

173. Фа=+=ZГФа: знание а - изменение границы (предела) знания а.

174. Фа=+=ЭФВWа: знание а - эмпирическое знание внешнего мира а.

175. Фа=+=SАФМа: знание а - научное (сциентифик) знание материи а.

176. SАЯа=+=NТа: научная (сциентифик) гипотеза - отсутствие теории.

177. NТа=+=DG1SАЯа: отсутствие теории - необходимость производства (генерирования) научных (сциентифик) гипотез.

178. SАЯа=+=ПТа: научная (сциентифик) гипотеза - противоположность для теории.

179. БТа=+=NDG1SАЯа: наличие теории - отсутствие необходимости создания научных (сциентифик) гипотез (И. Ньютон: «гипотез я не измышляю»).

180. БТа=+=NUG1SАЯа: наличие теории - необходимость воздержания от производства научных (сциентифик) гипотез (И. Ньютон: «гипотез я не измышляю»).

181. NТа=+=ЦЬДГа: отсутствие теории - ценность догадки.

182. SАЯа=+=ДГа: научная (сциентифик) гипотеза - догадка.

183. SАЯа=+=NJTa: научная (сциентифик) гипотеза - несовершенная теория.

184. SАЯа=+=КЬTa: научная (сциентифик) гипотеза - временная (конечная) теория.

185. SАЯа=+=КТTa: научная (сциентифик) гипотеза - кратковременная теория.

186. SАТа=+=ДТSАЯa: научная (сциентифик) теория - долговременная научная (сциентифик) гипотеза.

187. SАТа=+=SАЯa: научная (сциентифик) теория - научная (сциентифик) гипотеза.

188. Та=+=Яa: теория формально-аксиологически равноценна гипотезе.

189. П^АФа=+=П^^АЯа: прогресс научного (сциентифик) знания - прогресс производства (порождения) научных (сциентифик) гипотез.

190. ПГФа=+=ПГ^АЯа: прогресс знания - прогресс критики научных (сциентифик) гипотез.

Следующие ниже уравнения алгебры формальной аксиологии характеризуют свойства двух принципиально различных значений слова «знание». Оно оказывается омонимом. Его значениями могут быть диаметрально противоположные ценностные функции.

191. Фа=+=ЕДа: знание (чего, кого) а - единство (родство, бытие вместе) с а.

192. Фа=+=ЗТа: знание (чего, кого) а - защита (чего, кого) а.

193. Фа=+=СРа: знание (чего, кого) а - средство для (чего, кого) а.

194. Фа=+=Ьа: знание (чего, кого) а - свобода для (чего, кого) а.

195. Фа=+=Ь'а: знание (чего, кого) а - сила (чего, кого) а.

196. Фа=+=ПЮа: знание (чего, кого) а - противоположность для знания против а.

197. Юа=+=ПФа: знание против а - противоположность для знания (чего, кого) а.

198. Юа=+=У0а: знание против а - слабость (чего, кого) а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

199. Юа=+=У'а: знание против а - господство над а.

200. Юа=+=Уа: знание против а - насилие над а.

201. Юа=+=NФа: знание против а - небытие знания (чего, кого) а.

202. NФа=+=ВРа: небытие знания (чего, кого) а - враждебность к а.

203. ВР=+=СТЮа: враждебность к а - стремление к знанию против а.

204. Юа=+=Ба: знание против а - свобода от а.

205. Юа=+=У2а: знание против а - средство от а.

206. Юа=+=З0а: знание против а - защита от а.

207. Юа=+=СРУ3а: знание против а - средство для обмана (чего, кого) а.

208. Юа=+=СРЯьа: знание против а - средство для управления (чем, кем) а.

209. Юа=+=Яиа: знание против а - власть над а.

210. Юа=+=ОПа: знание против а - опасность для а.

211. Юа=+=ОРа: знание против а - оружие против а.

212. Юа=+=НПа: знание против а - нападение на а.

213. STЩа=+=СПа: субъект ощущения (чего) а - свидетель против а.

214. STПЬЩа =+=СПа: субъект памяти об ощущении а - свидетель против а.

215. СПа=+=STЗЭа: свидетель против а - субъект эмпирического знания (чего, кого) а.

216. СПа=+=STЮа: свидетель против а - субъект знания против (чего, кого) а.

217. СПа=+=ВГа: свидетель против а - враг (чего, кого) а.

218. СПа=+=У2СКа: свидетель против а - средство от сокрытия (чего, кого) а.

219. СПа=+=СРРКа: свидетель против а - средство для раскрытия (чего, кого) а.

220. СЧа=+=СРЗТа: свидетель (чего, кого, чей) а - средство для защиты (чего, кого, чьей) а.

221. СЧа=+=СРЯЕСПа: свидетель (чего, кого, чей) а - средство для опровержения свидетеля против а.

222. СЧа=+=СРБАЮа: свидетель (чего, кого, чей) а - средство для фальсификации знания против а.

Следующие ниже формально-аксиологические уравнения характеризуют свойства двух качественно различных значений слова «познание». Оно оказывается омонимом. Его значениями могут быть прямо противоположные ценностные функции. То, что обе эти функции обозначаются в естественном языке одним и тем же словом «познание», породило в истории философии многочисленные недоразумения.

223. ППа=+=иНа: познание (чего, кого, чье) а - соединение (слияние), объединение с а.

224. ППа=+=СТФа: познание (чего, кого, чье) а - стремление к знанию (чего, кого, чьему) а.

225. ППа=+=G1Фа: познание (чего, кого, чье) а - производство знания (чего, кого, чьего) а.

226. ППа=+=^^: познание (чего, кого, чье) а - противоположность для познания против а.

227. ZZа=+= ПППа: познание против а - противоположность для познания (чего, кого, чьего) а.

228. ZZа=+=G1Юа: познание против а - производство знания против а.

229. ZZа=+=I0а: познание против а - вмешательство в а.

230. ZZа=+=Уа: познание против а - насилие над а.

231. ZZа=+=У4а: познание против а - война с а.

232. Юа=+=иФа: знание против а - воздержания от знания (чего, кого) а.

233. Фа=+=UЮa: знание (чего, кого) а - воздержание от знания против а.

234. Фа=+=и22а: знание (чего, кого) а - воздержания от познания против а.

235. Фа=+=Я3БнЮа: знание (чего, кого) а - сопротивление возникновению знания против а.

236. Фа=+=Я80'Юа: знание (чего, кого) а - сопротивление производству знания против а.

237. Юа=+=Мна: знание против а - мнение об а.

238. Юа=+=1'а: знание против а - мышление об а.

239. Юа=+=Ща: знание против а - ощущение (чего) а.

240. Юа=+=ЧУВПа: знание против а - чувственное восприятие (чего) а.

241. Юа=+=ЗЭа: знание против а - эмпирическое знание (чего) а.

242. Юа=+=Ф2а: знание против а - знание изменения а.

243. Юа=+=ФИа: знание против а - знание истории а.

244. Юа=+=ФМа: знание против а - знание материи а.

245. Юа=+=ФСИа: знание против а - знание содержания а.

246. Юа=+=8АФа: знание против а - научное (сциентифик) знание (чего) а.

247. SАФBWа=+=FBWa: научное (сциентифик) знание внешнего мира а - свобода от внешнего мира а.

248. SАФBWа=+=BOZBWa: научное (сциентифик) знание

внешнего мира а - возможность изменения внешнего мира а.

249. SАФBWа=+=CPZBWa: научное (сциентифик) знание

внешнего мира а - средство для изменения внешнего мира а.

250. Ма=+=BOЮа: материальность а - возможность знания против а.

251. Ма=+=BOZZа: материальность а - познаваемость (возможность познания против) а (диалектический материализм).

252. Ма=+=BOSАФа: материальность а - возможность научного (сциентифик) знания а.

253. Ма=+=DSАФа: материальность а - необходимость научного (сциентифик) знания а.

254. Ба=+=IАБИСSАФа: бытие а - невозможность абсолютной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

255. Ба=+=BORTИСSАФа: бытие а - возможность относительной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

256. Ба=+=DRTИСSАФа: бытие а - необxодимость относительной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

257. Ба=+=DДСRTИСSАФа: бытие а - необxодимость достаточности относительной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

258. Ба=+=Д^хИ^АФа: бытие а - достаточность относительной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

259. Ба=+=NDАБИСSАФа: бытие а - отсутствие необxодимости абсолютной истинности научного (сциентифик) знания а (диалектический материализм, критический рационализм).

260. Ба=+=ФБа: бытие - знание бытия.

261. Фа=+=АБИСа: знание - абсолютная истина.

262. SАФа=+=RTИСа: научное (сциентифик) знание а - относительная истина а.

263. RTИСа=+=АБИСа: относительная истина - часть (аспект, сторона) абсолютной истины (диалектический материализм).

264. Фа=+=ППЧа: знание а - противоположность пророчеству об а.

265. ПЧа=+=ПФа: пророчество об а - противоположность знанию а.

266. ПЧа=+=ДГБУа: пророчество об а - догадка (гадание) о будущем а.

267. ПЧа=+=МНБУа: пророчество об а - мнение о будущем а.

268. ПЧа=+=Юа: пророчество об а - знание против а.

269. ПЧа=+=ZZа: пророчество об а - познание против а.

270. ПЧа=+=ВРа: пророчество об а - враждебность к а.

271. БЛа=+=IВРа: близость к а - невозможность враждебности к а.

272. БЛа=+=IZZа: близость к а - невозможность познания против а.

273. БЛа=+=ШЧа: близость к а - невозможность пророчества об а.

274. ПKа=+=STПЧа: пророк (чего) а - субъект пророчества об а.

275. БЛа=+=IБSTПЧа: близость к а - невозможность существования субъекта пророчества об а.

276. БЛа=+=NБSTПЧа: близость к а - небытие субъекта пророчества об а. («Нет пророка в своем отечестве».)

277. ВИа=+=Ща: видение (чего) а - ощущение (чего) а.

278. ЯСВИа=+=ЯСЩа: ясное видение (чего) а - отчетливое ощущение (чего) а.

279. Я°ВИа=+=Юа: ясное видение (чего) а - знание против а.

280. ЯЦа=+=STЯСВИа: ясновидец (чего) а - субъект ясного видения (чего) а.

281. ЯЦа=+=STЯСВИБУа: ясновидец (чего) а - субъект ясного видения будущего а.

282. STЯСВИа=+=STЮа: субъект ясного видения будущего а -субъект знания против а.

283. ЯЦа=+=Пка: ясновидец (чего) а - пророк (чего) а.

284. ЯЦа=+=СПа: ясновидец (чего) а - свидетель против а.

285. ЯЦа=+=ВГа: ясновидец (чего) а - враг для а.

Приведенные уравнения объясняют многочисленные факты

жестоких расправ с очевидцами и ясновидцами, факты игнорирования пророков в самых разных культурах. Истинный пророк - чужой (враг) для культуры, являющейся объектом пророчества. Поэтому среди «своих» пророка нет и быть не может. Если он существует и настаивает на своем пророчестве (не сдается), его уничтожают. Это не случайность, а закон формальной аксиологии познания.

Итак, слово «знание» - омоним. Оно имеет как минимум два разных (противоположных) ценностно-функциональных смысла, точно определенных выше. То же верно относительно слова «познание». Более того, и о слове «наука» следует сказать то же самое. Каждое из этих слов имеет в качестве своего значения, во-первых, ценностную функцию, сохраняющую значение переменной и, во-вторых, ценностную функцию, изменяющую значение переменной на противоположное. С чисто математической точки зрения, в двузначной («черно-белой») аксиологической системе каждое из упомянутых трех слов может иметь еще два значения, представляющие собой ценностные функции-константы, а именно: тождественно хорошую и тождественно плохую. Однако рассмотрение ценностных функций-констант в качестве значений слов «знание», «познание», «наука» не входило в задачу настоящей статьи. Ее целью было показать, что стремление (например К.Р. Поппера) использовать указанные слова в их «единственно верном значении» противоречит принципу историзма, дает тенденциозное, искаженное изображение историко-философского процесса, его одностороннее видение, являющееся основанием для дискриминации. Отношение

К.Р. Поппера к Платону - яркий пример1. В данной связи более плодотворным является следование призыву Л. Витгенштейна изучать фактическое словоупотребление. Оно свидетельствует, что слова «знание», «познание», «наука» суть омонимы. Как правило, в одних философских системах употребляются одни значения этих слов, а в других - другие. Поэтому использовать их нужно осторожно, явно фиксируя употребляемые значения. Эта омонимия является необходимой. Именно она объясняет удивительные факты нравственной амбивалентности «знания», «познания», «науки» и т.п. явлений, зафиксированные тысячелетиями истории философии.

1 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги ... 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.