Научная статья на тему 'МЕСТО ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНТАКТ-ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ'

МЕСТО ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНТАКТ-ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / КОНТАКТ-ЦЕНТР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕМОНИТОРИНГ / АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаматава Н.Е., Серов Д.В.

Введение.Увеличение темпов и объема цифровизации здравоохранения способствует развитию телемедицинского кластера. Одной из перспективных форм его развития является создание телемедицинских контакт-центров (ТМКЦ). Цель исследования. Изучить программно-аппаратную базу формирования ТМКЦ. Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ работ, опубликованных в период 2012-2020 гг., посвященных различным аспектам оказания телемедицинской помощи населению. Результаты. На основе проведенного анализа определены роль и место ТМКЦ в современной системе общественного здоровья. Заключение. Представляется перспективным развитие сетей ТМКЦ в рамках единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаматава Н.Е., Серов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TELEHEALTH CONTACT CENTERS IN THE MODERN HEALTHCARE SYSTEM

Background. Growing pace and volume of difital techs in healthcare contributes to the development of the telemedicine cluster. One of the perspective forms is telehealth contact centers (TCC). Objective. To study the hardware and software base of the TCC formation. Methods. A comparative analysis was applied to a number of works published in 2009-2020 on various aspects of providing telemedicine assistance to the population. Results. Based on the analysis, the role and place of the TCC in the modern public health system are determined. Interpretation. It seems promising to develop TCC networks within a single digital circuit in healthcare based on the unified state healthcare information system.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНТАКТ-ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»

DOI: 10.26347/1607-2502202111-12069-075

МЕСТО ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНТАКТ-ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Введение. Увеличение темпов и объема цифровизации здравоохранения способствует развитию телемедицинского кластера. Одной из перспективных форм его развития является создание телемедицинских контакт-центров (ТМКЦ).

Цель исследования. Изучить программно-аппаратную базу формирования ТМКЦ. Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ работ, опубликованных в период 2012—2020 гг., посвященных различным аспектам оказания телемедицинской помощи населению.

Результаты. На основе проведенного анализа определены роль и место ТМКЦ в современной системе общественного здоровья.

Заключение. Представляется перспективным развитие сетей ТМКЦ в рамках единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: телемедицина, контакт-центр, информационные технологии, телемониторинг, алгоритм поддержки принятия решения врача

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Шаматава Н.Е. Место телемедицинских контакт-центров в современной системе общественного здоровья. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 11-12: 69-75. DOI: 10.26347/1607-2502202111-12069-075

Н.Е. Шаматава, Д.В. Серов

ФГБНУ «Национальный Научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия

ROLE OF TELEHEALTH CONTACT CENTERS IN THE MODERN HEALTHCARE SYSTEM

Background. Growing pace and volume of difital techs in healthcare contributes to the development of the telemedicine cluster. One of the perspective forms is telehealth contact centers (TCC). Objective. To study the hardware and software base of the TCC formation. Methods. A comparative analysis was applied to a number of works published in 2009—2020 on various aspects of providing telemedicine assistance to the population.

Results. Based on the analysis, the role and place of the TCC in the modern public health system are determined.

Interpretation. It seems promising to develop TCC networks within a single digital circuit in healthcare based on the unified state healthcare information system.

Keywords: telehealth, contact center, information technology, telemonitoring, algorithm for supporting the physician's decision-making

The authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Shamatava NE, Serov DV. Role of telehealth contact centers in the modern healthcare system. Health Care Standardization Problems. 2021; 10-12: 69-75. DOI: 10.26347/1607-2502202111 -12069-075

Nana Shamatava, Denis Serov

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2018— 2025 гг. в качестве одного из приоритетных направлений указано «совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» [1]. Телемедицинский сегмент здравоохранения раз-

вивается нарастающими темпами, а информационные технологии (ИТ), завоевывают одну позицию за другой. Возможности гаджетов растут в обратной пропорции с их размерами. Современные наночипы проникают внутрь организма, и все настойчивей претендуют на роль навигаторов здорового долголетия.

Мировой опыт показал целесообразность объединения телемедицинских структур в обособленный сегмент здравоохранения. Наряду с учреждениями амбулаторного (амбулатории, поликлиники, диспансеры, медико-санитарные части) и стационарного типа (больницы, клиники, госпиталя, родильные дома, санатории, хосписы) должны быть организованы автономные учреждения здравоохранения, специализирующиеся исключительно на дистанционном обслуживании — ТМКЦ.

Цель исследования: изучение программно-аппаратной базы формирования ТМКЦ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанализированы источники, посвященные различным аспектам оказания телемедицинской помощи населению, в частности деятельности ТМКЦ опубликованных в период 2012—2020 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Нынешний объем отечественного рынка медицинских ^-систем, составляющий 11,5 млрд. руб. в год, ежегодно увеличивается на 9%. Рынок покрывает практически все сегменты здравоохранения: Ь2Ь (лечебно-профилактические учреждения, страховые компании); b2c (пациенты и врачи); b2g (органы управления здравоохранением) [2].

Для Российской Федерации, занимающей территорию в 11 часовых поясах, расположенной в четырех климатических зонах от тропической до полярной, возможность дистанционной доставки медицинских услуг стоит особенно остро. Более 110 тыс. населенных пунктов, в кото -рых проживает 33 млн человек, не имеют медицинских организаций [3]. Общее количество маломобильных групп населения (инвалиды, пожилые, дети, беременные женщины, люди с детскими колясками), для которых посещение медицинских учреждений сопряжено с объективными трудностями, составляет 25—30% от общего количества населения страны [4]. Неудовлетворительная обеспеченность населения медицинской помощью негативно влияет на показатели общественного здоровья. Низкий уровень медицинского обеспечения регионов коррелирует с высокой долей потерянных лет жизни в результате преждевременной смерти [5].

По заключению экспертов, ежегодная потребность в телемедицинской помощи составляет 5—8% от численности населения, что в пересчете на население РФ составляет от 7,5 до 11,7 млн консультаций в год [6].

Наиболее слабое звено телемедицинских кон -сультаций (ТК) — низкая преемственность; в большинстве случаев врач видит и (или) слышит пациента в первый и последний раз в процессе оказания телемедицинской услуги. Вероятность пролонгации дистанционного лечения значительно ниже, чем при очном лечении. Опрос экспертов, оказывающих телемедицинские услуги, показал, что ТК наиболее востребованы при ведении пациентов с хроническими заболеваниями (67%), при подборе и корректировке медикаментозного лечения (67%), при ведении пациентов, нуждающихся в частых посещениях врача (58%) и послеоперационном обслуживании (16%), а также пациентов с нарушением поведения (11%) [7].

ТК прочно заняли свою нишу медицинских услуг, однако необходимо признать, что это — медицина вчерашнего дня.

Телемедицина сегодняшнего дня — дистанционный мониторинг физиологических процессов организма с последующей коррекцией выявленных нарушений.

На данный момент создано достаточное количество устройств, регистрирующих всевозможные параметры жизнедеятельности, а также систем, передающих информацию с датчиков.

Использование в качестве регистраторов и передающих устройств персональных гаджетов (смартфонов, планшетов, ноутбуков) послужило базой развития пациент-центрированного телемониторинга видеоизображения (теледерматология, телетравматология, телеревматология, те-леортодонтия), глюкометрических параметров (теледиабетология), статических, стабилометри-ческих, локомоторных и динамических показателей (теленеврология), массы тела (теледиетология), термографических — при инфекционных, онкологических и ревматологических заболеваниях.

Поскольку основную часть маломобильной группы населения составляют граждане старших возрастных групп, наиболее востребованным сегментом дистанционного мониторинга являются системы мониторинга гериатрической патологии. Пример подобной технологии — мо-

бильная система мониторинга уровня глюкозы Ditto System (англ.: Diabetes Identification Through Textual Element Occurrence) от американской компании Biomedtrics Inc. [8].

Быстрыми темпами развивается телекардиология, основанная на дистанционной регистрации показателей работы сердца. Созданы простые в эксплуатации датчики электрокардиографии (ЭКГ), их установка не требует специальных навыков и может производиться в домашних условиях, что открыло перспективы развития домашнего (внеофисного) телемониторинга, который отличается от рутинного телемониторинга тем, что регистрация показателей может осуществляться без участия медицинских работников [9].

Среди приборов домашнего телемониторнига необходимо выделить носимые системы, которые позволяют обеспечить круглосуточную регистрацию данных. Например, новейшие разработки в области холтеровского мониторирования позволяют осуществлять замеры ЭКГ без активного участия не только врача, но и самого пациента: датчики вшиваются в одежду или крепятся на коже, что дает возможность проводить обследование даже во сне [10].

Существуют носимые системы дистанционного мониторинга электроэнцефалографических показателей, определяющие эпилептическую активность и наличие очаговых поражений головного мозга1.

Быстро набирает обороты новое направление пациент-центрированного телемониторинга — комплексный телемониторинг, при котором осуществляется синхронная регистрация сразу нескольких параметров жизнедеятельности, что создает более рельефное представление о работе органов и систем. Чаще всего в линейку комплексного телемониторинга включают ЭКГ, пуль-сометрию, измерение артериального давления (АД) и определение уровня насыщения оксиге-моглобина кислородом (сатурацию). Информационная система удаленного мониторинга пациентов «Medexis mHealth» дополнительно контролирует уровень глюкозы крови и количество 2

вводимого инсулина .

1 ООО «АТЕС МЕДИКА софт». URL: https:// www.atesmedica.ru

2 Информационные системы MedSoft. URL: http:// medexis.ru/index-2-mon.html

Компьютерный реограф «Мицар-РЕО», помимо ЭКГ-показателей, дает расширенную информацию о гемодинамических характеристиках работы сердца3.

Еще более информативной формой комплексного телемониторинга является синхронная регистрация ЭКГ и реограммы с восходящей аорты (осуществляется с помощью отечественного компьютерного анализатора гемодинамики «Кар-диокод»). Наиболее значимым преимуществом «Кардиокода» является возможность определять величину фракции выброса левого желудочка (ФВ) — ключевого показателя деятельности сердечно-сосудистой системы, используемого в определении стратегии и тактики лечения сердечнососудистых заболеваний. Традиционно ФВ измеряется с помощью эхокардиографии, которую в домашних условиях проводить затруднительно. «Кардиокод» существенно расширяет возмож-

4

ности дистанционного кардиомониторинга .

Носимый электроэнцефалограф-холтер «Нев-рополиграф» синхронно регистрирует комплекс электрофизиологических показателей, в том числе — электроэнцефалограмму, электромиограм-му, треморограмму, электроокулограмму, что позволяет проводить дифференциальную диагностику ряда неврологических заболеваний5.

Отдельное направление развития телемониторинга — разработка рабочих мест врача функциональной диагностики, позволяющих интегрировать несколько методик обследования в одной системе. Автоматизированная система дистанционного мониторинга здоровья человека (АСДМЗ) проводит автоматизированную регистрацию АД, частоты сердечных сокращений, ЭКГ, холтеров-ское мониторирование. АСДМЗ совместима с большинством известных типов регистрирующих устройств, что позволяет формировать персональную линейку регистрируемых параметров в зависимости от профиля морбидности пациента. Данные измерений, в автоматизированном режиме структурируются и направляются лечащему врачу для детального анализа [11].

3 ООО Мицар [Интернет]. URL: http://www.mitsar-eeg.ru/page.php?id=rheo

4 Кардиокод. URL: http://cardiocode.rosnou.ru/ index.php?lang=ru

5 ООО «Неврокор». URL: http://www.neurocor.ru/ product/eeg-holter-nevropoligraf

Диагностический комплекс функциональной диагностики «Валента» осуществляет компьютерную обработку и автоматизированную интерпретацию результатов ЭКГ, кардиоритмографии, фонокардиографии, реографии, велоэргометрии, спирографии б.

Комплексный телемониторинг является единственной возможностью медицинского наблюдения в малонаселенных и отдаленных районах, зимовьях, приисках, экспедициях, а также альтернативным вариантом обследования и оказании неотложной медицинской помощи нетранспортабельным, маломобильным или по какой-либо причине недостижимым пациентам. Повышенный спрос на телемедицинские услуги формируется в период эпидемий (в том числе COVID-19), во время стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф [12].

Использование телемониторинга позволяет существенно снизить нагрузку на стационарное звено здравоохранения. Так, по данным нескольких контролируемых исследований использование телемониторинга у пациентов с сердечной недостаточностью позволило снизить частоту госпитализаций на 27—40%. В североамериканских госпиталях ветеранов, за счет телемониторинга количество госпитализаций уменьшилось на 20%, а продолжительность лечения снизилась на 25%.

Огромная потребность в телемедицинских услугах определяет необходимость разработки стандартизированных подходов к ее оказанию. Очевидно, что работа эксперта ТМКЦ должна осуществляться по определенным алгоритмам, максимально изолированным от влияния субъективных факторов. В основе экспертных решений должны находиться стандартизированные сценарии обработки ситуаций [13].

Наиболее приемлемый формат подобных сценариев — экспертные системы (ЭС), реализованные в виде электронного алгоритма поддержки принятия решения врача (ППРВ), разработанного на базе актуальных экспертных решений по данной проблеме (международные и национальные клинические рекомендации, медицинские стандарты и действующие порядки оказания медицинской помощи). Электронный формат ЭС дает возможность построения алгоритмов ППРВ

б ООО «Компания Нео». URL: http://valenta.spb.ru/

любой степени сложности, учитывающих все нюансы клинической картины и персональных параметров пациента [14].

Вершиной телемедицинских систем на нынешнем этапе развития здравоохранения являются аппаратно-программные комплексы (АПК), которые включают в себя датчики, осуществляющие регистрацию тех или иных параметров, передающие устройства, программное обеспечение регистратора, а также экспертную систему расшифровки полученных данных и его клиническую интерпретацию. Интеграция прибора с клинической экспертной системой позволяет производить обследование и выбор лечебных факторов в автоматизированном режиме. Перевод лечебно-диагностического процесса в скрытый от глаз режим мгновенного 1Т-анализа, сокращает материальные, а, главное, временные издержки, связанные с поэтапным обследованием и повышает шансы благополучного исхода.

Существует несколько вариантов кардиомет-рических АПК, определяющих тип кардиологических расстройств, предполагаемую причину их возникновения, а в некоторых случаях (например, при острой ишемии миокарда) диагноз заболевания [15].

Научным коллективом ФГБНУ «Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н А. Семашко» совместно с ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского и ООО «Глобус» (г. Белгород) разработан АПК «Лечение артериальной гипертонии», позволяющий, наряду с диагнозом, стадией и степенью риска артериальной гипертонии определять стратегию и тактику лечения, осуществлять подбор необходимых лекарств и контролировать их эффективность. Это стало возможным благодаря интеграции экспертной системы «Мониторинг и коррекция показателей системной гемодинамики (СГД)» с программным обеспечением прибора, осуществляющего дистанционные замеры показателей СГД. Подобная интеграция позволила полностью автоматизировать лечебно-диагностический процесс и свести роль эксперта к визированию выработанных решений [16].

Технология дистанционного предоставления медицинских услуг существенно отличается от очных форм медицинской помощи. Первоначальный опыт формирования телемедицинских структур на базе медицинских организаций до-

казал свою несостоятельность, поскольку совмещение очного и отдаленного приема плохо сочетается друг с другом и воспринимается врачом как отвлечение внимания от основной деятельности. Не имея перед глазами полноценной информации о пациенте, врач вынужден тратить больше сил и времени на перепроверку своих умозаключений, что вдвое повышает вероятность ошибочных заключений и негативно сказывается на эффективности лечебно-диагностического процесса [17].

Основное назначение ТМКЦ — организация по заявке пациентов или медицинских организаций ТК (пациент-врач, врач-пациент, врач-врач), мониторингового обследования, а также медико-социального обеспечения долговременного ухода.

Большинство успешно функционирующих ТМКЦ работают в стереотипно установленном режиме. Запрос на оказание телемедицинской услуги поступает в коммуникативное подразделение ТМКЦ — колл-центр или фронт-офис; информация заносится в базу данных (электронную историю болезни), анализируется и направляется эксперту в соответствии с требуемой маршрутизацией [18].

Штатный персонал ТМКЦ обычно состоит из нескольких медицинских сестер, прошедших специальную подготовку; их задача — подобрать заказчику (пациенту или врачу) эксперта-исполнителя запрашиваемой телемедицинской услуги. При этом эксперты, как правило, являются внештатными сотрудниками, в роли которых выступают специалисты (не обязательно — врачи), находящиеся с ТМКЦ в договорных отношениях, владеющие в профильной области соответствующими знаниями и навыками, обладающие необходимой квалификацией. Приветствуется проживание эксперта на отдаленной территории, в том числе, на другом континенте, что позволяет наладить круглосуточное обслуживание клиентов. Дежурство в ТМКЦ осуществляется в свободное от основной работы время. Подобный формат оказания медицинской помощи позволяет сократить издержки, связанные с арендой помещений, эксплуатацией офисного оборудования, транспортные расходы и, за счет этого — сократить стоимость лечения.

Относительно малыми силами каждый ТМКЦ осуществляет внушительный объем работы. На-

пример, североамериканский контакт-центр Cisco объединяет 590 тыс. экспертов из 4900 лечебных учреждений; каждое рабочее место обслуживает параллельно до 500 пациентов, а общее количество сервисных точек (пациенты, персональные устройства) достигает сотен тысяч. Стоимость телемедицинского осмотра в ТМКЦ более чем в 10 раз ниже, по сравнению со стандартным осмотром, а мониторинг сердечно-сосудистой системы дешевле в 5,5 раз.

По данным Королевского фонда (King's Fund) по здравоохранению Великобритании, экономия средств при лечении основных групп заболеваний после внедрения телемедицинских технологий составляет от 20,4 до 54,6% в год.

Основной тип услуг, оказываемых ТМКЦ, — телеконсультации, которые осуществляются в режиме онлайн, синхронно, то есть при непосредственном общении с пациентом, а также в режиме офлайн, асинхронно, то есть путем экспертной оценки предоставленных результатов обследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляется значимым развитие сетей ТМКЦ в рамках единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Перспективными локациями для медицинского обслуживания на основе ТМКЦ являются отдаленные регионы, регионы с низкой плотностью населения, а также населенные пункты, не имеющие на своей территории учреждений здравоохранения. Кроме того, применение данной формы телемедицинского обеспечения актуально для маломобильных пациентов, в том числе из числа лиц старших возрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г № 1640. Доступно по: http://static.government.ru/ media/files/hJJb4XgcAxhafiBW27EyseBZmtCra0RH.pdf. Дата обращения 25.10.2021. [On the approval of the state program of the Russian Federation «Development of the healthcare»: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1640 of December 26, 2017]. Accessed 25.10.2021. http://static.government.ru/media/files/

hJJb4XgcAxhafiBW27EyseBZmtCra0RH.pdf. Russian.

2. Медведев О.С., Яцковский М.Ю. Мобильное здравоохранение (m-health) и мониторинг здоровья в современной медицине. Ремедиум. 2013; (9): 8-15. Medvedev OS, Yatskovskiy MYu. [Mobile healthcare (m-health) and health monitoring in modern medicine]. Remedium. 2013; (9): 8-15. Russian.

3. Гогоберидзе Т., Классен В., Сергеев С. Мобильная медицина: next generation. Технологии и средства связи. 2020; (s1): 25. Gogoberidze T, Klassen V, Sergeev S. [Mobile medicine: next generation]. Technologies and Means of Communication. 2020; (s1): 25. Russian.

4. Семчугова Е.Ю., Гайдаев В.С. Логистическая оценка доступности объектов для маломобильных групп населения. Вестник ТОГУ. 2012; (1): 91-98. Доступно по: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles/664.pdf. Ссылка активна на 25.10.2021. Semchugova EYu, Gaydaev VS. [Logistic assessment of accessibility of facilities for low-mobility groups of the population]. Vestnik TOGU. 2012; 1: 91-98. Accessed 25.10.2021. http://pnu.edu.ru/media/ vestnik/articles/664.pdf. Russian.

5. Цветкова Л.А., Кузнецов П.П., Куракова Н.Г. Оценка перспектив развития мобильной медицины — mHEALTH на основании данных наукометрического и патентного анализа. Врач и информационные технологии. 2014; (4): 66-77. Tsvetkova LA, Kuznetsov PP, Kura-kova NG. [Assessment of mobile medicine development prospects — on the basis of the scientometrical and patent analysis]. Medical Doctor and IT. 2014; (4): 66-77. Russian.

6. Липский С.П., Егоров Е.В. Использование современных информационных технологий в вопросах повышения эффективности функционирования системы здравоохранения в российской федерации на примере телемедицины. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2014; 2: 249-252. Lipskiy SP, Egorov EV. [The use of modern information technology in improving the efficiency of the health system functioning in the Russian Federation as an example of telemedicine]. Bulletin of the K.L. Khetagurov North Ossetian State University. 2014; 2: 249-252. Russian.

7. Кубрик Я.Ю. Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ONDOC. Врач и информационные технологии. 2017; 1: 49-60. Kubrik YaYu. [Integrated telemedicine technologies for support and care. Worldwide trends, the results of research about informatization, technological solutions for doctors based on service ONDOC]. Medical Doctor and IT. 2017; (1): 49-60. Russian.

8. Пустозеров Е. А. Мобильные телемедицинские системы для наблюдения за больными сахарным диабетом. Инженерный вестник Дона. 2014; (4-2): 32-40. Pustoze-rov EA. [Mobile telemedicine systems for monitoring of diabetes patients]. Engineering Journal of Don. 2014; (4-2): 32-40. Russian.

9. Бобылева Л.А., Микрюкова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в кардиологии. В кн.: Теория и практика приоритетных научных исследований. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2018. С. 33-35. Bobyleva LA, Mikryukova EYu. [Informa-

tion and communication technologies in cardiology]. In: Theory and practice of priority scientific research. Collection of scientific papers based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference. Smolensk, 2018. pp. 33-35. Russian.

10. Подольский М.Д., Строков А.А., Кузнецов В.И., Шаповалов В.В. Современные системы экспресс-оценки состояния сердечно-сосудистой системы человека на основе анализа электрокардиограммы. Кардиоваскуляр-ная терапия и профилактика 2016; 15 (5): 92-96. Po-dolyskiy MD, Strokov AA, Kuznetsov VI, Shapovalov VV. [Modern EGG-based systems for cardiovascular functioning express-evaluation]. Cardiovascular Therapy andPre-vention. 2016; 15 (5): 92-96. Russian.

11. Шалковский А.Г., Купцов С.М., Берсенева Е.А. Актуальные вопросы создания автоматизированной системы дистанционного мониторинга здоровья человека. Врач и информационные технологии. 2016; (1): 67-79. Shalkovskiy AG, Kuptsov SM, Berseneva EA. [Topical issues of person health remote monitoring automated system creation]. Medical Doctor and IT. 2016; (1): 67-79. Russian.

12. Амадаев А.А., Гунашева З.Я., Исаев Т.М. Особенности применения феномена телемедицины в зарубежной и в российской практике. В кн.: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Сборник статей III Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 27 декабря 2017 года. Пенза, Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). В 2-х частях. 2017. С. 186-195. Amadaev AA, Gunashe-va ZYa, Isaev TM. [Features of the application of the phenomenon of telemedicine in foreign and Russian practice]. Management of socio-economic systems: theory, methodology, practice. Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference, Penza, December 27, 2017. Penza, Science and Education. 2 volumes. 2017. pp. 186-195. Russian.

13. Владзимирский А.В., Лебедев Г.С. Телемедицина. М: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 570 с. Vladzimirskiy AV, Lebe-dev GS. [Telemedicine]. Moscow: GEOTAR-Media; 2018. 570 p. Russian.

14. Ефименко И.В., Хорошевский В.Ф. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений в медицине: ретроспективный обзор состояния исследований и разработок и перспективы. Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем. 2017; 7: 251-260. Efimenko I.V., Khoroshevskiy V.F. [Intelligent decision support systems in medicine: state of the art and beyond]. Open Semantic Technology for Intelligent Systems. 2017; (7): 251-260. Russian.

15. Эльянов М.М. Медицинские информационные технологии. Каталог. Вып. 20. Москва, 2020. 272 с. Elyanov MM. [Medical information technology]. Catalog. Issue 20. Moscow, 2020. 272 p. Russian.

16. Якушин М.А., Александрова О.Ю., Якушина Т.И., Васильева Т. П. Экспертная система мониторинга и коррекции показателей системой гемодинамики в решении стратегических задач общественного здоровья. Практическая медицина. 2019; 17 (5): 241-249. Yakushin MA, Aleksandrova OYu, Yakushina TI, Vasilyeva TP. [Expert system of monitoring and correction of indicators by the

hemodynamic system in solving strategic tasks of public health]. Practical Medicine. 2019; 17 (5): 241-249. Russian.

18. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Артемова П.В. Зарубежный опыт государственного регулирования здравоохранения в сфере применения технологий телемедицины. Проблемы экономики и юридической практики. 2018; 4: 207-211. Smyshlyaev AV, Melnikov JuJu, Ar-temova PV. [Foreign experience in applying telemedicine technologies]. Economic Problems and Legal Practice. 2018; (4): 207-211. Russian.

17. Куприянов Р.В., Биктимирова О.Р., Жаркова Е.В., Хай-руллин Р.Н. Опыт внедрения call-центра в деятельность бюджетной медицинской организации (на примере МКДЦ). Менеджер здравоохранения. 2017; 3: 63-70. Kupriyanov RV, Biktimirova OR, Zharkova EV, Khayrul-lin RN. [The experience of implementing a call center in the activities of a budget medical organization (using the example of the ICDC). Manager of Health Care. 2017; (3): 63-70. Russian.

Поступила/Received: 04.10.2021 Принята к опубликованию/Accepted: 01.11.2021

Сведения об авторах:

Шаматава Нана Емзаровна — канд. мед. наук, научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко». Москва, 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. 8 (903) 960-68-68. E-mail: 4951547489@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серов Денис Владимирович — канд. мед. наук, научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко». Москва, 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1.

About the authors:

Nana E. Shamatava — Ph. D. in Medicine, researcher in the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: 4951547489@mail.ru

Denis V. Serov — Ph. D. in Medicine, researcher in the N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.