Научная статья на тему 'МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОЕННОГО ВУЗА'

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРСАНТЫ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ НАВЫКИ / СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варникова О.В., Савкин И.Ю.

В статье рассматривается содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе на современном этапе. Сложившаяся система иноязычной подготовки нуждается в переходе на качественно новый уровень. Предлагается принципиально по-новому построить основные этапы процесса обучения иностранному языку в военном вузе. Заявлен современный подход к построению новой модели обучения иностранному языку на основе поэтапного формирования умственных действий. Заявлено научное обоснование критического осмысления методики обучения иностранному языку в военном вузе. Определено и представлено содержание иноязычной подготовки курсантов, коррелирующее с содержанием военно-профессиональной подготовки в военном техническом вузе. Представлены основные подходы к обучению иностранному языку в военном вузе. Предлагается использовать деятельностный подход к построению учебной дисциплины «Иностранный язык», который заключается в использовании всех известных методик обучения иностранному языку в системе военного вуза. Авторы статьи предлагают практическое видение построения курса обучения иностранному языку с учетом военно-профессиональной специфики вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варникова О.В., Савкин И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF STUDY DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE” IN THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF A MILITARY UNIVERSITY

The article examines the content of the “Foreign language” discipline in a military university at the present stage. The current system of foreign language training needs to be taken to a qualitatively new level. It is proposed to construct in a fundamentally new way the main stages of the process of teaching a foreign language in a military university. The article describes a modern approach to building a new model of teaching a foreign language based on the gradual formation of mental actions. The scientific substantiation of critical understanding of the methodology of teaching a foreign language in a military university is stated. The content of foreign language training of cadets, which correlates with the content of military vocational training in a military technical university, is defined and presented. The main approaches to teaching a foreign language in a military university are presented. It is proposed to use an activity-based approach to the construction of the discipline “Foreign language”, which consists in using all known methods of teaching a foreign language in the system of a military university. The authors offer a practical perspective on the construction of a foreign language course, taking into account the military-professional specificity of HEIs.

Текст научной работы на тему «МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОЕННОГО ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6. С. 116-122. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 6. P. 116-122.

Научная статья УДК 355.235.214

https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.16

Место учебной дисциплины «Иностранный язык» в структуре образовательной программы военного вуза

Ольга Васильевна Варникова1, Илья Юрьевич Савкин2

12Военная академия материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза) Пензенский артиллерийский инженерный институт, Пенза, Россия 1wolga0106@gmail.com 2ilyasavkin@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе на современном этапе. Сложившаяся система иноязычной подготовки нуждается в переходе на качественно новый уровень. Предлагается принципиально по-новому построить основные этапы процесса обучения иностранному языку в военном вузе. Заявлен современный подход к построению новой модели обучения иностранному языку на основе поэтапного формирования умственных действий. Заявлено научное обоснование критического осмысления методики обучения иностранному языку в военном вузе. Определено и представлено содержание иноязычной подготовки курсантов, коррелирующее с содержанием военно-профессиональной подготовки в военном техническом вузе. Представлены основные подходы к обучению иностранному языку в военном вузе. Предлагается использовать деятельностный подход к построению учебной дисциплины «Иностранный язык», который заключается в использовании всех известных методик обучения иностранному языку в системе военного вуза. Авторы статьи предлагают практическое видение построения курса обучения иностранному языку с учетом военно-профессиональной специфики вуза.

Ключевые слова: учебная дисциплина, иностранный язык, технология, компетенции, содержание иноязычной подготовки, практические занятия, самостоятельная работа, курсанты, речевые умения, командно-методические навыки, организаторские навыки, система рейтинговой оценки

Для цитирования. Варникова О.В., Савкин И.Ю. Место учебной дисциплины «Иностранный язык» в структуре образовательной программы военного вуза // Общество. социология, психология, педагогика. 2022. № 6. С. 116-122. https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.16.

Original article

Place of Study Discipline "Foreign Language" in the Structure of the Educational Program of a Military University

Olga V. Varnikova1, Ilya Yu. Savkin2

12Military Academy of Logistics (branch, Penza) Penza Artillery Engineering Institute, Penza, Russia

1wolga0106@gmail.com

2ilyasavkin@list.ru

Abstract. The article examines the content of the "Foreign language" discipline in a military university at the present stage. The current system of foreign language training needs to be taken to a qualitatively new level. It is proposed to construct in a fundamentally new way the main stages of the process of teaching a foreign language in a military university. The article describes a modern approach to building a new model of teaching a foreign language based on the gradual formation of mental actions. The scientific substantiation of critical understanding of the methodology of teaching a foreign language in a military university is stated. The content of foreign language training of cadets, which correlates with the content of military vocational training in a military technical university, is defined and presented. The main approaches to teaching a foreign language in a military university are presented. It is proposed to use an activity-based approach to the construction of the discipline "Foreign language", which consists in using all known methods of teaching a foreign language in the system of a military university. The authors offer a practical perspective on the construction of a foreign language course, taking into account the militaryprofessional specificity of HEIs.

Keywords: activity concept, academic discipline, foreign language, technology, competencies, content of foreign language training, practical exercises, independent work, cadets, speech skills, team and methodological skills, organizational skills, rating system

© Варникова О.В., Савкин И.Ю., 2022

For citation: Varnikova, O.V. & Savkin, I.Yu. (2022) Place of Study Discipline "Foreign Language" in the Structure of the Educational Program of a Military University. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 116— 122. Available from: doi:10.24158/spp.2022.6.16 (In Russian).

Вступление. В настоящее время иностранный язык становится глобальным феноменом, а языковое образование представляет собой часть поликультурного образования (Васильева, 2018: 33-34). Деятельностная концепция построения целостного курса обучения иностранному языку в военном вузе дает возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к репродуктивной деятельности.

Практически технология иноязычной подготовки на основе заявленной концептуальной идеи реализуется во взаимосвязи роли и места учебной дисциплины «Иностранный язык» в структуре образовательной системы военного вуза.

Поиск новых способов подачи материала является актуальной темой в современной методике преподавания иностранного языка, т. к. с каждым годом требования к подготовке по иностранному языку только увеличиваются.

В настоящее время наблюдается недостаточная насыщенность современных учебных и учебно-методических изданий практическими упражнениями, направленными на отработку коммуникативных навыков.

Тот факт, что обучение иностранному языку в логике коммуникации продолжает оставаться наиболее сложной задачей, находится в зависимости от основной цели подготовки по иностранному языку в военном вузе, определяет актуальность нашего исследования.

Основная цель исследования - определить место учебной дисциплины «Иностранный язык» в структуре образовательной программы военного вуза.

Для изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» не требуется изучения дисциплин общепрофессионального и профессионального блока. В инженерном военном вузе учебная дисциплина «Иностранный язык» изучается четыре семестра на 1-2 курсах.

Более того, содержание иноязычной подготовки в военном вузе носит пропедевтический характер военно-профессиональной подготовки, т. к. содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» уже включает учебный материал общей военной подготовки и материал по основной специальности.

Из этого следует, что каждое занятие по иностранному языку должно строиться, прежде всего, с учетом как общедидактических, так и методических принципов.

Материал и методы исследования. Согласно основным требованиям регламентирующих документов военного вуза в практику процесса изучения иностранного языка вносятся изменения по формулировкам компетенций, которые должны быть сформированы. Основной упор сделан на умения академического и профессионального взаимодействия, что позволит добиться следующих индикаторов достижения универсальных компетенций:

- применение знаний, умений, навыков и опыта всех видов речевой деятельности на иностранном языке для осуществления коммуникации в академическом и общепрофессиональном взаимодействии;

- логически стройное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, дискутиро-вание на иностранном языке;

- анализ информации социокультурного и профессионального содержания в процессе межкультурного взаимодействия.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по различным вопросам, связанным с обучением иностранному языку в военном вузе и требованиям к учебно-методическим комплексам (УМК) в условиях реализации ФГОС.

2. Наблюдение.

3. Тестирование обучающихся с целью выявления уровня освоения лексико-грамматиче-ского материала по изучаемым темам.

В качестве примера решения поставленных целей обучения приведем согласование содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» с содержанием дисциплин общепрофессионального блока. Для этого возьмем фрагмент из учебного пособия авторов Е.В. Раскачкиной, О.В. Варниковой, Л.В. Шваревой «Немецкий язык. Общая военная подготовка».

Содержание учебных занятий спланировано в последовательности начального обучения по общепрофессиональным дисциплинам в рамках рабочей программы дисциплины «Иностранный язык».

Inhalt Оглавление

Предисловие..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................5

Введение....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................5

Модуль 1. Die Sportausbildung................................................................................................................................................................................................................................................................7

Занятие 1: Die Körperschulung der Militärangehörigen..........................................................................................................................................................................................7

Занятие 2: Die Rolle und der Inhalt der Körperschulung der Militärangehörigen..............................................................................................................12

Занятие 3: Die Gymnastik und die athletische Vorbereitung Das militärische Schwimmen..............................................................................17

Занятие 4: Der Nahkampf....................................................................................................................................................................................................................................................................................23

Занятие 5: Das Hindernisturnen. Die Hindernisbahn..................................................................................................................................................................................................27

Занятие 6: Die Schnellbewegung. Die Skiausbildung................................................................................................................................................................................................32

Занятие 7: Die Sport- und Bewegungsspiele..........................................................................................................................................................................................................................37

Тестовые задания к модулю 1..................................................................................................................................................................................................................................................................41

Модуль 2. Die Sanitätsausbildung........................................................................................................................................................................................................................................................45

Занятие 1: Ein Krankenbesuch....................................................................................................................................................................................................................................................................45

Занятие 2: Der Schock............................................................................................................................................................................................................................................................................................51

Занятие 3: Die Blutstillung. Die Gehirnerschütterung. Die Knochenbruch..................................................................................................................................56

Занятие 4: Die Vergiftung. Die Erstickung..................................................................................................................................................................................................................................61

Занятие 5: Die Verbrennung. Die Verätzung..........................................................................................................................................................................................................................65

Занятие 6: Die Erfrierung..............................................................................................................................................70

Занятие 7: Der Schlaganfall. Der Herzinfarkt................................................................................................................75

Тестовые задания к модулю 2....................................................................................................................................80

Модуль 3. Die Taktikausbildung..................................................................................................................................83

Занятие 1: Die Operationsarten..................................................................................................................................................................................................................................................................83

Занятие 2: Russische Streitkräfte. Die Russischen Landstreitkräfte....................................................................................................................................................89

Занятие 3: Die Russischen Luft- und die kosmischen Kräfte..........................................................................................................................................................................95

Занятие 4: Die Russische Seekriegsflotte..................................................................................................................................................................................................................................101

Занятие 5: Militärtopographie........................................................................................................................................................................................................................................................................105

Занятие 6: Die Vermessungsgeräte......................................................................................................................................................................................................................................................111

Занятие 7: Das Morsealphabet....................................................................................................................................................................................................................................................................116

Тестовые задания к модулю 3..................................................................................................................................................................................................................................................................120

Модуль 4. Die Schießausbildung............................................................................................................................................................................................................................................................124

Занятие 1: Die Schießausbildung............................................................................................................................................................................................................................................................124

Занятие 2: Die Forderungen der Sicherheit bei der Schießerei..................................................................................................................................................................129

Занятие 3: Die Pistole Makarow................................................................................................................................................................................................................................................................133

Занятие 4: Die Pistole Strisch........................................................................................................................................................................................................................................................................138

Занятие 5: Das Sturmgewehr Kalaschnikow............................................................................................................................................................................................................................142

Занятие 6: Die Handgranaten F1 und RGD..............................................................................................................................................................................................................................146

Занятие 7: Der richtige Umgang mit einer Waffe..............................................................................................................................................................................................................150

Тестовые задания к модулю 4..................................................................................................................................................................................................................................................................156

Заключение..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................159

Список литературы................................................................................................................................................................................................................................................................................................160

Краткий обзор грамматики........................................................................................................................................................................................................................................................................161

Список сильных и неправильных глаголов........................................................................................................................................................................................................................185

Ключи к тестам..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................188

Речевые клише..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................189

Немецко-русский алфавитный словарь..................................................................................................................................................................................................................................196

Русско-немецкий алфавитный словарь..................................................................................................................................................................................................................................223

Главное внимание в преподавании учебного материала дисциплины необходимо сосредоточить на реализации системно-деятельностного (Аксёнова, 2012) и компетентностного подходов (Шадриков, 2004), в частности, на использовании в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий: проблемный метод, диалоговый метод, метод опорных сигналов, метод критических ситуаций, ситуационно-ролевых игр.

Задачи интерактивного обучения:

- пробуждение у курсантов интереса к получению новых знаний по дисциплине, формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности;

- самостоятельная стратегия учебной деятельности;

- установление взаимодействия между курсантами, формирование командно-методических навыков.

На практических занятиях курсанты овладевают всеми видами речевой деятельности.

Устная речь (аудирование и говорение) рассматривается как средство закрепления и активизации лексического и грамматического материала.

Чтение (ознакомительное, изучающее) как способ получения информации.

Практические занятия по теме № 1 предназначены для формирования следующих речевых умений:

- понимания основной информации адаптированных текстов общевоенного характера;

- изложения основного содержания текста-источника на русском языке;

- использования в рамках содержания языковой компетенции необходимых грамматических конструкций.

Практические занятия по теме № 2 предназначены для формирования следующих речевых умений:

- понимания основной и дополнительной информации адаптированных текстов военно-профессионального характера;

- изложения основного содержания текста-источника на русском языке;

- построения письменных текстов репродуктивного характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использования в рамках содержания языковой компетенции необходимых грамматических конструкций.

Практические занятия по теме № 3 предназначены для формирования следующих речевых умений:

- понимания основной и дополнительной информации адаптированных текстов по специальности;

- изложения основного содержания текста-источника на русском и иностранном языке;

- построения письменных текстов репродуктивного характера;

- использования в рамках содержания языковой компетенции необходимых грамматических конструкций.

Основу воспитательных целей составляет:

- прививание любви к военной профессии;

- развитие чувства патриотизма, ответственности за свое дело;

- показ приоритета российской науки в создании высокоэффективного ракетно-артилле-рийского вооружения;

- формирование здорового образа жизни и экологической культуры, культуры межнационального общения.

Военно-профессиональная специфика выражается в необходимости формирования на всех видах учебных занятий командно-методических и организаторских навыков, а именно:

- чёткого формулирования доклада при выполнении обязанностей дежурного по учебному отделению и доклада на поставленный вопрос при контрольном опросе;

- ведения диалога при обсуждении проблемных вопросов занятия;

- организации и проведения мероприятий по обеспечению мер безопасной работы при работе в лингафонном кабинете;

- привлечения курсантов к самоконтролю и контролю за речевыми действиями других курсантов.

Значительное внимание в изучении дисциплины уделяется самостоятельной работе как основному виду индивидуальной учебной деятельности курсанта.

Самостоятельная работа обучающихся должна обеспечивать качественную подготовку к предстоящим занятиям, развитие навыков творческой работы с оригинальными материалами, целеустремленности и трудолюбия.

Для эффективной самостоятельной работы важно использовать электронные учебники, которые адаптированы к различным методам обучения и индивидуальному темпу усвоения материала.

В условиях реализации ФГОС одним из требований освоения программы учебной дисциплины «Иностранный язык» является достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы вуза.

1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися метапредпонятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), построение индивидуальной образовательной траектории.

3. Предметные, умения иноязычного общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения (с учётом социокультурных норм носителей языка).

Современный УМК базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Главные цели УМК соответствуют зафиксированным в стандарте высшего образования по иностранному языку.

Использованием на практике деятельностного подхода, целью которого и является обучение видам речевой деятельности, решается проблема поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, 1971).

В деятельностной методике обосновывается технология построения целостного курса обучения иностранному языку. Однако проблема построения целостного курса обучения иностранному языку в военном вузе в существующих исследованиях не ставилась. Попытка сделать это осуществлена в учебном пособии «Немецкий язык. Общая военная подготовка» авторов Е.В. Раскачкиной, О.В. Варниковой, Л.В. Шваревой.

Преимущество деятельностной методики в том, что содержание обучения не зависит напрямую от способов управления овладением иностранным языком.

Анализируя результаты обучения курсантов иностранному языку с использованием данного учебного пособия, мы делаем выводы, что, деятельностная концепция, которая представлена в теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, 1971), и была использована при разработке искомого учебного пособия.

Результаты обученности курсантов проверялись по всем формам контроля учебных знаний. По результатам этого контроля планировалось устранение выявленных типичных недостатков в подготовке курсантов, в частности внесение коррективы в методику преподавания (подбор и количество упражнений, характер применяемых дидактических материалов, эффективность использования технических средств обучения и т. п.).

Контроль успеваемости курсантов производится для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий.

Оценка знаний, навыков и умений курсантов осуществляется в ходе практических занятий, контрольных работ в устной и письменной форме в соответствии с фондом оценочных средств, разработанных на кафедре. Контрольные работы проводятся в виде словарных диктантов, письменных переводов текстов с иностранного языка на русский, а также тестовых заданий.

Оценка «отлично» выставляется, если курсант умеет извлекать нужную информацию в устном общении с собеседником и порождает высказывания на иностранном языке в конкретных ситуациях бытового и профессионального общения; понимает основное содержание текстов общевоенного характера и текстов по специальности; может заполнить анкету, написать заявление, письмо официального и неофициального характера.

Оценка «хорошо» выставляется, если курсант умеет извлекать нужную информацию в устном общении с собеседником и порождает высказывания на иностранном языке в конкретных ситуациях бытового и профессионального общения; понимает основное содержание текстов общевоенного характера и текстов по специальности; может заполнить анкету, написать заявление, письмо официального и неофициального характера. При этом курсант допускает лексические или грамматические ошибки, не затрудняющие общее понимание речи курсанта на иностранном языке.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если курсант умеет извлекать нужную информацию в устном общении с собеседником и порождает высказывания на иностранном языке в конкретных ситуациях бытового и профессионального общения; понимает основное содержание текстов общевоенного характера и текстов по специальности; может заполнить анкету, написать заявление, письмо официального и неофициального характера. При этом курсант допускает лексические и грамматические ошибки, затрудняющие понимание речи.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если курсант не может извлекать нужную информацию в устном общении с иноязычным собеседником, не может порождать высказывания на иностранном языке в конкретных ситуациях бытового и профессионального общения; не понимает содержание текстов общевоенного характера и текстов по специальности; не может заполнить анкету, написать заявление, письмо официального и неофициального характера.

Преподаватель на зачете проверяет и оценивает учебную работу курсантов, уровень полученных знаний и навыков по иностранному языку, степень развития коммуникативной компетенции в объеме требований учебной программы.

Вопросы (задания) для подготовки к зачету разрабатываются предметно-методической комиссией по учебной дисциплине.

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.

Экзамен по дисциплине проводится с целью контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции курсантов по всем видам речевой деятельности.

Результаты сдачи зачета определяются оценками «зачтено» и «незачтено».

Критерии, определяющие оценку, следующие:

• «зачтено» получает курсант, который набрал 10-20 баллов за выполнение заданий лек-сико-грамматического теста; правильно оформил подготовленное иноязычное монологическое высказывание на иностранном языке. При этом допускаются лексические или грамматические ошибки, не затрудняющие понимание речи курсанта экзаменатором.

• «незачтено» получает курсант, который набрал менее 10 баллов за выполнение заданий по лексико-грамматическому тесту; не может оформить подготовленное иноязычное монологическое высказывание на иностранном языке.

С учетом балльно-рейтинговой системы оценки качества подготовки обучающихся, на каждом из двух этапов зачета курсантам начисляются баллы. Максимальное количество баллов за 1-й этап (выполнение 10 заданий лексико-грамматического теста) - 20, за 2-й этап (иноязычное монологическое высказывание) - 20. За ответ на каждом этапе ставится «зачтено», если набрано от 10 до 20 баллов. При начислении менее 10 баллов курсант получает на данном этапе «незачтено». Однако ответы на дополнительные вопросы по контролируемому аспекту языка (устная речь) могут повысить количество баллов. Максимальное количество баллов за весь ответ на зачете — 40 баллов. Минимальное - 10 баллов.

Нормы: зачтено - 55-100 баллов, незачтено - менее 55 баллов.

Итоговая сумма баллов складывается из общего количества баллов за зачет и количества баллов по результатам текущей аттестации.

На экзамене выставляется оценка в соответствии с общим количеством баллов, полученных на всех трех этапах (выполнение 26 заданий лексико-грамматического теста, аннотация текста по военной тематике, иноязычное монологическое высказывание).

Итоговая сумма баллов складывается из общего количества баллов за экзамен и количества баллов по результатам текущей аттестации.

Таким образом, мы считаем, что деятельностная методика обучения иностранному языку курсантов военного вуза применима, позволяет адекватно определять содержание учебной дисциплины «Иностранный язык», дает возможность преподавателю работать в пропедевтике овладения курсантами профессиональными знаниями, что определяет место учебной дисциплины в образовательной системе военного вуза.

Список источников:

Аксёнова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире. СПб, 2012. С. 140-142.

Васильева Э.Р. Иностранный язык как глобальный феномен и эффективное средство формирования поликультурной компетентности студентов технического вуза // Кант. 2018. № 1 (26). С. 32-36.

Гальперин П.Я. Новые возможности обучения, в частности иностранным языкам // Сб. Вопросы методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетах, МГУ. М.,1971. С. 12-18.

Китайгородская Г.А. Интерактивные технологии обучения // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 30-33. Раскачкина, Е.В. Немецкий язык: Общая военная подготовка: учеб. пособие для вузов / Е.В. Раскачкина, О.В. Вар-никова, Л.В. Шварева. Пенза, 2016. 217 с.

Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 26-31.

References:

Aksenova, N.I. (2012) Sistemno-deyatelnostnyy podkhod kak osnova formirovaniya metapredmetnykh rezultatov [System-activity approach as the basis for the formation of metasubject results]. In: Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire. Saint Petersburg. P. 140-142. (In Russian)

Galperin, P.Ya. (1971) Novyye vozmozhnosti obucheniya. v chastnosti inostrannym yazykam [New opportunities for teaching, in particular foreign languages]. In: Voprosy metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov na neyazykovykh fakultetakh uni-versitetakh. Moscow. P.12-18. (In Russian)

Kitaygorodskaya, G.A. (2004) Interaktivnyye tekhnologii obucheniya [Interactive learning technologies]. In: Inostrannyye yazyki v shkole, 4, p. 30-33. (In Russian)

Raskachkina, E.V. (2016) Nemetskiy yazyk: Obshchaya voyennaya podgotovka: ucheb. posobiye dlya vuzov [German: General military training: textbook] / Raskachkina E.V., Varnikova O.V., Shvareva L.V. posobie dlya vuzov [Handbook for universities]. Penza. 217 p. (In Russian)

Shadrikov, V.D. (2004) Novaya model spetsialista: innovatsionnaya podgotovka i kompetentnostnyy podkhod [A new model of a specialist: innovative training and competence approach]. In: Vyssheye obrazovaniye segodnya, 8. p. 26-31. (In Russian)

Vasilyeva, E.R. (2018) Inostrannyy yazyk kak globalnyy fenomen i effektivnoye sredstvo formirovaniya polikulturnoy kompe-tentnosti studentov tekhnicheskogo vuza [Foreign language as a global phenomenon and an effective means of forming multicultural competence of technical university students]. In: Kant,1 (26). P. 32-36. (In Russian)

Информация об авторах: О.В. Варникова - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза), Пенза, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=285348.

И.Ю. Савкин - преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза), Пенза, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1147103.

Information about the authors:

0.V. Varnikova — D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department, Military Academy of Logistics (branch, Penza) Penza Artillery Engineering Institute, Penza, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=285348.

1.Yu. Savkin — Lecturer, Foreign Languages Department, Military Academy of Logistics (branch, Penza) Penza Artillery Engineering Institute, Penza, Russia

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1147103.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.02.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 21.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.