УДК 316.347(470.62)
Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии,
Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук [email protected]
Madina M. Shakhbanova
Doctor of Sociology,
Leading Researcher,
Institute of History,
Archeology and Ethnography,
Dagestan Federal Research Center
of the Russian Academy of Sciences
Место религиозной
самоидентификации горских евреев в структуре социальной идентичности
Place of religious
self-identification of mountain jews in the structure of social identity
Аннотация. В статье рассматривается место религиозной идентичности горских евреев в системе социальной идентичности. Эмпирические данные констатируют превалирование религиозной идентичности над другими типами самоидентификации, при этом установлена значимость для респондентов этноконфессио-нальной самоидентификации.
Ключевые слова: горские евреи, типы социальной идентичности, религиозная идентичность, религиозные установки.
Annotation. The article considers the place of the religious identity of Mountain Jews in the system of social identity. Empirical evidence indicates the prevalence of religious identity over other types of self-identification, while the significance for respondents of ethno-confessional self-identification has been established.
Keywords: Mountain Jews, types of social identity, religious identity, religious attitudes.
П
остановка проблемы и эмпирическая часть исследования1.
Происходящие в современном мире сложные религиозные процессы, противостояние между последователями разных конфессий и т.д. свидетельствуют, во-первых, об использовании религиозного фактора в политических процессах, вернее, эксплуатацию конфессионального параметра: «переосмысление роли религии в современном мире и религиозного фактора в объяснительных схемах мирового общественного развития связано и с отмеченными изменениями в социальной ткани, и с видоизменением религиозного фактора как такового. Политизация религии и конфессионализация политики требуют отхода от традиционных эпистемологических рамок рассмотрения соотношения религии и общества, религии и политики. Во многом сами понятия религии и религиозного фактора приобретают иное референтное звучание, отражающее их новое прочтение и проявление» [1, с. 15], во-вторых, о возросшей роли религиозной иден-
Статья выполнена в рамках проекта РФФИ 18-011-00367 «Этническая и религиозная идентичности горских евреев Северного Кавказа: состояние и тенденции».
тичности. Иными словами, реалии показывают, что основной для появления новых проблем и их обострения, как правило, является их нерешенность в предыдущие исторические периоды, которые в последующем способствуют появлению новых конфликтов и противоречий, но уже религиозно или национально окрашенных. Это относится и проблематике, связанной с вероисповеданием и религиозной идентичностью, поэтому имеющееся использование авторитета религии в целях политического экстремизма, которое характерно не только исламской среде, но и другим религиозным учениям, свидетельствует «о важности правильного методологического подхода при исследовании роли религиозной идентичности в социально-политической жизни» [1, с. 358] и таковым он определяет взаимоотношение социальных и религиозно-культурных факторов, диалектика их взаимодействия.
Результативность политики духовных лиц, культовых учреждений в основном определяется «новым» пониманием процесса осознания себя последователем конкретного вероисповедания. При этом повышение значимости религиозной само и ден тификации индивида, видимо, необходимо рассматривать не как результат усиления культовой активности человека, а как потреб-
ность в существовании постоянной культурно-цивилизационной характеристики в его жизни, впрочем, как и всего социума [2].
Также следует отметить, что в формировании религиозной идентичности существенную роль играет открытая демонстрация конфессиональной мотивации, обсуждение религиозных основ экстремизма и терроризма [3]. Данные факторы толкают человека к самоидентификации в рамках религиозной сферы, иными словами, происходит осознание индивидом собственной конфессиональной принадлежности, чувства общности с последователями исповедуемого вероучения.
В рамках данной статьи под религиозной идентичностью будем понимать отнесение человеком себя к определенному вероучению, которое также базируется на самоидентификации с определенной этнокультурой, образом жизни, сформировавшейся под влиянием исповедуемой религии.
В статье поставлена цель: показать выраженность религиозной идентичности горских евреев, ее место в структуре социальной идентичности, востребованность в массовом сознании религиозной самоидентификации.
Эмпирическая база исследования. Социологический опрос по изучению религиозной идентичности и специфики религиозного поведения горских евреев проведен в гг. Дербенте, Махачкале, Минводах, Нальчике, Пятигорске, Ессентуках методом «снежного кома». N - 425.
Результаты исследования. Прежде чем прийти к анализу религиозной идентичности горских евреев, следует отметить, что ее важность в социальной жизни объясняется тем, что религия рассматривается как один из индикаторов воспроизводства этнической идентичности, видимо, по этой причине проведенные в последние десятилетия исследования констатируют заметное укрепление позиций религиозной идентичности в массовом сознании. Кроме того, усилению роли конфессионального компонента в современном российском обществе способствуют самые различные факторы, как объективного, так и субъективного характера [4].
В рамках исследования религиозной идентичности и религиозного поведения горских евреев важное значение имело установление места религиозной идентичности в системе социальной идентичности. Эмпирические данные на вопрос «Кем Вы ощущаете себя, в первую очередь, на территории своего проживания?» показывают доминирование в массовом сознании горских евреев позиции «представителем своей религии (иудаизма)» (56,5 %) при относительно слабой выраженности этнической идентичности (19,8 %), которая с несущественным отрывом пропустила вперед государственно-гражданскую идентификацию («россиянин»). Обращает на себя внимание, что статистически небольшая часть опрошенных горских евреев обозначает осознание себя кавказцем (4,0 %),
хотя опрос проведен в северокавказском регионе, и, по мнению авторов, данный тип идентичности должен быть актуализированным в их массовом сознании. Таким образом, результаты исследования показывают, что в установках горских евреев очень важное место занимает не только иудаизм как индикатор воспроизводства этнической идентичности, а именно его востребованность определяет значимость религиозной идентичности в иерархии типов социальной идентичности.
При изучении религиозной идентичности для нас ключевым было установление соотношения этнической и религиозной идентичности, эмоциональное самочувствие горских евреев в процессе самоидентификации и определения значимых для себя типов идентичности, а также восприятие представителей разных социальных групп. Так, данные на вопрос «С какой из групп Вы испытываете чувство общности в наибольшей степени?» показывают доминирование в массовом сознании горских евреев именно этнической идентичности, которая заметно отодвинула на вторую позицию религиозную идентичность, занимавшую первое ранговое место в структуре социальной идентичности. Более того, результаты опроса демонстрируют, что чувство общности горские евреи ощущают «с представителями своего народа» (67,5 %), за ним следует уже близость с единоверцами (54,1 %). Вместе с тем, для горских евреев востребована и российская идентичность, осознание общности с россиянами (40,0 %). Далее на самоидентификацию с представителями своего поколения указывают 5,2 % опрошенных, профессиональная идентичность важна для статистически небольшой части респондентов (3,1 %). Если посмотреть результаты исследования по типу религиозности, то на важность осознания общности с единоверцами указывают 81,8 % в подгруппе «убежденно верующих», 82,0 % «верующих» подчеркивают значимость этнического единства, в то же время массовое сознание «колеблющихся» (65,8 %), «неверующих» (92,3 %) и «убежденно неверующих» (50,0 %) предпочтение отдает государственно-гражданской идентичности («россиянин»).
Таким образом, полученные результаты исследования являются основанием для вывода, что горским евреям характерна некоторая амбивалентность, когда они в зависимости от ситуации обозначают важность религиозной самоидентификации, которая является определяющей в их вовлеченности в конфессиональную религиозную жизнь, предполагающая соблюдение предписаний иудаизма, с другой стороны, имеет место и единая этнокультурная и надэтническая принадлежность. Более того, можно утверждать о существовании тесной взаимосвязи этнической и религиозной идентичности, что показывают эмпирические данные на вопрос «Какое из суждений для Вас важнее?»: так, в массовом сознании горских евреев превалирует позиция «для меня очень важна моя религиозная принадлежность» (65,9 %), на второй позиции с большим отрывом располагается этноконфессиональная самоидентификация «для меня очень важна моя религиозная и национальная принадлежность»
(17,2 %), при этом значимость этнической принадлежности уже существенно ослаблены (9,9 %). Далее, 7,8 % отметили суждение «для меня вообще не важна моя религиозная и национальная принадлежность». Несмотря на полученные довольно противоречивые результаты, не вызывает сомнения, что этноконфессиональ-ная идентичность востребована массовым сознанием горских евреев, более того, она выполняет главнейшую роль в установлении поведенческих и мировоззренческих аспектов в их жизнедеятельности .
С целью глубокого анализа выраженности религиозной идентичности и определения ее места в системе социальной идентичности респондентам был задан «контрольный вопрос» «В какой степени для Вас важна религиозная принадлежность?» и здесь прослеживается последовательность опрошенных - 79,8 % респондентов придерживаются позиции «для меня очень важна моя религиозная принадлежность», при этом 13,4 % отметили вариант ответа «для меня не очень важна моя религиозная принадлежность» и для 4,2 % «совсем не важна религиозная принадлежность». Как и ожидалось, на значимость религиозной принадлежности указали 90,9 % из подмассива «убежденно верующих» 91,7 % «верующих», 65,8 % «колеблющихся», 15,4 % «неверующих» и 50,0 % «убежденно неверующих», т.е. полученные данные показывают существование в религиозном поведении некоторых групп по типу относящихся к «колеблющимся», которые «иногда участвуют в некоторых религиозных обрядах своей религии», а также «неверующие» и «убежденно неверующие», вообще не принимающие участие в религиозных обрядах своей религии обозначают важность своей конфессиональной самоидентификации, причем степень ее определения охарактеризована как «очень важна».
Установление степени значимости религиозной принадлежности обусловливает выявление религиозных праздников, через которых проявляется их религиозная идентичность. Так, полученные на вопрос «Какие праздники имеют для Вас наибольшее значение?» эмпирические данные показывают, что респонденты в качестве таковых определили Песах (98,1 %), Йом-Кипур (85,9 %), Пурим (84,9 %), Шаббат (84,7 %), Рош а-Шана (83,8 %) и Шавоут (78,4 %), причем по
Литература:
1. Мчедлов М.П. Диалектика взаимодействия социальных и культурно-религиозных идентич-ностей // Россия реформирующаяся. Ежегодник / М.П. Мчедлов; Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. М. : Институт социологии РАН, 2007. С. 356-369.
2. Vladimir Gryshai. Social health of youth in the context of migration processes in russia: assessment of the threat to national security (2018) / Vladimir Gryshai, Natalya Gafiatulina, Valery Kasyanov, et al. // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 141-145. URL : http://heraldnamsca.in.ua/ index.php/hnamsca/article/view/310
типу религиозности все подгруппы указали на них, что свидетельствует об осознании общественным сознанием горских евреев значимости конфессиональных праздников исповедуемого вероучения.
Установление значимости религиозного фактора в жизни современных горских евреев естественно обусловливает необходимость установления роли иудаизма в сохранении их этнического единства и целостности. Полученные на вопрос «Согласны ли Вы с суждением, что сохранением себя как народа евреи обязаны иудаизму?» результаты показывают, что подавляющая часть горских евреев подчеркивает роль иудаизма в сохранении их как самостоятельного народа (93,6 %), при этом 5,2 % затруднились выразить свою позицию. Полученные эмпирические данные демонстрируют значимость для опрошенных горских евреев своего вероисповедания (иудаизм), что естественно способствует укреплению позиций религиозной идентичности в системе типов социальной идентичности.
Заключение. На основе полученных социологических данных установлено, что опрошенные горские евреи чувство общности испытывают, во-первых, с последователями своей религии, во-вторых, с представителями своей этнической общности. Более того, для горских евреев существенное значение имеет их конфессиональная принадлежность, и иудаизм в жизни каждого из респондентов выполняет очень важную роль. Кроме того, горские евреи придерживаются позиции, что иудаизм является частью их национальной культуры, более того, именно благодаря ей удалось сохранить единство и целостность горских евреев как этнической общности.
Проведенное исследование показывает, что ярко выраженная религиозная идентичность, сутью которой является осознание чувства общности и солидарности с единоверцами, очень часто выступает основой сохранения межрелигиозного и межнационального доверия. Религиозные ритуалы (молитва, пост, чтение религиозных текстов, посещение могил и т.д.) осознание группового единства, благодаря которым обеспечивается позитивная интеграция, иными словами, религиозность в определенной мере способствует солидаризации и социальной консолидации этнической общности, в данном контексте горских евреев.
Literature:
1. Mchedlov M.P. Dialektika vzaimodejstviya social'nyh i kul'turno-religioznyh identichnostej // Rossiya reformiruyushchayasya. Ezhegodnik / M.P. Mchedlov; Otv. red. M.K. Gorshkov. V. 6. M. : Institut sociologii RAN, 2007. P. 356-369.
2. Vladimir Gryshai. Social health of youth in the context of migration processes in russia: assessment of the threat to national security (2018) / Vladimir Gryshai, Natalya Gafiatulina, Valery Kasyanov, et al. // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 141-145. URL : http://heraldnamsca.in.ua/ index.php/hnamsca/article/view/310
3. Брусенцева Д.М. Модель противодействия освещению деятельности террористической организации в медиапространстве / Д.М. Брусенцева, Н.Х. Гафиатулина. Ростов н/Д., 2018.
4. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, I.V. Gluzman, M.A. Polivina, M.A. Gnatyuk, R.O. Ramazanov // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. P. 296-305.
3. Brusentseva D.M. A model for counteracting the coverage of a terrorist organization in the media / D.M. Brusentseva, N.Kh, Gafiatulina. Rostov n/D., 2018.
4. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, I.V. Gluzman, M.A. Polivina, M.A. Gnatyuk, R.O. Ramazanov // Revista Inclusiones. 2019. T 6. № 2. P. 296-305.