УДК 61:796]:378-3 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-258-259
МЕСТО СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
E-mail: [email protected]
Александра Львовна ШУМОВА,
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Ольга Андреевна КУЛИКОВА,
врач ФГБУ ГНЦ ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России (г. Москва)
Аннотация. В статье речь идет о том, что спортивная медицина на протяжении развития физической культуры и спорта является научной основой их развития. В современном медицинском образовании стратегии оптимизации, реализуемые в спорте, ложатся в основу формирования культуры здоровья врача. Ключевые слова: спортивная медицина; медицинское образование; культура здоровья.
THE PLACE OF SPORTS MEDICINE IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Tatyana Ivanovna Tolstova,
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
E-mail: [email protected]
Alexandra Lvovna Shumova,
Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Olga Andreevna Kulikova,
State Research Center — Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency (Moscow)
Аbstract. The article deals with the fact that sports medicine during the development of physical culture and sports is the scientific basis for their development. In modern medical education, optimization strategies implemented in sports form the basis for the formation of a doctor's health culture. Keywords: sports medicine; medical education; health culture.
258 Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2
Первый народный комиссар здравоохранения и он же первый председатель Высшего совета по физической культуре и спорту H.A. Семашко произнес крылатую фразу: «Без врачебного контроля нет физической культуры». Целью работы является осмысление этих слов с позиции сегодняшнего дня.
На всем протяжении развития физической культуры и спорта проблемы, возникающие в процессе занятий физическими нагрузками, становились направлениями научных исследований, результаты которых становились компетенциями тренеров, преподавателей и спортивных врачей. Вначале эти исследования касались влияния нагрузок на организм. Широко изучались гипокинезия и обратная сторона — утомление, переутомление, перенапряжение и перетренированность. Проблема перетренированности остается актуальной по настоящее время. Нет единого мнения среди зарубежных и отечественных исследователей по профилактике этого опасного состояния для спортсмена в условиях стремительного развития спорта, которое может означать конец карьеры для спортсмена. Актуальной и в наше время является проблема восстановления спортивной работоспособности, которая рассматривается как составная часть тренировочного процесса. Без понимания механизмов постнагрузочного восстановления невозможно достичь фазы суперкомпенсации, обеспечивающей рост функциональных возможностей спортсмена. Впоследствии стали говорить не о влиянии нагрузок на организм, а об адекватности нагрузок. Студенты рисовали физиологические кривые нагрузок, разрабатывались оценочные пробы. Тренеров интересовали морфофункциональные особенности перспективных спортсменов в разных видах спорта.
В связи с известными изменениями в обществе лозунг «Спорт для здоровья» поменялся на свою противоположность: «Здоровье для спорта». Оказалось, что не мы выбираем спорт, а спорт выбирает нас. В генах заложено: кому плавать, кому бегать, кому железо поднимать. Пришло время развития генной диагностики. Но и здесь все оказалось намного сложнее. Можно иметь ген силы и одновременно ген предрасположенности к гипертонической болезни. Появилось выражение «генетически модифицированный спортсмен». Генный допинг. Похоже, мы действительно, вплотную подошли к концу спорта в привычном для нас понимании этого явления.
Менялись не только научные направления в спорте, менялось образование. Образовательные стандарты стремительно сменяют друг друга. Появляются новые понятия: «инклюзивное образование», «здоровьесберегающие техноло-
гии», «личностно-ориентированное образование». Если Лесгафт говорил: «Задача тренера — результат, задача врача — здоровье», то в личнос-тно-ориентированном образовании пересекаются компетенции тренера, педагогический контроль (теория и методика построения тренировочного процесса, принципы физической тренировки), компетенции врача (врачебный контроль) и самоконтроль студента.
И, наконец, Международная ассоциация медицинского образования (АМЕЕ) опубликовала руководство, в котором говорится о проблемно-ориентированном образовании, о сложности клинической обстановки для начинающих врачей. Они не знают, как справиться с тревогами, недоверием и низкой самоэффективностью. Такие негативные эмоции и поведение могут препятствовать оказанию срочного лечения. Сотрудники АМЕЕ делают вывод, что спорт и здравоохранение имеют много общего. Элитные спортсмены управляют своими негативными эмоциями, отвлекающими факторами (рев трибун) и недоверием, оптимизируют производительность, несмотря на огромное давление отрицательных моментов. Стратегии оптимизации, реализуемые в спорте, предлагается реализовать в профессиональном медицинском образовании и формировании культуры здоровья врача (рис. 1).
Рис. 1. Составляющие культуры здоровья врача
Учитывая огромную роль, которую играет врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом, врачебный контроль заменили словосочетанием «спортивная медицина». Таким образом, несмотря на то, что с момента, как была произнесена крылатая фраза, прошло более 100 лет, ее значимость только возросла, и сегодня она звучит несколько иначе, но все так же актуально: «Без спортивной медицины нет физической культуры».
Список литературы
1. Шумова А.Л. Модели профилактики профессионального стресса / / Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 2. С. 34.
2. Church Helen R., Rumbold James L. & Sandars John E. AMEE Guide 121: Applying Sport Psychology to Improve Clinical Performance / / Published online: 08 Aug 2017. https://doi.org/ 10.1080/0142159X.2017.1359523
2021 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
259