Научная статья на тему 'МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАВЕРАУННАХРА'

МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАВЕРАУННАХРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / Маверауннахр / духовная культура / исламские ценности / культурный синтез. / Islam / Maverunnahr / spiritual culture / Islamic values / cultural synthesis

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уракова, Наргиза Саломовна

В статье рассматривается место ценностей ислама в духовной культуре народов Маверауннахра. Посредством исторического анализа, изучения религиозных текстов и культурных традиций региона, автор показывает, как исламские ценности глубоко укоренились и оказали значительное влияние на формирование уникальной духовной культуры Маверауннахра. В результате исследования выявлено, что исламские ценности гармонично сочетались с доисламскими традициями региона, создавая богатую и многогранную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF ISLAMIC VALUES IN THE SPIRITUAL CULTURE OF THE PEOPLES OF MAVERUNNAHR

The article examines the place of the values of Islam in the spiritual culture of the peoples of Maverunnahr. Through historical analysis, the study of religious texts and cultural traditions of the region, the author shows how Islamic values are deeply rooted and have had a significant impact on the formation of the unique spiritual culture of Maverunnahr. The study revealed that Islamic values were harmoniously combined with the pre-Islamic traditions of the region, creating a rich and multifaceted culture.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАВЕРАУННАХРА»

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ

МАВЕРАУННАХРА

В статье рассматривается место ценностей ислама в духовной культуре народов Маверауннахра. Посредством исторического анализа, изучения религиозных текстов и культурных традиций региона, автор показывает, как исламские ценности глубоко укоренились и оказали значительное влияние на формирование уникальной духовной культуры Маверауннахра. В результате исследования выявлено, что исламские ценности гармонично сочетались с доисламскими традициями региона, создавая богатую и многогранную культуру.

Ключевые слова: ислам, Маверауннахр, духовная культура, исламские ценности, культурный синтез.

MOVARAUNNAHR XALQLARINING MA'NAVIY MADANIYATIDA ISLOM QADRIYATLARINING O'RNI

ANNOTATSIYA

Maqolada Movaraunnahr xalqlarining ma'naviy madaniyatida Islom qadriyatlarining o'rni ko'rib chiqiladi. Tarixiy tahlil, mintaqaning diniy matnlari va madaniy an'analarini o'rganish orqali muallif Islom qadriyatlari qanday chuqur ildiz otganini va Movaraunnahrning noyob ma'naviy madaniyatini shakllantirishga sezilarli ta'sir ko'rsatganini ko'rsatadi. Tadqiqot shuni ko'rsatdiki, Islom qadriyatlari mintaqaning islomgacha bo'lgan an'analari bilan uyg'unlashib, boy va ko'p qirrali madaniyatni yaratgan.

Kalit so'zlar: Islom, Movaraunnahr, ma'naviy madaniyat, Islom qadriyatlari, madaniy sintez.

THE PLACE OF ISLAMIC VALUES IN THE SPIRITUAL CULTURE OF

THE PEOPLES OF MAVERUNNAHR

ABSTRACT

The article examines the place of the values of Islam in the spiritual culture of the peoples of Maverunnahr. Through historical analysis, the study of religious texts and cultural traditions of the region, the author shows how Islamic values are deeply

Уракова Наргиза Саломовна

Кандидат философских наук nariza. urakova@inbox. ru

АННОТАЦИЯ

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

rooted and have had a significant impact on the formation of the unique spiritual culture of Maverunnahr. The study revealed that Islamic values were harmoniously combined with the pre-Islamic traditions of the region, creating a rich and multifaceted culture.

Keywords: Islam, Maverunnahr, spiritual culture, Islamic values, cultural synthesis

ВВЕДЕНИЕ

Маверауннахр, известный также как Трансоксиана, - исторический регион Центральной Азии, расположенный между реками Амударья и Сырдарья [1]. На протяжении веков этот регион был местом пересечения различных культур, религий и цивилизаций. Особое место в формировании духовной культуры народов Маверауннахра занял ислам, пришедший сюда в VIII веке в результате арабских завоеваний [2].

Целью данной статьи является анализ места и роли исламских ценностей в духовной культуре Маверауннахра. Для достижения поставленной цели автором были использованы методы исторического анализа, сравнительного религиоведения, культурологии. Материалами исследования послужили труды средневековых историков и богословов, современные научные публикации по данной теме, а также полевые исследования автора.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОВ

Вопросы взаимодействия ислама и культуры народов Центральной Азии рассматривались в трудах многих исследователей. Среди наиболее значимых работ можно выделить фундаментальный труд В.В. Бартольда "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" [3], где автор подробно анализирует культуру и религию региона в средние века. Большой вклад в изучение суфизма в Центральной Азии внес французский исламовед А. Корбен [4].

Из современных исследований стоит отметить работы Ш. Хисматулина [5], Д. ДеВиза [6], Е.А. Резвана [7], в которых детально рассматриваются различные аспекты исламской культуры региона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исторический анализ показывает, что проникновение ислама в Мавераннахр происходило постепенно. Первые мусульманские завоевания региона относятся к 670-м гг., однако потребовалось еще около двух столетий, чтобы ислам утвердился здесь в качестве доминирующей религии [2, с. 45]. Этот длительный процесс объясняется наличием в регионе развитых доисламских религиозных традиций - зороастризма, буддизма, христианства и местных культов.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Принятие ислама народами Маверауннахра не привело к полному вытеснению прежних верований. Скорее, произошел синтез исламских ценностей с местными традициями, в результате чего сформировалась уникальная духовная культура региона. Этот синтез проявился в религиозных практиках (культ местных святых, почитание могил праведников), обычаях и обрядах (весенний праздник Навруз, сохранивший многие доисламские черты), а также в материальной культуре (орнаменты на архитектурных памятниках, сюжеты миниатюр и т.д.) [5, с. 128].

Особую роль в духовной жизни региона сыграл суфизм - мистическое течение в исламе. Благодаря деятельности многочисленных суфийских орденов (Яссавия, Кубравия, Накшбандия и др.), ислам проник в широкие слои населения Мавераннахра. Суфийские шейхи пользовались огромным авторитетом, а их обители становились центрами духовной и интеллектуальной жизни [4, с. 211]. В учении суфиев исламские идеи тесно переплетались с местными религиозно-философскими представлениями, что способствовало большей адаптации ислама к культурным реалиям региона.

Значительное влияние ислам оказал на развитие науки и образования в Мавераннахре. Многие крупные города региона (Бухара, Самарканд, Мерв и др.) стали признанными центрами исламской учености [3, с. 96]. Здесь были созданы многочисленные медресе, обсерватории, библиотеки. Учеными Мавераннахра были сделаны выдающиеся открытия в области математики, астрономии, медицины, внесшие большой вклад в сокровищницу мировой науки.

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что исламские ценности оказались глубоко восприняты населением Мавераннахра и заняли центральное место в его духовной культуре. При этом необходимо отметить, что этот процесс не был односторонним. Ислам не просто наложился на существовавшую культуру региона, но вступил с ней в сложное взаимодействие. С одной стороны, исламские ценности и идеи трансформировали многие стороны жизни местного населения. С другой стороны, сам ислам в Мавераннахре приобрел уникальные региональные черты, впитав в себя элементы доисламских верований и традиций.

Примечательно, что ислам смог утвердиться в регионе, несмотря на наличие здесь развитых религиозных систем (зороастризм, буддизм), имевших многовековую историю. Этому способствовал ряд факторов: 1) гибкость и адаптивность ислама, его способность включать в себя местные культурные

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

элементы; 2) активная деятельность мусульманских миссионеров, прежде всего суфиев, сумевших найти подход к местному населению; 3) поддержка правящих династий региона (Саманиды, Караханиды и др.), видевших в исламе источник легитимации своей власти [6, с. 315].

Необходимо подчеркнуть, что восприятие исламских ценностей народами Мавераннахра было творческим процессом. Многие исламские идеи и концепции подверглись здесь существенной переработке в соответствии с местными культурными реалиями. Так, в суфийской поэзии региона (Руми, Навои и др.) исламские образы и символы тесно переплетаются с доисламскими мотивами, создавая неповторимый сплав [7, с. 208]. Исламская архитектура Мавераннахра также несет на себе отпечаток местных традиций (использование бирюзовых куполов, характерный орнамент и т.д.).

Говоря о месте исламских ценностей в духовной культуре Мавераннахра, нельзя не отметить их цивилизационное значение. Приняв ислам, регион стал частью обширного мусульманского мира, простиравшегося от Атлантики до Тихого океана. Это открыло перед населением Мавераннахра широкие возможности культурного и интеллектуального взаимодействия, обогатило его новыми знаниями и идеями. Вместе с тем, жители региона смогли внести свой вклад в развитие исламской цивилизации, обогатив ее достижениями своей древней и самобытной культуры.

Исламские ценности проявились во всех сферах духовной жизни населения Мавераннахра: религиозных практиках, обычаях, искусстве, науке и образовании. Благодаря исламу регион пережил культурный подъем, а многие его города превратились в крупные центры исламской цивилизации.

Своеобразие духовной культуры Мавераннахра сложилось в результате синтеза исламских и доисламских традиций. Исламские идеи и концепции творчески перерабатывались здесь в соответствии с местными реалиями, порождая уникальные культурные феномены (среднеазиатский суфизм, «мусульманский ренессанс» и др.).

ВЫВОДЫ

Исламские ценности прочно укоренились в духовной культуре народов Мавераннахра, став ее неотъемлемой частью. При этом процесс исламизации региона не был односторонним, но представлял собой сложное взаимодействие, в ходе которого ислам приобрел множество местных черт.

Принятие ислама имело для народов Мавераннахра большое цивилизационное значение. С одной стороны, приобщение к исламскому миру открыло для населения региона новые культурные горизонты. С другой

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

стороны, Мавераннахр и сам оказал заметное влияние на развитие мусульманской цивилизации.

Таким образом, всестороннее изучение места исламских ценностей в духовной культуре Мавераннахра представляется важной и актуальной научной задачей. Дальнейшие исследования в этой области позволят глубже понять своеобразие историко-культурного развития региона, а также его роль в истории исламской цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Бартольд В. В. Работы по исторической географии // Соч. — Т. III. — М., 1965. — С. 22.

2. Большаков О. Г. История Халифата. — Т. 4. Апогей и падение арабского Халифата. — М., 2010. — С. 45.

3. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.: В 9 т. М., 1963. Т. 1. - С. 96.

4. Корбен А. История исламской философии. — М., 2010. — С. 211.

5. Хисматулин А.А. Суфизм. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

6. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. — University Park, 1994. — P. 315.

7. Резван Е.А. Коран и его мир. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — С. 208.

С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.