Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ В ТРАДИЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКОВ, СВЯЗАННЫЕ С «КУЛЬТОМ СВЯТЫХ»'

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ В ТРАДИЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКОВ, СВЯЗАННЫЕ С «КУЛЬТОМ СВЯТЫХ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / верования / поверья / патроны-покровители / животноводство / обряды / пастухи / святые / священные места / паломничества / суфизм / фетиш. / religion / beliefs / beliefs / patrons / animal husbandry / rituals / shepherds / saints / sacred places / pilgrimages / Sufism / fetish.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Турдимуратов, Янгибой Алламуратович

В статье приведены некоторые сведения о древних религиозных верований, на примере домусульманских элементов в культе святых связанные с животноводством у узбеков. Также здесь рассматривается вопрос о патронов-покровителей всех домашних животных, места культа, ритуала, его истоки и функциональное значение культа святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK BELIEFS IN THE TRADITIONAL ECONOMY OF THE UZBEKS ASSOCIATED WITH THE “CULT OF SAINTS”

The article provides some information about ancient religious beliefs, on the example of pre-Muslim elements in the cult of saints associated with animal husbandry among the Uzbeks. It also addresses the issue of patrons-patrons of all domestic animals, places of worship, ritual, its origins and the functional significance of the cult of saints.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ В ТРАДИЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКОВ, СВЯЗАННЫЕ С «КУЛЬТОМ СВЯТЫХ»»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ В ТРАДИЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ УЗБЕКОВ, СВЯЗАННЫЕ С «КУЛЬТОМ СВЯТЫХ»

Турдимуратов Янгибой Алламуратович

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

Доктор философии (PhD), доцент Email: new_rich80@mail .ru

АННОТАЦИЯ

В статье приведены некоторые сведения о древних религиозных верований, на примере домусульманских элементов в культе святых связанные с животноводством у узбеков. Также здесь рассматривается вопрос о патронов-покровителей всех домашних животных, места культа, ритуала, его истоки и функциональное значение культа святых.

Ключевые слова: религия, верования, поверья, патроны-покровители, животноводство, обряды, пастухи, святые, священные места, паломничества, суфизм, фетиш.

The article provides some information about ancient religious beliefs, on the example of pre-Muslim elements in the cult of saints associated with animal husbandry among the Uzbeks. It also addresses the issue of patrons-patrons of all domestic animals, places of worship, ritual, its origins and the functional significance of the cult of saints.

Key words: religion, beliefs, beliefs, patrons, animal husbandry, rituals, shepherds, saints, sacred places, pilgrimages, Sufism, fetish.

ВВЕДЕНИЕ

Религиозные представления всегда играли важную роль в образе жизни народов мира. Изучение религии и связанных с ней верований как составной части духовной культуры и истории народов является одним из актуальнейших вопросов в науке. В том числе, узбекский народ имеет богатое духовное наследие, и в годы независимости открылись широкие возможности для его восстановления и дальнейшего развития. Сила нашего народа прежде всего в его богатом духовном наследии. Мнение Ислама Каримова о том, что «Самосознание начинается со знания истории» - это истина, не требующая доказательств, и она поднялась до уровня государственной политики [12, С. 5].

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Известно, что до прихода ислама в Средню Азию на этом регионе были широко распространены зороастризм, вера предков и другие примитивные формы религии. После введения ислама взгляды, обычаи и обряды, связанные с этими верованиями, не исчезли полностью из жизни народа. Они сохранились в обычаях и обрядах местного населения, синкретизированы с исламскими традициями.

С древних времен узбеки занимались животноводством, одним из древнейших видов традиционной хозяйственной деятельности. На основе богатого народного опыта в области изучения повадок и потребностей домашних животных и способов их содержания в тяжелых природно-географических условиях региона были накоплены большие знания. Конечно, этот опыт проверялся временем, наиболее полезные традиционные навыки животноводства сохранялись, бережно передаваясь из поколения в поколение, а бесполезные или же малоэффективные забывались, исчезая иногда бесследно [7, С. 58]. С древних времен существовали различные легенды, обряды и поверья о домашних животных и об окружающей природе, занимающих важное место в жизни народов Средней Азии. Мифы и легенды, обряды и поверья сложились при разных обстоятельствах. Если некоторые из них, возможно, в какой-то мере связаны с исторической действительностью, то другие обусловлены исламом или представляют собой пережитки древних религиозных культов и верований [4, С. 144].

У всех видов домашних животных были свои покровители, которые первыми приручали их по «приказу Творца». Легенды о существовании индивидуальных патронов-покровителей (пир) были связаны с именами мусульманских святых. Например, у узбеков покровителем овцеводство считается - «Чабан-ата», скотоводство - «Зенги-ата», верблюдоводство - Ваис-ата [14, С. 32], коневодство - Камбар-ата (у туркмен Дул-дул-баба) [3, С. 228], козоводство - Чечан-ата (у казахов Сексек-ата) [1, С. 194]. Каждый год, прежде чем отправиться и вернуться на пастбище, пастухи приносили жертвы покровителям скота. Они просят своих покровителей оградить скот от всяких бед, увеличить количество копыт, получить хорошее мясо и откормить их [15,

В европейских странах тоже были покровители скота, назывались они по-разному в зависимости от региона, и покровитель всего скота был один. Например, у итальянцев, испанцев и швейцарцев - святой Антоний, у греков, болгар и румын - святой Василий, венгров, австрийцев, шотландцев и

С. 138].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

скандинавских стран, а также у финнов - святой Мартин, у народов Восточной Европы и Юго-восточно-европейских странах - святой Георгий считается покровителем скота [19, С. 96].

Святой - историко-фактическая или легендарная личность, которая, согласно религиозным представлениям, обладает сверхъестественными качествами, близка к Богу и творит чудеса, неподвластные человеческому пониманию. Как и другие религиозные верования, структура и развитие культа святых зависят от различных воздействующих на них факторов. Это, в свою очередь, может быть этническая история, уровень социально-экономического развития, культурные особенности той или иной нации [18, С. 171].

У народов Средней Азии бытовали различные легенды о святых, особенно покровителях домашних животных. В этнографической литературе, опубликованной в разное время по поводу этих легенд, существует множество комментариев и предположений. Так, известный историк В.А. Шишкин еще в 1927 г., исследовав мазары «Зенги-ата», находящиеся близ Ташкента, писал, что Зенги-ата - прозвище популярного шейха, ученика Сулеймана Хаким-ата, бывшего в свою очередь учеником и приемником знаменитого суфия, философа и поэта Хазрет Ахмеда Яссави [25, С. 165]. Зенги-ата не был ни поэтом, ни теоретиком суфизма. В повествованиях и суфийской литературе он описывается как смуглый на вид, грубый и пастух ташкентских стад. Исследователь Туркестанского края А.П. Хорошкин также считал его патроном крупного рогатого скота. Известный казахский этнограф А. Диваев, опираясь на различные предания, указывал, что собственным именем Зенги-ата было «Имин-баба» [6, С. 7]. Ю.Казбеков в статье, посвященной описанию праздника в честь Зенги-ата, называет его собственным именем Айхаджа и считает его покровителем коров [11, С. 57]. Также С. Мирхасилов в своей статье по изучению доисламских верований, основанной на сведениях местного населения, отмечает, что настоящее имя Зенги-ата - Айхаджа [13, С. 23]. В пользу историчности личности Зенги-ата В.А. Шишкин приводит его родословную по восточным рукописям, считающим его потомком знаменитого Баб-Арыслана в пятом колене [25, С. 9]. Раньше в Зангиатинском районе (Ташкентская область) народные гуляния проводились два раза в неделю в течение одного месяца ежегодно осенью. Пастухи приходили сюда на последней неделе. Приносили в жертву овец и готовили ритуальную пищу -халим, читали зикр (молитва) [13, С. 23].

Покровителя овцеводство - Чабан-ата приписывают целый ряд надгробных памятников-мавзолеев. Так, близ Самарканда сохранился мазар

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

под названием «Чабан-ата» [6, С. 9]. На полуострове Мангышлак находится древний некрополь «Чабан-ата». С именем этого мусульманского святого связана любопытная легенда о том, что он был учеником знаменитого Хазрет Ахмеда Яссави. Легенда гласит, что по окончании учебы Чабан-ата попросил посох у своего учителя, но так как он был не единственным претендентом на посох и не единственным учеником Хазрета, последний решил испытать всех своих учеников. Для этого он собрал их вместе в своей юрте и, выбросив посох через верхнее отверстие, предложил отыскать и принести его к нему и сказал, что кто первый сделает это, тот и станет его владельцем. Все ученики тут же выбежали из юрты, один лишь Чабан-ата не сдвинулся с места, догадавшись о том, что поблизости от юрты посох найти невозможно. Все ученики Хазрета разъехались в разные стороны в поиске посоха. После долгих скитаний посох нашел на Мангышлаке Чабан-ата и на месте находки построил мечеть, впоследствии превратившуюся в огромный некрополь, сохранивший название своего основателя. Но в народной памяти жителей Мангышлака не сохранилось какой-либо связи этого святого с функциями патрона овец. Все наши расспросы не дали положительных результатов в пользу такого варианта [1, С. 195].

В некоторых районах юга Узбекистана есть мазары «Кочкар ата» и «Кочкар мазар», куда приходят паломники и приносят в жертву баранов [22]. Владельцы отар перед отгоном овец на пастбища резали овцу и устраивали жертвенное угощение, на которое приглашали авторитетных лиц села и муллу. После сытного угощения мулла читал рисола (устав, связанный с историей профессии, занятия и ремесленной организацией), посвящённый патрону овцеводов - Чабан-ата. Присутствовавшие желали хозяину умножения овец в его отаре, а чабанов призывали к честности и преданности хозяину [23, С. 93]. Мазар «Кози-кочкар» находится в селе Карлик Мубаракского района Кашкадарьинской области [5, С. 28]. Мы видим синкретизацию исламских взглядов с доисламскими религиозными верованиями в обрядах и чтениях трактата пастухов, посвященных Чабан-ате.

В древних верованиях народов Средней Азии бараны наделялись свойствами оберега и почитание их сочеталось с различными древними культами. В качестве оберега в первую очередь выступали сами животные. У среднеазиатских народов орнаменты в виде рогов барана, верблюжьих ступней и глаз на коврах, кошмах и вышивках или же обычай нашивать верблюжью шерсть на детскую одежду в качестве амулета безусловно имели некогда значение оберега от сглаза [1, С. 195-196].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Сохранение здоровья овец на пастбище считалось важнейшей задачей пастухов. «Магический» метод лечения применялся, если домашний скот серьезно болел и падал. Для этого они читали молитву, на скот надевали амулеты, для лечения болезней использовали землю из святилищ и специальные предметы [22, С. 111]. Пастухи гнали своих овец к святыням и гробницам святых угодников, расположенных вокруг пастбище и трижды обходили все стадо вокруг этой святыни или гробницы. Если святилище было далеко, приносили почвы, смешивали с солью и обмазывали на овец. Одно животное от души было отдано в качестве милостыни. По мнению пастухов, именно после этого действия бедствие, постигшее скот, будет устранено [22, С.112]. Например, в Сурхандарьинской области пастухи ходят к святыне Чабан -ата в горах Байсуна, святыне Аваз Халфа в Денауском районе, мазарам Ходжакичкир-ата в Байсуне, Шакаллы-ата в Бандихане. Если посвятить себя дорогим святым, то это, безусловно, будет полезно, - говорит Джамбул Халилов, 74-летний пастух из Денава [22, С. 118-119]. В селе Учтут Навбахарского района Наманганской области на Учтутском кладбище находится святая могила под названием «Айимбуви». Если у людей заболевают овцы или крупный рогатый скот, они загоняли скот вокруг этой могиле и забивали скот для жертвоприношения [10, С. 59].

Функциональная значимость объекта поклонения, когда люди обращаются за помощью к предкам и святым также очень интересна. Раньше кладбища принадлежали одному роду и верили в божью помощь предков. Эти функции перешли в культ святых: гробницы многих святых стали местами, где «магически» лечили больной скот и совершали обряды. Кроме того, к патроном-покровителям обращались за помощью не только при «магическом» лечении, но и при возникновении различных семейных проблем [21, С. 57].

По мнению Г.П. Снесарева, при обходе святыни или гробницы мы встречаемся с еще одним знакомым случаем магического обхода предмета поклонения. Прикосновение к могилам и другим местам святыни - попытка общения со сверхъестественной силой фетиша, а завязывание узлов на деревьях и ветках - официальный знак вознесения молитв. Выполняется ряд действий, устанавливающих магическую связь между паломником и объектом поклонения. Например, кровавые жертвоприношения (овцы, птицы) в могилах, «мусульманские» жертвоприношения, совершаемые во время праздника Курбан-Байрам, полностью восходят к доисламским традициям [16, С. 268].

Среди полуоседлых узбеков, занимавшихся животноводством, проводились свадебные обряды, посвященные чабанам (пастухам). Эта

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

церемония посвящена передаче пастушьего посоха молодым пастухам, прошедшим шесть-семь лет обучения у опытного пастуха [22, С. 114]. Для совершения обряда несколько овец забивали во имя Чабан-ата, готовили еду (в основном суп) и раздавали приглашенным. После пира старый пастух вкладывал в руку молодого пастуха (чолык) посох и благословлял его, проговаривая: «Теперь ты стал настоящим пастухом, да поможет тебе Чабан-ата». Эта церемония (чабан-тойи) обычно проводилась осенью. Она проходила в степи, в пустыне [24, С. 34-37]. Раньше 23-24 апреля в Европе тоже отмечали как «профессиональный праздник» пастухов. Например, в Румынии 23 апреля украшают дома, принимают меры по защите домашнего скота от змей и разной нечисти. Хозяева дома сами делали утреннюю дойку и готовили особые праздничные блюда. Овец и пастуха окропляли «святой» водой, приготовленной священником. Пастуший нож ценился и как средство защиты. Поднимались бокалы за здоровье пастухов и овец [20, С. 309-311].

Священные места и паломничества в актах богослужения формировались на основе доисламских религиозных верований. Существует анимистические видения, различные формы магии, обожествление природных явлений и сил, шаманизм, поклонение святым. Выше кратко обсуждался вопрос о «практической» роли святых и месте их почитания, как и по какому поводу они «удовлетворяли» нужды постоянных или вечных молящихся. Итак, какие же функции призваны были выполнять в культе святых в исламе? Если рассматривать ее как общую историко-религиозную ситуацию, то ее задачи до конца ясны: святые и божества, и духи-покровители, почитаемые до ислама, должны были занять свое место и обязанности. Этот процесс, начавшийся на ранних этапах формализации ислама, особенно активно проявлялся в течение длительного периода завоевания арабским халифатом новых территорий в Азии и Африке и исламизации их жителей [17, С. 38]. Но прежние божества и духи-покровители имели специфические и так сказать «специализированные» функции, к каждой из которых люди шли в силу определенных потребностей.

Святые приняли на себя обязанности предков-покровителей. На наш взгляд, это происходило прежде всего в городах, среди ремесленников. Пиры (покровители) ремесленников и связанных с ними профессий были одними из первых мусульманских святых в исламе, библейскими героями, упомянутыми в Коране и комментариях к нему, а также некоторыми известными деятелями раннего ислама. Например, Ной - пир деревообработки и судостроения, Давид - пир профессий, работающих с металлом, кузнечное дело, медное дело [4, С. 144].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Несомненно, замена прежних божеств-покровителей мусульманскими святыми изначально была инициирована жителями города. Потому что ислам, распространившийся на чужие территории, сначала овладел положением среди жителей города. Сельские жители, особенно кочевники, позже сменили своих божеств-покровителей на мусульманских святых. Это событие произошло в XXII вв. [17, С. 39]. Распространение этой ситуации среди кочевого и полуоседлого населения осуществлялось гораздо позже и иным путем: ислам пришел сюда не через представителей «последовательного» ислама, а в основном через сторонников суфизма, т. е. лидеров и последователей направления суфизма в исламе, имевшего в это время вполне сформировавшийся и укрепившийся идеологический путь. Отличительной чертой среднеазиатского суфизма, вошедшего в общественное сознание того времени, является то, что он носит исключительно синкретический характер, то есть элементы различных философских образований, основные верования и обряды ортодоксального ислама, различные местные религиозные в нем смешаны верования, молитвы и идеи [9, С. 256]. Суфизм, ставший мощным идеологическим течением, оказал большое влияние не только на общественно-политическую жизнь, но и на всю бытовую и духовную жизнь народа.

В более поздние времена учения суфизма распространялись в основном среди кочевого и полуоседлого населения. В этой среде суфии, окруженные ореолом благословения, после смерти (а иногда и при жизни) берут на себя функции своих прежних богов-покровителей. Например, у народов Средней Азии полулегендарным аскетом-суфием был суфий Шейх Зенги-ата, ученик знаменитого шейха Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата), покровитель крупнорогатого скота, а покровителем верблюдоводства является Султан Вейс (Вейс ал-Карнайн), который был большим поклонником Пророка Мухаммеда [3, С. 228]. О том, что ислам пришел в деревню позже, чем в город, свидетельствует и другое свидетельство: среди святых покровителей есть фигуры, происхождение которых до сих пор неясно. Например, легенды не содержат конкретных сведений о происхождении Чабан-ата, покровителя пастухов. В некоторых регионах Средней Азии, в том числе в Туркмении, его место занял «официальный» пророк Библии - Моисей. Кроме того, мусульманское «покровительство» пришло раньше к шелководству, профессии, которой оседлое население занималось с древних времен. Им стал прославленным в библейских сказаниях пророк Айюб, испытавшим много страданий и также заранее признанным в исламе [17, С. 40].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Святые приобрели особое значение в упразднении племенных верований. Древние святыни были уничтожены или же связаны с легендами о тех или иных ведущих мусульманских подвижниках (аскетах). К ним перешли и специфические функции прежних племенных богов и духов. Следует отметить, что эти задачи были относительно специализированными на ранних этапах исламизации. Могилы стали местом исцеления от различных болезней. К ним обращались за помощью в любой беде [17, С. 41].

Горный массив в низовьях Амударьи носит название Вейс аль-Карнайн или Султан Вейс (Султан-баба). Именно здесь, на южном склоне хребта, вдали от места жительства населения, находилась усыпальница Султан-бабы, ее «святой» водой они омывались и уносили с собой [17, С. 80]. Как мы уже упоминали выше, этот человек - личность легендарная, и легенда о нем возникла давно. Вейс аль-Карнайн также известен под другими именами. Например, в Казахстане - Айсил-кара [1, С. 194], в Туркмении - Вейис-баба [3, С. 228]. Недаром верблюда сравнивают с кораблем пустыни. В Аравии, на родине ислама, жизнь была немыслима без верблюдов. После завоевания Хорасана арабы столкнулись с бескрайними пустынями Средней Азии -Каракума, а позже и Кызылкума. Разведением верблюдов в этих землях занимались с древних времен. Об этом свидетельствуют материалы среднеазиатских петроглифов [14, С. 32].

Хотя среднеазиатское животноводческое хозяйство не было столь неожиданным для жителей аравийских степей, их обычаи, ритуалы, божества и покровители были чужды арабам, вступившим на путь ислама. Поэтому требовалось либо искоренить их, либо приспособить к исламу. Именно тогда было утеряно мусульманское повествование о Вейс аль-Карнайн. Оманский пастух, являвшийся активным борцом новой религии, несомненно, был подходящей кандидатурой на роль покровителя верблюдоводства [17, С. 93]. Согласно легенде, у Вейса не было ни учителя, ни ученика. В преданиях о нем нет сведений о сложном «пути» суфия (шариат-тарикат-хакикат) к осознание Бога. Наоборот, Вайс легко общался с богами и претендовал на особые права, которые не может себе представить ни один суфий [8, С. 14]. Он также участвовал в борьбе Али за халифат. Он уничтожил вражеское войско камнями, брошенными магической силой, и умер приблизительно в 659/660 гг. [17, С. 86].

В некоторых городах и деревнях до сих пор сохранился обычай вешать бараньи рога на кладбище святых или даже в домах. По народному поверью, ветки защищают это место и его жителей от сглаза и различных бедствий.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Кроме того, поскольку они верят, что овцы обладают способностью устранять разнополость, умные пастухи привыкли ночевать среди своих овец на пустынных пастбищах, чтобы защитить себя от разнополой угрозы [2, С. 151]. У каракалпаков, узбеков и туркмен, проживающих в низовьях Амударьи, был обычай втыкать в землю на могилах своих сородичей палки, похожие на бараньи рога, чтобы защитить души умерших от злых сил. В народном воображении образ бараньих рогов считается средством защиты не только душ умерших, но и живых [16, С. 286]. Это ясно показывает, что и живое животное, и его отдельные части (рога, кожа), и изображение рогов понимались как обладающие сакральной сверхъестественной силой. Вывешивание бараньего рога или целого черепа у входа на кладбище святых символизирует жертву, приносимую взамен оказанной помощи. Именно эти рога считаются фетишем, и иногда женщины также привязывают к ним выкройка ткани в знак преданности. Видно, что святая сила проявляется не только в жертвоприношении святому, но и в тех фетишах. Везде соблюдалось одно правило при размещении бараньих рогов: рога клали, конечно, у входа в гробницу, часто очень высоко, на крыше [16, С. 277].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом изучение следов древних религиозных верований в традиционном быте узбекского народа помогает в определенном смысле понять суть обычаев и обрядов и помогает восстановить некоторые забытые традиции как культурное наследие. Итак, мы предполагаем, что исследование следов древних религиозных верований станет одним из важных источников в изучении этногенеза и этнической истории, социально-экономической жизни и культуры узбекского народа, восполнит определенный разрыв в науке этнология.

REFERENCES

1. Аргынбаев Х. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М., Наука, 1973. - С. 194-195.

2. Аширов А. Узбек халкднинг кддимий эътикод ва маросимлари. - Т., 2007.

3. Бабаджанов Р. К вопросу о скотоводческом хозяйстве туркмен Тедженского оазиса в конце XIX - начала ХХ в. // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М., Наука, 1973. - С. 228.

4. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. - М., Мысль, 1970. - С. 144.

Б. 151.

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(2), Feb., 2023

5. Буриев О. Узбек оиласи тарихидан: Кашкадарё ва Сурхондарё вилоятлари турмушидан тарихий-этнографик лавх,алар. - Т., Укитувчи, 1995. - Б. 28.

6. Диваев А.А. Легенда о Казыкургском ковше. Сборник материалов по статистике Сырдарьинской области. Т. V. Этнографические материалы. - Т., 1896. - С. 7, 9.

7. Диваев А.А. Этнографические материалы. Вып. VII. - Т., 1901. - С. 58.

8. Есбергенова С.Х. Почитание животных в культовой практике каракалпаков (конец XIX - нач. ХХ в.). Автореферат к.и.н. АН РУз ИИАЭ. Нукус, 2001. - С. 14.

9. Жабборов И.М. Узбек халки этнографияси. - Т., Укитувчи, 1994. - Б. 250.

10. Жураев М., Пирматова С. Узбекларнинг чорвачилик билан боглик маросимлари ва "чорва хдсоби" таквими // Узбекистон тарихи. 2005. № 4. - Б. 59.

11. Казбеков Ю. Праздник в Зенги-Ата. Туркестанские ведомости. 1878, № 34. - С. 57.

12. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. - Т.: Узбекистан. 2008. - С. 5

13. Мирхасилов С. К изучению реликтов доисламских верований у узбеков // Этнографическое изучение биты и культуры. - Т., Фан, 1972. - С. 23.

14. Потанин Г.Н. Сказание о предке коров Зенги-баба, предке лошадей Джилкиши-ата, верблюдов - Ойсыл-кара и овец - Шопан-ата. Записки Западносибирского отделение РГО. Кн. Х. - Омск, 1888. - С. 32.

15. Саримсоков А.А. Шимолий Фаргона кипчокларининг чорвачилик билан боглик маросим ва урф-одатлари // Марказий Осиёда анъанавий ва замонавий этник жараёнлар. 2-китоб. Т. 2005. - Б. 138.

16. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. - М., Наука, 1969. - С. 268, 280, 281, 286.

17. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религии культов Средней Азии. - М., Наука, 1983. - С. 38-41, 80, 86, 93, 97.

18. Сухарева О.А. К вопросу о культе мусульманских святых в Средней Азии. ТИИА АН УзССР. - Т., 1951, т. 2. - С. 171.

19. Токарев С.А. Обычаи, обряды и поверья, связанные с животноводством // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. - М., 1983. - С. 96.

20. Токарев С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. - М., 1977. - С. 309-311.

21. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М. Полиздат, 1990. - С. 57.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

22. Турдимуратов Я.А. Сурхон-Шеробод вохдси ареал хужалик маданияти (чорвачилиги мисолида). - Т.: "Lesson press", 2020. - С. 111, 112, 114, 118, 119.

23. Шаниязов К.К. Отгонное животноводство у узбеков // Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. - Л., 1973. - С. 93.

24. Шаниязов К.Ш. Традиционные игры и развлечения узбеков отражавшие быть скотоводов (конец Х1Х-ХХ в.) // Всесоюзная сессия, посвящённая итогам полевых этнографических и антропологических исследований. - М., 1979. - С.

25. Шишкин В.А. Мазары в Зенги-Ата. В.В. Бартольду - туркестанские друзья, ученики и почитатели. - Т., 1927. - С. 165.

34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.