все время просыпаться) и сила (battre la chamade - сильно биться (о сердце).
Характерным для процессуальных фразеологизмов субкатегории состояния во французском языке является больший удельный вес случаев реализации семантики интенсивности без уточнения параметра напряженности протекания процессуального признака «состояние» (29% и 8% соответственно): prendre une brosse - сильно напиться, avoir les bras rompus - сильно устать, еле ноги носят - очень устал.
Результаты проведенного сопоставительного исследования имеют теоретическое и практическое значение, они могут быть использованы в практике преподавания фразеологии в высшем учебном заведении при работе с русскими студентами, изучающими французский язык как иностранный, а также с иностранными студентами, которые изучают русский язык.
Список литературы
1. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки.- М.:Наука, 1985.-
С.61
2. Цой Т. А. Способы выражения интенсивности действия в современ-
ном русском языке : Дис.... канд. филолог. наук. - М.: 1989.-173 с. Источники
3. Новый большой французско-русский фразеологический словарь /Под
ред. В.Г Гака, Л.А. Мурадовой и др. - М., 2005. - 1625 с.
4. Словарь наречий и служебных слов русского языка / Сост.
В.В. Бурцева.-М.: Рус.яз. - Медиа, 2005. -752 с.
5. Французско-русский фразеологический словарь /Под ред.
Я.И. Рецкера. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. - 1112 с.
И.Э. Захарова
Курганский государственный университет
МЕСТО РЕФЛЕКСИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Статья о необходимости формирования рефлексивных навыков при оценке деятельности как преподавателя, так и студентов в процессе обучения. Автор полагает, что формирование данных навыков результативно не только в учебной деятельности, но и в процессе созидания социально активной личностной позиции.
Ключевые слова: рефлексия,самооценка,саморазвитие.
I.E.Zakharova Kurgan State University
REFLECTION IN THE CO-ACTIVITY OF THE TEACHER AND THE STUDENT IN THE CONTEXT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Annotation
The article is about the necessity of formation of the reflexive skills in the assessment of teacher-and-students' activity in the class. These skills are supposed to be effective not only in the educational process but in the process of developing a socially active position of a personality.
Keywords: reflection, self-assessment, self-development.
Истоки развития и саморазвития личности в процессе обучения базируются на содержательно-оценочной основе, а оценочные умения студенты приобретают в коллективной учебно-познавательной деятельности. Саморазвитие личности определяется характером педагогического общения как педагога и студентов, так и студентов между собой.
Рефлексия преподавателя играет в процессе обучения ключевую роль, поскольку именно на ней основана и возможность выстроить само занятие на принципе рефлексии. Операционную структуру рефлексивной деятельности преподавателя предложила Неура Режина Хенке, обобщившая позиции таких авторов, как Дьюи и Шон (1). Она выделила 8 компонентов структуры, сформулировав их как обращения к педагогу:
1. Учи («Teach»).
2. «Думай вспять» («Think back»).
3. Описывай («Describe»).
4. Исследуй причины («Investigate reasons»).
5. Переосмысли то, что произошло, в свете теоретических моделей («Re-frame events the light of several theoretical framework»).
6. Разработай ряд интерпретаций («Generate multiply understandings»).
7. Реши, что делать дальше («Decide what to do next»).
8. Начни все снова («Start it all over again»).
Однако рефлексия преподавателя - еще не вся рефлексивная модель обучения, поскольку последняя необходимо включает еще и рефлексивный тип взаимодействия педагога и обучающегося, когда рефлексия происходит не только в голове преподавателя, но также и в голове обучающегося. Организовать этот совместный рефлексивный процесс - сложная методическая и творческая задача преподавателя.
Кардинально меняется роль контроля и оценки знаний обучаемого. В системе традиционного образования право оценивать эффективность обучения имеет только преподаватель. В данном случае характерен отказ от репрессивной, деструктивной роли контроля и оценки знаний студента; усилия преподавателя направлены на формирование у студента адекватного самосознания и самооценки, на создание внутренней свободы, психологической устойчивости и инициативы.
Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.
Но сохранение прежней системы оценки знаний, в рамках которой практически отсутствует учет мнения са-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 6
127
мих обучаемых, создает препятствие к саморазвитию личности обучаемого.
Г.Ю.Ксензова в своих исследованиях, посвященных оценочной деятельности (2), отвечая на вопрос: «Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания?», выделяет два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся. Она считает, что нормой в работе педагога при оценке обучающихся в процессе повседневной деятельности должно стать умелое применение индивидуальных эталонов, а в контролирующих процедурах - использование стандартных тестов. Г.Ю.Ксензова подчеркивает, что базовым умением в осуществлении оценочной функции обучающегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение - это самоуправляемая деятельность.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы преподаватель имел возможность систематически контролировать и оценивать деятельность студентов. Большое значение имеет такая стадия педагогического взаимодействия, как обратная связь. Все, что студент узнает о себе в процессе общения и взаимодействия, опосредуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором он оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Для того, чтобы развить социально активную личность, необходимо привить ей рефлексию, поскольку только человек с развитой рефлексией способен ставить перед собой общественно значимые цели и находить собственные пути их достижения. Развитию рефлексии способствуют навыки критического мышления и использование знаний в повседневной жизни, умение изучать себя как личность с помощью самонаблюдения и различных психологических методик, адекватно оценивать свои способности к различным видам деятельности, определять сферу жизнедеятельности для себя, исходя из собственных целей, возможностей и особенностей окружающей действительности.
В современном образовании преподаватель теряет монополию на информацию и доминантную позицию в учебном процессе, но приобретает новые, не менее важные роли, а именно: роль организатора, консультанта, координатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Для того, чтобы студенты смогли овладеть языковыми умениями, учителю следует:
- показывать студентам как можно больше способов решения задач, чтобы, организуя рефлексию учебной деятельности, помочь студентам сформировать собственный стиль обучения;
- поддерживать у учащихся желание учиться и чувство успеха, движения к намеченной цели;
- создавать в ходе учебного процесса ситуации, которые бы ставили студентов перед необходимостью самостоятельно мыслить и принимать решения, касающиеся содержания и формы высказывания, для достижения определенной коммуникативной цели;
- создавать в ходе учебного процесса ситуации, которые бы ставили студентов перед необходимостью работать в парах и группах и брать на себя ответственность за результат выполнения группового задания.
В современном образовании студенты становятся полноправными субъектами учебного процесса, который строится на принципах подлинного сотрудничества преподавателя и студента, что позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие формы и методы преподавания иностранных языков.
Важно признать за студентами право:
- знать, с какой целью, зачем организует учитель ту или иную учебно-познавательную деятельность;
- принимать активной участие в определении ее форм и своего места в коллективном процессе приобретения знаний, умений и навыков;
- по-своему организовывать свою самостоятельную учебную деятельность;
- выбирать собственные (иногда не самые короткие) пути достижения намеченной цели, определять свой стиль учения;
- учиться в собственном режиме или влиять на выбор режима обучения;
- иметь собственные интересы, потребности, приоритеты, которые учитель должен принимать и учитывать;
- иметь вопросы и задавать их;
- контролировать и самостоятельно отслеживать собственный процесс учения, делать ошибки и корректировать их;
- нести ответственность за результаты своего учения и самостоятельно принятые решения.
Таким образом, коммуникативная направленность обучения иностранному языку осуществляемого на рефлексивной основе предполагает успешность в овладении не только учебными умениями, но и общепредметными, к которым относят умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятие информации и осмысление результатов своих действий.
Список литературы
1. Henke N.R. Reflective teaching. http//www.disal.com
2. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. - М., 2000. -C.6.
3. Киселев И.Я. Методика самооценки студента/Практические
занятия по психологии.Учеб. пособие/Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П.Волковой. - М.:Физкультура и спорт,1989.- С.35-36.
В.И. Кабыш
Курганский государственный университет
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНВЕРСИВЫ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО ТИПА
Аннотация
В настоящей статье рассматривается один из типов фразеологических конверсивов - причинно-следственный. Выявляется около 300 процессуальных фразеологизмов, вступающих в каузативные (причинно-следственные) отношения; определяется роль глагольных компонентов в формировании семантики каузативнос-ти; описываются типы фразеологических каузативов.
Ключевые слова: процессуальные фразеологизмы, субкатегория отношения, конверсивные отношения, кон-
128
ВЕСТНИК КГУ, 2010. № 3