истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Таким образом, мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов Интернет, в т. ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Использование ИКТ в учебном процессе обучения ИЯ в неязыковом вузе существенно расширяет возможности и позволяет следующее:
- представлять учебные материалы по ИЯ в печатном, графическом, звуковом и анимированном виде;
- автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
- сделать обучение дифференцированным и индивидуальным;
- существенно повысить мотивацию к изучению ИЯ;
- получить доступ и оперировать большим объемом информацией;
- формировать информационную культуру;
- организовать самостоятельную работу.
С одной стороны, через компьютерные программы происходит воздействие на различные виды ощущений, что повышает визуальную насыщенность материала, делает его более ярким, убедительным. С другой стороны, процесс обучения иностранным языкам начинает носить все более креативный характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности студентов.
Литература
1. Кирш Т. К. Аудиовизуальные и технические средства в обучении // М.: МГУ, 1975. C. 61.
2. Леонтьев А. А. Психология речевого воздействия // М., 1972. C. 135.
МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дильмурадова Н.
Дильмурадова Нилуфар - старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об общих педагогических и дидактических требованиях на всех этапах образования, о процессе самосовершенствования в воспитании, о повышении эффективности самостоятельной работы на основе знаний, идей и навыков студентов, о ее целях и задачах, какую роль играет работа над собой, что повышает творческое мастерство преподавателя, как формируются у студентов навыки самостоятельного мышления с применением различных методов и методик, что является основным и первым принципом организации самостоятельного образования, какую роль играет работа над собой, какой принцип рациональной организации самостоятельных занятий представляет собой правильное распределение времени.
Ключевые слова: структура образования, педагогическая технология, лекция, практические занятия, самостоятельная работа.
Будущее каждого общества определяется степенью развития образовательной системы, являющейся неотъемлемой его частью и жизненной необходимостью. В настоящее время, когда наша страна идет по пути независимого развития, вопросы реформирования, эффективности и совершенствования непрерывной образовательной системы, ее качественного повышения на всех уровнях, внедрения новых педагогических и информационных технологий подняты на уровень государственной политики. С принятием Закона «Об образовании» и утверждением Национальной программы по подготовке кадров создана основа для подготовки современных кадров через систему непрерывного образования.
Как известно, непрерывность и последовательность в образовательной системе не допускает излишней повторяемости, укрепляет духовный и интеллектуальный потенциал общества, а также обеспечивает неуклонное социальное и научно-техническое развитие государства. Непрерывное образование - это глубокое, всесторонне обоснованное обучение и воспитание, усовершенствованное сочетание различных форм, методов, средств, методик и направлений подготовки специалистов, а также обеспечение взаимосвязанности различных компонентов качественных составляющих непрерывного образования, успешного внедрения конкретных методов в образовательный процесс.
Общепедагогическое и дидактическое требование, предъявляемое ко всем этапам образования, заключается в совершенствовании организации самостоятельной работы, научного мышления, укреплении интереса к изучаемому предмету, углублении профессиональных знаний, повышении активности во время теоретических и практических занятий на основе программных знаний, представлений и навыков студента. Достижения мировых педагогических технологий подтверждают безграничность интереса студентов к предметам, возможности повышения их активности в ходе самостоятельной работы. Известный ученый Г. Спенсер, подчеркивая необходимость предоставления более широких возможностей для реализации процесса самосовершенствования в воспитании, указывает, что человечество развивалось только благодаря самостоятельному познанию.
Работа над собой для студентов играет важную роль в их обучении, овладении специальными навыками, формировании мировоззрения. Поэтому в настоящее время в системе образования республики уделяется особое внимание самообразованию студентов [1].
Целью принятия Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров является подготовка конкурентоспособного, отвечающего всем современным требованиям, овладевшего высоким профессионализмом специалиста. Для достижения данной цели особое значение придается учебно-воспитательной, научной деятельности студентов, их самостоятельной работе - как объекту исследования.
Целью самостоятельной работы студента является формирование и развитие у него знаний и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения им учебных работ под руководством и контролем преподавателя. Задачами самостоятельной работы студента являются:
- самостоятельное овладение навыками надлежащего усвоения новых знаний;
- поиск необходимых сведений и данных, определение его приемлемых методов и средств;
- эффективное использование источников информации;
- работа с традиционной учебной и научной литературой, нормативными документами;
- эффективное использование сети Интернета;
- системный и творческий подход к выполнению заданий;
68
- подготовка результатов к обсуждению, переработка указанных недостатков и другое.
Самостоятельная работа имеет следующие особенности:
1. Важной чертой является то, что организует ее сам студент. Для достижения успехов он должен терпеливо, не боясь трудностей, работать над собой. Это уже он сам - студент - планирует и осуществляет.
2. В процессе самостоятельной работы, наравне с овладением знаниями, должны оттачиваться и необходимые навыки, что также осуществляется самостоятельно.
Применение в процессе образования современных педагогических технологий, интерактивных методов обучения повышает не только творческое мастерство преподавателя, но и его ответственность. Из этого следует, что целью педагогической технологии является не только обучение, а и приобщение к самостоятельному обучению. Значит, использование современных педагогических технологий в образовательном процессе является важным фактором формирования у студентов навыков самостоятельного обучения.
Основным и первым принципом организации самостоятельного образования является его последовательность, т. е. непрерывное и поэтапное осуществление. Что, как известно, особо востребовано при организации учебного процесса. Студент должен закреплять получаемые им знания, вместе с тем, ежедневно самостоятельно вести подготовку для тщательного усвоения новой темы.
Для хорошего понимания и усвоения проходимой «сегодняшней» темы он должен стремиться еще больше углублять свои знания по пройденным материалам, самостоятельно подготавливаться и обучаться. Потому что время лекции студенту дается направление. В ходе текущего занятия невозможно обсудить все основные вопросы, относящиеся к рассматриваемой теме. По исследованиям психологов, только пять процентов, поднятых и обсужденных по ходу лекции вопросов, остаются в памяти студента. Знания, которые он получил самостоятельно, привлекал других к этим знаниям, гораздо прочнее «осядут» и останутся у него в памяти. Исходя из этого, можно констатировать, что самостоятельная работа студента играет важную роль в изучении им предмета, понятии и усвоении его основной сути, анализе и выражении своего восприятия и мнения.
Важным принципом рациональной организации самостоятельных занятий является правильное распределение времени для их проведения по дням в течение семестра [2]. Не даст положительных результатов и такой, к примеру, подход: иногда не делать уроки, иногда, а особенно ближе к концу семестра или к промежуточным контрольным, заниматься спешно, стремясь в темпе выполнить оставшиеся задания. Это понижает эффективность труда студента, его удовлетворенность результатами выполненных работ. Обычно распорядок дня студента определяет расписание занятий, но многое зависит и от самого студента. Например, если на реферат, контрольную работу или практическое задание еженедельно не будет уделяться время, и они регулярно не будут выполняться, то это, в итоге, не даст желаемого результата.
В заключение можно отметить, что в нашей стране в настоящее время поэтапно реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности проводимых в системе образования реформ. В частности, уделяется большое внимание организации образовательных процессов с использованием передовых информационных технологий, формированию у студентов навыков самостоятельного мышления через применение различных методов и методик, результатом чего должна стать качественная подготовка квалифицированных кадров. И это является основным требованием сегодняшнего дня. Ввиду такой постановки вопроса, для обеспечения надлежащего образовательного процесса важным является правильная организация взаимоотношений между студентом и преподавателем. А значит на преподавателя, на педагога возлагается большая ответственность. Вместе с тем, основной целью формирования у студентов навыков самостоятельной работы в процессе
69
современного обучения является воспитание самостоятельной, самодостаточной личности, человека высокой духовности, почитающего национальные и общечеловеческие ценности, имеющего собственное мнение, свой взгляд на мир. Воистину, человек становится зрелым и формируется только в ходе независимой интеллектуальной и духовной деятельности.
Список литературы
1. Радугин А. А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2002. С. 23.
2. Таджибаева Д., Юлдашев А. Методика обучения специальных дисциплин. «Связист». Т., 2009. С. 11-14.
РАМОЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОВЕСТИ «ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ»
В. П. АСТАФЬЕВА Михайлушкина О. А.
Михайлушкина Ольга Александровна - старший преподаватель, кафедра русского языка, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Аннотация: рассматриваются рамочные компоненты повести «Веселый солдат», формирующие неоднозначность восприятия образа главного героя и ключевой ситуации сюжета.
Ключевые слова: русская литература, рамочные компоненты, В. П. Астафьев, военная литература.
Повесть В. П. Астафьева «Веселый солдат» (1998) представляет перед читателем картину послевоенный жизни нашей страны, увиденную глазами человека, молодость которого прошла на фронте. Автобиографическое начало, неоднозначность авторской презентации и оценки личности главного героя повести делают образ ярким и запоминающимся.
Посвящение усиливает автобиографический подтекст повести, воскрешая в сознании образы ушедших детей писателя: «Светлой и горькой памяти дочерей моих Лидии и Ирины» [1, с. 3]. Повествование от первого лица также развивает исповедальное начало произведения, в котором воспоминания представлены «из настоящего, в котором к ним прикасается «я»-повествователь» [4, с. 17]. Устремленность авторского взгляда в прошлое акцентирует «минорное», лирическое звучание произведения, полемизируя с «мажорным», веселым настроением заглавия.
Заглавие же реализует «формулу узнавания» главного героя (Л. Гинзбург). Благодаря данной «формуле» образ главного героя в повести представлен с двух сторон: социальной и морально-психологической, фиксирующей оценочный компонент. Социальная характеристика закреплена за словом «солдат», формирующим в сознании читателя образ рядового военнослужащего. Так как автор дает своему «солдату» определение «веселый», можно предположить, что герой доволен службой, по-видимому, молод и не отягощен житейскими проблемами.
Однако эта веселость входит в полемику с эпиграфом повести: «Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире!». Данные строки принадлежат произведению «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) Н. В. Гоголя, которые, наряду с тревожными мыслями о современном классику мироустройстве, соединили в себе «надежду на всеобщее нравственное выздоровление» [2, с. 136], возвращение к