DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_217 УДК 343.13
МЕСТО ПРОКУРОРА В СИСТЕМЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА
ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ THE PLACE OF THE PROSECUTOR IN THE SYSTEM OF PROCEDURAL MANAGEMENT OF THE INQUIRY
ПОЗДЯКОВА Ольга Викторовна,
адъюнкт адъюнктуры, Санкт-Петербургский университет МВД России,
старший лейтенант полиции.
г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.
ORCID 0000-0002-9314-5166
E-mail: pozdyakovao@mail.ru;
POZDYAKOVA Olga Viktorovna,
Adjunct of Adjunct, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
senior police lieutenant.
St. Petersburg, Pilyutova Pilot str., 1.
ORCID 0000-0002-9314-5166
E-mail: pozdyakovao@mail.ru
Краткая аннотация: научная статья освещает изучение места прокурора в системе процессуального руководства производством дознания. Автор обращает внимание на полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью предварительного расследования. Обозначены ключевые моменты, которые касаются функций прокурора при осуществлении надзора в указанной сфере. Представлены основополагающие выводы о необходимости совершенствования соответствующего законодательства в направлении регламентации деятельности прокурора по вопросам руководства производством дознания.
Abstract: the scientific article highlights the study of the prosecutor's place in the system of procedural management of the inquiry. The author draws attention to the powers of the prosecutor to supervise the legality of the preliminary investigation. The key points that relate to the functions of the prosecutor in the exercise of supervision in this area are outlined. The fundamental conclusions about the need to improve the relevant legislation in the direction of regulating the activities of the prosecutor on the management of the investigation are presented.
Ключевые слова: государство, законность, права и свободы человека, прокурор, полномочия прокурора, прокурорский надзор, дознание, предварительное расследование, процессуальное руководство.
Keywords: state, legality, human rights and freedoms, prosecutor, prosecutor's powers, prosecutor's supervision, inquiry, preliminary investigation, procedural guidance.
Для цитирования: Поздякова О.В. Место прокурора в системе процессуального руководства производством дознания // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 217-220. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_217.
For citation: Pozdyakova O. V. The place of the prosecutor in the system of procedural management of the inquiry // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 217-220. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_217.
Статья поступила в редакцию: 14.03.2023
Исторически известно, что институт прокуратуры России претерпевал значительные изменения, сущность которых обусловливалась конкретными условиями развития государства. Например, император Петр I в 1722 году создает прокуратуру, задачей которой выступало осуществление надзора за деятельностью государственных органов, в том числе и судов.
Институт прокуратуры занимает особое место в трудах дореволюционных ученых. Так, И.Я. Фойницкий подчеркивал, что прокуратура -это «не только обвинительная сторона в уголовном процессе... но вместе с тем орган, обязанный следить за правильным применением закона судебными установлениями. Государственное обвинение на основании своем имеет не начало удобства, определяемого единоличным усмотрением, а начало законности, охранение его тем более важно, что уголовное преследование. чрезвычайно тяжело отзывается на обвиняемом» [12, с. 604-605]. В процессе развития института прокуратуры наблюдается усиление роли прокурора в ходе расследования преступлений. Так, в результате проведения судебной реформы 1864 года от института прокуратуры отошла надзорная функция за государственными органами и судами. В итоге, прокуратура берет на себя обязанности руководства расследованием и осуществления уголовного преследования.
Далее, если проследить историю развития института прокуратуры, мы видим, что 24 ноября 1917 года Декретом советской власти № 1 прокуратура упразднена и только в 1922 году воссоздана с новыми широкими полномочиями для прокуроров. Здесь важно заметить, что кроме уголовного преследования прокуратура стала осуществлять общий надзор, а затем и надзор за деятельностью судов.
На современном этапе политического, социально-экономического развития Российской Федерации вопрос о реформировании прокуратуры и месте прокурора в системе является одним из ключевых. Потому как, активно обсуждается в научных, общественных кругах и властных структурах государства. Прокурор играет основополагающую роль в ходе дознания Российской Федерации, имеет важное значение для всего уголовного судопроизводства.
В совокупности расследования противоправных действий происходят взаимодействия государства с обществом. При этом, естественно, затрагиваются права и свободы гражданина. В современных условиях, согласно Конституции Российской Федерации, обозначенные элементы выступают необходимыми сторонами сформировавшегося правового государства и гражданского общества [1]. Конечно, в данном аспекте весомую роль играют практическая деятельность органов предварительного следствия и дознания. Более того, фигура прокурора в качестве особого субъекта уголовного производства выступает гарантом, который призван в силу своих полномочий обеспечивать законность следствия,
соблюдение прав и законного круга интересов всех участников процесса.
В этой связи, представляется наиболее актуальным проанализировать деятельность прокурора и его место среди других участников уголовного процесса в системе процессуального руководства производством дознания через призму обеспечения законности в Российской Федерации. Более того, значимость настоящего исследования продиктована тем фактом, что прокурор является постоянно действующей и влиятельной фигурой на всех этапах уголовного судопроизводства. Он вступает в уголовный процесс с момента получения сведений о совершенном или готовящемся преступлении и осуществляет свою деятельность вплоть до пересмотра по различным основаниям вступившего в законную силу приговора суда [3].
В ходе рассмотрения вопроса, необходимо обратить внимание на такой факт, что науке уголовного процесса и прокурорского надзора присуще мнение о том, что руководство прокурора досудебным производством является методом, способом его надзорной деятельности [9, с. 2-7].
Характерно, что прокурорское руководство расследованием отражает специфику российской модели развития прокуратуры, ее уникальность, которая заключается в соединении в компетенции прокурора процессуальных полномочий, являющихся надзорными и одновременно представляющих форму руководства расследованием, организации уголовного преследования [5, с. 121].
Изучая место прокурора в системе процессуального руководства производством дознания, необходимо обратить внимание на трактовку понятия прокурор. Так, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации представляет феномен прокурора в уголовном судопроизводстве в качестве должностного лица, которое осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в рамках и пределах полномочий, установленных уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [6].
Вместе с тем, нельзя обойти стороной Закон «О прокуратуре» Российской Федерации, где статья 1 «Прокуратура Российской Федерации» оговаривает, что прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны. Более того, для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор в нескольких направлениях, в числе которых находится надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия [3, статья 1]. Иными словами, прокурор это должностное лицо органа прокуратуры, которое в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации наделено функцией уголовного преследования и надзорными полномочиями. Кроме того, в практической деятельности прокурор следит за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны, участвует во всех организационных вопросах. Среди них, рассмотрение дел судами, арбитражными судами, опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
Вместе с тем, важно знать, что в рамках изучения обозначенного вопроса основополагающее значение имеет такое понятие, как полномочия прокурора. Поскольку, полномочиями выступает категория, которая, позволяет обозначить место прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в целом. Более того, дает нам возможность увидеть насколько эффективно прокурор может решать задачи по осуществлению надзора в частности.
Справедливо отметим взгляды исследователей Д.А.Сычева, Ш.М. Абдул-Кадырова, которые оговаривают, что в досудебной стадии прокурор не осуществляет уголовное преследование. Поэтому все полномочия, которые реализуются в стадии расследования уголовного дела носят исключительно надзорный характер. В науке также имеет место быть позиция, которая предполагает единство функции прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Так, согласно позиции ученого М.К. Малиненко, единственная функция, которую осуществляет прокурор в стадии дознания - правообеспечительная, которая одновременно включает все полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [6, с. 13].
Думается, наиболее обоснованной представляется позиция Д.А Сычева и Ш.М. Абдул-Кадырова о превалировании надзорной составляющей в деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве на современной этапе развития законодательства [10, с. 12].
Кроме того, к особенностям осуществления прокурором надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства следует отнести различия в полномочиях прокурора при производстве надзора за органами, которые осуществляют дознание и следственными органами. Различия проявляются в объеме полномочий прокурора. Так, реализуемые прокурором полномочия в отношении органов дознания носят властно-распорядительный характер и в целом заметно шире полномочий, которые может осуществлять сам прокурор в отношении органов следствия.
Исходя из актуализации вопроса, в теории права полномочия прокурора по осуществлению надзора в стадии предварительного расследования часто разделяют на два вида. Прежде всего, такое разделение зависит от их функциональной направленности. Первый вид полномочий направлены на выявление нарушений законодательства органами дознания и предварительного следствия. В их число входят право проверять уголовное дело, получать копии постановлений органов, осуществляющих предварительное расследование, рассматривать жалобы участников процесса.
Следует выделить, что зачастую к полномочиям прокурора, относят право прокурора участвовать в судебных заседаниях, проводимых в рамках осуществления судебного контроля в досудебном производстве. В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен участвовать в судебных заседаниях об избрании меры пресечения, о продлении срока содержания под стражей, отмене или изменении меры пресечения, о рассмотрении ходатайств о производстве процессуальных действий, которые допускаются только на основании судебных решений [2, статья 37]. При этом отмечается, что в отдельных ситуациях на прак-
тике прокурор может не поддерживать ходатайство следователя, при том что именно прокурор обосновывает перед судом необходимость удовлетворения ходатайства. Некоторые исследователи признают это проблемой, которая возникает вследствие отсутствия обязанности следователя согласовывать содержание таких ходатайств [4, с. 7].
Вторая группа полномочий направлена на устранение нарушений закона, которые допускаются органами предварительного следствия и дознания. Необходимо выделить, что в этой группе полномочий наиболее четко прослеживается уже упоминаемое различие полномочий прокурора в зависимости от формы предварительного расследования. При осуществлении надзора за законностью деятельности органа дознания прокурор наделен большим объемом полномочий. К таким можно отнести право прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, право отменять незаконные или необоснованные постановления органа дознания, право разрешать отводы, заявленные дознавателю, и самоотводы, право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им было допущено нарушение требований законодательства, право изымать любое уголовное дело у дознавателя и передавать его следователю и другие. В данном случае можно отметить, что наряду с надзорными полномочиями прокурор в отношении дознавателя обладает рядом полномочий, направленных на осуществление уголовного преследования, в частности возможность давать указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. В отношении следователя прокурор такими правомочиями не обладает. Таким образом, направлениями деятельности прокурора выступают сферы общественных отношений, в которых его участие реализуется через возложенные государством функции и полномочия.
В процессе изучения обозначенного вопроса, обращаем внимание на сущность процессуального руководства расследованием преступлений. Здесь, следует отметить, что оно предполагает наличие по отношению к руководимым субъектам властных полномочий, надзор же за соблюдением законов по отношению к поднадзорным субъектам подразумевает их отсутствие. Осуществляя высший надзор за законностью в стране, прокурор при обнаружении фактов несоблюдения закона принимают меры по устранению выявленных нарушений, но сами незаконные акты не отменяют.
По мнению отдельных ученых процессуальное руководство предварительным расследованием является институциональной основой современного досудебного уголовного судопроизводства. При этом, всегда необходимо учитывать, что расследование уголовного дела носит многоаспектный характер [7, с. 64].
Вместе с тем, как справедливо отмечается в специальной литературе, вопрос о роли прокурора на досудебном производстве, его функциях и полномочиях, о необходимости и возможностях осуществления им процессуального руководстве расследованием преступлений, продолжает оставаться наиболее дискуссионным [13, с. 3-8].
Необходимо выделить, что современная юридическая наука в вопросах места прокурора в системе процессуального руководства производством дознания наполнена многочисленными дискуссиями. Отдельными исследователями негативно оценивается концепция процессуальной независимости следователя и перераспределение контрольно-управленческих полномочий, ранее находившихся в компетенции прокурора, в пользу руководителя следственного органа. Кроме того, отмечается дефицит полномочий прокурора при надзоре за предварительным следствием. В теории права активно обсуждается необходимость возвращения прокурору права самостоятельно и непосредственно возбуждать уголовные дела. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, пункту 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального законодательства, прокурор может инициировать начало уголовного преследования путем вынесения мотивированного постановления о направлении материалов, содержащих признаки преступления, в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании [2, статья 37]. В практической деятельности такое постановление согласно пункту 4 части 1 статьи 140 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выступает мотивом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, современная наука обозначенный механизм подвергает критике. Поскольку, направление соответствующего постановления не предполагает безусловной обязанности следователя вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Более того, существует практика вынесения следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокурор, в свою очередь, на основании части 6 статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое направляет руководителю следственного органа [2, статья 148]. При этом уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит норм, препятствующих вынесению повторного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела [2, статья 148].
В итоге, мы наблюдаем образование замкнутого круга, который состоит в обмене между прокурором и следственным органом указанными постановлениями. Отмечается, что в отдельных случаях такой механизм может содержать в себе несколько процессуальный циклов, каждый из которых по времени может занимать до двух и более недель. При этом могут быть утрачены важные следы преступления, а в итоге нарушены права лиц, потерпевших от преступления [8, с. 56].
Разумеется, нельзя сказать, что такой механизм на практике применяется в каждом из случаев. Также сложно предположить, чем могут быть мотивированы действия следователя и руководителя следственного органа, чтобы осуществлять такого рода саботаж. Необходимо отметить, что не менее важным проблемным моментом является недостаточность полномочий, направленных на устранение нарушений закона, допускаемых следователем. На данным момент основным таким полномочием является право прокурора требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, которые допускаются в ходе предварительного расследования.
Обозначенное полномочие также сегодня подвергается критике. Нецелесообразность на практике обусловливается двумя моментами,
где отсутствуют у следователя обязанности отчитываться перед прокурором о выполнении положений такого требования. Второй аспект заключается в возможности следственного органа высказывать возражения относительно вынесенных прокурором требований Такое право влечет за собой запуск многоуровневой процедуры по урегулированию разногласий между следственным органом и прокуратурой При этом важно, что окончательное решение по урегулированию этих разногласий принимает Генеральный прокурор. В большинстве случаев такой итог соответствует изначальной позиции нижестоящего прокурора. Отсюда и возникает вопрос эффективности наличия обозначенной процедуры. Поскольку, единственным последствием ее использования на практике является затягивание времени и волокита. Поэтому исследователями предлагается исключение из уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации права следователя на обжалование требования прокурора об устранении нарушений. Аналогичной позиции придерживается и Генеральный прокурор, отмечая, что только полноценный прокурорский надзор за деятельностью следствия, подкрепленный правом прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, может исправить положение с ростом нарушений со стороны следователя [15]. Важно обратить внимание на предложение по наделению прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела. Как уже отмечалось исследователями, текущий механизм признается неэффективным. Разумеется, такой подход, позволил бы прокурору более оперативно реагировать на нарушения, допускаемые следователем, и своевременно их устранять. Однако открытым при этом остается вопрос о снижении количества таких нарушений. Ведь основной причиной нарушений выступает недостаточный уровень подготовки следователей и дознавателей, а также ослабление профессиональных навыков следственных работников [11, с. 10-23].
В целом, реализуя свое процессуальное руководство производством дознания, прокурор действует в публичных интересах, является активным участником досудебного производства, несет ответственность перед обществом и государством за ход и исход процесса. Поэтому влияние прокурора на досудебное производство должно быть неограниченным [14, с. 160].
Таким образом, исследование места прокурора в системе процессуального руководства производством дознания позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере. При этом необходимо отметить, что совершенствование должно проводиться последовательно и с учетом усиления именно руководящей составляющей в прокурорской деятельности.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. 04 августа. №31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/47be3ebf3adb241d2340640262ad9fad642b6ac3/ (дата обращения: 20.02.2023).
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/a7897e6471f1f713c1af63e5476c9ec0c9d46650/ (дата обращения: 21.02.2023).
4. Гринюк E.H. Роль прокурора в обеспечении прав участников уголовного процесса на досудебных стадиях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Гринюк Елена Николаевна - Волгоград. - 2018. - 24 с.
5. Ильинский Д.О. Прокуратура Российской Федерации в механизме реализации общеправового принципа законности: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ильинский Денис Олегович - Москва. - 2007. - 221 с.
6. Малиненко М.К. Процессуальные аспекты обеспечения прокурором законности предварительного следствия: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Малиненко Михаил Константинович - Краснодар. - 2017. - 31 с.
7. Образцов А. В. О системе процессуального руководства расследованием преступлений // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 1 (45). - С. 63-67.
8. Рагулин A.B. О необходимости расширения полномочий прокурора как участника уголовного судопроизводства в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 4 (29). - С. 52-65.
9. Соловьев А., Якубович Н. Предварительное расследование и прокурорский надзор в свете судебной реформы // Законность. - 1995. - № 8. - С. 2-7.
10. Таболина К.А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Таболина Ксения Андреевна - Москва. - 2016. - 39 с.
11. Толкаченко A.A. Типичные ошибки и недостатки следствия с точки зрения судов // Уголовный процесс. - 2014. - №9 (117). - С. 10-23.
12. Фойницкий И. Я. Курс уголовного процесса. Санкт-Петербург: изд. В. Лесникова, 1884. Т. 1. 664 с.
13. Халиулин А.Г. Правовое регулирование досудебного производства по уголовным делам нуждается в исправлении системных ошибок // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 11. - С. 3-8.
14. Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА. - 2004. - 287 с.
15. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (от 18 апреля 2018) // Генеральная прокуратура [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ni зтгпе№5/пе№5-1366820. (дата обращения 22.02.2023).
References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. August 04. No. 31. Article 4398.
2. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 No. 174-FZ (ed. of 29.12.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 11.01.2023) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/47be3ebf3adb241d2340640262ad9fad642b6ac3 / (date of appeal: 20.02.2023).
3. Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 (ed. of 29.12.2022) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 09.01.2023) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/a7897e6471f1f713c1af63e5476c9ec0c9d46650 / (accessed: 02/21/2023).
4. Grinyuk E.H. The role of the prosecutor in ensuring the rights of participants in the criminal process at the pre-trial stages: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Grinyuk Elena Nikolaevna - Volgograd. - 2018. - 24 p.
5. Ilyinsky D.O. Prosecutor's Office of the Russian Federation in the mechanism of implementation of the general legal principle of legality: dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Ilyinsky Denis Olegovich - Moscow. - 2007. - 221 p.
6. Malinenko M.K. Procedural aspects of ensuring the legality of the preliminary investigation by the prosecutor: Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Malinenko Mikhail Konstantinovich - Krasnodar. - 2017. - 31 p.
7. Obraztsov A.V. On the system of procedural management of the investigation of crimes // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - № 1 (45). - Pp. 63-67.
8. Ragulin A.B. On the need to expand the powers of the prosecutor as a participant in criminal proceedings in the Russian Federation // Eurasian Advocacy. - 2017. - № 4 (29). - Pp. 52-65.
9. Soloviev A., Yakubovich N. Preliminary investigation and prosecutor's supervision in the light of judicial reform // Legality. - 1995. - No. 8. - pp. 2-7.
10. Tabolina K.A. Supervision of the prosecutor over the initiation and investigation of criminal cases: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Tabolina Ksenia Andreevna - Moscow. - 2016. - 39 p.
11. Tolkachenko A.A. Typical mistakes and shortcomings of the investigation from the point of view of the courts // Criminal process. - 2014. - №9 (117). - P. 10-23.
12. Foynitsky I. Ya. Course of criminal procedure. St. Petersburg: V. Lesnikov Publishing House, 1884. Vol. 1. 664 p.
13. Khaliulin A.G. Legal regulation of pre-trial proceedings in criminal cases needs correction of system errors // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2008. - No. 11. - pp. 3-8.
14. Khimicheva O.V. Conceptual foundations of procedural control and supervision at the pre-trial stages of criminal proceedings. M.: Law and Law, UNITY-DANA. - 2004. - 287 p.
15. Report of the Prosecutor General of the Russian Federation Yu.Ya. Chaika at a meeting of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation (dated April 18, 2018) // Prosecutor General's Office [Electronic resource]. URL: https://genproc.gov.ni ztgpe No.5/pe No.5-1366820. (accessed 22.02.2023).