Научная статья на тему 'Место социально-философской онтологии в экономической теории (на материале произведения Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»)'

Место социально-философской онтологии в экономической теории (на материале произведения Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1138
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / А. СМИТ / ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / ТРУД / ОБЩЕНИЕ / ОБМЕН / ВЫГОДА / ГАРМОНИЧНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Брысина Татьяна Николаевна, Емелеева Лилия Фаридовна

Рассматривается экономическая модель роста общественного благосостояния Адама Смита в контексте философского понимания человека и общества. Изучаемая экономическая концепция базируется на модели человека, которая представляет собой комбинацию разнообразных качеств, способностей, потребностей, присущих человеку от природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место социально-философской онтологии в экономической теории (на материале произведения Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»)»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 101.1 : 316 + 330.01

Т. Н. БРЫСИНА, Л. Ф. ЕМЕЛЕЕВА

МЕСТО СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АДАМА СМИТА «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИРОДЕ И ПРИЧИНАХ БОГАТСТВА НАРОДОВ»)

Рассматривается экономическая модель роста общественного благосостояния Адама Смита в контексте философского понимания человека и общества. Изучаемая экономическая концепция базируется на модели человека, которая представляет собой комбинацию разнообразных качеств, способностей, потребностей, присущих человеку от природы.

Ключевые слова: социальная философия, А. Смит, естественная природа человека и общества, труд, общение, обмен, выгода, гармоничность, рациональность.

Познание социального мира, несмотря на дисциплинарное разнообразие и методологическую специфику, представляет собой определённую целостность. В ней можно обнаружить некие инварианты, которые позволяют классифицировать получаемые знания хронологически, теоретически и методологически. Другими словами, философское и научное изучение общественной жизни осуществляется в определённом контексте, который оформлен в виде картины социальной реальности. Возможность существования такой картины базируется на признании специфических связей, состояний, отношений, имеющих ограниченный характер действия [1].

Выделение и изучение какой-либо связи, отношения или их группы в качестве объекта исследования лежит в основании спецификации познания, становясь главной задачей конкретной социальной науки. Так формируются специальные картины социальной жизни, то есть особый ракурс видения социального мира. Однако ни одна из таких картин не может существовать только как продукт социально-научного познания, поскольку спецификация ракурса видения социальной жизни не может зафиксировать инварианты, или всеобщие универсалии. Именно такая работа выполняется философией вообще и социальной философией в частности.

Сказанное справедливо и в отношении экономической науки, поэтому вызывают сомне-

© Брысина Т. Н., Емелеева Л. Ф., 2014

ния широко распространённые в современном экономическом познании представления о том, что, например, модель человека (как он понимается в экономической теории) есть продукт самой теории. Вернее будет другое положение, что такая модель есть трансформированный вариант господствующего в данный исторический период философского понимания человека и общества. Именно существующая в это время социальная онтология, задавая вопрос об условиях существования общества и человека, задаёт контекст, в рамках которого социально-гуманитарные науки, в том числе экономические, ставят вопрос «что есть общество?» и предлагают свои ответы.

В качестве обоснования сформулированного положения выступает анализ работы классика политической экономии Адама Смита (Adam Smith, 1723-1790). Таким образом, цель данной статьи - выявление философских оснований экономической модели А. Смита, места и роли в ней человека и общества. Это означает ответить на следующие вопросы: Как понимается человек? Как понимается общество? Что инициирует деятельность людей в обществе? Что связывает людей друг с другом? Какова цель общественной жизни?

Поиск ответов на поставленные вопросы следует начать с артикуляции важнейшего факта, а именно, о влиянии философских идей старшего современника А. Смита - Д. Юма - на его экономическую теорию. В свою очередь, Д. Юм принимает как само собой разумеющееся представление о наличии человеческой

природы, которую понимает как конгломерат различных страстей (аффектов) и разума. При этом разум не в состоянии уравновешивать действие страстей, то есть оказывать влияние на человеческие поступки, но только способен вырабатывать суждения о причинах и следствиях. Таким образом, человек предстаёт как существо противоречивое в силу действия различных страстей, изменчивое, поддающееся мимолётным влечениям; образование и воспитание в таком случае также не изменяют человеческую природу, но вырабатывают у человека определенные привычки, которые могут побуждать людей следовать требованиям общественного блага, достигать, следовательно, равновесия в обществе. Ограничение эгоистических побуждений, согласно Д. Юму, возможно только самим же эгоистическим аффектом, который из утилитарных соображений накладывает пределы своим желаниям, проявляя, как говорит Д. Юм, «ограниченное великодушие». А. Смит также обращает внимание на «природный эгоизм» человека, наличие которого позволяет раскрыть выгоды от обоюдного соглашения людей, вызвать интерес, побудить к какой-либо активности [2, с. 13]. Это в равной степени касается как родственных отношений, так и иных межличностных связей. «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе» [4, с. 77]. Данную фразу можно считать одной из формул экономической модели человеческих взаимодействий А. Смита.

Человек в концепции Смита проявляется как носитель естественных (данных ему природой) и приобретённых в процессе жизнедеятельности (привычек) черт. Природа человека естественна, готова, неизменна. Неизменен, велик, противоречив набор качеств любого человека (среди них трудолюбие - леность, страх - отвага, свободолюбие - подчинённость, бережливость - расточительность, страстность - благоразумие, опрометчивость - целеустремлённость, суровость -распущенность, благородство - подлость, щедрость - жадность, честность - лживость, деятельностность - смиренность, ловкость -неуклюжесть, ответственность - безответственность, ум - глупость, сообразительность -бестолковость, эгоизм - альтруизм). Одни могут проявляться, другие - нивелироваться в различных условиях жизнедеятельности.

В качестве обоснований экономических положений своей теории Смит приводит свидетельства современников, накопленные исторические сведения. Это позволяет сформировать представление не только об экономике, но и философских основах существования

человека и общества как в ретроспективе, так и на период создания изучаемой экономической концепции.

Природа наделила человека способностями, благодаря которым лучшие из людей в каждую историческую эпоху выделяются, занимают лидирующее положение и обретают власть над менее успешными собратьями. Так, вероятно, возникли вожди племён первобытных общин. Необходимость, нужда в удовлетворении первичных потребностей и страх перед опасностями побудили людей объединиться в общину, в рамках которой и зародились первые экономические (обмен) и культурные (общение) взаимоотношения.

Объединение людей в общество - это дальнейший, более сложный этап взаимодействия людей. Возникновение общества как системы отношений является закономерным следствием проявления природных качеств человека. Вне общества человек развиваться не может, не может в одиночку реализовать, проявить свою естественную сущность. Общество, в свою очередь, реализует свою сущность в системе иерархических отношений людей, путём установления и соблюдения правил, норм, законов общественной жизни. Когда круг потребностей и интересов людей выходит за пределы общины, естественно, требуется удовлетворение социальных потребностей (уважение, признание, знания ...). Так создаются условия для возникновения государства как формы сохранения, закрепления общественных отношений, регулирования общественной жизни.

Понимание причин существования общества и государства, условий их возникновения, демонстрируемое Смитом в анализируемом труде, целиком и полностью соответствует идеям, которые излагались в теории общественного договора. Именно она являлась ведущей в социальной философии как английских (Гоббс, Локк, Юм), так и французских мыслителей ХУП-ХУШ веков. Для Смита такие представления об обществе являются само собой разумеющимися. Поэтому он не ставит под вопрос их истинность, но своей задачей видит нахождение исторических свидетельств, подтверждающих трансформацию способов взаимосвязи между людьми.

Смена исторических эпох указывает на постепенное изменение отношений государства, общества и человека. На смену религиозному мировоззрению приходит научное. Отмена рабства, право собственности наёмных работников, аренда земли, свобода передвижения в

поисках выгодной работы - эти и подобные социально-экономические явления послужили развитию человека и стали возможны, когда интересы общества и человека нашли отражение в принципах государственного устройства. Таким образом, постепенно формировалась сложная социально-политико-экономическая картина жизнедеятельности, которая позволила учёным строить различные модели их развития.

Реализация естественных потребностей (труд, общение, обмен, выгода) связывает людей друг с другом, инициирует их деятельность. Со временем обогащается быт, материальная культура. Человек, способный к развитию себя и общества, частью которого он является, проявляет такие качества, как трудолюбие, бережливость, благоразумие, целеустремленность, активность, эгоизм, стремление к знаниям.

Этот набор, представляющий естественную природу человека, общий не только для названных мыслителей, но является базовым для всей эпохи нового времени. Это и есть тот инвариантный тезаурус философского и научного познания, который определяет контуры социальной картины мира и модели человека. Д. Юм и А. Смит оказываются одновременно и разработчиками этой модели, и её пользователями. В дальнейшем произойдёт модификация модели человека: понимание природы человека, «предполагающей аффективную расположенность людей друг к другу и к вещам, однако не предполагающей способность к рациональному расчёту» [3, с. 97], заменится противопоставлением субъективного и объективного, личного интереса и общественного блага.

Таким образом, специфика человеческой природы, согласно Смиту, оказывается метафизическим условием возникновения и существования общества. На её основании разрабатывается собственная модель экономической жизни, которую Смит описывает как систему естественной свободы - человек, не нарушая законов справедливости, свободно соблюдает личные интересы, конкурирует своим трудом и капиталом с трудом и капиталом другого лица или класса. Важно развитие конкуренции и создание равных возможностей для большого числа активных производителей и торговцев. Роль государства при этом характеризуется невмешательством в трудовую деятельность частных лиц, а заключается в соблюдении интересов общества в целом.

Развитие общества связано с активной созидательной деятельностью человека по преобразованию, освоению объектов природы, то есть с трудом. Трудиться, действовать -

значит проявлять естественные, природные человеческие склонности. Способность к труду сама по себе не создаёт столько возможностей для наращивания благосостояния человека, как в дополнение к ней природная склонность человека к торговле, обмену одних товаров на другие.

Со временем связи между людьми приобретают различную, более сложную форму (торговля, денежно-кредитная система, ссудный капитал, договорные отношения), их содержание раскрывает естественную неизменную человеческую природу.

Труд, являясь одним из базовых понятий в теории Смита, рассматривается как производительный и непроизводительный.

Результатом производительного труда является конечный продукт, произведённый на мануфактуре или в сельском хозяйстве. Продажа конечного продукта служит приращению капитала.

Результатом непроизводительного труда является услуга в нематериальной форме. Непроизводительный труд не создаёт материального продукта для продажи или потребления, а расходы на оплату данного труда должны быть произведены, то есть происходит не приращение, а наоборот, уменьшение капитала.

Важно подчеркнуть, что особенности видов труда обусловлены качествами человеческой природы. Прежде всего, трудолюбие, бережливость, благоразумие, свободолюбие, целеустремлённость, честность, активность, ответственность. При этом исключительное поощрение подобных, безусловно, позитивных качеств ведёт к дисбалансу, нарушению гармонии естественной сущности человека. В экономике и в жизнедеятельности человека-труженика, наёмного работника труд имеет отрицательные последствия в виде профессиональных болезней, отвращения к труду из-за его тяжести, монотонности, напряжённости. Низкая грамотность вследствие непопулярности, высокой цены образования, раннего начала трудовой деятельности также характеризует человека-труженика как тёмного, легко поддающегося пагубному влиянию. Сочетание этих факторов ведёт к установлению суровых нравов среди большей части населения.

Высокое благосостояние также не обеспечивает гармоничного развития состоятельной части населения, поскольку вызывает проявление таких черт человеческого характера: лени, распущенности, развращённости, расточительности, страстности, опрометчивости и прочих.

Образование состоятельные люди получали в частных учебных заведениях, церковных или бывших церковных. Не было целостной, единой системы светского образования. Предпочтительнее было обретать знания и жизненный опыт в путешествиях. Подобные негативные социально-экономические последствия преодолимы путём включения в экономическую теорию социальной, нравственной, гармонизирующей качественной компоненты, а именно, непроизводительного «легкомысленного» труда.

Непроизводительный труд подразделяется на уважаемый, почётный, необходимый и полезный всему обществу - государственное управление, служба в армии и во флоте, судопроизводство; и легкомысленный труд - «священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актёры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и прочие... Подобно декламации актёра, речи оратора или мелодии музыканта труд их всех исчезает в самый момент его выполнения» [4, с. 340].

Действительно, труд непроизводительных работников сам по себе не создаёт конечного материального продукта и должен оплачиваться за счёт производительного труда. Однако он выполняет особую не количественно измеримую, а качественную роль.

Посредством непроизводительного труда жизнь человека-труженика обретает разнообразие, наполняется смыслом - устройство праздников, организация балаганов для представлений музыкантов, циркачей, артистов и подобных развлекательных мероприятий. Увлечение искусством (музыкой, поэзией, живописью, оперой, драматургией), занятие наукой и философией, посвящение себя служению обществу способствуют духовному развитию состоятельной части населения - собственников капитала [4, с. 735].

«Система естественной свободы» [4, с. 648] представляется гармоничной системой, в пределах которой человек, обладающий, независимо от социального статуса, массой противоречивых качеств, стремится к гармонии. Гармонизацию личности человека и гармоничное развитие общества можно назвать результатом и целью непроизводительного труда.

Таким образом, производительный и непроизводительный виды труда являются взаимодополняющими, социально-экономико-этически сбалансированными.

Принятие во внимание особого результата непроизводительного легкомысленного труда, вероятно, позволило А. Смиту построить не просто модель экономического человека -«винтика» технократической системы, а гуманистическую рациональную социально-экономическую модель роста общественного благосостояния и обогащения человека как материального, так и культурного.

Итак, проведённый анализ показывает, что экономическая теория А. Смита базируется на определённой модели человека, которая является результатом комбинации естественных, присущих от природы человеческих характеристик и сложившихся философских представлений об обществе и государственном устройстве. Позитивная активность и рациональность человека в процессе взаимодействия с себе подобными формирует благосостояние отдельного члена общества и закладывает основу процветания целого народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брысина, Т. Н. «Науки о культуре» в контексте современной цивилизации / Т. Н. Брысина // Любищевские чтения 2009. Современные проблемы эволюции и экологии. -Ульяновск : УГПУ, 2009. - С. 244-251.

2. Брысина, Т. Н. Знание как презентант теоретико-методологического и социального контекста / Т.Н. Брысина // Вестник УлГТУ. -

2012. - №1. - С. 11-17.

3. Болтански, Л. Критика и обоснование справедливости: очерки социологии градов / Л. Болтански, Л. Тевено; [пер. с франц. О. В. Ко-веневой]. - М. : Новое литературное обозрение,

2013. - 572 с.

4. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М. : ЭКСМО, 2007. - 960 с. - Серия: Антология экономической мысли.

Брысина Татьяна Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» УлГТУ.

Емелеева Лилия Фаридовна, экономист Центра трансфера инженерно-управленческих направлений экономико-математического факультета УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.